Научная статья на тему 'Трансактный анализ и типичные состояния сознания в межличностных отношениях в студенческой группе'

Трансактный анализ и типичные состояния сознания в межличностных отношениях в студенческой группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1847
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / TRANSACTIONAL ANALYSIS / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русскова Галина Геннадьевна

Анализируется общение в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности и приводятся результаты психолого-педагогических исследований среди студентов на основе трансактного анализа. По методике Э. Берна «Трансакционный анализ общения» было проведено тестирование, давшее удовлетворительные результаты, соответствующие самовосприятию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русскова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSAKTNY ANALYSIS AND TYPICAL STATES CONSCIOUSNESSES IN THE INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENT''S GROUP

This paper analyzes the communication as one of the most important factors in the effectiveness of human activities and the results of psychological and educational research among students based on transactional analysis. Following the procedure of Eric Berne «Transacinsulating analysis of communication» was tested, which gave satisfactory results, the corresponding self-perception of students.

Текст научной работы на тему «Трансактный анализ и типичные состояния сознания в межличностных отношениях в студенческой группе»

104

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

усложнение научно-исследовательских работ студентов и поддержка сетевых объединений, интересующихся проблемами корпоративной культуры.

Новизна выделенных организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ определяется следующим: перечисленные педагогические условия не использовались в педагогической теории и практике применительно к предмету исследования; каждое из педагогических условий имеет свои особенности, обусловленные предметом исследования, которые даны в его характеристике.

Данные условия объединены, взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, и могут быть достаточными и результативными.

Список литературы

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 112 с.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

3. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 1996. 229 с.

4. Проблема эффективности в современной науке / под ред. А.Д. Урсула. Кишинев, 1985. 256 с.

ЛОХОНОВА Галина Михайловна - кандидат педагогических наук, руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: glohonova@rucoop.ru

LOKHONOVA, Galina Mikhaelovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Center of the NIR Organization and Cooperative Partnership. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: glohonova@rucoop.ru

УДК 378.14.015.62

ТРАНСАКТНЬШ АНАЛИЗ И ТИПИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Г.Г. Русскова

Анализируется общение в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности и приводятся результаты психолого-педагогических исследований среди студентов на основе трансактного анализа.

По методике Э. Берна «Трансакционный анализ общения» было проведено тестирование, давшее удовлетворительные результаты, соответствующие самовосприятию студентов.

Ключевые слова: психология; студенты; трансактный анализ; тестирование; межличностные отношения; общение; сознание; поведение.

G.G. Russkova. TRANSAKTNY ANALYSIS AND TYPICAL STATES CONSCIOUSNESSES IN THE INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENT'S GROUP

This paper analyzes the communication as one of the most important factors in the effectiveness of human activities and the results of psychological and educational research among students based on transactional analysis. Following the procedure of Eric Berne «Transacinsulating analysis of communication» was tested, which gave satisfactory results, the corresponding self-perception of students.

Keywords: psychology; students; transactional analysis; testing; interpersonal relationships; communication; consciousness; behavior.

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важней-

ших ее свойств, нравственной сферы мировоззрения. Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, жесты, интонации и др.) меняются в различных ситуациях, в которых основными понятиями являются состояния «Я» и трансакции, т.е. единицы общения.

Человек - общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу базовых потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности» [1].

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера [2].

Корни трансактного анализа уходят в психоаналитические теории личности. Основы данного направления разработал Эрик Берн, по мнению которого жизнь - это борьба между двумя противоположными силами: с одной стороны, человек стремится к близости с другим человеком, но, с другой стороны, психические и биологические факторы препятствуют проявлениям у взрослого человека чисто детской непосредственной близости. В 1960-х гг. эту теорию развивал Томас Харрис, который сосредоточил свое внимание прежде всего на вопросах анализа взаимного влияния людей. Теорию трансактного анализа применяли в воспитании родителей такие ученые, как М. Джеймс и Д. Джонгвард.

В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек должен сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает» [3]. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Согласно теории трансактного анализа, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием «я», собственным состоянием. Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реакция индивидуума на действительность. Человек может ощущать,

оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому и по-родительски.

«Ребенок» в личности - это спонтанность, творчество и интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. В развитии личности индивидуума с областью «взрослого» связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактного мышления.

Положение «родителя» в личности человека по своей структуре соответствует категории (supereqo) в теории личности Фрейда. Она включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Согласно этой теории, поведение авторитетных людей в социальном окружении учит определенным нормам поведения и способам действия личность, которая воспринимает их через свою «родительскую» часть.

Все три начала в личности человека развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой.

Теория трансактного анализа не едина. Она вбирает в себя большое количество разных направлений, которые объединены общей терминологией и способом рассмотрения социальной действительности.

М. Фин перечисляет все основные направления трансактного, вычленяя из них наиболее типичные утверждения:

1) все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научиться испытывать не только это;

2) в личности каждого человека уживаются ребенок, взрослый и родитель;

3) испытания в процессе развития человека могут привести к формированию здоровой или нездоровой личности;

4) ребенок делает определенные выводы относительно себя уже в раннем (дошкольном) возрасте, и это отражается на его представлениях о мире, верованиях и поведении [4].

Задачи психологов, основанные на модели трансактного анализа, коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансактного анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье,

106

вестник Российского университета кооперации. 2013. №4(14)

что должно помочь родителям анализировать и лучше понимать проблемы, связанные с социальными связями в семье, общением между отдельными ее членами. По данной теории, во взаимоотношениях между людьми существует три основных типа коммуникации:

1) дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне;

2) пересекающиеся (перекрестные) трансакции, при которых состояния сторон не соответствуют друг другу;

3) скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме.

М. Джеймс и Д. Джонгвард используют в своей практике метод примера, т. е. показывают, как надо действовать в каждой ситуации, предварительно проанализировав ее. Их техника предусматривает освоение модели трансакт-ного анализа и перенесение ее на семейную почву. Большое внимание они уделяют развитию личности ребенка.

По мнению Т. Харриса, в модели, основанной на трансактном анализе, постоянно подчеркивается, что ключ к измене нию поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями [5].

Таким образом, трансакционная теория Э. Берна включает:

• взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения;

• человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия;

• различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников;

• выделяют формы взаимодействия; ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры-манипуляции, уход, соревнование, конфликт.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Для психодиагностики сочетания трех Я в поведении был использован тест-опросник «Транс-акционный анализ общения» (по Э. Берну).

В исследованиях по психодиагностике трансактного анализа межличностных отношений в студенческой группе участвовали студенты заочного факультета специальности «Налоги и налогообложение» АНО ВПО ЦС РФ «Чебоксарский кооперативный институт» Российского университета кооперации.

По результатам проведенного исследования

по выявлению доминирующего состояния Я («Трансакционный анализ общения» Э. Берна) были получены следующие результаты (таблица). Из 25 студентов группы НН-81с.

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем различные формулы.

Формула ВДР свидетельствует о развитом чувстве ответственности, в меру импульсивности, не склонны к назиданиям и нравоучениям. Таких оказалось 7 студентов. Формула ВРД свидетельствует о развитом чувстве ответственности, самообладании, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить (доминирующее положение В-составляющей) - 1 студент.

Таблица

№ п/п Формула Состояние Я Всего Состояние Я

1. двр 11 Д

2. вдр 7 В

3. дрв 2 Д

4. рдв 2 р

5. врд 1 В

6. рвд 2 р

Достаточно высока доля Р-составляющей: с одной стороны - это способность учить, направлять, оценивать, осуждать и опекать; с другой стороны - чрезмерная категоричность и самоуверенность (учитывая, что эти качества находятся под контролем В-составляющей -это вполне приемлемо для делового общения; однако, в отношениях с более близкими людьми это, хотя и редко, сводится к «упрямству»). Формула РДВ - 2 человека и РВД - 2 человека - для них характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью может высказать все, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому такие люди хорошо справляются с техникой, работать с людьми им трудно.

Удивительно велика доля Д-составляющей. Формула ДВР - 11 студентов, ДРВ - 2. Эти формулы являются приемлемым вариантом для научной работы. Безусловно, сказывается деловая направленность теста, учитывающая окончательное принятие решений и не принимающая во внимание таких сторон личности как первоначальное восприятие, характер воображения, склонность к каким-либо играм, различные капризы и другие черты, позволяющие увидеть во Взрослом Ребенка. Чаще всего детская непосредственность хороша только до определенных пределов. Если мешает делу -то пора свои эмоции взять под контроль.

В целом, результаты теста вполне удовлетворительны и соответствуют самовосприятию студентов группы НН-81с.

список литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди / пер. с англ. М., 2006.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984. 253 с.

3. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 638 с.

4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы / пер с фин. М.: Просвещение, 1993. 384 с.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми: коррекционные приемы и упражнения. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 477 с.

6. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.: Сова. М.: ЭКСМО, 2003. 928 с.

РУССКОВА Галина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

RUSSKOVA, Galina Gennadyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

удк 378.14

обучение студентов аудированию на иностранном языке с использованием интернет-ресурсов в неязыковом вузе

А.А. семенов

Рассмотрены методы формирования коммуникативной компетенции межкультурного и профессионального общения при обучении студентов иностранному языку. Предложены специальные серии упражнений, направленные на преодоление фонетических, грамматических и лексических трудностей аудирования. Особо отмечено использование Интернет-ресурсов, аудио- и видеоматериалов в учебном процессе.

Ключевые слова: студенты; иностранные языки; умения; компетенции; Интернет-ресурсы; аудирование; видеоматериалы.

A.A. Semenov. TRAINING OF STUDENTS IN AUDITION IN THE FOREIGN LANGUAGE WITH USE INTERNET RESOURCES IN NOT LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Methods of formation of the intercultural communicative competence and professional communication in teaching students a foreign language. Proposed special series of exercises, aimed at overcoming the phonetic, grammatical and lexical difficulties listening. Emphasized the use of Internet resources, audio and video materials in the educational process.

Keywords: students; foreign languages; skills; competencies; Internet resources; listening; videos.

Основной целью обучения иностранному языку в неязыковом вузе является подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной деятельности, что предполагает формирование у студентов коммуникативной компетенции, необходимой для межкультурного и профессионального общения как в устной, так и письменной речи.

Обучение студентов неязыкового вуза го-

ворению и аудированию должно быть ориентировано на передачу и понимание различной информации и разных коммуникативных намерений, характерных для профессионально-деловой сферы деятельности будущих специалистов [4].

Студенты младших курсов особенно испытывают значительные трудности при восприятии, понимании и интерпретации аутентичных аудиотекстов. Это позволяет сделать вывод о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.