комиссии по установлению норм выработки, оплаты труда, утверждению ставок служащих учреждений. Там, где невозможно было установить норму выработки, применялась повременная заработная плата с регламентированием рабочего времени.
На предприятиях профсоюзы создавали комиссии по охране труда, вели контроль за соблюдением 8-часового рабочего дня, предоставлением отпусков, контролировали прием и увольнение работников.
По инициативе профсоюзов на предприятиях разрабатывались положения о трудовой дисциплине и создавались комиссии по трудовой дисциплине. Созданные дисциплинарные товарищеские суды рассматривали нарушения трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка. Но в условиях всеобщей трудовой повинности эти комиссии и суды чаще использовали не метод убеждения, а принуждение. Да и в работе самих профсоюзов преобладали военно-административные методы.
Для преодоления продовольственного кризиса профсоюзы создавали снабженческо-сбытовые кооперативы, которые занимались заготовкой продовольствия, торговлей им на предприятиях, организацией общественного питания, выдачей продуктов по карточкам.
Профсоюзы активно включились в ликвидацию неграмотности. В 1918-1919 гг. при непосредственном участии профсоюзов в Чувашии были созданы кружки ликвидации неграмотности, велась агитационная работа, проводились собрания, устраивались «недели» и «месячники» борьбы с неграмотностью.
Профсоюзы оживили культурно-просветительскую деятельность. Открывались рабочие клубы и библиотеки, которые ставили задачу
оказания помощи в ликвидации неграмотности. Повышалась роль профсоюзов в политическом и культурном воспитании масс. На Чебоксарском лесозаводе в 1920 г. открылась библиотека с читальным залом. При Урмар-ской фабрике «Единство» открылся клуб, где широко практиковали проведение лекций, бесед, коллективные чтения газет, журналов, организовывали праздники труда, музыкальные вечера, вечера вопросов и ответов. В Цивиль-ске работали лекторское бюро и рабоче-крестьянский университет.
6-7 сентября 1920 г., состоялся I съезд профсоюзов Чувашской автономной области. Предварительно была проделана огромная работа по объединению мелких самостоятельных профсоюзов в единые отраслевые профсоюзы, подготовке съезда. I съезд профсоюзов, областные съезды отраслевых профсоюзов Чувашии способствовали объединению всех профсоюзов в масштабе автономной области, закрепили их единство с профессиональным движением.
Таким образом, профсоюзы Чувашии возникли в начале ХХ в. в условиях сложных социально-экономических и общественно-политических процессов в стране и стали одним из важных институтов защиты прав трудового народа.
Список литературы
1. Алексеев Б.А., Золотое В.Т. Профсоюзы Чувашии. Чебоксары, 2005.
2. Иванов П.И. Профсоюзное движение в Советской России. М., 1993.
3. Николаев И.В. Историко-правовые аспекты формирования чувашской государственности. Чебоксары, 2000.
ИЛЬИНА Зоя Александровна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ILYINA, Zoya Aleksandrovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 37.017.4
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Г.М. Лохонова
Проанализированы особенности формирования корпоративной культуры у студентов кооперативного вуза в системе научно-исследовательских работ, предложены новые организационно-педагогические условия.
102
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)
Ключевые слова: корпоративная культура; кооперативный вуз; научно-исследовательская деятельность; высшее образование; студенты; педагогика; воспитание.
G.M. Lokhonova. CREATION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE FOR STUDENTS
The features of corporate culture of high school students in the cooperative system of scientific research, the proposed new organizational and pedagogical conditions.
Keywords: corporate culture; cooperative higher education institution; research activity; the higher education; students; pedagogics; education.
Формирование корпоративной культуры у студентов кооперативного вуза является актуальной задачей системы высшего профессионального образования. Ключевой задачей данного исследования является теоретическое обоснование организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе студенческих научно-исследовательских работ.
Так, И.Я. Лернер под термином «педагогические условия» подразумевает те факторы, которые обеспечивают успешное обучение. Ю.К. Бабанский под «педагогическими условиями» подразумевает «.. .обстоятельства, при котором компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии, которое дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно учиться». Следуя специфике исследования, более предпочтительно определение В.Г. Максимова, который считает, что «педагогические условия есть совокупность объективных и субъективных фактов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов системы».
Понятие «организационно-педагогические условия» определяется как совокупность объективных и субъективных факторов, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у выпускников кооперативного вуза в системе научной деятельности студентов.
Под эффективностью формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательской работы студентов (НИРС) понимается получение более высоких результатов в новых обстоятельствах по сравнению с традиционным подходом при минимальных ресурсных затратах. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия возможно, если выделить закономерности и принципы, проследить логику управления формированием корпоративной культуры будущих специалистов в процессе выполнения студентами работ по изучению корпоративной куль-
туры организаций системы потребкооперации.
С учетом специфики исследования можно выделить следующие закономерности:
• динамика педагогического процесса формирования корпоративной культуры;
• формирование структурных составляющих корпоративной культуры будущего специалиста в процессе выполнения НИР;
• управление НИРС;
• стимулирование процесса формирования корпоративной культуры будущего работника потребкооперации;
• единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе формирования корпоративной культуры будущего работника потребкооперации.
Названные выше закономерности процесса формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе НИРС находят свое конкретное выражение обучения и воспитания в принципах:
• фундаментальности и прикладной направленности;
• преемственности, последовательности и систематичности;
• доступности материала, прочности его усвоения, постепенного нарастания трудностей и развитие познавательных возможностей студентов;
• соответствия учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям студентов предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов;
• единства групповой и индивидуальной работы;
• сознательности и творческой активности.
Организационно-педагогические условия,
обеспечивающие достижение желаемого результата необходимо создать, опираясь на выделенные закономерности и принципы, в трех направлениях: в управлении НИРС, в ресурсном обеспечении, в создании благоприятных условий для осуществления исследований, а также в обеспечении такого педагогического процесса, который способствует формированию основ корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации. В системе на-
учной работы будущий работник потребкооперации получает возможность приобретения необходимых корпоративных знаний, возможность выстраивания своего отношения к ним, возможность поступать так, так как это ценно для корпорации.
В связи с переходом системы высшего профессионального образования на новые механизмы финансирования, появилась возможность материального стимулирования исследований преподавателей и студентов за счет создания различных фондов и организаций. С интенсивным развитием средств коммуникаций, у исследователей появилась возможность доступа к информации по проблемам корпоративной культуры организаций, расширились возможности общения между студентами вузов с целью проведения совместных исследований. Новые возможности вступили в противоречие с существующей системой нормативно-правового и финансового регулирования НИРС. Поэтому в качестве первого организационно-педагогического условия эффективного формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе НИРС будет целесообразной корректировка с учетом изменившихся условий существующей нормативно-правовой базы вуза и создание новых локальных актов, обеспечивающих студентам проведение научных исследований корпоративной культуры системы потребительской кооперации.
Второе организационно-педагогическое условие направлено на решение проблем блока "Ресурсное обеспечение и создание условий" и обеспечение научной работы студентов на основе выявленных закономерностей и принципов формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации.
Проведенный анализ теории и практики показал, что важным условием успешной про-ектно-исследовательской работы является наличие у студентов навыков исследовательской деятельности. От успешности НИР студента во многом зависит эффективность формирования корпоративной культуры будущего специалиста. Не владея свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, определенными методами различных видов научной деятельности, трудно говорить о возможности успешной научно-исследовательской работы студентов. Следовательно, важным условием, обеспечивающим эффективное формирование корпоративной культуры, является подготовка студентов к научно-исследовательской работе и методическая помощь в ходе ее реализации.
Достижение положительных результатов
использования НИРС в формировании корпоративной культуры возможно при условии качественной методической подготовки научного руководителя, которая включает знание требований к подбору объектов научно-исследовательской работы студентов; владение методикой научно-исследовательской работы; умение планировать деятельность студентов в ходе исследовательской работы; организацию систематического контроля студентов в ходе выполнения работ и т.д. Мотивация и активность студента во многом зависят от мотивации научного руководителя. Поэтому, важным педагогическим условием является разработка и реализация в вузе системы стимулирования участников научно-исследовательской работы.
В интегрированном виде второе организационно-педагогическое условие направлено на реализацию комплекса следующих решений: расширение содержания НИРС тематикой, направленной на исследование корпоративной культуры организации и ее сотрудников; разработка и реализация в вузе системы стимулирования НИРС, а также научно-методическое обеспечение деятельности преподавателей по научному руководству НИР, методическая поддержка студентов в проведении исследований корпоративной культуры организаций системы потребительской кооперации; организационная и консультативная поддержка фондов, студенческих объединений, научно-практических семинаров и конференций, публикаций, связанных с исследованием корпоративной культуры.
Третье организационно-педагогическое условие связано с решением комплекса задач, направленных на повышение эффективности процесса научных исследований, обеспечивающих формирование корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации. Одним из таких условий является поэтапное усложнение содержания и видов научно-исследовательских работ по мере изменения учебной программы с первого по последующие курсы. На начальном этапе обучения студентов в вузе с целью формирования корпоративной культуры выполняются несложные виды практико-ориентированных работ. К концу пятого курса оно перерастает в научно-исследовательскую работу. Изучение мнений студентов по вопросу улучшения процесса выполнения научно-исследовательских работ, показало, что продуктивной формой взаимной поддержки является сетевое сообщество, объединяющее их кругом проблем корпоративной культуры. Таким образом, третьим организационно-педагогическим условием можно определить поэтапное
104
Вестник Российского университета кооперации. 2013. №4(14)
усложнение научно-исследовательских работ студентов и поддержка сетевых объединений, интересующихся проблемами корпоративной культуры.
Новизна выделенных организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ определяется следующим: перечисленные педагогические условия не использовались в педагогической теории и практике применительно к предмету исследования; каждое из педагогических условий имеет свои особенности, обусловленные предметом исследования, которые даны в его характеристике.
Данные условия объединены, взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, и могут быть достаточными и результативными.
Список литературы
1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 112 с.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
3. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 1996. 229 с.
4. Проблема эффективности в современной науке / под ред. А.Д. Урсула. Кишинев, 1985. 256 с.
ЛОХОНОВА Галина Михайловна - кандидат педагогических наук, руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
LOKHONOVA, Galina Mikhaelovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Center of the NIR Organization and Cooperative Partnership. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 378.14.015.62
ТРАНСАКТНЬШ АНАЛИЗ И ТИПИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Г.Г. Русскова
Анализируется общение в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности и приводятся результаты психолого-педагогических исследований среди студентов на основе трансактного анализа.
По методике Э. Берна «Трансакционный анализ общения» было проведено тестирование, давшее удовлетворительные результаты, соответствующие самовосприятию студентов.
Ключевые слова: психология; студенты; трансактный анализ; тестирование; межличностные отношения; общение; сознание; поведение.
G.G. Russkova. TRANSAKTNY ANALYSIS AND TYPICAL STATES CONSCIOUSNESSES IN THE INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENT'S GROUP
This paper analyzes the communication as one of the most important factors in the effectiveness of human activities and the results of psychological and educational research among students based on transactional analysis. Following the procedure of Eric Berne «Transacinsulating analysis of communication» was tested, which gave satisfactory results, the corresponding self-perception of students.
Keywords: psychology; students; transactional analysis; testing; interpersonal relationships; communication; consciousness; behavior.
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важней-