УДК 378
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА СИСТЕМЫ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ
THE PROCESS OF FORMATION OF CORPORATE CULTURE OF STUDENTS AS ONE OF PRIORITY DIRECTIONS OF RESEARCH ACTIVITY OF COOPERATIVE HIGH SCHOOL
Г. М. Лохонова G. M. Lokhonova
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования корпоративной культуры у студентов вуза системы потребкооперации и изучены необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие ее эффективное формирование в процессе научно-исследовательской деятельности студентов.
Abstract. The process of formation of corporate culture in students of cooperative high school is considered in the article and the necessary organizational-pedagogical conditions providing its effective formation in the course of research activity of students are studied.
Ключевые слова: корпоративная культура, система потребительской кооперации, кооперативный вуз, научно-исследовательская деятельность, организационно-педагогические условия.
Keywords: rnrporate culture, consumers’ cooperative society system, cooperative high school, research activity, organizational-pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Выпускники высших учебных заведений, обладающие достаточным уровнем корпоративной культуры, смогут позитивно повлиять на создание эффективной команды работников предприятий и организаций с целью повышения производительности труда и гармонизации социально-трудовых отношений. Процесс формирования корпоративной культуры у студентов является одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности вуза системы потребкооперации. Актуальность исследуемой проблемы состоит в создании необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в процессе научной работы.
Материал и методика исследований. В исследовании приняли участие преподаватели и студенты Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. При изучении данной проблемы использовались теоретические (сравнение, анализ, синтез, моделирование); эмпирические (беседа, опрос, наблюдение) методы исследования; методы математической статистики и т. д.
Результаты исследований и их обсуждение. Исторически понятие «корпоративная культура» возникло в аспекте совместной деятельности людей и связано с необходимостью их объединения с целью эффективного решения конкретных задач. Данное понятие может применяться к любой организации, объединяющей людей для совместного достижения целей. А. Файоль называл укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием [1, 88]. Корпоративная культура направлена на построение определенного имиджа организации, поддержание ее ценностей, создание и поддержание у сотрудников организации чувства причастности к общему делу. Мы согласны с авторами, которые данный термин описывают как атрибут или свойство группы, представляющие собой «совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию» [3, 58].
Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Она основывается на таких кооперативных принципах и ценностях, как добровольность, демократия, независимость, равенство, взаимопомощь, взаимная ответственность, справедливость и солидарность.
Процесс научно-исследовательской деятельности в кооперативном вузе направлен на формирование корпоративного духа, культуры и складывание элементов корпоративного мышления. Этому способствует взаимодействие студентов и научного руководителя. Для эффективного формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ необходимо создание определенных организационно-педагогических условий. Так, И. Я. Лернер под термином «педагогические условия» подразумевает те факторы, которые обеспечивают успешное обучение [2, 26]. Мы более склонны к определению В. Г. Максимова, который считает, что «педагогические условия есть совокупность объективных и субъективных фактов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов системы» [4, 167].
Нами в течение ряда лет в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации изучался процесс формирования корпоративной культуры у будущих работников системы потребительской кооперации. Были подготовлены предложения о внедрении организационно-педагогических условий с целью эффективного формирования корпоративной культуры у студентов вуза системы потребкооперации.:
1) внесение корректив в существующую нормативно-правовую базу вуза и создание новых локальных актов, обеспечивающих студентам проведение научных исследований корпоративной культуры системы потребкооперации;
2) обеспечение процесса формирования корпоративной культуры необходимыми ресурсами - расширение содержания НИРС тематикой, направленной на исследование корпоративной культуры организации и ее сотрудников; разработка и реализация системы стимулирования НИРС; обеспечение научно-методического сопровождения деятельности преподавателей и студентов в проведении исследований корпоративной культуры и т. д.;
3) обновление процесса НИРС усложняющимися видами и содержанием работ корпоративной тематики, поддержание сетевых объединений студентов, интересующихся проблемами корпоративной культуры.
Предложенные организационно-педагогические условия в порядке эксперимента были внедрены в НИР вуза. Полученные данные заносились в сводные таблицы в разрезе отдельных студентов; составлялись итоговые таблицы, отражающие поэтапные изменения показателей студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в разрезе критериев, характеризующих уровень корпоративной культуры студентов. Первоначально мы проследили за динамикой участия студентов экспериментальной (53 чел.) и контрольной (51 чел.) групп в НИРС (табл. 1).
Таблица 1
Динамика участия студентов экспериментальной и контрольной групп в НИРС за 2006-2009 годы
№№ п/п Показатели Группы 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1. Доля студентов, систематически участвующих в НИРС, % ЭГ 34 65 77 81
КГ 32 48 69 76
2. Доля студентов из числа систематически участвующих в НИРС, исследующих корпоративную культуру, % ЭГ 36 61 88 94
КГ - 2 4 4
3. Доля студентов, участвующих в научно-практических конференциях, % ЭГ 21 43 65 78
КГ 20 41 59 71
4. Доля студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИРС, % ЭГ - 7 9 15
КГ - - 4 6
5. Доля студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИРС по корпоративной тематике, % ЭГ - 3 5 9
КГ - - - -
6. Доля студентов, имеющих публикации в сборниках, % ЭГ 26 41 62 74
КГ 13 32 47 67
7. Доля студентов из числа исследующих корпоративную культуру, имеющих публикации, % ЭГ 12 53 72 94
КГ - - - 16
Мы получили различия в показателях контрольной и экспериментальной групп, которые наиболее заметны в показателях № 2 и № 4. Данный факт является позитивным фактором, так как обеспечивает процесс формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации. По трем интегрированным показателям (№ 1, № 3, № 6) результаты контрольной и экспериментальной групп оказались примерно одинаковыми.
Предпринятые в ходе эксперимента меры увеличили долю студентов, систематически участвующих в НИРС, по сравнению с доэкспериментальным периодом (20022005 гг.). Мы проанализировали динамику участия студентов в научно-практических конференциях и их публикации в сборниках научных трудов. За время эксперимента увеличилась доля выполняемых преподавателями совместно со студентами хозрасчетных тем.
В аспекте исследования важно охарактеризовать изменения мнений студентов о НИР после реализации указанных организационно-педагогических условий. Ответы студентов экспериментальной и контрольной групп дают основание утверждать, что значительно возросла доля студентов, удовлетворенных условиями, созданными в вузе для занятий НИР. Студенты экспериментальной группы более позитивно оценили возможности НИРС. На формирующем этапе эксперимента на протяжении четырех циклов реализовывался целый комплекс организационно-педагогических условий с целью эффективного формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ.
Результаты обобщающего этапа эксперимента были сведены в сводные матричные таблицы, обработаны методами математической статистики и представлены в виде гистограммы (рис. 1).
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
Рис. 1. Гистограмма различий уровня корпоративной культуры контрольной и экспериментальной
групп в начале и конце эксперимента, %
Как показало дополнительное исследование, позитивные результаты КГ связаны с повышением уровня корпоративной культуры студентов по когнитивному критерию. Студенты ЭГ на завершающем этапе эксперимента показали более высокие результаты в понимании сущности ценностей и норм корпоративной культуры потребкооперации. Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по ценностномотивационному критерию в КГ выросла с 4 до 11 %, а в ЭГ - с 5 до 21 %. Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по поведенческому критерию уровня корпоративной культуры в КГ выросла с 0 до 4 %, а в ЭГ - с 0 до 14 %.
Резюме. В исследовании рассмотрен процесс формирования корпоративной культуры у студентов кооперативного вуза. Полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили эффективность реализации организационно-педагогических условий, нацеленных на формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательской работы студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. - М. : Флинта-МПСИ, 2000. -
288 с.
2. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. -
112 с.
3. Липатов, С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / С. А. Липатов // Вестник Московского университета. Сер. 14, психология. - 1997. - № 5. - С. 55-65.
4. Максимов, В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В. Г. Максимов. - Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 1996. - 229 с.