Научная статья на тему 'Влияние трансформации личностно-смысловых образований студентов на формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку'

Влияние трансформации личностно-смысловых образований студентов на формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EXISTENTIAL-HUMANISTIC PSYCHOLOGY / ВНУТРЕННИЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / INTERNAL LOCUS OF CONTROL / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / САМООЦЕНКА / SELF-CONCEPT / ТРАНСАКЦИИ / СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / COMMUNICATIVE STRATEGIES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EMOTIONAL AND INTELLECTUAL RESOURCES / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ROLE AND STATUS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелева Лилия Александровна

Рассматривая вопрос об актуальных направлениях трансформации личностно-смысловых образований субъектов обучения (эмпатийности, интернального локуса контроля, самооценки) в процессе формирования коммуникативной компетентности посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий и соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической психологии,мы получаем ориентиры для решения практических задач в рамках обеспечения психологического содержания процесса обучения иностранному языку. Формирование коммуникативной компетентности на основе соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической психологии позволяет найти инструмент для рационального овладения иноязычными средствами общения как способностью к правильному применению языковых средств и коммуникативных стратегий, сообразующихся с целями, местом, временем, сферами общения и социальным статусом собеседника. Стимулирование личностного роста позволяет активизировать эмоциональные, нравственные, интеллектуальные резервы в процессе формирования коммуникативной компетентности, развивать в обучаемых социальное сотворчество и возможность активно приобретать эффективные стратегии общения в рамках изучаемого языка. Переориентация интернальности, развитие эмпатии и поддержка самооценки обучаемых при организации поисковой и познавательной деятельности, позволяют развивать у студентов уверенность в собственных силах и способность к саморазвитию, определяющему более успешное формирование коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Метелева Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL TRANSFORMATION INFLUENCE ON STUDENT’S COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

When concerning the issue of qualities related to student’s personal transformation (empathy, locus of control, self-concept) in terms of communicative competence development, we have to create adequate conditions to support the process. These conditions should be based on principles of existential-humanistic psychology. It gives us an opportunity to follow the guidelines for solving practical problems and achieving the goals of relevant psychological support while working with these qualities. It helps students study a foreign language like a complicated system of communicative strategies appropriate to social requirements and linguistic goals of communication. Personal growth stimulation allows to reinforce students’ emotional and intellectual resources within the process of communicative competence development. Students’ self-confidence increases considerably when the significance of internal locus of control, empathy and self-concept support is taken into account and becomes one of the primary objectives for foreign language teaching. It results in getting more successful and effective way to develop student’s communicative competence.

Текст научной работы на тему «Влияние трансформации личностно-смысловых образований студентов на формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку»

педагогические науки

Метелева Лилия Александровна ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ...

УДК 378:159.99

ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2017

Метелева Лилия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: marsela_l.m@bk.ru)

Аннотация. Рассматривая вопрос об актуальных направлениях трансформации личностно-смысловых образований субъектов обучения (эмпатийности, интернального локуса контроля, самооценки) в процессе формирования коммуникативной компетентности посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий и соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической психологии,мы получаем ориентиры для решения практических задач в рамках обеспечения психологического содержания процесса обучения иностранному языку. Формирование коммуникативной компетентности на основе соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической психологии позволяет найти инструмент для рационального овладения иноязычными средствами общения как способностью к правильному применению языковых средств и коммуникативных стратегий, сообразующихся с целями, местом, временем, сферами общения и социальным статусом собеседника. Стимулирование личностного роста позволяет активизировать эмоциональные, нравственные, интеллектуальные резервы в процессе формирования коммуникативной компетентности, развивать в обучаемых социальное сотворчество и возможность активно приобретать эффективные стратегии общения в рамках изучаемого языка. Переориентация интернально-сти, развитие эмпатии и поддержка самооценки обучаемых при организации поисковой и познавательной деятельности, позволяют развивать у студентов уверенность в собственных силах и способность к саморазвитию, определяющему более успешное формирование коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, экзистенциальная и гуманистическая психология, внутренний локус контроля, эмпатия, самооценка, трансакции, статусно-ролевой подход, личностный рост, коммуникативные стратегии, интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, методы обучения.

PERSONAL TRANSFORMATION INFLUENCE ON STUDENT'S COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

© 2017

Meteleva Liliya Alexandrovna, PhD (Psychology), Associate Professor of «Theory and Practice of Foreign Languages Departament» Togliatty State University (445020, Russia, Togliatty, Belorusskaya street, 14, e-mail:marsela_l.m@bk.ru)

Abstract. When concerning the issue of qualities related to student's personal transformation (empathy, locus of control, self-concept) in terms of communicative competence development, we have to create adequate conditions to support the process. These conditions should be based on principles of existential-humanistic psychology. It gives us an opportunity to follow the guidelines for solving practical problems and achieving the goals of relevant psychological support while working with these qualities. It helps students study a foreign language like a complicated system of communicative strategies appropriate to social requirements and linguistic goals of communication. Personal growth stimulation allows to reinforce students' emotional and intellectual resources within the process of communicative competence development. Students' self-confidence increases considerably when the significance of internal locus of control, empathy and self-concept support is taken into account and becomes one of the primary objectives for foreign language teaching. It results in getting more successful and effective way to develop student's communicative competence.

Keywords: communicative competence, existential-humanistic psychology, internal locus of control, empathy, self-concept, role and status approach, personal growth, communicative strategies, emotional and intellectual resources, teaching methods.

Понимание современных запросов высшего профессионального образования к процессу обучения студентов иностранному языку определяет принципы отбора и конструирования системообразующих компонентов, представляющих собой ключевые аспекты новых образовательных технологий.

Рассматривая обучение иностранному языку как сложную систему, направленную на стимуляцию познавательной, творческой и мыслительной деятельности студентов, мы неизбежно оказываемся перед необходимостью переориентации целей обучения с узких лингвистических позиций на приоритетное формирование коммуникативной компетентности - взаимосвязанной с новым типом личности, обладающей не набором ограниченных знаний, а рядом способностей к достижению целей коммуникации.

Проблеме реализации коммуникативно-ориентированного подхода, равно как и изучению коммуникативной компетентности, посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов (И.А. Зимняя [1], Ю.М. Жуков [2], Ю.Н. Емельянов [3], Е.А. Кукуев [4], Е.В. Сидоренко [5]). Современные исследователи рассматривают её как сложное психосоциальное качество, объединяющее в себе силу и уверенность субъекта общения, которые проявляются от осознания его способ-

ности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми с точки зрения личностной и профессиональной адаптации. (Л. Harris S. [6]). Коммуникативную компетентность связывают также с умением давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, определять её направление и успешно ориентироваться в целенаправленном взаимодействии обеих сторон (Е.В. Руденский [7]). Вопросам активности, осознанности и целенаправленности участников общения в рамках комплексного образовательного воздействия также посвящены работы многих авторов (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов [8], Н.Ю. Посталюк [9], Г.А. Цукерман [10], и др.)

Тем не менее, наряду с широко исследованными теоретическими и практическими фундаментальными обоснованиями, касающимися формирования коммуникативной компетентности, существует объективная потребность в научном анализе обширной группы явлений, имеющих непосредственное отношение к систематизации знаний о создании психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студентов на основе положений экзистенциально-гуманистической психологии. Целью данной статьи является конкретизация и рассмотрение направлений трансформации личностно-смысловых образований субъектов обучения (эмпатийности, интернального ло-

Meteleva Liliya Alexandrovna pedagogical

PERSONAL TRANSFORMATION ... sciences

куса контроля, самооценки) в процессе формирования коммуникативной компетентности посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий и соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической психологии. Данные качества выступают в роли ориентиров для решения практических задач в рамках обеспечения психологического содержания процесса обучения иностранному языку.

Находясь в субъект-субъектных отношениях со студентами и реализуя индивидуальный, дифференцированный подход в обучении, преподаватель, с одной стороны, отвечает за установление полноценного психологического контакта во взаимодействии, а с другой - обеспечивает интеллектуальное и эмоциональное сопровождение коммуникации в учебном процессе. Вовлечение студентов в решение личных образовательных, коммуникативных и социальных проблем требует создания ряда психолого-педагогических условий, способствующих достижению этих целей. Вместе с тем, формируя адекватную коммуникативную компетентность студентов, мы сталкиваемся с необходимостью анализа, как именно эти условия трансформируют лич-ностно-смысловые образования субъектов обучения.

Важно заметить, что коммуникативная компетентность личности в общем смысле представляет собой показатель её социальной адаптации, поскольку успешность социализации определяется во многом эффективностью личностной коммуникации в социуме. Следовательно, создание грамотных психолого-педагогических условий для формирования коммуникативной компетентности студентов направлено на появление значимых изменений в качествах, свойствах, состояниях, поведении и личностно-смысловых образованиях субъектов обучения, когда цели и ценности общения обусловливают его продуктивность, а формирование коммуникативной компетентности стимулирует дальнейшую социальную адаптацию обучаемых. Совокупность этих качеств, свойств и состояний, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие самой коммуникативной компетентности, образуя сложный интегрированный комплекс взаимного влияния.

Рассматривая психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности как целенаправленную психолого-педагогическую работу, мы принимаем за основу научные достижения экзистенциальной и гуманистической психологии, а также концепцию отражённой субъектности, согласно которой рост личностного потенциала обучаемых стимулируется проявлениями позитивной адаптации в личности самого преподавателя.

Философия экзистенциализма базируется на идеях важности становления личности и её собственной вовлечённости в данный процесс. Гуманизация обучения иностранному языку является, на наш взгляд, одним из важнейших условий становления нового типа личности, обладающего вышеупомянутыми качествами, которые позволяют выбирать наиболее оптимальные способы решения поставленных задач в личностном и профессиональном плане: интернальный локус контроля, эмпатия и адекватная самооценка.

Понятие локуса контроля, введённое американским психологом Дж. Роттером представляет собой обобщенные убеждения относительно результатов собственной деятельности, зависящие либо от внешних обстоятельств либо от собственных усилий в достижении желаемого. Было выделено два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Экстернальный локус подразумевает склонность приписывать ответственность за происходящее преимущественно внешним факторам: случайности, окружающей среде, вмешательству людей и прочих действующих сил. Для экстерналов свойственно защитное поведение, необходимость внешнего побуждения, оценки со стороны контролирующей стороны, наличие сильной убежденности в роли отрицательного влияния 336

других людей. Согласно существующим исследованиям, обнаруживается связь экстернального локуса контроля с эмоциональной нестабильностью и упрощённым неопосредствованным мышлением. Наконец, людей с экстернальным локусом контроля характеризует более конформное поведение.

Интернальный локус контроля, напротив, проявляется высокой степенью личной ответственности за происходящее в жизни. Интерналы обладают уверенностью в закономерности возникновения собственных успехов или неудач, проистекающих исключительно из их компетентности, настойчивости, проявленных способностей и инициативы. Их поведение опосредовано последовательностью действий, направленных на достижение успеха, усложнение задач, развитие имеющихся способностей, на личностный и профессиональный рост. Интернальный локус контроля связан с эмоциональной стабильностью, склонностью к абстрагированию, способностью к синтезу сложных представлений и теоретическому мышлению. Такие люди более склонны к независимости и чаще дают отпор манипуляциям, давлению, угрозам их внутренней свободе.

Локус контроля представляет собой фактор, поддающийся коррекции, что является важным для целей эффективного формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка. Гуманность во взаимоотношениях с обучаемыми связана с проявлением толерантности, рефлексии, уважения к собственной и чужой личности, с открытостью и готовностью принимать человека таким, какой он есть. В этом смысле, гуманизация процесса формирования коммуникативной компетентности позволяет выводить студентов из состояния пассивных реципиентов информации и открывает возможности для проявления их собственных устремлений в сфере познавательной активности и коммуникативной деятельности.

Уход преподавателя от доминирующего и контролирующего стиля общения открывает для обучаемых возможность уйти с позиции «жертвы», принять личную ответственность за свои удачи и провалы, а следовательно повысить степень личной вовлечённости и компетентности в поисках подхода к решению возникшей проблемы. Реализация принципа гуманности в процессе формирования коммуникативной компетентности позволяет студентам не только приобретать внутреннюю готовность к неадаптивной активности, но и смещать собственный локус контроля с внешнего на внутренний.

Следующей особенностью, имеющей ключевое значение для успешного приобретения и функционирования интегрального личного качества, которым является коммуникативная компетентность, выступает уровень эмпатии, благодаря которой межличностные отношения становятся уравновешенными. В работах А.Е. Войскунского [11], В.А. Лабунской [12], Е.И. Рогова [13] уровень эмоциональной отзывчивости (эмпатий-ность) неоднократно рассматривается как важный показатель успешного общения людей.

Соблюдение принципа осознанности, аутентичности и эмпатийности позволяет преподавателю находиться «здесь и сейчас», реагировать на происходящие события, а не на свои представления об их правильности или неправильности. Эмпатическое отношение и приятие личности обучаемых позволяет преподавателю принять индивидуальность каждого студента, проанализировав что именно нуждается в корректировке, изменении, и адаптации и в каждом конкретном случае. Следуя теории отражённой субъектности, заметим, что студенты, вступающие в психологический контакт с автономной личностью преподавателя, начинают изучать и оценивать происходящее независимо, воспринимая окружающих через личную встречу с ним, а не через то как «положено» его видеть.

Становясь более осознанной личностью в ходе такого общения, обучаемый не только заново открывает Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Метелева Лилия Александровна ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ...

свой внутренний мир чувств, но и учится слушать окружающих, давая адекватную и активную обратную связь в ходе общения [14-18].

Таким образом, реализация принципа осознанности, аутентичности и эмпатийности в процессе формирования коммуникативной компетентности даёт возможность направлять психическую энергию на поиск эффективных способов решения коммуникативных проблем средствами иностранного языка вместо планирования взаимных психологических контратак, использования манипуляций и уловок.

Улучшение контакта со студентами, установление более искренних открытых отношений с ними снижает напряжение в аудитории, совершенствовать языковые умения в области говорения и аудирования, выбирать соответствующую случаю коммуникативную стратегию общения.

Говоря о трансформации личностно-смысловых образований субъектов обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий и соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической философии, мы подходим также и к вопросу о позитивном изменении самооценки студентов.

По нашему мнению, адекватная самооценка студентов связана во многом с такой психологической и философской категорией как личностный рост. Личностный рост, рассматривается нами с одной стороны как преодоление внешних влияний, исходящих от традиционных сценарных программ поведения, а с другой - как становление аутентичных внутренних регуляторов личности, имеющих выход на следующие личностные хара-теристики: осознанность, автономность, независимость мышления и целенаправленность. Личностный рост, основанный на постоянной реализации растущего потенциала личности позволяет студентам сформировать собственную самооценку в новом ключе внутренних психологических и социальных достижений.

Стимулирование личностного роста позволяет активизировать эмоциональные, нравственные, интеллектуальные резервы в процессе формирования коммуникативной компетентности, развивать в обучаемых социальное сотворчество и стремление влиять не только на приобретение эффективных коммуникативных стратегий в рамках изучаемого языка, но и на события собственной собственную жизни. Именно стремление к самоактуализации и желание стать тем, кем человек действительно может стать создаёт благоприятную среду для развития творческих возможностей и самопознания личности как основы для объективной самооценки и дальнейшей самореализации.

Анализ научной литературы и практического опыта формирования коммуникативной компетентности [1923] в процессе обучения иностранному языку позволили нам выделить наиболее значимое, на наш взгляд, психолого-педагогическое условие формирования коммуникативной компетентности студентов, а именно - использование статусно-ролевого подхода, в основе которого лежит теория трансакционного анализа Эрика Берна. В рамках предложенного подхода происходит переориентация педагогического воздействия с авторитарного стиля общения на взаимодействие со студентами на уровне трансакций «Взрослый» - «Взрослый», построенных на понимании того, что преподаватель имеет дело с полноценной личностью, нуждающейся в авансированном уважении и гуманном отношении.

Это стимулирует организацию пространства обучения иностранному языку на основе сотрудничества, значимого для возникновения потребности включаться в формирование коммуникативной компетентности и совершенствоваться как личность [24-30].

Актуальность развития внутреннего локуса контроля, эмпатийности и адекватной самооценки обучаемых требует постоянного поиска в образовательном и лич-

ностном плане и лежит далеко за рамками практических целей использования сложного комплекса качеств, наполняющих коммуникативную компетентность. Эго-состояние «Взрослого» в структуре личности преподавателя апеллирует к такому же эго-состоянию в структуре личности ученика. Возникаюшее между ними подлинное сотрудничество помогает студентам в освоении общеинтеллектуальных умений по выбору и извлечению лингвистической информации, а также специфических умений по переработке, критическому анализу материала, аргументированному разъяснению своей точки зрения и формулированию самостоятельных выводов.

Исходя из понимания, что речевая деятельность обусловлена сложной психофизиологической речевой организацией и представляет собой нечто большее, чем накопленный речевой опыт, мы сталкиваемся с необходимостью его обязательной своеобразной переработки. Формирование коммуникативной компетентности происходит, таким образом, в рамках запуска и активизации индивидуальной языковой системы, выводимой из совокупности языкового материала. Коммуникативная компетентность как готовность к практическому использованию иностранного языка представляет собой единство и постоянное взаимодействие между речевой деятельностью и совокупностью индивидуальных концептов и стратегий, призванных для использования в ситуации понимания и говорения. Иными словами, каждый переработанный и упорядоченный уровень речевого опыта служит базой для дальнейшей его применения и совершенствования коммуникативной компетентности.

Мы считаем, что такая творческая переработка речевого опыта протекает наиболее адекватно именно в условиях сотрудничества между преподавателем и студентом, когда взаимодействие, построенное на основе трансакций «Взрослый» - «Взрослый», содействует изменению внешнего локуса контроля на внутренний, развивает эмпатийность и стабилизирует самооценку обучаемых. В такой ситуации грамматические и лексические явления языка осваиваются на уровне умений коммуникативного характера, а иностранный язык воспринимается как логически выстроенная связь функциональных лексико-грамматических ориентиров и коммуникативных стратегий значимых для осуществления общения на иностранном языке.

В ситуации равноценного взаимодействия на уровне «Взрослый» - «Взрослый» преподаватель самой системой взаимоотношений подтверждает статус студента как полноправного субъекта учебного процесса, что в способствует ощущению независимости от формальной оценки и помогает связать успешность учебной деятельности с процессом получения знаний и ощущением личностного роста. Такой подход служит стимулом интереса к учёбе, значительно повышает личную ответственность и чувство самостоятельности, необходимые для выхода на качественно новый уровень организации и понимания иностранной речи.

Реализация принципов экзистенциально-гуманистической психологии в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов в рамках обучения иностранному языку обладает мощным влиянием психотерапевтического характера, поскольку детерминирует саморазвитие личности студента подкреплением индивидуальных личностно-смысловых образований, а не директивным управлением и контролем.

Таким образом, рассматривая вопрос об актуальных направлениях трансформации личностно-смысловых образований субъектов обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий и соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической психологии, а именно: эмпатийности, интернального локуса контроля, самооценки, мы получаем ясные ориентиры для решения практических задач в рамках обеспечения психологического содержания

Meteleva Liliya Alexandrovna PERSONAL TRANSFORMATION ..

pedagogical sciences

процесса обучения иностранному языку.

Выстраивая формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку на основе обозначенных нами психолого-педагогических условий и соблюдения принципов экзистенциальной и гуманистической философии, мы получаем инструмент для рационального овладения иноязычными средствами общения как способности к правильному применению языковых средств и коммуникативных стратегий, сообразующихся с целями, местом, временем, сферами общения и социальным статусом собеседника.

Переориентация интернальности, развитие эмпатии и поддержка самооценки обучаемых при организации поисковой и познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку позволяют развивать у студентов уверенность в собственных силах, приобретать широкий репертуар вербальных и невербальных средств коммуникации, способность к саморазвитию и готовность к коммуникативной деятельности. Дальнейшая работа по созданию и оптимизацию психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студентов может быть направлена на повышение ситуационной адаптивности, развитие способности к саморегуляции, активности, а также на разрешение личностных и межличностных проблем коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. 104 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд.ЛГУ, 1985. 166 с.

4. Кукуев Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Автореф. дис... канд. пси-хол. наук. Новосибирск, 2002. 22 с.

5. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2002. 256 с.

6. Harris S. Human Communications. Manchester, Oxford, 1993. P. 321

7. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 224 с.

8. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. в 4-х томах.

9. Н. Ю. Посталюк. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. 204

10. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 270 с.

11. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. 240 с.

12. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. 288 с.

13. Рогов Е.И. Психология общения. М.: ВЛАДОС, 2001. 336 с.

14. Безденежных Н.Н., Зайцева С.С., Дюдякова С.В. Иноязычное общение как основа культуротворческо-го моделирования речевых ситуаций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 19-22.

15. Куликова И.В. Обучение студентов неязыкового вуза общению на иностранном языке // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 104-108.

16. Борозенец Г.К. Концептуальные подходы формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов // Вестник Воронежского Государственного университета: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. №12. С.94-105.

17. Джиоева О.Ф., Султанова К.А. Психологические

барьеры общения в подростковом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 115-117.

18. Саглам Ф.А. Организация диалогического взаимодействия преподавателя психологии со студентами на занятиях в вузе // Карельский научный журнал.

2013. № 4. С. 94-97.

19. Нурмухамбетова С.А. Эффективное формирование коммуникативной готовности к овладению иностранным языком как результат педагогического моделирования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016.№ 3 (26). С. 48-52.

20. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.

21. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

22. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.

23. Метелева Л.А., Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Психолого-педагогичесие аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

2014. № 1 (27). С. 243-246.

24. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М.:Дрофа, 2007. 256 с.

25. Hunt S., Hilton C. Individual Development and Social Experience. London, 1986. 348 р.

26. LamiellJ.T. The Psychology of Personality: An Epistemological Inquiry. N.Y., 1987. 246 р.

27. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М.: Инициатива, 2005. 160 с.

28. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лигводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

29. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб,: Лениздат. 1988. 400 с.

30. Джеймс М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать. М.: Прогресс, 193. 333 с.

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

338

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.