Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку'

Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SITUATIONAL ADAPTABILITY / COMPETENCE-ORIENTED APPROACH / MOTIVATION / TEACHING METHODS / COOPERATION / COMMUNICATION STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелева Лилия Александровна

Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку способствует становлению и развитию ситуативной адаптивности студентов, позволяющей эффективно использовать коммуникативные стратегии общения и осуществлять качественное и продуктивное взаимодействие в условиях иноязычного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Метелева Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF PROGRESS IN STUDENTS' SITUATIONAL ADAPTIVITY IN TERMS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING

Communicative competence development improves students' situational adaptability which provides efficiency of communication and communicative strategies when carrying out productive cooperation in terms and prospects of foreign language communication.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку»

психолого-педагогическое направление

Л.А. Метелева

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

УДК 159.99

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИТУАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2014

Л.А. Метелева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку способствует становлению и развитию ситуативной адаптивности студентов, позволяющей эффективно использовать коммуникативные стратегии общения и осуществлять качественное и продуктивное взаимодействие в условиях иноязычного общения.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, ситуативная адаптивность, компетентностно-ориентиро-ванный подход, мотивация, методы преподавания, сотрудничество, коммуникативные стратегии.

Социальный заказ стремительно развивающегося современного общества повлиял на пересмотр целей высшего образования и создал необходимость для поиска новых идей в педагогической теории и практике. Потребность в профессионально компетентных специалистах, владеющих иностранным языком, возрастает в связи с расширением международных деловых контактов и сферы образовательных услуг, с усложнением компьютерных технологий, появлением других форм презентации и переработки информации.

В свете поиска новых подходов к проблеме преподавания иностранного языка актуальным становится вопрос о создании системы психолого-педагогических условий, служащих реализации задач компетентност-но-ориентированного процесса обучения студентов. Важным представляется также определение самого ряда личностных качеств, лежащих в основе развития способностей и уникальных моделей поведения, необходимых для осуществления межкультурного иноязычного общения.

Традиционно методика обучения языкам базировалась на достижениях лингвистики, основным предметом изучения которой была система языка. Методика прошла те же этапы, что и лингвистика, потому и обучение длительное время носило лингвоцентрический характер, строилось на изучении системы языковых единиц и закономерностей. Понадобилось возникновение новых наук, новый взгляд исследователей на взаимодействие сторон обучения, на приоритеты прагматического использования языка, на смену представлений о его месте и роли в жизни человека, чтобы в целом произошла принципиальная смена парадигмы языкового обучения в рамках переориентации процесса обучения на антропоцентрический подход (Е.И.Пассов [1], Н.Д. Гальскова [2], А.В. Морозов [3], Д.В. Чернилевский [3], В.А. Сластенин [4]).

В общем смысле можно сформулировать, что цель изучения языка сместилась на овладение им как коммуникативным кодом, который, с одной стороны, предполагает поиск ответа на вопрос о том, для чего и как, в каких коммуникативных ситуациях будет использоваться изучаемый язык, а с другой - подразумевает учет актуальных потребностей личности в общении. В работах современных авторов язык рассматривается не только как система символов, имеющая внутреннюю организацию, но и как способ отображения мира, средство закрепления культурной информации и продуктивного общения между людьми (А.А. Леонтьев [5], А.А. Залевская [6], Г.К. Борозенец [7]).

По мнению исследователей, в качестве основы для формирования устойчивых коммуникативных умений выступают глубокие и прочные знания о языковой системе. Однако одинаково важно сориентировать студентов не только в представлениях о структуре этой системы, но и в особенностях ее функционирования, привлечь внимание к реалиям повседневной речевой практики, сформировать умение выбирать языковые средства и коммуникативные стратегии сообразно зада-

чам и условиям общения.

За пониманием и выдвижением приоритетной значимости такого обучения стоит осознание ценности компе-тентностно-ориентированного обучения, направленного на становление вторичной языковой личности и формирование коммуникативной компетентности студентов, обеспечивающей внутреннюю готовность и способность к качественному осуществлению речевого общения, благодаря приобретённому комплексу качеств, способствующих продуктивности процесса общения на иностранном языке (Р. П. Мильруд [8], Жук О.Л [9]).

Целью данной статьи является анализ взаимосвязи формирования коммуникативной компетентности студентов и развития их ситуативной адаптивности в процессе обучения иностранному языку, поскольку именно коммуникативная компетентность является интегральным личностным качеством, обеспечивающим социальную адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, прогнозирование особенностей поведения воспринимаемого лица и способствующее оптимальному разрешению различных проблем общения.

Антропоцентрическая лингвистика требует рассмотрения иноязычной коммуникативной компетентности как сложной категории, включающей в себя нормативные знания языковых единиц, владение приёмами построения и перефразирования высказывания, умение генерировать дискурс различной протяженности, осуществлять сознательное и автоматическое переключение языковых средств, сообразно возникающим культурно-речевым ситуациям и условиям общения.

Формирование коммуникативной компетентности, выступающей источником коммуникативной целесообразности и результативности взаимодействия людей, позволяет, посредством моделируемых ситуаций, через речевую практику и расширяющийся коммуникативный опыт студентов, увеличивать круг коммуникативных контекстов и событий в рамках изучаемого языка, стимулируя, таким образом, ситуативную адаптивность обучаемых. Проявляясь в качестве одной из индивидуальных и динамичных интеллектуальных способностей человека, коммуникативная компетентность представляет собой психологически и лингвистически интегрированную сложно организованную систему, благодаря которой достигается единство языка и речи и происходит реализация коммуникативных целей общения.

Речевая деятельность является сферой проявления этих интеллектуальных способностей, а применительно к эффективному владению иностранным языком формирование коммуникативной компетентности подразумевает становление и актуализацию вторичной языковой личности в процессе осуществления речевой деятельности. Развитие вторичной языковой личности, обладающей и сознательным и интуитивным уровнем знания

Л.А. Метелева психолого-педагогическое

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ... направление

и применения системы языка имеет большое значение как для построения грамматически и семантически правильных высказываний, так и для грамотной реализации коммуникативных умений и стратегий, позволяющих говорить о правильно сформированной ситуативной адаптивности студентов. С точки зрения иноязычной речевой деятельности, ситуативная адаптивность запускается в действие во всех её видах, наиболее ярко проявляясь в говорении, аудировании и письме.

В отличие от «генерирования» языковых выражений в рамках лингвистической компетентности, их производство в силу коммуникативной имеет, скорее, институциональный смысл, связанный с возможностью достижения прагматического аспекта общения. Формирование коммуникативной компетентности стимулирует ситуативную адаптивность студентов, давая возможность аккумулировать, использовать и применять на практике сложную совокупность знаний, опыта, личностных качеств, и способностей человека, позволяющих эффективно выполнять коммуникативные функции.

Заметим, что успешность общения на иностранном языке во многом зависит от умения правильно среагировать в определённой ситуации, адекватно реализовать речевое намерение, от способности правильно употребить арсенал языковых средств в конкретных условиях общения - таким образом, знание отдельных элементов языка само по себе ещё не становится владением языком.

Если в узком смысле - относительно условий предполагаемого иноязычного общения - приобретение коммуникативной компетентности подразумевает наличие способности объективно подбирать стратегии взаимодействия и средства языка, то в более широком смысле развитие данной компетентности означает сфор-мированность у обучаемых внутренней адаптивности и устойчивости к изменениям, происходящим в обществе и в мире.

Актуальность развития этих качеств, требующих постоянного «движения» в образовательном и личностном плане, придает особую остроту вопросу о грамотной реализации психологического воздействия на процесс формирования личности, обладающей возможность осуществлять эволюционные изменения в обществе, выбирая наиболее приемлемые способы решения поставленных задач. Это во многом требует от преподавателя не только постоянного профессионального развития, но и личностного самосовершенствования, которое, согласно теории отражённой субъектности, активизирует в студентах спонтанность, гибкость, способность к установлению продуктивных в психологическом плане взаимоотношений, характеризующихся искренностью, приятием и возможностью видеть мир другого человека и его самого так, как он сам их видит.

Возникающее между преподавателем и студентами сотрудничество помогает в освоении общеинтеллектуальных умений по выбору и извлечению сведений из потока информации, а также специфических умений по переработке и критическому анализу материала, по аргументированному разъяснению своей точки зрения и заключению самостоятельных выводов - не только относительно полученной информации, но и применительно к любым внешним воздействиям, касающимся эмоциональной, нравственной и интеллектуальной стороны личности. В процессе формирования коммуникативной компетентности, включающей в себя умения, значимые для развития ситуативной адаптивности студентов в рамках осуществления иноязычного общения, особую важность приобретают близкое соответствие учебной деятельности реалиям иноязычного общения, понимание её целесообразности и возможность творчески установить и реализовать разнообразные способы постижения и средства решения проблемы, соотносимые с интересами и потребностями личности. Последнее напрямую связано с ведущими мотивами формирования 46

коммуникативной компетентности, а именно - с реализацией стремления к самоактуализации и внутреннему росту.

Понимание целесообразности и нужности учебной деятельности, актуализация творческого потенциала и повышение заинтересованности студентов происходит, во многом, именно благодаря установившейся атмосфере сотрудничества, позволяющей студенту осознавать собственный прогресс в образовательной и интеллектуальной сфере и одновременно вникать в динамику изменяющихся по сложности на протяжении конкретного обучения целей и задач, а так же комбинировать, выбирать и создавать наиболее удачные персональные технологии освоения иностранного языка, повышающие его личную ситуативную адаптивность в целом.

Преподаватель самой системой взаимодействий на уровне сотрудничества поддерживает статус студента как полноправного субъекта учебного процесса, что в значительной мере помогает ему утратить зависимость от формальной оценки как окончательного результата обучения и связать успешность своей деятельности с процессом получения знаний и ощущением достижения коммуникативной цели, служащей индикатором развития ситуативной адаптивности. Подобный подход служит не только стимулом активного интереса к учебе, но и повышает личную ответственность и чувство самостоятельности, необходимое для выхода на качественно новый уровень коммуникативной компетентности в процессе изучения иностранного языка.

Преподаватель, поддерживающий подобного рода автономию студентов, разрушает стереотипы контролирующего стиля, ориентируя последних на использование внутренних ресурсов для поисковой и познавательной активности, в которой происходит дополнительная стимуляция мотивационного обеспечения приобретаемой коммуникативной компетентности, а именно - повышение самоуважения, уверенности в собственных силах; появление готовности и желания выразить себя как индивидуальность в деятельности не только коммуникативного, но и любого другого характера.

В классической работе академика Л.В.Щербы подчеркивается, что речевая деятельность обусловлена сложной психофизиологической речевой организацией, которая не может равняться сумме речевого опыта, а должна быть какой-то своеобразной его переработкой. Вместе с обусловленной ею речевой деятельностью она является социальным продуктом и индивидуальным проявлением языковой системы, выводимой из всей совокупности языкового материала. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности, с одной стороны, «запускает» работу ряда взаимосвязанных функциональных ориентиров и опор, необходимых для производства и понимания речи, а с другой стороны, выступает как модель, включающая в себя нормативные прескриптивные правила и несущая на себе отпечаток своеобразной переработки речевого опыта, позволяющего ориентироваться в новых ситуациях и условиях общения.

При этом реализация концепции сотрудничества позволяет открыть и максимально эффективно использовать внутренние психологические и интеллектуальные ресурсы студентов, так как осознание своих индивидуальных особенностей в интеллектуальной и личностной сфере на фоне появления нового языкового материала и в контексте конкретной коммуникативной ситуации помогает обучаемым стать участниками ценной практики общения. Слияние познавательной и речевой активности переводит простое получение навыков в формирование значимых умений ситуативной адаптивности, характеризующихся способностью к взаимодействию на иностранном языке посредством использования уникальной системы межъязыкового кода и набора приобретенных коммуникативных стратегий.

Коммуникативная компетентность, формирующаяся Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2

психолого-педагогическое направление

Л.А. Метелева

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

как творческая способность человека пользоваться широким спектром языковых средств и коммуникативных стратегий [10-18], направлена прежде всего на становление готовности к их адекватному ситуационному использованию, когда происходит активное задействование когнитивных, аффективных и интенциональных факторов, а внимание субъекта перенаправляется со структуры языка (как это имело место в лингвоцентри-ческой парадигме) на структуру речи, соотносимую с такими показателями как ситуативная адаптивность и понимание межкультурной специфики общения. Таким образом, целью обучения иностранному языку в рамках компетенстностно-ориентированног подхода становится уже не просто присвоение лингвистических, грамматических и семантических норм изучаемого языка, а развитие неповторимых вербальных ассоциаций, стимулирующих выражение личностных намерений разного содержания и характера.

Формирование коммуникативной компетентности является непрерывным процессом решения средствами изучаемого языка невербальных поведенческих задач, актуальных для общества и для самих обучаемых - задач ведущих к расширению границ коммуникации, продуктивному взаимодействию с партнером по речевому общению, к развитию языкового чутья и рефлексивной деятельности, составляющих основу ситуативной адаптивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пассов Е.И. Методическая школа Пассова. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2003. 48 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Традиция, 2004. 559 с.

4. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Издательство Магистр, 1997. 219 с.

5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, Спб.: Лань, 2003. 287 с.

6. Залевская А.А., Введение в психолингвистику. Изд. 2-е, дополн. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. 557 с.

7. Борозенец Г.К. Концептуальные подходы к построению модели формирования иноязычной комму-

никативной компетентности будущих специалистов // Вестник Воронежского Государственного Университета: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. №12. С. 94-105.

8. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. М.: Дрофа, 2007. 256 с

9. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

10. Дондокова Р.П. Исследование практики по развитию коммуникативной компетентности подростков в бурятской сельской национальной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 138-142.

11. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 267-270.

12. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.

13. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20-23.

14. Коновалова Е.Ю. Изменения коммуникативного ядра русского лексикона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 137-139.

15. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.

16. Федорова Т.А., Фролова А.И. Развитие коммуникативной компетенции в рамках проектной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 198-204.

17. Нелюбина Е.Г. Особенности творческого становления будущих учителей химии в процессе решения экспериментальных задач // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 121-123.

18. Лиференко Д.А. Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 40-42.

COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF PROGRESS IN STUDENTS' SITUATIONAL ADAPTIVITY IN TERMS OF FOREIGN

LANGUAGES TEACHING

© 2014

L.A. Meteleva, Ph.D in Psychology, Associate Professor of "Theory and Practice of Foreign Languages Teaching Department"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Communicative competence development improves students' situational adaptability which provides efficiency of communication and communicative strategies when carrying out productive cooperation in terms and prospects of foreign language communication.

Keywords: communicative competence, situational adaptability, competence-oriented approach, motivation, teaching methods, cooperation, communication strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.