психологические науки
Метелева Лилия Александровна ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ ...
УДК.159.99
ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2017
Метелева Лилия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail:[email protected])
Аннотация. Успешное формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку во многом зависит от личностной активности студентов, поскольку успешность использования вербальных и невербальных средств общения и осуществление эффективной коммуникации выходит за рамки механической тренировки. В основе её развития лежат принципы стимулирования и поощрения манифестации актов познавательной активности. Следовательно, в процессе освоения иностранного языка одним из видов личностной активности студентов становится самостоятельная познавательная деятельность, подразумевающая овладение персональными стратегиями изучения языка, под которыми понимается система индивидуально выработанных способов самостоятельного совершенствования и дальнейшего применения иноязычных речевых навыков и умений. Попадая в специфическую коммуникационную среду иноязычного общения, студент оказывается перед необходимостью создания собственной уникальной системы межъязыкового кода, который развивается только на основе приобретаемого и творчески используемого речевого и языкового опыта. Добавляя к традиционно существующим научно-методическим подходам обучения иностранному языку понимание важности стимуляции личностной активности студентов, мы переносим на качественно новый уровень и сам процесс формирования коммуникативной компетентности обучаемых. На смену представлений об обучении иностранному языку как «речевой деятельности» приходит понимание необходимости развивать внутреннюю готовность к иноязычному общению не просто на основе умения верно соотносить лингвистические явления, а на основе полной активизации интеллектуальных и психологических ресурсов личности, позволяющих соотносить языковые средства с определёнными условиями коммуникации и задачами социального взаимодействия в современном мире.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, личностная активность, коммуникативные стратегии, межъязыковой код, интерактивная функция коммуникации, осознанность, творческая активность, внутренняя мотивация, методы преподавания, иноязычная коммуникация.
STUDENTS' PERSONAL ACTIVITY AS A STRATEGIC ISSUE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN TERMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
© 2017
Meteleva Liliya Alexandrovna, PhD (Psychology), Associate Professor of «Theory and Practice of Foreign Languages Departament»
Togliatty State University (445020, Russia, Togliatty, Belorusskaya street, 14, e-mail:[email protected])
Abstract. When teaching a foreign language, the degree of success in communicative competence development largely depends on students' personal activity. This factor has an important impact on the effective communicative process as far as using verbal and non-verbal means of communication goes beyond mechanical training. Communicative competence development is based on the principles of stimulating and encouraging cognitive activity. Independent cognitive activity becomes a crucial part of students' personal activity. It complies the acquirement of personal learning strategies as a system of individually elaborated ways to apply foreign-language communicative skills. Students have to create their own unique system of translingual code, when they get into specific environment of foreign-language communication. It can be developed on the basis of communicative and linguistic experience which is acquired and used in a highly creative way. The idea of stimulating students' personal activity reinforces traditional scientific and methodological approaches to the process of communicative competence development. "Verbal activity" as a central concept of foreign-language teaching is replaced by internal willingness for foreign language communication. It demands inspiring intellectual and psychological resources which allow students to use foreign languages properly under pressure of social challenges.
Ключевые слова: communicative competence, personal activity, communicative strategies, translingual code, interactive function of communication, awareness, creative activity, inner motivation, teaching methods, foreign-language communicative.
Современная образовательная концепция высшей школы и практические требования, предъявляемые условиями межкультурной коммуникации, определяют главенствование роли антропоцентризма в обучении иностранному языку, что подразумевает учёт потребностей личности в коммуникативном процессе, а также предполагает, что обучение должно носить активный характер, стимулирующий внутреннюю личностную активность студента.
В проекте разрабатываемого экспертными группами Совета Европы пакета документов под названием "Европейский Языковой Портфолио" ("European Language Portfolio") отмечается, что в условиях изменения геополитической ситуации европейское общество становится более интерактивным и молодое поколение должно подготовить себя к совершенствованию своих коммуникативных знаний, навыков и умений.
В материалах проекта сделан акцент на развитии способности к самостоятельной работе по изучению иностранного языка, а на первом месте в ряду качеств
будущего полноценного члена европейского демократического сообщества называются способность к самоорганизации, независимость, высокое самосознание, уверенность в своих силах, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью.
В таком контексте особое значение приобретают идеи обучения, связанного с формированием личностной активности обучаемых, обеспечивающей их персональное ответственное отношение к усвоению знаний, систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование.
По мнению исследователей, активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется - помимо значительного интеллектуального напряжения и проявления волевых качеств обучаемых - стремлением к познанию, интроспекции, задействованием интраперсонального интеллекта. (V. Gaillard, M. Vandenberghe, A. Destrebecqz , A.Cleeremans
Meteleva Liliya Alexandrovna STUDENTS' PERSONAL ACTIVITY .
psychological science
[1], M. Overgaard [2], A. F. Barron, D. Harrington [3], Р. Фрейджер [4]).
В отечественной методике научные положения авторских концепций, выдвинутых Т. Н. Шамовой [5] и Г. И. Щукиной [6], А.М. Матюшкиным [7], являются основополагающим фундаментом для исследования познавательной активности обучаемых. В частности, выделяются три уровня познавательной активности. Первый уровень носит репродуктивно-подражательный характер и представляет собой воспроизводящую активность, связанную с усвоением нового опыта через присвоение опыта другого человека и с необходимостью понять новое явление, дополнить и воспроизвести знания, овладев способом их применения по представленному образцу.
Второй уровень может быть описан как интерпретирующая активность, он характеризуется появлением самостоятельности и наличием устойчивых волевых усилий, направленных на проникновение в сущность явления, познанием его взаимосвязи с другими явлениями, поиском способов решения и средств выполнения задачи.
Третий уровень - творческий - предполагает высший уровень активности, основанный на стремлении применить знания в новой ситуации и перенести присвоенные способы деятельности в новые условия. Важными особенностями третьего уровня считаются: наличие широких и стойких познавательных интересов; внутренняя мотивация, проявление высоких волевых качеств, упорства и настойчивости в достижении цели; способность к самостоятельной постановке задачи; поиск и реализация путей её решения новым оригинальным способом.
Таким образом, большинство продуктивных видов активности и релевантные им процессы, протекающие в психике субъекта обучения, представляют собой особый вид деятельности и базируются непосредственно на проявляемой активности самого обучаемого. На настоящий момент, однако, существует недостаточная изученность вопроса о взаимосвязи становления личностной активности студентов с развитием различных составляющих коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку, а также объективная потребность в анализе научно-методического обеспечения в реализации подходов к формированию коммуникативной компетентности с точки зрения учёта высшего уровня познавательной активности.
Целью данной статьи является обоснование значимости личностной активности студентов для успешного формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку, поскольку само формирование коммуникативной компетентности - рассматриваемой нами как интегральное личностное качество, обеспечивающее социальную адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения и осуществление эффективной коммуникации в целом - также выходит за рамки механической тренировки как таковой, а в основе её развития лежат принципы стимулирования и поощрения манифестации актов познавательной активности.
Важно отметить, что попадая в специфическую коммуникационную среду иноязычного общения, студент неизбежно оказывается перед необходимостью создания собственной уникальной системы межъязыкового кода, который развивается только на основе приобретаемого и творчески используемого речевого и языкового опыта. Следовательно, в процессе освоения иностранного языка одним из видов личностной активности студентов становится самостоятельная познавательная деятельность - в широком смысле подразумевающая овладение персональными стратегиями изучения языка, под которыми понимается система индивидуально выработанных способов самостоятельного совершенствования и дальнейшего применения иноязычных речевых навыков и умений.
В этом смысле психические процессы, связанные с
возникновением личностнои активности, направленной на формирование иноязычной коммуникативной компетентности, первоначально сосредоточиваются на осуществлении ориентировочно-исследовательской деятельности, подкреплённой новизной стимула и требующей внимательного исследования не только новых языковых явлений и коммуникативных аспектов, но и самих возможностей самостоятельной работы с ними.
Постепенное усиление акцента на исследовательской позиции происходит благодаря работе с моделируемыми проблемными заданиями, разнообразными ситуациями и условиями общения, что требует активной работы не только с лингвистическим наполнением контента, но во многом и с присвоением и совершенствованием ряда техник и моделей общения на иностранном языке. Их последовательное развитие и применение оказывает влияние на способность к нахождению путей достижения коммуникативно-деятельностных целей взаимодействия.
Маркером наиболее высокого уровня развития личностной активности студентов, в полной мере запускающей процесс формирования эффективной коммуникативной компетентности, служит, однако, над-ситуативная активность саморегуляции личности, её интеллектуальная инициатива, позволяющая повышать социальную адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, прогнозирование особенностей поведения воспринимаемого лица и способствующая оптимальному разрешению различных проблем общения.
Подобная цепь закономерностей, отражающая воздействие личностной активности студентов на процесс формирования коммуникативной компетентности, связана с тем, что сам по себе межъязыковой код имеет глубоко специфические особенности, оформляющиеся исключительно под влиянием индивидуальных гипотез, которые обучаемый строит сообразно усваиваемым элементам языка, самостоятельно принимая решения по поводу использования тех или иных языковых и коммуникативных средств общения. В этом случае именно внутренняя личностная активность даёт возможность расширить границы прежнего коммуникативного опыта, усвоить языковую информацию и создать наиболее удачные персональные технологии освоения и применения коммуникативной компетентности в условиях иноязычного общения [8].
С точки зрения психических процессов, проявление активности, связанной с формированием коммуникативной компетентности, обеспечивается появлением серьёзного рассогласования между набором языковых и коммуникативных средств, уже доступных обучаемому и новым вызовом, предъявляемым ему в виде усложнённого комплекса новых лексико-грамматических явлений и коммуникативных запросов. С другой стороны, полноценное включение в действие этого механизма происходит под влиянием целенаправленной стимуляции самостоятельной исследовательской деятельности студентов.
Поскольку продуктивные формы активности, имеющие в своей основе поисковую познавательную активность субъекта, составляют особый тип активности, их адекватная стимуляция связана во многом с формированием внутренней мотивировки, пониманием целесообразности учебной деятельности и выбором личных ориентиров в ней. Наиболее эффективно это достигается в сознании студентов при установлении атмосферы сотрудничества, позволяющей обучаемым осознавать собственный прогресс в образовательной и интеллектуальной сферах и одновременно вникать в динамику изменяющихся по сложности задач [9] .
Данный подход субъект-субъектного характера связан с созданием таких отношений между участника-
психологические науки
Метелева Лилия Александровна ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ ...
ми образовательного процесса, когда положительная установка к личности другого человека, признание его ценности без предубеждений, излишней критичности и склонности к оцениванию позволяет снижать ощущение стресса в учебной ситуации, а потому повышает уверенность студентов в своих способностях, делает их более открытыми новому опыту, уменьшает необходимость в оборонительной позиции из-за страха совершить ошибку.
Открытое и подлинно доброжелательное отношение преподавателя, лишённое оценочного ограничения и манипулятивного воздействия, дает каждому студенту право свободно думать, чувствовать и участвовать в решении коммуникативных задач, поставленных в учебной ситуации, что способствует большей реализации его креативного потенциала и развитию третьего - творческого - уровня личностной активности с точки зрения описания познавательной деятельности.
В процессе формирования коммуникативной компетентности создание ситуации равноценного общения со студентами позволяет преподавателю поддерживать статус обучаемых как полноправных субъектов взаимодействия, что в значительной мере помогает им утратить зависимость от формальной оценки как окончательного результата обучения и связать успешность деятельности с результатами самообразования, самосовершенствования, реализацией познавательных интересов и внутренней личностной активностью в целом.
Ощущение достижения коммуникативной цели служит здесь не только стимулом повышения интереса к учебе, но и повышает личную ответственность, необходимую для выхода на качественно новый уровень формирования коммуникативной компетентности в процессе изучения иностранного языка, подкреплённого внутренней активностью студентов вместо директивного воздействия и контроля. Личностная активность в этом случае направляет единство аффективных и интеллектуальных процессов на поставленную коммуникативную задачу, позволяя индивидуализировать отношение к объектам, находящимся в центре учебной деятельности.
Поддерживая психологическую автономию и личностную активность обучаемых, преподаватель отодвигает тем самым стереотипы контролирующего стиля обучения, ориентируя студентов на использование внутренних ресурсов для поисковой и познавательной деятельности, в которой происходит стимуляция моти-вационного обеспечения приобретаемой коммуникативной компетентности: повышается самоуважение, чувство уверенности в собственных силах, появляется готовность и желание проявить свою индивидуальность в поиске решений для предлагаемых задач общения на иностранном языке.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования коммуникативной компетентности [10; 11; 12; 13] способствует социальному развитию личности в интеллектуальном, творческом, эмоциональном и волевом направлении. В этом смысле, направленность личностной активности обучаемых на формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку позволяет студентам опробовать воспроизведение усвоенного материала в практическом смысле, утвердить себя психологически и социально, усвоить ряд социокультурных норм, ценностей, социально-ролевых ожиданий, способов общения, в результате которых формируются и совершенствуются полезные коммуникативные свойства личности и происходит процесс ее интеграции и самореализации в различных обстоятельствах социолингвокультурной среды.
Как упоминалось ранее, формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку связано с выходом на развитие таких категорий как социальная адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения, возможность адекватного отражения психических
состояний и личностного склада другого человека, прогнозирование особенностей поведения воспринимаемого лица и оптимальное разрешение различных проблем общения - а не только с передачей лексико-граммати-ческих знаний о языке. Обобщая данные категории как сложный генерализованный комплекс коммуникативных умений и навыков, необходимо подчеркнуть, что становление его также происходит посредством описанного выше влияния психотерапевтического характера, без которого невозможно достичь позитивных изменений в личностных образованиях.
Вместе с тем, формирование коммуникативной компетентности, протекающее на основе установления конструктивных взаимоотношений со студентами в процессе усвоения системы иностранного языка требует постоянной актуализации творческих способностей обучаемых, равно как и способностей к целенаправленным и результативным действиям.
В этом контексте именно личностная активность субъекта, позволяющая усиливать чувство самоидентичности и влиять на формирование Я-концепции, служит катализатором изменений, влияющих на благоприятные отношения с окружающими людьми, ощущение личностной ценности, на эффективную реализацию коммуникативных намерений. Личностная активность, таким образом, проявляет себя как связующее звено между личностным ростом с одной стороны и развитием интеллектуальных и коммуникативных навыков с другой.
Поскольку любое действие индивида прямо или косвенно имеет коммуникативный аспект, то эффективное нахождение способов достижения коммуникации посредством проявления личностной активности в создании системы межъязыкового кода, в выработке и реализации персональных стратегий изучения языка и применения его в условиях изменяющихся коммуникативных запросов облегчает включение студента и в социальные связи современного мира, способствуя выстраиванию собственной жизненной позиции, усвоению норм и ценностей, имеющих выход на эмоциональную, поведенческую и, собственно, личностную подструктуры.
Личностная активность, влияя на формирование эффективной коммуникативной компетентности студентов оказывает воздействие на поведенческую подструктуру, субъектное положение, ощущение и взаимодействие участников общения. Активность, подкреплённая осознанностью и целенаправленностью на достижение продуктивности коммуникативного взаимодействия в учебно-познавательном процессе создает условия для успешной реализации интерактивной, перцептивной и информационной функций коммуникации.
В процессе изучения иностранного языка достижение интерактивной цели коммуникации основано достижении действенного, результативного и психологически безопасного для субъектов общения воздействия друг на друга. Информационная функция здесь реализуется при наличии сходной системы кодификации и декодифика-ции языковой информации её лексико-грамматического наполнения, а перцептивная связывается с адекватным анализом психологических свойств и особенностей поведения другого человека, с пониманием и адекватной оценкой собственного «Я».
Достижение коммуникативно-деятельностных целей взаимодействия играет важную роль и в развитии личности в целом, а личностная активность студентов, направленная на формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку, отвечает новым цивилизационным запросам, связанным со способностью к самоорганизации, независимостью, уверенностью в своих силах, сочетанием независимости мышления и действий с социальной ответственностью.
Таким образом, добавляя к традиционно существующим научно-методическим подходам обучения иностранному языку понимание важности стимуляции личностной активности студентов, мы переносим на ка-
Meteleva Liliya Alexandrovna STUDENTS' PERSONAL ACTIVITY .
psychological science
чественно новый уровень и сам процесс формирования коммуникативной компетентности обучаемых. На смену представлений об обучении иностранному языку как «речевой деятельности» приходит понимание необходимости развивать внутреннюю готовность к иноязычному общению не просто на основе умения верно соотносить лингвистические явления, а на основе полной активизации интеллектуальных и психологических ресурсов личности, позволяющих соотносить языковые средства с определёнными условиями коммуникации и задачами социального взаимодействия в современном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Gaillard V., Vandenberghe M., Destrebecqz A., Cleeremans A. First- and third-person approaches in implicit learning research // Consciousness and Cognition. 2006. Vol. 15, No4. 722 р.
2. Overgaard M. Introspection in Science // Consciousness and Cognition. 2006. Vol. 15, No4. Р. 629633
3. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Annual Review of Psycholodgy. 1981. V. 32. P. 439-476.
4. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Robert Frager, James Fadiman "Personality & Personal Groth". 5th ed. 2002. 246 c.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 214 с.
7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 392 с.
8. Смирнова Е.В. Аспекты личностно-ориентиро-ванного обучения при использовании средств ИКТ в образовательном процессе по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 3337.
9. Борозенец Г.К. Концептуальные подходы формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов // Вестник Воронежского Государственного университета: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. №12. С.94-105.
10. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
11. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 2. С. 45-47.
12. Толикина Е.А. Коммуникативная компетентность как базовый компонент компетентностной структуры образовательного результата // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 192-195.
13. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.
Статья поступила в редакцию 20.09.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017