Научная статья на тему 'Психологическая поддержка развития субъектной активности студентов в процессе обучения иностранному языку'

Психологическая поддержка развития субъектной активности студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПОДХОД К СТУДЕНТУ КАК К ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОЗИТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОСОЗНАННОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ / КОНГРУЭНТНОСТЬ / SUBJECT ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PERSONAL GROWTH / COMMUNICATIVE STRATEGIES / THE APPROACH TO STUDENTS AS PERSONALITIES / JUDGMENT-FREE ATTITUDE / POSITIVE ADAPTATION / SELF-AWARENESS / INTERNAL RESOURCES ACTIVATION / CONGRUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелева Лилия Александровна

Традиционно концепция преподавания иностранного языка базировалась на обращении к интеллектуальным ресурсам обучаемых. Современные условия межкультурной коммуникации предполагают сотрудничество на основе таких качеств личности как независимость, активность, конгруэнтность, уверенность, социальная ответственность и высокое самосознание. Это перемещают вектор обучения с интеллектуальной направленности на эмоциональную сферу и психическое благополучие личности. В настоящее время существует концептуальное различие между реализацией индивидуального подхода к студенту и реализацией подхода к студенту как к индивидуальности. Первый подразумевает пассивное реагирование на специальное воздействие преподавателя. Реализация второго подхода строится на понимании того, что источником личностного роста и движения является сам человек с его уникальной субъектной активностью. Роль обучения, таким образом, переориентируется на осуществление психологической поддержки и создания психолого-педагогических условий, направленных на становление субъектной активности студентов. В процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности студентов уместно говорить о нескольких направлениях психологической поддержки субъектной активности обучаемых. Одна из её основ ориентация на личностный рост и активизация внутренних ресурсов при организации поисковой и познавательной деятельности студентов. Важным условием является также становление равноценных субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и безоценочное отношение к студентам со стороны преподавателя. Более эффективным процесс обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности делает также и позитивная адаптация обучаемых, направленная на поиск оптимальных решений проблем коммуникации. Таким образом, комплексная психологическая поддержкf и подход к студенту как к индивидуальности способствует развитию его субъектной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Метелева Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO STUDENTS’ SUBJECT ACTIVITY IN TERMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Traditionally, the concept of foreign language teaching was based on intellectually-oriented approaches. Modern conditions of international communication in business and culture regard cooperation as a key issue based on independence, activity, congruence, confidence, social responsibility and high self-awareness. In this way we observe a shift in teaching from the intellectual focus to the emotional sphere and mental well-being of the personality. There is a conceptual difference between the implementation of the individual approach to students and the implementation of the approach to students as personalities. The first one implies a passive response to organized teaching process. The implementation of the second approach is based on understanding that the source of personal growth and movement is the person with his or her unique subject activity. The role of education, thus, is reoriented to psychological support and creation of special psychological conditions aimed at the stimulation of subject activity of students. When dealing with the problem of foreign language teaching and communicative competence forming, it is appropriate to talk about several directions of psychological support for students’ subject activity. The most crucial things here are personal growth orientation and internal resources activation while organizing students' search and cognitive activities. Psychological equality in relations between the both sides involved in process is also an important condition for educational process as well as judgment-free attitude to the students. When positive adaptation of students is aimed at finding the best solutions to communication problems it makes foreign language teaching and communicative competence development more effective process. Thus, the complex including psychological support and the implementation of the approach to students as personalities contributes to the development of his or her subject activity.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка развития субъектной активности студентов в процессе обучения иностранному языку»

психологические науки

Метелева Лилия Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ...

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2018

Метелева Лилия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail:marsela_l.m@bk.ru)

Аннотация. Традиционно концепция преподавания иностранного языка базировалась на обращении к интеллектуальным ресурсам обучаемых. Современные условия межкультурной коммуникации предполагают сотрудничество на основе таких качеств личности как независимость, активность, конгруэнтность, уверенность, социальная ответственность и высокое самосознание. Это перемещают вектор обучения с интеллектуальной направленности на эмоциональную сферу и психическое благополучие личности. В настоящее время существует концептуальное различие между реализацией индивидуального подхода к студенту и реализацией подхода к студенту как к индивидуальности. Первый подразумевает пассивное реагирование на специальное воздействие преподавателя. Реализация второго подхода строится на понимании того, что источником личностного роста и движения является сам человек с его уникальной субъектной активностью. Роль обучения, таким образом, переориентируется на осуществление психологической поддержки и создания психолого-педагогических условий, направленных на становление субъектной активности студентов. В процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности студентов уместно говорить о нескольких направлениях психологической поддержки субъектной активности обучаемых. Одна из её основ - ориентация на личностный рост и активизация внутренних ресурсов при организации поисковой и познавательной деятельности студентов. Важным условием является также становление равноценных субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и безоценочное отношение к студентам со стороны преподавателя. Более эффективным процесс обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности делает также и позитивная адаптация обучаемых, направленная на поиск оптимальных решений проблем коммуникации. Таким образом, комплексная психологическая поддержкГ и подход к студенту как к индивидуальности способствует развитию его субъектной активности.

Ключевые слова: субъектная активность, психологическая поддержка, коммуникативная компетентность, личностный рост, коммуникативные стратегии, подход к студенту как к индивидуальности, безоценочное отношение, позитивная адаптация, осознанность, активизация внутренних ресурсов, конгруэнтность.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO STUDENTS' SUBJECT ACTIVITY IN TERMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

© 2018

Meteleva Liliya Alexandrovna, PhD (Psychology), Associate Professor of «Theory and Practice of Foreign Languages Departament Togliatty State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail:marsela_l.m@bk.ru)

Abstract. Traditionally, the concept of foreign language teaching was based on intellectually-oriented approaches. Modern conditions of international communication in business and culture regard cooperation as a key issue based on independence, activity, congruence, confidence, social responsibility and high self-awareness. In this way we observe a shift in teaching from the intellectual focus to the emotional sphere and mental well-being of the personality. There is a conceptual difference between the implementation of the individual approach to students and the implementation of the approach to students as personalities. The first one implies a passive response to organized teaching process. The implementation of the second approach is based on understanding that the source of personal growth and movement is the person with his or her unique subject activity. The role of education, thus, is reoriented to psychological support and creation of special psychological conditions aimed at the stimulation of subject activity of students. When dealing with the problem of foreign language teaching and communicative competence forming, it is appropriate to talk about several directions of psychological support for students' subject activity. The most crucial things here are personal growth orientation and internal resources activation while organizing students' search and cognitive activities. Psychological equality in relations between the both sides involved in process is also an important condition for educational process as well as judgment-free attitude to the students. When positive adaptation of students is aimed at finding the best solutions to communication problems it makes foreign language teaching and communicative competence development more effective process. Thus, the complex including psychological support and the implementation of the approach to students as personalities contributes to the development of his or her subject activity.

Keywords: subject activity, psychological support, communicative competence, personal growth, communicative strategies, the approach to students as personalities, judgment-free attitude, positive adaptation, self-awareness, internal resources activation, congruence.

Традиционно существовавшая концепция преподавания иностранного языка в высшей школе длительное время базировалась на обращении к интеллектуальным ресурсам обучаемых и опиралась на интеллектуально-ориентированные технологии и подходы в образовании. Однако современные условия межкультурной коммуникации, предполагающие взаимодействие и сотрудничество на основе таких качеств личности как независимость, активность, конгруэнтность, уверенность, социальная ответственность и высокое самосознание, перемещают вектор обучения с прагматического аспекта интеллектуальной направленности на эмоциональную сферу и психическое благополучие личности.

Новый контекст понимания целей и ценностей обучения требует, тем не менее, обращения к классическим

работам по теории индивидуальности, авторами которых являются отечественные психологи Б.Г. Ананьев [1], В.С. Мерлин [2], Б. Ф. Ломов [3], Л.И. Анциферова [4], В.М. Русалов [5], К.А. Абульханова-Славская[6]. Вместе с тем, сложность и неповторимость природы субъектно-деятельностных и личностных свойств, определяющих отношение к жизни и становление «Я-концепции» человека, нацеливает исследователей на необходимость изучения факторов, позволяющих создать новые условия, основанные на пересмотре отношения к студенту с позиции ординарного учёта его индивидуальных особенностей на позицию развития его активной субъектности.

По мнению Ю.В. Гагина [7], изучавшего акмеоло-гическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости

человека, речь идёт о весомом концептуальном различии между реализацией индивидуального подхода к студенту и подхода к студенту как к индивидуальности. В первом случае содержание обучения подчиняется «адаптивным усилиям» обучаемого и подразумевает его реагирование на специальное воздействие преподавателя. Познавательная деятельность при этом носит характер далёкий от творческого и активного, а личностная активность сводится к стратегии избегания неудач. [8].

Реализация подхода к студенту как к индивидуальности строится на понимании того, что источником личностного роста и движения является сам человек с его уникальной субъектной активностью, а не воздействие ответственного за образовательный процесс обучающего преподавателя. Роль последнего, таким образом, приобретает совершенно иное значение и переориентируется на создание комплекса условий, направляющих содержание и методы обучения как специально продуманные и подготовленные меры по развитию субъектной активности обучаемых.

Современный анализ методологических и теоретических аспектов психологической концепции личности как субъекта жизни и деятельности, представленный в работах К.В. Карпинского [9], связывает субъектную активность с инициацией, построением, поддержанием, развитием, регуляцией жизнедеятельности. Активность субъекта, по мнению исследователя, направлена на пересмотр и преображение имеющегося в распоряжении человека операционального и инструментального состава, наведение на новые цели и задачи, усовершенствование и настройку в соответствии с субъективным замыслом жизненного пути. Субъектная активность, побуждаемая функциональной потребностью в деятельности выступает, таким образом, в качестве активности личности как субъекта деятельности.

Возвращаясь к вопросу о преподавании иностранного языка и формировании коммуникативной компетентности, играющей значительную роль в развитии личности, способной релевантно отвечать на актуальные запросы современной цивилизации, отметим, что в настоящий момент остаётся недостаточно изученным вопрос о теоретическом обосновании целостной концепции создания психологической поддержки, направленной на становление субъектной активности студентов. Существует, кроме того, и объективная потребность в анализе научно-методического обеспечения содержания обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности студентов с позиции стимуляции субъектной активности обучаемых.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование различных аспектов осуществления психологической поддержки и создания психолого-педагогических условий, направленных на становление субъектной активности студентов, а также анализ научно-методического обеспечения, позволяющего в процессе обучения иностранному языку формировать коммуникативную компетентность студентов, связанную с одной стороны с направленностью на успешное использование вербальных и невербальных средств общения, а с другой - на приобретение и творческое использование речевого и языкового опыта, основанного на самостоятельном овладении коммуникативными стратегиями.

Отметим, что предлагаемое нами понимание психологической поддержки развития субъектной активности студентов и видение конструкта психолого-педагогических условий проходит через призму задач, позволяющих преподавателю более чётко определить направления работы с точки зрения стимуляции субъектной активности обучаемых в процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности.

Речь идёт о раскрытии не только интеллектуальных, но эмоциональных ресурсов личности, необходимых для развития самостоятельности, самосознания, повышения 354

внутренней уверенности, самоорганизации, независимости мышления и социально ответственных действий. В этом смысле создание комплекса психолого-педагогических условий призвано обеспечивать оказание помощи в развитии способности самостоятельно оценивать ситуацию общения, творчески подходить к воплощению собственного речевого и неречевого поведения, осмысливать и осваивать соответствующие поставленной коммуникативной цели способы поведения, реагирования, мышления и переживания.

Анализ научной литературы и практического опыта позволили обозначить наиболее значимые на наш взгляд основы осуществления психологической поддержки и создания комфортных психолого-педагогических условий становления и развития субъектной активностив процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности студентов:

1. Ориентация на личностный рост и активизация внутренних ресурсов при организации поисковой и познавательной деятельности.

Ориентация на личностный рост как составляющая часть гуманистической психологии отвергает контролирующий, исправляющий и менторский стиль взаимодействия с обучаемыми. В качестве важнейших характеристик зрелой личности С.Л. Братченко и М.Р. Миронова [10] рассматривают индивидуальность, автономность, целостность, интенциональность, динамичность и конструктивность - совпадающие с запросами на качества, актуальные для эффективной межкультурной коммуникации и проявляющиеся при усилении субъектной активности обучаемых.

Возможность актуализации перечисленных качеств зависит от способности обучаемых преодолеть ряд внешних регуляторов, которыми зачастую выступают бессознательные сценарных программы поведения, и установить взамен подлинные - внутренние регуляторы, поддерживающие сознательность, целенаправленность и внутреннюю независимость студентов.

Преодоление сценарных регуляторов, тормозящих проявление и реализацию перечисленных качеств, происходит при налаживании конструктивного диалога со студентами с позиции равноправного партнерства и сотрудничества, содействующего установлению баланса между интеллектуальной и эмоциональной сторонами личности.

В случае, если обучение иностранному языку и формирование коммуникативной компетентности происходит через трансляцию ценностей личностного роста: инициативу, динамичность, преодоление объективных трудностей, связанных с овладением речью, сотрудничество и способность учиться, переживая свои успехи и неудачи - то содержание обучения перестаёт базироваться на адаптивных усилиях обучаемых и приобретает характер сознательного творческого и самостоятельного участия в познавательной деятельности. [11]. Личностная активность перестаёт, в свою очередь, сводиться к стратегии избегания неудач и заменяется исследовательской деятельностью с более расширенным диапазоном интересов и менее болезненным переживанием ошибок.

Именно постоянное акцентирование преподавателя на процессе обучения как на составляющей целостного процесса личностного роста с его взлётами и падениями, позволяет развивать у студентов стремление оказывать влияние на происходящие внутренние психологические процессы и внешние события, активизировать эмоциональные, интеллектуальные и психические резервы собственного преобразования.

Маркерами успешного развития субъектной активности студентов в процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности будут в этом случае являться: развитие умения задавать вопросы уточняющего характера, выдвигать самостоятельные гипотезы относительно коммуника-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

психологические науки

Метелева Лилия Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ...

тивных стратегий и лексико-грамматических особенностей изучаемого языка; отношение к ошибкам как к позитивным показателям усвоения материала; активное участие в выборе форм работы над поставленной лингвистической задачей или коммуникативной проблемой; разделение ответственности за собственный прогресс и происходящие в группе процессы [12].

2. Установление равноценных субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и безоценочное отношение к студентам со стороны преподавателя.

В образовательном процессе формирование коммуникативной компетентности и обмен информацией происходит в организованной познавательной деятельности. Её продуктивность зависит во многом от качества обмена настроениями, интересами и эмоциями. Установление равноценных субъект-субъектных отношений в образовательном процессе подразумевает равноправие сторон в открытом выражении представлений, идей и чувств, связанных с происходящим в контексте обучения взаимодействием[13] .

Особенно важным представляется нам осознанный выбор преподавателя в пользу способности сообщать своё отношение и мнение по поводу высказывания студента исключительно с точки зрения содержания полученной информации - без перехода на оценку его личных качеств и личности в целом. Реализация принципа осознанности, аутентичности и эмпатийности позволяет преподавателю действовать с позиции собственной автономности, реагируя на происходящее в настоящем, отбрасывая искажающие установки восприятия действительности, рассматривая события через личную встречу с ними, а не через категории долженствования.

Такой подход даёт возможность обходиться без расхода психической энергии на создание проблем, использование различных манипуляций и планирование психических контратак на студентов. Он помогает устанавливать подлинные субъект-субъектные отношенияй в образовательном процессе, улучшать контакты с обучаемыми, стимулировать их умение проявлять собственную субъектную активность в контексте коммуникации [14]. Эмпатическое отношение к личности студента позволяет преподавателю лучше осознать индивидуальность каждого обучаемого, переосмыслить тактику и стратегию формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку.

Маркерами успешного установления субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и безоценочного отношения к студентам со стороны преподавателя, влияющими в позитивном плане на адаптацию и субъектную активность обучаемых, будут выступать: способность студентов открыто сообщать о своём личном отношении, чувствах и переживаниях, связанных с предметом или темой обсуждения, даже в случаях, когда это мнение расходится с мнением большинства или значительно от него отличается; готовность отходить от позиции конформизма и соглашательства; способность делиться сомнениями и открыто сообщать о непонимании каких-либо аспектов изучаемой темы преподавателю [15].

3. Позитивная адаптация обучаемых, направленная на поиск оптимальных решений проблем коммуникации.

В её основе заложено понимание того, что отражение любого психолого-педагогического воздействия определённым образом влияет на процесс адаптации студентов к социальным требованиям и различным вызовам современного общества. Повышенный контроль, жёсткость, авторитаризм и оценочное отношение к личности приводит к негативной адаптации обучаемых, снижению способности творчески относиться к познавательной и коммуникативной активности, принимать решения и проявлять ответственность по отношению к собственной жизни.

Как уже упоминалось выше, позитивной является

лишь адаптация, благодаря которой студенты начинают адекватно понимать окружающих, ценить собственную и чужую индивидуальность, проявлять независимость мнений и самостоятельность поступков. Позитивная адаптация обучаемых происходит, однако, лишь в тех случаях, когда преподаватель сам в состоянии продемонстрировать подобные модели поведения и сознательно работает с проявлениями собственной негативной адаптации, укоренившейся в форме готовых предписаний, сценариев, попытках подменить аутентичное общение манипуляциями и играми [16].

Способность осуществлять общение без делегирования ответственности за происходящее и свои собственные поступки окружающим людям является главной предпосылкой для позитивной адаптации студентов с точки зрения грамотного психолого-педагогического воздействия преподавателя, поскольку её демонстрация позволяет на основе механизма отражённой субъектно-сти воспроизвести данную способность в личности студентов, отказавшись от морализаторства и увещеваний - путём демонстрации личного примера преподавателя.

Определяя наличие проявлений субъектной активности в процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности студентов, выражающейся в способности демонстрировать индивидуальность, автономность, целостность, интенциональ-ность, динамичность и конструктивность в общении, отметим, что перечисленные качества проявляются, в том числе, именно благодаря процессу целенаправленной позитивной адаптации обучаемых.

Таким образом, обосновав и обозначив наиболее приоритетные на наш взгляд основы осуществления психологической поддержки и создания комфортных психолого-педагогических условий становления и развития субъектной активности в процессе обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности студентов, мы приходим к пониманию, что традиционно существовавшая ситуация, при которой преподавание иностранного языка в высшей школе сводилось к раскрытию интеллектуальных ресурсов студентов и опиралось на интеллектуально-ориентированные подходы, является в настоящее время несостоятельной .

Повышение конкурентоспособности студентов в сфере деловой и межкультурной коммуникации, предполагает опору на взаимодействие и сотрудничество, умение работать в команде и одновременно способность проявлять себя как независимая, активная, конгруэнтная, уверенная личность, которой свойственна социальная ответственность и высокое самосознание. Подобные требования современного мира перенаправляют интеллектуально ассоциированный подход на подход, учитывающий психическое благополучие личности и делающий акцент на её эмоциональную сферу[17, 18, 19, 20] .

Отталкиваясь от практического видения решения проблемы и анализируя представленные аспекты её теоретического обоснования, необходимо сделать вывод о своевременности обращения к теме осуществления психологической поддержки обучаемых и создания психолого-педагогических условий, направленных на становление субъектной активности студентов, поскольку в процессе обучения иностранному языку формирование коммуникативной компетентности тесно связано с проявлением именно субъектной активности.

Самостоятельность, самосознание, повышение внутренней уверенности, самоорганизация и независимость мышления выступают в качестве основы для грамотной оценки коммуникативной ситуации, творческого воплощения речевого и неречевого поведения, освоения соответствующих поставленной коммуникативной цели способов поведения, реагирования, мышления и переживания. Развитие качественной способности самостоятельно оценивать ситуацию общения, творчески подходить к воплощению собственного речевого и неречевого

поведения, осмысливать и осваивать соответствующие поставленной коммуникативной цели способы поведения, реагирования, мышления и переживания требует базовой психологической безопасности и раскрытия эмоциональных ресурсов обучаемых.

Таким образом, для успешного развития субъектной активности студентов в процессе обучения иностранному языку необходима грамотная психологическая поддержка и создание ряда условий. Ориентация на личностный рост и активизация внутренних ресурсов при организации поисковой и познавательной деятельности помогает студентам отказаться от стратегии избегания неудач и расширить диапазон исследовательской деятельностью, благодаря новому переосмыслению подхода к собственному прогрессу и ошибкам.

Установление равноценных субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и безоценочное отношение к студентам со стороны преподавателя направлено на поддержку индивидуальности каждого обучаемого, помощь в переосмыслении тактики и стратегии формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку. Позитивная адаптация обучаемых, связанная с поиском оптимальных решений проблем коммуникации влияет на адекватную оценку собственной и чужой индивидуальности, проявление независимости мнений и самостоятельность поступков.

В заключении резюмируем также, что понимание концептуального различия между реализацией индивидуального подхода к студенту и подхода к студенту как к индивидуальности, а также своевременный пересмотр отношения к студенту с позиции учёта его индивидуальных особенностей на позицию развития его активной субъектности позволяет в целом сделать более эффективным процесс обучения иностранному языку и формирования коммуникативной компетентности обучаемых, представляющей собой одно из наиболее сложных интегральных качеств личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, Серия: Мастера психологии, 2016. 288 с.

2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2005. 544 с.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.

4. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 3-20.

5. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.

6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.

7. Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. СПб.: СПбГАСУ, Балтийская педагогическая академия, 1994. 75 с.

8. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. N01. С.5 - 19

9. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. Гродно: ГрГУ, 2002. 282 с.

10. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии / Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С.38 - 46

11. Смирнова Е.В. Аспекты личностно-ориентиро-ванного обучения при использовании средств ИКТ в образовательном процессе по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 3337.

12. Борозенец Г.К. Концептуальные подходы формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов // Вестник Воронежского Государственного университета: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. №12. С.94-105._

356

13. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М.: Инициатива, 2005. 160 с.

14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 392 с.

15. Емельянов Ю.Н., Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд, 1985. 166 с.

16. Джеймс М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать. М.: Прогресс, 1993. 333 с.

17. Gaillard V., Vandenberghe M., Destrebecqz A., Cleeremans A. First- and third-person approaches in implicit learning research // Consciousness and Cognition. 2006. Vol. 15, No4. 722 р.

18. Overgaard M. Introspection in Science // Consciousness and Cognition. 2006. Vol. 15, No4. Р. 629633

19. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Annual Review of Psycholodgy. 1981. V. 32. P. 439-476.

20. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Robert Frager, James Fadiman "Personality & Personal Groth". 5th ed. 2002. 246 c.

Статья поступила в редакцию 23.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.