Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОЙ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОЙ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / РЕЧЕВАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ / НОРМАТИВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спицына О.А., Едиханова Ю.М.

Актуальность статьи обусловлена общим интересом научного сообщества к выявлению и сопровождению одаренных школьников, в том числе выявлению субъектов исследования с высокой педагогической одаренностью для формирования кадрового резерва в будущем и успешной профориентационной работой с молодежью. Цель статьи заключается в освещении результатов проведенного пилотажного исследования по выявлению взаимосвязи интеллекта и показателей речевой одаренности в структуре ранней педагогической одаренности. Авторами сформулировано заключение по результатам диагностического исследования и проведенного корреляционного анализа при помощи методов математической статистики с помощью программ SPSS-17: корреляционный анализ, критерий Пирсона, о том, что на представленной выборке обнаружены значимые двусторонние корреляционные связи между показателями речевой одаренности и уровнем общего интеллекта испытуемых. Статья предназначена для ознакомления педагогам образовательных учреждений, психологам и другим заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спицына О.А., Едиханова Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF GENERAL INTELLIGENCE AND INDICATORS OF SPEECH GIFTEDNESS IN THE STRUCTURE OF EARLY PEDAGOGICAL GIFTEDNESS

The relevance of the article is caused due to the general interest of the scientific community in identifying and accompanying gifted schoolchildren, including identifying research subjects with high pedagogical giftedness for the formation of a personnel reserve in the future and successful career guidance work with young people. The purpose of the article is to highlight the results of a pilot study to identify the relationship between intelligence and indicators of speech giftedness in the structure of early pedagogical giftedness. The authors have formulated a conclusion based on the results of a diagnostic study and a correlation analysis conducted using mathematical statistics methods using SPSS-17 programs: correlation analysis, Pearson criterion that significant two-way correlations were found in the presented sample between the indicators of speech giftedness and the level of general intelligence of the subjects. The article is intended for familiarization of teachers of educational institutions, psychologists and other interested persons.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОЙ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3

Взаимосвязь интеллекта и показателей речевой одаренности в структуре ранней педагогической одаренности

The relationship of general intelligence and indicators of speech giftedness in the structure of early pedagogical giftedness

Спицына О.А., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ШГПУ), wadik-010472@yandex.ru

Едиханова ^Ю.М., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ШГПУ), edikhanova79@mail.ru

Spitsyna O., Shadrinsky state pedagogical University, wadik-010472@yandex.ru Edikhanova J., Shadrinsky state pedagogical University, edikhanova79@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.021

Финансирование: исследование проведено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Педагогическая одарённость: инструменты выявления и сопровождения» № 073-00095-22-02 от 08.04.2022 г.

Ключевые слова: одаренность, интеллект, речевая одаренность, дипломатичность, нормативность, компоненты.

Keywords: giftedness, intelligence, verbal giftedness, diplomacy, normativity, components.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена общим интересом научного сообщества к выявлению и сопровождению одаренных школьников, в том числе выявлению субъектов исследования с высокой педагогической одаренностью для формирования кадрового резерва в будущем и успешной профориентационной работой с молодежью. Цель статьи заключается в освещении результатов проведенного пилотажного исследования по выявлению взаимосвязи интеллекта и показателей речевой одаренности в структуре ранней педагогической одаренности. Авторами сформулировано заключение по результатам диагностического исследования и проведенного корреляционного анализа при помощи методов математической статистики с помощью программ SPSS-17: корреляционный анализ, критерий Пирсона, о том, что на представленной выборке обнаружены значимые двусторонние корреляционные связи между показателями речевой одаренности и уровнем общего интеллекта испытуемых. Статья предназначена для ознакомления педагогам образовательных учреждений, психологам и другим заинтересованным лицам.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the general interest of the scientific community in identifying and accompanying gifted schoolchildren, including identifying research subjects with high pedagogical giftedness for the formation of a personnel reserve in the future and successful career guidance work with young people. The purpose of the article is to highlight the results of a pilot study to identify the relationship between intelligence and indicators of speech giftedness in the structure of early pedagogical giftedness. The authors have formulated a conclusion based on the results of a diagnostic study and a correlation analysis conducted using mathematical statistics methods using SPSS-17 programs: correlation analysis, Pearson criterion that significant two-way correlations were found in the presented sample between the indicators of speech giftedness and the level of general intelligence of the subjects. The article is intended for familiarization of teachers of educational institutions, psychologists and other interested persons.

Введение. Выявление и развитие ранней задачей современного образования, не может

одаренности становится все более актуальной стоять в стороне и педагогическая наука. Целью

гранта при поддержке которого осуществлялось освещаемое исследование является выявление педагогически одаренных подростков. Выявление подростков с высоким и средним уровнем педагогической одаренности позволит корректно сформировать педагогические классы и целенаправленно осуществлять работу над профессиональным самоопределением будущих абитуриентов ВУЗов, будущих педагогов.

В своем исследовании мы основываемся на определении Агалаковой М.Ю. и Лучининой А.О. о том, что: «одаренность - это такая способность, которая позволяет человеку успешно выполнять определенный вид деятельности. Различают два вида одаренности: общую (интеллект) и особенную (например, одаренность речевая)» [1]. Под одаренностью общей понимается способность, благодаря которой человек достигает успеха в нескольких сферах деятельности. Особая одаренность

характеризуется успехами в определенных видах занятий и в определенных областях [13]; для нас в описываемом фрагменте исследования важны показатели уровня общего интеллекта и теоретически выявленные показатели речевой одаренности. Проблема соотношения речи и интеллекта в онтогенезе и когнитивной основы речевого развития уже затрагивалась в работах Л.С. Выготского [4] и Ж. Пиаже [12]. Постоянно ведущиеся исследования доказывают, что существуют два варианта взаимосвязи:

1) все компоненты речевой одаренности связаны с уровнем общего интеллекта испытуемых [1;2];

2) с уровнем общего интеллекта связаны показатели вербального интеллекта, а такие показатели как дипломатичность, конформизм, самостоятельность не имеют корреляционной взаимосвязи [10].

В данной статье мы имеем возможность привести лишь небольшую часть проведенного исследования, посвященную изучению и доказательству двусторонней взаимосвязи уровня общего интеллекта и показателей речевой одаренности у учащихся 9 - 11 классов общеобразовательных школ г. Шадринска.

Материалы и методы исследования. Как утверждают Влодарчик Р.А., Лубочников П.Г., Нургалеев В.С., Беловолов В.А.: «Сущность интеллекта заключается в способности приспосабливаться к физической и социальной реальности, а его основная функция -структурировать или организовывать

взаимодействие человека с окружающей средой. В онтогенезе интеллект рождается следующим образом: посредником между ребенком и

окружающим миром является предметное действие» [3]. И это подчеркивается и Ж. Пиаже [12] который утверждает, что слова и визуальные образы сами по себе не имеют никакого значения для развития интеллекта. По мере того как опыт реального взаимодействия ребенка с объектами накапливается и усложняется, происходит интернализация объективных форм поведения, то есть они постепенно трансформируются в психологические операции [5].

Важную роль в изучении интеллекта сыграли теоретические взгляды Ч. Спирмена и Л. Терстоуна [15]. Идея Ч. Спирмена [18] о том, что если существуют общие умственные способности (интеллект), которые определяют успех любого свершения, то показатель успешности различных тестов должен быть взаимосвязаны. Он ввел понятие «общего фактора» (своего рода общей психической энергии) - G, влияющего на успешность любого испытания. У каждого есть О-фактор как общая «умственная энергия», но в какой-то степени он влияет на успех любой конкретной деятельности. Также были выявлены 8-факторы, ответственные за специальные навыки. Каждый S-фактор имеет долю общего фактора. G-фактор это проявляется в умении устанавливать связь между элементами собственных знаний и элементами содержания тестового задания; S-факторы в первую очередь связаны с сенсорным восприятием и речевыми способностями.

Опираясь на исследования П.Я. Гальперина [5], А.В. Запорожца [6], и др. можно представить схему формирования речевой одаренности, как цепочку развития феноменов: задатки -деятельность - общение - речевая способность -речевая личность - речевая деятельность -речевая компетентность - речевая способность -речевая одаренность. Рассматривая речевую одаренность, основываясь на теориях Л.С. Выготского [4], Н. Хомского [16], Д. Грин, Лейтес Н.С. [8], Д. Слобина [14], мы будем ее трактовать как повышенную способность учащихся к овладению усвоением речи на почти неосознаваемом уровне, легкое овладение учебной теорией, творческий подход к процессу обучения и свободное образование слов и их сочетаний. Речевая одаренность, это целая система внешних и внутренних показателей, к внешним показателям мы можем отнести структуру построения речи, использование логически обоснованных оборотов речи, доступность экспрессивность, плавность и четкость, этот показатель нуждается в пролонгированном экспертном наблюдении с фиксацией результатов [7]. Внутренние же

показатели принято ставить на первое место, так рекомендуют в своем исследовании Агалакова М.Ю., Лучинина А.О.: «вербальный интеллект, под которым понимают умение сопоставлять, комбинировать, анализировать, совершать абстрактно-логические действия с языковым материалом» [1]. Данные показатели легко можно диагностировать при помощи специально подобранных факторов и субтестов, отвечающих целям исследования, следующих методик: теста Кеттелла, как рекомендует Мозговая Н.Н.: ««фактор G: «низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения», фактор N прямолинейность /дипломатичность, фактор Q2: «конформизм - нонконформизм», фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»» [11]; тест Р. Амтхауэра: субтест 1: «ДП» (дополнение предложений), субтест 2: «ИС» (исключение слова), субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности), субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи).

Для того, чтобы определить уровень интеллекта испытуемых нами был использован тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра [17].

В исследовании приняли участие 102 школьника общеобразовательных школ города Шадринска, Курганской области, 9 - 11 классов, средний возраст испытуемых 16 лет 3 месяца.

Результаты исследования. Задачей нашего исследования было изучение компонентов ранней педагогической одаренности. Одним из таких универсальных компонентов является интеллектуальное развитие детей. Тест построен на мультифакторной теории и структуре интеллекта и позволяет определить не только общий уровень интеллекта в числовом значении а также различные компоненты интеллекта. Распределение испытуемых в зависимости от общего уровня интеллектуального развития отражено на рисунке 1.

Рисунок 1. - Распределение испытуемых по уровням интеллектуального развития, %

Анализ полученных экспериментальных данных позволяет выделить три группы испытуемых, имеющих разные уровни интеллекта:

1 группа - испытуемые, которые имеют высокий уровень общего интеллекта (13,6%);

2 группа - дети, продемонстрировавших по результатам тестирования средний уровень интеллекта (79,6%);

3 группу составили диагностируемые, у которых выявлен уровень интеллекта незначительно ниже среднего (сниженная норма) (6,8%).

В исследуемой выборке не был диагностирован очень высокий уровень и сниженный уровень интеллектуального развития.

Вторым показателем ранней педагогической одаренности является речевая одаренность, в структуру которого входит способность сравнивать, комбинировать, анализировать и выполнять абстрактные логические действия с речевыми материалами [9]. Распределение испытуемых по уровням развития показателей речевой одаренности отражено на рисунке 2.

Рисунок 2. -Распределение испытуемых по уровням развития показателей речевой одаренности, %

Качественная и количественная обработка данных позволила распределить испытуемых в зависимости от уровня развития компонентов речевой одаренности следующим образом:

1 группа - испытуемые, имеющие высокий уровень развития показателей речевой одаренности (17,6%);

2 группа - дети со средним уровнем развития показателей по результатам диагностики (73,6%);

3 группа, испытуемые имеющие низкий уровень развития показателей (8,8%).

Затем, для выявления взаимосвязи между показателями общего интеллекта и речевой одаренности были применены методы математической статистики с помощью программ 8Р88-17: корреляционный анализ, критерий Пирсона. Результаты проведенного

корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. -Коэффициент корреляции показателей общего интеллекта и речевой одаренности

Показатели Фактор О: «низкая нормативность поведения / высокая нормативность поведения» Фактор N Прямолинейность /дипломатичность Фактор «конформизм / нонконформизм» Фактор : «низкий самоконтроль/ высокий самоконтроль» Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений) Субтест 2: «ИС» (исключение слова): Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности) Субтест 5: «АЗ» (ариф метические задачи)

интеллект ,248** -,188** ,064** -,068** ,443** ,714** ,381** ,623**

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Анализ данных, представленных в таблице, показал, что статистически значимая положительная корреляция была выявлена на уровне 0,01 (двухсторонняя) между показателями общего уровня интеллекта, фактора G: «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения», фактора Q2: «конформизм - нонконформизм», субтеста 1: «ДП» (дополнение предложений), субтеста 2: «ИС» (исключение слова), субтеста 9: «Пм» (память, мнемические способности), субтеста 5: «АЗ» (арифметические задачи) в группе испытуемых. Это означает, что чем выше интеллект людей в этой группе, тем выше их поведенческие нормы, принятие общепринятых моральных норм и эталонов, развитое чувство

долга и ответственности, подчинение требованиям и мнениям группы, уровень индуктивного мышления и речевых навыков, способность абстрагироваться, работа со словесными понятиями, умение концентрировать внимание и вспоминать выученное по памяти, уровень комбинаторных способностей.

И значимая отрицательная корреляция на уровне 0,01 (двухсторонняя) между показателями общего уровня интеллекта и Фактор № Прямолинейность/дипломатичность, Фактор Q3: «низкий самоконтроль /высокий самоконтроль», что говорит о том, что чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем выше его дипломатичность и проницательность в

отношениях с людьми и выше уровень самоконтроля испытуемого.

Заключение. С нашей точки зрения, результат свидетельствует о том, что чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем он более склонен к соблюдению социальных норм, принятых и пропагандируемых в обществе, где находится испытуемый, характеризуется повышенным уровнем чувства долга, человек обязательный, ответственный, склонный к зависимости от интересов группы, дипломатичный, аккуратный в общении, способен принимать нестандартные мышления, быть лидером, имеющим богатый словарный запас, умеющий мыслить неординарно, делать логические выводы и строить логически выверенный, доказательный диалог, умеющий вести самостоятельные рассуждения на широкий круг тем. Такой результат еще раз подтверждает идеи большинства авторов о том, что высокий уровень одаренности предполагает примерно одинаково

высокий уровень развития всех показателей, характеризующих личность как гармоничную с преобладанием интеллекта и специальных способностей. В этой связи гармоничное развитие у испытуемых основных показателей одаренности, будет способствовать развитию и специальных способностей.

В продолжении работы над государственным заданием Министерства просвещения РФ фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Педагогическая одарённость: инструменты выявления и сопровождения» № 073-00095-22-02 от 08.04.2022 г., разрабатывается система сопровождения педагогически одаренных школьников, методические рекомендации педагогическим работникам, родителям школьников и программа развития одаренности, основывающаяся на результатах проведенной диагностики и осмысленной качественной и количественной обработки полученных данных.

Литература:

1. Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Языковая одаренность как разновидность специальной одаренности учащихся [Электронный ресурс] / М.Ю. Агалакова, А.О. Лучинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 290-296. - Режим доступа: ьнр:^-koncept.ru/2017Z770864.htm

2. Антонова Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности / Е.Е. Антонова // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 47-55.

3. Влодарчик Р.А., Лубочников П.Г. Интеллект как полинаучная категория: сущность, содержание, функции, различные подходы к определению / Р.А. Влодарчик, П.Г. Лубочников, В.С. Нургалеев, В.А. Беловолов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. - № 6 (18). - С. 139-147.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2008. -500 с.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных способностей / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966. - С. 245.

6. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запроржец; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; Академия педагогических наук СССР; [сост.: Т.И. Гиневская, Я.З. Неверович]. - Москва: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 316 с.

7. Ильницкая И.А. "Рабочая концепция одаренности" (2003 г.) - фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности детей и подростков / И.А. Ильницкая // Одар. ребенок. - 2011. - № 3. - С. 12-28.

8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебн. пособие для студентов высших

педагогических учебных заведений / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.

9. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М.А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67.

10. Манаенкова М.П. Содержание и структура речевой компетентности личности [Электронный ресурс] / М.П. Манаенкова // Неофилология. - 2015. - № 4(4). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-rechevoy-kompetentnosti-lichnosti

11. Мозговая Н.Н. Личностные особенности студентов с разным уровнем коммуникативной компетентности: сборник / Н.Н. Мозговая // Современные тенденции развития общества: образование, коммуникация, психология / Материалы научно-практ. конф. с междунар. уч. - 2020. - С. 347352.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже; сост., новая ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. -526 с.

13. Психология одаренности детей и подростков: учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др; под ред. Н.С. Лейтеса. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

14. Слобин Д., Грин Дж Психолингвистика / Д. Слобин., Дж. Грин. - М., 1977. - 300 с.

15. Терстоун Л.Л., Терстоун Т.Г. Первичные умственные способности / Л.Л. Терстоун, Т.Г.Терстоун // Чикаго: научн-исслед. ассоциация, 1963.

16. Хомский Н. Синтаксические структуры / Н. Хомский // Новое в лингвистике. - 1962. - Вып. 2. - С. 465-576.

17. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного

возраста / В. Штерн; пер. с нем. А.П. Болтунова; под ред. В. А. Мукова. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - С. 128.

18. Spearman C. (1937). Psychology down the ages. London: Mac Millan. MLA Citation. ... Description. London: Mac Millan, 1937 2 v.; 23 cm. Notes. Includes index. Bibliography: V. 2: p. 289-327.

References:

1. Agalakova M.Yu., Luchinina A.O. Language giftedness as a kind of special giftedness of students [Electronic resource] / M.Yu. Agalakova, A.O. Luchinina // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - T. 29. - S. 290-296. - Access mode: http://e-koncept.ru/2017/770864.htm

2. Antonova E.E. Theoretical approaches to the construction of the structure of giftedness / E.E. Antonova // Gifted child. - 2011. - № 2. - P. 47-55.

3. Vlodarchik R.A., Lubochnikov P.G. Intelligence as a polyscientific category: essence, content, functions, various approaches to definition / R.A. Vlodarchik, P.G. Lubochnikov, V.S. Nurgaleev, V.A. Belovolov // Humanitarian sciences and education in Siberia. - 2014. -№ 6 (18). - P. 139-147.

4. Vygotsky L.S. Development of higher mental functions / L.S. Vygotsky. - M.: Education, 2008. - 500 p.

5. Galperin P.Ya. Psychology of the way of thinking and the doctrine of the gradual formation of mental abilities / P.Ya. Galperin // Research of thinking in Soviet psychology. - M., 1966. - P. 245.

6. Selected psychological works: in 2 volumes / A.V. Zaprozhets; ed. V.V. Davydova, V.P. Zinchenko; Academy of Pedagogical Sciences of the USSR; [comp.: T.I. Ginevskaya, Ya.Z. Neverovich]. - Moscow: Pedagogy, 1986. - T. 1. - 316 p.

7. Ilnitskaya I.A. "Working conception of giftedness" (2003) - a fundamental basis for training teachers to identify and develop giftedness in children and adolescents / I.A. Ilnitskaya // Gifted child. - 2011. - № 3. - P. 12-28.

8. Leites N.S. Age giftedness of schoolchildren: manual for students of higher pedagogical educational institutions / N.S. Leites. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 320 p.

9. Lemeshevskaya M.A. The problem of identifying gifted children at school / M.A. Lemeshevskaya // Gifted child. - 2011. - № 1. - P. 58-67.

10. Manaenkova M.P. The content and structure of the speech competence of the individual [Electronic resource] / M.P. Manaenkova // Neophilology. - 2015. - № 4(4). -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-rechevoy-kompetentnosti-lichnosti

11. Mozgovaya N.N. Personal characteristics of students with different levels of communicative competence: collection / N.N. Mozgovaya // Modern trends in the development of society: education, communication, psychology / Materials of scientific and practical. conf. with international participation - 2020. - P. 347-352.

12. Piaget J. Speech and way of thinking of the child / J. Piaget; comp., new ed. per. from French, comment. V.A. Lukova, V.A. Lukova. - M.: Pedagogy-Press, 1994. - 526 p.

13. Psychology of giftedness in children and adolescents: manual for students of higher and secondary pedagogical educational institutions / Yu.D. Babaeva, N.S. Leites, T.M. Maryutina, and etc.; ed. N.S. Leites. - 2nd ed., revised. and additional - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 336 p.

14. Slobin D., Green J. Psycholinguistics / D. Slobin., J. Green. - M., 1977. - 300 p.

15. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Primary mental abilities / L.L. Thurstone, T.G. Thurstone // Chicago: scientific research. association, 1963.

16. Chomsky N. Syntactic structures / N. Chomsky // New in linguistics. - 1962. - Issue. 2. - P. 465-576.

17. Stern V. Mental giftedness: Psychological methods of testing mental giftedness in their application to children of school age / V. Stern; trans. A.P. Boltunov; ed. V.A. Mukov. - St. Petersburg: SOYUZ, 1997. - P. 128.

18 Spearman C. (1937). Psychology down the ages. London: Mac Millan. MLA Citation. ... description. London: Mac Millan, 1937 2 v.; 23 cm. notes. includes index. Bibliography: V. 2: p. 289-327.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Сведения об авторах:

Спицына Оксана Александровна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: wadik-010472@yandex.ru

Едиханова Юлия Мансуровна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: edikhanova79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.