DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-150
УДК 159.98
ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
О.В. Барканова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проявлений социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста: коммуникативных и организаторских склонностей, мотивационных ориентаций в межличностном общении, эмоционального интеллекта, а также взаимосвязи исследуемых конструктов в структуре социальной одаренности. Проведенное исследование вносит вклад в решение актуальной для современного образования проблемы мониторинга, развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся. Цель статьи - выявить особенности проявлений социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста и обозначить направления психолого-педагогической работы по развитию социальной одаренности обучающихся.
Методологию исследования составили анализ и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных психологов по проблемам одаренности и социальной одаренности в области определения понятий, источников и компонентов структуры одаренности, а также применение стандартизированных опросных методик в рамках психометрического подхода для исследования ключевых структурных компонентов социальной одаренности (коммуникативно-организаторских склонностей, просоциальной мотивации и социального интеллекта) и методов математической статистики (корреляционного, кластерного анализа) для исследования взаимосвязи показателей в структуре социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста.
Постановка проблемы. Актуальность исследуемой проблемы обеспечивается рядом изменений, произошедших за последнее десятилетие в сфере образования и регламентируемых нормативными документами. Задача выявления и сопровождения одаренных детей и обучающихся в последнее время приобрела статус национального приоритета. В част-
Результаты. Представлены результаты эмпирического исследования проявлений социальной одаренности у обучающихся младшего подросткового возраста (коммуникативных и организаторских склонностей, мотивационных ориентаций в межличностном общении, показателей эмоционального интеллекта), демонстрирующие, что лишь небольшая часть исследуемой выборки подростков обладает отдельными способностями, проявленными на высоком уровне в структуре социальной одаренности. Предъявлены результаты математико-статистического исследования, показывающие наличие прямой взаимосвязи между компонентами структуры социальной одаренности обучающихся. На основе созданной в результате кластерного анализа модели социальной одаренности предложены направления психолого-педагогической работы по развитию и сопровождению социальной одаренности обучающихся.
Заключение. Представленные в статье результаты и выводы могут быть использованы при решении задач в рамках реализации педагогом-психологом трудовой функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях и задач ФГОС ООО в части формирования и развития личностных и метапредметных компетенций обучающихся. На основе полученных данных может быть разработана программа мониторинга и развития социальной одаренности обучающихся с элементами тренинговых занятий и психологических игр.
Ключевые слова: социальная одаренность, коммуникативные и организаторские склонности, эмоциональный интеллект, мотивационные ориентации в межличностной коммуникации.
ности, деятельность в данной сфере регламентируется Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их
дальнейшего развития»1.
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
URL: http://ivo.garant.rU/#/document/71251462/paragraph/1:0
К
н и
И
Также согласно ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644)2 выпускник основной школы должен обладать такими характеристиками, как социальная активность, умение вести конструктивный диалог, сотрудничать и достигать взаимопонимания. Социальные компетенции входят в перечень личностных компетенций, а способность к самостоятельной организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками - в перечень метапредметных компетенций обучающихся. Обучающиеся, обладающие высоким уровнем развития коммуникативных и социальных навыков, и тем более социально одаренные обучающиеся, несомненно имеют высокий потенциал в плане социально-психологической адаптации, стрессоустойчи-вости и профессиональной реализации в дальнейшей взрослой жизни [Савенков, 2006; Ха-зова, 2013; Arens et al., 2015; Baudson, 2016; Bergold et al., 2015; Ozcan, 2017; Preckel et al., 2015, Schnell et al., 2019]. В связи с этим мониторинг и развитие социальной одаренности составляют важную часть реализации педагогом-психологом задач в рамках выполнения трудовой функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»3.
Обзор научной литературы по проблеме. В основу исследования легли основные положения концепций общей и специальной одаренности личности, рассмотренные в трудах Б.М. Теп-лова, В.Н. Мясищева, Н.С. Лейтеса, Д.В. Ушакова, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, А.И. Савенкова, М.А. Холодной, В.С. Юркевича, А.А. Лосевой, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюсона, К. Хеллера и др. Одаренность понимается как системное качество личности, развивающееся в течение жизни и определяющее возможность достижения личностью более
2 URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70864706/paragraph/1:0
3 URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsion-nyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; ее качественное своеобразие и характер развития являются результатом индивидуального сочетания и взаимодетерминирования природных задатков, социокультурной среды и активности самой личности. Структуру одаренности образуют три базовых компонента, имеющих уровень развития выше среднего: интеллект, креативность и мотивация достижения успеха [Bezrukova et al., 2017; Bezrukova, Barkanova, 2018; Безрукова и др., 2017, Богоявленская, 2004; Bogoyavlenskaya, 2010; Теплов, 2012; Курасов и др., 2015; Мешкова, 2015; Gagn, 2000; Lubinski, Benbow, 2000; Page, 2006; Renzulli, 1986].
Социальная одаренность является одним из видов специальной одаренности личности. Теоретические аспекты проблемы социальной одаренности основаны на трудах К. Эбромса, Дж. Гилфорда, Н. Холла, Г. Олпорта, Н.С. Лейтеса, Л.И. Уманского, Д.В. Люсина, Е.И. Власовой, Д.В. Ушакова и др. Большинство ученых определяют социальную одаренность как выдающиеся способности личности в сфере лидерства и социальных взаимодействий и включают в структуру социальной одаренности такие компоненты, как коммуникативные и организаторские способности, социальный (эмоциональный) интеллект, социальную активность, социальное творчество [Киселева, 2013; Рожков, 2012; Савенков, 2006]. Таким образом, социальная одаренность подразумевает такие проявления (характеристики), как высокий уровень развития коммуникативно-организаторских склонностей, просоциальной мотивации и социального (эмоционального) интеллекта.
Методология исследования (материалы и методы). Для исследования одаренности нами применялся психометрический подход с использованием стандартизированных методик, поскольку при использовании непсихометрического подхода мы неизбежно сталкиваемся с проблемой диагностического инструментария, а впоследствии и с проблемой обработки и интерпретации результатов [Барканова, 2018].
В эмпирическом исследовании использованы следующие стандартизированные опросники: «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС, В.В. Синявский, В.А. Федо-рошин), «Мотивационные ориентации в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева), Опросник оценки эмоционального интеллекта ЕЦ (Н. Холл). Для отнесения обучающихся к категории социально одаренных нами были взяты за основу показатели (уровни сформированности исследуемых характеристик) выше среднего. Статистическая обработка
данных производилась с помощью программы Statgraphics Plus v.5.0.
Результаты исследования. Проявления социальной одаренности исследованы на выборке из 82 обучающихся гимназических классов в возрасте 11-12 лет. Распределение обучающихся по уровням развития коммуникативных (КС) и организаторских (ОС) склонностей по результатам опросника КОС представлено на рис. 1, из которого очевидно, что лишь около четверти исследуемых имеют уровень развития обоих видов склонностей выше среднего.
Рис. 1. Уровни коммуникативных и организаторских склонностей, % Fig. 1. Levels of communicative and organizational abilities, %
Распределение обучающихся по уровням сформированности показателей мотивационной ориентации в межличностных коммуникациях: на принятие партнера, на адекватность восприятия и понимание партнера, на достижение компромисса
(по данным опросника И.Д. Ладанова, В.А. Уразае-вой) - представлено на рис. 2. Очевидно, что лишь небольшой процент обучающихся (от 15 до 25 %) обладают высоким уровнем мотивационных ори-ентаций по трем исследуемым показателям.
Рис. 2. Уровни показателей мотивационной ориентации в межличностных коммуникациях, % Fig. 2. Levels of indicators of motivational orientations in interpersonal communication, %
Рис. 3 наглядно демонстрирует, насколько самомотивация, эмпатия, распознавание эмо-слабо развиты у испытуемых показатели эмо- ций других людей (по методике Н. Холла). Край-ционального интеллекта: эмоциональная осве- не малое число опрошенных (3-15 %) имеют вы-
домленность, управление своими эмоциями, сокие показатели по шкалам методики.
< И
я
а
4
с
PQ
5 s
ÈÎ W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ян
s
1
>>
0
1
и w tr
s
Ь
1-й <
с
«
s к
H U
W PQ
Рис. 3. Уровни показателей эмоционального интеллекта, % Fig. 3. Levels of indicators of emotional intelligence, %
Данные корреляционного анализа позволяют сделать вывод о тесной положительной взаимосвязи ^<0,05) всех исследуемых показателей социальной одаренности обучающихся подростков (табл). В частности, показатель коммуникативных склонностей имеет прямую связь со всеми остальными исследуемыми показателями мотивации в общении и эмоционального интеллекта, показатель организационных склонностей на-
прямую связан со всеми показателями мотивации в общении и показателями эмоциональной осведомленности и эмпатии в структуре эмоционального интеллекта. Все три показателя мотивации в общении положительно связаны между собой, а также имеют прямую связь со всеми показателями эмоционального интеллекта, в свою очередь, все показатели эмоционального интеллекта положительно коррелируют друг с другом.
Значения коэффициентов корреляции по Ч. Спирмену Spearman rank correlation coefficients
КОС Мотивация в общении Эмоциональный интеллект
КС ОС ПП АВП ДК ЭО УСЭ СМ Э РЭД
КОС КС 0,64 0,89 0,86 0,82 0,47 0,31 0,29 0,25 0,34
ОС 0,67 0,65 0,83 0,28 0,30
Мотивация в общении ПП 0,81 0,82 0,41 0,28 0,29 0,30 0,35
АВП 0,78 0,44 0,33 0,27 0,33
ДК 0,51 0,40 0,27
Эмоциональный интеллект ЭО 0,39 0,43 0,34 0,47
УСЭ 0,30 0,34 0,30
СМ 0,29 0,55
Э 0,45
РЭД
Полученная по результатам корреляционного анализа дендрограмма кластерного анализа (метод ближайшего соседства, рис. 4) позволяет выделить три кластера связанных показателей в структуре социальной одаренности: 1) просоци-альная мотивационная ориентация в межличностных коммуникациях (тесно связанные показатели № 3, 4, 5: ориентация на принятие партнера, на адекватность восприятия и понимание партнера,
на достижение компромисса); 2) тесно связанные
[
показатели № 1, 2 и примыкающий к ним показатель № 6: коммуникативные и организаторские склонности, эмоциональная осведомленность, что можно определить как технологическую коммуникативную компетентность; 3) две связанные пары показателей эмоционального интеллекта: № 8 и 10 (самомотивация и распознавание эмоций других людей) и № 7 и 9 (управление своими эмоциями и эмпатия), которые могут быть интерпретированы как осознанное управление эмоциями. ]
см со со о г— а> со ^r ио
Рис. 4. Дендрограма кластерного анализа Fig. 4. Dendrogram of cluster analysis
Заключение. Результаты исследования, проведенного с использованием комплекса теоретических, эмпирических и статистических методов, позволили сделать ряд выводов и заключений.
1. Социальная одаренность есть вид специальной одаренности личности, подразумевающий высокий уровень развития коммуникативно-организаторских склонностей, просоци-альной мотивации и социального (эмоционального) интеллекта. Для исследования социальной одаренности целесообразно применять психометрический подход с использованием стандартизированных диагностических методов и методик.
2. Эмпирически установлено, что не более четверти младших подростков имеют высокий уровень развития отдельных компонентов структуры социальной одаренности. Такие показатели вполне нормативны и могут быть обусловлены, с одной стороны, возрастно-психологическими особенностями подростков (с учетом ведущей деятельности возраста социальный интеллект и коммуникативная компетентность еще находятся в процессе формирования). С другой - проявления социальной одаренности у отдельных подростков могут быть обусловлены благоприятными средовыми, личностными факторами или их уникальным сочетанием, что требует дополнительных исследований.
3. Статистически доказано наличие прямой связи всех компонентов в структуре социальной одаренности подростков; при этом компоненты
в структуре социальной одаренности образуют три кластера: технологическую коммуникативную компетентность, просоциальную мотива-ционную ориентацию в межличностных коммуникациях и эмоциональный интеллект (осознание и управление своими и чужими эмоциями).
4. Современные публикации дают много-вариативность подходов и технологий развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и подростков [Безрукова и др., 2017; Грушецкая и др., 2019; Bezrukova et al., 2017; Welter et al., 2018]. На основе полученных нами данных можно предположить, что преобладающий во многих образовательных организациях РФ акцент на развитии только коммуникативной компетентности обучающихся не вполне достаточен (идет развитие лишь технологического аспекта коммуникации), хотя и позволяет повышать общий уровень их социальной эффективности. Комплексная психолого-педагогическая работа по развитию и сопровождению социальной одаренности обучающихся, охватывающая все три компонента социальной одаренности (коммуникативную компетентность, просоциальную мотивацию и эмоциональный интеллект), может быть гораздо продуктивнее. Такая работа может быть реализована в ходе программы специализированных занятий с элементами психологического тренинга, игр, кейсов и психогимнастики, разработка и апробация которой будет осуществлена в ближайшее время.
S 1 I ч
в
PQ §
К
i W
w fe
е В
и й
в ^в
о &
X
>
о о
1-н
о
1-4 §
0
Рн §
в
1
и
0
1
и м
ЕГ S
ь
1-н
с
W
в
5 X
н
U W PQ
Библиографический список 8.
1. Барканова О.В. Исследование и развитие потенциальной одаренности в школьном возрасте // Технологии обеспечения психологического здоровья ребенка в образовательном пространстве: монография / Красно- 9. яр. гос. пед. у-нт им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 122-141. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=37142922
2. Безрукова Н.П., Барканова О.В., Безруков А.А., Селезова Е.В., Тазьмина А.В. Выявление и развитие потенциально одаренных уча- 10. щихся сельских школ: проблемы и подходы к их решению // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 10. С. 84-89. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/ view?id=36833 11.
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=9172194
4. Грушецкая И.Н., Захарова Ж.А., Щербинина О.С. Особенности социально-педагогичес-кой работы с одаренными школьниками в усло- 12. виях современных образовательных организаций // Science for Education Today. 2019. № 1. С. 27-42. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762.1901.02
5. Киселева Т.Г. Психодиагностический инструментарий для оценки социальной одаренности // Вестник Костромского госу- 13. дарственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013.
№ 2. С. 74-77. URL: https://elibrary.ru/item. 14. asp?id=19960080
6. Курасов Н.В., Ледовских И.А., Ручкова Н.А. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания // Интеграция образования. 2015. № 3. С. 52-58. 15. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/Inted.080. 019.201503.052
7. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. 2015. № 1. С. 26-44. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=23733139
Рожков М.И. Сущность и структура социальной одаренности человека // Технологии развития социальной одаренности детей и молодежи: матер. междунар. науч.-практ. интернет-конф. Ярославль. 2012. С. 91-96. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30-38. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/ n1/29005.shtml
Теплов Б.Н. Способности и одаренность // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4 (33). С. 54-57. URL: http:// psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n4/ Teplov.shtml
Хазова С.А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2013. № 2. С. 102-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960099 Arens A.K., Watermann R. How an early transition to high-ability secondary schools affects students' academic self-concept: contrast effects, assimilation effects, and differential stability // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 37. P. 64-71. DOI: https://doi. org/10.1016/j.lindif.2014.11.007 Baudson T.G. The Mad Genius Stereotype: Still Alive and Well // Frontiers in Psychology. 2016. D0I.org/10.3389/fpsyg.2016.00368 Bergold S., Wirthwein L., Rost D.H., Stein-mayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? Front Psychol. 2015 (6): 1623. DOI: 10.3389/ fpsyg.2015.01623
Bezrukova N., Barkanova O. Identification of potential giftedness: the problems of methodology and research experience. In: Proceedings of the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Albena, Bulgaria. 2018. Vol. 5, is. 3.2. P. 175-181. DOI: 10.5593/sgem-social2018/3.2/S11.024
16. Bezrukova N., Barkanova O., Bezrukov A. Identification and development of potentially gifted students in the network research community of pedagogical university and rural schools: methodological and methodic aspects. In: Proceedings of the 4th International Multidis-ciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017. Albena, Bulgaria. 2017. Vol. IV. P. 277-284. DOI: 10.5593/sgem-social2017/34/S13.036
17. Bogoyavlenskaya D.B. Giftedness: The Answer in One and a Half Centuries. Psychology in Russia: State of the Art. 2010. No. 3. P. 197-213. DOI: 10.11621/pir.2010.0009
18. Gagn F. Constructs and models pertaining to exceptional human abilities. In: K.A. Heller, F.J. Monks, A.H. Passow (eds.). International handbook of research and development of giftedness and talent. 2nd ed. Oxford: Pergamon, 2000. P. 69-87.
19. Lubinski D., Benbow C.P. States of excellence // American Psychologist. 2000. 55. P. 137-150. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=7964223
20. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Educa-
tion. 2017. Vol. 37, No. 4. DOI: http://dx.doi. org/10.15700/saje.v37n4a1521
21. Page A. Three models for understanding gifted education // KAIRARANGA. 2006. Vol. 7, is. 2. P. 11-15.
22. Preckel F., Baudson T.G. et al. Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automatic associations related to gifted children // American Educational Research Journal. 2015. Vol. 52(6). P. 1160-1184. DOI: https://doi. org/10.3102/0002831215596413
23. Renzulli J.S. The three-ring conception of gift-edness: A developmental model for creative productivity. In: R. Sternberg, Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. P. 332-357.
24. Schnell T., Votter B. Bringing giftedness to bear: generativity, meaningfulness, and self-control as resources for a happy life among gifted adults // Frontiers in Psychology. 2019. DOI: doi: 10.3389/fpsyg.2019.01972
25. Welter M.M., Jaarsveld S., Lachmann T. Problem space matters: evaluation of a German enrichment program for gifted children // Frontiers in Psychology. 2018. DOI: https://doi. org/10.3389/fpsyg.2018.00569
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
о
ë и ft
s
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
« S
к
H
и
W PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-150
MANIFESTATIONS OF SOCIAL GIFTEDNESS AMONG JUNIOR ADOLESCENT STUDENTS
O.V. Barkanova (Krasnoyarsk, Russian Federation)
Abstract
Statement of the problem. The article presents the results of the research into manifestations of social gift-edness among junior adolescents: communicative and organizational abilities, motivational orientations in interpersonal communication, emotional intelligence, as well as the correlation among the studied manifestations in the structure of social giftedness. The research contributes to the solution of the relevant educational problem of monitoring, development and psychological and pedagogical support of gifted students.
The purpose of the article is to identify the manifestations of social giftedness among junior adolescents and to outline the directions of psychological and pedagogical work on the development of students' social giftedness.
The research methodology was the analysis and generalization of scientific works and publications of native and foreign psychologists on the problems of giftedness and social giftedness in the area of definitions, sources and components of the structure of giftedness, as well as the use of standardized survey methods in the framework of the psychometric approach to the study of key structural components of social giftedness (communicative and organizational abilities, prosocial motivation and social intelligence) and statistical methods (rank correlation, cluster analysis) to study the correlation of indicators in the structure of social giftedness among junior adolescents.
Research results. The article presents the results of empirical research into manifestations of social gift-edness among junior adolescents (communicative and organizational abilities, motivational orientations in interpersonal communication, indicators of emotional intelligence), demonstrating that only a small part of the studied sample of adolescents possesses abilities manifested at a high level in the structure of social giftedness. The article offers the results of statistical research showing the direct correlation among the components of the structure of social giftedness. In light of the model of social giftedness created on the basis of cluster analysis, the directions of psychological and pedagogical work on development and support of students' social giftedness are offered.
Conclusions. The research results and conclusions can be used by a psychologist of education while solving tasks in the framework of the function of psychological and pedagogical support of educational process in educational institutions and tasks of the Federal State Educational Standard of basic General education concerning the formation and development of students' personal and interdisciplinary competencies. On the basis of the obtained data, a program of monitoring and development of students' social giftedness with elements of training sessions and psychological games can be developed.
Keywords: social giftedness, communicative and organizational abilities, emotional intelligence, motivational orientations in interpersonal communication.
References
1. Barkanova O.V. Research and development of potential giftedness at school age In: Technologies providing psychological health of a child in educational environment: monogragh. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2018. P. 122-141. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=37142922
2. Bezrukova N.P., Barkanova O.V., Bezrukov A.A., Selezova E.V., Tazmina A.V. Identification and development of potentially gifted students of rural schools: problems and approaches to their solution // Sovremennye
naukoyomkie tekhnologii (Modern science technologies). 2017. No. 10. P. 84-89. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/ view?id=36833
3. Bogoyavlenskaya D.B. Operational concept of giftedness // Voprosy obrazovaniya (Educational Studies Moscow). 2004. No. 2. P. 46-68. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=9172194
4. Grushetskaya I.N., Zakharova J.A., Shcherbinina O.S. Features of social and pedagogical work with gifted students in the conditions of modern educational organizations // Science for Education Today.
2019. No. 1. P. 27-42. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762.1901.02
5. Kiseleva T.G. Psychodiagnostic tools to assess social giftedness // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogics. Psychology. Sociokinetics. 2013. No. 2. P. 74-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960080
6. Kurasov N.V., Ledovskikh I.A., Ruchkova N.A. The study of the concept of giftedness in the framework of psychological and pedagogical knowledge // Integration of education. 2015. No. 3. P. 52-58. DOI: http://dx.doi. org/10.15507/Inted.080.019.201503.052
7. Meshkova N.V. Foreign research of gifted-ness: socio-psychological aspect // Sovre-mennaya zarubezhnaya psikhologia (Journal of modern foreign psychology). 2015. No. 1. P. 26-44. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23733139
8. Rozhkov M.I. The nature and structure of social giftedness of the person. In: Proceedings of the international scientific Internet-conference "Technologies of social development of gifted children and youth". Yaroslavl. 2012. P. 91-96.
9. Savenkov A.I. Emotional and social intelligence as predictors of success in life // Bulletin of practical psychology of education. 2006. No. 1. P. 30-38. URL: http://psyjournals. ru/vestnik_psyobr/2006/n1/29005.shtml
10. Teplov B.N. Abilities and giftedness // Bulletin of practical psychology of education. 2012. No. 4 (33). P. 54-57. URL: http://psyjournals. ru/vestnik_psyobr/2012/n4/Teplov.shtml
11. Hazova S.A. A gifted teenager as a subject of interpersonal interaction // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2013. No. 2. P. 102-107. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19960099
12. Arens A.K., Watermann R. How an early transition to high-ability secondary schools affects students' academic self-concept: contrast effects, assimilation effects, and differential stability. Learning and Individual Differ-
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
ences. 2015. Vol. 37. P. 64-71. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.lindif.2014.11.007 Baudson T.G. The Mad Genius Stereotype: Still Alive and Well // Frontiers in Psychology. 2016. doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00368 Bergold S., Wirthwein L., Rost D.H., Stein-mayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? Front Psychol. 2015 (6): 1623. doi: 10.3389/ fpsyg.2015.01623
Bezrukova N., Barkanova O. Identification of potential giftedness: the problems of methodology and research experience. In: Proceedings of the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. Albena, Bulgaria. 2018. Vol. 5, is. 3.2. P. 175-181. DOI: 10.5593/sgem-social2018/3.2/S11.024 Bezrukova N., Barkanova O., Bezrukov A. Identification and development of potentially gifted students in the network research community of pedagogical university and rural schools: methodological and methodic aspects. In: Proceedings of the 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017. Albena, Bulgaria. 2017. Vol. IV. P. 277-284. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/34/S13.036 Bogoyavlenskaya D.B. Giftedness: The Answer in One and a Half Centuries. Psychology in Russia: State of the Art, 2010. No. 3. P. 197-213. DOI: 10.11621/pir.2010.0009 Gagn F. Constructs and models pertaining to exceptional human abilities. In: K.A. Heller, F.J. Mönks, A.H. Passow (eds.). International handbook of research and development of giftedness and talent. 2nd ed. Oxford: Per-gamon, 2000. P. 69-87. Lubinski D., Benbow C.P. States of excellence // American Psychologist. 2000. 55. P. 137-150. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=7964223
Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. 2017. Vol. 37. No. 4. DOI: http:// dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
21. Page A. Three models for understanding gifted education // KAIRARANGA. 2006. Vol. 7, is. 2. P. 11-15.
22. Preckel F., Baudson T.G. et al. Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automatic associations related to gifted children // American Educational Research Journal. 2015. Vol. 52(6). P. 1160-1184. DOI: https:// doi.org/10.3102/0002831215596413
23. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. In: R. Sternberg, Davidson (eds.).
Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Р. 332-357.
24. Schnell T., Votter B. Bringing giftedness to bear: generativity, meaningfulness, and self-control as resources for a happy life among gifted adults // Frontiers in Psychology. 2019. DOI: doi: 10.3389/fpsyg.2019.01972
25. Welter M.M., Jaarsveld S., Lachmann T. Problem space matters: evaluation of a German enrichment program for gifted children // Frontiers in Psychology. 2018. DOI: https:// doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00569