Научная статья на тему 'Ролевое поведение младшего школьника в контексте одаренности'

Ролевое поведение младшего школьника в контексте одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOLBOY / АСПЕКТЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / ASPECTS OF THE ROLE BEHAVIOUR / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / СКЛОННОСТИ / ОДАРЕННОСТЬ / TALENT / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / РОЛЕВОЙ НАБОР / A SET OF ROLE-PLAYING / AND THE INCLINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Рузольда Ивановна

Одной из основных социальных функций младшего школьника является занимаемая им позиция в структуре межличностных отношений, т. е. ролевое поведение. Модель ролевого поведения подростка учитывает три аспекта -ролевое поведение со стороны общества (взгляд извне), представления о собственном поведении (взгляд изнутри) и реальные действия. Обсуждается возможность ролевого поведения в контексте одаренности, интеллекта и склонностей ребенка. Показано, что одаренность не сразу становится трехкомпонентной (модель Рензулли). У социально и педагогически запущенных детей 2-го класса (дети интерната) она двухкомпонентная (интеллект-воображение), вместо познавательной активности (креативность-1) участвует воображение. У школьников 3 класса структура одаренности также двухкомпонентная, но появляется настоящая креативность (креативность-2, творческость). И только при учете мотивации возможна трехкомпонентная одаренность [12, с. 32]. Методом статистического анализа (статистика 5.5) установлено, что склонности у младших школьников развиваются сопряженно. Между ними получена достоверная корреляция: математика гуманитарная сфера движения (физкультура); гуманитарные склонности природа домашние обязанности; художественные склонности коммуникативные склонности домашние обязанности, на основании чего сделан прогноз возможного набора ролевого поведения. Примененный подход позволил выделить возможные виды ролевого поведения: успешный ученик, артист, товарищ (друг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STUDENT IN THE CONTEXT OF DEMEANOUR YOUNGER GIFTED

One of the main social functions of junior schoolboy is position it was in the structure of interpersonal relationships, i.e. the role behavior. Role model behaviour teenager takes into account three aspects-role behaviour from society (view from outside), presentation of own behaviour (inside view) and real action. Discusses the possibility of role behavior in the context of giftedness, intelligence levels and inclinations of the child. It is shown that giftedness does not immediately becomes a three-component model (Renzulli). Socially and educationally neglected children grade 2 (boarding school), she two-component (intelligenceimagination), instead cognitive activity (creativity-1) engages the imagination. Students 3 class structure of giftedness as well two but appears this creativity (creativity-2). And only advanced academic motivation possible triple talent [12, s. 32]. Method of statistical analysis (statistic V5.5) found that younger students have a propensity to develop combined. Received credible correlation between tendencies: mathematics-humanitarian sphere-motion (physical training); humanitarian inclinations-nature-domestic duties; artistic inclination-communicative tendencyhousehold responsibilities, which forecast a possible set of role behavior. An applied approach identified possible types of role behavior: successful student, artist, friend.

Текст научной работы на тему «Ролевое поведение младшего школьника в контексте одаренности»

тивной и объективной методик измерения волевых качеств личности обнаружено не было.

Таблица 1

_Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена_

Качество Старшеклассники (n=30) Студенты 2 курса (n=30) Студенты 4 курса (n=30)

Терпеливость -0,08 0,02 0,03

Выносливость к длительным нагрузкам -0,09 0,02 0,04

Выносливость к интенсивным нагрузкам -0,02 0,02 0,03

Таким образом, взаимосвязь субъективных и объективных показателей уровня волевых качеств личности отсутствует.

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом:

1. Невысокой надежностью опросников как таковых. В частности зависимостью результатов от мотивации, значимости ситуации, нравственных принципов, личностных особенностей испытуемых.

2. Недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках. Есть вероятность, что многие тесты, направленные на измерение уровня какого-либо волевого качества, на самом деле измеряют волевое усилие в целом или даже феномены, не относящиеся к воле. Также есть трудности

при отделении ситуативных факторов, не имеющих отношения к воле как характеристике личности, от постоянных.

Список литературы:

1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. — 448 с.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.

3. Ильин Е. П. Психология воли: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. — 310 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: ВЛАДОС, 1999. — 473 с.

5. Степанов В.А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2003.

УДК: 316.663.3_

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ _ОДАРЕННОСТИ_

Кузьмина Рузольда Ивановна

Доктор биологических наук, Профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет г. Симферополь

ROLE OF THE STUDENT IN THE CONTEXT OF DEMEANOUR YOUNGER GIFTED

Ruzol'da I. kuzmina,

doctor of biological sciences, Professor, Department of Psychology-Crimean engineering Pedagogical University,

Simferopol

АННОТАЦИЯ

Одной из основных социальных функций младшего школьника является занимаемая им позиция в структуре межличностных отношений, т. е. ролевое поведение. Модель ролевого поведения подростка учитывает три аспекта — ролевое поведение со стороны общества (взгляд извне), представления о собственном поведении (взгляд изнутри) и реальные действия.

Обсуждается возможность ролевого поведения в контексте одаренности, интеллекта и склонностей ребенка. Показано, что одаренность не сразу становится трехкомпонентной (модель Рензулли). У социально и педагогически запущенных детей 2-го класса (дети интерната) она двухкомпонентная (интеллект-воображение), вместо познавательной активности (креативность-1) участвует воображение. У школьников 3 класса структура одаренности также двухкомпонентная, но появляется настоящая креативность (креативность-2, творческость). И только при учете мотивации возможна трехкомпонентная одаренность [12, с. 32].

Методом статистического анализа (статистика 5.5) установлено, что склонности у младших школьников развиваются сопряженно. Между ними получена достоверная корреляция: математика - гуманитарная сфера - движения (физкультура); гуманитарные склонности - природа - домашние обязанности; художественные склонности - коммуникативные склонности - домашние обязанности, на основании чего сделан прогноз возможного набора ролевого поведения.

Примененный подход позволил выделить возможные виды ролевого поведения: успешный ученик, артист, товарищ (друг).

ABSTRACT

One of the main social functions of junior schoolboy is position it was in the structure of interpersonal relationships, i.e. the role behavior. Role model behaviour teenager takes into account three aspects-role behaviour from society (view from outside), presentation of own behaviour (inside view) and real action.

Discusses the possibility of role behavior in the context of giftedness, intelligence levels and inclinations of the child. It is shown that giftedness does not immediately becomes a three-component model (Renzulli). Socially and educationally neglected children grade 2 (boarding school), she two-component (intelligence-imagination), instead cognitive activity (creativity-1) engages the imagination. Students 3 class structure of gift-edness as well two but appears this creativity (creativity-2). And only advanced academic motivation possible triple talent [12, s. 32].

Method of statistical analysis (statistic V5.5) found that younger students have a propensity to develop combined. Received credible correlation between tendencies: mathematics-humanitarian sphere-motion (physical training); humanitarian inclinations-nature-domestic duties; artistic inclination-communicative tendency-household responsibilities, which forecast a possible set of role behavior. An applied approach identified possible types of role behavior: successful student, artist, friend.

Ключевые слова: Младший школьник, аспекты ролевого поведения, интеллект, склонности, одаренность, воображение, креативность, мотивация, ролевой набор.

Keywords: The younger schoolboy, aspects of the role behaviour, intelligence, and the inclination, talent, imagination, creativity, motivation, a set of role-playing.

Постановка проблемы. От каждого человека ожидают ролевого действия, т. е. определенного поведения, обусловленного социальной функцией личности, зависимой от ее статуса в структуре межличностных взаимодействий. Структурные особенности таких отношений имеют три аспекта: взгляд на ролевое поведение со стороны общества; представления человека о собственном поведении; реальное поведение человека [8].

С момента поступления в школу учебная деятельность постепенно становится ведущей и начинает влиять на всю систему отношений ребенка [12, с. 63], происходит ее перестройка [5] — изменяются социальная ситуация развития и социальный статус ребенка, появляются новые обязанности, которых ранее не было, и выполнение которых получает общественную оценку [6].

Становление ребенка на новую ступень развития, присвоение ему статуса ученика влияют на психологическое и физическое развитие, а также на ролевое поведение. В течение всего периода обучения на качественно новом психологическом уровне реализуется потенциал ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир, а также самого себя при приобретении нового опыта [4]. Все познавательные процессы находятся в единой интеллектуальной системе, которая привлекает внимание к новому, обеспечивает понимание и запоминание учебного материала. Учебная деятельность изменяет восприятие, внимание, память, воображение и психологию мышления [7].

Несмотря на большое количество работ по психологии детей младшего школьного возраста, имеются не до конца решенные вопросы формирования структуры одаренности и связи ее с учебной мотивацией [1].

Работ по психологии ролевого поведения младшего школьного возраста не известно. Часто ролевое поведение отождествляют с сюжетно-ролевой игрой — прерогатива педагогики, что не одно и то же.

Целью статьи явилось рассмотрение структуры и особенностей ролевого поведения младшего школьника в контексте одаренности, интеллекта и склонностей.

Анализ литературы. Известно много социальных ролей, которые зависят от статуса личности в социуме. Часто человек может встретиться со сложной ситуацией, в которой его личностная деятельность в одной социальной роли мешает выполнению деятельности других ролей. Будучи членом группы, личность подвергается сильному давлению и обстоятельствам, в результате чего может отказаться от своего истинного «Я». В такой ситуации внутри человека возникает ролевой конфликт, сопровождающийся эмоциональной неустойчивостью при межличностных отношениях и принятии решений, в результате чего личность испытывает стресс [8].

Ролевое поведение дифференцирует внешнюю и внутреннюю жизнь человека, что видно по поведению детей. Появляются: кривляние, манерность, искусственная натянутость, некоторая самостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с этим повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, неадекватным реакциям, конфликтам исчезают, когда человек выходит из кризиса и вступает в новый возраст [9].

Одной из особенностей психологии ролевого подхода является то обстоятельство, что в ролевом наборе каждая роль являет собой общность различных ролей, которые не похожи на другие отношения и могут быть неформальными. К примеру, в обязанности начальника входит роль кормильца, не зафиксированная никаким уставом.

Основным параметром структуры ролевого поведения в обычной семье является соотношение власти и подчинения. Для того чтобы в семье не было напряженных ситуаций, не должно возникать ролевых конфликтов, что возможно, когда

ролевое поведение каждого члена семьи соответствует определенным правилам. Прежде всего, роли, образующие систему, не должны противоречить друг другу, выполнение определенной роли каждым человеком в семье должно удовлетворять потребности всех ее членов, роли, которые были приняты, обязаны соответствовать личностным возможностям каждого человека. Стоит отметить, что у каждого человека на протяжении долгого времени должна быть не одна роль, ему необходимы психологические изменения, разнообразия [8].

С. В. Остапчук изучала влияние семьи на социализацию младшего школьника и рассматривала семью как структурный элемент общества (малая группа). Она представила эмпирические данные исследования взаимосвязи ролевой структуры детей младшего школьного возраста со структурой семьи и положением ребенка в «созвездии семьи» и показала, что неполная семья влияет на социализацию детей, а личностные характеристики детей, единственных в семье, отличаются от имеющих сиблингов [9].

Ролевой набор школьников определяют их склонности и интересы. Ю. С. Рулёва установила, что у старшеклассников в социальные роли входят: «спортсмен(ка)», «любимый человек», «активный участник внешкольных и внеклассных мероприятий», «прилежный ученик». Исполняемые социальные роли были: «посетитель дискотек, ночных клубов», «прогульщик занятий», «член кружков, хобби-клубов», «работающий человек». Интересен факт, что ряду школьников присущи «взрослые» роли. Например, некоторые старшеклассники считают себя опорой семьи и т. д. [8].

Рассматривая одаренность детей как системное качество развития ребенка, и применив факторный анализ, удалось показать, что одаренность не сразу становится трехкомпонентной. У социально и педагогически запущенных детей 2-го класса она двухкомпонентна — вместо креативности-1 (познавательная активность) в создании продукта участвует активно воображение. К 3 классу у школьников структура одаренности трехкомпо-нентная — появляется креативность-2 (творче-скость) и мотивация (в соответствие с моделью Рензулли) [11, с. 32].

Целью статьи явилось рассмотрение структуры и особенностей ролевого поведения младшего школьника в контексте одаренности, интеллекта и склонностей.

Изложение основного материала. За основной подход была принята идея о том, что ролевое поведение ребенка должно согласовываться с созреванием у него одаренности. Известно, что одаренность, по оценкам Рензулли, - это потенциал ребенка, его возможность, и что не всегда имеется сопряженность колец (интеллект, креативность, мотивация) в ядерной структуре одаренности [13].

Рассматривая одаренность как системное качество развития ребенка, и применив факторный анализ, было показано, что одаренность не сразу становится трехкомпонентной. У социально и пе-

дагогически запущенных детей 2-го класса (дети интерната) она двухкомпонентна — вместо креативности-1 (познавательная активность) в создании продукта участвует активно воображение. К 3 классу у школьников структура одаренности постепенно становится трехкомпонентной — появляется креативность-2 (творческость) и мотивация [11, с. 32].

По-видимому, на набор ролей должны влиять склонности ребенка. Оказалось, что качественно одаренность зависит от набора склонностей и их компоновки [1]._Методом статистического анализа (статистика 5.5) установлено, что склонности у младших школьников развиваются сопряженно. Получены достоверные корреляции между склонностями в следующих сочетаниях: Математика -Гуманитарная сфера и Математика - Движения (физкультура), что свидетельствует об общей одаренности, возможно, академической. Гуманитарные склонности достоверно коррелируют со склонностями Природа и Домашние обязанности, что объясняется развитием духовности ребенка в этом возрасте. Художественная склонность коррелирует с Коммуникативными и Домашними обязанностями, что объясняется потребностями в зрителе и одобрении посторонних. Таким образом, в соответствии с выделенными комплексами склонностей можно обозначить возможное ролевое поведение младшего школьника: успешный ученик, артист, товарищ (друг).

Вывод. Окончательное становление ролевого поведения возможно с появлением личностной креативности (трехкомпонентная одаренность, включающая мотивацию). Изучение мотивации деятельности показало, что наибольших мотивов достижения требуют умственные и академические склонности, что объясняется ведущей учебной деятельностью. Творческая деятельность привлекает школьника сложностью задания, лидерская -значением результатов. В двигательной деятельности преобладает состязательный мотив [4].

Литература

1. Кузьмина Р. И. Особенности развития общей одаренности учащихся младшего школьного возраста / Р. И. Кузьмина // Проблемы и перспективы современной науки: IX Международная научно-практическая конференция.- Москва, 2016. - Ч 2. - С. 185-191.

2. Кузьмина Р. И. Склонности к деятельности как фактор развития одаренности младшего школьника / Р. И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования.- Ялта: ГПА, 2015.- Вып. 49. Ч.1.- С. 383-398.

3. Кузьмина Р. И. Структура мотивации младшего школьника в зависимости от сферы деятельности /Р. И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования.- Вып. 32. Ч.2.- С. 76-84. - Ялта: КГУ, 2011.

4. Мир детства: Младший школьник. - М.: Пе-дагогика,1981. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib. mgppu. ru/opacunicode/index..

5. Младший школьный возраст / Г. И. Боровая и др.; Ред.- сост. В. Г. Сенько. - 1989. - 86 с. -

[Электронный ресурс]. Режим доступа: lib. mgppu.ru/opacunicode/index..

6. Мухина В. С. Возрастная психология /В. С. Мухина. - М.: Академия, 2008. - 456 с. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/muhina v s/vozrastnaya psiholo giya muhina

7. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. - М., 2002.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: psychlib.ru/mgppu/oer/OER-001.HTM

8. Особенности ролевого поведения личности.

- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/rolevoe-povedenie.html

9. Остапчук С. В. // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки / С. В. Остапчук. - 2004. - N 5. - С. 3136.

10. Рулёва Ю. С. Диагностика социально-ролевого набора старшеклассников /Ю. С. Рулева.

- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // superinf.ru/view_helpstud.php?id=2523

11. Сеттарова З. У. Креативность школьников 8-10-летнего возраста в контексте их одаренности /З. У. Сеттарова, Р. И. Кузьмина // Современные приоритеты практической психологии в образовании: Материалы III Крымской научно-практической конференции. - Симферополь: КРП «Крымнавчпеддержидав», 2008. - С.23-35.

12. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве времени / Д. И. Фельдштейн // Детство. - Москва: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160 с. -ISBN 5-89502-009-7.

13. Renzulli J., Reis S., Smith L. The Revolving-Door Model: A New Way of Identifying the Gifted. // Phi Delta Kappah, 1981. - N62. - P. 648-649. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Электронный ресурс. Режим доступа: disserCat http://www.dissercat.com/content/psikho logiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RSzAUUbW.

«РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Моногарова Мария Вячеславовна

студентка III курса, магистратуры МАГУ, специалист по кадрам, МБУК « ЦБС ЗАТО Александровск »

В статье исследованы организационно - управленческие условия создаваемые школой которые непосредственно влияют на готовность школьников к профессиональному самоопределению.

The article examines the organizational and managerial conditions created by the school that directly affect the willingness of students to professional self-determination. Ключевые слова: профессиональное самоопределение.

Key words: professional self-determination.

В ходе педагогического эксперимента необходимо было представить конкретную практическую информацию об организационно-управленческих условиях по профессиональному самоопределению школьников.

Объект исследования - профессиональное самоопределение школьников.

Предмет исследования - организационно -управленческие условия по профессиональному самоопределению школьников.

Цель исследования - исследование организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы органиизационно - управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.

2. Подобрать методики исследования организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников. 3. Провести эмпирическое исследование готовности школьников к профессиональному самоопределению.

4. Обобщить результаты исследования.

5. В работе использовались методы: аналитический, методы анкетирования и тестирования, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.

Методы исследования: — анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование;

качественная и количественная обработка эмпирических данных;

Методики исследования: — дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климова);

опросник профессиональных предпочтений Джона Холланда;

опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенского).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что организационно-управленческие условия непосредственно влияют на готовность школьников к профессиональному самоопределению.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск». Выборка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.