Научная статья на тему 'Проблема диагностики воли в психологии'

Проблема диагностики воли в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
676
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / WILL / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / VOLITIONAL QUALITIES / ТЕРПЕЛИВОСТЬ / PATIENCE / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ENDURANCE / ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / OBJECTIVE DIAGNOSTIC METHODS / СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / SUBJECTIVE DIAGNOSTIC METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Дарья Олеговна, Чаликова Ольга Сергеевна

Обращается внимание как на проблему воли в целом, так и диагностики отдельных волевых качеств личности. Рассмотрены возможные методы диагностики. В фокусе находится проблема взаимосвязи показателей субъективных и объективных методик, измеряющих уровень развития волевых качеств личности. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что взаимосвязь между объективными и самооценочными показателями волевых качеств личности отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attention is being paid to the problem of will in general and to the diagnostic of volitional qualities. Possible diagnostic methods were considered. In focus there is the problem of interrelation of subjective and objective methods for measuring the level of volitional qualities. The present research allowed concluding that there is no interrelation of subjective and objective indicators of volitional qualities.

Текст научной работы на тему «Проблема диагностики воли в психологии»

пает внутренним фактором, обеспечивающим развитие личности и личностного развития выпускника.

Итак, субъектная активность выступает внутренним фактором, (обеспечивающим личностное развитие студента) потому, что возможность самореализации в процессе решения учебной задачи порождает заинтересованность учащегося в его результатах: по мере расширения возможностей самостоятельно решать такие задачи этот интерес приобретает обобщенный и устойчивый характер, начиная выполнять функцию не только смыслооб-разующего, но и побудительного мотива учения. Это является свидетельством формирования у студента потребности в самоизменении, которая определяет устойчивое и всё возрастающее желание и стремление учиться.

Решение учебной задачи представляет собой целостный акт деятельности, внутри которого выделяются относительно самостоятельные учебные действия, направленные на достижение промежуточных целей. Столкнувшись с невозможностью решить возникшую перед ним практическую задачу, студент, прежде всего, должен убедиться в том, что причина затруднения состоит в недостаточности имеющихся в его распоряжении способов действия и (или) знаний о принципах их построения. Такая рефлексивная оценка ситуации является предпосылкой ее анализа, направленного на выяснение тех условий, которыми вызвана непригодность ранее усвоенных способов действия и необходимость их перестройки или замены новыми. Результатом такого анализа является постановка задачи на поиск способа действия, соответствующего изменившимся условиям, т е. определение (полагание) учебной цели.

Принципиально по-иному будет развиваться логическое мышление студентов в процессе решения учебных задач, требующих выявления объективных оснований способов осуществления определенных действий с предметом. Конструируемая в процессе решения такой задачи модель, отражающая особенности предмета и возможности его преобразования, по сути фиксирует содержание

научного понятия, тогда как способы построения такой модели понятия оказываются способами содержательного анализа и обобщения свойств и отношений предмета. Будучи освоенными и перенесенными во внутренний (идеальный) план, задачи становятся операциями теоретического мышления, опираясь на которое студент получает возможность самостоятельно находить их способы решения (разнообразные практические и познавательные задачи), т.е. становится субъектом профессионально-личностного развития.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.С. Стратегия жизни /К.С.Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.С. 52.

2. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский . -М.: Изд-во «Инст-т практ. псих.»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - С. 87 .

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М., 1986. - Педагогика, - С. 34.

4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов . - М.: ИНТОР, 1996. - С. 51.

5. Декарт, Р. Сочинения. В двух томах. Том 1 /Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989.

6. Зак, А.З. Различия в мышлении детей /А.З. Зак. - М: РОУ, 1992. - С. 30.

7. Зинченко, В.П. Живое знание /В.П. Зинчен-ко . - Самара, 1998. -

8. Осницкий, А.К. Исследование развития осознанной саморегуляции в период выбора и освоения профессии /А.К Осницкий, Н.В. Бякова, С.В Истомина// Психологические исследования. -2012.- №2. - С.5-12

9. Психология развития / под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. -М: ЧеРо, 2005. - 524 с.

10. Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск : "Пеленг", 1993. - 62 с.

11. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие /В.Д. Шад-риков. -2-е изд., перераб. и доп. - М: "Логос",1996. - 221 с.

_ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ_

Киселева Дарья Олеговна

Магистрант « Уральского федерального университета имени первого Президента России

Б.Н.Ельцина», г. Екатеринбург Чаликова Ольга Сергеевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии «Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

Обращается внимание как на проблему воли в целом, так и диагностики отдельных волевых качеств личности. Рассмотрены возможные методы диагностики. В фокусе находится проблема взаимосвязи показателей субъективных и объективных методик, измеряющих уровень развития волевых качеств личности. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что взаимосвязь между объективными и самооценочными показателями волевых качеств личности отсутствует.

ABSTRACT

Attention is being paid to the problem of will in general and to the diagnostic of volitional qualities. Possible diagnostic methods were considered. In focus there is the problem of interrelation of subjective and objective

methods for measuring the level of volitional qualities. The present research allowed concluding that there is no interrelation of subjective and objective indicators of volitional qualities. Ключевые слова

Воля, волевые качества, терпеливость, выносливость, объективные методы диагностики, субъективные методы диагностики. Keywords

Will, volitional qualities, patience, endurance, subjective diagnostic methods, objective diagnostic methods.

Проблема изучения воли актуальна, в первую очередь, в связи с особой ролью волевых проявлений в успешности любой деятельности и саморегуляции личности в целом. В жизни любому человеку приходится сталкиваться с препятствиями, преодоление которых - важнейший признак волевого поведения, поэтому в исследовании воли и ее проявления в различных ситуациях есть практическое значение. Зная о возможностях воли человека, мы можем прогнозировать успех той или иной деятельности, а также развивать конкретные качества личности [1;2].

Большинство ученых придерживается мнения, что воля в поведении человека выражается через отдельные свойства личности - волевые качества, обращение к которым решает одну из важных проблем исследования волевых проявлений - проблему поиска методов диагностики и разработки конкретного диагностического инструментария.

Существующие методы изучения волевой активности дифференцируются на экстенсивные и экспериментальные. Основанием экстенсивных методов является наблюдение за поведением человека в естественных условиях, а также самооценочные методы (семантический дифференциал, тесты-опросники). По Е.П.Ильину, опросники представляются более объективными, чем семантический дифференциал, но только в том случае, если тест направлен на измерение именно того качества, для которого был создан, исключая подмену понятий.

Экспериментальная диагностика может проводиться посредством лабораторного моделирования ситуаций проявления волевого качества. «В этом случае главное - отразить специфику воли как сознательного преодоления трудностей на пути к цели. Результаты оцениваются в зависимости от сложности самого задания и от характеристик его выполнения, что позволяет учесть влияние внешних препятствий» [3, стр. 260].

Большой интерес вызывают волевые качества, которые могут быть измерены двумя способами: объективным - посредством эксперимента - и субъективным - через опросники. В связи с этим, исходным противоречием нашего исследования стало то, что, с одной стороны, не каждое волевое качество может быть продиагностировано как субъективными (самооценочными), так и объективными (экспериментальными) методами. С другой стороны, в рассмотренной нами литературе отсутствуют данные о взаимосвязи показателей волевых характеристик, полученных разными методами, что и определило проблему нашего исследования: выявление взаимосвязи самооценки ряда волевых качеств с их объективными показателями.

Исследование проведено на базе школы №7 г. Екатеринбурга и департамента психологии Уральского федерального университета. В исследовании приняло участие 90 человек.

Для исследования были выбраны такие волевые качества как терпеливость и выносливость, так как эти качества включены во все известные нам классификации, а также для их измерения имеются и субъективные, и объективные методики.

Для измерения уровня развития терпеливости в качестве объективной методики была выбрана проба с задержкой дыхания, в качестве субъективной - методика исследования самооценки терпеливости Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко [3, стр. 297;5, стр. 119].

Объективная методика, выбранная для изучения уровня развития выносливости, - теппинг-тест, субъективная - опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы [4, стр. 149].

Анализ взаимосвязи между субъективными и объективными показателями волевых качеств осуществлялся в следующих направлениях:

1. в целом по выборке;

2. в целом по выборке юношей и девушек;

3. в подвыборках с учетом пола респондентов.

Предварительный анализ полученных данных

показал наличие достоверно более высоких результатов по изучаемым параметрам у студентов 4 курса по сравнению с представителями остальных подгрупп. Между второкурсниками и старшеклассниками значимых различий обнаружено не было.

Была выявлена закономерность для подгрупп старшеклассников и студентов второго курса: респонденты оценили свой уровень терпеливости и выносливости как высокий и средний, в то время как уровень объективных показателей волевых качеств в выборках соответствует среднему и низкому. Данная тенденция прослеживается независимо от пола испытуемых. Сравнительный анализ результатов девушек и юношей с помощью критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие достоверных различий.

Предварительный анализ результатов студентов четвертого курса позволил выявить обратную закономерность: самооценка волевых качеств четверокурсников ниже их объективных показателей. Данная тенденция сохраняется при сравнении результатов у девушек и юношей.

Для статистического изучения взаимосвязи между показателями был использован коэффициент корреляции Спирмена. Полученные данные подтвердили наблюдаемые ранее результаты. Значимых корреляций между показателями субъек-

тивной и объективной методик измерения волевых качеств личности обнаружено не было.

Таблица 1

_Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена_

Качество Старшеклассники (n=30) Студенты 2 курса (n=30) Студенты 4 курса (n=30)

Терпеливость -0,08 0,02 0,03

Выносливость к длительным нагрузкам -0,09 0,02 0,04

Выносливость к интенсивным нагрузкам -0,02 0,02 0,03

Таким образом, взаимосвязь субъективных и объективных показателей уровня волевых качеств личности отсутствует.

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом:

1. Невысокой надежностью опросников как таковых. В частности зависимостью результатов от мотивации, значимости ситуации, нравственных принципов, личностных особенностей испытуемых.

2. Недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках. Есть вероятность, что многие тесты, направленные на измерение уровня какого-либо волевого качества, на самом деле измеряют волевое усилие в целом или даже феномены, не относящиеся к воле. Также есть трудности

при отделении ситуативных факторов, не имеющих отношения к воле как характеристике личности, от постоянных.

Список литературы:

1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. — 448 с.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.

3. Ильин Е. П. Психология воли: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. — 310 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: ВЛАДОС, 1999. — 473 с.

5. Степанов В.А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2003.

УДК: 316.663.3_

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ _ОДАРЕННОСТИ_

Кузьмина Рузольда Ивановна

Доктор биологических наук, Профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет г. Симферополь

ROLE OF THE STUDENT IN THE CONTEXT OF DEMEANOUR YOUNGER GIFTED

Ruzol'da I. kuzmina,

doctor of biological sciences, Professor, Department of Psychology-Crimean engineering Pedagogical University,

Simferopol

АННОТАЦИЯ

Одной из основных социальных функций младшего школьника является занимаемая им позиция в структуре межличностных отношений, т. е. ролевое поведение. Модель ролевого поведения подростка учитывает три аспекта — ролевое поведение со стороны общества (взгляд извне), представления о собственном поведении (взгляд изнутри) и реальные действия.

Обсуждается возможность ролевого поведения в контексте одаренности, интеллекта и склонностей ребенка. Показано, что одаренность не сразу становится трехкомпонентной (модель Рензулли). У социально и педагогически запущенных детей 2-го класса (дети интерната) она двухкомпонентная (интеллект-воображение), вместо познавательной активности (креативность-1) участвует воображение. У школьников 3 класса структура одаренности также двухкомпонентная, но появляется настоящая креативность (креативность-2, творческость). И только при учете мотивации возможна трехкомпонентная одаренность [12, с. 32].

Методом статистического анализа (статистика 5.5) установлено, что склонности у младших школьников развиваются сопряженно. Между ними получена достоверная корреляция: математика - гуманитарная сфера - движения (физкультура); гуманитарные склонности - природа - домашние обязанности; художественные склонности - коммуникативные склонности - домашние обязанности, на основании чего сделан прогноз возможного набора ролевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.