Научная статья на тему 'Взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте'

Взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1134
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / SCHOOL PERFORMANCE / VOLITIONAL QUALITIES OF THE PERSON / ADOLESCENCE / VOLITIONAL REGULATION / GENDER DIFFER-ENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Ангелина Эдуардовна, Белогай Ксения Николаевна

Рассмотрена взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте. Воля является важным фактором успешного обучения. Анализ отдельных компонентов волевых качеств, таких как терпеливость, настойчивость, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность, выдержка и самообладание, организованность, сила воли, не только конкретизирует наше представление о воле человека в юношеском возрасте, но и позволяет выявить возрастные особенности волевой регуляции, а также взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств в этот возрастной период. Результаты исследования показали, что можно выделить 3 типа школьников с разным уровнем развития волевых качеств личности: школьники с высокими показателями волевых качеств, преимущественно успевающие на «хорошо» и «отлично»; школьники со средним уровнем развития волевых качеств в указанную группу попали как школьники, успевающие на «отлично» и «хорошо», так и школьники, успевающие на «удовлетворительно»; и школьники с низким уровнем развития волевых качеств, усевающие преимущественно на «удовлетворительно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of School Performance and Volitional Qualities of the Individual in Adolescence

The paper examines the relationship of school performance and volitional qualities of the individual in adolescence. Will is an important factor in successful learning. Analysis of individual components of volitional qualities, such as patience, perseverance, perseverance, dedication, initiative, determination, endurance and self-control, organization, willpower, not only concretizes our understanding of the will of a person in adolescence, but also allows you to identify age-related characteristics of volitional regulation, as well as the relationship of school performance and volitional qualities in this age period. The results of the study showed that it is possible to distinguish 3 types of schoolchildren with different levels of development of volitional personality traits: students with high indices of volitional qualities, mostly succeeding in “good” and “excellent”; schoolchildren with a medium level of development of volitional qualities in this group were included both schoolchildren who are on excellent and good, and schoolchildren on satisfactory; and schoolchildren with a low level of development of volitional qualities, settling down mainly on “satisfactory”.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 15-21. УДК 159.9.072.432

DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.15-21

А. Э. Некрасова, К. Н. Белогай

ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Рассмотрена взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте. Воля является важным фактором успешного обучения. Анализ отдельных компонентов волевых качеств, таких как терпеливость, настойчивость, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность, выдержка и самообладание, организованность, сила воли, не только конкретизирует наше представление о воле человека в юношеском возрасте, но и позволяет выявить возрастные особенности волевой регуляции, а также взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств в этот возрастной период.

Результаты исследования показали, что можно выделить 3 типа школьников с разным уровнем развития волевых качеств личности: школьники с высокими показателями волевых качеств, преимущественно успевающие на «хорошо» и «отлично»; школьники со средним уровнем развития волевых качеств - в указанную группу попали как школьники, успевающие на «отлично» и «хорошо», так и школьники, успевающие на «удовлетворительно»; и школьники с низким уровнем развития волевых качеств, усевающие преимущественно на «удовлетворительно».

Ключевые слова: школьная успеваемость; волевые качества личности; юношеский возраст; волевая регуляция; гендерные различия.

A. E. Nekrasova, K. N. Belogai

RELATIONSHIP OF SCHOOL PERFORMANCE AND VOLITIONAL QUALITIES OF THE INDIVIDUAL IN ADOLESCENCE

The paper examines the relationship of school performance and volitional qualities of the individual in adolescence. Will is an important factor in successful learning. Analysis of individual components of volitional qualities, such as patience, perseverance, perseverance, dedication, initiative, determination, endurance and self-control, organization, willpower, not only concretizes our understanding of the will of a person in adolescence, but also allows you to identify age-related characteristics of volitional regulation, as well as the relationship of school performance and volitional qualities in this age period.

The results of the study showed that it is possible to distinguish 3 types of schoolchildren with different levels of development of volitional personality traits: students with high indices of volitional qualities, mostly succeeding in "good" and "excellent"; schoolchildren with a medium level of development of volitional qualities - in this group were included both schoolchildren who are on excellent and good, and schoolchildren on satisfactory; and schoolchildren with a low level of development of volitional qualities, settling down mainly on "satisfactory".

Keywords: school performance; volitional qualities of the person; adolescence; volitional regulation; gender differences.

Введение

Актуальность этой темы заключается в том, что волевые качества важны во все времена, так как они являются необходимыми для реализации целей, достижения успеха и

© Некрасова А. Э., Белогай К. Н., 2019

становления личности. Именно волевые усилия помогают нам преодолевать трудности и несмотря ни на что делать то, что нужно. Однако не всегда нам удается достичь желаемого результата, и чаще всего причиной

этого является проблема волевых качеств. Понимание природы этого явления дает нам возможность управлять им, тренировать силу воли, что особенно важно в юношеском возрасте, в выпускных классах школы, когда происходит формирование основных жизненных планов и средств для их достижения. Воля является важным фактором успешного обучения. Анализ отдельных компонентов волевых качеств, таких как терпеливость, настойчивость, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность, выдержка и самообладание, организованность, сила воли, не только конкретизирует наше представление о воле человека в юношеском возрасте, но и позволяет выявить возрастные особенности волевой регуляции, а также взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств [1].

Сегодня именно волевые качества личности выступают одной из основных детерминант успешного обучения, в том числе школьного. В ситуации, когда у многих ребят формируется экстернальный - внешний - ло-кус контроля, в старших классах они часто оказываются в сложной ситуации: требования резко возросли, а необходимые для выполнения этих требований ресурсы отсутствуют.

Волевые качества личности формируются под воздействием целенаправленного воспитания и неразрывно связаны с развитием направленности личности, ее характера и интеллекта человека, а также убеждений, взглядов на жизнь, эталонов, идеалов, мировоззрения. При наличии выраженных волевых качеств личности человек способен ставить цели, сознательно направлять свое поведение на преодоление лени, концентрировать свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям [2].

Под волевыми качествами личности в работе понимаются относительно постоянные психические образования, которые выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, деятельность в соответствии с конкретными принципами. Волевые качества показывают уровень сознательной саморегуляции личности и являются относительно постоянными, не зависящими от ситуации, стойкими психическими образованиями [3].

Учебная деятельность старшеклассника во многом определяется волевыми качества-

ми личности. Учебная деятельность является одним из основных видов деятельности человека, направленной на овладение предметными и познавательными действиями, обобщенными теоретическими знаниями. Для успешной учебной деятельности необходим достаточный уровень волевой регуляции. Выраженности таких волевых качеств, как настойчивость, терпеливость, сила воли, целеустремленность, инициативность, решительность, выдержка и самообладание, организованность, будут оказывать прямое влияние на успешность учебной деятельности [4].

Формирование волевых качеств личности в юношеском возрасте связано с потребностью в самовоспитании. Она проявляется в стремлении стать самостоятельным и независимым от взрослых. Осознание собственной индивидуальности проявляется в готовности к самоопределению. У юношей и девушек появляется чувство ответственности. Они могут уже сознательно выстраивать собственную жизнь. Формирование волевых качеств связано с появившимся контролем над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности, направленных в сложную форму деятельности [5].

Целью нашей работы является изучение взаимосвязи школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте.

Гипотезы исследования: существует взаимосвязь волевых качеств личности со школьной успеваемостью в юношеском возрасте; обнаруживаются гендерные различия в обсуждаемых параметрах.

Задачи:

• изучить проблему волевых качеств личности в юношеском возрасте в работах отечественных и зарубежных психологов;

• изучить волевые качества личности учащихся выпускных классов школы;

• изучить показатели школьной успеваемости учащихся;

• изучить и сравнить гендерные особенности волевых качеств учащихся;

• выявить наличие взаимосвязи волевых качеств личности учащихся с их школьной успеваемостью.

Метод

Методики исследования: опросник «Самооценка терпеливости» (Е. П. Ильина, Е. К. Фе-щенко); опросник «Самооценка настойчивости» (Е. П. Ильина, Е. К. Фещенко); опросник

«Самооценка упорства» (Е. П. Ильина, Е. К. Фещенко); тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозова); методика «Волевые качества и проявление их признаков» (А. С. Шарова).

В исследовании приняли участие 50 учащихся одной из гимназий города Кемерово -17 юношей (34 %) и 33 девушки (66 %). Из них 37 человек (75 %) - учащиеся 10-х классов, 13 человек (26 %) - учащиеся 11-х классов.

Обработка данных осуществлялась с использованием методов математической статистики: сравнения выборочных средних при помощи кластерного анализа, дисперсионного анализа, ^критерия Стьюдента, корреляционного анализа, что позволило выявить

наличие взаимосвязи между школьной успеваемостью (оценкой) и волевыми качествами личности в юношеском возрасте.

Для типологизации полученных результатов в работе применялся кластерный анализ (метод полной связи). Для оценки расстояния использовалась евклидова метрика. Для идентификации состава кластеров и входящих в него объектов применялся кластерный анализ (метода к-средних).

Результаты исследования

График средних значений показателей при разбиении исходной совокупности испытуемых на 3 кластера представлен на рис. 1.

2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5

График средних для кажд. кл.

.0 .0 о S .0 .0 .0 Ф .0

н н m с; н н н н

о о н о о о о

о о о CD о о о ГО ч: го с; ю о

m m о. I I I I

s s о ГО I m .0 I

с; т с с; ф s с; го

Ф JS > S ц н Ф m

с о О S го н о

о н s S о (О

ф 1- о го X Ф . н о ^ S I 3 Ф CL о S го S I го

> S о сг

ф ц s О

ф го

^ * . Ф : .0 ш

Перемен.

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

Рис. 1. Три группы учащихся с разным уровнем развития волевых качеств (по результатам кластерного анализа)

В первый кластер вошли обучающиеся со средними показателями упорства, силы воли, целеустремленности, инициативности, решительности, выдержки и организованности. Несколько ниже средних в этой группе показатели терпеливости и настойчивости. В этот тип входят как юноши и девушки, преимущественно успевающие на «отлично» и «хорошо», так и успевающие на «удовлетворительно».

Во второй кластер вошли испытуемые со средними показателями по шкале «Терпеливость». У ребят этой группы настойчивость, упорство, сила воли, целеустремленность, инициативность, решительность, выдержка и организованность находятся на достаточно низком уровне. Преимущественно в этот тип входят юноши и девушки, успевающие на «удовлетворительно».

Для испытуемых, вошедших в третий кластер, характерен высокий уровень развития волевых качеств личности. В этот тип входят юноши и девушки, преимущественно успевающие на «отлично» и «хорошо».

Для оценки уровня успеваемости в разных кластерах использовался однофакторный дисперсионный анализ, результаты которого представлены на рис. 2.

Кластер; МНК средние Текущ. эффект: F(2, 47)=24,311, p=,00000 Декомпозиция гипотезы Вертик. столбцы равны 0,95 доверительных интервалов

1,5 -1-1-1—

1,0 -

0,5

ш ^

0 к к

1

ч: ш о.

О

0,0

-0,5

-1,0

-1,5 -

-2,0

1 2 3

Кластер

Рис. 2. Показатели силы воли учащихся разных групп

Дисперсионный однофакторный анализ показал, что у обучающихся второго типа самые низкие показатели развития волевых качеств, а у обучающихся третьего типа - волевые качества наиболее развиты.

Для обучающихся второго типа характерны средние показатели по шкале «Терпеливость» и самый низкий уровень развития волевых качеств: настойчивости, упорства, силы воли, целеустремленности, инициативности, решительности, выдержки и самообладания, организованности. Эти волевые качества не оказывают влияния на школьную успеваемость. Учащиеся, входящие в эту категорию, отличаются рассеянностью, нестабильностью, отсутствием уверенности в себе и собственных силах. Чаще всего они зависят только сами от себя и живут по своему расписанию, непунктуальны, неторопливы, несамостоятельны в делах и принятии решений. Ребята второго типа имеют самую низкую успеваемость в обследованной группе.

Для обучающихся третьего типа характерны высокие показатели по всем шкалам методик, в том числе высокий уровень развития терпеливости, настойчивости, упорства, силы воли, целеустремленности, инициативности, решительности, выдержки и самообладания, организованности. Эти компоненты волевых качеств оказывают наибольшее влияние на школьную успеваемость учащихся. Они отличаются выраженной волей к победе, выраженным желанием и готовностью изменить мир к лучшему, уверенностью в себе, собственных силах и своих действиях, твердостью, устойчивостью и последовательностью, активностью, предприимчивостью и находчивостью, сохранением спокойствия и уверенности в себе. Именно у обучающихся третьего типа самая высокая средняя оценка успеваемости.

Обучающиеся первого типа имеют промежуточные (относительно двух других) показатели развития волевых качеств и успева-

емости. Именно эта группа и объединяет в себе учащихся с разной успеваемостью. Сюда попали как «хорошисты», так и школьники, успевающие преимущественно на «удовлетворительно». На наш взгляд, коррекционная работа, направленная на развитие волевых качеств у школьников данной группы, позволит многим из них переместиться в третью группу.

Для более детального анализа связи между школьной успеваемостью и волевыми ка-

Результаты исследования волев1 успевающих на «отлично» и «хорошо»

чествами личности в юношеском возрасте было проведено сравнение средних значений при помощи ^критерия Стьюдента. Результаты представлены в табл. 1.

Для достижения необходимого эффекта мы разбили школьников на две относительно контрастные группы - обучающиеся преимущественно на «хорошо» и «отлично» и обучающиеся преимущественно на «удовлетворительно». Затем сравнили их между собой.

Таблица 1

>|х качеств учащихся двух групп: и успевающих на «удовлетворительно»

Волевые качества Гоуппы учащихся по успеваемости t-знач. p

«хорошо» и «отлично» «удовлетворительно»

Терпеливость 11,57 9,92 1,54 0,1299

Настойчивость 13,59 9,69 3,88 0,0003

Упорство 13,65 9,85 4,06 0,0002

Сила воли 21,51 18,92 2,40 0,0201

Целеустремленность 12,38 8,85 5,44 0,0001

Инициативность 11,57 8 5,35 0,0001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решительность 11,84 8,38 5,72 0,0001

Выдержка и самообладание 11,14 8,85 3,07 0,0035

Организованность 9,46 7 2,97 0,0046

Результаты исследования позволили выявить наличие значимых различий по всем аспектам составляющих характеристик волевых качеств, кроме показателя терпеливости. Это означает, что волевые качества действительно теснейшим образом связаны с успеваемостью в старших классах.

Из этого следует, что обучающиеся преимущественно на «хорошо» и «отлично» отличаются выраженной волей к победе, стремлением к общественным начинаниям, готовностью действовать быстро и рационально в любых обстоятельствах. Они обладают уверенностью в себе и своих действиях, умеют держать свои эмоции под контролем, имеют четкий порядок действий.

Результаты сравнительного исследова

У обучающихся преимущественно на «удовлетворительно» проявляется отсутствие выраженных волевых качеств. Для них характерна слабо выраженная воля к победе. В работе над собой они прибегают к поощрениям, в отношениях с людьми - к компромиссам. Они не всегда доводят начатое дело до конца, нерешительны, не имеют собственного мнения.

В процессе выполнения работы нас также интересовал вопрос гендерных различий в волевых качествах личности.

Мы провели сравнительное исследование волевых качеств личности девушек и юношей при помощи ^критерия Стьюдента. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2 я волевых качеств девушек и юношей

Волевые качества Гендерные группыi t-знач. p

среднее по девушкам среднее по юношам

Терпеливость 10,96 11,47 -0,49601 0,622149

Настойчивость 12 13,7 -1,64165 0,107200

Упорство 12,15 13,64 -1,52475 0,133884

Сила воли 20,81 20,88 -0,06076 0,951800

Целеустремленность 11,51 11,35 0,21240 0,832698

Инициативность 10,06 11,76 -2,30275 0,025671

Решительность 10,72 11,35 -0,87017 0,388538

Выдержка и самообладание 10,27 11,05 -1,05415 0,297090

Организованность 8,84 8,7 0,17304 0,863350

Средняя оценка 3,87 4 -0,60644 0,547077

Как видим, проявление волевых качеств не имеет гендерных различий - средний балл юношей и девушек не отличается статистически значимо.

Различия наблюдаются в показателях волевых качеств личности только по одному аспекту: инициативность. Половые различия сглаживаются. Не будем забывать о том, что речь идет о самооценке своих волевых качеств. Если судить по результатам исследования, для юношей характерно большее количество свободной энергии, которая находит свой выход в энтузиазме, в предприимчивости и находчивости, в достижении желаемых результатов, в реализации собственных амбиций, высокой работоспособности, идейности и деловитости. Проявление инициативности в учебе у юношей связано с чувством ответственности за свои дела, и то, насколько качественно они будут выполнять работу в поставленной цели, имеет равную зависимость в полученном результате. С точки зрения юношей, жизненные ситуации не могут помешать достижению цели. Девушки стремятся в первую очередь обрести хороших друзей, достичь у них признания. Так, они в большей степени намереваются получить в жизни какие-то преимущества, реализовать свои личные планы в жизни. Девушки, в отличие от юношей, в меньшей степени полагаются на свои силы.

Выводы

Результаты исследования показали, что можно выделить 3 типа школьников с разным уровнем развития волевых качеств личности: школьники с высокими показателями волевых качеств, преимущественно успевающие на «хорошо» и «отлично»; школьники со средним уровнем развития волевых качеств -в указанную группу попали как школьники, успевающие на «отлично» и «хорошо», так и школьники, успевающие на «удовлетворительно»; и школьники с низким уровнем развития волевых качеств, успевающие преимущественно на «удовлетворительно».

Гендерные различия в обследованной группе обнаруживаются лишь в отношении такого параметра, как инициативность.

Сравнение средних значений волевых качеств личности учащихся в юношеском возрасте позволило выявить наличие различий в волевых качествах личности, кроме показателя терпеливости, между успевающими пре-

имущественно на «отлично» и «хорошо» и успевающими преимущественно на «удовлетворительно».

Таким образом, для обучающихся преимущественно на «хорошо» и «отлично» характерна настойчивость, которая проявляется в выраженной воле к победе, в желании менять мир к лучшему. Упорство выражается в интенсивной работе над собой для достижения цели, уверенности в себе и собственных силах. Сила воли выражается в способности работать над собой. Будучи людьми целеустремленными, они характеризуются ясностью ума, успехом в делах и начинаниях, наличием собственных убеждений, от которых не отказываются под давлением обстоятельств. Будучи людьми инициативными, они отличаются стремлением к общественным начинаниям, активностью, энергичностью, предприимчивостью, деловитостью и находчивостью. Решительность в поведении таких людей проявляется в готовности действовать быстро и рационально в любых обстоятельствах, в уверенности в своих действиях. Что касается выдержки и самообладания, то эти волевые качества находят свое проявление в контроле своих эмоций, в сохранении спокойствия и уверенности в себе. Организованность проявляется в четком порядке действий, самодисциплине, пунктуальности.

У обучающихся преимущественно на «удовлетворительно» проявляется отсутствие выраженных волевых качеств. Для них характерна слабо выраженная воля к победе. В работе над собой они прибегают к поощрениям, в отношениях с людьми - к компромиссам. Упорство у них проявляется в отсутствии уверенности в себе и собственных силах. Они не всегда доводят начатое дело до конца. Знают свои «слабые места», но не работают над этим. Целеустремленность в их поведении проявляется в отсутствии приоритетов. Они нерешительны, не имеют собственного мнения, боятся публичных выступлений и брать на себя ответственность. Остаются, как правило, не реализованными в жизни. Они отличаются непостоянством, отсутствием уверенных и твердых взглядов на жизнь, долго сомневаются в принятии решений. В плане организованности у них отсутствует пунктуальность, самодисциплина, не умеют действовать быстро и рационально из-за неуверенности в своих силах. Они не имеют четкого графика своей работы.

Результаты исследования подтвердили наличие связи школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Усова Е. Б. Возрастная психология. -Минск : Изд-во МИУ, 2009. - 56 с.

2. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с.

3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб. : Питер, 2006. - 208 с.

4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

Информация о статье Дата поступления 30 апреля 2019 Дата принятия в печать 4 октября 2019

Сведения об авторах

Некрасова Ангелина Эдуардовна - магистрант Института образования Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected].

Белогай Ксения Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Некрасова А. Э., Белогай К. Н. Взаимосвязь школьной успеваемости и волевых качеств личности в юношеском возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 15-21. DOI: 10.25513/24106364.2019.3.15-21.

5. Рубинштейн С. Л. Протекание волевого процесса // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. : Питер, 2012. - 287 с.

6. Баканов Е. Н. Стадии развития волевых процессов // Вестник Московского университета. Психология. - 1977. - № 4. -С. 12-23.

7. Никандров В. В. Систематизация волевых свойств человека // Вестник СПбГУ. - 1995. - № 3. - С. 58-65.

8. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. -М. :Ин-т философии АН СССР, 1953. - 16 с.

9. Селиванов В. И. Избранные психологические труды. - Рязань : Изд-во Рязан. пед. ин-та, 1992. - 320 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М. : Прогресс, 2006. - 344 с.

Article info

Received April 30, 2019 Accepted October 4, 2019

About authors

Nekrasova Angelina Eduardovna - undergraduate Institute of Education, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia). E-mail: linnek16 @gmail.com.

Belogai Ksenia Nikolevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General Psychology and Psychology of Development, Kemerovo State University. E-mail: [email protected].

For citations

Nekrasova, A. E., Belogai, K. N. Relationship of School Performance and Volitional Qualities of the Individual in Adolescence. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 3, pp. 15-21. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.1521. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.