Научная статья на тему 'Психологические особенности волевой регуляции юношей в спортивных единоборствах'

Психологические особенности волевой регуляции юношей в спортивных единоборствах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТСМЕНЫ-ДЗЮДОИСТЫ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Галина Федоровна, Фещенко Елена Михайловна, Бичерова Елена Николаевна

В статье рассмотрены психологические особенности волевой регуляции юношей, занимающихся спортивными единоборствами. Эмпирическим путем выявлены различия в уровнях волевой регуляции спортсменов, имеющих квалификацию кандидат и мастер спорта и спортсменов, не имеющих спортивного разряда. Акцентировано внимание на необходимости формирования и развития волевой регуляции как необходимой предпосылки профессионального роста и спортивных достижений начинающих спортсменов-дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of volitional regulation of the young men in combat sports

In this work, we have studied the psychological features of the volitional regulation of the young men doing combat sports. Differences in the level of volitional regulation of sportsmen who qualified as a candidate and master of sports and those who do not have an athletic title are empirically revealed. Special attention is focused on the need of the formation and development of the volitional regulation as an essential prerequisite for professional growth and sports achievements of the beginning judo athletes.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности волевой регуляции юношей в спортивных единоборствах»

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова, Н Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. -336 с. - ISBN 978-5-388-00542-7.

2. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2008. - 474 с.

3. Слабинский, В.Ю. Проактивность как смыслоцентрированное свойство личности / В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева // Когнитивная психология: методология и практика : коллективная монография / под науч. ред. В.М. Аллахвердова, Н.В. Дмитриевой, О.В. Защиринской, С.Н. Костроми-ной, Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина. - СПб., 2015. - С. 161-170. - ISBN 978-5-9651-0930-2.

4. Слабинский, В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия / В.Ю. Слабинский. - СПб. : Наука и Техника, 2009. - 464 с. - ISBN 978-5-94387-473-4.

5. Старченкова, Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения / Е.С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. - 2009. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 198-205.

6. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А. Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2011. - 512 с. - ISBN 978-5-9270-0218-4.

7. Чиж, В.Ф. Психология личности и индивидуальности / В.Ф. Чиж ; составитель В.А. Журавель ; под ред. В.Ю. Слабинского. - СПб. : Невский Архетип, 2016. - 424 с. - ISBN 978-5-9907965-0-8.

8. Schwarzer, R. Tenacious goal pursuits and striving toward personal growth: Proactive coping / R. Schwarzer, S. Taubert // Beyond coping: Meeting goals, visions, and challenges / E. Frydenberg (Ed.). -London : Oxford University Press, 2002. - P. 19-35.

REFERENCES

1. Vodopyanova, N.E. (2009), Psychodiagnosis of a stress, publishing house "Peter", St. Petersburg.

2. Ed. Zhuravlev, A. L., Krukova, T.L. and Sergienko, E.A. (2008), Coping behavior: a modern condition and prospects, publishing house of Institute of psychology RAS, Moscow.

3. Slabinsky, V.Yu. and Voishcheva, N.M. (2015), "Proactivity as a meaning-centered personality trait", Cognitive psychology: methodology and practice, Collective monograph, Under the scientific. Ed. V.M. Allahverdov, N.V. Dmitrieva, O.V. Zawilinski, S.N. Kostromina, T.V. Chernigovskaya and Yu.E. Shelepin. St. Petersburg, pp. 161-170.

4. Slabinsky, V.Yu. (2009), Family positive dynamic psychotherapy, publishing house "Science and Equipment", St. Petersburg.

5. Starchenkova, E.S. (2009), "Concept of proactive coping behavior", Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12, Vol. 2, Part 1, pp. 198-205.

6. Ed. Zhuravlev, A.L. and Sergienko, E.A. (2011), Stress, burnout, coping in the modern context, publishing house of Institute of psychology RAS, Moscow.

7. Chizh, V.F., Comp. Zhuravel, V.A. and Ed. Slabinsky, V.Yu. (2016), Psychology of personality and individuality, publishing house "Nevsky Archetype", St. Petersburg.

8. Schwarzer, R. and Taubert, S. (2002), "Tenacious goal pursuits and striving toward personal growth: Proactive coping", In: E. Frydenberg (Ed.), Beyond coping: Meeting goals, visions, and challenges, Oxford University Press, London, pp. 19-35.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.02.2018

УДК 159.955:796.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЮНОШЕЙ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Галина Федоровна Голубева, кандидат психологических наук, доцент, Елена Михайловна Фещенко, кандидат психологических наук, доцент, Елена Николаевна Бичерова, кандидат психологических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация

В статье рассмотрены психологические особенности волевой регуляции юношей, занимающихся спортивными единоборствами. Эмпирическим путем выявлены различия в уровнях

волевой регуляции спортсменов, имеющих квалификацию кандидат и мастер спорта и спортсменов, не имеющих спортивного разряда. Акцентировано внимание на необходимости формирования и развития волевой регуляции как необходимой предпосылки профессионального роста и спортивных достижений начинающих спортсменов-дзюдоистов.

Ключевые слова: волевая регуляция, спортивные единоборства, спортсмены-дзюдоисты юношеского возраста.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF VOLITIONAL REGULATION OF THE YOUNG

MEN IN COMBAT SPORTS

Galina Fedorovna Golubeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Mikhailovna Feshchenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Nikolaevna Bicherova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, I.G. Petrovsky Bryansk State University, Bryansk

Annotation

In this work, we have studied the psychological features of the volitional regulation of the young men doing combat sports. Differences in the level of volitional regulation of sportsmen who qualified as a candidate and master of sports and those who do not have an athletic title are empirically revealed. Special attention is focused on the need of the formation and development of the volitional regulation as an essential prerequisite for professional growth and sports achievements of the beginning judo athletes.

Keywords: volitional regulation, combat sports, high sport achievements, young judo athletes.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений изучение психологических основ процесса развития волевой активности и саморегуляции спортсменов с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей.

Проблема изучения волевой регуляции и ее роли в различных видах деятельности, в том числе в спортивной, является актуальной в психологии. Как в общей, так и в спортивной психологии проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно широко (В.А. Иванников, В. К. Калин, В.А. Крутецкий, А. Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, В.И. Селиванов, Е.П. Щербаков и др.) [3, 4]. При этом общая волевая активность в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, а также особенности проявления в различных видах спорта изучены недостаточно, что обусловило интерес авторов к изучению проблемы волевой регуляции спортсменом, занимающихся спортивными единоборствами [1, 5, 6].

Целью исследования стало выявление психологических особенностей волевой регуляции юношей, занимающихся спортивными единоборствами.

Задачи исследования:

1. Подобрать методы и методики исследования волевых качеств спортсменов.

2. Изучить уровень развития волевой регуляции спортсменов, занимающихся

дзюдо.

3. Установить различия в уровнях волевой регуляции спортсменов, имеющих квалификацию кандидат и мастер спорта и спортсменов, не имеющих спортивного разряда.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой данного эмпирического исследования явилось «Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сталь» (МОУДОД СДЮСШОР «Сталь») города Брянска.

В исследовании приняли участие юноши в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст - 19 лет), в количестве 50 человек, из которых 25 имеют спортивную квалификацию кандидат в мастера спорта или мастер спорта. 25 юношей не имеют спортивного разряда.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов исследования были использованы: а) теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация при проведении исследования психологической и педагогической литературы; б) эмпирические: анкеты, опрос, качественные методы исследования, количественная и качественная обработка данных, статистический анализ. Эмпирическое исследование включало в себя следующие психодиагностические методики: метод наблюдения, разработанный А.И. Высоцким, методика «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» (адаптация методики Б. Н. Смирнова) [3], методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» (Н. Е. Стамбулова) [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения волевой регуляции спортсменов и сопоставления эмпирических данных было выделено две группы испытуемых. В первую группу вошли спортсмены-дзюдоисты, имеющие квалификацию кандидат и мастер спорта (Группа 1); вторая группа состояла из спортсменов, не имеющих спортивного разряда (Группа 2).

В исследовании волевой регуляции спортсменов разных групп был использован метод наблюдения, разработанный А. И. Высоцким, который позволяет провести оценку силы волевых качеств по десятибалльной системе. Оценке подлежали следующие волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность и инициативность. Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что в данной группе испытуемых наиболее выраженными и развитыми качествами являются дисциплинированность (56%); организованность (60%) и решительность (60%). Необходимо отметить, что все из рассматриваемых качеств имеют достаточно высокую выраженность. Лишь у некоторых спортсменов данные качества либо слабо развиты, либо вообще не проявляются, это такие как: выдержка - не проявляется у 4% и очень слабо развита у 16%; организованность не проявляется у 4%; инициативность - очень слабо развита - 4% и не проявляется - у 8% испытуемых. Во второй группе испытуемых наиболее развитыми качествами являются: выдержка (у 64% испытуемых данное качество вообще не проявляется); настойчивость (96%) и инициативность (не проявляется у 56%). Незначительно развиты такие волевые качества как: дисциплинированность (8%); самостоятельность (12%); организованность (40%) и решительность (28%).

Испытуемым также была предложена методика «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» (адаптация методики Б.Н. Смирнова) [3]. Анализировались следующие волевые качества: целеустремленность; настойчивость и упорство; решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исследования волевых качеств спортсменов, полученных по методике Б. Н. Смирнова_

№ Волевые качества Среднее значение результатов Проявление волевого качества (в %)

Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2

1 Целеустремленность 9,08 7,4 36,32 29,6

2 Настойчивость и упорство 9,08 7,52 36,32 30

3 Решительность и смелость 9,96 8,68 39,8 34,72

4 Выдержка и самообладание 10,12 9,08 40,4 36,32

5 Самостоятельность и инициативность 9,88 8,8 39,5 25,2

Среднее значение 38,4 31,1

Анализируя результаты данной методики, следует отметить, что в первой группе испытуемых волевые качества отчетливо проявляются у 38,4% юношей, во второй группе - у 31,1 %. Так же мы видим, что наиболее выраженными волевыми качествами юношей, занимающихся дзюдо и имеющих квалификацию кандидат в мастера и мастер спорта,

является выдержка и самообладание (40,4%). В группе испытуемых, не имеющих спортивного разряда, можно заметить, что такие волевые качества, как самостоятельность и инициативность имеют наименьшую выраженность (25,2%).

Следующей методикой, предложенной испытуемым является «Самооценка волевых качеств спортсменов» (Н. Е. Стамбулова) [4]. Данная методика была использована для оценки уровня развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки [2, 4]. Юношам предлагались суждения, означающие проявление того или иного волевого качества. Необходимо оценить выраженность каждого из них по шкале от -2 до 2. Заключение об уровне развития каждого волевого качества производилось по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов - низкий уровень; 20-30 баллов - средний уровень; 31-40 баллов - высокий уровень. Результаты представлены на рисунке 1.

60% 40% 20% 0%

68%

76%

60%

60%

40% 40%

0%

28%

0%

56%

40%

4%

24%

4%

0%

С и Р Н и У И и С

□ высокий уровень □ средний уровень □ низкий уровень

С и В

Примечание: Ц - целеустремленность; С и Р - смелость и решительность; Н и У - настойчивость и упорство; И и С - инициативность и самостоятельность; С и В - самообладание и выдержка

Рисунок1 - Диаграмма уровней развития волевых качеств у спортсменов, имеющих квалификацию кандидат и

мастер спорта

Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что высокий уровень развития имеют следующие волевые качества: целеустремленность (60%); смелость и решительность (48%); инициативность и самостоятельность (40%). Низкий уровень развития наблюдался по шкале настойчивость и упорство (4%); инициативность и самостоятельность (8%). Данная методика была предложена и второй группе испытуемых, в результате чего были получены следующие данные, представленные на рисунке 2.

60% 40% 20% 0%

64%

64%

4%

32%

48%

52%

52%

0%

4%

44%

4%

32%

52%

48%

0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С и Р Н и У И и С

□ высокий уровень □ средний уровень □ низкий уровень

С и В

Примечание: Ц - целеустремленность; С и Р - смелость и решительность; Н и У - настойчивость и упорство; И и С - инициативность и самостоятельность; С и В - самообладание и выдержка

Рисунок 2 - Результаты исследования уровней развития волевых качеств у спортсменов, не имеющих спортивного разряда

Анализируя результаты данной методики, можно отметить, что у данной группы испытуемых высокий уровень развития волевых качеств наблюдается по трем шкалам: целеустремленность (4%), настойчивость и упорство (4%); инициативность и самостоятельность и (4%). Таким образом, проведенный анализ данных по уровням развития волевых качеств у спортсменов разных групп показал наличие различий в уровнях их проявления.

В ходе исследования было выявлено, что уровень развития таких волевых качеств как: целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка выше у спортсменов, имеющих квалификацию кандидат и мастер спорта, выше чем у дзюдоистов, не имеющих спортивного разряда. Для определения достоверности различий был использован 1-критерий Стьюдента для двух групп испытуемых по каждой шкале используемой методики. Вычислив данный критерий по каждой шкале методики, было выявлено, что различия имеются по такой волевой характеристике как «целеустремленность» (М1 = 28,32; М2 = 24,76; 01 = 4,44; 02 = 4,9; 1 = 2,7; ^ = 48, где М - среднее значение, о - среднеквадратическое отклонение). Для ^ = 48 эмпирическое значение находится между критическими для р=0,01 и р=0,001 (где ^ - количество степеней свободы, р - уровень значимости различий). Следовательно, р <0,001. Статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Различия выявлены и по шкале «Смелость и решительность» (М1 = 26,48; М2 = 22,64; 01 = 4,91; 02 = 4,67; 1 = 2,8; ^ = 48). Статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется.

Выявлены различия у спортсменов двух групп по таким характеристикам как «настойчивость и упорство» (М1 = 26,68; М2 = 23,28; 01 = 5,4; 02 = 5,01; 1 = 2,3; ^ = 48). Определяем по таблице критических значений критерия 1-Стьюдента р-уровень значимости. Для ^ = 48 эмпирическое значение находится между критическими для р=0,05 и р=0,01. Статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется.

Различия имеются и по шкале «инициативность и самостоятельность» (М1 = 26,6; М2 = 23; 01 = 5,04; 02 = 4,9; 1 = 2,5; ^ = 48). Статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. У спортсменов разных групп имеются различия по таким волевым характеристикам как «самообладание и выдержка» (М1 = 24,92; М2 = 21,56; 01 = 4,59; 02 = 5,22; 1 = 2,4; ^ = 48). Для ^ = 48 эмпирическое значение находится между критическими для р=0,05 и р=0,01. Следовательно, р <0,01. Статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется.

ВЫВОДЫ

Таким образом, предположение о том, что волевые качества в группе юношей, занимающихся дзюдо, не имеющих спортивного разряда и в группе дзюдоистов, имеющих квалификацию кандидат и мастер спорта, различаются, при этом уровень статистической значимости различий связан с такими волевыми компонентами, как: целеустремленность; смелость и решительность; настойчивость и упорство; инициативность и самостоятельность; самообладание и выдержка. В дальнейших исследованиях целесообразно верифицировать на репрезентативной выборке гипотезу о том, что формирование и развитие волевых качеств у начинающих спортсменов-дзюдоистов является предпосылкой их профессионального мастерства и высоких спортивных достижений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкина, Л.В. Формирование волевой подготовки спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта / Л.В. Воронкина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 1. - С. 88-92.

2. Голубева, Г.Ф. Формирование эмоциональной устойчивости и волевого самоконтроля студентов в ситуации оценивания знаний / Г.Ф. Голубева, Е. М. Фещенко // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 4 (30). - С. 264-271.

3. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 288 с.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

5. Ложкин, Г.В. Проблемы диагностики эмоциональной устойчивости при проведении психологического обследования спортсменов / Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Наука в олимпийском спорте. - 1997. - № 1. - С. 45-48.

6. Шумилин, А.П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки : монография / А.П. Шумилин. - Красноярск : Изд-во Сибирского федерал. ун-та, 2010. - 320 с.

REFERENCES

1. Voronkina, L.V. (2014), "Formation of strong-willed training of the athletes specializing in cyclic sports", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 88-92.

2. Golubeva, G.F. and Feshchenko, E.M. (2016), "Formation of emotional stability and strong-willed self-checking of students in a situation of estimation of knowledge", Bulletin of the Bryansk state university, No. 4, pp. 264-271.

3. Ilyin, E.P. (2000), Psychology of the will, publishing house "Peter", St. Petersburg.

4. Ilyin, E.P. (2000), Psychology of the sport, publishing house "Peter", St. Petersburg.

5. Lozhkin, G.V. and Spasennikov, V.V. (1997), "Problems of diagnostics of emotional stability during the carrying out of psychological inspection of athletes", Science in the Olympic sport, No. 1, pp. 45-48.

6. Shumilin, A. P. (2010), Psychology and pedagogical ensuring training ofjudokas for competitions in the system of a long-term sports training, publishing house SFU, Krasnoyarsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.02.2018

УДК 159.9.07

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, Геннадий Геннадьевич Буторин, доктор психологических наук, доцент, Елена Викторовна Буркова, аспирант, Марина Николаевна Степина, аспирант, Олег Юрьевич Стешков,

аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Проблема исследования состоит в том, что диагностические и коррекционные мероприятия не всегда выступают как целостный комплекс, воздействующий на несколько сфер психической активности личности одновременно. Цель: выявить наиболее актуальные проблемы, требующие в процессе своего разрешения комплексной диагностики и коррекции эмоциональных состояний личности. Материалы и методы: проведен констатирующий эксперимент с использованием диагностического опросника «Эмоциональный интеллект» Н. Холла. Результаты и обсуждение. Наиболее актуальные проблемы диагностики и коррекции эмоциональных состояний личности, и в первую очередь - это неумение управлять своими эмоциями, несформированный эмоциональный интеллект, низкая эмпатия, неадекватное распознавание эмоций других людей. Выводы. Результаты исследования показали, что психологические меры, ориентированные на диагностику и коррекцию неблагоприятных психических состояний даже при индивидуальной работе должны быть направлены не только на самого человека, но и одновременно на его семью и более широкое социальное окружение.

Ключевые слова: психологическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция, эмоциональная устойчивость личности, эмоциональный интеллект, эмпатия.

PROBLEMS OF DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF EMOTIONAL STATES OF

THE PERSON

Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, Gennady Gen-nadievich Butorin, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Elena Viktorovna Burkova, the post-graduate student, Marina Nikolaevna Stepina, the post-graduate student, Oleg Yurievich Steshkov, the post-graduate student, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The problem of the research is that the diagnostic and corrective measures do not always act as an integral complex that affects several spheres of the person's mental activity simultaneously. Purpose is: to identify the most urgent problems requiring in the course of their resolution a complex diagnosis and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.