http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 373:796
DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-124-133
Юлия Фёдоровна Николенко1,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Виталий Климентьевич Геберт2,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
(672039,
(672039,
Воспитание волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры
Проблема развития волевых качеств школьников является предметом изучения многих исследователей в связи с тем, что настойчивость, упорство, решительность, выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности, в том числе по физической культуре и развитию ребёнка. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования волевой сферы учащихся основной школы при занятиях физическими упражнениями. Активные занятия разнообразными физическими упражнениями заставляют учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создают уверенность в своих силах, что способствует преодолению возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решении конкретных задач. Представлена экспериментальная методика воспитания волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры. Методика основана на подборе определённых видов деятельности учащихся на уроках гимнастики для формирования конкретных волевых качеств подростков. Обоснована эффективность экспериментальной методики и её влияние на показатели силы воли школьников. Выявлены уровни развития пяти волевых качеств учащихся: целеустремлённости, смелости - решительности, настойчивости - упорства, самостоятельности - инициативности, самообладания - выдержки, по параметрам выраженности и гене-рализованности. Определено, что одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств является целенаправленное использование средств физического воспитания.
Ключевые слова: воспитание, личность, волевые качества, учащиеся основной школы, уроки физической культуры
Вводная часть. Воля, являясь психоэмоциональным явлением, играет очень важную роль в успешности освоения и выполнения той или иной деятельности человека, в том числе в процессе обучения. Образовательный процесс в современных школах всё больше и больше характеризуется интенсификацией и увеличением объёма знаний за счёт притока новой информации [3; 9 и др.]. Для успешного освоения образовательных программ, усвоения учебного материала в надлежащем объёме
от учащихся требуется достаточно высокое проявление интеллектуальных, творческих и волевых усилий.
Волевые качества проявляются в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности [7]. Современный школьник должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью, целеустремлённостью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению поставленной цели. Таким образом,
1 Ю. Ф. Николенко - анализ литературных источников, проведение исследования, анализ и систематизация полученных материалов исследования, формулирование выводов, написание и оформление статьи.
2 В. К. Геберт - участие в проведении исследования, анализ и систематизация полученных материалов исследования, формулирование выводов, участие в написании и оформлении статьи.
124
© Ю. Ф. Николенко, В. К. Геберт, 2017
настойчивость, упорство, решительность и выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности и развития ребёнка.
Исследователями доказано, что физическая культура играет важную роль в формировании волевых качеств у субъекта деятельности. В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формированию у детей жизненно важных физических и волевых качеств [2; 5 и др.].
В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решение конкретных задач. Это заставляет учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создаёт уверенность в своих силах.
Проблема развития волевых качеств является предметом изучения многих исследователей. Значению волевых усилий в учебной деятельности и развитию волевых проявлений в процессе обучения посвящены работы Н. А. Вареникова [1], Т. И. Чедовой, К. В. Чедова [11] и др. Имеется достаточно большое количество работ, освещающих проблему подбора методов изучения и измерения волевой активности [12 и др.].
Большое внимание уделяется развитию волевых качеств в психологии физической культуры и спорта. Это подчёркивается в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Е. Н. Гогунова, Б. И. Мартьянова1, Джаддо Биасиотто [4], Е. П. Ильина [8], В. Ф. Сопова [10] и др. Однако, на наш взгляд, на данный момент недостаточно освещена проблема развития волевых качеств в определённых возрастных рамках, в частности, в период среднего школьного возраста.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена:
1 Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с.;
- необходимостью развития волевых качеств у подростков для успешного осуществления учебной деятельности;
- недостаточной освещённостью вопросов формирования волевой сферы учащихся основной школы на уроках физической культуры в литературных источниках;
- практически полным отсутствием научно обоснованных педагогических рекомендаций по целенаправленному развитию волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры.
Вышеизложенные аспекты актуальности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении возрастных особенностей развития волевой сферы учащихся основной школы и разработке методики развития волевых качеств школьников данного возраста на уроках физической культуры.
Методология и методы исследования. В процессе исследования нами использовались следующие методы:
- анализ научной и методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- психолого-педагогические методы исследования;
- методы математико-статистической обработки.
Метод анализа научной и методической литературы использовался нами с целью изучения качественной характеристики волевой сферы учащихся основной школы, а также результатов ранее проведённых исследований, освещающих проблемы нравственно-волевого развития учащихся на уроках физической культуры.
Исследование было организовано и проведено на базе МОУ СОШ № 3 г. Читы в течение первого полугодия 20162017 учебного года. В исследовании приняли участие 26 учащихся 9-го класса, из них 15 девочек и 11 мальчиков.
Для диагностики волевых качеств учащихся 9-го класса нами применялись:
- методика самооценки силы воли Н. Н. Обозова [7];
- методика самооценки волевых качеств Н. Е. Стамбуловой2.
Методы математической статистики использовались нами для обработки и анализа полученных экспериментальных данных.
2 Степанов В. А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): учеб. пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2003. - 136 с.
Результаты исследования. Обработав результаты самооценки силы воли по методике Н. Н. Обозова у учащихся 9-го класса, мы получили следующие результаты. В целом по классу средний показатель оценки силы воли составил 17,15 ± 1,17 балла, что свидетельствует о «средней» силе воле исследуемых. При этом необходимо отметить, что у мальчиков данный показатель был выше и в среднем составил 18,09 ± 1,95 балла, тогда как у девочек среднее значение оценки силы воли составило 16,47 ± 1,48 балла. Однако и у мальчиков, и у девочек полученные средние значения развития силы воли находятся в пределах от 13 до 21 балла, т. е. соответствуют «средней» силе воли.
Обобщённые результаты исследования индивидуальных значений силы воли учащихся представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели силы воли исследуемых, %
Сила воли Девочки n = 15 Мальчики n = 11
«Слабая» 33,33 36,36
«Средняя» 46,67 27,28
«Сильная» 20 36,36
Таким образом, нами было установлено, что по группе девочек 5 чел. (33,33 %) имеют «слабую» силу воли, 7 чел. (46,67 %) - «среднюю» и всего лишь 3 чел. (20 %) - «большую» силу воли. Мальчики по проявлению силы воли распределились следующим образом: 4 чел. (36,36 %) имели «слабую» силу воли, 3 чел. (27,28 %) -«среднюю» силу проявления волевых способностей и у 4 чел. (36,36 %) была выявлена «большая» сила воли (рис. 1).
Девочки Мальчики
Рис. 1. Распределение исследуемых учащихся по проявлению силы воли, % Fig. 1. The distribution of the students studied according to power of will, %
Использование методики «Самооценки волевых качеств» позволило нам произвести изучение уровня развития пяти волевых качеств учащихся, таких, как целеустремлённость, смелость - решительность, настойчивость - упорство, самостоятельность - инициативность, самообладание -выдержка, по параметрам выраженности и генерализованности (табл. 2).
Проанализировав полученные данные, мы установили, что в целом исследуемые имеют средний уровень выраженности (устойчивости проявления признаков) и генерализованности (широту проявления в различных жизненных ситуациях)
всех пяти изучаемых волевых качеств. Изучив отдельно показатели девочек и мальчиков, мы выявили, что проявления волевых качеств имеют гендерные особенности. Так, по группе девочек средние значения самооценки всех пяти изучаемых волевых качеств и по критерию выраженности, и по критерию генирализованности находились в пределе от 20-30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне их развития. Самые высокие показатели по критерию выраженности у девочек фиксировались при самооценке качества «Целеустремлённость» (26,27 ± 1,42 балла), по критерию генерализованности - при само-
оценке качества «Настойчивость - упор- мообладание - выдержка». Самооценка ство» (26,07 ± 1,54 балла). Самые низкие остальных качеств по изучаемым критери-показатели по обоим критериям были ям находилась в пределах 22-24 баллов отмечены при самооценке качества «Са- (рис. 2).
Таблица 2
Результаты самооценки волевых качеств учащихся
Волевые качества Средний балл
по классу M ± m девочки M ± m мальчики M ± m
Целеустремленность В 26,15 ± 1,16 26,27 ± 1,42 26,0 ± 2,04
Г 24,0 ± 1,04 22,47 ± 1,33 26,09 ± 1,50
Смелость - решительность В 25,54 ± 1,22 22,0 ± 1,37 30,36 ± 1,09
Г 25,61 ± 1,14 22,08 ± 1,44 29,45 ± 1,07
Настойчивость - упорство В 21,19 ± 1,42 23,93 ± 1,88 17,45 ± 1,64
Г 22,42 ± 1,2 26,07 ± 1,54 17,45 ± 0,89
Самостоятельность - инициативность В 21,27 ± 1,16 22,20 ± 1,44 20,0 ± 1,93
Г 21,96 ± 1,17 22,47 ± 1,71 21,27 ± 1,57
Самообладание - выдержка В 21,35 ± 0,87 20,47 ± 1,28 22,54 ± 1,05
Г 21,23 ± 0,55 20,27 ± 0,67 22,54 ± 0,81
Примечание: В - выраженность, Г - генерализованность.
Рис. 2. Показатели развития волевых качеств у девочек Fig. 2. Indicators of development of volitional qualities in girls
По группе мальчиков было выявлено, что одно волевое качество - «Настойчивость - упорство» недостаточно развито по обоим показателям, т. е. уровень его развития соответствует низкому; уровень
развития остальных волевых качеств был средним. Баллы, полученные при самооценке мальчиками степени развития качества «Смелость - решительность» по критериям выраженности, приближаются
к показателям высокого уровня развития, что свидетельствует о достаточно высокой степени их развития. Также, согласно самооценке, у мальчиков достаточно хорошо
развито качество «Целеустремлённость» (26,0 ± 2,04 балла - по критерию выраженности, 26,09 ± 1,50 балла - по критерию ге-нерализованности (рис. 3).
Рис. 3. Показатели развития волевых качеств у мальчиков Fig. 3. Indicators of development of volitional qualities in boys
Таким образом, согласно полученным средним данным самооценки, мальчики уступают девочкам в показателях развития настойчивости и упорства и превосходят в показателях развития качества
«Смелость - решительность». Обобщённые индивидуальные показатели самооценки волевой сферы учащихся по предложенной методике представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели самооценки развития волевых качеств, %
Волевые качества Девочки n = 15 Мальчики n = 11
уровень уровень
низкий средний высокий низкий средний высокий
Целеустремлённость В 13,33 53,33 33,34 18,18 45,46 36,36
Г 20 73,33 6,67 - 72,73 27,27
Смелость - решительность В 40 46,67 13,33 - 54,54 45,46
Г 26,67 60 13,33 - 54,54 45,46
Настойчивость - упорство В 33,33 40 26,67 72,73 27,27 -
Г - 66,67 33,33 54,54 45,46 -
Самостоятельность -инициативность В 33,33 53,33 23,34 45,45 45,45 9,1
Г 33,33 46,67 20 27,27 72,73 -
Самообладание - выдержка В 33,333 66,67 - 9,1 90,9 -
Г 20 80 - 9,1 90,9 -
Примечание: В - выраженность, Г - генерализованность.
Изучив индивидуальные показатели самооценки учащимися степени развития пяти волевых качеств, мы установили, что по группе девочек низкий уровень «Целеустремлённости» по критерию выраженности имеют 2 чел. (13,33 %), по критерию ге-нерализованность - 3 чел. (20 %); средний уровень по критерию выраженности - 8 чел. (53,33 %), по критерию генерализованно-сти - 11 чел. (73,33 %); высокий уровень по критерию выраженности - 5 чел. (33,34 %), по критерию генерализованности - 1 чел. (6,67 %). Таким образом, для большинства девочек характерен средний уровень развития волевого качества «Целеустремлённость». Самооценка девочками такого качества, как «Смелость - решительность» дала следующие результаты: низкий уровень по критерию выраженности имеют 6 чел. (40 %), по критерию генерализованности -4 чел. (26,67 %); средний уровень по критерию выраженности - 7 чел. (46,67 %), по критерию генерализованности - 9 чел. (60 %); высокий уровень по критерию выраженности - 2 чел. (13,33 %), по критерию генерализованности - 2 чел. (13,33 %). Изучив самооценку девочками проявления качества «Настойчивость - упорство» можно сделать вывод, что преобладает средний уровень развития данного качества - 40 % по критерию выраженности и более 60 % по критерию генерализованности. Такое качество, как «Самостоятельность - инициативность» у большинства девочек развито на среднем уровне, как и качество «Самообладание - выдержка».
По группе мальчиков большинство исследуемых имеют средний уровень развития «Целеустремлённости» (по критерию выраженности - 45,46 %, по критерию генерализованности - 72,73 %), «Смелости - решительности» (по критерию выраженности - 54,54 %, по критерию генерализованности - 54,54 %), «Самостоятельности - инициативности» (по критерию выраженности - 45,45 %, по критерию генерализованности - 72,73 %), «Самообладания - выдержки» (по критерию выраженности - 90,9 %, по критерию генерали-
зованности - 90,9 %). А такое качество, как «Настойчивость - упорство» у подавляющего большинства мальчиков развито на низком уровне.
Обобщив полученные данные, мы установили, что в целом исследуемые имеют средний уровень выраженности (устойчивости проявления признаков) и генерализованности (широту проявления в различных жизненных ситуациях) всех пяти изучаемых волевых качеств. Однако необходимо отметить, что выявление небольшого процента учащихся с высоким уровнем развития волевых качеств, преобладание среднего уровня развития волевых качеств, а также наличие учащихся с низким уровнем развития волевых проявлений, свидетельствует о необходимости ведения целенаправленной работы по формированию волевой сферы учащихся 9-х классов.
Обсуждение результатов. На основе результатов анализа полученных экспериментальных данных и с учётом данных научно-методической литературы нами предпринята попытка разработки методики развития волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры при прохождении раздела «Гимнастика с основами акробатики». Данный раздел был выбран нами не случайно. Мы считаем, что при грамотном подборе физических упражнений и заданий, моделировании конкретных учебных ситуаций уроки гимнастики содержат в себе огромный потенциал по формированию нравственно-волевых качеств учащихся.
Согласно годовому учебному плану на освоение раздела «Гимнастика с основами акробатики» в 9-м классе отводится 15 часов во 2-й четверти с 34-го по 48-й урок, таким образом, предлагаемая методика рассчитана на 15 уроков и её реализация должна осуществляться параллельно с освоением основного учебного материала по разделу.
В основе разработанной нами методики лежит модель, предложенная Т. И. Чедо-вой (2012) для воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах (рис. 4).
Рис. 4. Модель воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах (Чедова Т. И., 2012)
Fig. 4. The model of upbringing of volitional qualities of adolescents involved in school sports clubs (Chedova T. I., 2012)
Согласно данной модели технология волевого воспитания подростков должна включать три взаимосвязанных этапа:
1) ценностно-ориентационный этап, на котором происходит формирование представления у подростков об эталонном волевом поведении;
2) этап развития волевых качеств и волевого поведения, который предполагает целенаправленно организованную деятельность подростков и умышленное создание воспитательных ситуаций, направленных на приобретение опыта волевого поведения;
3) этап совершенствования волевых качеств, в процессе которого происходит закрепление опыта волевого поведения подростков и который должен протекать в условиях взаимодействия всех компонентов педагогической системы (ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив - родитель - школьный учитель) и осуществляться с учётом индивидуальных особенностей подростков.
Поэтому в нашей методике также выделено три соответствующих этапа: 1-й этап -3 урока (с 34-го по 36-й урок) - ценностно-
ориентационный этап; 2-й этап - 9 уроков (с 37-го по 45-й урок) - этап развития волевых качеств и волевого поведения; 3-й этап -3 урока 3-й четверти (с 46-го по 48-й урок) и до конца учебного года - этап совершенствования волевых качеств.
Для наполнения конкретным содержанием представленных этапов мы обратились к источникам научно-методической литературы. В процессе анализа литературных данных нами было определено, что «воля» является обобщённым понятием, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Исходя из вышеуказанного, при разработке своей методики мы опирались на положение о том, что совершенствование волевой сферы учащихся должно происходить через развитие конкретных компонентов воли и конкретных проявлений волевых качеств. Для целенаправленного педагогического воздействия были выбраны следующие волевые качества:
1) смелость - решительность;
2) настойчивость - упорство;
3) самостоятельность - инициативность.
То есть в процессе уроков гимнастики
при реализации нашей методики развитию данных волевых качеств будет уделяться приоритетное значение, остальные волевые качества будут формироваться параллельно.
Так как волевые свойства личности формируются в процессе деятельности, мы осуществили целенаправленный подбор определённых видов деятельности учащихся на уроках гимнастики для формирования конкретных волевых качеств подростков.
Для развития смелости - решительности нами предлагается использовать сложно координационные физические упражнения, выполнение которых сопряжено с определённым риском, а также упражнения на снарядах, освоение которых предусмотрено программой.
Формировать настойчивость - упорство подростков нами предлагается путём многократного повторения упражнений и комбинаций, а также с помощью уделе-ния особого внимания выполнению упражнений, которые вызывают трудности и/или при выполнении которых совершается много ошибок. Помимо этого, проявления настойчивости и упорства необходимо при
выполнении физических упражнений, направленных на воспитание физических качеств (силовых способностей, выносливости, гибкости и т. д.).
В качестве средств развития самостоятельности - инициативности мы предлагаем использовать задания по самостоятельному составлению и проведению комплексов общеразвивающих упражнений; составление и проведение комплексов специальных подготовительных упражнений в соответствии с темой урока с последующим обсуждением правильности их составления; выполнение страховки товарищей при выполнении упражнений на снарядах; подготовку и уборку снарядов и специального оборудования.
При реализации предложенной методики необходимо особое внимание уделять тому, чтобы обучающиеся имели полное представление для чего осуществляется та или иная деятельность и что должно стать результатом этой деятельности, потому что действие, лишённое для подростка личного смысла, перестаёт быть его собственным действием и приобретает иллюзорные формы. Как указывает Н. А. Жесткова (2016), чтобы действие стало свободным и осознанным, оно должно осуществляться в контексте значимых для подростка мотивов и быть осмыслено как своё собственное, а не навязанное извне. То есть используемые задания, которые являются средством овладения волевым поведением, должны быть осознаны учащимися.
Заключение. Таким образом, обобщая результаты проведённого исследования, можно заключить, что воля является важнейшим структурным компонентом личности. Воля даёт возможность человеку сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. Подростковый возраст является сенситивным для развития волевых качеств личности, так как в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств, по мнению исследователей, является целенаправленное использование средств физического воспитания.
Список литературы
1. Вареников Н. А. Формирование нравственно-волевых качеств подростка в процессе занятий спортивной борьбой: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Елец, 2015. 25 с.
2. Гусейнов А. Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2008. 31 с.
3. Даргевичене Л. И., Леонова Е. В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г). М.: Буки-Веди, 2015. С. 41-44.
4. Джадд Биасиотто. Как стать... элитой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. royallib.com/book/biasiotto_dgadd/kak_stat_elitoy.html (дата обращения: 11.12.2016).
5. Железовская Г. И., Гудкова Е. Н., Маторин Д. О. Возможности средств физической культуры в развитии волевых качеств у подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=17089 (дата обращения: 09.01.2017).
6. Жесткова Н. А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения // Символ науки: междунар. науч. журн. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/razvitie-motivatsionno-volevoy-sfery-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 11.12.2016).
7. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
8. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
9. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.
10. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М.: Акад. проект, 2010. 120 с.
11. Чедова Т. И., Чедов К. В. Воспитание морально-волевых качеств подростков в рамках школьного спортивного клуба // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-moralno-volevyh-kachestv-podrostkov-v-ramkah-shkolnogo-sportivnogo-kluba (дата обращения: 14.12.2016).
12. Юров И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006. 163 с.
Статья поступила в редакцию 27.03.01.2017; принята к публикации 07.04.2017
Библиографическое описание статьи
Николенко Ю. Ф., Геберт В. К. Воспитание волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 124133. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-124-133.
Yulia F. Nikolenko1,
Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Vitaliy K. Gebert2,
Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Upbringing of Volitional Qualities of Secondary School Students at Lessons of Physical Education
The problem of development of volitional qualities of schoolchildren is a subject of study of many researchers due to the fact that persistence, tenacity, determination, endurance are essential components of volitional sphere for a successful educational activity, including physical education and child development. The article discusses the theoretical aspects of the formation of volitional sphere of secondary school students in physical exercise. Active classes,
1 Yu. F. Nikolenko - the analysis of literary sources, conducting research, analysis and systematization of the obtained materials research, formulation of conclusions, writing and preparation of the manuscript.
2 V. K. Gebert - participation in the study, analysis and systematization of the obtained materials research, formulation of conclusions, participation in writing and preparing the manuscript.
a variety of exercise make students to demonstrate persistence, tenacity, determination, will to win, creates a confidence that helps to overcome the increasing difficulties for physical education classes and specific tasks. Experimental methods of upbringing of volitional qualities of students of secondary school at lessons of physical education are presented. The technique is based on selecting certain activities of students at the lessons of gymnastics for the formation of specific volitional qualities of adolescents. We justified effectiveness of experimental methods and impact indicators on the willpower of students. We identified five levels of development of volitional qualities of students, determination, guts, determination, perseverance-persistence, self-initiative, self-exposure, the parameters of the severity and generalization. It is determined that one of the most effective ways of formation and development of volitional qualities is a purposeful use of means of physical education.
Keywords: education, personality, physical qualities, pupils of the primary school, lessons of physical education
References
1. Varenikov N. A. Formirovanie nravstvenno-volevykh kachestv podrostka v protsesse zanyatii sportivnoi bor'boi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Elets, 2015. 25 s.
2. Guseinov A. G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya fizicheskikh i nravstvenno-volevykh kachestv u yunykh sportsmenov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Makhachkala, 2008. 31 s.
3. Dargevichene L. I., Leonova E. V. Aktual'nye problemy sovremennogo shkol'nogo obrazovaniya: vzglyad iznutri // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, noyabr' 2015 g.). M.: Buki-Vedi, 2015. S. 41-44.
4. Dzhadd Biasiotto. Kak stat'... elitoi [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.royallib.com/ book/biasiotto_dgadd/kak_stat_elitoy.html (data obrashcheniya: 11.12.2016).
5. Zhelezovskaya G. I., Gudkova E. N., Matorin D. O. Vozmozhnosti sredstv fizicheskoi kul'tury v razvitii volevykh kachestv u podrostkov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=17089 (data obrashcheniya: 09.01.2017).
6. Zhestkova N. A. Razvitie motivatsionno-volevoi sfery mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya // Simvol nauki: mezhdunar. nauch. zhurn. 2016. № 6 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. cyberleninka.ru/article/n/razvitie-motivatsionno-volevoy-sfery-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (data obrashcheniya: 11.12.2016).
7. Il'in E. P. Psikhologiya voli. 2-e izd. SPb.: Piter, 2009. 368 s.
8. Il'in E. P. Psikhologiya sporta. SPb.: Piter, 2008. 352 s.
9. Luk'yanenko V. P. Sovremennoe sostoyanie i kontseptsiya reformirovaniya sistemy obshchego obrazovaniya v oblasti fizicheskoi kul'tury. M.: Sovetskii sport, 2005. 256 s.
10. Sopov V. F. Teoriya i metodika psikhologicheskoi podgotovki v sovremennom sporte. M.: Akad. proekt, 2010. 120 s.
11. Chedova T. I., Chedov K. V. Vospitanie moral'no-volevykh kachestv podrostkov v ramkakh shkol'nogo sportivnogo kluba // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 1 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-moralno-volevyh-kachestv-podrostkov-v-ramkah-shkolnogo-sportivnogo-kluba (data obrashcheniya: 14.12.2016).
12. Yurov I. A. Psikhologicheskoe testirovanie i psikhoterapiya v sporte. M.: Sovetskii sport, 2006. 163 s.
Received: March 27, 2017; accepted for publication April 07, 2017
Reference to the article
Nikolenko Yu. F., Gebert V. K. Upbringing of Volitional Qualities of Secondary School Students at Lessons of Physical Education // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, №. 2. PP. 124-133. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-124-133.