14
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 159.922.4
Я.С. Сунцова, А.С. Дерягина
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И СТАТУСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Анализируются результаты исследования взаимосвязи волевых качеств у старшеклассников с разными статусами профессиональной идентичности. Выявлено, что у старшеклассников с неопределенным статусом профи-дентичности волевые свойства не образуют взаимосвязанную структуру. Способность старшеклассников к принятию самостоятельного решения по поводу профессионального будущего связана с выраженностью и ге-нерализованностью волевых качеств самостоятельности, выдержки и настойчивости. Отмечено, что широта проявления настойчивости и самостоятельности может привести к кризису выбора профессии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность.
Подростковый возраст является важнейшим периодом для формирования волевых качеств личности. Именно в это время происходит развитие воли - способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления) [1].
Подростки стремятся быть похожими на существующие в обществе идеалы, среди которых не последнее место занимает идеал целеустремленного, решительного, настойчивого, смелого человека. Однако, как отмечают исследователи, у подростков недостаточно развиты их волевые качества и способность к волевому контролю собственных действий, подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения [4; 6].
Именно в это время появляются первые более или менее устойчивые интересы старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности, начинается процесс профессионального самоопределения, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [2; 5; 7]. В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеалов. Профессиональная идентичность связана с правильным выбором профессии и обусловливает успешное функционирование в ней.
Профессиональная идентичность - это сложная система представлений о мире профессии и о себе как о профессионале в конкретной сфере деятельности. Профессиональная идентичность - это многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность в профессиональной деятельности [8].
Профессиональная идентичность связана с правильным выбором профессии и обусловливает успешное функционирование в ней. Трудности профессиональной идентификации, неудовлетворенность сделанным профессиональным выбором приводят сначала к нежеланию адаптироваться к условиям профессионального обучения, потере личностного смысла в нем, а впоследствии к профессиональной дезадаптации, профессиональному кризису, деформациям и невозможности самореализации [8].
Представление об идентичности как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности связано с именем Э. Эриксона, который определил ее как внутреннее постоянство и тождественность личности [9].
Э. Эриксон понимал идентичность как итоговое, интегрирующее свойство личности, формирование которого продолжается на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий. На каждом этапе жизни новые элементы должны быть интегрированы в имеющуюся структуру, а старые и отжившие -реинтегрированы или отброшены. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности - периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом вписывания себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида [9]. Для выхода из кризиса, индивид должен приложить определенные усилия для того, чтобы найти и принять новые ценности и виды деятельности.
Э. Эриксон выделил некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта:
1) чувство идентичности - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности; 2) сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность - с другой; 3) переживание идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он предполагает в будущем, между тем, кем он хочет быть и тем, как воспринимает ожидания другого по отношению к себе. Все эти наблюдения относятся к форме существования идентичности.
Он рассматривает идентичность как результат активного процесса, отражающий представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития, и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно. Таким образом, идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии другими, признающими это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.
Однако многие авторы отмечают трудности, возникающие в процессе операционализации понятия «идентичность», в связи с отсутствием эмпирических работ Э. Эриксона.
Поэтому наибольшее применение находит статусная модель идентичности, предложенная Дж. Марсиа, который определил идентичность как структуру эго - внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории [10]. Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа выделил четыре статуса идентичности (диффузная, предрешенная, мораторий, достигнутая), которые могут также выступать и как стадии развития идентичности.
При диффузной идентичности характерно отсутствие обязательств, минимум осознаваемых ценностей и ролей; отсутствие заветной мечты; отношения с родителями оцениваются как эмоционально холодные, дистанцированные; наибольшая степень конформности под влиянием группы сверстников.
Предрешенный статус описывает состояние юноши (девушки) как утвердившихся в своих основных ориентациях при полном отсутствии переживаемого кризиса; отношения с родителями весьма тесные вплоть до полного руководства в ситуации принятия решений.
В статусе моратория человек актуально находится в состоянии кризиса выбора между альтернативами, его предпочтения неопределенны; стремится к самостоятельному принятию решений, вплоть до конфликтов со значимыми другими.
Достигнутая идентичность имеет признаки пережитого кризиса и сделанного выбора относительно карьеры и идеологии, в связи с чем дифференцируется мотивация к изучению учебных предметов, а общее отношение к учебе более позитивно при упрочении самооценки (даже в случае негативных результатов); в отношении группы сверстников достаточно четко выделяет собственные цели в общении.
Критерием для выделения статусов служили два параметра: наличие или отсутствие кризиса; принятие обязательств по двум основным сферам функционирования: профессия и идеология (табл. 1).
Термин «кризис» относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какой выбрать профессиональный путь (карьеру) и каким целям, ценностям, убеждениям необходимо следовать в жизни. Принятие обязательств предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений.
Таблица 1
Критерии для выделения статусов идентичности
Позиция касательно профессии и идеологии Статусы идентичности
Достигнутая идентичность Предрешенная Диффузная идентичность Мораторий
Кризис Пройден (present) Отсутствует (absent) Присутствует или отсутствует В кризисе
Принятие на себя обязательств Присутствует Присутствует Отсутствует Присутствует, но размыто
Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с волевыми качествами личности: умением самостоятельно осуществить выбор профессии, проявить решительность в ситуации наличия альтернативных вариантов выбора, а иногда и проявить настойчивость в ситуации наличия помех. В связи с этим, исследование волевых качеств у старшеклассников с разным статусом профессиональной идентичности позволит обогатить данные теории профессионального самоопределения и использовать полученные нами результаты в учебно-воспитательном процессе школы при организации работы психологической службы.
Объектом исследования являлась волевая сфера. Предметом- взаимосвязь волевых качеств и статусов профессиональной идентичности у старшеклассников.
Целью эмпирического исследования являлось изучение взаимосвязи волевых качеств старшеклассников со статусами их профессиональной идентичности. Данная цель определила следующие задачи исследования:
1) выявить статус профессиональной идентичности старшеклассников;
2) изучить особенности волевой сферы старшеклассников;
3) выявить различия в выраженности волевых качеств у старшеклассников с разным статусом профессиональной идентичности;
4) исследовать взаимосвязь волевых качеств со статусами профессиональной идентичности у старшеклассников.
Выдвинута следующая гипотеза: старшеклассники с разными статусами профессиональной идентичности отличаются по структуре компонентов волевой сферы. У старшеклассников со сформированным статусом профидентичности компоненты волевой сферы образуют взаимосвязанную структуру.
Материалы и методика исследования
Участники исследования: в исследовании приняли участие 57 человек, в возрасте 16 - 17 лет.
Методики. В целях изучения статуса профессиональной идентичности старшеклассников была использована методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). Методика состоит из четырех шкал: неопределенная идентичность, навязанная идентичность, мораторий профидентичности, сформированная профидентичность.
Особенности волевой сферы старшеклассников были изучены с помощью методик: методика исследования волевых качеств личности, вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова), методика «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов).
Методика исследования волевых качеств личности. Методика состоит из 5 опросников, в каждом из них 20 вопросов по пять вариантов ответов. Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевых качеств: выраженность и генерализованность. Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. Под генерализован-ностью понимается универсальность качества, то есть широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова). Методика состоит из 36 вопросов, вклю-
чающих по три варианта ответа. Методика позволяет выявить выраженность самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).
Методика «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов). Методика состоит из 15 вопросов, включающих по четыре варианта ответа. Методика предназначена для оценки проявления силы воли. Методика позволяет выявить уровень выраженности силы воли у человека: слабый, средний или высокий.
Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики: описательной статистики, непараметрической статистики (U-критерий Манна-Уитни), корреляционным анализом (по Спирмену). Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования было выявлено три группы старшеклассников, значимо отличающихся друг от друга по выраженности статусов профидентичности. Группа старшеклассников с неопределенной идентичностью - 6 человек; с мораторием профессиональной идентичности (кризисом выбора) - 34 человека; со сформированной профессиональной идентичностью - 20 человек. Также выявлены два испытуемых с навязанной профессиональной идентичностью, которые в дальнейшем исследовании не участвовали в силу малочисленности.
На втором этапе исследованы волевые качества учащихся по следующим показателям: самооценка силы воли; произвольный самоконтроль в эмоциональной сфере; произвольный самоконтроль в деятельности; социальный самоконтроль; выраженность целеустремленности, смелости и решительности, настойчивости, самостоятельности, выдержки и самообладания; генерализованность целеустремленности, смелости и решительности, настойчивости, самостоятельности, выдержки и самообладания. Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. Под генерализованностъю - универсальность качества, то есть широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Данные исследования волевых качеств у трех групп испытуемых представлены в табл. 2.
Таблица 2
Выраженность волевых качеств у трех групп испытуемых
Показатели Средние значения (уровень выраженности)
1 -я группа (неопределенная идентичность) 2-я группа (мораторий идентичности) 3-я группа (сформированная идентичность)
Самооценка силы воли 13,83 (сред) 16,87 (выс) 18,20 (выс)
Произвольный самоконтроль в эмоциональной сфере 11,50 (сред) 11,80 (сред) 12,5 (сред)
Произвольный самоконтроль в деятельности 8,00 (низ) 13,41 (сред) 12,95 (сред)
Социальный самоконтроль 10,00 (сред) 13,74 (сред) 13,05 (сред)
Выраженность целеустремленности +21,17 (сред) 23,38 (сред) 24,00 (сред)
Выраженность смелости и решительности 19,67 (низ) 22,19 (сред) 23,36 (сред)
Выраженность настойчивости 15,67 (низ) 23,41 (сред) 23,94 (сред)
Выраженность самостоятельности 20,83 (сред) 22,48 (сред) 22,94 (сред)
Выраженность выдержки и самообладания 20,50 (сред) 20,90 (сред) 22,94 (сред)
Г енерализованность целеустремленности 14,67 (низ) 22,80 (сред) 23,36 (сред)
Г енерализованность смелости и решительности 17,33 (низ) 21,09 (сред) 23,10 (сред)
Г енерализованность настойчивости 14,50 (низ) 23,70 (сред) 23,57 (сред)
Г енерализованность самостоятельности 14,00 (низ) 21,00 (сред) 20,00 (сред)
Г енерализованность выдержки и самообладания 21,50 (сред) 20,29 (сред) 22,78 (сред)
По данным, представленным в табл. 2, можно видеть, что старшеклассники с неопределенной идентичностью, для которых выбор жизненного пути еще не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют и задача выбора профессии даже не поставлена, характеризуются средним уровнем силы воли. Сила воли определяется силой мотивов, побуждающих субъекта к действию, и устойчивостью их иерархии, при которой наиболее значимые доминируют над случайными, ситуативными побуждениями. А. Голик и В. Мамцева отмечали, что при ослаблении силы воли поведение человека подчиняется только желаниям данного момента, вероятно именно поэтому старшеклассники данной группы все еще не определились в своем профессиональном выборе [3].
Произвольный самоконтроль в эмоциональной и социальной сферах выражены на среднем уровне, в деятельности на низком уровне. Самоконтроль является одной из форм проявления самоуправления действиями и поведением и саморегуляции состояний. Его необходимость подчеркнута Г.С. Никифоровым [3], который отмечает, что самоконтроль является обязательным признаком сознания и самосознания и выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Г.С. Никифоров рассматривал самоконтроль как неотъемлемый компонент процессов самоуправления и саморегулирования. Вероятно, невысокий уровень выраженности данных показателей является фактором, препятствующим возможности осуществить выбор профессии данной группой испытуемых.
Исследование выраженности волевых качеств (наличия и устойчивости их проявления) показало, что три волевых качества выражены на среднем уровне - целеустремленность, самостоятельность и выдержка (самообладание); два качества на низком уровне - смелость (решительность) и настойчивость. Генерализованность четырех волевых качеств (широты проявления волевых качеств в различных жизненных ситуациях и видах деятельности) - целеустремленности, смелости (решительности), настойчивости, самостоятельности выражены на низком уровне, выдержки (самообладания) на среднем.
Отметим, что смелость предполагает способность человека качественно выполнять деятельность, несмотря на возникающий страх. Сам выбор профессии может сопровождаться эмоцией страха, как реакцией на что-то неизвестное и тяжело прогнозируемое. Можно предположить, что отсутствие смелости (решительности, то есть способности человека быстро принимать решения в значимой ситуации и начать его исполнять) может проводить к неспособности старшеклассников осуществить выбор жизненного пути. Препятствием на пути выбора профессии может также быть низкий уровень настойчивости и самостоятельности, низкий уровень умения мобилизовать свои возможности и действовать на основе своих взглядов и убеждений.
Старшеклассники с мораторием профидентичности, осознающие проблему выбора профессии и находящиеся в процессе ее решения, но не определившиеся с наиболее подходящим вариантом, характеризуются высоким уровнем силы воли. Как уже было указано выше, сила воли определяется силой мотивов, побуждающих субъекта к действию, таким образом, стремление к выбору профессии у данной группы старшеклассников выражено на высоком уровне, однако высокий уровень силы воли не позволяет им принять окончательное решение и сделать выбор из существующих альтернатив.
Произвольный самоконтроль в эмоциональной и социальной сферах, а также в деятельности выражен на среднем уровне. Следовательно, самоконтроль является неотъемлемым компонентом процессов самоуправления и саморегулирования. Вероятно, невысокий уровень выраженности данных показателей является фактором, препятствующим возможности осуществить выбор профессии данной группой испытуемых.
Исследование выраженности волевых качеств (наличия и устойчивости их проявления), а также генерализованности (широты проявления), показало, что все пять волевых качеств выражены на среднем уровне - целеустремленность, смелость (решительность), настойчивость, самостоятельность и выдержка (самообладание).
Подростки с мораторием профидентичности демонстрируют средний уровень проявления волевых качеств как в плане устойчивости, так и широты проявления волевых качеств. Выбор профессии - это серьезное волевое решение, вероятно, именно средняя выраженность целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и самообладания не позволяют адекватно осуществить выбор профессии данной группе старшеклассников.
Старшеклассники со сформированной профессиональной идентичностью, для которых профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения, характеризуются следующими волевыми качествами. Сила воли выражена на высоком уровне, что,
вероятно, и поспособствовало тому, чтобы подростки данной группы определились по поводу своей дальнейшей профессиональной судьбы.
Произвольный самоконтроль в эмоциональной, социальной сферах и в деятельности выражен на среднем уровне. Отметим, что выраженность произвольного самоконтроля у данной группы старшеклассников выше, чем у старшеклассников с неопределенным статусом профидентичности и мораторием профидентичности, а уровень самоконтроля в деятельности и социальной сферах выражен выше, чем у старшеклассников с неопределенной идентичностью и ниже, чем у старшеклассников с мораторием профидентичности. Вероятно, для выбора профессии необходим некий оптимальный уровень выраженности самоконтроля, как низкие, так и высокие показатели которого могут стать препятствием на пути выбора профессии.
Исследование выраженности волевых качеств (наличия и устойчивости их проявления), а также генерализованности (широты проявления) показало, что все пять волевых качеств выражены на среднем уровне - целеустремленность, смелость (решительность), настойчивость, самостоятельность и выдержка (самообладание).
Для изучения различий в уровне выраженности волевых качеств у подростков трех групп был проведен анализ с применением критерия Манна-Уитни.
Выявлено, что старшеклассники с неопределенной идентичностью и мораторием идентичности отличаются друг от друга по выраженности пяти волевых свойств: произвольный самоконтроль в деятельности (и=35,000, р<0,013), выраженность настойчивости (и=25,500, р<0,003), генерализован-ность целеустремленности (и=27,000, р<0,004), генерализованность настойчивости (и=13,500, р<0,001), генерализованность самостоятельности (и=30,000, р<0,006), причем выраженность показателей значимо выше у подростков с мораторием профидентичности (табл. 2).
Подростки с мораторием профидентичности характеризуются более высоким самоконтролем в деятельности, они более настойчивы, способны мобилизовать свои возможности для преодоления трудностей. Также подростки данной группы более целеустремленны и самостоятельны, способны при необходимости подчинять свои действия поставленным целям, при этом они критически оценивают советы, предпочитают действовать на основе своих взглядов и убеждений, но в силу того, что жизненного опыта пока недостаточно, осуществить выбор профессии для них достаточно сложно.
Подростки с мораторием идентичности и сформированной идентичностью отличаются друг от друга по выраженности одного волевого качества: генерализованность выдержки и самообладания (и=207,000, р<0,05), причем уровень выраженности данного показателя значимо выше у старшеклассников со сформированной профидентичностью (табл. 2).
Старшеклассники со сформированной профидентичностью характеризуются более высоким самообладанием, они способны владеть собой, сдерживать себя, умеют управлять своими действиями. Отметим, что выраженность данных качеств находится в зоне средних значений, однако уровень выраженности показателя выше, чем у старшеклассников с неопределенным статусом профидентич-ности и мораторием профидентичности. Таким образом, можно предположить, что умение управлять своими действиями является одним из условий осуществления выбора профессии.
Между подростками с неопределенной идентичностью и сформированной идентичностью были выявлены различия по шести волевым качествам: самооценка силы воли (и=27,000, р<0,05), произвольный самоконтроль в деятельности (и=20,500, р<0,017), выраженность настойчивости (и=18,500, р<0,011), генерализованность целеустремленности (и=15,500, р<0,006), генерализованность настойчивости (и=9,500, р<0,001), генерализованность самостоятельности (и=21,500, р<0,02), причем выраженность показателей значимо выше у подростков со сформированной профидентичностью (табл. 2).
Подростки со сформированной профидентичностью характеризуются более высокой силой воли, они способны сознательно управлять своей психикой и своими поступками, у них более высокий самоконтроль в деятельности, они более настойчивы, чем подростки двух оставшихся групп, - способны добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности. Также подростки данной группы более целеустремленны и самостоятельны, способны помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, способны преодолевать препятствия, они инициативны, предпочитают действовать на основе своих взглядов и убеждений.
В целях изучения взаимосвязей между волевыми качествами и статусами профессиональной идентичности у старшеклассников трех групп был проведен корреляционный анализ по Спирмену.
У старшеклассников первой группы (неопределенный статус профессиональной идентичности) было выявлено, что связь волевых качеств с показателем неопределенного статуса профессиональной идентичности отсутствует. Волевые качества необходимы в осуществлении сознательной регуляции действий и поступков личности. Вероятно, именно поэтому выбор жизненного пути старшеклассниками данной группы все еще не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, и подобного рода задачи старшеклассниками данной группы даже не ставятся.
На рис. 1 представлены взаимосвязи между волевыми качествами у старшеклассников с неопределенным статусом профессиональной идентичности.
Рис. 1. Взаимосвязь волевых качеств у старшеклассников с неопределенным статусом
профессиональной идентичности
Можно видеть, что центральным компонентом в выявленной структуре волевых качеств является показатель выраженности настойчивости. Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. То есть, низкий уровень настойчивости старшеклассников данной группы, неустойчивость проявления данного качества, позволяющего мобилизовать возможности для длительной борьбы с трудностями, не позволяет осуществить выбор профессии.
Низкий уровень выраженности настойчивости положительно связан с такими волевыми свойствами, как склонность к социальному самоконтролю (г=0,986, р<0,001), выраженность выдержки (г=0,868, р<0,03), генерализованность выдержки (г=0,897, р<0,02).
Таким образом, выявленные связи между волевыми качествами старшеклассников с неопределенным статусом профессиональной идентичности представляют собой структуру, в которой взаимосвязаны неустойчивость проявления настойчивости, неустойчивость и узость проявления выдержки, то есть умения затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Также у старшеклассников данной группы были выявлены отрицательные корреляционные связи между такими качествами волевой сферы, как склонность к самоконтролю в деятельности и произвольным самоконтролем в эмоциональной сфере (г= - 0,868, р<0,03), при этом показатель произвольного самоконтроля в эмоциональной сфере отрицательно связан с выраженностью целеустремленности (г= - 0,928, р<0,008) (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь волевых качеств у старшеклассников с неопределенным статусом
профессиональной идентичности
Старшеклассники с неопределенным статусом профессиональной идентичности, обладая достаточной способностью к контролю собственного эмоционального состояния, не склонны к самокон-
тролю собственной деятельности. Целеустремленность как волевое качество личности, позволяющее подчинять действия поставленным целям, у старшеклассников данной группы не является устойчивым образованием.
Вероятно, именно данные особенности волевой сферы старшеклассников с неопределенным статусом профессиональной идентичности не позволили им осуществить выбор жизненного пути, сформировать четкие представления о карьере.
У старшеклассников третьей группы (сформированный статус профессиональной идентичности) были выявлены положительные корреляционные связи между волевыми качествами и показателем сформированной профидентичности (рис. 3). Можно видеть, что изучаемые показатели образуют взаимосвязанную структуру, в которой волевые качества связаны с показателем сформированной профидентичности прямо или опосредованно.
Рис. 3. Взаимосвязь волевых качеств у старшеклассников со сформированным статусом
профессиональной идентичности
Показатель «сформированная идентичность» положительно связан с такими волевыми качествами, как генерализованность смелости (г=0,548, р<0,02) и выраженность самостоятельности (г=0,484, р<0,04). То есть, достаточный уровень выраженности самостоятельности (умения не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения целей, умение критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений) напрямую связан с определенностью профессиональных планов, являющихся результатом осмысленного самостоятельного решения.
Выявлено, что определенность профессиональных намерений положительно связана с широтой проявления смелости в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Таким образом, выбор сферы профессиональной деятельности связан с умением побороть страх перед неизвестным будущим и идти на оправданный риск ради достижения цели, профессиональной мечты, реализации профессиональной перспективы.
Проанализировав выявленные взаимосвязи между волевыми качествами и показателем «сформированная идентичность» можно говорить о том, что способность старшеклассников к принятию осмысленного самостоятельного решения по поводу профессионального будущего связана с выраженностью и генерализованностью таких волевых качеств, как самостоятельность, выдержка и настойчивость. Для того чтобы определиться в профессиональных планах, старшеклассники должны
уметь принимать решения и действовать на основе своих взглядов и убеждений; уметь затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения, а также быть готовыми к мобилизации своих возможностей для длительной борьбы с трудностями. Причем перечисленные волевые качества должны быть не только устойчивыми, но и универсальными, то есть проявляющимися в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
У старшеклассников второй группы (мораторий профидентичности) были выявлены положительные корреляционные связи между волевыми качествами и показателем моратория профидентично-сти (рис. 4). Можно видеть, что изучаемые показатели образуют взаимосвязанную структуру, в которой волевые качества связаны с показателем моратория профидентичности прямо или опосредованно.
Рис. 4. Взаимосвязь волевых качеств у старшеклассников с мораторием профессиональной идентичности
Показатель «мораторий профидентичности» положительно связан с таким волевым качеством, как склонность к самоконтролю в эмоциональной сфере (г = 0,457, р<0,04). Данный показатель имеет по группе средний уровень выраженности, позволяющий нам предположить, что недостаточный уровень выраженности способности старшеклассников контролировать свои эмоциональные проявления может стать препятствием для определения наиболее подходящего варианта в сфере профессиональной деятельности.
Проанализировав выявленные взаимосвязи между волевыми качествами и показателем «мораторий профидентичности», можно говорить о том, что неспособность старшеклассников к принятию осмысленного самостоятельного решения по поводу профессионального будущего связана опосредованно с недостаточным (средним) уровнем склонности к социальному самоконтролю, со средним
уровнем выраженности и генерализованности таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость и самостоятельность, а также со средним уровнем выраженности смелости и средним уровнем генера-лизованности целеустремленности.
На рис. 3 можно видеть, что у старшеклассников третьей группы показатель «сформированной профидентичности» также опосредованно связан с такими волевыми качествами, как выдержка, настойчивость и самостоятельность. Однако данная группа учащихся уже определилась со своим профессиональным выбором. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что для осуществления профессионального выбора требуется оптимальное сочетание в уровнях выраженности каждого волевого качества, не очень низкого и не очень высокого.
По данным, представленным в табл. 2, можно видеть, что старшеклассники со сформированной профидентичностью имеют хотя и средний, но более высокий, чем у остальных групп учащихся, уровень выраженности настойчивости, самостоятельности и выдержки.
Также можно отметить, что широта проявления настойчивости и самостоятельности может стать препятствием в осуществлении выбора профессии (мораторий профидентичности), так как будет способствовать критической оценке советов и предложений других людей (самостоятельность) и принимать решения лишь на основе собственных взглядов и убеждений (настойчивость).
Выводы
1. В ходе исследования было выявлено четыре группы испытуемых с разным статусом профессиональной идентичности: с неопределенной идентичностью, со сформированной идентичностью, с мораторием идентичности и с навязанной идентичностью. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство учащихся осознают проблему выбора профессии, находятся в процессе ее решения, но с наиболее подходящим вариантом еще не определились. Вероятно, данный факт связан с тем, что современная молодежь развивается в огромном потоке информации, что осложняет процесс принятия решения и выбора из множества существующих альтернатив.
2. Было выявлено, что учащиеся с мораторием профидентичности и со сформированной идентичностью значимо отличаются от учащихся с неопределенной идентичностью по выраженности показателей произвольного самоконтроля в деятельности, выраженности настойчивости, а также гене-рализованности целеустремленности, настойчивости и самостоятельности. Таким образом, низкий уровень самоконтроля в деятельности, низкая выраженность настойчивости, то есть умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями, могут препятствовать процессу профессионального самоопределения, так как выбор профессии это нелегкое дело.
3. Установлено, что генерализованность целеустремленности, настойчивости и самостоятельности значимо ниже у старшеклассников с неопределенной идентичностью, что свидетельствует об узости проявления данных волевых качеств в различных жизненных ситуациях и видах деятельности у данной группы учащихся. В большинстве жизненных ситуаций они неспособны подчинять свои действия поставленным целям, не способны мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями, а также действовать на основе своих взглядов и убеждений.
4. Выявлено, что старшеклассники со сформированной профидентичностью обладают большей силой воли, чем учащиеся с неопределенной идентичностью, что возможно и способствовало процессу принятия решения о своей будущей профессиональной судьбе. Также установлено, что учащиеся со сформированной профидентичностью более выдержаны, чем старшеклассники с неопределенной идентичностью, то есть в большей степени характеризуются самообладанием, умеют «притормозить» действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
5. Обнаружено, что у старшеклассников с неопределенным статусом профессиональной идентичности компоненты волевой сферы не образуют взаимосвязанную структуру. Вероятно, поэтому старшеклассники данной группы все еще не осуществили свой профессиональный выбор, так как именно волевые качества участвуют в осуществлении сознательной регуляции действий и поступков личности.
6. Установлено, что способность старшеклассников к принятию осмысленного самостоятельного решения по поводу профессионального будущего (сформированный статус профидентичности) прямо связана с выраженностью и генерализованностью таких волевых качеств, как самостоятельность, выдержка и настойчивость.
7. Выявлено, что широта проявления настойчивости и самостоятельности могут стать препятствиями в осуществлении выбора профессии (мораторий профидентичности), так как способствуют критической оценке советов и предложений других людей (самостоятельность), а также принятию решения лишь на основе собственных взглядов и убеждений (настойчивость), которые пока еще не сформированы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь // под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высш. шк. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 192 с.
3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1998. 456 с.
5. Пряжников Н.С., Павлова Е. Выбираем профессию вместе // Первое сентября. Школьный психолог. 2000. №7. С. 12.
6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Знание, 1994. 366 с.
7. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Академия, 2001. 396 с.
8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Аспект-Пресс, 1999. 156 с.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
10. Marcia J.E. Identity in adolescence // J. Adelson (Ed.). Handbook of Adolescent Psychology. N.Y.: Wiley, 1980.
Поступила в редакцию 16.11.11
Ya.S. Suntsova, A.S. Deryagina
Correlation between will and statuses of occupational identity of senior pupils
The article analyzes the study results on the correlation between will and statuses of the occupational identity of senior pupils. The study has revealed that the will attributes of senior pupils having an indefinite status of the occupational identity do not form an interconnected structure. The ability of senior pupils to make decisions regarding their occupations in the future is connected to the intensity and generalization of such will attributes as independence, self-control and persistence. It should be noted that a certain level of persistence and independence can bring to the crisis in the occupation choice.
Keywords: occupational self-determination, occupational identity.
Сунцова Яна Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент
Дерягина Анастасия Сергеевна, студентка
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, і (корп. 6) E-mail: [email protected]
Suntsova Ya.S.,
candidate of psychology, associate professor Deryagina A.S., student
Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]