ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
САМООЦЕНКА ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
О.А. Макунина1 ФГБОУВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск
В статье представлены результаты пилотного исследования по самооценке волевых качеств студентов разных спортивных специализаций. Представленный материал является фрагментом исследования по изучению психофизиологических механизмов развития волевой сферы студентов-спортсменов.
Ключевые слова: самооценка, волевые качества, целеустремлённость,
настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка.
Self-estimation of will power by students-athletes. The article presents the results of the pilot research on self-estimation of willpower in students of different sports specializations. This material is a part of research on psychophysiological mechanisms of development of will in students-athletes.
Key words: a self-estimation, will power, purposefulness, persistence and persistence, boldness and resoluteness, initiative and independence, self-control and endurance.
Волевая сфера достаточно сильно начинает проявляться в студенческий период, и определяет успешность личностного и профессионального развития. Сама специфика деятельности влияет на развитие уровня сформированности волевой сферы. Это вызвано тем, что молодые люди в большей степени включены в единый поток процессов социализации и индивидуализации [4], в целенаправленно организованную самостоятельную деятельность.
В литературе отмечают на недостаточность исследований посвященных изучению волевой сферы личности студента [1, 3, 7, 8 и др. ].
Как в общей, так и в спортивной психологии, проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно широко (А.Ф. Лазурский, 1916, С.Л. Рубинштейн, 1946, Н.Д. Левитов, 1956, А.Ц. Пуни, 1960, П.А. Рудик, 1962, В.К. Калин, 1968, В.С. Мерлин, 1971, В.А. Крутецкий, 1974, В.И. Селиванов, 1974, В.А. Иванников, 1988, Е.П. Щербаков, 1990, С.Я. Самулкин, 2004, О.Н. Яцков, 2006, Д.Ю. Жихарев, 2007, Е.П. Ильин, 2009, Е.В. Зефирова, 2012 и др.). Недостаточно полно изучены физиологические и психофизиологические механизмы проявления волевых качеств личности, волевая активность в спорте, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта [7].
В настоящее время в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и наступающего ренессанса массового и юношеского спорта, изучение основ процесса развития волевой активности у занимающихся физической куль-
Контакты: 1 Макунина О.А. E-mail: <[email protected]>
турой и спортом, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей [1, 2].
Любая структура волевых качеств представляет собой динамическую систему, в которой ведущая и поддерживающая роли различных качеств меняются. Динамика эта определяется динамикой самой деятельности и возникающих в ней препятствий, требующих проявления определённых качеств [6].
Вышеизложенное актуализирует тему данного исследования. Отметим, что представленный материал является результатом пилотного исследования по изучению психофизиологических механизмов волевой регуляции студентов различных спортивных специализаций.
Цель исследования: выявить структуру и психологические особенности волевой сферы студентов различных спортивных специализаций.
Методологической основой исследования являются: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.И. Подольский, О.А. Карабанова, В.В. Рубцов). В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин), системный подход (Б.Ф. Ломов), положение о личностном волевом действии (С.Л. Рубинштейн), концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн).
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение уровня развития волевых качеств студентов спортсменов осуществлялась по опроснику Н.Б.Стамбуловой (входит в Компендиум психологических методик России и СССР 1907-2007) [3]. Опросник состоит из пяти шкал по 20 утверждений в каждой и позволяет измерять уровень развития таких волевых качеств, как целеустремлённость, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка по параметрам выраженности и генерализованности. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под гене-рализованностью - универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Обработка полученных данных осуществлялась математико-статистическими методами, включающими в себя описательные статистики, коэффициент корреляции, критерий ^Стьюдента.
Обследуемые студенты были распределены на пять групп в зависимости от избранного вида спорта по общепринятой классификации [5]: спортивные игры (п=48), единоборства (п=36), циклические (п=51), скоростно-силовые (п=25), экстремальные виды спорта (п=21).
Распределение обследованных студентов по уровню спортивных достижений представлено в таблице 1. Данные таблицы свидетельствуют, что контингент обследуемых может быть отнесён к направлению спорта высших достижений [5].
Распределение студентов (п=181) по уровню спортивных достижений
Спортивные достижения Кол-во, %
Чемпионы 5,5
Мастера спорта 18,2%
Кандидаты в мастера спорта 40,3%
Разрядники 35,9%
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ уровня развития волевых качеств студентов различных спортивных специализаций показал преобладание студентов с низким уровнем развития. Об этом свидетельствует психограмма (рис. 1) - все значения волевых качеств имеют диапазон от 16 до 23 единиц. Характеризуя индивидуальные значения развития волевых качеств, мы определили, что по разным волевым качествам количество студентов с низким уровнем развития составило: от 40 до 56% - спортсмены игровых видов, от 23 до 70% - единоборцы, от 40 до 63% - циклические, скоростносиловые и экстремальные виды спорта. Среди всех обследованных лишь 4,2% студентов различных видов спорта имеют высокий уровень развития волевых качеств.
целеустр
25
20у/
Уб
самообладание и 10 смелость и
выдержка ^ 5 у решительность
инициативость и настойчивость и
самостоятельность упорство
^^выраженность генерализованность
Рис. 1. Психограмма волевых качеств студентов, различных спортивных специализаций
Исходя из этого, дальнейший анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализован-ности волевых качеств.
Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила
установить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов игровых видов спорта определили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в литературе [7].
Вышеизложенные результаты позволят обогатить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной). Полученные результаты могут быть полезны для тренеров, командных психологов и спортсменов.
ВЫВОДЫ
1. В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и широта их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.
2. Структура волевой активности спортсменов неодинакова и имеет свои специфические особенности в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложно -координационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жихарев Д.Ю. Диагностика и формирование волевой саморегуляции юных боксеров в условиях детской юношеской спортивной школы: дисс. ... канд. псих. наук. / Д. Ю. Жихарев. - Ставрополь, 2007. - 197 с.
2. Зефирова Е.В. Психологические критерии прогнозирования успешности выступлений спортсменов (на примере спортивных единоборств): Автореферат дисс. .канд. псих. наук /Е.В. Зефирова. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.
3. Ильин Е.П. Психология воли 2-е изд. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. -368 с.
4. Кабачкова А.В. Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности: автореф. ... канд. биол. наук /А.В. Кабачкова. - Томск, 2009. - 25 с.
5. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физич. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
6. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: учеб. пособие / А.Ц. Пуни ; ЛГИФК. - Л.: ЛГИФК, 1977. - 48 с.
7. Самулкин С.Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Я. Самулкин. - Пермь, 2004. - 22 с.
8. Яцков О. Н. Психологические особенности развития волевой сферы молодых людей в процессе подготовки специалиста: Дис. ... канд. психол. наук /О.Н. Яцков. - Астрахань, 2006. - 111 с.