Научная статья на тему 'Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов'

Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3687
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / FORMATION OF MORAL QUALITIES AND VOLITIONAL POWERS / EDUCATION AND TRAINING / MEANS AND METHODS / PHYSICAL TRAINING / EXPERIMENTAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Борис Юрьевич

Автором статьи поднимается тема морально-волевого воспитания курсантов военного вуза различными методами (убеждения, постепенно повышающихся трудностей, соревновательным, упражнения), которые обеспечивают формирование у курсантов морально-волевых качеств. Оценка уровня сформированности морально-волевых качеств курсантов военных вузов (дисциплинированности и организованности, настойчивости и целеустремленности, самообладания и выдержки, терпеливости, смелости и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах) позволяет диагностировать готовность обучающихся к выполнению своих профессиональных обязанностей военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Борис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF MILITARY HIGH SCHOOLS CADETS'' MORAL QUALITIES AND VOLITIONAL POWERS

The article describes the methods of formation of military high school cadets’ moral qualities and volitional powers. The experimental diagnostics of formation of assessing the level of moral qualities and volitional powers of military high school cadets (patience, dedication, determination, responsibility) is designed and conducted, which can be taken into account in educational activity of military high schools cadets of different profiles and different specialties. In the process of formation of moral qualities and volitional powers of military high school cadets there can be used a variety of methods (a method of persuasion, a method of gradually rising challenges, a competitive method, a method of exercise), which provide the formation of students’ moral qualities and volitional powers.

Текст научной работы на тему «Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов»

зации своих возможностей в решении поставленных целей или способов педагогических действий и ситуаций, осуществляемых в процессе профессионального взаимодействия.

Таким образом, теоретические положения и выводы, представленные в публикации, дополняют теорию и методику профессионального образования в решении проблемы развития педагогического творчества обучающихся как ведущей характеристики будущего педагога образовательной организации.

1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Бичева И. Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 675-679.

3. Бичева И. Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // Экономика и социум. 2014. № 4-6 (13). С. 141-148.

4. Бичева И. Б., Булгачева А. В., Трутанова А. В. Формальный метод выдвижения провокационной идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе // Инновационные технологии управления : сб. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. / Нижегородский государственный педагогический

10.

11

12.

13.

университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 201 5. С. 139-141.

Бичева И. Б., Голубева А. Е., Царева И. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.

Бичева И. Б., Челнокова Е. А., Агаев Н. Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание, 2001. С. 55-56.

Колесникова В. И. Педагогическое творчество и уровни его проявления // Вопросы воспитания: теория и практика. Вып. 15. Сборник научных трудов. Пятигорск : ПГЛУ, 2006. С. 48-64.

Левко А. И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания // Образование и воспитание. 2004. № 9. С. 33-44.

Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

Пидкасистый П. И. Подготовка студента к творческой педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие // Начальная школа. 2011. №5. С. 3-4. Прохорова М. П., Семченко А. А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 21. Щеглова С.Н. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

УДК/UDC 378

Б. Ю. Васильев B. Vasilev

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

METHODS OF FORMATION OF MILITARY HIGH SCHOOLS CADETS' MORAL QUALITIES AND VOLITIONAL POWERS

Автором статьи поднимается тема морально-волевого воспитания курсантов военного вуза различными методами (убеждения, постепенно повышающихся трудностей, соревновательным, упражнения), которые обеспечивают формирование у курсантов морально-волевых качеств.

Оценка уровня сформированности морально-волевых качеств курсантов военных вузов (дисциплинированности и организованности, настойчивости и целеустремленности, самообладания и выдержки, терпеливости, смело-

сти и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах) позволяет диагностировать готовность обучающихся к выполнению своих профессиональных обязанностей — военной службе.

The article describes the methods of formation of military high school cadets' moral qualities and volitional powers. The experimental diagnostics of formation of assessing the level of moral qualities and volitional powers of military high school cadets (patience, dedication, determination, responsibility) is designed and con-

ducted, which can be taken into account in educational activity of military high schools cadets of different profiles and different specialties.

In the process of formation of moral qualities and volitional powers of military high school cadets there can be used a variety of methods (a method of persuasion, a method of gradually rising challenges, a competitive method, a method of exercise), which provide the formation of students' moral qualities and volitional powers.

Ключевые слова: формирование морально-волевых качеств, воспитание и обучение, средства и методы; физическая подготовка, экспериментальная диагностика.

Keywords: formation of moral qualities and volitional powers; education and training; means and methods; physical training, experimental diagnostics.

Главная роль в формировании высоконравственного, интеллектуального, морально устойчивого защитника Отечества отводится военно-учебным заведениям, отвечающим за подготовку высококвалифицированных специалистов военного дела для службы в Вооруженных Силах.

В боевой обстановке в первую очередь требуются боевой опыт, твердость характера, решительность, хладнокровие, умение принимать правильные решения и нести за них ответственность, личный пример, храбрость, забота о подчиненных, доверие солдатам и их поддержка, общительность и простота в отношении с подчиненными (Сивак А. Н., 2014).

Анализ публикаций выявил, что большое внимание нравственному становлению личности в системе воспитания и обучения уделяли И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Они исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование ее под влиянием объективных условий жизни, и как самовоспитание.

П. И. Пидкасистый, И. Ф. Харламов, В. Б. Шапарь считают, что мораль или нравственность представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, регулирующих поведение человека в обществе. В связи с чем морально-волевое воспитание является важнейшей составной частью воспитания и включает в себя формирование сознательности, правдивости и честности, дисциплинированности и ответственности, настойчивости и целеустремленности и др. Авторы считают, что одна из главных задач нравственного вос-

питания — привитие курсанту моральных качеств и чувств. Моральные качества курсанта, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности.

А. Г Макаров, исследуя проблемы спортивной этики и нравственного воспитания курсантов, использовал методы нравственного просвещения на занятиях физической подготовкой. Автор пришел к заключению, что целенаправленное, планомерное использование различных форм и методов нравственного просвещения на занятиях физической подготовкой и спортом эффективно повышает уровень их нравственного сознания и поведения, расширяет круг нравственных знаний и представлений, уточняет нравственные понятия, оценки и убеждения, переводит их в нормы поведения [6, с. 216].

Под формированием морально-волевых качеств некоторые авторы понимают свойства личности, проявляющиеся в конкретных ситуациях, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий в сочетании с нравственными установками [1, с. 34].

Одними из наиболее значимых морально-волевых качеств личности выступают: дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержка, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах. Формирование личностных качеств, как и формирование личности, происходит посредством деятельности, в том числе на занятиях физической подготовкой, которая имеет большие возможности развития вышеперечисленных качеств.

В практике обучения и воспитания курсантов военных вузов значительное место в повседневной жизнедеятельности занимает физическая подготовка. Она способствует выработке необходимых для службы психических качеств и свойств личности. В этом аспекте возможности учебной дисциплины «Физическая подготовка» отмечаются многими учеными.

Один из основоположников теории физического воспитания, профессор А. Д. Новиков сформулировал одно принципиально важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что «нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества» [8].

В процессе занятий физической подготовкой в военно-учебном заведении для курсантов многократно создаются условия, в которых требуется проявление таких морально-волевых качеств, как дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержка, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах. Причем целенаправленным подбором средств и методов физической подготовки можно акцентированно воздействовать на курсантов, способствуя тем самым формированию определенных морально-волевых качеств и свойств личности. Разнообразные физические и спортивные ситуации моделируют возможную боевую, служебную и повседневную обстановку. Так, например, сформированная привычка соблюдения требований безопасности и предупреждения травматизма при выполнении физических упражнений переносится в повседневную и служебную деятельность. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической подготовкой, борьба с нарастающим утомлением, возникающим чувством усталости, боли, страха, уверенность в себе при выполнении сложных упражнений, требующих проявления личностных качеств, способствуют формированию морально-волевых качеств.

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» в военном вузе включает различные разделы: «Гимнастика и атлетическая подготовка», «Рукопашный бой», «Преодоление препятствий», «Ускоренное передвижение и легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные и подвижные игры», «Военно-прикладное плавание». Каждый раздел обеспечивает формирование необходимых морально-волевых качеств: дисциплинированности и организованности, настойчивости и целеустремленности, самообладания и выдержки, терпеливости, смелости и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах [10].

Физическая подготовка и спорт способствуют привитию военнослужащим чувств ответственности, товарищества и взаимопомощи, верности своему долгу; способности к организации взаимодействия вместе с товарищами по службе в решении различных учебно-боевых задач в сложных условиях [2, с. 91].

Морально-волевая направленность физической подготовки должна быть непременным условием организации и проведения учебных

занятий. Для каждого раздела изучения физической подготовки есть место для проявления волевых усилий с моральными компонентами.

Например, раздел «Лыжная подготовка» ориентирован на формирование таких качеств, как целеустремленность, выдержка, самообладание, чувство товарищества, ответственность за результат [10, с. 92]; в разделе «Рукопашный бой» акцентируется формирование смелости, решительности, самообладания, инициативности, а также способности преодолевать страх, действовать в опасных и напряженных ситуациях, чувства ответственности сильного перед слабым [10, с. 55].

В организацию и проведение занятий необходимо внедрять разнообразные по содержанию и воздействию средства и методы физической подготовки для формирования морально-волевых качеств. Если под содержанием мы понимаем физические упражнения, специальные знания и умения, под средствами — движения и действия, то методы формирования морально-волевых качеств рассмотрим подробнее ниже.

Метод — это «разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий преподавателя, целенаправленное применение которых позволяет организовывать определенным способом теоретическую и практическую деятельность обучающегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности» [5, с. 58].

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. [9, с. 204]

К методам физической подготовки относятся: метод строго регламентированного упражнения, равномерного упражнения, повторного упражнения, интервального упражнения, игровой, соревновательный, словесного и сенсорного воздействия (показ, разъяснение, команда и т. д.). Многие из этих методов в той или иной мере реализуют одновременно образовательную, воспитательную и развивающую функции и в том числе применяются для воспитания морально-волевых качеств курсантов.

В. И. Селиванов относит методы и приемы формирования морально-волевых качеств к четырем основным группам.

К первой группе можно отнести методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека и преследуют цель создания у него убеждений и понятий, обусловливающих социально одобряемое поведение. Это методы убеждения, включающие разъяснение, чтение, беседу, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика.

Во вторую группу объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять поведенческие навыки.

В третью группу входят многочисленные методы и приемы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение (наказание), требование и принуждение.

В четвертую группу В. И. Селиванов включает методы и приемы воспитательной работы над собой — методы самовоспитания [11 ].

Одним из наиболее эффективных методов формирования морально-волевых качеств признан метод упражнения. А. С. Макаренко указывал на необходимость стремления к тому, чтобы у детей закреплялись хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке [7].

Таким образом, упражнение является основным методом физической подготовки и одновременно методом формирования морально-волевых качеств: дисциплинированности и организованности, настойчивости и целеустремленности, самообладания и выдержки, терпеливости, смелости и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах. Оно многофункционально и может быть задействовано для достижения различных целей и выполнения задач одновременно.

Под методикой формирования морально-волевых качеств личности на занятиях физической подготовкой у курсантов военного вуза мы понимаем совокупность следующих методов и приемов:

— методы игровой и соревновательный, поручение и упражнение, стимулирование поведения и деятельности (поощрение и наказание), контроль (анализ результатов деятельности, педагогическое наблюдение, самоконтроль);

— приемы наложения ответственности, поощрения, создания общественного мнения, пробуждения у обучающихся чувства собственной значимости, стимулирования и развития чувства коллективизма и взаимовы-

ручки. Целенаправленное применение данной методики позволяет значительно повысить уровень морально-волевых качеств личности курсантов.

В.К. Калин отмечает трудности в методике изучения волевых качеств личности. Первое — несоответствие степени волевой напряженности его эффективности. Высокая напряженность не всегда совпадает с высокой эффективностью. Второе — отношение испытуемых к деятельности, выполняемой во время тестирования. Высокое проявление волевых качеств становится возможным только при наличии у испытуемых положительного отношения (эмоций) и стремления достичь максимального результата [3, с. 201].

Анализ научных публикаций показал, что для многих морально-волевых качеств методики оценки уровня их сформированности мало изучены или не разработаны вообще. Отсюда возникает необходимость создания методик, которые позволили бы моделировать ситуации, требующие проявления морально-волевых качеств, количественно измерить степень их проявления. Противоречиями может быть: попытка измерить истинное проявление морально-волевого качества от желания испытуемого или силы мотивации выполнять эксперимент; вычленить морально-волевое качество от уровня развития физического качества. Например, уровень проявления терпеливости, настойчивости, выдержки и самообладания напрямую зависит от уровня развития выносливости. Таких взглядов придерживался Е. И. Игнатьев. Он предложил методику длительного удержания волевого усилия, по которой измерил выносливость к статическому усилию на заданном уровне от максимума. В связи с чем возникла необходимость провести экспериментальную диагностику уровня сформированности морально-волевых качеств средствами физических упражнений.

Цель исследования: проверить эффективность внедрения экспериментальной методики исследования уровня сформирован-ности у курсантов военного вуза таких морально-волевых качеств, как дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержка, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в 2015/16 году в два этапа на базе кафедры физической под-

готовки Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (ТВВИКУ). В нем приняли участие по 30 курсантов 2-го и 4-го года обучения. Мы использовали методы убеждения, постепенно повышающихся трудностей, соревновательный и упражнения.

В нашем исследовании для изучения уровня сформированности указанных выше морально-волевых качеств мы основывались на методических подходах А. И. Высоцкого, Г А. Калашникова, Н. Д. Скрябина, которые предлагают испытуемым выполнять упражнения в опасной и неопасной ситуациях.

На первом этапе исследования мы применили метод убеждения и рассказали курсантам о важности формирования морально-волевых качеств, необходимых при выполнении учебно-боевых задач. В практической части экспериментальной методики исследования уровня сформированости морально-волевых качеств курсантов было решено применить такой соревновательный метод, как соперничество

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют, что время преодоления узкой опоры без выкладки на высоте 30 и 130 см лучше у курсантов 2-го года обучения, что выявляет у них такие качества, как ответственность за результат, организованность, исполнительность, дисциплинированность, присущие курсантам младших курсов. После усложнения условий упражнения (метод постепенно повышающихся трудностей): в противогазе, в обмундировании, с оружием — лучшее время выполнения показали курсанты 4-го года обучения. По результатам использования экспериментальной методики на первом этапе исследования с применением методов убеждения, постепенно повышающихся трудностей, соревновательного и упражнения видно, что уровень сформированности морально-волевых качеств, таких как смелость и реши-

между курсантами 2-го и 4-го годов обучения. В основной части эксперимента мы использовали методы постепенно повышающихся трудностей и упражнения. Выбранным нами упражнением стала ходьба по узкой опоре (бревно шириной 10 см и длиной 5 м) на высоте 30 см и 130 см в неопасных и опасных ситуациях. Условиями упражнения являлись: передвижение на время в военной форме в противогазе, с автоматом в руках в положении «изготовка к бою». Каждый испытуемый должен максимально быстро, не теряя равновесия, преодолеть узкую опору — лицом вперед, спиной назад, левым и правым боком. Перед началом практической части эксперимента курсантам напомнили о применении соревновательного метода выполнения упражнения. Передвижение начиналось по команде «марш» и заканчивалось после пересечения отметки на опоре, результаты фиксировались ручным хрономе-тражом. Результаты исследования представлены в таблице 1.

тельность, выдержка и самообладание, целеустремленность и настойчивость, уверенность в собственных силах, а также уровень военно-прикладного навыка выше развит у курсантов 4-го года обучения.

На втором этапе исследования мы также применили методы убеждения, соревнования и упражнения. Экспериментальная методика исследования морально-волевых качеств, проверялась упражнением «вис на перекладине», которое выявляет такие волевые качества, как целеустремленность, терпеливость, самообладание и выдержка, решительность и ответственность, уверенность в собственных силах. Условия упражнения: вис на прямых руках на перекладине «до отказа». Оценивалось появление желания прекратить упражнение, при котором курсанты подавали условный сигнал, до полного отказа выполнять упражне-

Таблица 1

Результаты диагностики уровня сформированности морально-волевых качеств курсантов в упражнении «ходьба по узкой опоре»

Подразделение Среднее время на опоре высотой 30 см, с Среднее время на опоре высотой 130 см, с Среднее время на опоре высотой 30 см в обмундировании с оружием, с Среднее время на опоре высотой 130 см в обмундировании с оружием, с

2-й год обучения 10,8 22,5 17,5 40,5

4-й год обучения 11,2 23,9 16,9 39,8

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности морально-волевых качеств

в упражнении «вис на перекладине»

Подразделение Среднее время виса до желания спрыгнуть, с Общее время виса на перекладине, с Среднее время виса до полного отказа (время терпеливости), с

2-й год обучения 60,9 150,2 89,3

4-й год обучения 88,9 162,3 73,4

ние. Время фиксировалось по ручному хронометражу: до, после условного сигнала и общее время выполнения. Результаты исследования приведены в таблице 2.

Предложенная нами методика экспериментальной диагностики морально-волевых качеств (целеустремленность, терпеливость, самообладание и выдержка, решительность и ответственность, уверенность в собственных силах) во многом связана с методикой исследования М. Н. Ильиной (выделение волевого компонента по субъективным ощущениям), которая предпринимала попытки вычленить из общего времени, характеризующего выносливость, время, связанное с проявлением волевого усилия [4, с. 579], а также методикой А. И. Высоцкого (определение начала волевого компонента с помощью оксигемоме-тра). Нами было принято за меру проявления морально-волевых качеств время от момента появления чувства усталости (в нашем случае графа 2 таблицы 2) до отказа поддерживать усилие (графа 4 таблицы 2).

Мы считаем, что использованные методы убеждения, упражнения, соревнования и постепенно повышающихся трудностей для формирования морально-волевых качеств эффективны и могут быть использованы на учебных занятиях по физической подготовке в военных вузах с целью формирования значимых морально-волевых качеств. Примененная экспериментальная диагностика морально-волевых качеств курсантов в виде выполнения упражнений «ходьба по узкой опоре» и «вис на перекладине» носит прикладное значение и является доступной для проверки сформированно-сти: дисциплинированности и организованно-сти,настойчивости и целеустремленности, самообладания и выдержки, терпеливости, смелости и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах.

При выполнении физических упражнений происходит одновременное влияние на все по-

казатели физического состояния курсантов. Это очевидно, так как все системы человеческого организма тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Применяя рациональные методы и методику в процессе физической подготовки для диагностики проявления морально-волевых качеств, необходимо использовать разнообразные упражнения по направлению и воздействию в целях формирования морально-волевых качеств и преимущественного воздействия на отдельные стороны физического, интеллектуального и психологического состояния курсантов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что процесс регулярных целенаправленных занятий физической подготовкой с использованием различных методов способствует формированию не только военно-прикладных навыков и умений, физических качеств, но и морально-волевых качеств и свойств личности курсанта. Регулярное сознательное преодоление трудностей во время регулярных занятий физической подготовкой (например, преодоление нарастающего утомления, ощущение боли и страха) формируют дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержку, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах, способствует укреплению взаимоотношений в коллективе, становлению личности будущего офицера и защитника своего Отечества.

Таким образом, на занятиях физической подготовкой решаются задачи не только развития и совершенствования физических качеств, навыков и умений, но и формирования у курсантов системы мировоззренческих взглядов на роль физической подготовки в военно-профессиональном становлении личности защитника Родины, на всемерную активизацию самовоспитания, стремления стать смелым, сильным, мужественным, на формирова-

ние военно-патриотического идеала, ценностного ориентира в жизни.

1. Васильев Б. Ю., Милованова Н. Г. Возможности учебных дисциплин в формировании морально-волевых качеств у курсантов военного вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 33-40.

2. Лидерство как определяющее качество для офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации / М. А. Евдокимов, В. Л. Пашута, А. В. Пашута, И. М. Евдокимов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур : Ч. 2, № 5. СПб.: ВИФК, 2010. С. 91-98.

3. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : ПИТЕР, 2000. 288 с.

4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий : учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2011. 701 с.

5. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов. М.: Сов. спорт, 2004. 463 с.

6. Макаров А. Г. Формирование нравственного сознания и поведения курсантов вузов в процессе занятий физи-

ческой подготовкой и спортом : дис. . канд. пед. наук. Л., 1984. 216 с.

7. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность // Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

8. Новиков А. Д., Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 1967. Т. 1. 398 с.

9. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ Министра Обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200.

11. Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1954. 208 с.

12. Яковлев Д. С., Володин В. Н. Эффективность военно-прикладной физической подготовки в военно-инженерном ВУЗе // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (28 ноября 2014 г.). М.: АР-Консалт, 2014. Ч. V. С. 45-46.

УДК/UDC 37.048.45 -058.56

О. В. Игумнова O. Igumnova

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

CAREER-ORIENTED EDUCATION OF CONVICTS IN THE CORRECTIONAL FACILITY

Профориентационное воспитание осужденных, отбывающих свое наказание в исправительном учреждении (ИУ), представляет собой специально организованную психолого-педагогическую помощь осужденным, призванную активизировать профессиональное самоопределение осужденных, скорректировать систему их ценностных ориентаций, что способствует повышению эффективности процесса исправления осужденных.

Автором высказана мысль о том, что данное воспитание должно осуществляться социальным педагогом, старшим воспитателем воспитательной колонии (ВК) и начальником отряда осужденных ИУ в тесной взаимосвязи с другими службами исправительных учреждений и общественностью.

В статье предложено качественное описание механизма профессионального самоопределения, сформулированы показатели эффективности профориентационного воспитания осужденных.

Career-oriented education of the convicts serving their sentence in a correctional facility is a specially organized psychological and pedagogical help to the convicts aimed at enhancing prisoners' professional self-determination, at adjusting the system of their values. Ultimately, career-oriented education promotes the efficiency of the process of the convicts' correction.

The author suggests that the education should be carried out by social teachers, senior educators of educational colonies and the inmates' detachment chiefs of convicts in correctional facilities in close relationship with other services of correctional institutions and the general public.

The qualitative description of the mechanism of professional self-determination and the effectiveness indicators of career-oriented education of the convicts are given in this article.

Ключевые слова: профориентационное воспитание, воспитательная работа в исправительном учреждении, профессиональное само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.