Кулькова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № б (100). -С. 79-8б.
REFERENCES
1. Germanov, G N. and Zlobina, M.E. (2007), “Modular technology of creation of occupations by physical culture of pupils of preparatory group in educational institutions”, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo Universiteta; [Serija «Problemy vysshego obrazovanija»], No. 1, pp. 118-123.
2. Zlobina M.E., Germanov, G.N. (2009),“The program of physical training of pupils of the 5th classes of preparatory medical group on the basis of block and modular technology of creation of lessons of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 55, No. 9, pp.46-52.
3. Kartavceva A.I. and Evseeva, O.E. (2011), The comprehensive program of adaptive physical training of not hearing children in preschool educational institutions, Soviet sports, Moscow, Russian Federation.
4. Kulkova, I.V. (2013), “Characteristic of motive modes and choice of effective improving remedies of adaptive physical training of hard of hearing and visually impaired younger school students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.98, No. 4, pp. б2-70.
5. Kulkova, I.V. (2013), “Correlation interrelations in structure of physical readiness of hard of hearing and visually impaired younger school students”, Kul'turafizicheskaja i zdorov'e, No. 3, pp.67-70.
6. Kulkova, I.V. and Germanov, G.N. (2013), “Pedagogical control of physical readiness and morfofunktsional development of visually impaired and hard of hearing junior schoolchildren”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. б, pp. 79-8б.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.02.2014.
УДК 372.879.6
МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ЮНОШЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент,
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП),
г. Санкт-Петербург,
Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт Железнодорожных войск и военных сообщений (ВИЖДВ и ВОСО),
г. Санкт-Петербург,
Андрей Александрович Скороходов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)
Аннотация
Изучение компонентов волевой активности обусловлено тем, что, с одной стороны, недостаточно определено влияние физической культуры на прохождение адаптационного периода в высших учебных заведениях с точки зрения воздействия на волевую сферу обучающихся, с другой - наибольшее число отчислений из-за несоблюдения требований к обучающимся в высших учебных заведениях свидетельствует о недостаточном уровне сформированности произвольного поведения, основой которого являются волевые действия. Положительная динамика изменений волевых качеств прослеживается у юношей гражданских и военных вузов, но наиболее яркую картину показали результаты оценки курсантов вуза военного профиля за счет актуализации социальной значимости компонентов волевых качеств, отражающих отношение к требованиям воинской дисциплины, военно-профессиональной деятельности, характеризующих проявление волевой активности, что может быть обусловлено содержанием и прикладной направленностью занятий по физической подготовке в процессе обучения.
Ключевые слова: компоненты волевой активности; волевое усилие; инженернотехнические вузы гражданского и военного профиля; прикладная направленность; целенаправленное физическое совершенствование; адаптационный период; профессиональная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p91-97
COMPONENTS CHANGES MONITORING OF YOUNG MEN VOLITIONAL ACTIVITY AT PHYSICAL CULTURE LESSONS IN UNIVERSITIES OF DIFFERENT
PROFILE
Anna Yuryevna Lipovka, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions,
Konstantin Nikolaevich Dementyev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Railway Troops and military posts, St. Petersburg,
Andrey Aleksandrovich Skorokhodov, the post-graduate student,
St. Petersburg State Polytechnic University
Annotation
Study of volitional activity components is determined by the fact that the physical education influence on passage of the adaptation period at the universities with relation to effect on the volitional sphere has been underestimated. The largest number of expels due to non-compliance requirements to the students at higher education is evidence of the insufficient level of formation of arbitrary behavior which is the basis of volitional action. Positive dynamics of changes in the volitional qualities is observed among the students of civil and military universities, but the most vivid picture showed the results of the evaluation of the higher school of the military profile students by means of updating the social significance of the components of volitional qualities, reflecting the relevant to the requirements of the military discipline, military profession characterizing the manifestation of volitional activity, that may be due to the content and applied orientation of the education at physical training within the learning process.
Keywords: components of volitional activity, willpower, engineering and technical universities of civil and military profile, applied orientation, purposeful physical perfection, adaptation period, professional activities.
Физическая культура является основой продуктивной жизни индивида, находя отражение в эффективности освоения основ профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Как и всякая область культуры, она направлена на преобразование внутреннего мира человека, а также способствует осознанному формированию потребности в целенаправленном физическом совершенствовании. Это оказывает значимое влияние на формирование и развитие, в том числе, компонентов волевого поведения, базирующихся на стремлении к самореализации и профессиональной успешности в выбранной области деятельности [2, 5, 6].
Концепция личностно-ориентированного и вариативного обучения в физическом воспитании нашла свое отражение в содержании занятий физической культурой инженерно-технического вуза гражданского профиля и занятий физической подготовкой инженерно-технического вуза военного профиля [7].
Изучение компонентов волевой активности обусловлено тем, что, с одной стороны, недостаточно определено влияние физической культуры на прохождение адаптационного периода в высших учебных заведениях с точки зрения воздействия на волевую сферу обучающихся, с другой - наибольшее число отчислений из-за несоблюдения требований к обучающимся в высших учебных заведениях свидетельствует о недостаточном уровне сформированности произвольного поведения, основой которого являются волевые действия.
Мы исходили из определения Е. П. Ильина (2009), в котором волевые действия -«это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения» [4, C. 47]. Учитывая, что уровень проявляемого волевого усилия (волевой активности) является интегративной характеристикой, включающей в себя силу потребностей, интенсивность переживаемых эмоций, собственно волевого усилия
человека, для диагностики уровня развития волевой активности юношей мы использовали метод экспертной оценки по модифицированной методике диагностики волевых качеств Б.Н. Смирнова [4].
Оценка волевых качеств проводилась преподавателями физической культуры и физической подготовки по пятибалльной системе, где: 5 баллов - волевое качество развито очень сильно; 4 балла - сильно развито; 3 балла - слабо развито; 2 балла - очень слабо развито, 1 балл - волевое качество не присуще данному объекту.
В эксперименте приняли участие 24 курсанта Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений (ВИ ЖДВ и ВОСО) и 22 студента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ). Контрольные замеры проводились на первом курсе в сентябре и декабре 2013 года в рамках мониторинга формирования и развития волевой активности обучающихся, что позволило сравнить динамику процента прироста изменений измеряемых показателей (с применением коэффициента С. Броди) под воздействием процесса обучения в инженернотехническом высшем учебном заведении военного и гражданского профиля.
В число основных оцениваемых волевых качеств, лежащих в основе проявления волевой активности на занятиях по физической культуре и физической подготовке, нами были выделены: целеустремленность; настойчивость и упорство; решительность и смелость; выдержка и самообладание; самостоятельность и активность.
Целеустремленность оценивалась через проявление таких волевых умений как: способность ставить ясные цели и задачи, планомерное осуществление деятельности и подчинение себя достижению поставленной цели. Ориентируясь на экспертные оценки волевой активности при сравнении динамики прироста изменений, можно отметить, что у курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО наибольшие изменения за три месяца обучения произошли в способности подчинять себя достижению поставленной цели - 31% прироста, тогда как у студентов СПбГПУ более выражена динамика компонента, отражающего способность планомерно осуществлять деятельность - 17% прироста (табл. 1).
Таблица 1
Динамика прироста изменений целеустремленности _________по результатам экспертной оценки__________________________
ВИ ЖДВ и ВОСО СПбГПУ
Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%) Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%)
Целеустремленность 3,5 4,5 25 2,3 2,6 12
Умения Ставить ясные цели и задачи 3,2 4,1 24 2,8 3,1 10
Планомерно осуществлять деятельность 3,8 4,6 19 2,2 2,6 17
Подчинять себя достижению поставленной цели 3,5 4,8 31 1,9 2,2 15
При этом курсанты при первом контрольном замере из трех компонентов целеустремленности демонстрировали более высокий показатель именно по способности планомерно осуществлять свою деятельность, тогда как у студентов доминировало умение ставить ясные цели и задачи.
Можно предположить, что период адаптации к обучению в инженернотехническом высшем учебном заведении гражданского профиля делает более востребованным наличие умения видеть ясную перспективу профессионального становления на 3-4 года вперед, способность планировать свои действия в соответствии с этапами и регламентом обучения. В то время как в военном вузе инженерно-технического профиля, в нашем случае ВИ ЖДВ и ВОСО, в период адаптации актуализируется необходимость планомерного осуществления деятельности, что обусловлено строгой регламентацией
условий обучения (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня, несение служебных обязанностей и т.п.). В оценку настойчивости и упорства были включены умения действительно добиваться намеченной цели, превозмогать тягостные состояния и продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности.
Анализируя динамику прироста изменений данного показателя у курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО мы отметили, что наибольшие изменения произошли в умении продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности - 53% прироста показателя, то есть курсанты в ходе занятий стали мобилизовываться при неудаче в выполнении упражнений, стремиться к увеличению длительности и количества занятий, активно бороться за достижение поставленной в ходе занятия цели. У студентов СПбГПУ стало более выраженным умение превозмогать тягостные состояния - 17% прироста, а именно -юноши при развитии чувства усталости проявляли терпение и продолжали занятие не снижая интенсивности, находясь в неблагоприятном состоянии (боль, усталость, плохое настроение и др.), заставляли себя выполнять упражнения и команды преподавателя, повторяли однообразные, скучные, но нужные упражнения терпеливо и длительно (табл. 2).
Таблица 2
Динамика прироста изменений настойчивости и упорства ____________по результатам экспертной оценки___________________________
ВИ ЖДВ и ВОСО СПбГПУ
Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%) Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%)
Настойчивость и упорство 2,9 4,7 47 1,4 1,8 25
Умения Добиваться намеченной цели 3,1 4,6 38 1,6 2,0 22
Превозмогать тягостные состояния 2,8 4,7 51 1,4 1,9 30
Продолжать деятельность, несмотря на сложности 2,8 4,8 53 1,1 1,4 24
В целом же, показатель настойчивости и упорства изменился на 47% у курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО и на 25% у студентов СПбГПУ.
Решительность и смелость оценивалась через проявление умения своевременно принимать ответственные решения и безотказно их выполнять, способность подавлять чувство страха. Прирост изменений данного компонента у курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО составил 33% прироста за три месяца, тогда как у студентов СПбГПУ всего 22%. При этом у курсантов из трех компонентов больше изменилась способность безотказно выполнять принятые решения - 53% прироста, а у студентов, соответственно, умение своевременно принимать ответственные решения - 52% прироста (табл.3).
Таблица 3
Динамика прироста изменений проявления решительности и смелости
по результатам экспертной оценки
ВИ ЖДВ и ВОСО СПбГПУ
Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%) Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%)
Решительность и смелость 3,3 4,6 33 2,0 2,5 22
Умения Своевременно принимать решения 3,3 4,1 22 1,4 2,4 52
Подавлять чувство страха 3,8 4,8 23 2,6 2,8 7
Безотказно выполнять принятые решения 2,8 4,8 53 2,0 2,2 9
Выдержка и самообладание оценивалась через проявление таких волевых умений как: способность управлять своими действиями, владеть своими чувствами, сохранять ясность мысли, не смотря на действие сбивающих факторов.
Изменение данного компонента (выдержка и самообладание) по коэффициенту С. Броди составило у курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО 35% прироста (с 3,2 балла до 4,6 балла), у студентов СПбГПУ такой компонент, как выдержка и самообладание, показал 14% прироста (с 2,7 балла до 3,1 балла). В обеих группах испытуемых наибольшая положительная динамика отмечена в изменении умения владеть своими эмоциями (45% - курсанты ВИ ЖДВ и ВОСО, 20% - студенты СПбГПУ), а именно - возросла способность управлять своим эмоциональным состоянием: в состоянии апатии, растерянности, страха испытуемые научились повышать эмоциональный тонус; при излишнем волнении, преувеличенном представлении об ответственности, боли - понижать эмоциональное возбуждение; в случае неудачи при выполнении упражнений - не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других негативных переживаний (табл. 4).
Таблица 4
Динамика прироста изменений проявления выдержки и самообладания
по результатам экспертной оценки
ВИ ЖДВ и ВОСО СПбГПУ
Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%) Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%)
Выдержка и самообладание 3,2 4,6 35 2,7 3,1 14
Умения Сохранять ясность мысли 3,5 4,4 23 2,9 3,1 6
Владеть своими чувствами 2,9 4,6 45 2,3 2,8 20
Управлять своими действиями 3,2 4,7 38 2,8 3,4 19
В оценку самостоятельности и инициативности входили умение проявлять независимость в решениях и действиях, личный почин и новаторство, находчивость и сообразительность. Умение проявлять независимость в решениях и действиях, включающее в себя критическое отношение к советам и действиям авторитетных сокурсников, отказ от подражания им, способность самостоятельно готовиться к занятиям и выполнять анализ собственной успешности в овладении двигательными умениями и навыками, более востребовано и развито у студентов СПбГПУ (исходя из динамики показателя: в сентябре 2,6 балла, в декабре - 3,5 балла, что составляет 29% прироста). У курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО наибольшее значение коэффициента (82% прироста - с 1,2 балла до 2,9 балла) показал компонент, характеризующий способность легко приспосабливаться к неожиданным изменениям привычных условий занятий, умение быстро раскрывать тактические «хитрости» соперника и противопоставлять им свои нестандартные действия (при отработке приемов рукопашного боя), способность оперативно исправлять ошибки и неточности в исполнении упражнений (табл. 5).
Таблица 5
Динамика прироста изменений проявления самостоятельности и инициативности
по результатам экспертной оценки
ВИ ЖДВ и ВОСО СПбГПУ
Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%) Сентябрь (баллы) Декабрь (баллы) Коэф. Броди (%)
Самостоятельность и инициативность 1,3 2,0 47 2,6 3,3 24
Умения Проявлять независимость в решениях и действиях 1,9 2,1 15 2,6 3,5 29
Проявлять личный почин и новаторство 0,8 1,1 31 2,1 2,4 13
Проявлять находчивость и сообразительность 1,2 2,9 82 3,1 3,9 23
Распределение показателей максимального прироста, с нашей точки зрения, напрямую обусловлено спецификой обучения в выбранном вузе. Так, в ВИ ЖДВ и ВОСО от юношей в первую очередь требуется четко соблюдать воинскую дисциплину в процессе обучения в силу специфики военно-профессиональной деятельности, в то время как для студентов СПбГПУ на первом месте стоят задачи самоорганизации своей деятельности, обусловленные ее особенностями в данной профессиональной области. Это согласуется с данными, изложенными ранее в [1, 3].
Обобщая вышеизложенное, мы получили два профиля, характеризующих количественное развитие компонентов волевых качеств испытуемых и динамику их изменений под влиянием обучения в выбранном вузе.
Положительная динамика изменений волевых качеств прослеживается у юношей обоих вузов, но наиболее яркую картину показали результаты оценки курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО за счет актуализации социальной значимости компонентов волевых качеств, отражающих отношение к требованиям воинской дисциплины, военнопрофессиональной деятельности, характеризующих проявление волевой активности, что может быть обусловлено содержанием и прикладной направленностью занятий по физической подготовке в процессе обучения.
Таким образом, полученные результаты показывают, что в условиях вузовского обучения в адаптационный период происходит актуализация волевых качеств, лежащих в основе проявления волевой активности занимающихся, востребованных в выбранной профессиональной деятельности, через активное привлечение обучающихся к занятиям физическими упражнениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности / АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1982. - С. 92-98.
2. Агафонов, Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях / Т.И. Агафонов // Вопросы психологии. - 1956. - № 5. - С. 28-37.
3. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. -СПб. : Питер, 2006. - 208 с.
4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 324 с.
5. Лутченко, Н.Г. Физическая культура как фактор реализации индивидуального подхода к здоровому образу жизни / Н.Г. Лутченко, В.С. Денисов // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - С. 152-157.
6. Пономарев, Г.Н. Новые подходы и направления развития образовательной системы в области физической культуры / Г. Н. Пономарев // Теория и практика образования в области физической культуры : сборник научно-методических работ / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб., 2001. - С. 8-16.
7. Татаринов, Б.Н. Организационно-методические основы физического воспитания студентов вузов по их физкультурно-спортивным интересам (на примере общеобразовательного вуза) / Б.Н. Татаринов, Г.Ф. Власов // VI Межуниверситетская научно-методическая конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» : материалы междунар. конференции. Часть 2 / Московский гос. ун-т. - М., 2000. - С. 4244.
REFERENCES
1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (1982), “Personality mechanisms by regulation of activity”, Problems of personal psychology, Institute of psychology, Moscow, pp. 92-98.
2. Agafonov, T.I. (1956), “About strong-willed displays of the person in complicated conditions”, Questions of psychology, No. 5, pp. 28-37.
3. Ivannikov, V.A. (2006), Psychological mechanisms of strong-willed regulation, publishing house “Peter”, St. Petersburg.
4. Ilyin E.P. (2009), Psychology of will, publishing house “Peter”, St. Petersburg.
5. Lutchenko, N.G. and Denisov, V.S. (2010), “Physical culture as the factor of realization of individual approach to healthy way of life”, the Modern condition problem of preparation by experts of physical culture and prospects of development: the Coll. of results of interhigh school scient.-pract. conf, publishing house “Herzen University”, St. Petersburg, pp. 152-157.
6. Ponomaryov, G.N. (2001), “New approaches and directions by development of educational system in the area of physical culture”, the Theory and practice of education in the area of physical culture: the Collection of scientifically-methodical works, publishing house “Herzen University”, St. Petersburg, pp. 8-16.
7. Tatarinov, B.N. and Vlasov, G.F. (2000), “Organizational and methodical basis's of physical culture students's of high schools on their physically-sports interests (as example of general educational high school,)", VI Interuniversity scientifically-methodical conference "Organization and a technique of educational process, physical-improving and sport's work" : the Coll. of intern. conference, Part 2, publishing house of the Moscow State University, Moscow, pp. 42-44.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.02.2014.
УДК 504.61:351.78:614.8 ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Татьяна Андреевна Марченко, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Борисовна Мельницкая, доктор психологических наук, профессор, Всероссийский научноисследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУВНИИГОЧС (ФЦ)), Москва; Алексей Викторович Хавыло, старший преподаватель, Лада Владимировна Крикунова, ассистент, Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Обнинск, Татьяна Васильевна Белых, научный сотрудник, Центральный институт повышения квалификации Госкорпорации «Росатом» (НОУ ДПО «ЦИПКРосатома»), Обнинск
Аннотация
Статья посвящена анализу гендерных особенностей проявления социальнопсихологических проблем населения, проживающего на радиоактивно загрязнённых территориях (РЗТ). Исследование проводилось на РЗТ Брянской, Орловской и Калужской областей России. Объём выборки составил 504 человека в возрасте 16^78 лет. Использовалась методика исследования социально-психологических проблем населения радиоактивно загрязненных территорий (MRSPP). Полученные результаты позволяют скорректировать методы работы с населением РЗТ России с учетом гендерных особенностей контингента.
Ключевые слова: радиационный фактор, стресс факторы жизнедеятельности, восприятие информации о риске радиационного воздействия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p97-103 GENDER FEATURES OF MANIFESTATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF THE POPULATION LIVING IN THE RADIOACTIVE POLLUTED
TERRITORIES
Tatyana Andreevna Marchenko, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Borisovna
Melnitskaya, the doctor of psychological sciences, professor, The All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergency Situations (The Federal Center Of Science and High Technologies), Moscow; Alexey Viktorovich Havylo, the senior teacher, Lada Vladimirovna Krikunova, the assistant, Obninsk Institute of Nuclear Power of National Research