УДК 159.9.07:37.047
https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.14
Гусева Ирина Владимировна
соискатель Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме выбора профессии студентами и влияния на этот процесс волевой организации личности. Приведены результаты тестирования студентов первого и четвертого курсов, направленного на определение степени развитости у них волевых качеств личности и их влияния на процесс выбора профессии. Отдельно исследованы волевые качества по критерию значимости их для студентов, установлены взаимосвязи волевых качеств. Предложена интерпретация результатов исследования исходя из степени проявления волевых качеств у студентов, определившихся с выбором профессии, и студентов, еще не совершивших профессиональный выбор. Сделан вывод об активном развитии воли и волевых качеств личности именно в студенческом возрасте, что связано с освоением новой по содержанию и организации учебной деятельности и необходимостью совершения профессионального выбора.
Ключевые слова:
выбор профессии, волевые качества, настойчивость, терпение, сила воли, волевая организация личности, самореализация.
Guseva Irina Vladimirovna
PhD applicant, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
THE INFLUENCE OF VOLITIONAL ORGANIZATION OF PERSONALITY ON THE SUCCESSFUL CAREER CHOICE BY STUDENTS
Summary:
The article deals with the problem of career choice by students and the impact of volitional organization of personality on this process. The paper provides the test results for first-year and fourth-year students aimed at determining the development of volitional powers and their impact on the process of choosing a career. Besides, the author investigates strong-willed qualities according to their significance to students and identifies a correlation between different types of volitional powers. The article interprets the study results based on the intensity of volitional powers of the students who have already chosen a career and the trainees who have not made their professional decision. It is concluded that willpower and strong-willed qualities are highly developed at the student's age. It is associated with mastering new training activities and the necessity to choose a career.
Keywords:
career choice, volitional powers, perseverance, pa-tience, willpower, volitional organization of personality, self-fulfillment.
Профессиональное самоопределение является важным этапом в жизни молодых людей, поскольку от этого выбора зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью. По мнению Л.И. Божович, потребность в профессиональном самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития студентов, а самоопределение выступает вторым мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру [1]. Н.Н. Гавриленко отмечает, что процесс профессионального самоопределения влияет на развитие самосознания старшеклассника, являясь продуктом самосознания.
С нашей точки зрения, особенности волевой организации личности взаимосвязаны с успешностью выбора профессии. Наличие этого факта подтверждается рядом теоретических работ по проблеме происхождения и формирования волевого действия, структуры волевого акта (Д.Д. Барабанов [2], Л.М. Веккер, В.А. Иванников, Е.П. Ильин [3], Д.А. Леонтьев, И.П. Павлов, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, Г.Л. Тульчинский, Ш.Н. Чхартишвили и др.).
Интерес к изучению влияния воли на эффективность выбора профессии обусловлен пониманием феноменов воли и выбора. С одной стороны, многие авторы рассматривают волю как выбор. Так, например, по мнению Г.И. Челпанова, воля - это выбор одного из нескольких побуждений. Л.С. Выготский видел в выборе саму суть волевого акта [4]. С другой стороны, практически все психологи отмечают, что выбор невозможно осуществить без наличия воли [5].
Волевой фактор включает в себя совокупность личностных качеств, которые определяют стратегию поведения личности при выборе цели и принятии решения в ситуации выбора профессии (Л.И. Анцыферова, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов [6], И.И. Кобзарева, Е.В. Волобуева [7], А.А. Кроник, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников [8] и др.).
Среди российских психологов нет единого мнения о точном количестве волевых качеств. А.Ц. Пуни выделяет около 30, С.А. Петухов - 34, В.А. Иванников - более 20 качеств.
С.Л. Рубинштейн, М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, А.И. Высоцкий, А.Г. Маклаков и др. выделяют следующие волевые качества личности:
- целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям;
- настойчивость - умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
- выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
- решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
- инициативность - умение работать творчески, действуя по собственной инициативе;
- самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, способность критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
- организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;
- дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
- смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;
- исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей [9].
В процессе выбора перечисленные свойства проявляются особенно ярко. Выбор тесно связан с реализацией принятого решения, а потому предполагает ответственность личности за свои поступки. Человек с развитой волей должен осознавать, что он делает, и нести ответственность за свои действия (А.Н. Дорогова, Л.Ф. Корецкая, К.А. Новиков, А.Ф. Пахотный, Б.В. Сафронов и др.). Ответственность выступает одной из форм связи личности и общества, предполагает волевую целеустремленность [10].
Цель исследования - изучить влияние особенностей волевой организации личности на успешность выбора профессии.
Экспериментальной базой исследования выступил Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В исследовании приняли участие студенты 1-х и 4-х курсов указанного вуза в количестве 53 человека (21 студент 1-го курса и 32 - 4-го). Студентам предлагались анкета (автор - И.И. Бринько), направленная на выявление компонентов, составляющих деятельность по выбору профессии, опросник для самооценки терпеливости и настойчивости (Е.П. Ильин и Е.К. Фещенко), тест на определение силы воли (Е.И. Рогов). Также студентами было произведено ранжирование собственно волевых качеств. В ходе исследования был определен коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
При проведении анкетирования участникам предлагалось внимательно прочитать вопросы и по возможности подробно ответить на каждый из них.
Ответы на вопрос анкеты: «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?» - позволили определить сформированность профессиональных приоритетов респондентов. По результатам ответов на представленный вопрос студенты были разделены на три группы: студенты, выбравшие профессию (ВП), не определившиеся с выбором профессии (НОП), не выбравшие профессию (НП).
Данные анкетирования студентов 1-го курса показывают, что определились с выбором профессии 72 % студентов, не определившихся с выбором профессии нет, 28 % студентов 1-го курса еще не выбрали свою профессию.
Рассматривая ответы на вопрос о выборе профессии студентами 4-го курса, можно отметить, что 46 % опрошенных сделали свой выбор, большое количество студентов (28 %) далеки от реального осуществления выбора профессии, тогда как 26 % студентов совершенно не определились с профессиональными планами. Этот факт вызывает тревогу, особенно учитывая близость итоговых государственных экзаменов и скорое окончание обучения в вузе.
Анализируя умения студентов, необходимые в процессе выбора профессии, можно сказать, что эти умения, как и умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения, не у всех студентов сформированы в достаточной степени. В исследовании также изучалась степень развития волевых качеств студентов на примере настойчивости, терпения и силы воли.
Результаты тестирования выглядят следующим образом.
У студентов 1-го курса, осуществивших выбор профессии (группа ВП), такие качества, как терпение и сила воли, развиты на среднем уровне: 66 и 67 %. В группе студентов, не выбравших
профессию (НП), указанные качества развиты средне (терпение - 84 %, сила воли - 83 %). Настойчивость в двух группах имеет высокие показатели развития (ВП - 60 %, НП - 84 %).
Результаты тестирования студентов 4-го курса распределились следующим образом. Настойчивость наиболее развита у группы студентов НОП - 62,5 %, уровень развития терпения у студентов всех трех групп определяется как средний. Наиболее высокие показатели развития терпения продемонстрировали студенты НОП - 87,5 %, силы воли - НП (100 %).
Для дополнительного обоснования достоверности проведенных диагностических обследований был использован метод рангового распределения собственно волевых качеств личности. Студенты осуществили ранговое распределение качеств согласно своим представлениям о их расположенности в структуре своей личности по степени их значимости.
Респондентам было предложено расположить 10 качеств в порядке от 1 до 10, присваивая 1-й ранг наиболее ценному и необходимому качеству и далее в порядке уменьшения их значимости. Взяв наиболее характерное распределение качеств по рангам, мы получили следующие ряды ранжированных качеств, которые представлены в таблицах 1 и 2. Исходя из того что в группе студентов 1-го курса не определившихся с профессией не оказалось, для исследования были взяты результаты ранжирования волевых качеств у студентов, выбравших и не выбравших профессию.
Таблица 1 - Результаты распределения ранжированных собственно волевых качеств личности начального диагностического среза группы ВП_
Качества, предложенные для ранжирования Ряды ранжированных качеств Разность рангов й й2
1-й курс 4-й курс
целеустремленность 1 1 0 0
настойчивость 5 8 -3 9
выдержка 2 3 -1 1
решительность 7 7 0 0
инициативность 2 3 -1 1
самостоятельность 3 3 0 0
организованность 1 4 -3 9
дисциплинированность 7 10 -3 9
смелость 9 6 3 9
исполнительность 10 9 1 1
сумма - - - = 39
Таблица 2 - Результаты распределения ранжированных собственно волевых качеств личности начального диагностического среза группы НП_
Качества, предложенные для ранжирования Ряды ранжированных качеств Разность рангов й й2
1-й курс 4-й курс
целеустремленность 3 7 -4 16
настойчивость 5 5 0 0
выдержка 5 5 0 0
решительность 6 6 0 0
инициативность 7 1 6 36
самостоятельность 7 6 1 1
организованность 9 3 6 36
дисциплинированность 9 8 1 1
смелость 8 8 0 0
исполнительность 10 10 0 0
Сумма - - - = 90
Сопоставление двух рядов ранжированных качеств позволяет установить наличие или отсутствие связи между ними. Для определения статистической связи, корреляции между экспериментальными показателями был применен метод вторичной математической обработки -корреляционный анализ, в частности расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена - Гэ.
Коэффициент корреляции Гэ по результатам ранжирования собственно волевых качеств студентами, выбравшими профессию, равен 0,81, что свидетельствует о сильной корреляции.
Коэффициент корреляции Гэ по результатам ранжирования собственно волевых качеств студентами, не выбравшими профессию, равен -0,23, что говорит о очень слабой взаимосвязи.
Уровень статистической значимости определяем по таблице критических значений коэффициентов ранговой корреляции Спирмена: при п = 10 р < 0,05 -0,64 и р < 0,01 -0,79.
Исходя из табличных значений видим, что абсолютное значение полученного результата в группе студентов ВП находится выше максимального порога статистической значимости. Это значит, что коэффициент корреляции статистически значим в группе студентов, выбравших профессию. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.
Предположения о том, что особенности волевой организации личности взаимосвязаны с успешностью выбора профессии, подтвердились и доказаны с помощью методов математической статистики.
У группы студентов ВП 1-го и 4-го курса на первых местах стоят такие качества, как целеустремленность, инициативность, выдержка и самостоятельность; НП - инициативность, настойчивость, организованность и выдержка. Соответственно, можно предположить, что волевые качества студентов влияют на выбор профессии и делают процесс самоопределения более рациональным и безболезненным.
Таким образом, есть основания полагать, что именно в студенческом возрасте происходит активное развитие воли и волевых качеств личности. С одной стороны, это связано с освоением новой по содержанию и организации учебной деятельности. Именно в этой деятельности личность сталкивается с задачами, которые предъявляют все новые требования к волевой регуляции. С другой стороны, именно в студенческом возрасте приходится решать задачи, направленные на профессиональное самоопределение, выбор профессии, для успешного решения которых также необходима развитая волевая организация личности.
Ссылки:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 398 с.
2. Барабанов Д.Д. Развитие волевой регуляции студентов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 188 с.
3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2011. 364 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. М., 1982. 222 с.
5. Галеева Р.Р., Бисерова Г.К. Проблема выбора профессии студентами [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12424.pdf (дата обращения: 23.08.2017).
6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. 56 с.
7. Кобзарева И.И., Волобуева Е.В. Проблема выбора будущей профессии в контексте современного профильного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 268-270.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. ; Воронеж, 1996. 256 с.
9. Ильин Е.П. Указ. соч.
10. 'Willpower' over the Life Span: Decomposing Self-Regulation / W. Mischel, O. Ayduk, M.G. Berman, B.J. Casey, I.H. Gotlib, J. Jonides, et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2011. Vol. 6, iss. 2. P. 252-256. https://doi.org/10.1093/scan/nsq081.
References:
Barabanov, DD 2015, Development of strong-willed regulation of students, PhD thesis, Moscow, 188 p., (in Russian). Bozhovich, LI 2008, Personality and its formation in childhood, St. Petersburg, 398 p., (in Russian). Galeeva, RR & Biserova, GK 2015, 'The problem of choosing a career by students', Mezhdunarodnyy studencheskiy nauch-nyy vestnik, viewed 23 August 2017, <https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12424.pdf>, (in Russian). Ilyin, EP 2011, The psychology of will, St. Petersburg, 364 p., (in Russian). Klimov, EA 1993, A developing person in the professional world, Obninsk, 56 p., (in Russian).
Kobzareva, II & Volobueva, EV 2016, 'The problem of choosing a career in the context of modern specialized training', Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, no. 2 (57), pp. 268-270, (in Russian).
Mischel, W, Ayduk, O, Berman, MG, Casey, BJ, Gotlib, IH & Jonides, J (et al.) 2011, ''Willpower' over the Life Span: Decomposing Self-Regulation', Social Cognitive and Affective Neuroscience, vol. 6, iss. 2, pp. 252-256. https://doi.org/10.1093/scan/nsq081.
Pryazhnikov, NS 1996, Professional and personal self-determination, Moscow, Voronezh, 256 p., (in Russian). Vygotsky, LS 1982, Collected works, in 6 vols., Moscow, 222 p., (in Russian).