Научная статья на тему 'Влияние волевой организации личности на успешность выбора профессии студентами'

Влияние волевой организации личности на успешность выбора профессии студентами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1386
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / НАСТОЙЧИВОСТЬ / ТЕРПЕНИЕ / СИЛА ВОЛИ / ВОЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / CAREER CHOICE / VOLITIONAL POWERS / PERSEVERANCE / PATIENCE / WILLPOWER / VOLITIONAL ORGANIZATION OF PERSONALITY / SELF-FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Ирина Владимировна

Статья посвящена проблеме выбора профессии студентами и влияния на этот процесс волевой организации личности. Приведены результаты тестирования студентов первого и четвертого курсов, направленного на определение степени развитости у них волевых качеств личности и их влияния на процесс выбора профессии. Отдельно исследованы волевые качества по критерию значимости их для студентов, установлены взаимосвязи волевых качеств. Предложена интерпретация результатов исследования исходя из степени проявления волевых качеств у студентов, определившихся с выбором профессии, и студентов, еще не совершивших профессиональный выбор. Сделан вывод об активном развитии воли и волевых качеств личности именно в студенческом возрасте, что связано с освоением новой по содержанию и организации учебной деятельности и необходимостью совершения профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of volitional organization of personality on the successful career choice by students

The article deals with the problem of career choice by students and the impact of volitional organization of personality on this process. The paper provides the test results for first-year and fourth-year students aimed at determining the development of volitional powers and their impact on the process of choosing a career. Besides, the author investigates strong-willed qualities according to their significance to students and identifies a correlation between different types of volitional powers. The article interprets the study results based on the intensity of volitional powers of the students who have already chosen a career and the trainees who have not made their professional decision. It is concluded that willpower and strong-willed qualities are highly developed at the student's age. It is associated with mastering new training activities and the necessity to choose a career.

Текст научной работы на тему «Влияние волевой организации личности на успешность выбора профессии студентами»

УДК 159.9.07:37.047

https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.14

Гусева Ирина Владимировна

соискатель Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме выбора профессии студентами и влияния на этот процесс волевой организации личности. Приведены результаты тестирования студентов первого и четвертого курсов, направленного на определение степени развитости у них волевых качеств личности и их влияния на процесс выбора профессии. Отдельно исследованы волевые качества по критерию значимости их для студентов, установлены взаимосвязи волевых качеств. Предложена интерпретация результатов исследования исходя из степени проявления волевых качеств у студентов, определившихся с выбором профессии, и студентов, еще не совершивших профессиональный выбор. Сделан вывод об активном развитии воли и волевых качеств личности именно в студенческом возрасте, что связано с освоением новой по содержанию и организации учебной деятельности и необходимостью совершения профессионального выбора.

Ключевые слова:

выбор профессии, волевые качества, настойчивость, терпение, сила воли, волевая организация личности, самореализация.

Guseva Irina Vladimirovna

PhD applicant, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE INFLUENCE OF VOLITIONAL ORGANIZATION OF PERSONALITY ON THE SUCCESSFUL CAREER CHOICE BY STUDENTS

Summary:

The article deals with the problem of career choice by students and the impact of volitional organization of personality on this process. The paper provides the test results for first-year and fourth-year students aimed at determining the development of volitional powers and their impact on the process of choosing a career. Besides, the author investigates strong-willed qualities according to their significance to students and identifies a correlation between different types of volitional powers. The article interprets the study results based on the intensity of volitional powers of the students who have already chosen a career and the trainees who have not made their professional decision. It is concluded that willpower and strong-willed qualities are highly developed at the student's age. It is associated with mastering new training activities and the necessity to choose a career.

Keywords:

career choice, volitional powers, perseverance, pa-tience, willpower, volitional organization of personality, self-fulfillment.

Профессиональное самоопределение является важным этапом в жизни молодых людей, поскольку от этого выбора зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью. По мнению Л.И. Божович, потребность в профессиональном самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития студентов, а самоопределение выступает вторым мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру [1]. Н.Н. Гавриленко отмечает, что процесс профессионального самоопределения влияет на развитие самосознания старшеклассника, являясь продуктом самосознания.

С нашей точки зрения, особенности волевой организации личности взаимосвязаны с успешностью выбора профессии. Наличие этого факта подтверждается рядом теоретических работ по проблеме происхождения и формирования волевого действия, структуры волевого акта (Д.Д. Барабанов [2], Л.М. Веккер, В.А. Иванников, Е.П. Ильин [3], Д.А. Леонтьев, И.П. Павлов, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, Г.Л. Тульчинский, Ш.Н. Чхартишвили и др.).

Интерес к изучению влияния воли на эффективность выбора профессии обусловлен пониманием феноменов воли и выбора. С одной стороны, многие авторы рассматривают волю как выбор. Так, например, по мнению Г.И. Челпанова, воля - это выбор одного из нескольких побуждений. Л.С. Выготский видел в выборе саму суть волевого акта [4]. С другой стороны, практически все психологи отмечают, что выбор невозможно осуществить без наличия воли [5].

Волевой фактор включает в себя совокупность личностных качеств, которые определяют стратегию поведения личности при выборе цели и принятии решения в ситуации выбора профессии (Л.И. Анцыферова, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов [6], И.И. Кобзарева, Е.В. Волобуева [7], А.А. Кроник, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников [8] и др.).

Среди российских психологов нет единого мнения о точном количестве волевых качеств. А.Ц. Пуни выделяет около 30, С.А. Петухов - 34, В.А. Иванников - более 20 качеств.

С.Л. Рубинштейн, М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, А.И. Высоцкий, А.Г. Маклаков и др. выделяют следующие волевые качества личности:

- целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям;

- настойчивость - умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

- выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

- решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

- инициативность - умение работать творчески, действуя по собственной инициативе;

- самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, способность критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

- организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

- дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

- смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

- исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей [9].

В процессе выбора перечисленные свойства проявляются особенно ярко. Выбор тесно связан с реализацией принятого решения, а потому предполагает ответственность личности за свои поступки. Человек с развитой волей должен осознавать, что он делает, и нести ответственность за свои действия (А.Н. Дорогова, Л.Ф. Корецкая, К.А. Новиков, А.Ф. Пахотный, Б.В. Сафронов и др.). Ответственность выступает одной из форм связи личности и общества, предполагает волевую целеустремленность [10].

Цель исследования - изучить влияние особенностей волевой организации личности на успешность выбора профессии.

Экспериментальной базой исследования выступил Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В исследовании приняли участие студенты 1-х и 4-х курсов указанного вуза в количестве 53 человека (21 студент 1-го курса и 32 - 4-го). Студентам предлагались анкета (автор - И.И. Бринько), направленная на выявление компонентов, составляющих деятельность по выбору профессии, опросник для самооценки терпеливости и настойчивости (Е.П. Ильин и Е.К. Фещенко), тест на определение силы воли (Е.И. Рогов). Также студентами было произведено ранжирование собственно волевых качеств. В ходе исследования был определен коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

При проведении анкетирования участникам предлагалось внимательно прочитать вопросы и по возможности подробно ответить на каждый из них.

Ответы на вопрос анкеты: «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?» - позволили определить сформированность профессиональных приоритетов респондентов. По результатам ответов на представленный вопрос студенты были разделены на три группы: студенты, выбравшие профессию (ВП), не определившиеся с выбором профессии (НОП), не выбравшие профессию (НП).

Данные анкетирования студентов 1-го курса показывают, что определились с выбором профессии 72 % студентов, не определившихся с выбором профессии нет, 28 % студентов 1-го курса еще не выбрали свою профессию.

Рассматривая ответы на вопрос о выборе профессии студентами 4-го курса, можно отметить, что 46 % опрошенных сделали свой выбор, большое количество студентов (28 %) далеки от реального осуществления выбора профессии, тогда как 26 % студентов совершенно не определились с профессиональными планами. Этот факт вызывает тревогу, особенно учитывая близость итоговых государственных экзаменов и скорое окончание обучения в вузе.

Анализируя умения студентов, необходимые в процессе выбора профессии, можно сказать, что эти умения, как и умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения, не у всех студентов сформированы в достаточной степени. В исследовании также изучалась степень развития волевых качеств студентов на примере настойчивости, терпения и силы воли.

Результаты тестирования выглядят следующим образом.

У студентов 1-го курса, осуществивших выбор профессии (группа ВП), такие качества, как терпение и сила воли, развиты на среднем уровне: 66 и 67 %. В группе студентов, не выбравших

профессию (НП), указанные качества развиты средне (терпение - 84 %, сила воли - 83 %). Настойчивость в двух группах имеет высокие показатели развития (ВП - 60 %, НП - 84 %).

Результаты тестирования студентов 4-го курса распределились следующим образом. Настойчивость наиболее развита у группы студентов НОП - 62,5 %, уровень развития терпения у студентов всех трех групп определяется как средний. Наиболее высокие показатели развития терпения продемонстрировали студенты НОП - 87,5 %, силы воли - НП (100 %).

Для дополнительного обоснования достоверности проведенных диагностических обследований был использован метод рангового распределения собственно волевых качеств личности. Студенты осуществили ранговое распределение качеств согласно своим представлениям о их расположенности в структуре своей личности по степени их значимости.

Респондентам было предложено расположить 10 качеств в порядке от 1 до 10, присваивая 1-й ранг наиболее ценному и необходимому качеству и далее в порядке уменьшения их значимости. Взяв наиболее характерное распределение качеств по рангам, мы получили следующие ряды ранжированных качеств, которые представлены в таблицах 1 и 2. Исходя из того что в группе студентов 1-го курса не определившихся с профессией не оказалось, для исследования были взяты результаты ранжирования волевых качеств у студентов, выбравших и не выбравших профессию.

Таблица 1 - Результаты распределения ранжированных собственно волевых качеств личности начального диагностического среза группы ВП_

Качества, предложенные для ранжирования Ряды ранжированных качеств Разность рангов й й2

1-й курс 4-й курс

целеустремленность 1 1 0 0

настойчивость 5 8 -3 9

выдержка 2 3 -1 1

решительность 7 7 0 0

инициативность 2 3 -1 1

самостоятельность 3 3 0 0

организованность 1 4 -3 9

дисциплинированность 7 10 -3 9

смелость 9 6 3 9

исполнительность 10 9 1 1

сумма - - - = 39

Таблица 2 - Результаты распределения ранжированных собственно волевых качеств личности начального диагностического среза группы НП_

Качества, предложенные для ранжирования Ряды ранжированных качеств Разность рангов й й2

1-й курс 4-й курс

целеустремленность 3 7 -4 16

настойчивость 5 5 0 0

выдержка 5 5 0 0

решительность 6 6 0 0

инициативность 7 1 6 36

самостоятельность 7 6 1 1

организованность 9 3 6 36

дисциплинированность 9 8 1 1

смелость 8 8 0 0

исполнительность 10 10 0 0

Сумма - - - = 90

Сопоставление двух рядов ранжированных качеств позволяет установить наличие или отсутствие связи между ними. Для определения статистической связи, корреляции между экспериментальными показателями был применен метод вторичной математической обработки -корреляционный анализ, в частности расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена - Гэ.

Коэффициент корреляции Гэ по результатам ранжирования собственно волевых качеств студентами, выбравшими профессию, равен 0,81, что свидетельствует о сильной корреляции.

Коэффициент корреляции Гэ по результатам ранжирования собственно волевых качеств студентами, не выбравшими профессию, равен -0,23, что говорит о очень слабой взаимосвязи.

Уровень статистической значимости определяем по таблице критических значений коэффициентов ранговой корреляции Спирмена: при п = 10 р < 0,05 -0,64 и р < 0,01 -0,79.

Исходя из табличных значений видим, что абсолютное значение полученного результата в группе студентов ВП находится выше максимального порога статистической значимости. Это значит, что коэффициент корреляции статистически значим в группе студентов, выбравших профессию. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.

Предположения о том, что особенности волевой организации личности взаимосвязаны с успешностью выбора профессии, подтвердились и доказаны с помощью методов математической статистики.

У группы студентов ВП 1-го и 4-го курса на первых местах стоят такие качества, как целеустремленность, инициативность, выдержка и самостоятельность; НП - инициативность, настойчивость, организованность и выдержка. Соответственно, можно предположить, что волевые качества студентов влияют на выбор профессии и делают процесс самоопределения более рациональным и безболезненным.

Таким образом, есть основания полагать, что именно в студенческом возрасте происходит активное развитие воли и волевых качеств личности. С одной стороны, это связано с освоением новой по содержанию и организации учебной деятельности. Именно в этой деятельности личность сталкивается с задачами, которые предъявляют все новые требования к волевой регуляции. С другой стороны, именно в студенческом возрасте приходится решать задачи, направленные на профессиональное самоопределение, выбор профессии, для успешного решения которых также необходима развитая волевая организация личности.

Ссылки:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 398 с.

2. Барабанов Д.Д. Развитие волевой регуляции студентов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 188 с.

3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2011. 364 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. М., 1982. 222 с.

5. Галеева Р.Р., Бисерова Г.К. Проблема выбора профессии студентами [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12424.pdf (дата обращения: 23.08.2017).

6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. 56 с.

7. Кобзарева И.И., Волобуева Е.В. Проблема выбора будущей профессии в контексте современного профильного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 268-270.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. ; Воронеж, 1996. 256 с.

9. Ильин Е.П. Указ. соч.

10. 'Willpower' over the Life Span: Decomposing Self-Regulation / W. Mischel, O. Ayduk, M.G. Berman, B.J. Casey, I.H. Gotlib, J. Jonides, et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2011. Vol. 6, iss. 2. P. 252-256. https://doi.org/10.1093/scan/nsq081.

References:

Barabanov, DD 2015, Development of strong-willed regulation of students, PhD thesis, Moscow, 188 p., (in Russian). Bozhovich, LI 2008, Personality and its formation in childhood, St. Petersburg, 398 p., (in Russian). Galeeva, RR & Biserova, GK 2015, 'The problem of choosing a career by students', Mezhdunarodnyy studencheskiy nauch-nyy vestnik, viewed 23 August 2017, <https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12424.pdf>, (in Russian). Ilyin, EP 2011, The psychology of will, St. Petersburg, 364 p., (in Russian). Klimov, EA 1993, A developing person in the professional world, Obninsk, 56 p., (in Russian).

Kobzareva, II & Volobueva, EV 2016, 'The problem of choosing a career in the context of modern specialized training', Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, no. 2 (57), pp. 268-270, (in Russian).

Mischel, W, Ayduk, O, Berman, MG, Casey, BJ, Gotlib, IH & Jonides, J (et al.) 2011, ''Willpower' over the Life Span: Decomposing Self-Regulation', Social Cognitive and Affective Neuroscience, vol. 6, iss. 2, pp. 252-256. https://doi.org/10.1093/scan/nsq081.

Pryazhnikov, NS 1996, Professional and personal self-determination, Moscow, Voronezh, 256 p., (in Russian). Vygotsky, LS 1982, Collected works, in 6 vols., Moscow, 222 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.