Научная статья на тему 'Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов'

Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1951
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / VOLITIONAL SELF-REGULATION / ADAPTATION / VOLITIONAL QUALITIES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батоцыренов Валерий Батожаргалович, Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

Статья посвящена исследованию специфики волевой саморегуляции российских и китайских студентов. Авторами представлены проявления отдельных волевых качеств российских и китайских студентов первого курса в процессе адаптации к учебной деятельности. Показана зависимость учебно-познавательной деятельности от уровня развития волевой регуляции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of volitional self-regulation of russian and chinese students

The article considers the study of specific aspects of volitional self-regulation in the separate groups of Russian and Chinese students. Individual volitional qualities of the students were revealed during adaptation to learning activities. The dependence of learning activities on the level of volitional self-regulation development is shown

Текст научной работы на тему «Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов»

Психология

УДК 159.9.07

Батоцыренов Валерий Батожаргалович

Valeriy Batotsyrenov

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

Klavdia Erdyneyeva

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF VOLITIONAL SELF-REGULATION OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS

Статья посвящена исследованию специфики волевой саморегуляции российских и китайских студентов. Авторами представлены проявления отдельных волевых качеств российских и китайских студентов первого курса в процессе адаптации к учебной деятельности. Показана зависимость учебно-познавательной деятельности от уровня развития волевой регуляции

The article considers the study of specific aspects of volitional self-regulation in the separate groups of Russian and Chinese students. Individual volitional qualities of the students were revealed during adaptation to learning activities. The dependence of learning activities on the level of volitional self-regulation development is shown

Ключевые слова: волевая регуляция, саморегуляция, Key words: volitional self-regulation, adaptation, volitional адаптация, волевые качества личности qualities of the person

Актуальность исследования волевой саморегуляции российских и китайских студентов с точки зрения культурных различий обусловлена необходимостью разработки адекватного методического инструментария к анализу социокультурного разнообразия рассматриваемого феномена, что способствует установлению взаимопонимания между народами, формированию межэтнической толерантности.

В отечественной психологии саморегуляция понимается как результат активности

субъекта на основе целостной системы процессов осознанного управления достижением целей (В.И. Моросанова). В качестве средств система саморегуляции мобилизует различные ресурсы индивидуальности, в том числе волевые. Следует отметить, что в контексте иерархического подхода саморегуляция рассматривается как психофизиологический компонент воли. Если понятие воли ассоциируется с осознанным выбором и порождением действий, их реализацией, с детерминацией поведения, преодолением препятствий, то саморе-

гуляция определяется как стратегия снятия неопределенности (А. Либин).

В отечественной психологии исследованию воли посвящены труды Л.М. Веккера, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, В.К. Калина, В.И. Селиванова, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе и др. По В.А. Иванникову, воля рассматривается как высшая психическая функция, обеспечивающая личностный уровень регуляции и являющаяся инструментом личности, желающей отстаивать свои ценности, преодолевая ради этого различные трудности. Л.С. Выготский (1984) обращал внимание на необходимость исследования процессуальных сторон воли, т.е. ее регулятивных функций, особенностей их реализации в соотношении с возрастными новообразованиями личности.

Воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как компонент произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью. Произвольному управлению соответствует более широкое понятие «воля».

Проблема воли и волевой регуляции характеризуется противоречивостью взглядов. Так, отмечается неоднозначность в трактовке феноменов волевой саморегуляции. Волевая саморегуляция определяется как произвольное изменение побуждения к деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), как личностный уровень регуляции (К.А. Абульханова-Славская, 1982; Л.М. Веккер, 1981; В.А. Иванников, 1999; В.К. Калин, 1989; Т.И. Шульга, 1994 и др.).

К феноменам воли относят понятие волевого действия (В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калин, А.Н. Леонтьев, В.И. Селиванов, П.В. Симонов) - это действие внешнее или внутреннее, подчинённое сознательной цели, связанной либо с несколькими противоречащими друг другу мотивами личности, либо с отсутствием актуально переживаемого мотива

необходимого действия, либо с наличием препятствий.

Предложены различные определения воли зарубежными психологами (R.P. Bagozzi,

H. Baumgartner, R. Pieters, 199B; R. Schwartzer, 2GG1; A. Prestwich, R. Lawton, M. Conner, 2GG3; P. Norman, P. Sheeran, S. Orbell, 2GG3; S. Milne, S. Orbell, P. Sheeran, 2GG2). В частности, согласно L. Farber, воля - это категория, которая используется «при исследовании тех жизненных процессов, которые движут нами в определенном направлении или к конкретной цели в данное время».

Проблема психической саморегуляции произвольной активности является одной из наиболее значимых, поскольку выявление различий в структурах психологических черт и волевой саморегуляции российских и китайских студентов позволит уточнить роль психологических факторов в становлении их как субъектов учебной деятельности и обеспечить психологическую помощь и поддержку в адаптации к новым условия. Китайские студенты ощущают чуждость нормативов нового социума в отношении к собственному поведению, к саморегуляции и образу Я.

Под волевой саморегуляцией понимается личностный уровень саморегуляции, функция которой состоит в овладении человеком собственным поведением и психическими процессами для решения задач, которые личность принимает как свои собственные в соответствии со своими.

Эффективность обучения детерминирована не только психофизиологическими характеристиками, конкретными знаниями и умениями, но и сформированной системой саморегуляции деятельности и субъектным отношением к своим действиям и поступкам. Субъектное отношение определяется ценностносмысловыми установками, направленностью, активностью, осознанностью.

Адаптация предполагает формирование необходимых учебных навыков и мотивации и (или) посредством развития волевой саморегуляции. Цель исследования состоит в оценке

состояния волевой регуляции и саморегуляции китайских и российских студентов первого курса, успешности процесса их адаптации, психодинамических и характерологических особенностей обследуемых.

В диагностический блок оценки состояния волевой регуляции студентов вошли методики: «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана, тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, «Шкала контроля за действием» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина, «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсова, метод экспертной оценки уровня выраженности волевых качеств. В качестве экспертов в нашем исследовании выступали: кураторы групп, заведующие кафедрой психологии, деканы.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии значимых корреляций между российскими и китайскими студентами по ряду показателей состояния волевой регуляции.

Шкала контроля над действием Ю. Куля предназначена для исследования различных форм контроля: над планированием действия; над реализацией действия; над неуспехом действия. Высокие показатели субшкал опросника свидетельствуют об «ориентации на действие», низкие означают «ориентацию на состояние». Снижение непроизвольного контроля над неуспехом действия (р < 0.03) свидетельствует об ориентации на состояние в ситуации неуспеха. У них нарушена саморегуляция: они долго думают о неудаче и переживают досаду, беспокойство, печаль; у них дезорганизуется поведение и мышление, снижается способность к переключению на другие дела, а также пропадает желание что-либо делать. Ю. Куль считает, что при дефиците непроизвольного контроля происходит чрезмерная фиксация на актуальном, по мнению человека, моменте. Люди, ориентированные на состояние, в большей степени, чем те, кто ориентируется

на действия, фиксируются и концентрируют внимание на своем самочувствии.

Саморегуляция имеет место при «ориентации на действие»: контроль над планированием, реализацией действия и ситуацией неуспеха осуществляется непроизвольно, автоматически. При «ориентации на состояние» человек с трудом инициирует действие, фиксируется на мыслях о незавершенных намерениях или переживаниях неудачи. В этом случае осуществляется самоконтроль, предполагающий волевое усилие, произвольный контроль над планированием, реализацией действия, неуспехом.

В ходе исследования выявлены различия между сравниваемыми группами по следующим показателям: у китайских студентов преобладает саморегуляция (ориентация на действие - далее по тексту ОД), а у российских студентов - самоконтроль (ориентация на состояние - далее по тексту ОС).

Сравнение групп по показателям методики «Самооценка силы воли» позволило обнаружить, что наибольшие средние значения показателей по данному тесту наблюдаются у китайских студентов, а наименьшие наблюдаются у российских студентов.

Обнаружены отличия между китайскими и российскими студентами в самооценке волевых качеств: решительный, волевой, целеустремлённый, ответственный и настойчивый. Высокие оценки уровня развития таких качеств, как решительный, волевой, получены у российских студентов. Китайские студенты имеют наибольшие средние значения показателей по таким качествам, как целеустремлённый, ответственный и настойчивый.

В структуре самооценки волевых качеств российских студентов первые позиции занимают волевые качества, связанные с волевым самоконтролем собственной деятельности в соответствии с определёнными нормами поведения - как внешними, так и внутренними. Менее значимыми оказались волевые качества, связанные с самодетерминацией, самостоятельностью личности, независимостью от

внешних трудностей и обстоятельств.

Для китайских студентов приоритетны такие качества, как настойчивость, дисциплинированность, целеустремленность. У российских студентов важны такие качества, как обязательность, принципиальность, инициативность. Думается, что обнаруженные различия обусловлены характером учебной деятельности, мотивацией, менталитетом студентов.

Интерес представляет анализ связей между показателями состояния волевой регуляции студентов и успешности их адаптации. Анализ результатов показал значимые различия между группами по выраженности внутренней и внешней положительной мотивации. Показатели внутренней и внешней положительной мотивации китайских студентов выше, чем российских. Уровень мотивации достижения значимо ниже у российских студентов.

Результаты корреляционного анализа показали наличие положительной связи между силой учебной мотивации и уровнем волевой самооценки. Склонность к самоконтролю своего поведения субъекта учения в соответствии с внешними требованиями положительно связана со значимостью результатов его труда. Снижение силы внутренней и внешней положительной мотивации сопровождается уменьшением потребности в волевой регуляции деятельности и приводит к снижению уровня волевой активности обследуемых.

Факторный анализ позволил оценить зависимость саморегуляции деятельности от волевых качеств и индивидуальных особенностей (темперамент, характер, мотивационносмысловые установки) личности.

Факторная структура в группе китайских студентов включает в себя 10 значимых факторов, наиболее значимые из них: волевые качества, эмоциональная стабильность, социальная активность, потребность в достижении.

Ведущую роль в саморегуляции деятельности играют волевые качества (целеустремлённость, воля, настойчивость, ответственность). Эффективность учебной деятельности обусловлена такими особенностями

темперамента, как эмоциональная стабильность и общая активность, однако состав этих факторов меняется. Усиление роли волевых качеств в саморегуляции студентов своего состояния и поведения связано с положительной корреляцией между эмоциональной стабильностью и эмоциональным самоконтролем.

Внутренние процессуально-деятельностные мотивы определяют уровень активности. В системе мотивационных факторов доминирует мотивация достижения, положительно связанная с уровнем волевой самооценки. Ведущими волевыми качествами являются целеустремленность, воля, настойчивость. Фактор «Социальный самоконтроль» включает типы волевой регуляции (ОС и ОД).

Факторная структура в группе российских студентов объединяет 10 значимых факторов: морально-волевые качества, социальная активность, эмоциональная нестабильность, мотивационно-волевые качества, сила воли.

У российских студентов ведущую роль в саморегуляции деятельности играют морально-волевые качества (ответственность, обязательность, дисциплинированность), менее

значимы мотивационно-волевые качества

(решительность, инициативность, воля). Успешность учебно-познавательной деятельности обусловлена эмоциональной стабильностью и общей активностью. Фактор «Сила воли» включает типы волевой регуляции (ОС и ОД).

Итак, роль и соотношение волевых качеств и индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, мотивационносмысловые установки) в саморегуляции деятельности зависят от этнокультурных особенностей. В группе китайских студентов доминируют мотивационно-волевые качества, а в группе российских студентов на первый план выходят морально-волевые качества (ответственность, обязательность, дисциплинированность).

Учебная деятельность студентов находится в зависимости от их индивидуальных особенностей: уровня социальной активности

и эмоциональной стабильности. Студенты, обладающие сангвиническим и флегматическим типами темперамента и определёнными чертами характера (педантизм, эмоциональная лабильность, склонность к аффективной ригидности), проявляют склонность к самоконтролю. В процессе адаптации и аккультурации

Таблица 1

Сравнение среднегрупповых значений показателей состояния волевой регуляции и успешности профессиональной адаптации у молодых специалистов с различным стажем

(непараметрический тест Крускалла-Уоллиса)

происходит ослабление связей между индивидуальными особенностями личности и волевой активностью. Происходит изменение направленности волевой регуляции, усиливается роль индивидуальных особенностей личности в саморегуляции деятельности.

Показатели Китайские студенты Российские студенты X2(df=2)

ШКД (сырые баллы) 6,42 5,21 4,7051 (и2-3=561,500*)

Эмоциональный самоконтроль (баллы) 15,31 13,86 3,735

Поведенческий самоконтроль (баллы) 17,38 16,01 (и1-3=584,500*)

Социальный самоконтроль (баллы) 16,34 15,01 4,420 (и1-3=1037,000*)

Сила воли (баллы) 18,40 20,51 5,3181 (и =1010,500*)

Решительность 68,57 56,21 7,063*

Инициативность 60,43 50,17 5,523*

Воля 68,67 53,45 4,320

Целеустремлённость 72,12 55,17 9,822**

Ответственность 68,39 77,94 11,069**

Дисциплинированность 64,59 69,53 7,797*

Обязательность 65,52 73,80 0,490

Выдержка 71,78 61,69 2,764

Принципиальность 89,56 92,93 2,591

Настойчивость 68,47 61,45 5,647*

Внутренняя мотивация 66,90 55,00 5,937*

Внешняя положительная мотивация 91,67 91,96 6,104*

Внешняя отрицательная мотивация 85,22 84,29 2,667

Мотивация достижения 92,31 88,93 3,656

ТСЖО 90,89 94,25 3,212

Привлекательность профессии 91,93 93,71 1,871

I - р=0,1 * - р=0,05 ** - р=0,01

Различия между сравниваемыми группами по показателям методики «Шкала контроля за действием», оцененные с помощью теста Крускалла-Уоллиса, оказываются значимыми лишь на уровне тенденции (х2(2)=4,705, р=0,1). Попарное сравнение групп с помощью теста Манна-Уитни показало наличие значимого различия между китайскими и российскими студентами (и=561,500, р=0,03). Следовательно, у китайских студентов преобладает саморегуляция (ориентация на действие - далее по тексту ОД), а у российских студентов — самоконтроль (ориентация на состояние - далее по тексту ОС).

Таким образом, анализ результатов проведённого нами исследования позволил сделать следующие выводы.

Развитие волевой саморегуляции студентов обусловлено успешностью их личностной адаптации. Более успешные студенты обладают более высоким уровнем волевой активности, они в большей степени склонны к самоконтролю, обладают более эффективным типом волевой регуляции. Динамика волевой

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - СПб., 2006. - 208 с.

2. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе / Т.И. Шульга, А. Быков. - М., 1999. - С. 12-68.

Коротко об авторах___________________________________

Батоцыренов В.Б., м. н. с., Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Тел. служ.: 8 (3022) 32-45-82

Научные интересы: кросс-культурные исследования саморегуляции личности

Эрдынеева К.Г., д-р пед. наук, профессор, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Тел. служ.: 8 (3022) 32-45-82

Научные интересы: системное исследование экологической целесообразности здоровьецентристской парадигмы: концепций Запада и учения Востока

регуляции в процессе адаптации к учебнопознавательной деятельности связана с особенностями отношения студентов к их деятельности. Более высокий уровень волевой активности, готовность к самоконтролю в процессе осуществления деятельности коррелируют с выраженной мотивацией и состоянием удовлетворённости. Слабая мотивация и утрата интереса сопровождаются снижением уровня волевой активности.

Процесс адаптации и саморегуляции студентов с ориентацией на действие (ОД) проходит успешнее, чем у студентов с ориентацией на состояние (ОС). Студенты с ориентацией на действие (ОД) по сравнению со студентами с ориентацией на состояние (ОС) обладают более высокой мотивацией достижения, характеризуются более высоким уровнем волевой активности. Требует дальнейшего исследования противоречивый характер влияния волевых качеств и индивидуальных особенностей личности на успешность учебнопознавательной деятельности.

__________________________________Литература

3. Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Ароно-ва. - М.: ИП РАН, 2007. - 213 с.

4. Farber L. The ways of the will. Essays toward a psychology and psychopatology of will / L. Farber. - London: Constable, 1966. - 56 р.

______________________Briefly about the authors

V. Batotsyrenov, Junior Research Fellow, Chita State University

Areas of expertise: crosscultural research of personal selfregulation

K. Erdyneyeva, Dr. Sc. (Pedagogics), Professor, Head of Psychology Department, Chita State University (ChSU)

Areas of expertise: system research of ecological expedience of sanogenic personal development conception of the West and doctrines of the East

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.