СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923
ББК 88.411.9
Г 99
Г.А. Гюрджян
Аспирант кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: gaikjanfa mail.ru
СТАНОВЛЕНИЕ ВОЛЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАННЕМ ЭТАПЕ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье представлена трактовка воли как универсальной субъектной характеристики, как необходимого условия реализации трудовой активности личности. Волевые качества рассматриваются как основа профессиональной субъектности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности, которая закладывается и формируется уже на раннем этапе профессионализации, в процессе обучения в вузе. Проанализирована динамика отдельных волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности в процессе получения высшего образования по специальности. Высказано предположение, и получено эмпирическое подтверждение взаимосвязи волевых характеристик студентов и выбранной ими уже в процессе обучения конкретной профессионально-ролевой позиции.
Ключевые слова: профессиональная субъектность, волевые качества (ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность), профессионально-ролевая позиция.
G.A. Gyurdzhyan
Post-graduate student of Psychology Department, the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: gaikjan@mail.ru
FORMATION OF STRONG-WILLED CHARACTERISTICS OF THE FUTURE
EXPERTS IN HEALTH AND SAFETY SPHERE AT THE EARLY STAGE OF
PROFESSIONALIZING
Abstract. The paper provides the treatment of will as a universal subject characteristic and as a necessary condition of realization of labor activity of the person. Strong-willed qualities are regarded as a basis of professional subjectness of the expert in sphere of health and safety which is formed at an early stage of professionalizing, in the course of training at higher school. An analysis is made of the dynamics of separate strong-willed characteristics of the future experts in sphere of health and safety in the course of training a speciality. The author assumes and acknowledges empirically interrelation of strong-willed characteristics of students and the professional-role position they have chosen in the course of training.
Keywords: professional subjectness, strong-willed qualities (responsibility, initiativeness, resoluteness, independence, endurance, persistence, vigor, attentiveness, purposefulness), a professional-role position.
Сегодня одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях наук о человеке занимает субъектная проблематика. Субъектное бытие человека сложно и
многоаспектно и реализуется в разнообразных формах. В отечественной психологии общепринятым является представление о том, что основным способом существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе является деятельность. Исторически сложившейся формой деятельности выступает профессия (профессиональная деятельность). С позиций субъектно-деятельностного подхода определяется, что «активное включение человека в трудовой процесс, в деятельность преображает, трансформирует, развивает человека как личность, придавая ему новые свойства» [3, с. 5].
С.Л. Рубинштейн, давая характеристику психологических компонентов трудовой деятельности, подчеркивал, что труд не всегда есть процесс привлекательный и совершается часто ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. «Сам процесс труда может быть и обычно в той или иной мере, в той или иной части своей бывает более или менее трудным, требующим напряжения, усилий, преодоления не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому в труде выработались и для труда требуются воля и произвольное внимание, необходимые для того, чтобы сосредоточиться на непосредственно не привлекательных звеньях трудового процесса» [11, с. 313].
Структура деятельности, предложенная М.С. Каганом, в общем виде включает в себя три элемента: «субъекта, то есть носителя целенаправленной активности; объект, на который эта активность направлена, и саму целенаправленную активность» [6, с. 34]. Воля прямо не называется автором в качестве компоненты деятельности. Однако становление индивида, социальной группы в качестве субъекта целенаправленной активности невозможно без формирования у него волевого потенциала. Выделение субъекта как одного из элементов деятельности необходимо подразумевает, таким образом, в качестве составляющей деятельности и такое свойство субъекта, как воля.
Сущность активности, как важнейшей характеристики субъекта, многие авторы связывают с осуществлением человеком выбора между различными целями, мотивами, ценностями, смыслами, ролями, позициями и т д. [1, 9, 10]. В.А. Бодров определяет субъекта как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, то есть на основе образов предметного мира» [2, с. 25-26]. Е.А.Климов рассматривает сформированность волевых качеств как необходимое условие сформированности человека как субъекта труда. В своих исследованиях среди основных психологических признаков, позволяющих судить о сформированности человека как субъекта труда, Е.А. Климов пишет: «:.. .сознание обязательности достижения ценного результата, предполагающее сформированность волевых качеств у субъекта труда» [7, с. 281-282].
Д.Н. Узнадзе также связывает трудовую деятельность человека с формированием воли. «Как возможен труд? Откуда приобретает человек энергию делать то, в чем в данный момент времени у него нет актуальной потребности? Труд подразумевает такой вид активности, который имеет силу действовать без актуальной потребности и создавать независимые от последней ценности. Таким видом активности является воля. Следовательно, вне воли труд никогда не сформировался бы в том своем законченном виде, какой он имеет на сегодняшний день как специфическая особенность человека»[13, с. 316]. Таким образом, в различных исследованиях воля трактуется как универсальная субъектная характеристика, как необходимое условие реализации трудовой активности личности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) относится к числу профессий, предъявляющих особые требования к волевой сфере субъекта. Данная профессия связана с дефицитом времени или информации, неопределенностью или противоречивостью информации, воздействием разнородных вредных и опасных факторов, нерегламентированным характером деятельности и неравномерным характером нагрузки, высокой значимостью результатов деятельности для сохранения жизни и здоровья других
людей, эмоциональной напряженностью, необходимостью преодоления разнообразных препятствий, сопротивлений, сложных или даже экстремальных ситуаций. К числу профессионально-значимых для специалиста в сфере БЖД различные исследователи относят такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, упорство, активность, самостоятельность, смелость [4, 5, 8].
В рамках данного исследования мы трактуем волевые качества как основу профессиональной субъектности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности, которая закладывается и формируется уже на раннем этапе профессионализации, в процессе обучения в вузе.
Цель исследования - проследить динамику волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности в процессе получения высшего образования по специальности.
Для диагностики волевых качеств студентов - будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности - нами использовался опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова [14]. Опросник позволяет проводить диагностику (по 10-ти балльной шкале) отдельных волевых проявлений личности (Ответственность (О), Инициативность (И), Решительность (Р), Самостоятельность (С), Выдержка (Вк), Настойчивость (Н), Энергичность (Э), Внимательность (Вн), Целеустремленность (Ц)), а также получить итоговую (суммарную) оценку уровня волевой сферы личности.
В качестве респондентов выступили студенты 1-5 курсов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, обучающиеся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» (162 человека).
Лонгитюдная диагностика с применением опросника «Волевые качества личности» (в период с 2007 по 2010 годы) позволила зафиксировать динамику волевых характеристик студентов в процессе получения высшего образования по специальности (рис. 1).
* 2 курс
• 3 курс
4 курс
5 курс
Рис. 1. Динамика волевых характеристик будущих специалистов в сфере БЖД на различных этапах
обучения
Проведенное статистическое сравнение позволяет говорить о повышении уровня волевых характеристик студентов в процессе получения высшего образования по специальности.
Сравниваемые показатели:
2 курс М=134,1 ^ 3 курс М=143,8 1=1,99 р<0,05
3 курс М=143,8 ^ 4 курс М=158,6 1=2,51 р<0,01
4 курс М=158,6 ^ 5 курс М=173,9 1=3,01 р<0,001
При этом отмечены различные тенденции в динамике отдельных волевых характеристик. Так, выявлена тенденция к повышению в процессе обучения уровня таких волевых характеристик студентов, как Ответственность, Инициативность,
Решительность, Самостоятельность, Выдержка, Настойчивость, Внимательность. И, наоборот, имеет место снижение к моменту завершения обучения в вузе уровня Энергичности и Целеустремленности. На начальном этапе обучения зафиксирован максимальный уровень таких волевых характеристик, как Ответственность (8 баллов) и Инициативность (7 баллов), к середине периода обучения (3 курс) показатели снижаются до минимального уровня (по 4 балла), в дальнейшем - постепенно повышаются к выпускному курсу (Ответственность - 7 баллов, Инициативность - 6 баллов) (Рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика уровня Ответственности и Инициативности будущих специалистов в сфере БЖД
на различных этапах обучения
По таким волевым качествам, как Решительность, Самостоятельность, Выдержка, Настойчивость, Внимательность зафиксировано устойчивое повышение уровня в процессе обучения. Максимальные значения достигаются к 4-5 курсам (Рисунок 3).
р
с
Вк
- - -ж- - - Н 4—■ В і і
1 2 3 4 5
Рисунок 3. Динамика уровня Решительности, Самостоятельности, Выдержки, Настойчивости, Внимательности студентов в процессе обучения
В то же время уровень таких волевых качеств, как Энергичность и Целеустремленность к выпускному курсу, наоборот, снижается (Рисунок 4).
Профессиональная деятельность, реализуемая специалистами по безопасности жизнедеятельности, предполагает чрезвычайную широту спектра трудовых постов и возможность реализации одной из четырех базовых профессиональных ролевых позиций:
1) «Спасатель» - данная ролевая позиция предполагает оказание оперативной профессиональной помощи пострадавшим (жертвам стихийных бедствий, катастроф и др.) в ситуациях взаимодействия с ними «лицом к лицу»;
2) «Педагог/инструктор» - данная ролевая позиция связана с обучением других лю-
дей принципам, умениям и навыкам выживания в сложных ситуациях, построением поведения, направленного на профилактику возникновения несчастных случаев, то есть предполагает возможность быть для других людей наставником, консультантом, инструктором; Динамика уровня Энергичности и
Целеустремле н ноет и
1 2 3 4 5
Рисунок 4. Динамика уровня Энергичности и Целеустремленности студентов в процессе обучения
3) «Управленец» - данная ролевая позиция предполагает направленность специалиста на выполнение различных административно-управленческих функций в связи с решением проблем безопасности жизнедеятельности (организация и руководство работой других людей);
4) «Исследователь» - данная ролевая позиция реализует возможность заниматься научными исследованиями проблем безопасности жизнедеятельности, проводить экспертизу различных проектов и решений с точки зрения их потенциальной опасности-безопасности для человека.
В обследованной нами выборке с помощью специально разработанной анкеты была проведена диагностика предпочтительной профессионально-ролевой позиции студентов. Среди обследованных 51 человек (31,5%) отдали предпочтение ролевой позиции «Спасатель», 13 человек (8,0%) в рамках будущей профессии идентифицируют себя с ролью «Исследователя», 79 респондентов (48,8%) ориентируются на ролевую позицию «Педагог/Инструктор», и 19 человек (11,7%) обозначили намерения реализовать себя в качестве «Управленца».
Эти результаты обусловили формулирование рабочей гипотезы: предполагалось, что имеют место определенные взаимосвязи волевых характеристик студентов и выбранной ими уже в процессе обучения конкретной профессионально-ролевой позиции. Для проверки гипотезы было проведено сравнение волевых характеристик студентов с различными профессионально-ролевыми позициями (таблица 1).
Таблица 1.
Средние значения показателей диагностики волевые характеристик студентов с различными профессионально-ролевыми позициями
Профессионально-ролевые позиции Волевые характеристики
О И Р С Вк Н Э Вн Ц
Спасатель 3,2 5,0 6,1 5,4 7,3 6,4 4,0 3,3 3
Педагог/Инструктор 7,4 6,2 2,4 3,5 3,0 7,0 4,1 6,2 3,4
Управленец 4,0 6,1 3,6 4,2 4,4 4,1 7,0 7,1 7,0
Исследователь 6,0 3,3 3,2 7,0 3,1 6,5 4,1 7,0 5,2
Было проведено сравнение долей выборки с высокими показателями (по выборке в целом и по группам с различными профессионально-ролевыми позициями) (Таблица 2).
Так, при сравнении стреднегруппового профиля волевых качеств и профиля волевых качеств «Спасателей» зафиксированы достоверно более высокие показатели по таким волевым характеристикам, как Ответственность, Решительность, Выдержка,
Таблица 2. Доли выборки с высокими значениями по шкалам (%)
Профессионально-ролевые позиции Доля высоких значений по шкалам
О И Р С Вк Н Э Вн Ц
Спасатель (51 чел.) 66,4 8,3 32,7 24,6 32,7 59,2 24,7 25,8 20,0
Педагог/Инструктор (79 чел.) 85,2 29,2 6,7 18,4 26,7 59,2 29,9 32,7 36,6
Управленец (19 чел.) 27,9 14,6 13,3 25,7 22,8 25,9 46,7 17,3 63,1
Исследователь (13 чел.) 20,8 16,8 9,6 44,2 24,3 39,7 19,5 56,4 34,1
Всего (162 чел.) 23,1 9,8 8,9 21,8 20,1 30,7 11,8 20,1 21,5
Сравниваемые показатели:
Ответственность: №бщая (23,1%) ^ N «Спасатели» (66,4%) ф*=3,25; р<0,001; Решительность: №бщая (8,9%) ^ N «Спасатели» (32,7%) ф*=4,07; р<0,001;
Выдержка: Nобщая (20,1%) ^ N «Спасатели» (32,7%) ф*=1,91 р<0,02 Настойчивость: Nобщая (30,7%) ^ N «Спасатели» (59,2%) ф*=3,88; р<0,001.
В группе «Педагогов/Инструкторов» отмечены более высокие показатели по таким волевым характеристикам, как: Ответственность, Настойчивость, Внимательность, Инициативность.
Сравниваемые показатели:
Ответственность: №бщая (23,1%) ^ ^Педагоги/Инструкторы» (85,2%) ф*=4,07; р<0,001;
Внимательность: Nобщая (20,1%)^М«Педагоги/Инструкторы» (32,7%) ф*=2,51; р<0,004;
Настойчивость: №бщая (30,7%) ^ N«Педагоги/Инструкторы» (59,2%) ф*=3,88; р<0,001;
Инициативность: Nобщая (9,8%) ^ N«Педагоги/Инструкторы» (29,2%) ф*.=3,88; р<0,001.
Для респондентов, намеренных реализовывать себя в качестве «Управленцев», отмечен более высокий уровень таких волевых характеристик, как Энергичность и Целеустремленность. При сравнении долей выраженности высоких показателей по этим качествам в целом в группе испытуемых и по группе «Управленцев» установлено статистически достоверное различие.
Сравниваемые показатели:
Энергичность: №бщая (11,8%) ^ N «Управленцы» (46,7%) ф*=4,92; р<0,001;
Целеустремленность: №бщая (21,5%) ^ N «Управленцы» (63,1%) ф*=5,33 р<0,001.
Более высокий уровень таких волевых характеристик, как Самостоятельность и Внимательность, отличает респондентов, идентифицирующих себя в будущей профессии с ролью «Исследователя».
Самостоятельность^общая (21,8%) ^ N «Исследователи» (44,2%) ф*=2,92; р<0,001;
Внимательность: №бщая (20,1%) ^ N «Исследователи» (56,4%) ф*=4,65; р<0,001.
Совокупный анализ эмпирических материалов, полученных в ходе исследования волевых характеристик студентов, обучающихся по специальности БЖД, послужил основанием для следующих выводов.
1) В период обучения в вузе претерпевают значительные изменения характеристики волевой сферы будущего специалиста по БЖД. Уровень таких качеств, как Ответственность, Инициативность, Решительность, Самостоятельность, Выдержка, Настойчивость, Внимательность, устойчиво повышается. Уровень Энергичности и Целеустремленности, наоборот, снижается к моменту завершения обучения в вузе.
2) Отмечена специфика волевых характеристик студентов с различными профессионально-ролевыми позициями. Очевидно, направленность на определенный тип профессиональной активности в будущей профессии формируется в период обучения в вузе на основе личностно-психологического, в том числе и волевого потенциала студента, соотносимого с требованиями будущей профессиональной деятельности.
3) Динамика отдельных волевых характеристик в процессе обучения вузе также соотносится с выбором той или иной профессионально-ролевой позиции в рамках специальности «Безопасность жизнедеятельности». В процессе обучения получают развитие именно те волевые характеристики студента, которые являются профессионально-значимыми для выбранной им профессиональной роли. Так, у студентов, намеревающихся реализовывать себя в дальнейшей профессиональной деятельности в качестве «Спасателя», устойчиво повышается в процессе обучения уровень таких волевых характеристик, как Ответственность, Решительность, Выдержка, Настойчивость. У будущих «Управленцев» к моменту завершения обучения значимо повышается уровень таких волевых характеристик, как Энергичность и Целеустремленность. Повышение уровня Ответственности, Настойчивости, Внимательности, Инициативности в процессе обучения отмечено у будущих «Педагогов/Инструкторов». Будущих «Исследователей» к моменту завершения обучения отличает повышенный уровень Самостоятельности и Внимательности.
Значимость волевых характеристик для профессиональной деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности определяет необходимость целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс их становления у будущего профессионала в период получения им высшего образования. Разработку концепции психологической поддержки процесса становления субъектных характеристик будущего специалиста мы рассматриваем в качестве задачи следующего этапа экспериментального исследования.
Примечания:
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
3. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности. М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2001.
4. Гафнер В.В.Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности: дис. ... канд. пед.наук. Екатеринбург, 2005
5. Данилина Н.Е., Горина Л.Н., Ковалева А.А. Формирование профессиональных компетенций как потенциальных видов деятельности специалиста на основе системы лабораторных практи-
кумов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5. С. 4046.
6. Каган М.С.Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
7. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987.
9. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы междунар. конф. / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36-49.
10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс,
1996.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006.
12. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001.
13. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.
14. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности. Ярославль: Психодиагностика, 2004.