УДК 159.9:343.8 ЛАРИСА ВИКТОРОВНА СКРИПКА,
ББК 88.473 адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров
С45 (Академия ФСИН России)
Е-тай: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛИ ВПЕРВЫЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Реферат: в статье рассматриваются особенности изучения воли личности впервые осужденных к лишению свободы. При исследовании волевой регуляции основное внимание уделяется способности личности к сознательному произвольному управлению своим поведением и деятельностью с помощью включения в это управления волевого компонента. Рассматривается структура воли, компонентами которой являются волевые процессы, волевые действия, волевые состояния и волевые свойства (качества) личности. Волевые процессы обеспечивают сознательное регулирование личностью своей активности, выражающееся в преднамеренном вызове одних и задержке других актов, ослаблении или ускорении их протекания, переключении или остановке. Волевые действия - это такие действия, в которых личность сознательно стремится к достижению определенных целей. В волевом действии выделяют три этапа: 1) возникновение побуждений, постановка на их основе цели действия и ее удержание; 2) планирование того, как и каким образом на практике будет исполняться намеченное; 3) непосредственное исполнение действия в соответствии с поставленной целью и принятым планом. В волевом действии у впервые осужденных часто выпадает этап планирования, а для завершения действия им не хватает выдержки и настойчивости. В итоге трудности не преодолеваются, а положительные цели либо не достигаются, либо достигаются частично, либо замещаются легкодоступными, в том числе отрицательными. Волевые свойства (качества) личности - это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации устойчивые психические образования личности. Знание волевых свойств (качеств) личности впервые осужденного весьма существенно. Их следует рассматривать в непрерывной связи с ее социальной направленностью, так как сильная воля - в принципе положительное качество человека - иногда может быть направлена в ущерб интересам общества или на достижение преступной цели. Следовательно, для диагностики и коррекции волевой сферы впервые осужденных необходимо рассмотреть основные проявления волевых особенностей личности, так как вырабатывать у человека волю - это прежде всего развивать у него умение преодолевать трудности, с которыми встречаются впервые осужденные в исправительных учреждениях и которые им приходится преодолевать.
Ключевые слова: воля, впервые осужденные, самоконтроль, самоуправление, волевые процессы, волевые свойства (качества), волевые действия, волевая регуляция, внешние трудности, внутренние трудности.
Способность управлять своими действиями, настойчивость в преодолении препятствий на пути к достижению цели выражаются в психологии кратким, но чрезвычайно емким словом - воля.
Воля чаще всего определяется как целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков [1, с. 7].
В рамках исследования различных подходов к изучению воли представляется необходимым остановиться на ряде современных тенденций, базирующихся на традиционных подходах к изучению воли, но имеющих специфику в понимании указанного психологического феномена. Так, анализ психологической литературы позволяет констатировать, что в отечественной психологии прослеживается тенденция рассматривать волю как одну из сторон произвольного управления (самоуправления) личности.
Основное внимание при исследовании волевой регуляции здесь уделяется способности личности к сознательному произвольному управлению своим поведением и деятельностью с помощью включения в это управления волевого компонента (Л. Д. Столяренко, Г. Н. Солнцева, В. К. Калин, Е. П. Ильин, Н. И. Непомнящая, Н. М. Пейсахов и др).
В рамках рассматриваемой тенденции прослеживается мысль о том, что эффективность и целесообразность волевой регуляции обязательно предполагает наличие высокого уровня развития у субъекта способности произвольного управления поведением и деятельностью в целом. Другими словами, уровень развития произвольного управления обусловливает уровень волевой регуляции [4, с. 139].
Представляется важным выделить в современной отечественной психологии еще одну тенденцию в рассмотрении воли. Она связана с необходимостью включения в исследование волевой регуляции изуче-
ния самоконтроля поведения и деятельности личности. Данную точку зрения разделяют такие ученые, как Г. С. Никифоров, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И Селиванов, Е. П. Ильин и др. [8, с. 25].
Анализ рассматриваемых тенденций позволяет утверждать, что самоконтроль поведения и деятельности является необходимым элементом волевой регуляции личности. Без высокого уровня развития самоконтроля эффективная волевая регуляция, так же как и целесообразное произвольное управление поведением и деятельностью, невозможны.
Воля представляет собой сложное психическое явление [2, с. 111]. Она имеет свою структуру, компонентами которой являются волевые процессы, волевые действия, волевые состояния и волевые свойства (качества) личности [6, с. 92]. В них выражаются конкретные проявления воли. Они же характеризуют то, как осуществляется сознательная саморегуляция личностью своего поведения и деятельности.
В волевых процессах выражается динамика волевого акта: возникновение, протекание, окончание. Волевым может быть любой психический процесс (восприятие и представление, память и мышление, воображение и внимание), который сопровождается мобилизацией личностью своих усилий на преодоление различного рода трудностей и препятствий, если эта мобилизация имеет преднамеренный, осознанный характер и подчинена достижению какой-то цели.
Волевые процессы обеспечивают сознательное регулирование личностью своей активности, выражающееся в преднамеренном вызове одних и задержке других актов, ослаблении или ускорении их протекания, переключении или остановке.
В понимании структуры волевого действия среди ученых нет единого мнения, но обычно выделяют три основные стадии (этапа), что находит отражение и в учебниках психологии. Так, возникновение мотива к действию, осознание его, борьба мотивов, постановка цели и принятие решения составляют содержание первой стадии волевого акта. Вторая стадия - это выбор средств достижения цели, планирование возможных путей реализации цели. Третья стадия включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата [1, с. 9]. У впервые осужденных волевые действия могут деформироваться на всех этапах, что проявляется: 1) самоуверенностью или неуверенностью, вызванными соответственно завышенной или заниженной самооценкой; 2) необдуманной решительностью, в основе которой лежат не рациональные, а эмоциональные регуляторы; 3) характером цели (действия выполняются по заданию или собственной инициативе); 4) степенью значимости трудностей для личности [7, с. 169].
Для диагностики и коррекции волевой сферы впервые осужденных необходимо рассмотреть основные проявления волевых особенностей личности. Так как основные трудности, с которыми встречаются впервые осужденные в исправительных учреждениях и которые им приходится преодолевать, - это новизна обстановки, нарушение привычного образа жизни, привычных связей, исполнение предписаний режима в колонии, отмеченных в правилах внутреннего распорядка, установление нормальных коллективных отношений с сотрудниками колонии, производства, школы, обязательное участие в труде, в общественно полезной деятельности. Психологическая трудность - это своеобразная реакция на сложившуюся ситуацию, которая вызывается взаимодействием объективных и субъективных причин. Объективные (внешние) трудности обусловлены особенностями объектов конкретной деятельности, а субъективные (внутренние) трудности составляют личное (субъективное) отношение человека к данному виду деятельности или к условиям, при которых она выполняется.
У осужденных процесс преодоления трудностей и достижения цели носит преимущественно импульсивный характер. В волевом действии у них часто выпадает этап планирования, а для завершения действия им не хватает выдержки и настойчивости. В итоге трудности не преодолеваются, а положительные цели либо не достигаются, либо достигаются частично, либо замещаются легкодоступными, в том числе отрицательными [7, с. 169].
Волевые свойства (качества) личности - относительно устойчивые, привычные способы преодоления личностью трудностей и препятствий на пути к сознательно поставленной цели. Они являются непременным компонентами характера личности [3, с. 37].
Знание волевых качеств личности впервые осужденного весьма существенно. Их следует рассматривать в непрерывной связи с ее социальной направленностью, так как сильная воля - в принципе положительное качество человека - иногда может быть направлена в ущерб интересам общества или на достижение преступной цели [5, с. 27]. Стимулирующие качества личности (смелость, решительность, инициативность, энергичность, храбрость) проявляются в ситуациях, когда мобилизация человеком волевых усилий направлена на преодоление прежде всего внешних трудностей. Волевые качества личности, тормозящие непроизвольную активность (выдержка, выносливость, дисциплинированность, организованность, терпеливость, самообладание), проявляются в ситуаци-
ях, когда волевые усилия направлены на преодоление внутренних трудностей.
Следовательно, вырабатывать у человека волю -это прежде всего развивать у него умение преодолевать трудности. Исполнение волевого действия предполагает активную работу сознания, чувств и эмоций, поэтому его исполнение может выражаться не только в совершении активных действий, но и задержке ненужных действий, поэтому волевое
усилие сосредоточивает в себе все физические и психические возможности человека.
Таким образом, основной функцией воли является сознательная регуляция поведения в затрудненных условиях, а важнейшим признаком всех волевых проявлений - преодоление внутренних и внешних трудностей, что позволяет объяснить поведение личности в затрудненных условиях, какими является отбывание наказания в исправительных учреждениях.
Список литературы
1. Деев В. Г., Тимашев М. В. Методика изучения и характеристика волевых проявлений осужденных в условиях ИТУ. Рязань, 1975. 56 с.
2. Иванников В. А., Шляпников В. Н. Воля как продукт общественно-исторического развития человека // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 111-121.
3. Ищук Я. Г. Характеристика личности условно осужденного, совершившего преступление // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 2. С. 37-40.
4. Калашникова М. М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2. С. 138-142.
5. Купцов И. И., Пивоварова Т. В. Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 26-34.
6. Пивоварова Т. В. Взаимосвязь уровней нравственных и волевых качеств и типов несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 92-98.
7. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003. 757 с.
8. Харина Н. А. Диагностика и коррекция волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола : монография / под общ. ред. Л. Е. Кузнецова. Рязань, 2005. 144 с.
LARISA VIKTOROVNA SKRIPKA,
adjunct of the faculty for training of academic and teaching personnel
(Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].
PECULIARITIES OF VOLITION STUDY OF INDIVIDUALS SENTENCED TO IMPRISONMENT FOR THE FIRST TIME
Annotation: peculiarities of volition study of individuals sentenced to imprisonment for the first time are regarded in this article. Investigating of volitional control focuses on the individual's ability to conscious voluntary control of his behavior and activities by incorporating volitional component to this control. The structure of volition and its components including volitional processes, volitional actions, volitional states and volitional characteristics (qualities) of the individual are considered. Volitional processes provide conscious control of the person's activity, which is expressed in a deliberate call of some acts and delay of the other ones, reducing or accelerating their course, switching or stopping. Volitional actions are actions when a person deliberately seeks to achieve certain goals. A volitional action includes three stages: 1) occurrence of motives, setting of an action goal based on them and its retention; 2) planning of the way how the intended action will be implemented; 3) direct execution of the action in accordance with the intended purpose and adopted plan. Volitional actions of people sentenced to imprisonment for the first time are often lacking the planning stage, and for completion of an action they don't have enough endurance and persistence. As a result, the difficulties can not be overcome, and positive goals are either not achieved at all or partially achieved or replaced by easily accessible ones, including the negative ones. Volitional characteristics (qualities) of the individual are relatively constant, not depending on the situation stable mental formations of the individual. Familiarity with volitional characteristics (qualities) of the individual sentenced to imprisonment for the first time is extremely essential. They should be considered in continuous connection with its social orientation, as strong will - basically a positive quality of a person - sometimes can be directed against the public interest or for the achievement of a criminal purpose. Consequently, for the diagnosis and correction of volition of individuals sentenced to imprisonment for the first time, it is necessary to consider the main manifestations of individual's volitional peculiarities, as developing
the human will consists principally in developing the ability to overcome faced difficulties by those sentenced to imprisonment for the first time in penitentiary facilities.
Key words: volition, persons sentenced to imprisonment for the first time, self-control, self-government, volitional processes, volitional characteristics (qualities), volitional actions, volitional control, external difficulties, internal difficulties.
References
1. Deev V. G., Timashev M. V. Metodika izucheniia i kharakteristika volevykh proiavlenii osuzhdennykh v usloviiakh ITU [Method of study and characterization of volitional manifestations of those convicted under conditions of the penitentiary labour facility]. Riazan, 1975, 56 p.
2. Ivannikov V. A., Shliapnikov V. N. Volia kak produkt obshchestvenno - istoricheskogo razvitiia chelo-veka [Volition as a product of social-historical development of a person]. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological Journal, 2012, no. 3, pp. 111-121.
3. Ishchuk Ia. G. Kharakteristika lichnosti uslovno osuzhdennogo, sovershivshego prestuplenie [Characteristics of the person under suspended sentence who has committed a crime]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2011, no. 2, pp. 37-40.
4. Kalashnikova M. M. K voprosu izucheniia otvetstvennosti lichnosti v penitentsiarnoi psikhologii [On the question of study the personality's responsibility in penitentiary psychology]. Chelovek: prestuplenie i nakaza-nie - Man: Crime and Punishment, 2011, no. 2, pp. 138-142.
5. Kuptsov I. I., Pivovarova T. V. Ratsional'nye puti ispravleniia nesovershennoletnikh osuzhdennykh [Rational ways for improving of under-age convicted persons]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, 2013, no. 3, pp. 26-34.
6. Pivovarova T. V. Vzaimosviaz' urovnei nravstvennykh i volevykh kachestv i tipov nesovershennoletnikh osuzhdennykh [Relationship between levels of moral and volitional qualities and types of under-age convicted persons]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, 2012, no. 3, pp. 92-98.
7. Ushatikov A. I., Kazak B. B. Penitentsiarnaia psikhologiia [Ushatikov A.I., Kazak B.B. Penitentiary psychology]. Ryazan, 2003, 757 p.
8. Kharina N. A. Diagnostika i korrektsiia volevoi samoreguliatsii nesovershennoletnikh osuzhdennykh zhenskogo pola [Diagnosis and correction of volitional self-regulation of female under-age convicted persons]. Under the editorship of L. E. Kuznetsov. Ryazan, 2005, 144 p.