Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств личности у студентов-психологов'

Взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств личности у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2293
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / самоконтроль личности студентов / самоконтроль в деятельности / самоконтроль в эмоциональной сфере / социальный самоконтроль / волевая регуляция / критерии волевой регуляции / волевые свойства личности / самооценка силы воли / educational process / self-control of students / self-control when performing some activity / emotional self-control / social self-control / volition regulation / volition regulation criteria / volitional qualities / volition self-esteem

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диянова Зухра Васильевна, Щеголева Тамара Михайловна

Анализируется проблема взаимосвязи уровня самоконтроля и волевых свойств личности в психологии, представлены различные точки зрения по данному вопросу. Определена сущность самоконтроля, выделены его функции и особенности. Проанализированы основные подходы к проблеме волевой регуляции личности. Рассмотрены волевые свойства как один из критериев волевой регуляции. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня самоконтроля и волевых свойств личности студентов-психологов. Установлена положительная значимая связь между общим уровнем самоконтроля, самоконтроля в деятельности, самооценкой силы воли и волевыми свойствами будущих психологов. Показано, что взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств будущих психологов имеет сложный и опосредованный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Self-Control Level and Volitional Qualities of Psychology Students

The paper deals with psychological issue of interrelation of self-control level and volitional qualities. Different views on the issue have been presented. The author identified the essence of self-control and specified its functions and aspects. Basic approaches to the issue of volitional control have been analyzed. Volitional qualities have been considered as a criterion of volitional control. The author presented the results of the empirical study of interrelation of self-control level and volitional qualities of psychology students. There is significant positive relationship among overall level of self-control, self-control when performing some activity, volition self-esteem, and volitional qualities of future psychologists. The interrelation of the level of self-control and volitional qualities of future psychologists is very complex and indirect.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств личности у студентов-психологов»

с? -

Серия «Психология»

И З В Е С Т И Я

2019. Т. 28. С. 12-19

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

УДК 159.92

Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.12

Взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств личности у студентов-психологов

З. В. Диянова, Т. М. Щеголева

Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия

Аннотация. Анализируется проблема взаимосвязи уровня самоконтроля и волевых свойств личности в психологии, представлены различные точки зрения по данному вопросу. Определена сущность самоконтроля, выделены его функции и особенности. Проанализированы основные подходы к проблеме волевой регуляции личности. Рассмотрены волевые свойства как один из критериев волевой регуляции. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня самоконтроля и волевых свойств личности студентов-психологов. Установлена положительная значимая связь между общим уровнем самоконтроля, самоконтроля в деятельности, самооценкой силы воли и волевыми свойствами будущих психологов. Показано, что взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств будущих психологов имеет сложный и опосредованный характер.

Ключевые слова: образовательный процесс, самоконтроль личности студентов, самоконтроль в деятельности, самоконтроль в эмоциональной сфере, социальный самоконтроль, волевая регуляция, критерии волевой регуляции, волевые свойства личности, самооценка силы воли.

Для цитирования: Диянова З. В., Щеголева Т. М. Взаимосвязь уровня самоконтроля и волевых свойств личности у студентов-психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 12-19. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.12

Введение

В современных условиях развития общества возрастают требования к качеству профессионального образования, которые во многом определяются способностью обучающегося к саморегуляции и саморазвитию. В связи с этим особую значимость приобретают такие личностные ресурсы студентов, как самоконтроль и волевые свойства. Современный образовательный процесс предъявляет высокие требования к его субъекту. Качество учебного процесса в вузе во многом зависит от сформированности самоконтроля студентов. Самоконтроль позволяет им эффективно распределять учебное время, систематически готовиться к занятиям, самостоятельно изучать учебную литературу. Волевая регуляция и волевые свойства как один из критериев ее развития обеспечивают планирование студентами собственной деятельности, ее организацию и осуществление контроля и самоконтроля.

До настоящего времени остается неясным вопрос о том, является ли самоконтроль волевым свойством личности, хотя подобное утверждение было высказано еще С. Л. Рубинштейном. Однако большинство психологов,

занимающихся исследованием самоконтроля, выдвигают другую точку зрения: самоконтроль не относится к волевым свойствам, а связан с ними [Ди-янова, Щёголева, 2017; Истомина, Истомин, 2012; Никифоров, 1989]. Поэтому вопрос о взаимосвязи самоконтроля и волевых свойств личности остается открытым, что и определило цель нашего исследования.

Изучением проблемы самоконтроля и волевых свойств личности в психологии занимались С. Л. Рубинштейн, Т. О. Гордеева, Г. С. Никифоров, Р. Мэй и др. [Аникеева, 2013; Гордеева, Осин, Сучков, 2016; Иванников, 2006; Никифоров, 1989; Мэй, 2011; Рубинштейн, 2006; Франкл, 2000]. Под самоконтролем понимается способность человека принимать осознанные решения и реализовывать их. Самоконтроль является проявлением психической регуляции и обеспечивает самоорганизацию различных видов активности. Одной из первых работ, посвященных проблеме самоконтроля человека, является монография Г. С. Никифорова [Никифоров, 1989], где самоконтроль рассматривается с позиции системного анализа. Автор разработал представление о самоконтроле как фундаментальном психологическом механизме регуляции человеком деятельности и поведения; сформулировал предположение о том, что самоконтроль, не являясь волевым свойством личности, тесно связан с этими свойствами. Им выявлены особенности функционирования самоконтроля в психических процессах, состояниях и свойствах. Ученому удалось проследить закономерности формирования самоконтроля в онтогенезе.

Для нас представляет интерес прикладной аспект исследования самоконтроля, который раскрывается Г. С. Никифоровым применительно к задачам профессиональной подготовки. В монографии дан анализ развития самоконтроля в процессе подготовки обучающихся к работе в системе «человек - техника». Нам важно проанализировать проблему самоконтроля в процессе подготовки студентов - будущих психологов к работе в системе «человек - человек» [Никифоров, 1989].

В исследованиях Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Д. Д. Сучкова и др. самоконтроль рассматривается как личностно-мотивационный ресурс [Горде-ева, Осин, Сучков, 2016]. По данным авторов, лица с высоким уровнем самоконтроля демонстрируют такой же уровень эмоциональной стабильности и психологического благополучия, которые оценивались через показатели удовлетворенности жизнью, преобладания позитивных или негативных эмоций и осмысленности жизни. Ими было также выявлено, что испытуемым с высоким самоконтролем свойствен конструктивный подход к анализу различных жизненных ситуаций. Кроме того, им присущи склонность к оптимистическому объяснению событий, навыки межличностного взаимодействия, интернальность. Полученные авторами результаты свидетельствуют о том, что чем больше у индивида выражен самоконтроль, тем выше его успешность и психологическое благополучие. Напротив, низкий самоконтроль является фактором риска в отношении широкого спектра личностных и межличностных проблем [Гордеева, Осин, Сучков, 2016, с. 53-55].

В контексте изучаемой нами проблемы особый интерес вызывают результаты еще одного исследования названных авторов, посвященного самоконтролю студентов. Они показывают, что у студентов первого года обучения выявилась положительная связь самоконтроля с успеваемостью, самоорганизацией, упорством и настойчивостью. Кроме того, полученные данные свидетельствуют, что высокий уровень самоконтроля проявляется в способности управлять своими эмоциями, сдерживать нежелательные реакции, регулировать настроение. Была обнаружена положительная значимая связь между самоконтролем студентов и показателями «целеполагание» и «планирование».

Испытуемые, обладающие высоким самоконтролем, обнаруживают такие личностные свойства, как «... надежность, склонность к упорядоченности, скрупулезности, дотошности и точности, склонность проверять и дорабатывать свою работу, а также проявлять упорство в запланированной деятельности и достижении намеченного результата» [Гордеева, Осин, Сучков, 2016, с. 54].

Приведенный анализ исследований в области самоконтроля позволяет предположить, что последний связан в первую очередь с волевой регуляцией и волевыми свойствами личности. В. А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как сознательное управление человеком побуждений к осуществлению действий, которые принимаются им по необходимости и выполняются по собственному решению [Иванников, 2006].

По мнению ученого, волевые свойства выступают одним из критериев волевой регуляции наряду с такими критериями, как волевые действия, выбор мотивов и целей и регуляция внутренних состояний и психических процессов. Данный критерий рассматривается как наиболее эмпирический. Известно, что волевые свойства могут быть не связаны друг с другом. Кроме того, проявление волевых качеств не всегда свидетельствует о наличии воли. Оно может быть показателем сильной мотивации, самооценки, уровня притязаний, самоконтроля.

Проблема волевой регуляции нашла отражение в отечественной и зарубежной психологии в трудах [Иванников, 2006; Ильин, 2009; Мэй, 2011; Рубинштейн, 2006; Франкл, 2000 и др.]. Выделяются несколько направлений в исследованиях волевой регуляции: изучение механизмов преобразования непроизвольных процессов в произвольные, условий развития контроля над поведением и волевых свойств личности и др. Среди волевых качеств личности авторы отмечают такие как выдержка, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, настойчивость и целеустремленность [Глазунов, Сидоров, 2016; Раджабова, 2015] С. Л. Рубинштейн наряду с выдержкой и самообладанием к волевым свойствам личности относит самоконтроль [Рубинштейн, 2006]. Опираясь на вышеизложенные взгляды психологов В. А. Иванникова, Г. С. Никифорова, мы предположили, что самоконтроль не относится к волевым свойствам, а связан с ними. Это позволило сформулировать гипотезу о взаимосвязи уровня самоконтроля и волевых свойств личности у будущих психологов.

Исследование проводилось на факультете психологии Иркутского госуниверситета. В нем приняли участие 40 студентов 1-го курса. Выбор испытуемых обусловлен тем, что именно в юношеском возрасте складывается система саморегуляции поведения, которая детерминирует формирование волевых свойств личности и самоконтроля, а также тем, что самоконтроль и саморегуляция выступают как факторы личностно-профессионального становления [Аникеева, 2013; Антиголова, Черкевич, 2017; Гаранина, Мальцева, 2016].

Методы исследования

С целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методики: «Самооценка волевых качеств личности» Н. Е. Стамбуловой, позволяющая измерять волевые свойства по параметрам выраженности и генерализованности; опросник для выявления самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении Г. С. Никифорова, В. К. Васильева и С. В. Фирсовой; тест «Самооценка силы воли» Н. Н. Обозова.

Результаты исследования были обработаны с помощью линейной корреляции г-Пирсона.

Результаты

Высокий уровень самоконтроля выявился у 45 % студентов (18 человек), средний уровень самоконтроля показали 55 % студентов (22 человека). Низкий уровень самоконтроля у студентов не был обнаружен. Высокий уровень самоконтроля свидетельствует о способности обучающихся выдерживать большие психические и физические нагрузки, мобилизовать свои усилия при решении сложных задач. В процессе обучения это позволяет им равномерно распределять интеллектуальную нагрузку при подготовке к учебным занятиям. Студентам свойственны ответственность, сдержанность и дисциплинированность.

Результаты корреляционного анализа показали, что общий самоконтроль студентов-психологов тесно связан с их самоконтролем в деятельности (г = 0,69, р < 0,01) и социальным самоконтролем (г = 0,60, р < 0,01). Корреляции между общим самоконтролем и самоконтролем в эмоциональной сфере не выявлено. Это можно объяснить тем, что эмоции не всегда поддаются сознательному контролю. Значимые положительные связи общего самоконтроля и самоконтроля в деятельности, а также общего самоконтроля и социального самоконтроля обусловлены, по нашему мнению, тем, что учебная деятельность и общение являются важными сферами для студентов-психологов и регулируются на сознательном уровне, в отличие от эмоциональных состояний. Выявленная связь между общим самоконтролем и выраженной смелостью (г = 0,30, р < 0,05) свидетельствует о том, что студенты, обладающие смелостью и решительностью, способны контролировать себя во всех сферах активности (рис. 1).

Следует отметить, что самоконтроль в деятельности коррелирует с самооценкой силы воли. Студенты-психологи, отмечающие у себя высокий уровень силы воли, способны контролировать свою деятельность на всех ее этапах: прогнозирования, планирования, исполнения и оценки результатов.

- р £ 0,05

- р < 0,01

Рис. 1. Корреляционные связи общего самоконтроля, самоконтроля в деятельности, самооценки силы воли и волевого свойства «смелость» у студентов

Кроме того, самооценка силы воли тесно связана с такими волевыми свойствами, как устойчивое проявление целеустремленности и самостоятельности (г = 0,508, р < 0,01; г = 0,353, р < 0,05 соответственно). В свою очередь самостоятельность как устойчивое качество личности студентов-психологов коррелирует с генерализованной смелостью (г = 0,446, р < 0,01). Допускаем, что обучающиеся склонны проявлять смелость и решительность в широком спектре жизненных ситуаций. Наши наблюдения показывают, что будущих психологов, которые оценивают себя как волевых личностей, характеризуют инициативность, стремление к достижению поставленных целей, установка на результат (рис. 2).

Оценивая названные волевые свойства личности будущих психологов по двум параметрам - «выраженность» и «генерализованность», мы обнаружили, что оба параметра присущи только одному волевому качеству студентов - самообладанию (г = 0,406,р < 0,01).

- р 5 0.05

- р 3 0,01

Рис. 2. Корреляционные связи самооценки силы воли и волевых свойств личности студентов

Возможно, это объясняется тем, что студенты оценивают самообладание и выдержку как качества, необходимые в жизни и будущей профессиональной деятельности. Это может быть связано с тем, что образ психолога-профессионала ассоциируется у них с такими характеристиками, как способность сохранять внутреннее равновесие, рационально действовать в сложных, конфликтных ситуациях, владеть собственными эмоциями, проявлять терпимость и хладнокровие. Последнее мы рассматриваем как подтверждение, что в самообладании интегрируются многие волевые свойства [Ильин, 2009]. Результаты исследования позволяют утверждать, что взаимосвязь самоконтроля и волевых свойств личности будущих психологов опосредована их самооценкой силы воли.

Заключение

Анализ научных представлений о самоконтроле и его связи с волевыми свойствами личности продемонстрировал, что существуют противоположные позиции по вопросу о том, относится ли самоконтроль к волевым свойствам личности либо связан с ними. Мы предположили, что самоконтроль, не являясь волевым свойством личности, тем не менее связан с волевыми свойствами.

Наше эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи самоконтроля и волевых свойств личности студентов-психологов, позволило выявить различного рода связи между самоконтролем студентов и их волевыми свойствами. Общий самоконтроль имеет значимую связь с самоконтролем в деятельности и с таким волевым свойством личности, как смелость.

Между самоконтролем и другими волевыми свойствами существует связь, которая опосредована самооценкой силы воли. Она проявляется прежде всего в контроле студентов за собственной деятельностью, требующей от них развития определенных волевых качеств - целеустремленности, выдержки, самостоятельности и самообладания. Таким образом, самоконтроль не относится к волевым свойствам, а связан с ними.

Список литературы

Аникеева Н. В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2013. № 5. С. 243-245.

Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Психология. 2017. № 3. С. 12-23.

Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 374-381. https://doi.org/10.15507/1991-9468.084.020.201603.374-381

Глазунов Ю. Т., Сидоров К. Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения. // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 2. С. 65-71.

Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сучков Д. Д. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культур.-ист. психология. 2016. Т. 12, № 2. С. 46-58.

Диянова З. В., Щеголева Т. М. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности. М. : Юрайт, 2017. 171 с.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб. : Питер, 2006. 208 с.

Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2009. 368 с.

Истомина Ч. И., Истомин В. С. Роль самоконтроля в образовательном процессе // Лингвистика и методика в высш. шк. 2012. Вып. 4. С. 243-247.

Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Ленинград : ЛГУ, 1989. 192 с. Мэй Р. Любовь и воля. М. : Винтаж, 2011. 280 с.

Раджабова Ф. П. Роль волевых процессов в формировании личности // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. научн. конф. (г. Челябинск, февраль 2015). Челябинск : Два комсомольца, 2015. С. 106-109.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. 720 с. Франкл В. Воля к смыслу. М. : Эксмо-Пресс, 2000, 368 с.

Interrelation of Self-Control Level and Volitional Qualities of Psychology Students

Z. V. Diyanova, T. M. Shchegoleva

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The paper deals with psychological issue of interrelation of self-control level and volitional qualities. Different views on the issue have been presented. The author identified the essence of self-control and specified its functions and aspects. Basic approaches to the issue of volitional control have been analyzed. Volitional qualities have been considered as a criterion of volitional control. The author presented the results of the empirical study of interrelation of self-control level and volitional qualities of psychology students. There is significant positive relationship among overall level of self-control, self-control when performing some activity, volition self-esteem, and volitional qualities of future psychologists. The interrelation of the level of self-control and volitional qualities of future psychologists is very complex and indirect.

Keywords: educational process, self-control of students, self-control when performing some activity, emotional self-control, social self-control, volition regulation, volition regulation criteria, volitional qualities, volition self-esteem.

For citation: Diyanova Z.V., Shchegoleva T.M. Interrelation of Self-Control Level and Volitional Qualities of Psychology Students. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 28, pp. 12-19. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.12 (in Russian)

References

Anikeeva N.V. Znachenie volevykh kachestv lichnosti v professional'nom stanovlenii [The value of strong-willed personality qualities for professional development]. Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2013, no 5, pp. 243-245. (in Russian)

Antilogova L.N. Cherkevich E.A. Samoregulyatsiya psikhicheskikh sostoyanii lichno-sti v podrostkovyi period [Self-control of mental conditions of the person during the teenage period]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Psikhologiya [Herald of Omsk University. Series Psychology], 2017, no 3, pp. 12-23. (in Russian)

Garanina Zh.G., Mal'tseva O.E. Samoregulyatsiya kak faktor lichnostno-professional'nogo samorazvitiya budushchikh spetsialistov [Self-regulation as a factor in personalprofessional self-development of future specialists]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], 2016, vol. 20, no 3, pp. 374-381. https://doi.org/10.15507/1991-9468.084.020.201603.374-381 (in Russian)

Glazunov Yu.T., Sidorov K.R. O volevykh kachestvakh cheloveka i osnovaniyakh ikh vydeleniya [On the volitional qualities of a person and grounds for their differentiation]. Vest-

Известия Иркутского государственного университета Серия «Психология». 2019. Т. 28. С. 12-19

nik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2016, vol. 26, is. 2 pp. 65-71. (in Russian)

Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D. Samokontrol' kak resurs lichnosti: diagnostika i svyazi s uspeshnost'yu, nastoichivost'yu i blagopoluchiem [Self-Control as a Personality Resource: Assessment and Associations with Performance, Persistence and Well-Being]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2016, vol. 12, no 2, pp. 46-58. (in Russian)

Diyanova Z.V., Shchegoleva T.M. Psikhologiya lichnosti. Zakonomernosti i mekhanizmy razvitiya lichnosti [Psychology of the personality. Regularities and development mechanisms of the personality]. Moscow, Yurayt Publ., 2017, 171 p. (in Russian)

Ivannikov V.A. Psikhologicheskie mekhanizmy volevoi regulyatsii [Psychological mechanisms of strong-willed regulation]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2006, 208 p. (in Russian)

Il'in E.P. Psikhologiya voli [Will psychology]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2009, 368 p. (in Russian)

Istomina Ch.I., Istomin V.S. Rol' samokontrolya v obrazovatel'nom protsesse [Self-checking role in educational process]. Lingvistika i metodika v vysshei shkole [Linguistics and technique at the higher school], 2012, vol. 4, pp. 243-247. (in Russian)

Nikiforov G.S. Samokontrol' cheloveka [Self-checking of the person.]. Leningrad, LGU Publ., 1989, 192 p. (in Russian)

Mei R. Lyubov i volya [Love and will]. Moscow, Vintage Publ., 2011, 280 p. (in Russian) Radzhabova F.P. Rol' volevykh protsessov v formirovanii lichnosti [Role of strong-willed processes in formation of the personality]. Aktual'nye voprosy sovremennoipsikhologii: materialy III Mezhdunar. nauchn. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2015) [Topical issues of modern psychology: materials III of the International scientific conference (Chelyabinsk, February, 2015)]. Chelyabinsk, Two Komsomol members Publ., 2015, pp. 106-109. (in Russian)

Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2006, 720 p. (in Russian)

Frankl V. Volya k smyslu [Will to sense]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2000, 368 p. (in Russian)

Диянова Зухра Васильевна Diyanova Zuhra Vasilievna

кандидат педагогических наук, доцент, Candidate of Sciences (Pedagogy), кафедра общей психологии Associate Professor, Department

Иркутский государственный университет of General Psychology Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 Irkutsk State University e-mail: dean146@ mail.ru 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Russian Federation e-mail: dean146 @ mail.ru

Щеголева Тамара Михайловна Schegoleva Tamara Mikhailovna

кандидат психологических наук, доцент, Candidate of Sciences (Psychology), кафедра общей психологии Associate Professor, Department

Иркутский государственный университет of General Psychology Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 Irkutsk State University e-mail: schegoleva52@mail.ru 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Russian Federation e-mail: schegoleva52@mail.ru

Дата поступления: 20.02.2019 Received: February, 20, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.