Научная статья на тему 'Историческая представленность категорий «Воля» и «Волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии'

Историческая представленность категорий «Воля» и «Волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3473
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / PSYCHOLOGICAL CATEGORY / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТАТУС / CATEGORIC STATUS / ВОЛЯ / WILL / ВОЛЕВОЙ ПРОЦЕСС / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / VOLITION ACTIVITY / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / ТЕОРИИ ВОЛИ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF RUSSIAN PSYCHOLOGY / УЧЕБНИК ПСИХОЛОГИИ / TEXTBOOK ON PSYCHOLOGY / В. К. КАЛИН / V. K. KALIN / В. А. ИВАННИКОВ / V. A. IVANNIKOV / VOLITION / VOLITION CONTROL / THEORIES OFWILL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна, Мазилов Владимир Александрович

Вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий психологической науки остается актуальным. В статье авторы на основе анализа содержания русских, советских и российских учебников психологии рассматривает место психологической категории «воля» в структуре основных психологических понятий. Трансформация категории «воля» в категории «волевая активность», «сознательная регуляция и/или саморегуляция», «волевая регуляция» не уничтожает автономного положения термина, сохраняя тем самым определенное место в ряду психологических категорий. Представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» учебниках психологии доказывается исторической реконструкцией содержания. Анализ современных учебников показывает, что подход к рассмотрению воли как высшей психической функции, обеспечивающей регуляцию действий, психических процессов и состояний в условиях конфликта рашений высшего уровня функционирования человека, а также возможностей более низких уровней (В. А. Иванников, 2014), становится ведущим. Категория «воля» должна остаться в психологии и занять одно из важных мест как одно из понятий, раскрывающих особое состояние саморегуляции, характеризующейся не тем, на что она направлена, а уровнем, на котором она осуществляется (уровень личности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Representation of the ‘Will’ and ‘Volitional Control’ Categories in Russia-Made Textbooks on Psychology

The problem of the ‘will’ category as one of the main psychological notions of Psychology remains urgent up this day. The authors of the article examine the place of the ‘will’ category in the structure of the main notions. The research is based on the analysis of Russian textbooks of the 19th and yearly 20th century, the Soviet Union period textbooks, and the books of the modern Russian authors. The transformation of the ‘will’ category to the categories of ‘volitional activity’, ‘volitional control’, ‘self-regulation’ does not destroy the term’s autonomous status and preserves its definite place among the psychological categories. The existence of the categories of ‘will’ and ‘volitional control’ in the textbooks on Psychology of different times is proved by the historical reconstruction of their context. The analysis of the modern textbooks shows that a leading approach appears to be the approach to the examination of will as the highest mental function which provides the control of movement, mental processes and states in the terms of conflict of solutions of the higher level of man’s functioning and the possibilities of a lower level (V. F. Ivannikov, 2014). The category of will sh ould be regarded as one of the notions disclosing a special state of self-regulation which is characterized not by the object it is directed to but the level of its realization (a personal level).

Текст научной работы на тему «Историческая представленность категорий «Воля» и «Волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

А. Р. Батыршина, В. А. Мазилов

Историческая представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии

Вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий психологической науки остается актуальным. В статье авторы на основе анализа содержания русских, советских и российских учебников психологии рассматривает место психологической категории «воля» в структуре основных психологических понятий. Трансформация категории «воля» в категории «волевая активность», «сознательная регуляция и/или саморегуляция», «волевая регуляция» не уничтожает автономного положения термина, сохраняя тем самым определенное место в ряду психологических категорий. Представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» учебниках психологии доказывается исторической реконструкцией содержания.

Анализ современных учебников показывает, что подход к рассмотрению воли как высшей психической функции, обеспечивающей регуляцию действий, психических процессов и состояний в условиях конфликта рашений высшего уровня функционирования человека, а также возможностей более низких уровней (В. А. Иванников, 2014), становится ведущим. Категория «воля» должна остаться в психологии и занять одно из важных мест как одно из понятий, раскрывающих особое состояние саморегуляции, характеризующейся не тем, на что она направлена, а уровнем, на котором она осуществляется (уровень личности).

Ключевые слова: психологическая категория, категориальный статус, воля, волевой процесс, волевая регуляция, волевая активность, саморегуляция, теории воли, история отечественной психологии, учебник психологии, В. К. Калин, В. А. Иван-ников.

A. R. Batyrshina, V. A.Mazilov

Historical Representation of the 'Will' and 'Volitional Control' Categories in Russia-Made Textbooks on Psychology

The problem of the 'will' category as one of the main psychological notions of Psychology remains urgent up this day. The authors of the article examine the place of the 'will' category in the structure of the main notions. The research is based on the analysis of Russian textbooks of the 19th and yearly 20th century, the Soviet Union period textbooks, and the books of the modern Russian authors. The transformation of the 'will' category to the categories of 'volitional activity', 'volitional control', 'self-regulation' does not destroy the term's autonomous status and preserves its definite place among the psychological categories. The existence of the categories of 'will' and 'volitional control' in the textbooks on Psychology of different times is proved by the historical reconstruction of their context.

The analysis of the modern textbooks shows that a leading approach appears to be the approach to the examination of will as the highest mental function which provides the control of movement, mental processes and states in the terms of conflict of solutions of the higher level of man's functioning and the possibilities of a lower level (V. F. Ivannikov, 2014). The category of will sh ould be regarded as one of the notions disclosing a special state of self-regulation which is characterized not by the object it is directed to but the level of its realization (a personal level).

Keywords: psychological category, categoric status, will, volition, volition control, volition activity, self-regulation, theories ofwill, History of Russian Psychology, textbook on Psychology, V. K. Kalin, V. A. Ivannikov.

Уже на протяжении последних двух веков психология является предметом преподавания среднего и высшего образования. Имеется обширная учебная литература, включающая большое количество оригинальных сочинений монографического характера, учебников, учебных пособий и хрестоматий по различным направлениям психологической науки.

Одной из задач исследования является определение категориального статуса психологического понятия «воля» и «волевая регуляция». Мы разделяем точку зрения В.А.Ганзена о том, что учебники психологии отражают состав и, в определенной степени, структуру систем основных психологических понятий. С целью анализа были рассмотрено содержание основных учебников и

© Батыршина А. Р., Мазилов В. А., 2014

учебных пособий по психологии (310 наименований), изданных в России с начала XIX века до 2014 года. В это число были включены учебники по общей психологии, возрастной, педагогической, психологии спорта и специальной психологии, а также издания, переизданные по нескольку раз. Предметом анализа послужило содержание разделов (тем или глав), посвященных рассмотрению основных вопросов по проблеме воли и волевой регуляции: от определения понятий «воля», «волевая регуляция», выделения основ и механизма воли, волевых качеств до вопросов воспитания и формирования воли, волевой подготовки в спорте.

Из общего количества рассмотренных учебников, раскрывающих категорию воли, все опреде-

Рассмотрение воли через понятия «желание», «акты хотения» в целом характерно для многих учебников и пособий, имевших распространение в русской образовательной системе. Для многих авторов учебников, воля являлась термином, истинный смысл которого сводился к ощущениям в

ления были сгруппированы несколько подходов, которые представлены в следующих таблицах.

Первый подход рассматривает волевой процесс как «акты хотения», «желания», «стремление» через прохождение стадий: сначала возникает некое влечение, которое не имеет своего осознанного предмета, затем влечение находит свой предмет и становится осознанным, определенным и получает новое название - желание. Это желание требует своего осуществления и тут возникает представление о том, какими путями может быть удовлетворено это желание. Борьба мотивов и считается центральным психологическим процессом, который заканчивается составлением намерения и включением его в план волевого поведения. Таким образом, «весь процесс разыгрывается в основном внутри сознания» [3].

сочетаниях их с представлениями и мыслями. Во многих руководствах, волевой акт рассматривался как сложный и состоящий из элементов: «полное понятие о том акте, который хотят выполнить; размышление, приведение мотивов за и

Год | Автор или редактор учебника | Примеры определений

I. Воля определяется через желание, как акт хотения, как стремление либо намерение

1862 Вессель Н. Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей. - СПб., 1862. - 192 с. Как только к какому-либо желанию присоединяется соответствующий ряд средств, и если эти средства действительно находятся в нашем распоряжении, так что мы в состоянии исполнить наше желание, то мы можем сказать: хотим. Воля человека есть ничто иное, как совокупность всех развитых и вновь образующих в душе действий хотения. (С. 138)

1884 Чистович И. Курс опытной психологии. Изд. 3-е. - СПб., 1884. - 250 с. Воля - сила души, действующая в желаниях, которое соединяется: 1)с представлением цели и средств, ведущих к ее осуществлению, а рано побуждений, располагающих к ее достижению; 2) с сознанием возможности исполнения желания и достижения цели; 3) с энергией в достижении цели, которая одинаково должна быть обращена как на цель, так и на средства. (С. 126)

1888 Сели Дж. Основные начала психологии и ее применение е воспитанию. - СПб., 1888. - 358 с. Термин «воля» употребляется в обширном смысле, как обнимающий собой все наши сознательные поступки или действия; в более узком и строгом смысле термин «воля» покрывает собой только те действия, которые сопровождаются ясным сознательным намерением. (С. 318)

1894 Гиляровский А. Пособие к изучению психологии. 4-е изд. - М., 1894. - 252 с. Способность хотения по собственному самоопределению и решимости называется волей.... Волею становится сам дух наш, приходящий в деятельное состояние, насколько он, отвлекаясь от внешних побуждений и внутренних безотчетных влечений, оценивает те и другие требования разума и нравственного закона и, сообразно с этой оценкой, решается на известный поступок. (С. 162-163).

1898 Гобчанский И. Опытная психология. - СПб., 1898. - 271 с. Под волей разумеется способность души сознательно, обдуманно и свободно - по собственному выбору и решимости - определять себя к деятельности. (С. 189)

1899 Рише Ш. Опыт общей психологии. Пер. с. фр. - М., 1899. - 243 с. Роль воли состоит в том, чтобы задерживать, умерять, уничтожать в нас рефлективные и инстинктивные акты. (С. 220)

1912 Лавров Б.В. Курс психологии (для гимназий и самообразования). - Нижний Новгород, 1912. - 205 с. Воля есть такое душевное состояние, которое характеризуется каким-нибудь стремлением. (С. 139)

против его выполнения; выбор, решение и приведение в исполнение» [2. С. 46].

Уже в конце XIX века многие ученые отмечали, что психология воли - одна из наименее разработанных частей науки о душевной деятельности. Н. Я. Грот был убежден, что вопрос о свободе воли обязательно входит в сферу изучения явлений и законов волевой деятельности. «Но вопрос этот тесно соприкасается с метафизическими вопросами о значении закона причинности в душевной и мировой жизни о самобытной основе душевной жизни человека. Поэтому-то вопрос

Начало этого подхода к определению воли мы можем встретить еще в учебниках конца XIX века. Так, Г. Компейре выделяет в волевой деятельности основной признак - осознанность как способность «обдуманно предпринимать известные решения по свободному выбору» [9. С. 140]. Анализ учебников показывает, что данный подход начинает изживать себя к концу 60-х годов, поскольку занимает лидирующие позиции другой, уточненный. А именно, к признаку «созна-

о значении воли разрешается так разнообразно, начиная от признания ее первенства в душевной жизни и совпадения ее с самой основой этой последней и кончая предположением некоторых психофизиологов, что воля - только совокупность органических двигательных и даже мускульных ощущений, - их абстракция» [5].

Исторически ведущим на протяжении целого столетия был подход (второй), предлагающий рассматривать волю через проявление сознательных (волевых) действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.

тельные, целенаправленные (волевые) действия» и «сознательно оставленные цели» добавляется еще один важный признак воли - «способность к преодолению трудностей и препятствий». И, как следствие, возникает модернизированный подход (третий), рассматривающий волю как «психическую деятельность», как «способность совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей и препятствий».

Год | Автор или редактор учебника | Примеры определений

II. Воля выражается в сознательных действиях, направленных на достижение цели

1895 Компейре Г. Основания элементарной психологии. - СПб., 1894. Воля как способность ума производить сознательно и обдуманно, произвольно и свободно какое-либо действие по собственному выбору. (С. 135)

1926 Челпанов Г.И. Очерки психологии. - М.-Л., 1926. - 254 с. В волевом акте мы совершаем что-либо для чего-нибудь, совершаем с определенной целью. Перед совершением волевого акта в моем сознании имеется на лицо представление цели и представление движений, при помощи которых мы можем достигнуть цели. (С. 224)

1934 Корнилов К.Н. Психология. Учебник для высших педагогических учебных заведений. - М., 1934. - 160 с. Психическое состояние, которое проявляется в активности и выражается в действиях, направленных на достижение этих сознательно поставленных целей, называют волей. (С. 143)

1940 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1940. - 596 с. Волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, действующий субъект оценивает результат, к которому привело действие, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено.

1954 Теплов Б. М. Психология: учебник для средней школы. Изд. 8-е - М.: Учпедгиз, 1954. - 225 с. Воля - это та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. (С. 183)

1959 Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст). -М.: АПН РСФСР, 1959. - 546 с. Воля - способность к выполнению разумных целенаправленных действий. (С. 473)

1963 Психология / под ред. Е. И. Игнатьева. - М., 1963. Воля - психическая деятельность человека, проявляющаяся в активных преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленных целей

1964 Луков Г. Д., Платонов К. К. Психология. - М., 1964. - 344 с. Воля - это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение поставленных целей. (С. 200)

1965 Запорожец А. В. Психология. - М., 1965. - 240 с. Присущая человеку способность руководствоваться в своих действиях сознательно поставленной целью называется волей. (С. 157)

1999 Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / под ред. Ю. В. Наумкина. - М.: Закон и право, Юнити, 1999. - 350 с. Воля - психический процесс, характеризуется своеобразным усилием и выражается в действиях и поступках человека, направленных на достижение сознательно поставленных целей. (С. 103)

Год | Автор или редактор учебника | Примеры определений

III. Воля как способность совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей и препятствий

1952 Егоров Т. Г. Психология: учеб. пособие для военных высших учебных заведений. - М., 1952. - 206 с. Воля - способность к разумному преодолению трудностей и препятствий, развивавшаяся в условиях воспитания и обучения. (С. 176)

1958 Артемов В. А. Курс лекций по психологии. - Харьков, 1958. - 421 с. Воля - сложная форма психической деятельности человека, проявляющуюся в преднамеренных и планомерных действиях и поступках, направленных на достижение сознательно поставленных целей и на преодоление препятствий. (С. 310)

1966 Психология / под ред. А. Г. Ковалева и др. - М., 1966. - 452 с. Воля - есть регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. (С. 308)

1970 Психология / под общ. ред. А.А. Зарудной. - М., 1970. - 472 с. Воля - это регулирующая сторона сознания, способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления препятствий. (С. 322)

1973 Гоноболин Ф. Н. Психология / под ред. Н. Ф. Добрынина: учеб. пособие для педучилищ. - М. : Просвещение, 1973. - 240 с. Воля - психический процесс, возникающий при преодолении человеком с помощью усилий внутренних или внешних препятствий для достижения поставленной цели. (С. 111)

1977 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с. Воля - это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее сознательно поставленной цели. (С. 116)

1984 Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов / М. В. Матюшина, Т. С. Михальчик и др. / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с. Воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия. (С. 161)

1988 Барабанщиков А. В. и. др. Основы военной психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с. Воля проявляется в деятельности и выражается в способности преодолевать трудности на пути к сознательно поставленной цели. (С. 41)

1999 Гуревич П.С. Психология: Учебное пособие. - М.: Знание, 1999. - 304 с. Воля - способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные поступки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. (С. 204)

2001 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2001. - 512 с. Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. (С. 223)

2004 Першина Л.А. Общая психология: учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 436 с. Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Данный подход «уходит» в историю и в современных учебниках имеет единичную представленность.

Следующий (четвертый) подход также возникает в начале 60-х годов и рассматривает категорию «воля» как «волевую активность». Данное понимание впервые мы встречаем в учебнике психологии Н. Д. Левитова (1964). Авторы такого понимания, различая неволевую (непроизволь-

ную) и волевую (произвольную) активности, определяющим моментом волевой активности также считают наличие цели и преодоление препятствий, образуют тем самым синонимичный ряд «воля - волевая активность». В современных учебниках психологии понятие «волевая активность» в определении феномена воли продолжает иметь место (А. Э. Штейнмец, 2006; С. В. Феоктистова, 2009).

Год | Автор или редактор учебника | Примеры определений

IV. Воля определяется через категорию «волевая активность»

1964 Левитов Н. Д. Психология. - М., 1964. -256 с. Волевая активность - сознательная и целенаправленная, с особой силой проявляющаяся в борьбе за достижение цели, в преодолении внешних или внутренних препятствий. (С. 116)

1967 Иванов П.И. Психология. - Ташкент, 1967. - 544 с. Воля - активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели, и с применением сознательного усилия. (С. 359)

2006 Штейнмец А. Э. Общая психология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 288 с. Воля - это особая форма активности личности, направленная на достижение сознательно поставленной цели с преодолением препятствий. (С. 215)

2009 Феоктистова С.В. Психология. - М., 2009. - 240 с. Воля - сознательная целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий (С. 124)

Пятый подход предлагает рассматривать волю «как сознательное регулирование деятельности и собственного поведения». Большая часть авторов также продолжает выделять в качестве

С середины 80-х годов механизм сознательного регулирования деятельности и поведения начинает рассматриваться в русле мотивационно-го подхода, в контексте которого развитие воли происходит с изменением мотивов поведения (В. С. Мухина, 1985). Этот подход сближает небольшую часть учебников (Д. Б. Эльконин, 1960; 2007; Е. О. Смирнова, 2006; Г. А. Урунтаева, 1999 и др.), авторы которых различают волю и произвольность, отмечая, что «развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной

критерия волевого действия - умение преодолевать внутренние и внешние трудности при наличии поставленной цели.

сферы; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредствован-ности своего поведения» [14].

Достаточно устойчивым является подход (шестой), рассматривающий категорию воли через «сознательную регуляцию и / или саморегуляцию деятельности и поведения». Здесь также сохраняется в качестве критерия воли - преодоление препятствия при сохранении целенаправленности действий.

Год |_Автор или редактор учебника_|_Примеры определений

VI. Воля как сознательная регуляция и / или саморегуляция поведения и

деятельности

1950 Фортунатов Г. А. Психология: учебно-методическое пособие. - М., 1950. -200 с. Воля - сознательное регулирование человеком своих действий в соответствии с одобренной и принятой им целью, характеризующееся усилием, преодолением трудностей. (С. 200)

1967 Курс психологии /Под ред. М. В. Гамезо. - М., 1967. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать препятствия при совершении целенаправленных действий (С. 209)

1981 Богословский В. В. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с. Воля - сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоление внутренних и внешних трудностей. (С. 315)

1986 Общая психология: учеб. для студентов Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей

Год | Автор или редактор учебника | Примеры определений

V. Воля как сознательное регулирование деятельности и собственного поведения

1964 Рудик П. А. Психология. - М., 1964. - 462 с. Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять своим поведением. (С. 299)

1972 Военная психология / под ред. В. В. Шеля-га, А. Д. Глоточкина. К. К. Платонова. -М.: Военное издательство, 1972. - 400 с. Воля - это способность контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение своих целей. (С. 178)

1974 Кузин В. С. Психология: учебник. - М.: Высшая школа, 1974. - 280 с. Воля как регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения. (С. 280)

1979 Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ин-в физ. культуры / под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1979. - 143 с. Воля как высшее сознательное саморегулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с затратой волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение поставленных целей. (С. 67)

1982 Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 2. Познавательная деятельность личности / М. В. Гамезо, А. П. Гурина. - М., 1982. - 190 с. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (С. 123)

1984 Психология: учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.Ц Пуни. - М.: ФиС, 1984. - 255 с. Воля - активная сторона сознания человека. В единстве с разумом и чувствами она регулирует его поведение и деятельность в затрудненных условиях (С. 90)

2005 Кроль В.М. Психология: учеб. пособие. -М., 2005. - 736 с. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения и представляет инструмент, используемый мотивациями высшего порядка в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненный целей человека. (С. 695)

2005 Психология: учебник для пед. вузов / под ред. Б. А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с. Воля как овладение собственным поведением (С. 126)

пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский и др. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с. деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. (С. 387)

1995 Общая психология: курс лекций для первой ступени пед.образования /Сост. Е.И.Рогов. - М.: Владос, 1995. - 448 с. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (С. 335)

2000 Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2000. - 592 с. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (С. 373)

2007 Дубровина И.В. Психология: учеб. для студ. сред. проф. заведений. - М.: Академия, 2007. - 464 с. Воля - сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение и преодоление трудностей

2007 Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. 4-е изд. - М., 2007. -440 с. Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей.

2009 Глуханюк Н. С. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов. - М.: Академия, 2009. - 288 с. Воля - сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Данный подход, получивший большое распространение в начале 80-х годов, продолжает быть в современных учебниках как один из основных.

В современных учебниках психологии особо выделяется подход (седьмой), рассматривающий волю как «произвольное управление поведением». Авторы учебника считают, что «понимание воли возможно только на основе учета ее полифункциональности и как механизма сознательно-

го и преднамеренного управления человеком своего поведения» [12. С. 472]. Произвольное управление является общим феноменом, организует произвольное поведение (включая и волевое), которое реализуется через произвольные действия. Таким образом, волевая регуляция является произвольным управлением, которое реализуется через волевые действия, при этом возрастает роль волевых усилий, характеризующих волевое поведение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год | Автор или редактор учебника | Примеры определений

VII. Воля как произвольное управление поведением

1985 Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-в / Под ред. Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с. Воля как сознательное управление своим поведением, своими внешними и внутренними действиями (С. 204)

2002 Гогунов Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с. Воля - это сознательное управление человеком своими действиями и поступками

2004 Психология: учебник / Под ред. В. М. Аллахвер-дова и др. - М., 2004. - 752 с. Воля - механизм сознательного и преднамеренного управления человеком своего поведения. (С. 472)

Восьмым подходом, имеющим место в современных учебниках, является рассмотрение воли как волевой регуляции.

Год Автор или редактор учебника Примеры определений

VIII. Воля как волевая регуляция

1995 Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М., 1995. - 384 с. Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. (с. 264)

2001 Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. вузов: В 3-х кн. 4-е изд. - М.: Владос, 2001. Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с. Волевая регуляция - сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.

Из представленных определений можно заметить, что под использованием одного термина, авторы понимают различное психологическое содержание категории «волевая регуляция». В учебнике В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева волевая регуляция рассматривается в контексте концепции В. А. Иванникова (1989), а Р. С. Немов разделяет подход В. К. Калина (1989). В обеих концепциях воля понимается как система механизмов саморегуляции, но у В. К. Калина «волевая регуляция» затрагивает механизмы мобилизации энергетических ресурсов и обеспечение совместной работы многих психических функций по принципу согласованного оптимума, в то время как В. А. Иванников видит сущность волевой регуляции при порождении действий в «создании дополнительного побуждения (или торможения) к действию, принятому личностью, но не обеспеченному достаточной мотивацией» [6]. Поэтому вторая концепция выходит на личностный уровень произвольной регуляции, в противоположность идее «мобилизационного оптимума», реализующейся на уровне психофизиологического обеспечения деятельности. Сам термин «волевая регуляция» понимается неоднозначно: с точки зрения В. К. Калина, речь идет о регуляции количественных характеристик актуально протекающих физиологических и психических процессов, а в концепции В. А. Иванникова регуляция деятельности осуществляется через изменение или порождение новых смыслов, поэтому анализируются возможные способы изменения смысла [действий], определяющего побуждения к внутренним и внешним действиям, соответствующим более значимым (ценным) мотивам.

Не во всех учебниках дается определение воли. Имеется ряд авторов, которые волевой процесс определяют через волевые действия либо волевые движения (А. А. Люблинская, 1971; Психология / под ред. А. А. Смирнова, 1962, Н. В. Канторович, 1971 и др.). В таких учебниках, воля раскрывается через «действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, называемые волевыми» [13].

Имеется группа учебников, где авторы рассматривают волю с выделением различных аспектов этой проблемы, указывая причины трудности изложения данной темы (А. Н. Леонтьев, 2007; П. Я. Гальперин, 2005). А. Н. Леонтьев считает, что волевое действие есть «процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными» (А. Н. Леонтьев, 2007).

П. Я. Гальперин, указывая, что воля - «это действие вопреки мотиву, а не под его влиянием» (П. Я. Гальперин, 2005), отмечает, «трактовка психологии воли как борьбы мотивов - недоразумение, прежде всего исходящее из ложного смешения побуждения и собственно мотива» [2. С. 384].

В современных учебниках последних лет наблюдается стремление рассматривать волю как структурированный волевой акт, реализующий через механизмы принятия решений и включающий в свою структуру мотивацию (В. Д. Шадри-ков, В. А. Мазилов, 2014).

Анализ подходов к определению воли и волевой регуляции показал, что в современных учебников из восьми выделенных нами преобладают и продолжают сохранять свои позиции три:

1) подход, рассматривающий волю как волевую активность;

2) подход, в котором воля рассматривается как сознательная регуляция и/или саморегуляция поведения и деятельности.

Для обоих подходов характерно выделение признаков в качестве критериев воли - сознательность регуляции, управления, цели, собственным поведением; наличие сознательных либо целенаправленных (волевых) действий; преодоление внутренних и внешних препятствий (трудностей).

3) подход, рассматривающий волю как волевую регуляцию в двух модификациях (с точки зрения концепций В. К. Калина и В. А. Иванникова).

Таким образом, категория «воля» трансформируется в категории «волевая активность» с одной стороны, «сознательная регуляция и / или саморегуляция» с другой и в категорию «волевая регуляция» с третьей при сохранении своего места в ряду психических процессов. Однако, категория «воля» не исчезает и не растворяется в терминологическом поле психологической науки, сохраняя тем самым свою автономность. Видимо, это можно объяснить тем, что в учебниках психологии термин «воля» несет операциональную нагрузку, поскольку, используя это понятие, «легче» преподнести содержание психического мира человека, с точки зрения преподавания психологии как учебного предмета. С другой стороны, сохраняется историческая преемственность в преподнесении психологического материала в учебниках: перцепция - мышление - эмоции -воля - сознание. В эту последовательность в различных вариантах включается и другие психологические понятия.

Общий анализ учебников и учебных пособий по психологии показал следующее. В начальный период советской психологии (20-40-е годы XX века) происходит, как продолжение включения раздела о воле в учебники (М. А. Павлова, 1919; Г. И. Челпанов, 1926; С. Л. Рубинштейн, 1935 и др.), так подмена темы другим содержанием или рассмотрение ее в минимальном объеме (К. Н. Корнилов, 1926, 1928; С. В. Кравков, 1925; Дж. Лестер, 1925; П. П. Блонский, 1921 и др.). После, так называемой, «реактологической дискуссии» 1931 года К. Н. Корнилов включает раздел «Воля» в свои учебники. Более того, вся его дальнейшая научная деятельность впоследствии связывается с проблемой воли в советской психологии.

Начиная с 50-х годов в советских учебниках разделы «Воля», «Волевые процессы» включаются практически у всех авторов учебников (Г. А. Фортунатов, 1950; Т. Г. Егоров, 1952; Б. М. Теплов, 1953; В. А. Артемов, 1954; П. А. Рудик, 1955 и др.). Учебники, изданные до конца 70-х годов, отличает наличие глав о физиологических механизмах волевых действий и произвольных движений (П. А. Рудик, 1964, 1967; Т. Г. Егоров, 1955; Общая психология / под ред. В. В. Богословского, 1981; В. А. Крутецкий, 1986), разделов о критике зарубежных теорий воли (К. Н. Корнилов, 1934; П. А. Рудик, 1964; Г. Д. Луков, К. К. Платонов, 1964). Возврат рассмотрения теорий воли в учебниках происходит только в начале нашего века (Маклаков А. Г., 2000 и др.).

В учебниках психологии, издававшихся с 60-х годов, помимо общетеоретических подходов психологии воли, появляются разделы, связанные с рассмотрением различных по составу волевых качеств (П. А. Рудик, 1967; В. С. Кузин, 1974; Курс психологии / под ред. М. В. Гамезо, 1967; Общая психология / под ред. В. В. Богословского, 1981; Общая психология / сост. Е. И. Рогов, 1995; Б. М. Теплов, 1954), развития волевой сферы в целом у детей (А. А. Люблинская, 1959; А. Н. Чеботарев, 1961; Детская и педагогическая психология / под ред. Н. Д. Левитова, 1964 и др.), и развитием волевые качеств, в частности (А. И. Щербаков, 1963; Курс психологии / под ред. М. В. Гамезо, 1967; Общая психология / под ред. В. В. Богословского и др., 1981; А. Г. Маклаков, 2000; Л. А. Першина, 2004); возрастных особенностей воли учащихся (В. В. Богословский, 1974); индивидуальных особенностей воли (Общая психология / под ред. А. В. Петровского и др., 1986; И. В. Дубровина, 2007).

В современных изданиях, начиная с начала 90-х годов, заметны три линии включения раздела о воле в содержании учебников: первая - традиционное включение разделов «Воля» в разделы общей психологии, но подразумевая и раскрывая через понятие «волевая регуляция» (Р. С. Немов, 2001 и др.); вторая линия предлагает рассматривать либо раздел «Волевая регуляция», либо «Эмоционально-волевые процессы» в структуре психических процессов (В. М. Кроль, 2005; А. В. Батаршев, 2003; М. И. Еникеев, 2007; Л. П. Баданина, 2012; И. Б. Лебедев, 2012 и др.); третья линия раскрывает категорию воли через определение других понятий (Общая психология / сост. Е. И. Рогов, 1995; П. С. Гуревич, 1999; А. Г. Маклаков, 2000; А. Э. Штейнмец, 2006; Н. С. Глуханюк, 2009 и др.).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Из 310 учебников 220 изданий содержат разделы, темы или главы, рассматривающие в большей или меньшей степени основные вопросы по проблеме воли и волевой регуляции: представлены определения воли (волевой регуляции), выделены основы и механизмы воли, выделяются волевые качества, структура волевого акта (действия).

2. Анализ показал, что большинством авторов категория «воля» рассматривается в следующей последовательности: перцепция - мышление -эмоции - воля - сознание. Обращает на себя внимание тот факт, что вопрос об их систематизации не обсуждается ни в одном из учебников. Наибольшее единодушие авторов проявляется в том, что почти все они начинают изложение психологии с ощущений. Далее рассматриваются другие познавательные процессы, затем совершается переход к эмоциям и воле, которая в преобладающем большинстве учебников замыкает перечень психологических явлений. Анализируя монобазис психологии, В. А. Ганзен (1984) указывает на известные в истории психологии парные, тройные базисы. «Живучей» триадой оказалось разделение психической реальности на «познание - чувство - волю». Она до сих пор находит свое выражение в рассмотрении места категории воли и волевой регуляции в учебниках по психологии.

Вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий остается актуальным. Представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» учебниках психологии доказывается исторической реконструкцией содержания и как отмечается, «понятие воля

должно остаться в психологии, потому что поведенческая ситуация, требующая особой саморегуляции, никогда не исчезнет из жизни людей» (В. А. Иванников, 2014).

Библиографический список

1. Батыршина, А. Р. Естественнонаучные предпосылки проблемы воли в отечественной психологии [Текст] / А. Р. Батыршина // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - 2013. - № 22. - с. 9-15.

2. Баулина, А. Задачи современного воспитания [Текст] / А. Баулина. - СПб., 1910. - 106 с.

3. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. / П. Я. Гальперин. - М., 2005. - 400 с.

4. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В. А. Ганзен. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. - 176 с.

5. Грот, Н. Я. Программа по психологии и логике [Текст] / Н. Я. Грот // Вопросы философии и психологии. Книга 25 (5). Год пятый; под ред. Н. Я. Грота и Л. М. Лопатина. - 1894.

6. Иванников, В. А. Воля как произвольная форма мотивации [Текст] / В. А. Иванников // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы II Всесоюзного семинара молодых ученых. - М., 1986. - С. 134-136.

7. Иванников, В. А. Место понятия «воля» в современной психологии [Текст] / В. А. Иванников, Д. Д. Барабанов, А. В. Монроз, В. Н. Шляпников, Е. В. Эйдман // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 15-23.

8. Калин, В. К. На путях построения теории воли [Текст] / В. К. Калин // Психологический журнал. - 1989. -Т. 10. - № 2. - С. 46-56.

9. Компейре, Г. Основания элементарной психологии [Текст] / Г. Компейре. - СПб., 1894.

10.Мазилов, В. А. Актуальные методологические проблемы современной отечественной истории психологии [Текст] / В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). - 2014. -№ 2. - С. 202-210.

11.Мазилов, В. А. О предмете научной психологии: утраты и обретения [Текст] / В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). - 2014. - № 1. - С. 266-270.

12.Психология [Текст]: учебник / под ред. В. М. Аллах-вердова и др. - М. : Проспект, 2004. - 752 с.

13.Психология [Текст]: учебник для педагогических ин-тов / под ред. А. А. Смирнова и др. - М., 1962. - 560 с.

14.Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебник для пед. училищ / Е. О. Смирнова. - М., 1997. - 384 с.

Bibliograflcheskij spisok

1. Batyrshina, A. R. Estestvennonauchnye predposylki problemy voli v otechestvennoj psihologii [Tekst] / A. R. Batyrshina // Inostrannye jazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty. - 2013. - № 22. - s. 9-15.

2. Baulina, A. Zadachi sovremennogo vospitanija [Tekst] / A. Baulina. - SPb., 1910. - 106 s.

3. Gal'perin, P. Ja. Lekcii po psihologii [Tekst]: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. 2-e izd. / P. Ja. Gal'-perin. - M., 2005. - 400 s.

4. Ganzen, V. A. Sistemnye opisanija v psihologii [Tekst] / V. A. Ganzen. - L. : Izd-vo LGU, 1984. - 176 s.

5. Orot, N. Ja. Programma po psihologii i logike [Tekst] / N. Ja. Orot // Voprosy filosofii i psihologii. Kniga 25 (5). God pjatyj; pod red. N. Ja. Grota i L. M. Lopatina. - 1894.

6. Ivannikov, V. A. Volja kak proizvol'naja forma motivacii [Tekst] / V. A. Ivannikov // Jemocional'no-volevaja reguljacija povedenija i dejatel'nosti: Tezisy II Vsesojuznogo seminara molodyh uchenyh. - M., 1986. - S. 134-136.

7. Ivannikov, V. A. Mesto ponjatija «volja» v sovremennoj psihologii [Tekst] / V. A. Ivannikov, D. D. Barabanov, A. V. Monroz, V. N. Shljapnikov, E. V. Jejdman // Voprosy psihologii. - 2014. - № 2. - S. 15-23.

8. Kalin, V. K. Na putjah postroenija teorii voli [Tekst] / V. K. Kalin // Psihologicheskij zhurnal. - 1989. - T. 10. - № 2. - S. 46-56.

9. Kompejre, G. Osnovanija jelementarnoj psihologii [Tekst] / G. Kompejre. - SPb., 1894.

10. Mazilov, V. A. Aktual'nye metodologicheskie problemy sovremennoj otechestvennoj istorii psihologii [Tekst] / V. A. Mazilov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - 2014. - № 2. - S. 202-210.

11. Mazilov, V. A. O predmete nauchnoj psihologii: utraty i obretenija [Tekst] / V. A. Mazilov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - 2014. -№ 1. - S. 266-270.

12.Psihologija [Tekst]: uchebnik / pod red. V. M. Allahver-dova i dr. - M. : Prospekt, 2004. - 752 s.

13.Psihologija [Tekst]: uchebnik dlja pedagogicheskih in-tov / pod red. A. A. Smirnova i dr. - M., 1962. - 560 s.

14.Smirnova, E. O. Psihologija rebenka [Tekst]: uchebnik dlja ped. uchilishh / E. O. Smirnova. - M., 1997. - 384 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.