\
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 159.9
А.Р. Батыршина
канд. пед. наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д.Ушинского»
МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ВОЛЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ:
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье автор на основе анализа содержания русских, советских и российских учебников психологии рассматривает место психологической категории «воля» в структуре основных психологических понятий. Трансформация категории «воля» в категории «волевая активность», «сознательная регуляция и/или саморегуляция», «волевая регуляция» не уничтожает автономного положения термина, сохраняя тем самым определенное место в ряду психологических категорий.
Ключевые слова: психологическая категория, воля, волевая регуляция, история отечественной психологии, учебники психологии.
A.R. Batyrshina, Yaroslavl State Pedagogical University of K.D. Ushinskiy
THE PLACE OF THE CATEGORY OF WILL IN RUSSIAN PSYCHOLOGY: THE ANALYSIS OF THE
TEXTBOOKS ON PSYCHOLOGY
Abstract. The author of the article examines the place of the 'will' category in the structure of the main notions. The research is based on the analysis of Russian textbooks of the 19th and yearly 20th century, the Soviet Union period textbooks, and the books of the modern Russian authors. The transformation of the 'will' category to the categories of 'volitional activity', 'volitional control', 'self-regulation' does not destroy the term's autonomous status and preserves its definite place among the psychological categories.
Keywords: psychological category, will, volitional control, History of domestic Psychology, textbook on Psychology.
Уже на протяжении последних двух веков психология является предметом преподавания среднего и высшего образования. Имеется обширная учебная литература, включающая большое количество оригинальных сочинений монографического характера, учебников, учебных пособий и хрестоматий по различным направлениям психологической науки.
Одной из задач исследования является определение категориального статуса психологических понятий «воля» и «волевая регуляция». Мы разделяем точку зрения В.А. Ганзена (1984) о том, что учебники психологии отражают состав и, в определенной степени, структуру систем основных психологических понятий. С целью анализа были рассмотрено содержание основных учебников и учебных пособий по психологии (310 наименований), изданных в России с начала XIX века до 2014 года. В это число были включены учебники по общей психологии, возрастной, педагогической, психологии спорта и специальной психологии, а также издания, переизданные по нескольку раз. Предметом анализа послужило содержание разделов (тем или глав), посвященных рассмотрению основных вопросов по проблеме воли и волевой регуляции: от определения понятий «воля», «волевая регуляция», выделения основ и механизма воли, волевых качеств до вопросов воспитания и формирования воли, волевой подготовки в спорте.
Анализируя русскую учебную литературу XIX века по психологии, нетрудно заметить, что мало в каких учебниках и пособиях не выделяется раздел, посвященный воле и свободе воли (эти две темы, как правило, были традиционными и в содержательной части шли друг за другом). Русская учебная литература насчитывает обширное количество изданий, как русских авторов
(И. Кедров, 1844; Н. Вессель, 1862; В. Снегирев, 1873, 1893; Н.Н. Страхов, 1894; М. Владиславлев, 1881; П.Ф. Каптерев, 1882; В.Е. Попов, 1886; А.И. Введенский, 1891; А.П. Нечаев, 1904 и др.; Л.М. Лопатин, 1904, 1909; М.М. Филиппов, 1904; Г.И. Челпанов, 1907 и др.; И. Сикорский, 1911; А.Ф. Лазурский, 1915; Н.Н. Ланге, 1918; А.Я. Зеленская, 1915 и др.), так и зарубежных авторов, переводимых и издаваемых в немалом количестве в России (Д.Г. Льюис, 1880; Дж. Селли, 1888; Ш. Рише, 1889; Г. Компейре, 1895; Дж.Т. Лэдд, 1908; А. Диров, 1911 и др.).
Практически до середины XIX века разделы по психологии включались в общие курсы по философии, и многие издания были в переводном виде, собственно русских изданий было незначительно (И. Михайлов «Наука о душе», 1796; П. Любовский «Краткое руководство к опытному душесловию», Харьков, 1815). Еще в начале Х1Х века появляется курс психологии, написанный в духе Вольфа, - примером может служить работа И. Юрьевича «Пневматология, или о существах чувствующих и мыслящих» (1825). Во многих изданиях предлагалось выделять простейшие состояния психической жизни: ощущения, чувствование (волнение), стремления, идеи): простейшие психические процессы: сознание-различение, ассоциирование и воспроизведение, творчество, внимание, память; к сложным явлениям относили ум, сердце и волю.
Большая часть учебников, изданных до 1917 года, рассматривают волевой процесс как «акты хотения», «желания», «стремление» через прохождение стадий: сначала возникает некое влечение, которое не имеет своего осознанного предмета, затем влечение находит свой предмет и становится осознанным, определенным и получает новое название -желание. Это желание требует своего осуществления и тут возникает представление о том, какими путями может быть удовлетворено это желание. Борьба мотивов и считается центральным психологическим процессом, который заканчивается составлением намерения и включением его в план волевого поведения. Таким образом, «весь процесс разыгрывается в основном внутри сознания» (П.Я. Гальперин, 2005).
Во многих учебниках, вплоть до конца 20-х годов можно было встретить главу о свободе воли, в которой доказывалось независимость воли «от всякого принуждения как со стороны внешних причин, так и со стороны причин внутренних» [5, с. 165]. Свобода воли использовалось как одно из доказательств самостоятельности и самодеятельности души. Так, в курсе «Умозрительной психологии» автор Ф.А. Голубинский (1871) пишет: «Самостоятельность души состоит в том, что в человеке есть внутреннее начало жизни, непрестанно из себя действующее, единое, тождественное, на котором как на центре держатся все способности и действия человека, - и это есть душа» [6, с. 30]. Для свободного волевого акта необходимым условием являлась «свобода внутренняя, т.е. свобода обсуждать без вмешательства инстинкта, склонностей собственного поведения» [1, с. 46]. Свобода воли объяснялась тем, что «воля есть способность определяться только собою, то дух наш сознает возможность при одинаковых обстоятельствах поступать многоразличным образом: в этом смысле оно есть существо свободное» [5, с. 165]. Однако уже отмечалось, что свобода выбора имеет свои границы, которые «определяются зависимостью воли, с одной стороны, от знания, а с другой - от влечений и чувствований» [5, с. 165].
Уже в конце XIX века многие ученые (Н.Я. Грот, 1894 и др.) отмечали, что психология воли - одна из наименее разработанных частей науки о душевной деятельности. Н.Я. Грот был убежден, что вопрос о свободе воли обязательно входит в сферу изучения явлений и законов волевой деятельности. «Но вопрос этот тесно соприкасается с метафизическими вопросами о значении закона причинности в душевной и мировой жизни о самобытной основе душевной жизни человека. Поэтому-то вопрос о значении воли разрешается так разнообразно, начиная от признания ее первенства в душевной жизни и совпадения ее с самой основой этой последней и кончая предположением некоторых психофизиологов, что воля - только совокупность органических двигательных и даже мускульных ощущений, - их абстракция» [7].
Общий анализ учебников и учебных пособий советского и постсоветского периодов по психологии показал следующее. В начальный период советской психологии (20-40-е годы XX века) происходит, как продолжение включения раздела о воле в учебники (М.А. Павлова, 1919; Г.И. Челпанов, 1926; С.Л. Рубинштейн, 1935 и др.), так подмена темы другим содержанием или рассмотрение ее в минимальном объеме (К.Н. Корнилов, 1926, 1928; С.В. Кравков, 1925; Дж. Лестер, 1925; П.П. Блонский, 1921 и др.). После так называемой «реактологической дискуссии» 1931 года К.Н. Корнилов возвращает раздел «Воля» в свои учебники. Более того, вся его дальнейшая научная деятельность впоследствии связывается с проблемой воли в советской психологии.
Этот период характеризуется авторским и количественным уменьшением изданий, а также определением так называемых «базовых», основополагающих авторов, чьи учебники начинают переиздаваться большими тиражами и которые становятся «правильными», как с идеологической, так и с методологической точек зрения советской психологи (К.Н. Корнилов, 1926, 1928, 1931, 1934, 1938, 1941, 1946, 1948; С.Л. Рубинштейн, 1935, 1940, 1946).
Безусловно, изменения коснулись и в раскрытии содержания психологии воли. Например, сравнивая содержания разделов о воле учебника Г.И. Челпанова (1926) и учебника К.Н. Корнилова (1934), нельзя не отметить, новизну и относительную легкость восприятия материала в учебнике К.Н. Корнилова. В отличие от философских размышлений и описаний примеров Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилов дает весьма четкое определение воли через состояние активности, выделяя особенности волевого акта. Учитывая, что К.Н. Корнилов был учеников Н.И. Челпанова, в описании теорий воли, описании методов исследования воли, учебник К.Н. Корнилова сохраняет преемственность, как в подаче материала, так и в части содержания.
Начиная с 50-х годов в советских учебниках разделы «Воля», «Волевые процессы» включаются практически у всех авторов (Г.А. Фортунатов, 1950; Б.М. Теплов, 1953; В.А. Артемов, 1954; П.А. Рудик, 1955 и др.). Учебники, изданные до конца 70-х годов, отличает наличие глав о физиологических механизмах волевых действий и произвольных движений (П.А. Рудик, 1964, 1967; Т.Г. Егоров, 1955; В.А. Крутецкий, 1986), разделов о критике зарубежных теорий воли (К.Н. Корнилов, 1934; Г.Д. Луков, К.К. Платонов, 1964). Возврат рассмотрения теорий воли в учебниках происходит только в начале нашего века (А.Г. Маклаков, 2000).
В учебниках психологии, издававшихся с 60-х годов, помимо общетеоретических подходов психологии воли, появляются разделы, связанные с рассмотрением различных по составу волевых качеств (П.А. Рудик, 1967; В.С. Кузин, 1974; Курс психологии / под ред. М.В. Гамезо, 1967; Общая психология / сост. Е.И. Рогов, 1995; Б.М. Теплов, 1954), развития волевой сферы в целом у детей (А.А. Люблинская, 1959; А.Н. Чеботарев, 1961; Детская и педагогическая психология / под ред. Н.Д. Левитова, 1964 и др.), и развитием волевые качеств, в частности (А.И. Щербаков, 1963; Курс психологии / под ред. М.В. Гамезо, 1967; А.Г. Маклаков, 2000; Л.А. Першина, 2004); возрастных особенностей воли учащихся (В.В. Богословский, 1974); индивидуальных особенностей воли (Общая психология / под ред. А.В. Петровского и др., 1986; И.В. Дубровина, 2007).
Начиная с 70-х годов появляются учебники и различные учебные пособия, ориентированные для подготовки специалистов различных направлений: для искусствоведов (В.С. Кузин «Психология», 1974 и др.), для учителей и педагогов (В.В. Богословский «Психология воспитания школьника», 1974), для специалистов физической культуры (П.А. Рудик «Психология», 1974; Психология / под ред. В.М. Мельникова, 1987; А.В. Родионов «Психология физического воспитания и спорта», 2004 и др.), для медицинских работников (Н.В. Канторович, 1971), для военных специалистов (Военная психология/ под ред. В.В. Шеляга и др., 1972; А.В. Барабанщиков и др., 1988).
В современных учебниках появляются разделы, рассматривающие как физиологические, так
и мотивационные аспекты волевых действий (А.Г. Маклаков, 2000; М.И. Еникеев, 2007), включаются диагностические и экспериментальные методики исследования волевых качеств личности (А.Э. Штейнмец, 2006; Н.С. Глуханюк, 2009), чего не было практически на протяжении больше полувека (подобные разделы можно было встретить только в учебниках Г.И. Челпанова и К.Н. Корнилова).
В современных изданиях, начиная с начала 90-х годов, заметны три линии включения раздела о воле в содержании учебников: первая - традиционное включение темы «Воля» в разделы общей психологии, но раскрывающие категорию «воля» через понятие «волевая регуляция» (Р.С. Немов, 2001 и др.). Вторая линия предлагает рассматривать либо раздел «Волевая регуляция», либо «Эмоционально-волевые процессы» в структуре психических процессов (В.М. Кроль, 2005; А.В. Батаршев, 2003; М.И. Еникеев, 2007; Л.П. Баданина, 2012; И.Б. Лебедев, 2012 и др.). Третья линия раскрывает категорию воли через содержание других понятий (Общая психология / сост. Е.И. Рогов, 1995; П.С. Гуревич, 1999; А.Г. Маклаков, 2000; А.Э. Штейнмец, 2006; Н.С. Глуханюк, 2009 и др.).
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Из 310 учебников 220 изданий содержат разделы, темы или главы, рассматривающие в большей или меньшей степени основные вопросы по проблеме воли и волевой регуляции: представлены определения воли (волевой регуляции), выделены основы и механизмы воли, выделяются волевые качества, структура волевого акта (действия).
2. Анализ подходов к определению воли и волевой регуляции показал, что в современных учебников представлены три подхода:
1) подход, рассматривающий волю как волевую активность;
2) подход, в котором воля рассматривается как сознательная регуляция и/или саморегуляция поведения и деятельности;
3) подход, рассматривающий волю как волевую регуляцию в двух модификациях (концепции В.К. Калина и В.А. Иванникова).
Таким образом, категория «воля» трансформируется в категории «волевая активность» с одной стороны, «сознательная регуляция и/или саморегуляция» с другой и в категорию «волевая регуляция» с третьей при сохранении своего места в ряду психических процессов. Однако, категория «воля» не исчезает и не растворяется в терминологическом поле психологической науки, сохраняя тем самым свою автономность. Видимо, это можно объяснить тем, что в учебниках психологии термин «воля» несет операциональную нагрузку, поскольку, используя это понятие, «легче» преподнести содержание психического мира человека с точки зрения преподавания психологии как учебного предмета.
3. Анализ показал, что большинством авторов категория «воля» рассматривается в следующей последовательности: перцепция - мышление - эмоции - воля - сознание. Обращает на себя внимание тот факт, что вопрос об их систематизации не обсуждается ни в одном из учебников. Наибольшее единодушие авторов проявляется в том, что почти все они начинают изложение психологии с ощущений. Далее рассматриваются другие познавательные процессы, затем совершается переход к эмоциям и воле, которая в преобладающем большинстве учебников замыкает перечень психологических явлений. Анализируя монобазис психологии, В.А. Ганзен (1984) указывает на известные в истории психологии парные, тройные базисы. «Живучей» триадой оказалось разделение психической реальности на «познание - чувство - волю». Она до сих пор находит свое выражение в рассмотрении места категории воли и волевой регуляции в учебниках по психологии.
Вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий остается актуальным. Представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» учебниках психологии доказывается исторической реконструкцией содержания и как отмечается, «понятие
воля должно остаться в психологии, потому что поведенческая ситуация, требующая особой саморегуляции, никогда не исчезнет из жизни людей» (В.А. Иванников, 2014).
Список литературы:
1. Баулина А. Задачи современного воспитания. - СПб., 1910. - 106 с.
2. Батыршина А.Р. История психологии воли в России: вопросы периодизации // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 2. - С. 62-65.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М., 2005. - 400 с.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 176 с.
5. Гиляровский А. Пособие к изучению психологии. - 4-е изд. - М., 1894. - 252 с.
6. Голубинский Ф.А. Умозрительная психология. Чтения покойного профессора Московской духовной академии. - М., 1871.
7. Грот Н.Я. Программа по психологии и логике // Вопросы философии и психологии. Книга 25 (5). Год пятый / под ред. Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. - 1894. - 789 + 96 с.
8. Иванников В.А., Барабанов Д.Д., Монроз А.В., Шляпников В.Н., Эйдман Е.В. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 15-23.
9. Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной отечественной истории психологии // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - № 2, Том 2 (психолого-педагогические науки). - 2014. - С. 266-270.