Научная статья на тему 'Об измерении волевых качеств человека в психологии'

Об измерении волевых качеств человека в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2040
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / WILL / НЕЗАВИСИМЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES / ИЗМЕРЕНИЕ / MEASUREMENT / МЕТОДИКИ / METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович

Обозначается практическая и научная значимость измерения волевых качеств человека в психологии. Рассматривается определение волевых качеств, выделяется семь независимых качеств, которые должны быть положены в основу изучения воли человека, раскрывается их содержание, обсуждаются основные положения в их изучении: комплексный и дифференцированный подходы. Проводится уточнение специфики таких методов изучения независимых волевых качеств как: наблюдение, беседа и интервью, тест-опросник, анализ жизненного пути человека (биографический метод), самооценочные шкалы, эксперимент, проективный метод. Предлагаются и некоторые конкретные методики оценки волевых качеств, возможности их измерения. Отмечается, что в качестве теоретического основания изучения независимых волевых качеств должно использоваться математическое моделирование. Уточняются перспективы исследований психологических свойств независимых волевых качеств и волевых усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MEASUREMENT OF VOLITIONAL QUALITIES IN PSYCHOLOGY

The practical and scientific significance of measuring volitional qualities in psychology is pointed out. The definition of volitional qualities is considered, seven independent qualities which must provide a basis for the study of will are pointed out and their content is revealed. The main ideas in their study are discussed: the complex and the differentiated approach. The specificity of the following methods of investigating independent volitional qualities is revealed: observation, conversation and interview, questionnaire test, analysis of the course of life (biographic method), self-estimation scales, experiment, and the projective method. Some specific methods for estimation of volitional qualities and possibilities of measuring them are proposed. It is noted that mathematical modeling should be used as a theoretical basis for the study of independent volitional qualities. Prospects of research on the psychological properties of independent volitional qualities and conation are specified.

Текст научной работы на тему «Об измерении волевых качеств человека в психологии»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_213

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2018. Т. 28, вып. 2

УДК 159.9

К.Р. Сидоров

ОБ ИЗМЕРЕНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ

Обозначается практическая и научная значимость измерения волевых качеств человека в психологии. Рассматривается определение волевых качеств, выделяется семь независимых качеств, которые должны быть положены в основу изучения воли человека, раскрывается их содержание, обсуждаются основные положения в их изучении: комплексный и дифференцированный подходы. Проводится уточнение специфики таких методов изучения независимых волевых качеств как: наблюдение, беседа и интервью, тест-опросник, анализ жизненного пути человека (биографический метод), самооценочные шкалы, эксперимент, проективный метод. Предлагаются и некоторые конкретные методики оценки волевых качеств, возможности их измерения. Отмечается, что в качестве теоретического основания изучения независимых волевых качеств должно использоваться математическое моделирование. Уточняются перспективы исследований психологических свойств независимых волевых качеств и волевых усилий.

Ключевые слова: воля, независимые волевые качества, измерение, методы, методики. Введение

Вопрос измерения волевых качеств (ВК) чрезвычайно важен для современной психологии, поскольку ответ на него позволит критически осмыслить имеющиеся методы, конкретные методики их диагностики, разрабатывать новые инструменты. Это необходимо для решения широкого круга научных и практических задач. Однако прежде чем приступить к рассмотрению основных положений организации исследования ВК, их измерения, необходимо ответить на вопрос относительно того, что они означают.

1. Определение волевых качеств

Существует множество подходов в понимании и выделении конкретных ВК. Их обзор и критический анализ проделан нами в специальном исследовании [6]. Введем собственное определение. ВК - есть способ волевой регуляции, обусловленный характером преодолеваемой трудности. Они представляют собой независимые от конкретной ситуации психические образования, квалифицирующие достигнутый личностью уровень сознательной регуляции собственного поведения. Необходимы ВК для генерации сознательного мобилизующего усилия, направленного на управление поведением, но при этом каждое из них имеет свою специфику [7]. Выделив семь независимых волевых качеств (НВК)1: 1. Выдержка - способность сдерживать собственную импульсивность и выжидать, подавляя малообдуманные действия. 2. Инициативность - способность порождать намерения и способы решения задач. 3. Настойчивость - способность устойчиво двигаться в направлении цели. 4. Организованность -способность структурировать и упорядочивать свои намерения и действия. 5. Решительность - способность быстро принимать решения и осуществлять действия. 6. Самостоятельность - способность эффективно действовать без поддержки других. 7. Смелость - способность не поддаваться страху [6] и семейства психологических свойств (ПС), отражающих различную меру преодоления препятствий на пути достижения целей и, соответственно, проявления НВК [8], возникает задача поиска методических подходов их оценки, разработки нового измерительного инструментария.

2. Основные положения в изучении волевых качеств человека

Проблема оценки ВК человека далека от своего разрешения. Заметим, что подробный анализ принципов и конкретных методик изучения ВК с указанием их достоинств и недостатков представлен в работе Е.П. Ильина [15]. К сожалению, в этой работе отсутствуют психометрические сведения об описываемых методиках, что является существенным препятствием их использования. Однако автор, в целом, верно, ориентирует в организации объективного исследования ВК человека. Выделим два наиболее важных и, далее, ряд дополнительных положений из работы ученого, которые могут быть положены в качестве основы изучения ВК человека.

1 Независимые волевые качества не имеют пересечений своим содержанием друг с другом [6].

2018. Т. 28, вып. 2

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

1). Комплексный подход в исследовании ВК. Е.П. Ильин считает, что для диагностики ВК необходимо использовать субъективные (опрос, наблюдение, самооценки) и объективные критерии (лабораторные исследования). Согласно автору, изучение ВК сводится к разработке методов получения L-,Q-,T - данных, где L (life record data) - описание качеств по их жизненным проявлениям, Q (questionnaire data) - данные, полученные методом опроса, T (objective test data) - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией [15].

С целью более глубокого изучения конкретной личности предложенный комплексный подход представляется верным, поскольку предполагает в конечном итоге сопоставление различных данных и, как следствие, построение объективного заключения. Указанный подход весьма ценен как для диагностической практики, предполагающей составление подробных и точных психологических характеристик (работники экстремальных профессий, работники спецслужб), так и для научных исследований. К ограничениям данного подхода можно отнести большие временные затраты, возникающие в процессе диагностики.

2). Дифференцированный подход к диагностике ВК. Исследователь верно подмечает, что проявления силы воли различаются в зависимости от ситуаций. Отсюда и требование построения дифференцированных методик и дифференцированного подхода к диагностике ВК [15].

Для иллюстрации этого положения можно привести жизненный пример А.А. Бодалева. Ученый точно описывает поведение людей (волевое/безвольное), оказавшихся в экстремальной ситуации - в условиях блокадного Ленинграда. Так, С.И. Тупицын достойно воевал и с финской войны вернулся с орденом Красной Звезды, а оказавшись в условиях голода в блокадном Ленинграде, он вступил в сговор со снабженцем госпиталя и старшим поваром, и они воровали часть продуктов, предназначавшихся раненым бойцам [2]. Дело в том, что каждое из качеств (настойчивость, самостоятельность, решительность, выдержка, смелость и т.д.) порождается не одной, а несколькими причинами. Отсюда и неудивительны отмечаемые некоторыми исследователями факты демонстрации человеком ВК в одной ситуации и полное безволие в другой [14].

Из этого следует, что в процессе исследования ВК человека следует учитывать особенности возникающих ситуаций в их отношении к смыслу этих ситуаций для самого человека. Именно поэтому, дифференцированный подход к диагностике ВК предполагает обращение к мотивационным, целевым переменным.

Вопрос изучения НВК будет неполным, если не рассмотреть конкретные методы их детекции, не раскрыть возможности использования в них измерений.

3. Методы исследования НВК человека и их специфика

К методам изучения НВК можно отнести: 1. Наблюдение. 2. Беседа и интервью. 3. Тест-опросник. 4. Анализ жизненного пути человека (биографический метод). 5. Самооценочные шкалы. 6. Эксперимент. 7. Проективный метод. Отдельно можно выделить и такой метод, как математическое моделирование.

Рассмотрим специфику этих методов и возможности реализации в них измерения.

Отметим, что не редко эти методы используются вместе. К примеру, метод, основанный на самооценке, где в модифицированном варианте методики Дембо-Рубинштейн [23] могут быть предложены шкалы оценки НВК, обязательно включается сеанс клинической беседы, направленный на пояснение собственных представлений об этих шкалах у субъекта и его самооценок. Шкалы самооценки ВК здесь имеют численные значения, т. е. измеримы. К примеру, это может быть 120 мм отрезок, отражающий выраженность того или иного качества, где субъект проводит собственную оценку. Соответственно, если позиция субъекта локализуется в диапазоне до 40 мм включительно, то мы имеем дело с низкой самооценкой, если от 40 мм до 80 мм включительно - то со средней, если от 80 мм до 120 мм, то с высокой самооценкой [22]. Беседа же содержательно уточняет полученные числовые значения. Другой пример касается психологического эксперимента2, проводимого в лабораторных условиях, где с необ-

2 Эксперимент - это спланированное, управляемое исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрируется изменение его состояния. Проводится для проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). В психологии эксперимент - совместная деятельность экспериментатора и испытуемого по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий [12. С. 310].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ходимостью включается интервью [12], с помощью которого проясняется особенность исследования (проводится до проведения эксперимента), а также субъективное отношение к его результатам (осуществляется после проведения эксперимента). Организация лабораторного эксперимента3 предполагает возможность раскрытия феномена, выраженного в числовой форме (предполагает использование измерения). Если речь идет о естественном эксперименте4, то основным методом изучения личности человека и его ВК здесь становится наблюдение5. Наблюдение будет объективным, если: а) четко определены признаки ВК, б) заданы способы регистрации наблюдаемых признаков в количественной форме (к примеру, интенсивность, частота), в) организуется с участием нескольких независимых и квалифицированных экспертов.

Если рассматривать для изучения ВК психологическую беседу как отдельный, самостоятельный метод, то главным условием для получения объективных данных здесь следует считать особую ситуацию добровольного обращения за помощью к психологу, которое в научной литературе обозначается как «ситуация клиента» [1. С. 22], предполагающая также создание доверительных отношений в процессе беседы. Если стандартизировать беседу (в этом случае мы говорим об интервью), направленную на изучение ВК, то на «выходе» можно получить частотные характеристики их проявлений, степень выраженности, что уже является измерением ВК.

В построении тест-опросников изучения ВК следует придерживаться следующего правила: в выделении ВК и их симптомокомплексов должны присутствовать четкие теоретические и методологические основания. Когда опросник сконструирован, то до его применения необходимо: 1) обосновать измерительный инструмент психометрически: провести расчеты валидности и надежности; 3) провести стандартизацию шкал методики с учетом возраста и др. характеристик. Алгоритм конструирования тест-опросников и проведения их психометрической оценки подробно описан в работе английского ученого П. Клайна «Справочное руководство по конструированию тестов» [16].

В качестве примера психометрически корректных инструментов можно привести тест-опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) М.В. Чумакова [28; 29] и тест-опросник определения психологических свойств неависимых волевых качеств (ПС НВК) Ю.Т. Глазунова, К.Р. Сидорова [9; 10]. Первый инструмент не только обоснован теоретически, но проведена его вали-дизация, стандартизация шкал [28; 29]. Второй - имеет теоретические основания [6-8] и валидизиро-ван [10]. В настоящий момент проводится стандартизация его шкал. Последний инструмент может быть полезен и для разработки других методик. Это возможно потому, что в вопроснике заданы сим-птомокомплексы оценки НВК.

Применение биографического метода или анализ жизненного пути человека позволяет не только глубже понять и классифицировать поступки человека (волевые/безвольные), поскольку вскрываются их причины [21], но и отследить их формирование.

Если для изучения психологических свойств НВК использовать проективный метод, то следует обратить внимание на методику изучения фрустрационых реакций С. Розенцвейга, предложенную в 1944 г. Адаптация проведена у нас Н.В. Тарабриной в 1984 г [26]. Согласно автору методика изучает вербальное агрессивное поведение в разных его формах. Стимульный материал представлен 24 рисунками, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Все ситуации можно разделить на две группы: ситуации препятствия (16) и ситуации обвинения (8).Примеры оригинального варианта предложены ниже, где рис. 1 (в методике это картинка № 15) является ситуацией препятствия, а рис. 2 (в тесте изображение № 17). Порядок следования рисунков таков, что ситуация обвинения предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия, где фрустратор (человек, изображенный во фрустрационной ситуации) был фрустрирован6 [27]. Представляется, что в тесте могут быть выделены объективные индикаторы проявления ряда НВК, например, настойчивости и выдержки.

3 Согласно В.Н. Дружинину, лабораторный эксперимент проводится в специально сконструированных исследователем условиях, с выделением независимой переменной, и учетом или элиминацией влияния побочных переменных. Проводится в специально оборудованных помещениях, при помощи аппаратуры и компьютерной техники (управляемый лабораторный эксперимент) [12].

4 Проводится в естественных условиях, т. е. в условиях реальной жизни человека.

5 Наблюдение - метод пассивного и непосредственного исследования. Проводится для установления факта существования явлений для их последующей типологизации, классификации и пр. [12].

6 Фрустрация - один из видов психических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи [18].

2018. Т. 28, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Очень жаль, мы бы выиграли. eL.ru 1 бы я не допустил эту гл\ттуьо ошибку.

Рис. 1. Картиночка № 15 в тесте Розенцвейга, являющаяся ситуацией препятствия

Как не вовремя ты потерял ключи!

По примеру естественных наук, психология, при изучении психики вообще и при изучении воли, ВК, в частности, должна использовать в основном своем арсенале экспериментальные методы и методы математического моделирования. Последние могут использоваться при создании теории7 [4; 6-8 и др.] и измерительного инструмента [9]. Именно использование методов математического моделирования по примеру точных наук позволило Ю.Т. Глазунову ввести и обосновать единицу измерения весомости поступка8: один «пост». Согласно автору, если за единицу измерения весомости поступка принять 1 пост, то единичное волеизъявление можно определить как волевое усилие, необходимое для совершения поступка весомостью 1 пост. Эта единица названа 1 воль. Благодаря этому волевой ресурс становится измеримым. Введение единицы измерения весомости поступка позволяет создавать точные методы оценки волевых усилий [5].

Е.П. Ильин считает, что при исследовании ВК основное внимание необходимо уделять разработке объективных экспериментальных методов диагностики их развития. Следует также моделировать ситуации, требующие проявления того или иного волевого качества, в том числе, противоположного [15]. Понятие «противоположного качества» следует пояснить. В работах Ю.Т. Глазунова и К.Р. Сидорова [8] раскрыто пространство психологических свойств (ПС) независимых ВК. Согласно

7 Следует отметить фундаментальную и единственную работу по математическому моделированию целепола-гания и споряженным с ним явлениий Ю.Т. Глазунова [4].

8 Волеизъявление связано с поступком, при этом поступок является единицей волеизъявления [5].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

указанному подходу каждое семейство - это степень преодолеваемого препятствия на пути достижения цели и мера проявления определенного независимого ВК. Поскольку препятствие не всегда преодолевается субъектом, то свойство, вводимое для обозначения этой ситуации может восприниматься в нашем сознании как отрицательное (или более отрицательное, чем положительное). Например, преодолевая страх, человек может оказаться смелым (способность не поддаваться страху) или даже, отважным, если страх значительно преодолен (способность действовать в смертельно опасных обстоятельствах). Однако если он страх преодолевает мало, то проявляется боязливость (способность действовать в условиях страха, но с малым эффектом при ожидании неприятностей и возможных препятствий). Если человек не преодолевает страх, то обнаруживает трусость (способность бездействовать и поддаваться обстоятельствам, порожденная безусловным подчинением страху).

Объективные экспериментальные методы должны стать основой в научном изучении воли человека. Они должны быть максимально приближены к реальным жизненным ситуациям, отражать поступки человека в этих ситуациях. Сложность экспериментирования здесь заключается в том, что создание этих ситуаций требует специальной, продуманной организации. Речь идет об экспериментах особого вида - формирующих экспериментах9, причем со своей спецификой. С одной стороны, в них должны быть, по возможности, управляемые условия (как это и бывает в лабораторном эксперименте), с другой стороны, эти условия должны быть близки реальным жизненным ситуациям (естественный эксперимент), предполагающих наличие препятствий, и ВК, связанных с их преодолением. Специфика проведения подобных экспериментов заключается в том, что субъект, находящийся в ситуациях, требующих проявления ВК, должен обнаруживать «сильную степень присутствия» (стремление к цели) [11], иначе, он должен быть самостоятельно вовлечен в процесс выхода из сложных ситуаций, возникающих в экспериментальных условиях, поскольку воля, в наиболее общем виде, есть способность человека преодолевать трудности на пути достижения цели [7].

Еще один важный момент. Е.П. Ильин со ссылками на А.И. Высоцкого замечает, что чаще всего создаются ситуации, связанные больше с выделением степени развития отдельных сторон силы воли (отдельных ВК) [15].

Представляется, что экспериментальные методы должны воссоздавать ситуации, требующие проявления как можно большего количества ВК субъекта. Это позволит объективно оценить наличие этих качеств у конкретного человека. Здесь речь может идти о моделировании жизненных ситуаций или отслеживание реальных. К примеру, молодому человеку нужно открыть свое предприятие по производству высокотехнологической продукции, привлечь инвесторов, специалистов высокого, поставить работу предприятия на «поток». Очевидно, что на пути достижения целей ему придется преодолевать множество различных препятствий, требующих проявления разных НВК. Другой пример может касаться вопроса воспитания воли (и диагностики НВК): школьник или студент готовится к экзамену по предмету, в котором есть у него явные пробелы в знаниях. Любые ситуации, связанные с преодолением препятствия хороши для изучения воли, однако, лучше всего отслеживать проявления НВК в экстремальных ситуациях, поскольку именно в экстремальных ситуациях наиболее значительно и проявляется воля [24].

При построении экспериментальных процедур следует выделять такие показатели, которые характеризуют проявление данным субъектом силы воли (конкретного ВК) [15]. К примеру, изучение интеллектуальной настойчивости путем измерении времени, затрачиваемого на решение нерешаемой задачи ошибочно, так как субъект может понять, что задача нерешаема и отказаться от решения. Минимальное время, регистрируемое в этом случае на поиск решения, не будет являться показателем низкой интеллектуальной настойчивости субъекта10. Для изучения интеллектуальной настойчивости лучше всего использовать задачи решаемые, но высокого уровня сложности.

Оценить такое независимое ВК как настойчивость можно в эксперименте, который берет свое начало с работ 30 г. прошлого века по изучению уровня притязаний. Термин «уровень притязаний» (УП) появился в экспериментальной психологии в школе К. Левина11 [3; 20; 30 и др.] и впервые вскрыт в опытах Т. Дембо (1931) [3; 30]. Заметим, что эксперимент тогда включал в себя серию опытов с очень сложными или нерешаемыми задачами. Такая организация эксперимента была направлена на провоцирование реакции гнева по причине фрустрации [11]. В настоящий момент предлагаются задачи решаемые, но ранжированные по сложности. Это могут быть тесты на внимание [25], интеллект и проч. [3].

9 Речь идет об организации формирования психической деятельности [19].

10 Это показатель высоких интеллектуальных способностей человека.

11 Означает степень трудности цели, к которой стремится человек [17].

2018. Т. 28, вып. 2

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Настойчивость здесь может быть раскрыта по числу попыток сохранить или, даже улучшить результат, несмотря на кратковременные неуспехи в решении задач.

Поскольку, как отмечалось выше, ВК необходимы для генерации сознательного мобилизующего усилия, направленного на управление поведением и преодоления определенных препятствий [7], то возникает вопрос более пристального рассмотрения возможности измерения волевого усилия (ВУ). Так Е.П. Ильин считает, что в диагностике силы воли главным является измерение волевого усилия (ВУ) в лабораторном эксперименте, предпринимавшееся давно и главным критерием которого была сложность предъявляемых заданий под силу испытуемому, либо та или иная характеристика выполнения задания [15]12. Однако Е.П. Ильин считает, что при изучении прилагавшегося ВУ взятый критерий сложности решаемых задач и их характеристика не позволяли объективно его оценить, поскольку для разных людей одно и то же препятствие является субъективно разным и зависит от функционального состояния [15]. Исследователь отмечает, что В.Н. Мясищевым (1930) для преодоления субъективизма при выполнении заданий возрастающей трудности предложено регистрировать у испытуемого физиологические показатели: КГР, ЧСС, частоту дыхания, полагая, что с увеличением ВУ величина этих показателей будет нарастать [15]. С позицией Е.П. Ильина относительно введения объективных показателей изучения ВУ можно согласиться.

Выводы

Рассмотрение в данной работе проблемы измерения волевых качеств человека позволит критически осмыслить имеющийся арсенал методических средств их оценки, задать направления разработки новых техник.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.

2. Бодалев А.А. Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941 - 1942 гг. - как оно вспоминается сейчас? // Мир психологии. 2005. № 2 (42). С. 5-10.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие. М.: МГУ, 1985. 104 с.

4. Глазунов Ю.Т. Моделирование целеполагания. Москва - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2012. 216 с.

5. Глазунов Ю.Т. Единица измерения весомости поступка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 7 (в) (июль). URL: http://e-koncept.ru/2016/16134.htm

6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 2. С. 65-73.

7. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 20-33.

8. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Семейства психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 4. С. 50-59.

9. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 1. С. 72-81.

10. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р, Мурина М.Н.. Валидизация тест-опросника определения психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 152-161.

11. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема // Левин К. Динамическая психология / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. С. 534-570.

12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с.

13. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избр. труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. 541 с.

14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 208 с.

12 Подобная организация исследования чаще используется для оценки способностей, например, интеллектуальных. Следует отметить, что тесты «уровня» (измерение интеллекта) основаны на работах датского математика Г. Раша, создавшего в 1952 г. модели теста, на котором создано семейство вероятностных моделей Раша. Согласно автору, правильность решения теста определяется либо высоким уровнем развития способностей, либо низким уровнем трудности задания. Ученый использовал свою модель при создании критериальных тестов и ввел единицу измерения, называемую логит, которая в одной шкале измеряет и трудность задания, и способность испытуемого [13].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

15. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.

16. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 287 с.

17. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368с.

18. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118-129.

19. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколва Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 352 с.

20. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Под ред. О.В. Овчинниковой. М: Прогресс, 1979.

21. Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 2. С. 61-73.

22. Сидоров К.Р. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 1. С. 40-42.

23. Сидоров К.Р. Диагностика самооценки. Дембо-Рубинштейн // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито-Центр, 2015. С. 579.

24. Сидоров К.Р. О личности и воле в работе А.А. Бодалева «Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941-1942 г.г. как оно вспоминается сейчас?» // Психология общения: Школа академика А. А. Бодалева. Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, В. А. Лабунская, Т.И. Пашукова. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 372-375.

25. Сидоров К.Р., Юртаев А.В. Основания создания методики оценки эффективности волевых усилий при решении разноуровневых задач на внимание // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 1. С. 94-101.

26. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. Л.: Ленинградский науч.-исслед. психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 1984. 23 с.

27. Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. Т. 2, № 2 (4). С. 68-76.

28. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). Руководство. НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 2004. 16 с.

29. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 169-178.

30. Gardner J. The use of the term "level of aspiration" // Psychol. Rev. 1940. Vol. 47. Р. 59-67.

Поступила в редакцию 06.02.2018

K.R. Sidorov

ON THE MEASUREMENT OF VOLITIONAL QUALITIES IN PSYCHOLOGY

The practical and scientific significance of measuring volitional qualities in psychology is pointed out. The definition of volitional qualities is considered, seven independent qualities which must provide a basis for the study of will are pointed out and their content is revealed. The main ideas in their study are discussed: the complex and the differentiated approach. The specificity of the following methods of investigating independent volitional qualities is revealed: observation, conversation and interview, questionnaire test, analysis of the course of life (biographic method), self-estimation scales, experiment, and the projective method. Some specific methods for estimation of volitional qualities and possibilities of measuring them are proposed. It is noted that mathematical modeling should be used as a theoretical basis for the study of independent volitional qualities. Prospects of research on the psychological properties of independent volitional qualities and conation are specified.

Keywords: will, independent volitional qualities, measurement, methods.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sidorov K.R.,

Candidate of Psychology, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: konstantsid@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.