Научная статья на тему 'Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств'

Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
810
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / ТЕСТ-ОПРОСНИК / ИЗМЕРЕНИЕ / НЕЗАВИСИМЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СЕМЕЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ / PREPARATION / QUESTIONNAIRE TEST / MEASUREMENT / INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES / FAMILIES OF PSYCHOLOGICAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Глазунов Юрий Трофимович, Сидоров Константин Рудольфович

Рассматривается проблема измерения волевых качеств человека. Причины недостаточного на сегодняшний день её анализа состоят в отсутствии единого мнения учёных о содержании волевых качеств, а также в недостатке средств для их измерения. Уточняется комплекс теоретических положений как оснований для создания принципиально нового измерительного инструмента силы волевых качеств. Комплекс базируются на выделении семейств психологических свойств независимых волевых качеств. Всего выделяется семь таких семейств. К ним относятся: семейство выдержки, инициативности, организованности, настойчивости, решительности, самостоятельности и смелости. Каждое из них состоит из 5 элементов, необходимых и достаточных для построения метрической шкалы оценки силы проявления независимых волевых качеств человека. Они отражают множество свойств, имеющих разную модальность: от «положительных» качеств до качеств с «отрицательной окраской». Сюда включаются и нейтральные качества, не имеющие модальности. Детально обсуждаются правила конструирования тест-опросников. Приводится вариант тест-опросника, предназначенный для измерения силы каждого волевого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Глазунов Юрий Трофимович, Сидоров Константин Рудольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PREPARING A QUESTIONNAIRE TEST FOR DETERMINATION OF PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES

This paper is concerned with the problem of measuring volitional qualities. The reasons for insufficient analysis of this problem lie in the absence of a unified opinion of scientists on the content of volitional qualities and in the shortage of methods to measure them. The paper specifies the complex of theoretical postulates as a basis for creation of a radically new instrument for measuring the force of volitional qualities. This complex is based on singling out families of psychological properties of independent volitional qualities. There are seven of such families. These include: endurance, initiative, self-discipline, perseverance, determination, independence, and courage. Each family consists of five elements, which are necessary and sufficient to construct a metric scale for assessment of the force of manifestation of independent volitional qualities. They reflect a set of properties having different modalities ranging from positive qualities to negatively tinged qualities. This set also includes neutral qualities, which have no modality. The rules of preparation of questionnaire tests are discussed in detail. An example is given of a questionnaire test designed to measure the force of each volitional quality.

Текст научной работы на тему «Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств»

72_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.072

Ю. Т. Глазунов, К.Р. Сидоров

ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТ-ОПРОСНИКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕЗАВИСИМЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Рассматривается проблема измерения волевых качеств человека. Причины недостаточного на сегодняшний день её анализа состоят в отсутствии единого мнения учёных о содержании волевых качеств, а также в недостатке средств для их измерения. Уточняется комплекс теоретических положений как оснований для создания принципиально нового измерительного инструмента силы волевых качеств. Комплекс базируются на выделении семейств психологических свойств независимых волевых качеств. Всего выделяется семь таких семейств. К ним относятся: семейство выдержки, инициативности, организованности, настойчивости, решительности, самостоятельности и смелости. Каждое из них состоит из 5 элементов, необходимых и достаточных для построения метрической шкалы оценки силы проявления независимых волевых качеств человека. Они отражают множество свойств, имеющих разную модальность: от «положительных» качеств до качеств с «отрицательной окраской». Сюда включаются и нейтральные качества, не имеющие модальности. Детально обсуждаются правила конструирования тест-опросников. Приводится вариант тест-опросника, предназначенный для измерения силы каждого волевого качества.

Ключевые слова: конструирование, тест-опросник, измерение, независимые волевые качества, семейства психологических свойств.

Проблема измерения волевых качеств (ВК) в психологии остается плохо разрешенной. На наш взгляд, причина состоит в следующем. Во-первых, нет ясности относительно оснований выделения ВК, так что каждый автор предлагает свой их набор \ Во-вторых, недостаточно разработан инструментарий измерения силы ВК. Основным средством измерения служат тест-опросники [3; 6; 7]. Их удобство очевидно: они ясны, экономичны в работе, могут быть психометрически обоснованны 2. С их учетом авторы поставили следующие задачи:

• подготовить опросник, отвечающий системе независимых ВК;

• провести его психометрическое обоснование и стандартизацию.

В настоящей работе представлены результаты реализации первой задачи.

1. Теоретические основы конструирования тест-опросника

В процессе исследования ВК на независимость были проанализированы 28 понятий, определяемых различными авторами как ВК. В результате исследований [1] были выявлены семь независимых волевых качеств (выдержка, инициативность, настойчивость, организованность, решительность, самостоятельность, смелость). Установлен базис (табл. 1), позволяющий представить каждое волеизъявление в векторной форме. На этой основе предложены формулы для определения силы волеизъявления и силы воли.

Содержание и величина волеизъявления w определяются вектором вида:

F = a1e1 + a2e2 + a3e3 + a4e4 + a5e5 + a6e6 + a7 e7, (1)

где a1, a2, ..., a7 - сила проявления ВК (значение психологического свойства данного ВК). Сила волеизъявления определяется модулем вектора (1) как:

F =JZaf . (2)

w \i=1 г

1 Анализ различных теоретических позиций, связанных с пониманием ВК представлен в работе Ю.Т. Глазунова и К.Р. Сидорова «О волевых качествах человека и основаниях их выделения» [1].

2 Заметим, что не все методики содержат психометрическое обоснование. Например, в работе Е.П. Ильина «Психология воли» [3] отсутствует информация о психометрической ценности приводимых методик, тогда как в работах М.В. Чумакова [6; 7], наоборот, содержатся подробные психометрические сведения о созданном автором тест-опроснике.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 1

Координатная организация независимых волевых качеств

№ Название базисной переменной Содержание базисной переменной Обозначение координатной оси и её орта

1 Выдержка Способность сдерживать собственную импульсивность и выжидать, подавляя малообдуманные действия. ОХ1, е1

2 Инициативность Способность порождать намерения и способы решения задач. ОХ 2, ^

3 Настойчивость Способность устойчиво двигаться в направлении цели. ОХ3 ' ез

4 Организованность Способность структурировать и упорядочивать свои намерения и действия. ОХ 4, е4

5 Решительность Способность быстро принимать решения и осуществлять действия. ОХ 5, е5

6 Самостоятельность Способность эффективно действовать без поддержки других. ОХ 6. еб

7 Смелость Способность не поддаваться страху. ОХ7, е7

Имея числовые значения показателей силы проявления ВК аг, а2, ..., а7, полученные с использованием тест-опросника, можно вычислить и силу волеизъявления (2). Это и будет показатель силы воли, проявленной индивидом в процессе преодоления конкретного препятствия.

Каждое из независимых ВК «перекрывает» определённую область волевой регуляции, иначе говоря, служит преодолению препятствий конкретного типа. К примеру, смелость сопряжена с преодолением страха. Количество преодолённого страха может быть различным. Отсюда возникают разные «уровни» проявления смелости. Это имеет отношение и к другим независимым ВК. Каждое из них проявляется в форме волевых регуляторов разной «преодолевающей способности». Эти элементы мы называем психологическими свойствами (ПС) волевого качества. Совокупность ПС определённого ВК составляет его семейство, а величина преодолевающей способности конкретного ПС определяет силу ВК. Эта сила сопряжена с количеством преодолённого внутреннего фактора, препятствующего плавному развитию деятельности. При конструировании ПС соблюдалось требование, что все ПС одного семейства должны оставаться независимыми от иных базисных ВК.

Таблица 2

Семейство ПС волевого качества «выдержка» (различная степень преодоления импульсивности)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Самообладание Способность длительно и эффективно осуществлять деятельность в условиях, дезорганизации, отрицательно влияющих на эмоциональную сферу человека.

2 Выдержка Способность сдерживать импульсивность и выжидать, подавляя малообдуманные действия.

3 Сдержанность Способность сохранять уравновешенность в эмоциогенных условиях.

4 Порывистость Способность действовать под влиянием нахлынувших чувств, но делать это необдуманно и малоэффективно.

5 Безудержность Способность действовать при полном господстве чувств, приводящем к неэффективности действий.

74_Ю.Т. Глазунов, К.Р. Сидоров_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Каждое семейство содержит пять ПС. Они-то и служат оценке силы ВК, и с этой точки зрения указанное их число представляется наиболее рациональным. Каждое независимое ВК может входить в собственное семейство как его элемент, то есть как ПС. Так как все независимые ВК имеют «положительную окраску», то ПС, совпадающее по названию с ВК, автоматически получает преобладание преодолённого препятствующего фактора над остаточным. В каждом семействе существует «нейтральное» ПС, содержащее приблизительно равное количество преодолённого и остаточного препятствующего фактора. Там, где преодоленного фактора меньше, чем остаточного, возникают ПС, имеющие «негативную окраску» [2].

В табл. 2-8 представлены ПС независимых ВК, расположенные по убыванию соответствующего преодоленного фактора [2].

Нейтральным ПС в данном случае является стоящая в третьей позиции табл. 1 «сдержанность». Эта позиция зарезервирована для нейтрального ПС и во всех остальных семействах.

Таблица 3

Семейство ПС волевого качества «инициативность» (различная степень преодоления инертности)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Предприимчивость Способность создавать новые проекты и действовать в ситуации неопределенности и риска.

2 Инициативность Способность порождать намерения и способы решения задач.

3 Практичность Способность проявлять деловитость, предпочитая, однако, то, что может дать реальный результат.

4 Пассивность Способность использовать то, что уже имеется, и уклоняться от новых решений.

5 Остылость Способность отстраниться от выдвижения прогрессивных намерений и конструктивных способов решения задач.

Таблица 4

Семейство ПС волевого качества «настойчивость» (различная степень преодоления фрустрации)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Напористость Способность осуществлять энергичные попытки достижения цели, невзирая на отсутствие немедленного результата.

2 Настойчивость Способность неуклонно продвигаться в направлении цели.

3 Последовательность Способность к проведению согласованных действий, направленных на достижение цели.

4 Обрывочность Способность продвигаться в направлении цели, но делать это не последовательно, от случая к случаю.

5 Отступчивость Способность отказываться от достижения первоначально выбранной цели.

Таблица 5

Семейство ПС волевого качества «организованность» (различная степень преодоления энтропии)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Обстоятельность Способность связывать и выстраивать намерения и действия, устраняя в них текущие рассогласования и упреждая возможность возникновения таковых в будущем.

2 Организованность Способность структурировать и упорядочивать свои намерения и действия.

3 Исправность Способность к соблюдению порядка в минимально необходимой степени.

4 Небрежность Способность индивида халатно относиться к упорядочиванию своих намерений и действий.

5 Хаотичность Способность действовать в условиях перманентного отсутствия порядка.

_Принципы конструирования тест-опросника по определению..._75

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 1

Таблица 6

Семейство ПС волевого качества «решительность» (различная степень преодоления сомнения)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Оперативность Способность принимать решение и осуществлять необходимые действия до возникновения неблагоприятной ситуации.

2 Решительность Способность быстро принимать решения и осуществлять необходимые действия.

3 Взвешенность Способность субъекта обдумывать действия до принятия решения.

4 Робость Способность к действиям, в которых обнаруживаются колебания в принятии и осуществлении решений.

5 Отстранённость Способность отказываться от принятия решений и осуществления действий.

Таблица 7

Семейство ПС волевого качества «самостоятельность» (различная степень преодоления зависимости)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Самодостаточность Способность всегда обходиться собственными силами и показывать высокий результат во всех сферах деятельности.

2 Самостоятельность Способность эффективно действовать без поддержки других.

3 Согласованность Способность договариваться и достигать взаимного согласия с другими людьми.

4 Зависимость Способность к таким действиям, в которых проявляется влияние иных людей.

5 Подчиненность Способность повиноваться другим людям.

Таблица 8

Семейство ПС волевого качества «смелость» (различная степень преодоления страха)

№ Психологическое свойство Содержание психологического свойства

1 Отвага Способность действовать в смертельно опасных обстоятельствах.

2 Смелость Способность не поддаваться страху.

3 Осторожность Способность тщательно анализировать ситуацию и своевременно выявлять угрозу.

4 Боязливость Способность действовать в условиях страха, но с малым эффектом при ожидании неприятностей и возможных препятствий.

5 Трусость Способность бездействовать и поддаваться обстоятельствам, порожденная безусловным подчинением страху.

2. Принципы конструирования тест-опросника

При создании тест-опросника использовались правила, предложенные П. Клайном [5]3. Их содержание следующее.

1. Необходимо устранять возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данного теста. Для соблюдения этого правила из формулировок вопросов исключены все волевые понятия. Вопросы, отражающие различные ВК, в тесте перемешаны.

2. Необходимо формулировать понятные и недвусмысленные вопросы (утверждения). Содержащиеся в тесте вопросы предполагают ответ «да» или «нет», поскольку их легко воспроизводить; они понятны испытуемым, а ответы на них даются достаточно быстро. Это же позволяет снизить действие установки на социально одобряемые ответы.

3 Номера правил мы установили в собственном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Несмотря на отсутствие в формулировках вопросов ссылок на ВК, ответы раскрывают их содержание, а вопросы касаются конкретных аспектов поведения, за которыми и стоят ВК человека.

4. В каждом задании следует задавать только один вопрос или сделать только одно утверждение. Указанное правило реализовано в полном аспекте.

5. Необходимо, по возможности, избегать слов, определяющих частоту действий. Ни в одной формулировке вопросника частота действий не встречается.

6. Насколько возможно, следует избегать терминов, выражающих чувства. Это требование выдержано.

7. При помощи инструкций необходимо обеспечить, чтобы испытуемые давали первые приходящие на ум ответы. Инструкция предложенного теста это условие выполняет. Например: «Вам необходимо дать ответы на предложенные утверждения. Если Вы согласны («да»), то ставьте знак «+»; если не согласны («нет»), то знак «-». Работайте, по возможности, как можно быстрее». Последняя часть инструкции подразумевает, что испытуемый не будет давать социально-желаемые ответы.

П. Клайн (1994) поднимает также проблему действия установок. К примеру, устранение установки на согласие как тенденции соглашаться с утверждением независимо от его содержания достигается в нашем случае сбалансированными шкалами всех ВК, для которых примерно равное количество заданий имеют ответы «да» и «нет» по каждой шкале. Задания сформулированы недвусмысленно. Они имеют как положительные, так и отрицательные ответы. В случае формулировок заданий с отрицательными ответами учтено реальное поведение испытуемых. В основе ответов лежит дихотомия, а не множественная их организация.

Для контроля установки на социально одобряемые ответы использовались четко поставленные вопросы, «чувствительные» к социальной желательности [4]. Высокий балл по шкале социальной желательности означает, что испытуемый в ответах на вопросы не был искренним. Разумеется, работа с данной шкалой предшествует интерпретации ВК.

Клайн вводит еще одно важное требование, которое было выполнено в процессе психометрического обоснования тест-опросника. Оно выражается следующим образом.

8. Проверить при помощи процедуры валидизации, что влияние установок на ответы не является существенным. Если тесты валидны, то установки на ответы не могут оказывать влияние на их показатели.

3. Содержание тест-опросника

Вопросы к тесту имеют следующий вид.

1. Могу долго переносить жажду.

2. Мне по душе такие виды занятий, где уже создан четкий алгоритм действий.

3. Стремлюсь к тому, чтобы не отступать от намеченного плана.

4. Бывает так, что ухожу на работу, не прибрав постель.

5. Предпочитаю ситуации, требующие быстрого принятия решения.

6. Чувствую себя уверенно, если кто-то руководит мною.

7. В сложных ситуациях предпочитаю действовать рискованно.

8. Был случай, когда бросил(а) что-то делать, потому что не был(а) уверен(а) в своих силах.

9. Не падаю духом при неудаче.

10. Мне лучше работать там, где сверху будут указаны конкретные способы действий.

11. Выполняя сложное дело, мне не приходит в голову мысль, что его следует бросить.

12. Могу опоздать на работу без веских причин.

13 Могу решиться на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни.

14. Отказываюсь от своих планов, если другие находят их неудачными.

15. Преодолеваю в жизни сложные ситуации.

16. Иногда люблю позлословить об отсутствующих.

17. Мне тяжело долго ждать кого-либо или чего-либо.

18. С незнакомым человеком вступаю в контакт первым.

19. Отказываюсь от достижения цели, если создаются неблагоприятные условия.

20. Стараюсь планировать свои дела заранее.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

21. В ситуациях неопределенности не могу оперативно и правильно действовать.

22. Важные решения принимаю без посторонней помощи.

23. Не смогу спрыгнуть с парашютом.

24. Никогда не говорю о неприятных вещах с улыбкой.

25. Если устаю выполнять работу, то быстро бросаю ее.

26. Стремлюсь предлагать в коллективе новые интересные дела.

27. Бросаю дело, если на моем пути возникает множество препятствий.

28. Режим дня стараюсь выдерживать.

29. У меня возникают сомнения в правильности принятых решений.

30. Поступаю по-своему, если уверен, что прав.

31. Природные явления (сильная гроза, крупный град, сильный шторм, снег и т. д.), случающиеся в нашей местности, заставляют меня постоянно думать о подстерегающих нас опасностях.

32. Внимательно слежу за тем, как одеваюсь.

33. Сильное волнение отрицательно влияет на мое поведение.

34. В работе стараюсь быть оригинальным.

35. Если мне что-то мешает в делах, то я переключаюсь на другую работу.

36. Если беру какую-либо вещь, то всегда ставлю ее на место.

37. Много раз думал(а) изменить свою жизнь, но обнаруживаю в итоге, что поступаю по-старому.

38. Критически отношусь к советам других людей.

39. Не плаваю в открытых водоемах.

40. Дома веду себя за столом так же, как в столовой.

41. В любом деле сдерживаю себя от поспешных действий.

42. Создать что-то новое в работе - это не мой стиль.

43. Старательно и последовательно преодолеваю трудности на пути достижения цели.

44. Не могу выполнять несколько дел одновременно.

45. Мне по душе такие виды спортивной деятельности, где нужно быстро действовать.

46. Стремлюсь к тому, чтобы ответственную работу выполнять с кем-то еще.

47. Могу высказать свою точку зрения, несмотря на возможный конфликт.

48. Был случай, когда придумал(а) вескую причину, чтобы оправдаться.

49. Мне удается долго переносить боль.

50. Не стремлюсь к оригинальным решениям задач.

51. Если мне нужно что-то найти - обязательно найду.

52. Мне не удается выполнить то, что я запланировал.

53. Своевременно принимаю решения.

54. Прежде чем выполнять дело, советуюсь с другими людьми.

55. Не боюсь, оказавшись далеко в лесу.

56. Иногда вместо того, чтобы простить человека, стараюсь отплатить ему тем же.

57. У меня не получается ждать подходящего момента для осуществления правильного действия в ситуации неопределенности.

58. Мне лучше выполнять такую работу, где не приходится делать одно и тоже много раз.

59. Если кто-то создает препятствия на пути достижения цели, то мне приходится отойти в сторону.

60. Стараюсь не откладывать на завтра то, что можно выполнить сегодня.

61. Мне приходится долго взвешивать все «за» и «против».

62. У меня нет склонности подражать другим людям.

63. Избегаю конфликтных ситуаций.

64. Никогда ни к кому не испытываю антипатии.

65. Не могу сдержать себя от поспешных действий в сложных ситуациях.

66. При выполнении работы проявляю находчивость.

67. Прекращаю свои действия, если усложняются условия работы.

68. Все задания выполняю без напоминаний.

69. Действовать быстро у меня не получается.

70. Стремлюсь во всех делах к независимости мышления.

71. Не допускаю поступков, которые можно оценить так: «Риск - благородное дело».

72. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

73. В общении с неприятными людьми держу свои чувства под контролем.

74. В работе не использую непроверенных новшеств.

75. Про меня можно сказать так: «За что возьмется, уж конца добьется».

76. Не могу последовательно действовать в экстремальной ситуации.

77. Без труда справляюсь со своими сомнениями.

78. Мне нравятся ситуации, где можно разделить ответственность.

79. Отстаиваю свою позицию, если кто-то обвиняет меня несправедливо.

80. Когда у людей неприятности, то думаю, что они получили по заслугам.

81. Могу выполнять работу, даже если меня что-то сильно беспокоит.

82. Генерировать новые идеи - занятие не для меня.

83. Трудности и препятствия в жизни меня закаляют.

84. Затягиваю с ответом по какому-либо вопросу ко мне.

85. В экстремальной ситуации поступаю своевременно и правильно.

86. У меня отсутствует стремление к полной свободе и независимости.

87. Отдаю предпочтение экстремальным видам спорта.

88. Были случаи, когда завидовал(а) удаче других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

89. Мне не удается осуществить длительной голодовки для того, чтобы восстановить свой организм.

90. Использую не только известные, но и новые способы решения задач.

91. Неудачи в делах приводят к тому, что мне приходится «опускать руки».

92. Стараюсь так выстроить цепочку своих действий, чтобы сэкономить личное время.

93. Профессиональная деятельность, где нужно оперативно принимать решения - не для меня.

94. Могу без помощи других подготовиться к ответственному мероприятию.

95. Боюсь высоты.

96. Перед длительной поездкой тщательно продумываю, что взять с собой.

97. В сложных жизненных ситуациях мне не удается сохранить ясность и четкость мыслей.

98. В делах проявляю личные начинания.

99. Мне не хватает упорства.

100. У меня обычно во всех делах порядок.

101. Долго колеблюсь, когда мне требуется принять решение.

102. Мне не требуется обращаться к другим за советом, если предстоит выполнить сложную работу.

103. Пословица: «Кто идет вперед, того страх не берет» - не про меня.

104. Внимательно слушаю собеседника, кем бы он ни был.

105. Не показываю своих чувств в отношениях с другими людьми.

106. Не выбираю такие сферы деятельности, где требуется нестандартность мышления в решении задач.

107. Следую пословице «ученье, да труд все перетрут».

108. Бывает так, что я ухожу на работу и забываю какие-либо важные вещи.

109. Ситуации неопределенности, где нужно быстро действовать, мне по душе.

110. Мне приходится отказываться от работы, если ответственность за ее выполнение будет полностью лежать на мне.

111. Выбрал(а) бы такую профессию, где нужно рисковать.

112. Случалось, использовал(а) оплошность другого человека.

113. Могу сдержаться, если что-то меня раздражает.

114. Стремлюсь выполнить привычную работу по-новому.

115. Могу добиться собственной регулярной физической активности.

116. Мне не сложно внести порядок в свои дела, когда их слишком много.

117. Если требуется, то могу быстро предотвратить несчастный случай с другим человеком.

118. Стремлюсь к результату, который получен без помощи других.

119. Без труда преодолеваю страх перед важным мероприятием.

120. Охотно признаю свои ошибки.

_Принципы конструирования тест-опросника по определению..._79

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 1

Вопросы в тесте отражают семь независимых ВК. Каждому семейству ПС одного ВК отвечает 15 вопросов. В результате ответов у испытуемого по каждому ВК появляется сумма баллов в границах от 0 до 15. Кроме того, перечень содержит вопросы, контролирующие социальную желательность. Проведена модификация шкалы Кроуна-Марлоу таким образом, чтобы испытуемый не смог, по возможности, догадаться о направленности 15 упомянутых выше вопросов. Таким образом, и по этой шкале в результате тестирования балл испытуемого находится в диапазоне от 0 до 15 в зависимости от установки на социальную желательность.

Заполнение тест-опросника занимает от 15 до 20 минут. Общее количество вопросов - 120. Их порядок представлен в табл. 9.

Таблица 9

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8

1 1 2 3 4 5 6 7 8

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

2 9 10 11 12 13 14 15 16

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

3 17 18 19 20 21 22 23 24

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

4 25 26 27 28 29 30 31 32

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

5 33 34 35 36 37 38 39 40

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

6 41 42 43 44 45 46 47 48

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

7 49 50 51 52 53 54 55 56

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

8 57 58 59 60 61 62 63 64

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

9 65 66 67 68 69 70 71 72

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

10 73 74 75 76 77 78 79 80

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

11 81 82 83 84 85 86 87 88

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

12 89 90 91 92 93 94 95 96

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

13 97 98 99 100 101 102 103 104

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

14 105 106 107 108 109 110 111 112

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

15 113 114 115 116 117 118 119 120

Да Да Да Да Да Да Да Да

Столбцы от 1 до 8 в табл. 9 - номера шкал4 и их содержание: 1 - выдержка, 2 - инициативность, 3 - настойчивость, 4 - организованность, 5 - решительность, 6 - самостоятельность, 7 - смелость, 8 - социальная желательность. Строки от 1 до 15 - ключ к тесту или варианты ответов, за совпадение с которыми начисляется 1 балл.

Ниже приводятся теоретические нормы оценок, включающие пять градаций, которые являются примерными оценками:

до 3 включительно - низкий уровень ВК;

от 4 до 6 включительно - уровень ВК ниже среднего;

от 7 до 9 включительно - средний уровень ВК;

4 Под шкалой здесь понимается группа вопросов, направленных на изучение одного ВК.

от 10 до12 включительно - уровень ВК выше среднего; от 13 до 15 включительно - высокий уровень ВК.

Для более точного заключения об уровне ВК необходимо проведение стандартизации шкал 5. Если по шкале социальной желательности балл находится в промежутке от 10 до 15 включительно (выше среднего и высокий уровень), то результаты тестирования следует признать недостоверными, поскольку явно выражена потребность в одобрении. Такой человек зависим от благоприятных оценок со стороны других людей, чувствителен к межличностным влияниям. Говоря иначе, он испытывает потребность в одобрении и стремление походить на образец.

Рассмотрим пример расчета величины силы воли б. Допустим, что при ответе на вопросы по шкале 8 испытуемый получил 2 балла, что отвечает низкому уровню социальной желательности. Это означает возможность интерпретации дальнейших результатов. По конкретным ВК имеем:

1. Выдержка - 4 балла (уровень ниже среднего, указывающий на порывистость);

2. Инициативность - 14 баллов (высокий уровень, отвечающий предприимчивости);

3. Настойчивость - 14 баллов (высокий уровень, соответствующий напористости);

4. Организованность - 12 баллов (уровень выше среднего, соответствующий организованности);

5. Решительность - 10 баллов (уровень выше среднего, характеризующий решительность);

6. Самостоятельность - 15 баллов (высокий уровень, указывающий на самодостаточность);

7. Смелость - 9 баллов (средний уровень, соответствующий осторожности).

Если судить о силе воли испытуемого только по результатам проведенных измерений, то она выражается как:

Fw = V42 +142 + 142 + 122 + 102 + 152 + 92 = л/895 « 29,9 . Максимально возможный показатель этой величины составляет:

Fw max =л/15^7 - 39,7,

что свидетельствует о неплохом значении силы воли испытуемого.

Вопросник предназначен для определения ПС независимых ВК человека и может быть использован и для научных исследований, и для решения широкого круга практических задач. К ним, например, относится выбор спортивной и профессиональной деятельности, а также познание собственных волевых способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 65-73.

2. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Семейства психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 50-59.

3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 88 с.

4. Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации: учеб.-методич. пос., 2009. 100 с.

5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 287 с.

6. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). Руководство. НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 2004. 6 с.

7. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 169-178.

Поступила в редакцию 17.12.16

5 Стандартизация шкалы - перевод «сырых» баллов в линейную шкалу, а из нее - в любую произвольную стандартную шкалу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Речь идет о показателе силы воли субъекта, полученном с помощью тестового самоотчета. Более точный показатель силы воли можно получить путем усреднения нескольких значений силы волеизъявлений.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Yu.T. Glazunov, K.R. Sidorov

PRINCIPLES OF PREPARING A QUESTIONNAIRE TEST FOR DETERMINATION OF PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES

This paper is concerned with the problem of measuring volitional qualities. The reasons for insufficient analysis of this problem lie in the absence of a unified opinion of scientists on the content of volitional qualities and in the shortage of methods to measure them. The paper specifies the complex of theoretical postulates as a basis for creation of a radically new instrument for measuring the force of volitional qualities. This complex is based on singling out families of psychological properties of independent volitional qualities. There are seven of such families. These include: endurance, initiative, self-discipline, perseverance, determination, independence, and courage. Each family consists of five elements, which are necessary and sufficient to construct a metric scale for assessment of the force of manifestation of independent volitional qualities. They reflect a set of properties having different modalities ranging from positive qualities to negatively tinged qualities. This set also includes neutral qualities, which have no modality. The rules of preparation of questionnaire tests are discussed in detail. An example is given of a questionnaire test designed to measure the force of each volitional quality.

Keywords: preparation, questionnaire test, measurement, independent volitional qualities, families of psychological properties.

Глазунов Юрий Трофимович, доктор технических наук, профессор кафедры теоретической физики и квантовой информатики факультета технической физики и прикладной математики

Гданьский технический университет (Польша) Польша, ул. Нарутовича, 11/12, 80-952 Гданьск (Poland, ul. Narutowicza, 11/12, 80-952 Gdansk) E-mail: glazunovyury@gmail.com

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

Glazunov Yu.T.,

Doctor of Technical Sciences, Professor of Theoretical Physics and Quantum Informatics Faculty of technical physics and applied mathematics

Gdansk technical University (Poland) Poland, Gabriel Narutowicz str., 11/12, 80-952, Gdansk

E-mail: glazunovyury@gmail.com Sidorov K.R.,

Candidate of Psychology, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: konstantsid@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.