Научная статья на тему 'Валидизация тест-опросника определения психологических свойств независимых волевых качеств человека'

Валидизация тест-опросника определения психологических свойств независимых волевых качеств человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3352
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ-ОПРОСНИК / ИЗМЕРЕНИЕ / НЕЗАВИСИМЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СЕМЕЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ / ВАЛИДИЗАЦИЯ / ВАЛИДНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / QUESTIONNAIRE TEST / MEASUREMENT / INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES / FAMILIES OF PSYCHOLOGICAL PROPERTIES / VALIDATION / VALIDITY / RELIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазунов Юрий Трофимович, Сидоров Константин Рудольфович, Мурина Марина Николаевна

Предложен новый инструмент определения силы волевых качеств человека тест-опросник, основанный на выделении психологических свойств 7 независимых волевых качеств: выдержки, инициативности, организованности, настойчивости, решительности, самостоятельности и смелости. Каждое их них порождает семейство из 5 элементов, необходимых и достаточных для построения метрической шкалы оценки силы проявления этого волевого качества. Дано психометрическое обоснование методики, содержащее расчет ее валидности и надежности. Валидизация включает содержательную и конкурентную стороны валидности. Осуществлён расчет ретестовой надежности всего теста и отдельных его шкал. Рассмотрены сферы применения и практические возможности предложенного теста. Тест-опросник выступает психометрически обоснованным инструментом и при условии создания возрастных статистических норм применения вопросника может быть использован в научной и практической работе психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глазунов Юрий Трофимович, Сидоров Константин Рудольфович, Мурина Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALIDATION OF A QUESTIONNAIRE TEST FOR DETERMINING THE PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES OF A PERSON

We propose a new tool for determining the strength of volitional qualities of a person a questionnaire test based on the identification of the psychological properties of seven independent volitional qualities: endurance, initiative, perseverance, self-discipline, determination, independence, and courage. Each of them gives rise to a family of 5 elements necessary and sufficient for constructing a metric scale for assessing the strength of manifestation of this volitional quality. A psychometric justification of the method containing the calculation of its validity and reliability is given. Validation includes content and concurrent aspects of validity. A calculation of retest reliability of the entire test and its individual scales is performed. The scope and feasibility of the proposed test is considered. The questionnaire test is a psychometrically valid tool and can be used in scientific and practical work of a psychologist provided that statistical age standards of application of the questionnaire are developed.

Текст научной работы на тему «Валидизация тест-опросника определения психологических свойств независимых волевых качеств человека»

152_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Психология. Социальная психология

УДК 159.9 (045)

Ю. Т. Глазунов, К.Р. Сидоров, М.Н. Мурина

ВАЛИДИЗАЦИЯ ТЕСТ-ОПРОСНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕЗАВИСИМЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Предложен новый инструмент определения силы волевых качеств человека - тест-опросник, основанный на выделении психологических свойств 7 независимых волевых качеств: выдержки, инициативности, организованности, настойчивости, решительности, самостоятельности и смелости. Каждое их них порождает семейство из 5 элементов, необходимых и достаточных для построения метрической шкалы оценки силы проявления этого волевого качества. Дано психометрическое обоснование методики, содержащее расчет ее валид-ности и надежности. Валидизация включает содержательную и конкурентную стороны валидности. Осуществлён расчет ретестовой надежности всего теста и отдельных его шкал. Рассмотрены сферы применения и практические возможности предложенного теста. Тест-опросник выступает психометрически обоснованным инструментом и при условии создания возрастных статистических норм применения вопросника может быть использован в научной и практической работе психолога.

Ключевые слова: тест-опросник, измерение, независимые волевые качества, семейства психологических свойств, валидизация, валидность, надежность.

В работе рассматривается сконструированный ранее тест-опросник для определения психологических свойств (ПС) независимых волевых качеств (НВК) (Глазунов, Сидоров, 2017). Он основан на предшествующих исследованиях авторов, связанных с анализом волевых качеств (ВК) (Глазунов, Сидоров, 2016 а; Глазунов, Сидоров, 2016 б; Глазунов, Сидоров, Вестник, 2016, в), и открывает возможность использования удобного и понятного испытуемому способа измерения силы НВК. Ранее (Глазунов, Сидоров, 2017) отмечалось, что вопросник может быть полезным и в научных исследованиях, и для решения практических задач. Развивая предыдущие исследования, настоящая работа содержит его психометрическое обоснование.

1. Содержание тест-опросника

Предложенные авторами тестовые вопросы имеют следующий вид.

1. Могу долго переносить жажду.

2. Мне по душе такие виды занятий, где уже создан четкий алгоритм действий.

3. Стремлюсь к тому, чтобы не отступать от намеченного плана.

4. Бывает так, что ухожу на работу, не прибрав постель.

5. Предпочитаю ситуации, требующие быстрого принятия решения.

6. Чувствую себя уверенно, если кто-то руководит мною.

7. В сложных ситуациях предпочитаю действовать рискованно.

8. Был случай, когда бросил(а) что-то делать, потому что не был(а) уверен(а) в своих силах.

9. Не падаю духом при неудаче.

10. Мне лучше работать там, где сверху будут указаны конкретные способы действий.

11. Выполняя сложное дело, мне не приходит в голову мысль, что его следует бросить.

12. Могу опоздать на работу без веских причин.

13 Могу решиться на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни.

14. Отказываюсь от своих планов, если другие находят их неудачными.

15. Преодолеваю в жизни сложные ситуации.

16. Иногда люблю позлословить об отсутствующих.

17. Мне тяжело долго ждать кого-либо или чего-либо.

18. С незнакомым человеком вступаю в контакт первым.

19. Отказываюсь от достижения цели, если создаются неблагоприятные условия.

20. Стараюсь планировать свои дела заранее.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

21. В ситуациях неопределенности не могу оперативно и правильно действовать.

22. Важные решения принимаю без посторонней помощи.

23. Не смогу спрыгнуть с парашютом.

24. Никогда не говорю о неприятных вещах с улыбкой.

25. Если устаю выполнять работу, то быстро бросаю ее.

26. Стремлюсь предлагать в коллективе новые интересные дела.

27. Бросаю дело, если на моем пути возникает множество препятствий.

28. Режим дня стараюсь выдерживать.

29. У меня возникают сомнения в правильности принятых решений.

30. Поступаю по-своему, если уверен, что прав.

31. Природные явления (сильная гроза, крупный град, сильный шторм, снег и т.д.), случающиеся в нашей местности, заставляют меня постоянно думать о подстерегающих нас опасностях.

32. Внимательно слежу за тем, как одеваюсь.

33. Сильное волнение отрицательно влияет на мое поведение.

34. В работе стараюсь быть оригинальным.

35. Если мне что-то мешает в делах, то я переключаюсь на другую работу.

36. Если беру какую-либо вещь, то всегда ставлю ее на место.

37. Много раз думал(а) изменить свою жизнь, но обнаруживаю в итоге, что поступаю по-старому.

38. Критически отношусь к советам других людей.

39. Не плаваю в открытых водоемах.

40. Дома веду себя за столом так же, как в столовой.

41. В любом деле сдерживаю себя от поспешных действий.

42. Создать что-то новое в работе - это не мой стиль.

43. Старательно и последовательно преодолеваю трудности на пути достижения цели.

44. Не могу выполнять несколько дел одновременно.

45. Мне по душе такие виды спортивной деятельности, где нужно быстро действовать.

46. Стремлюсь к тому, чтобы ответственную работу выполнять с кем-то еще.

47. Могу высказать свою точку зрения, несмотря на возможный конфликт.

48. Был случай, когда придумал(а) вескую причину, чтобы оправдаться.

49. Мне удается долго переносить боль.

50. Не стремлюсь к оригинальным решениям задач.

51. Если мне нужно что-то найти - обязательно найду.

52. Мне не удается выполнить то, что я запланировал.

53. Своевременно принимаю решения.

54. Прежде чем выполнять дело, советуюсь с другими людьми.

55. Не боюсь, оказавшись далеко в лесу.

56. Иногда вместо того, чтобы простить человека, стараюсь отплатить ему тем же.

57. У меня не получается ждать подходящего момента для осуществления правильного действия в ситуации неопределенности.

58. Мне лучше выполнять такую работу, где не приходится делать одно и то же много раз.

59. Если кто-то создает препятствия на пути достижения цели, то мне приходится отойти в сторону.

60. Стараюсь не откладывать на завтра то, что можно выполнить сегодня.

61. Мне приходится долго взвешивать все «за» и «против».

62. У меня нет склонности подражать другим людям.

63. Избегаю конфликтных ситуаций.

64. Никогда ни к кому не испытываю антипатии.

65. Не могу сдержать себя от поспешных действий в сложных ситуациях.

66. При выполнении работы проявляю находчивость.

67. Прекращаю свои действия, если усложняются условия работы.

68. Все задания выполняю без напоминаний.

69. Действовать быстро у меня не получается.

70. Стремлюсь во всех делах к независимости мышления.

71. Не допускаю поступков, которые можно оценить так: «Риск - благородное дело».

72. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

73. В общении с неприятными людьми держу свои чувства под контролем.

74. В работе не использую непроверенных новшеств.

75. Про меня можно сказать так: «За что возьмется, уж конца добьется».

76. Не могу последовательно действовать в экстремальной ситуации.

77. Без труда справляюсь со своими сомнениями.

78. Мне нравятся ситуации, где можно разделить ответственность.

79. Отстаиваю свою позицию, если кто-то обвиняет меня несправедливо.

80. Когда у людей неприятности, то думаю, что они получили по заслугам.

81. Могу выполнять работу, даже если меня что-то сильно беспокоит.

82. Генерировать новые идеи - занятие не для меня.

83. Трудности и препятствия в жизни меня закаляют.

84. Затягиваю с ответом по какому-либо вопросу ко мне.

85. В экстремальной ситуации поступаю своевременно и правильно.

86. У меня отсутствует стремление к полной свободе и независимости.

87. Отдаю предпочтение экстремальным видам спорта.

88. Были случаи, когда завидовал(а) удаче других.

89. Мне не удается осуществить длительной голодовки для того, чтобы восстановить свой организм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90. Использую не только известные, но и новые способы решения задач.

91. Неудачи в делах приводят к тому, что мне приходится «опускать руки».

92. Стараюсь так выстроить цепочку своих действий, чтобы сэкономить личное время.

93. Профессиональная деятельность, где нужно оперативно принимать решения - не для меня.

94. Могу без помощи других подготовиться к ответственному мероприятию.

95. Боюсь высоты.

96. Перед длительной поездкой тщательно продумываю, что взять с собой.

97. В сложных жизненных ситуациях мне не удается сохранить ясность и четкость мыслей.

98. В делах проявляю личные начинания.

99. Мне не хватает упорства.

100. У меня обычно во всех делах порядок.

101. Долго колеблюсь, когда мне требуется принять решение.

102. Мне не требуется обращаться к другим за советом, если предстоит выполнить сложную работу.

103. Пословица: «Кто идет вперед, того страх не берет» - не про меня.

104. Внимательно слушаю собеседника, кем бы он ни был.

105. Не показываю своих чувств в отношениях с другими людьми.

106. Не выбираю такие сферы деятельности, где требуется нестандартность мышления в решении задач.

107. Следую пословице «ученье, да труд всё перетрут».

108. Бывает так, что я ухожу на работу и забываю какие-либо важные вещи.

109. Ситуации неопределенности, где нужно быстро действовать, мне по душе.

110. Мне приходится отказываться от работы, если ответственность за ее выполнение будет полностью лежать на мне.

111. Выбрал(а) бы такую профессию, где нужно рисковать.

112. Случалось, использовал(а) оплошность другого человека.

113. Могу сдержаться, если что-то меня раздражает.

114. Стремлюсь выполнить привычную работу по-новому.

115. Могу добиться собственной регулярной физической активности.

116. Мне не сложно внести порядок в свои дела, когда их слишком много.

117. Если требуется, то могу быстро предотвратить несчастный случай с другим человеком.

118. Стремлюсь к результату, который получен без помощи других.

119. Без труда преодолеваю страх перед важным мероприятием.

120. Охотно признаю свои ошибки.

Вопросы в тесте отражают семь НВК. Каждому семейству ПС одного ВК отвечает 15 вопросов. В результате ответов у испытуемого по каждому ВК появляется сумма баллов в границах от 0 до 15. Кроме того, вопросник содержит 15 вопросов, контролирующих социальную желательность ответов. Проведена модификация шкалы Кроуна-Марлоу таким образом, чтобы испытуемый не мог, по воз-

_Валидизация тест-опросника определения психологических свойств..._155

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 2

можности, догадаться о направленности упомянутых выше вопросов. Таким образом, и по этой шкале в результате тестирования балл испытуемого находится в диапазоне от 0 до 15. Заполнение тест-опросника занимает от 15 до 20 мин. Общее количество вопросов - 120. Их порядок представлен в табл. 1.

Таблица 1

Ключ к тесту

№ 1 2 3 4 5 6 7 8

1 1 2 3 4 5 6 7 8

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

2 9 10 11 12 13 14 15 16

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

3 17 18 19 20 21 22 23 24

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

4 25 26 27 28 29 30 31 32

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

5 33 34 35 36 37 38 39 40

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

6 41 42 43 44 45 46 47 48

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

7 49 50 51 52 53 54 55 56

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

8 57 58 59 60 61 62 63 64

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

9 65 66 67 68 69 70 71 72

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

10 73 74 75 76 77 78 79 80

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

11 81 82 83 84 85 86 87 88

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

12 89 90 91 92 93 94 95 96

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

13 97 98 99 100 101 102 103 104

Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

14 105 106 107 108 109 110 111 112

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

15 113 114 115 116 117 118 119 120

Да Да Да Да Да Да Да Да

В табл. 1 столбцы от 1 до 8 отвечают номерам шкал1: 1 - выдержка, 2 - инициативность, 3 - настойчивость, 4 - организованность, 5 - решительность, 6 - самостоятельность, 7 - смелость, 8 - социальная желательность. Строки от 1 до 15 - ключ к тесту или те варианты ответов, за совпадение с которыми присваивается 1 балл.

Ниже приводятся теоретические нормы оценок, включающие пять градаций, которые являются примерными оценками2:

до 3 включительно - низкий уровень ВК;

от 4 до 6 включительно - уровень ВК ниже среднего;

от 7 до 9 включительно - средний уровень ВК;

от 10 до12 включительно - уровень ВК выше среднего;

от 13 до 15 включительно - высокий уровень ВК.

1 Под шкалой здесь понимается группа вопросов, направленных на изучение одного НВК.

2 Следующий этап работы предполагает проведение стандартизации шкалы с учетом возраста испытуемых. В результате этой работы индивидуальные результаты можно будет сравнивать.

Если по шкале социальной желательности балл находится в промежутке от 10 до 15 включительно (выше среднего и высокий уровень), то результаты тестирования следует признать недостоверными, поскольку явно выражена потребность испытуемого в одобрении. Такой человек зависим от благоприятных оценок со стороны других людей и чувствителен к межличностным влияниям. Говоря иначе, он испытывает потребность в одобрении и стремление походить на образец.

2. Психометрическое обоснование методики

2.1. Валидизация тест-опросника измерения силы ВК человека

Валидизация - это процесс проверки валидности методики. Валидность - соответствие теста измеряемому психическому свойству (Шмелев, 1996, с. 143). При проверке данного теста учитывались следующие виды валидности.

2.1.1. Валидность содержательная. Основной тип валидности методики, характеризующей степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств (Бурлачук, 1999). Рассматриваемый вид валидности при конструировании тестов важен тогда, когда должен быть точно определен материал, используемый для тестирования (Клайн, 19940).

Первый этап работы был связан с выделением набора вопросов, отражающих каждое конкретное ВК. Вопросы уточнялись и многократно корректировались. Следующий этап заключался в экспертной оценке соответствия вопросов теста исследуемой реальности. Экспертные оценки при анализе содержания служили критерием самого теста. В исследовании участвовали студенты УдГУ очной и заочной форм обучения (всего 84 чел.).

2.1.2. Конкурентная валидность. Этот показатель получают на основе сравнения результатов с другими валидными тестами, предназначенными для измерения той же переменной (сравнение осуществляется с помощью корреляционного анализа).

Данный вид валидности полезен тогда, когда существующие тесты работают неудовлетворительно, а новые создаются в попытке улучшить качество измерений (Клайн, 1994). В нашем случае, использование данного вида расчетов, показывает степень обоснованности того, что предложенная нами методика действительно измеряет величины силы проявления НВК.

В качестве параллельного теста использовался опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) М.В. Чумакова3. Методика Чумакова предназначена для обследования лиц в возрасте 18 -55 лет (включая, старшеклассников). Шкалы, выделенные факторным анализом, соответствуют следующим ВК: 1) ответственность, 2) инициативность, 3) решительность, 4) самостоятельность, 5) выдержка, 6) настойчивость, 7) энергичность, 8) внимательность, 9) целеустремленность4. Под-считывается также и общий (итоговый) показатель ВК как сумма всех баллов по отдельным шкалам. Тест психометрически обоснован и включает следующие элементы:

1) анализ пунктов (в том числе индекс трудности, корреляцию с итоговым баллом, корреляцию со шкалой, корреляцию шкал с итоговым показателем);

2) надежность ретестовая, включающая тестирование испытуемых дважды с интервалом 2 недели (выборка - 41 испытуемый). Результаты сравнивались с помощью коэффициентов корреляции по отдельным шкалам (изменяются от 0,43 до 0,84 в зависимости от шкалы ВК), а также коэффициентов корреляции отдельных шкал с итоговым показателем. Дополнительно рассчитывалась надежность по однородности (выборка составила: 100 человек);

3) критериальная валидность устанавливалась методом экспертной оценки (коэффициент корреляции итогового балла с экспертной оценкой равен: 0,46), а также устанавливалась конструктная валидность на основе анализа коэффициентов корреляции данного теста с параллельными. Их значения изменяются от 0,37 до 0,58 в зависимости от шкалы ВК (Чумаков, 2004; 2006).

Для изучения связи между переменными и, следовательно, для обоснования валидности, использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты получены с помощью программы SPSS 10.05 (Наследов, 2005) и приведены в табл. 2.

3 Указанный инструмент по выделяемым ВК близок нашему тест-опроснику. Более того, как будет показано ниже, он психометрически обоснован и этим отличается от других тест-опросников, предназначенных для изучения ВК.

4 Жирным шрифтом выделены ВК общие и для опросника Чумакова, и для тестируемого инструмента.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа показателей волевых качеств согласно Глазунову-Сидорову и Чумакову

Волевые качества Согласно Чумакову Согласно Глазунову- Сидорову

Согласно Глазунову- Сидорову 1 2 3 4 Отсутствует 5 6 7 Отсутствует Е балл Е балл

1. Выдержка 0,361 0,001 - - - - - - 0,289 0,008 0,412 0,000

2. Инициативность - 0,678 0,000 - - - - - 0,470 0,000 0,679 0,000

3. Настойчивость - - 0,140 0,204 - - - - 0,432 0,000 0,730 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Организованность - - - - - - - 0,327 0,002 0,438 0,000

5. Решительность - - - - - - - 0,653 0,000 0,769 0,000

6. Самостоятельность - - - - - 0,555 0,000 - 0,483 0,000 0,661 0,000

7. Смелость - - - - - - - 0,335 0,002 0,577 0,000

Е балл - - - - - - - 0,663 0,000

Расшифровка обозначений ВК: 1 - выдержка, 2 - инициативность, 3 - настойчивость, 4 - организованность, 5 - решительность, 6 - самостоятельность, 7 - смелость. Значение коэффициента корреляции г представлено жирным шрифтом в верхней части клетки. В нижней ее части обычным шрифтом приводится уровень статистической значимости р.

Обсуждение результатов

Подводя итоги этой части исследований, можно констатировать следующее.

1. Получены статистически значимые коэффициенты корреляции между всеми шкалами, предложенными Глазуновым-Сидоровым и суммарным баллом того же опросника (от 0,412 до 0,769). Это означает, что каждое отдельно взятое НВК обеспечивает вклад в суммарный показатель НВК.

2. Обнаружены статистически значимые коэффициенты корреляции между всеми шкалами Глазунова-Сидорова и соответствующими шкалами Чумакова (от 0,361 до 0,680), в том числе между их суммарными баллами (г = 0,663 при р = 0,000). Исключение составляет шкала «Настойчивость». Здесь отсутствует достоверная корреляционная связь (г = 0,14 при р = 0,204). Причина заключается в том, что рассматриваемые авторы по-разному трактуют это волевое качество. Так Ю.Т. Глазунов и К.Р. Сидоров при выделении волевых качеств использовали аппарат логики, где главным основаниям является их независимость - непересекаемость содержаний всех ВК (Глазунов, Сидоров, 2016, а). У М.В. Чумакова основания конструирования теста - статистические. Тест создавался на основе факторного анализа. Трактовка ВК М.В. Чумаковым допускает пересечение содержания отдельных ВК, что недопустимо, поскольку приводит их к смешению и невозможности использовать строгий измерительный подход в раскрытии их значимости. Респонденты, получившие высокий балл по шкале

«настойчивость», у Чумакова определяются следующим образом: «... стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей "из колеи". Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким» (Чумаков, 2004, с/ 14). Во-первых, так трактуемое понятие соответствует ВК «выдержка». Следовательно, происходит смешение понятий, что при создании измерительной шкалы недопустимо. Во-вторых, отдельные пункты этого теста вызывают сомнение относительно измеряемой настойчивости. Так, например, п. 44 (ответ, который перекодируется как обратный) «Я - мягкий человек». Ответ «верно» не означает отсутствия настойчивости. Человек может быть мягким по характеру, добрым, но настойчивым. В п. 31: «Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами». Ответ «верно» не означает наличия настойчивости. Здесь речь может идти не о настойчивости, а о неразумном упрямстве, назойливости.

3. Получены статистически значимые коэффициенты корреляции между всеми шкалами Глазу -нова-Сидорова и суммарным баллом по тесту Чумакова (от 0,289 до 0,653). Это означает, что каждое отдельно взятое НВК может отражать общее развитие воли, по Чумакову.

Для лучшего понимания возможностей рассматриваемого теста, дополнительно использовалась русская версия опросника Ю. Куля «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР - 90) (Шапкин, 1997).

Ю. Куль разработал опросник, состоящий из 36 вопросов и трех шкал: 1) Контроль за действием при планировании (КД(п)); 2) Контроль за действием при реализации (КД(р)); 3) Контроль за действием при неудаче (КД(н)). Указанные шкалы отражают основные компоненты волевой регуляции5. Высокие оценки по каждой отдельно шкале означают «Ориентацию на действие», низкие - «Ориентацию на состояние»6 Считается, что шкала КД(н) - наиболее информативна. Опросник НАКЕМР -90 переведен на русский язык. Его адаптация проводилась на факультете психологии МГУ. Он прошел психометрическую оценку и стандартизацию. Все показатели считаются удовлетворительными, что позволяет использовать предлагаемый там метод на русскоязычной выборке (Шапкин, 1997).

Для оценки возможности нашего тест-опросника определения силы НВК проводилась корреляция между его результатами и показателями НАКЕМР - 90. В исследовании (январь 2017 г.) участвовали студенты УдГУ очной и заочной форм обучения (всего 30 чел.). Тестовые результаты обрабатывались с помощью программы SPSS 10.05 (Наследов, 2005). Для этого использовался метод ранговой корреляции Спирмена (табл. 3).

Обсуждение результатов

Представленные в табл. 3 корреляционные связи немногочисленны, но информативны. К примеру, наличие корреляционной связи между НВК «выдержка» и КД(н) показывает, что отставание в развитии выдержки означает значительное снижение контроля в ситуации неуспеха, ориентацию на состояние, когда человек поглощен эмоциональными переживаниями и не ориентирован на быстрое и эффективное разрешение сложившейся ситуации. Вопросы, адресованные к раскрытию КД(н) в опроснике Куля подтверждают этот вывод. Например, 31 п. «Если у меня срывается несколько дел подряд в один и тот же день» выбор варианта б): «Я остаюсь деятельным, как если бы ничего такого не происходило» означает ориентацию на действие в ситуации неуспеха, а выбор варианта а): «Я иногда не знаю, за что мне хвататься» - ориентацию на состояние. Выдержка здесь является основанием сохранения контроля. Аналогично и по другим пунктам шкалы Куля. Наличие корреляционных связей между НВК «решительность», суммарным показателем всех НВК, с одной стороны, и показателем КД(п), с другой, предполагает вклад НВК и, в частности, «решительность» в осуществлении контроля за действиями планирования.

5 Воля у автора описывает категорию взаимодействующих психических функций, которые при возникновении трудностей реализации действия определяют пространственную, содержательную и стилевую координации большого числа механизмов внутри и между разными субсистемами: восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, система активации (темперамент) и моторика на основе единого принципа управления, который обозначается «Намерение» или «Цель» (Шапкин, 1997, с. 15-16).

6 Соответствующие ориентации выступают у автора как устойчивые механизмы личностной саморегуляции. Субъекты, ориентированные на состояние, испытывают трудности инициирования действия, переживают по поводу незавершенных намерений, которые в данный момент не могут быть реализованы или - из-за свершившихся неудач, когда уже ничего нельзя изменить. Напротив, ориентированные на действия индивиды не обнаруживают на уровне субъективных переживаний каких-либо мыслей и эмоций, которые могли бы помешать реализации намерений (Шапкин, 1997).

_Валидизация тест-опросника определения психологических свойств..._159

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 2

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа между показателями волевых качеств по Глазунову-Сидорову и по тремя показателями, полученными с помощью опросника Ю.Куля

«Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90).

Волевые качества Согласно Кулю

Согласно Глазунову-Сидорову 1 КД (н) 2 КД (п) 3 КД (р)

1. Выдержка 0,509 0,004 - -

2. Инициативность - - -

3. Настойчивость - - -

4. Организованность - - -

5. Решительность - 0,388 0,034 -

6. Самостоятельность - - -

7. Смелость - - -

£ балл - 0,367 0,046 -

Здесь КД(н) - контроль за действием при неудаче; КД(в) - контроль за действием при планировании; КД(р) - контроль за действием при реализации. Остальные обозначения такие же, как в табл. 2.

Обратимся к ряду иных пунктов теста Куля. Так, в п. 35 «Если мне нужно выполнить обременительную обязанность», ответ а): «я без труда решаюсь на это» - означает контроль за действиями при планировании, т.е. ориентацию на действие и, соответственно, решительность субъекта. В рассматриваемой шкале большинство пунктов адресованы к решительности, но не только. Например, п. 20 «Когда я должен завершить сразу несколько важных дел» выбор варианта б) «я сразу намечаю план и приступаю к его воплощению» предполагает развитую организованность и решительность.

Отсутствие связи между всеми НВК и показателем КД(р), на первый взгляд, кажется странным. Вроде бы контроль за действием в ситуации его реализации должен предполагать проявление НВК. Однако при детальном рассмотрении содержания утверждений у Ю. Куля становится очевидным: проявления НВК выделенные ситуации не требуют. К примеру, п. 36 «Если я пытаюсь выучить что-то новое и очень интересное», то выбор варианта а): «Я надолго погружаюсь в это» (Шапкин, 1997, с. 136-139) означает высокий контроль за действиями в этих ситуациях, но в большей степени он связан с послепроизвольным вниманием, по Добрынину, или «состоянием потока», по Чиксентмихайи. Это касается всех заявленных ответов по ключу в данной шкале.

2.2. Оценка надежности тест-опросника измерения ВК человека

Надежность означает помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (Шмелев, 1996, с. 140). Тест считается надежным, если с его помощью получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании (Бурлачук, 2002, с. 161).

2.2.1. Расчет ретестовой надежности тест-опросника измерения ВК человека. Для оценки надежности использовалась процедура ретестовой надежности с интервалом между первым (тест) и вторым (ретест) тестированиями в 3-4 недели. Поскольку тест-опросник содержит более 100 вопросов, указанный временной интервал вполне оправдан. Как указывает П. Клайн (1994), минимально удовлетворяющий требованиям ретестовой надежности коэффициент корреляции должен быть равен 0,7.

Нами использовался метод ранговой корреляции Спирмена (Бодалев, 2000) (табл. 4). Результаты получены с помощью программы SPSS 10.05 (Наследов, 2005).

Поскольку все показатели тест-опросника (включая суммарный балл) имеют очень высокие значения коэффициентов корреляции (даже показатели по шкале «выдержка» приближаются к значению 0,7), то можно считать тест удовлетворяющим требованиям надежности.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа между показателями волевых качеств по Глазунову-Сидорову (тест-ретест)

Волевые качества 1 2 3 4 5 6 7 Е балл

1. Выдержка 0,627 0,000

2. Инициативность 0,843 0,000

3. Настойчивость 0,726 0,000

4. Организованность 0,737 0,000

5. Решительность 0,752 0,000

6. Самостоятельность 0,774 0,000

7. Смелость 0,775 0,000

Е 0,838 0,000

Обозначения такие же, как в табл. 2.

Выводы

1. Учитывая результаты исследования, рассматриваемый тест-опросник измерения волевых качеств человека можно считать психометрически обоснованным, т.е. удовлетворяющим требованиям валидности и надежности.

2. Предложенный инструмент может быть использован для измерения силы независимых волевых качеств человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.

2. Бурлачук Л.Ф, Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002 352 с.

4. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 65-73.

5. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 20-33.

6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Семейства психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 50-59.

7. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Вып. 1. С. 72-81.

8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 287 с.

9. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.

10. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). Руководство / НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 2004. 6 с.

11. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 169-178.

12. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. 140 с.

13. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов педагогич. вузов. М.; Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 544 с.

Поступила в редакцию 06.02.17

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Yu. T. Glazunov, K.R. Sidorov, M.N. Murina

VALIDATION OF A QUESTIONNAIRE TEST FOR DETERMINING THE PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF INDEPENDENT VOLITIONAL QUALITIES OF A PERSON

We propose a new tool for determining the strength of volitional qualities of a person - a questionnaire test based on the identification of the psychological properties of seven independent volitional qualities: endurance, initiative, perseverance, self-discipline, determination, independence, and courage. Each of them gives rise to a family of 5 elements necessary and sufficient for constructing a metric scale for assessing the strength of manifestation of this volitional quality. A psychometric justification of the method containing the calculation of its validity and reliability is given. Validation includes content and concurrent aspects of validity. A calculation of retest reliability of the entire test and its individual scales is performed. The scope and feasibility of the proposed test is considered. The questionnaire test is a psychomet-rically valid tool and can be used in scientific and practical work of a psychologist provided that statistical age standards of application of the questionnaire are developed.

Keywords: questionnaire test, measurement, independent volitional qualities, families of psychological properties, validation, validity, reliability.

Глазунов Юрий Трофимович, доктор технических наук, профессор

кафедры теоретической физики и квантовой информатики факультета технической физики и прикладной математики

Гданьский технический университет (Польша) Польша, ул. Нарутовича, 11/12, 80-952 Гданьск (Poland, ul. Narutowicza, 11/12, 80-952 Gdansk) E-mail: glazunovyury@gmail.com

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

Мурина Марина Николаевна, магистрант

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: murzik@mail.ru

Glazunov Yu.T.,

Doctor of Technical Sciences, Professor of theoretical physics and quantum Informatics faculty of technical physics and applied mathematics

Gdansk technical University (Poland) Poland, Gabriel Narutowicz st., 11/12, 80-952 Gdansk

E-mail: glazunovyury@gmail.com Sidorov K.R.,

Candidate of Psychology, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: konstantsid@yandex.ru

Murina M.N., master degree student Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: murzik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.