Психология
УДК 159,9
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Прилепских Оксана Сергеевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлено исследование воли и волевых качеств личности в подростковом возрасте. Помимо краткого теоретического анализа основных концепций воли и волевой активности в подростковом возрасте, представлены результаты эмпирического исследования проявлений воли и волевых качеств в данном возрастном периоде. Предпринята попытка систематизации диагностического инструментария соответственно трем компонентам волевых качеств личности: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. Эмпирически определены основные тенденции развития волевых качеств личности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: воля, волевые качества личности, подростковый возраст, методики диагностики воли.
Annotation. The article presents a study of the will and volitional qualities of the individual in adolescence. In addition to a brief theoretical analysis of the basic concepts of will and volitional activity in adolescence, the results of an empirical study of the manifestations of will and volitional qualities in a given age period are presented. An attempt was made to systematize the diagnostic tools according to the three components of the volitional qualities of the person: cognitive, emotional and behavioral. Empirically identified the main trends in the development of volitional personality traits in adolescence.
Keywords: will, volitional qualities of personality, adolescence, methods of diagnosing will.
Введение. Изучение воли и волевой регуляции поведения является достаточно актуальной темой в психологии. Попытки решения проблемы волевой регуляции поведения предпринимались отечественными и зарубежными представителями различных психологических теорий и направлений. Среди отечественных исследователей воли и волевой регуляции поведения можно отметить работы А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, Н.Д. Левитова, А.И. Высоцкого, Е.П. Ильина, В.А. Иванникова. Причем, исследование воли как самостоятельного психического процесса и сложного многокомпонентного образования получило начало в научной школе В.И. Селиванова [2, 5].
Исследованиям воли и волевых характеристик в подростковом возрасте посвящено немногочисленное число работ: в общем контексте значимость изучения волевой сферы подростка подчеркивают Л.И. Божович, И.С Кон, А.К. Маркова, Н.А. Серова, И.С. Сивова, Д.И. Фельдштейн и другие. В плане изучения волевых качеств в подростковом возрасте научный интерес представляют исследования И.В. Боязитовой, С.И. Хохлова, Т.И. Шульги. Необходимо отметить, что при видимой значимости проблемы остаются недостаточно разработанными методы оценки уровня развития волевой активности подростков и психолого-педагогические условия, способствующие развитию волевых качеств личности в данный возрастной период. Недостаточная изученность вышеперечисленных параметров, а так же необходимость регулировки процесса развития волевой сферы личности подростка в условиях современной образовательной системы стали аргументом актуальности исследования и предпосылкой для его реализации.
Изложение основного материала статьи. Активность человека является ведущим фактором, оказывающим влияние на психическое становление, развитие психических процессов и свойств. Причем, активность является сознательным и избирательным действием личности, которое направлено на преобразование, изменение окружающего пространства, изменение самого человека, ее развитие.
Воля характеризуется проявлением определенной степени социальной активности человека в различных сферах жизни: труде, учебной деятельности, общении. Именно волевые качества личности помогают контролировать и управлять собственными стимулами с учетом не только личных потребностей, но и потребностей социума.
Волевые действия, по мнению А.Г. Ковалева, характеризуются наличием сознательно поставленной цели, наличием мотивации в достижении цели и преодолением препятствий на пути к данной цели. Причем к волевым действиям относятся не только действия по преодолению препятствий, но и действия по организации внутренней психической жизни человека, процесс мышления и контроля за собственными эмоциями и чувствами [3].
Мы согласны с определением воли, данным В.И. Селивановым, который рассматривал волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков» [5]. Главной характеристикой «развитой воли», как считал В.И. Селиванов, является экономное расходование энергии.
В отечественной психологии воля рассматривалась как компонент или свойство характера. В работах А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.Ф. Лазурского, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна, И.В. Страхова, Д.Н. Узнадзе характер представлен как основа воли, где совокупность наиболее существенных и устойчивых черт поведения человека, отражают своеобразие его волевых качеств [3, 5, 6].
Анализ научной литературы позволяет рассматривать волевую активность личности как сложное образование, включающее следующие компоненты: динамический, содержательный и социально -личностный. Динамический компонент или двигательные характеристики волевой активности, является физиологическим механизмом, позволяющим управлять человеку своим поведением. Содержательный компонент определяет направленность воли. В содержательный компонент авторы включают мотивационные и эмоциональные факторы. Социально-личностный компонент волевой активности отражает возможность применять сформированные волевые свойства в процессе реализации волевой активности. Итак, волевой называют такую личность, в которой гармонично развиты основные компоненты, составляющие волевую активность. Авторы указывают на разные уровни выраженности волевой активности, от низкой формы проявления до высокой, характеризующей импульсивные формы активности. Формы волевой активности обозначены теоретически и не подтверждены экспериментальными исследованиями. Исследователи отмечают недостаточное количество экспериментальных методик, позволяющих диагностировать различные уровни выраженности волевой активности личности.
В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Однако, волевая сфера подростка весьма противоречива. Исследователи особо отмечают, что подростки испытывают затруднения в раскрытии большинства понятий, связанных с тем или иным волевым качеством, а с 12 - 14 лет есть риск возникновения неадекватно высокого уровня оценивания развития своих волевых качеств (настойчивости, самостоятельности, целеустремленности). К концу подросткового возраста оценка своих волевых качеств становится более адекватной, критичность повышается, наблюдается совпадение самооценок и экспертных оценок.
И.С. Кон отмечает следующее противоречие в этом периоде развития: с одной стороны достаточный уровень сознательного самоконтроля, с другой стороны - проявление неудовлетворенности свой волей -тенденция к занижению в оценивании своих волевых качеств, силы воли [4].
Исследователи отмечают в подростковом возрасте лабильный и неустойчивый характер основных механизмов волевой регуляции поведения, что свидетельствует о сенситивном периоде формирования воли. В данном возрастном периоде на фоне возрастного снижения контроля над чувствами и поступками, появляется возможность кратковременного поддержания волевого усилия в период осуществления действия, начинает формироваться сознательная саморегуляция основных видов поведения. У подростка путем внутреннего плана рассуждения происходит усиление или ослабление отдельных стремлений при конфликте. Эта борьба происходит стихийно, но это тип сознательной регуляции своих побуждений. Интеллектуальный план действий позволяет оценивать и представлять последствия своих поступков, в результате принимается решение, ставятся цели, создается намерение [7].
Организованность до 6-7 класса понимается как «бережное» отношение ко времени и отождествляется с обязательным выполнением режима дня. Переход к оперативному планированию поднимает организованность младшего подростка на качественно новую ступень. Высокая организованность старшеклассников, рациональное использование своего времени основывается на сложных умениях организации своей деятельности во внеурочное время. Стремление плодотворно использовать время получает конкретную направленность, становится средством достижения определенной цели. У старших учащихся появляется ведущий компонент в организованности - перспективное планирование деятельности. В этот период формируется и творческий стиль мышления, развивается общая, выходящая за рамки учебной деятельности потребность в самостоятельности.
Активность подростка проявляется в его интересах, однако жизненные планы называют расплывчато, без соответствия с их практической деятельностью. Подросток обнаруживает готовность упорно овладевать интересующей его деятельностью и при необходимости применить для этого усилия. Исследования С.И. Хохлова подтверждают связь между проявлениями волевых качеств школьников и интересом к деятельности, поэтому более высокая активность проявляется при изучении нелюбимых школьных предметов [6].
В этом возрасте происходит интенсивное формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать требованиям окружающих и собственным требованиям к себе, поэтому развитие подростка больше определяется внутренними условиями, а именно - собственными ценностями, образцами, сформировавшейся самооценкой. Исследования И.В. Боязитовой, Т.И. Шульги установили взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе, которая варьирует в зависимости от субъективной активности ребенка в различных видах деятельности. Высокому уровню волевой регуляции соответствует система личностных особенностей самооценки: дифференцированность частных самооценок, адекватный уровень развития эмоционального компонента и высокий уровень когнитивного компонента самооценки, реалистический уровень развития притязаний. При низкой волевой регуляции отмечался неадекватно высокий уровень развития когнитивного компонента самооценки, завышенный или заниженный уровень притязаний [1].
Анализ классификаций волевых качеств позволил выделить основные качества, влияющие на результативность волевого действия в любой деятельности. К основным волевым качествам относят инициативность, самостоятельность, решительность, смелость, настойчивость и упорство. Отмечаются сложности дифференциации психологического содержания основных волевых качеств. Однако экспериментальных данных, доказывающих не тождественность содержания некоторых основных волевых качеств недостаточно. Как перспективный метод изучения содержания волевых качеств, рассматривается исследование семантик в плане индивидуального восприятия.
Анализ исследований развития волевой активности, позволяет выделить подростковый возраст как не достаточно изученный. Так, в психологической литературе не отражены механизмы формирования волевой активности в данном возрасте в условиях учебной деятельности, отмечаются трудности экспериментального изучения волевых свойств подростков, обусловленные противоречивостью и неустойчивостью самооценок волевых качеств самостоятельности, настойчивости.
В контексте рассматриваемой проблемы наряду с теоретическими исследованиями проявлений воли и волевых качеств в подростковом возрасте, наше внимание было обращено на ее эмпирическое изучение. При организации экспериментального исследования мы опирались на теоретические положения о компонентах оценки волевых качеств В.И. Селиванова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина.
Согласно трем выделенным компонентам оценки волевых качеств личности был осуществлен подбор диагностического инструментария (табл. 1).
Таблица 1
Диагностический инструментарий оценки волевых качеств личности
Компоненты волевых качеств личности Содержание компонента Диагностическая методика
Когнитивный компонент Представление подростков о своих волевых качествах личности (инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость). Методика «Индивидуальный волевой контроль» (Э.Г. Ширяева) Анкета по определению развития волевых качеств (Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун)
Эмоциональный компонент Стремление овладеть своими аффективными реакциями и поведением в целом. Анкетная методика измерения импульсивности (В.Н. Азаров).
Поведенческий компонент Овладение навыками самоуправления и самоконтроля действиями, умение планировать деятельность и способность осуществлять любой поступок с опорой на духовно-нравственные нормы и ценности в любой жизненной ситуации. Опросник ВСК (А.З. Зверков и Е.В. Эйдман). Методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н.М. Пейсахова.
Экспериментальное исследование было проведено с подростками 14-15 лет 7-8 классов г. Ставрополя. Всего в эксперименте приняло участие 90 подростков.
В результате эмпирического исследования были выявлены следующие особенности волевых качеств личности подростков:
1. Когнитивный компонент или представление подростков о своих волевых качествах проявился следующим образом.
Более чем у 50% испытуемых преобладает оптимальный уровень характеристики своих волевых качеств. Подростки отмечают развитость у себя таких волевых качеств как: находчивость, инициативность, исполнительность, самостоятельность, свобода, послушность, смелость, решительность, сомнение, упорство, настойчивость, непостоянство. Отметим, что высокий (гиперактивный) уровень выраженности волевых качеств у себя отметили от 16-18% до 20-33% подростков (в зависимости от волевого качества). Наиболее сильная выраженность гиперактивного уровня по исследуемым шкалам наблюдалась по шкале «настойчивость» - 33%. Данные испытуемые давали себе такую характеристику как: «упрямый». По остальным шкалам наблюдалась относительно одинаковая выраженность процента испытуемых, которые характеризовали себя как: «изобретательный», «непокорный», «бесстрашный». Слабовыраженный (гипоактивный) уровень волевых качеств наблюдался в характеристиках 24% подростков по шкалам «самостоятельность» и «решительность». Данные испытуемые характеризуют себя как зависимых и осторожных. Отметим, что наличие такой характеристики как «лень» по шкале «настойчивость» отметили у себя лишь 7% подростков.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что подростки достаточно неустойчивы в описании своих волевых качеств личности. Наиболее непостоянными у них стали такие волевые качества как: инициативность, самостоятельность и настойчивость.
Подростки с высоким уровнем развития волевых качеств характеризовали себя как решительные, самостоятельные, настойчивые, как в жизни, так и в учебе. Подросткам со средним показателем развития волевых качеств, которых в данной выборке наибольшее количество, отмечали у себя недостаток инициативности и настойчивости при наличии способности к усердной работе. У подростков с низким уровнем развития волевых качеств, которых было отмечено наименьшее количество, изучаемые качества (по мнению самих подростков) практически не развиты.
2. Эмоциональный компонент волевых качеств, характеризующийся стремлением подростков овладеть своими аффективными реакциями и поведением в целом, проявлялся в том, что относительно стабильное развитие аффективно-потребностной сферы и уровня волевой регуляции было выявлено у 20% подростков. Заметное неравенство по шкалам «доминирование импульсивности» и «доминирование управляемости» наблюдалось у оставшейся группы подростков - 80%, причем, у 22% подростков наблюдается нестабильность, направленная на усиление управляемости, а у 58% выявлено доминирование импульсивных реакций. Анализ уровня импульсивности и волевой регуляции позволил констатировать достаточно высокий уровень импульсивности в поведении подростков, что является нормативным для данной возрастной категории.
3. Поведенческий компонент проявления волевых качеств личности - овладение подростками навыками самоуправления и самоконтроля, умение планировать деятельность и способность осуществлять любой поступок с опорой на духовно-нравственные нормы и ценности в любой жизненной ситуации характеризовался следующими тенденциями. Высокий уровень самоконтроля отмечен у 13% исследуемых подростков. Данные подростки обладают независимостью, самостоятельностью, уверенностью в себе, устойчивостью намерений и реалистичностью взглядов, умением распределять усилия и контролировать свои поступки. Средний уровень развития самоконтроля отмечен у более 50% респондентов. Низкий уровень волевого самоконтроля выявлен у 36%, характеризовался наличием импульсивных поступков, неустойчивостью намерений испытуемых.
Отметим, что у выделенных категорий подростков присутствует разное соотношение категорий «настойчивости» и «самообладания». Так, у подростков с высоким уровнем развития саморегуляции преобладает «самообладание» как уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. У подростков со средним уровнем развития волевой регуляции соотношение «самообладания» и «настойчивости» 30% к 70% соответственно. У подростков с низким уровнем волевой регуляции
соотношение «самообладания» и «настойчивости» составило 44% к 56% соответственно.
Анализируя способность к самоуправлению как одну из характеристик поведенческого компонента развития волевых качеств подростков, можно сделать вывод, что у исследуемой выборки доминирует средний уровень способности к самоуправлению - более 45% испытуемых. Отметим, что наиболее развитыми у исследуемых подростков оказались такие характеристики самоуправления как ориентировка в ситуации, прогнозирование, принятие решения. Наименее представленными стали характеристики самоуправления, отражающие оценку и корректировку результатов целеполагания. Наименее развитой характеристикой у подростков с низким уровнем развития способности к самоуправлению стала способность к планированию для достижения поставленной цели.
Можно констатировать, что у подростков со средним и низким уровнями развития самоконтроля доминирующим качеством стала «настойчивость», а «самообладание» как волевое качество личности оказалось менее развито. Отметим недостаточное развитие самоконтроля на пути к поставленной цели и наличие напряжения при изменении обстоятельств, влияющих на ход действий по достижению поставленной цели, у исследуемой выборки.
Выводы. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
- воля является сознательной регуляцией человеком своего поведения и деятельности, выраженной в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков,
- в подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Подростки испытывают затруднения в раскрытии большинства понятий, связанных с тем или иным волевым качеством, у них возникает неадекватно высокий уровень оценивания своих волевых качеств (настойчивости, самостоятельности, целеустремленности). Возникает противоречие в этом периоде развития: с одной стороны достаточный уровень сознательного самоконтроля, с другой стороны - проявление неудовлетворенности свой волей - тенденция к занижению в оценивании своих волевых качеств, силы воли,
- эмпирическое исследование особенностей проявления воли и волевых качеств личности подростков показало, что в исследуемой группе доминирует оптимальный уровень индивидуального волевого контроля по волевым качествам: «инициативность», «самостоятельность», «решительность», «настойчивость». Наблюдается достаточно высокий процент подростков с гиперактивным уровнем по шкале «настойчивость». Существенный процент гипоактивного уровня выявлен у испытуемых по шкалам «самостоятельность» и «решительность». Слаборазвитыми волевыми качествами подростков стали такие качества как способность к целеполаганию, самоконтролю, способность к корректировке результатов целеобразования для достижения цели. В исследуемой группе отмечен высокий уровень импульсивности.
Исходя из полученных волевых характеристик, психологическое сопровождение развития волевых качеств личности подростков мы видим в разработке психологических программ , ориентированных на формирование следующих компонентов воли: целеустремленности, гибкости; социально ориентированных, конструктивных отношений с окружающими; способности к сочетанию спонтанности с возможностью произвольной регуляции поведения; настойчивого, но не агрессивного поведения; осознанного управления своим эмоциональным и физическим состоянием.
Литература:
1. Боязитова, И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журн. Т. 19, № 4, 2008. С. 27-40.
2. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. - Челябинск, 1999 - С. 26-33.
3. Ковалев А. Г., Психические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - В 2-х томах. Том 1. Характер, Изд-во Ленингр. Ун-т, 1957. - 568 с.
4. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., Просвещение, 2009. - 255 с.
5. Селиванов, В. И. Психология волевой активности / В.И. Селиванов. - Рязань, 2014.
6. Хохлов, С. И. Интерес, внимание и воля. В сб. Проблемы психологии воли, / под ред. Селиванова В.И - Рязань, 1994. С. 23-25.
7. Ширяева, Э. Г. Исследование волевых качеств. Методические рекомендации / Э.Г. Ширяева. -Иркутск, 2001.
Психология
УДК: 158.8
кандидат психологических наук Прокопьева Светлана Александровна
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИС СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ
КАДРОВ НА ВЫДВИЖЕНИЕ
Аннотация. В статье описано эмпирическое исследование профессионально-важных качеств сотрудников УИС состоящих в резерве кадров на выдвижение. Базовыми характеристиками которые необходимы для сотрудников состоящими в резерве кадров являются самоконтроль, коммуникативно-организаторские склонности и коммуникативная компетентность.
Ключевые слова: сотрудники УИС, самоконтроль, коммуникативно-организаторские склонности, коммуникативная компетентность.
Annotation. The article describes an empirical study of the professionally important qualities of the staff of the IPU consisting in the reserve of personnel for nomination. The basic characteristics that are necessary for employees are self-control, communicative and organizational aptitudes and communicative competence.
Keywords: employees of the MIS, self-control, communicative and organizational aptitudes, communicative competence.