Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ'

КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА В РЕГИОНЕ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ / GIFTEDNESS / GIFTED PERSONALITY / MANAGEMENT MODEL / MANAGEMENT SYSTEM / DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS IN CHILDREN / REGION-CENTERED ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY / DEVELOPING GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Галина Леонидовна, Холодкова Ольга Геннадьевна, Мельникова Юлия Анатольевна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема структурных, функциональных, логистических, содержательных особенностей комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве региона. Цель статьи: определить особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования региональной модели управления. Методология. Исследование проводится на основе принципов методологических подходов: системного (на этапе разработки модели), культурологического (на этапе исследования особенностей одаренной личности) и субъектного (на этапе прогнозирования комплексных условий гармоничной самореализации одаренной личности). Использовались теоретические (анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование); структурно-функциональный, структурно-описательный методы. Результаты. Авторами определены следующие главные особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования эффективной региональной модели управления: 1) реализация механизмов поддержки, развития, сопровождения одаренных личностей на всех возрастных этапах должна стать одним из показателей эффективности региональной системы социальной поддержки населения; 2) управление сопровождением должно носить перспективно-прогностический характер, с учетом специфики региона и особенностей психического, возрастного, индивидуального развития одаренных детей, трудностей их самореализации; 3) внедрение мирового научно-практического опыта в сфере государственного, социального, юридического сопровождения одаренной личности посредством организационно-координирующей деятельности ведущих региональных вузов; 4) характер сопровождения должен быть разноуровневый, преемственный, междисциплинарный, субъектно-ориентированный; 5) государственная поддержка педагогов и психологической службы образования - основной ресурс комплексного сопровождения одаренных детей в регионе. Заключение. Область применения результатов: обучение, воспитание, развитие, профессиональная ориентация одаренных детей, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Галина Леонидовна, Холодкова Ольга Геннадьевна, Мельникова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN IN SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE: DESCRIPTION OF THE MODEL

Introduction. The article investigates structural, functional, logistic, and content features of complex psychological and educational support for gifted children in the social and educational space of the Altai region. The purpose of the research is to identify the characteristic features of complex psychological and educational support for gifted children in the social and educational space in order to develop a regional management model. Materials and Methods. The study was conducted relying on the system-based, cultural and humanistic approaches and employed the following research methods: theoretical (analysis, comparison, generalization, and prediction); structural-functional, and structural-descriptive ones. Results. The authors identified the following key features of complex psychological and educational support for gifted children in social and educational space in order to develop an effective regional management model: 1) implementing the mechanisms of support, development, and guidance for gifted individuals should be one of the effectiveness criteria within a regional system of social support and welfare; 2) management of support and guidance should be prospective and prognostic, taking into account the specifics of the region and the peculiarities of mental, age, and individual development of gifted children and difficulties in their self-realization; 3) Implementation of international practices in the field of state, social, and legal support for gifted individuals through organizational and coordinating activities of leading regional higher educational institutions; 4) the nature of support should be multi-level, continuous, interdisciplinary, and subject-centered; 5) state support of teachers and psychological service of education are the main resources of complex support for gifted children in the region. Conclusions. The research results can be used in the fields of education, training, development, career-guidance of gifted children, and psychological and educational support for gifted children.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ»

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Г. Л. Парфенова, О. Г. Холодкова, Ю. А. Мельникова DOI: 10.15293/2658-6762.1906.06

УДК 37.015.3+371+351.851

Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве:

обоснование модели

Г. Л. Парфенова, О. Г. Холодкова, Ю. А. Мельникова (Барнаул, Россия)

Проблема и цель. В статье исследуется проблема структурных, функциональных, логистических, содержательных особенностей комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве региона. Цель статьи: определить особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования региональной модели управления.

Методология. Исследование проводится на основе принципов методологических подходов: системного (на этапе разработки модели), культурологического (на этапе исследования особенностей одаренной личности) и субъектного (на этапе прогнозирования комплексных условий гармоничной самореализации одаренной личности). Использовались теоретические (анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование); структурно-функциональный, структурно-описательный методы.

Результаты. Авторами определены следующие главные особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования эффективной региональной модели управления: 1) реализация механизмов поддержки, развития, сопровождения одаренных личностей на всех возрастных этапах должна стать одним из показателей эффективности региональной системы социальной поддержки населения; 2) управление сопровождением должно носить перспективно-прогностический характер, с учетом специфики региона и особенностей психического, возрастного, индивидуального развития одаренных детей, трудностей их самореализации; 3) внедрение

* Статья подготовлена и исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта № 19-413-220005 «Научно-методологическое обоснование и разработка модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе».

Парфенова Галина Леонидовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет. E-mail: gal.parfyonova@yandex.ru

Холодкова Ольга Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет. E-mail: holodkova.fnk@mail.ru

Мельникова Юлия Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет. E-mail: jamelnikova@list.ru

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, том 9, № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

мирового научно-практического опыта в сфере государственного, социального, юридического сопровождения одаренной личности посредством организационно-координирующей деятельности ведущих региональных вузов; 4) характер сопровождения должен быть разноуровневый, преемственный, междисциплинарный, субъектно-ориентированный; 5) государственная поддержка педагогов и психологической службы образования - основной ресурс комплексного сопровождения одаренных детей в регионе.

Заключение. Область применения результатов: обучение, воспитание, развитие, профессиональная ориентация одаренных детей, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовании.

Ключевые слова: одаренность; одаренная личность; модель управления; система управления; развитие одаренности у детей; деятельность университета в регионе; развитие одаренной личности.

Постановка проблемы

Актуальность научной разработки и практической реализации в регионах и их муниципальных образованиях модели комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве, обусловлена рядом обстоятельств.

XXI век, характеризующийся кардинальными изменениями в информационно-технологической, социально-экономической, геополитической, культурной сферах, требует выявления и развития одарённой, талантливой молодежи - как ключевого человеческого ресурса, способного сохранить современный мир и обеспечить его эволюцию. Изменения во всех сферах жизни российского общества обострили потребность в социально и психологически зрелых одаренных личностях, способных принимать вызовы времени и становиться основным ресурсом государства и процветания народа. Выявление и сохранение

детской одаренности, приумножение потенциала одаренных взрослых, формирование национальной профессиональной элиты ставит перед системой образования на всех уровнях проблему организации эффективной деятельности по развитию одаренности личности.

На федеральном уровне сегодня уделяется большое внимание вопросам обеспечения организационно-методического и юридического сопровождения общероссийской системы выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодежи (целевые программы1, приоритетные национальные проекты2, образовательные инициативы3, Федеральные государственные стандарты для всех уровней образова-ния4, Указы Президента Российской Федерации о поддержке детства5 и др.).

В то же время анализ результатов современных психолого-педагогических исследований и практического опыта в образовании позволяет констатировать, что актуальной остается проблема реализации государственных инициатив, планов и установок в отношении

1 Целевые программы «Дети России», «Одаренные дети» (2007-2010). URL: https://base.garant.ru/190869/

2 Приоритетный национальный проект «Образование» (2005-2010). URL: https://textarchive.ru/c-2352354.html

3 Национальная образовательная инициатива «Наша

новая школа» (2009). URL: https://base.garant.ru

4 Федеральные государственные стандарты для всех уровней образования (2010-2018). URL: https://fgos.ru

5 Указ Президента Российской Федерации об объявлении в России «Десятилетия детства» (2017). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

89

2019, том 9, № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

эффективного выявления и развития одаренных личностей, перевода проектов с уровня государственных документов на уровень реально существующей социально-образовательной практики. Решение данной проблемы затруднено недостаточной разработанностью необходимых механизмов для превращения поддержки, развития, сопровождения одаренных людей на всех возрастных этапах в государственную систему, гарантирующую их гармоничную самореализацию в профессии и жизни.

Создание национальной системы работы с одаренными людьми - процесс сложный и многогранный. Его важной частью является системная деятельность по сопровождению одаренных личностей в отдельных регионах. Такая система требует грамотного, научно обоснованного управления. Координирующей структурой, которая имеет объективные предпосылки для организации такой работы в регионе, считаем учреждение высшего профессионального педагогического образования -педагогический университет. Наше исследование имеет целью обоснование и разработку университетской модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе. Такая система управления позволит реальным и потенциальным участникам образовательного процесса (детям, педагогам, родителям, будущим педагогам и психологам; образовательным организациям и др.) осуществлять комплексное взаимодействие, психолого-педаго-

гическое и научное сопровождение всех участников образовательного пространства, занятых в сфере развития и социальной реализации одаренных личностей различного возраста.

Анализ научных исследований и практических наработок показывает, что проблема одаренности имеет широкий, междисциплинарный характер. Современные науки обращаются к феномену одаренности, рассматривая его как системное явление, которое реализуется в процессе становления субъектности самой одаренной личности 6 [1; 6]. В последние годы развеяны многие устойчивые «мифы об одаренности» (Э. Виннер, А. В. Кулемзина, Э. Ландау, Н. С. Лейтес, А. Миллер и др.)7, что позволяет грамотно и обоснованно строить работу по её развитию у детей. Большое количество трудов посвящено исследованию видов одаренности и особенностей одаренной личности (T. G. Baudson, J. F. Zeimes [14], Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, А. А. Мелик-Пашаев, А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова и др.)8 [9]; факторов ее психологического здоровья, культуры, духовности, воспитания (T. W. Jones [13], E. H. Kroesbergen, M. Hooijdonk, S. Viersen, M. M. N. Middel-Lalle-man, J. J. W. Reijnders [16], С. В. Колесова, Л. С. Колмогорова, И. Ю. Кулагина9 , Л. И. Ларионова, О. Г. Холодкова и Г. Л. Парфенова [14; 15] и др.); гендерных аспектов реализации одаренности (Э. Ландау, M. Fouladchanga, A. Koh-gardb, V. Salah, H Stoeger, M. Hopp, A. Ziegler [12; 21] и др.), условий и барьеров самореализации одаренной личности в разные периоды жизни

6 Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 176 с. URL: https://li-brary .utmn. ru/dl/PPS/Zagvyzinskii-Strokova_138-138(1)-Ped innovatika-2011.pdf

7 Парфёнова Г. Л. Социальная компетентность как

компонент психологической культуры одаренных

старшеклассников: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 242 с.; Щебланова Е. И. Психологическая ди-

агностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. -Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 368 с.

8 Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева,

A. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. В. Калиш [и др.] / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, науч. ред.

B. Д. Шадриков. - М.: Изд-во Магистр, 2003. - 95 с.

9 Кулагина И. Ю. Личность школьника: от задержки психологического развития до одаренности. -М.: ТЦ Сфера, 1999. - 192 с.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

90

2019, том 9, № 6

(K. Litster, J. Roberts [17], U. Ogurlu, H. S. Yalin, F. Yavuz Birben [19], J. Tong, C. Yewchuk [22], Е. С. Белова, М. Е. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, А. А. Семенова [8], В. С. Юрке-вич и др.)10. Разрабатываются программы эффективного выявления, обучения и развития одаренных детей для дошкольников, младших школьников, подростков и юношества11; концептуальные основания и программы наставничества и онлайн-наставничества для одаренных детей и молодежи, направленные на повышение их способностей реализовать себя в условиях современных вызовов [3; 21; 24; 25].

Российскими учеными исследуются условия совершенствования творческого компонента одаренности как фактора социальной реализации и зрелости одаренной личности; инновационные педагогические технологии развития одаренности молодёжи в высшей школе (И. П. Гладилина 12 ) и методы профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе (И. А. Шар-шов 13); внедряются условия информатизации

ISSN 2658-6762

образования для обогащения творческой индивидуальности школьников (Е. А. Барахсанова14) и др. Продолжается разработка концепций и моделей детской одаренности в зарубежных исследованиях (K. Heller15, J. Feldhusen, J. Freeman, F. Williams, J. Renzulli16, R. Sternberg, Т. Powell, D. Siegle17 и др. [10; 18; 23]) и в отечественной науке (Д. Б. Богоявленская, Л. И. Ларионова,

A. M. Матюшкин, В. И. Панов, А. И. Савенков,

B. Д. Шадриков и др.) [9].

Несмотря на широкий научный интерес к проблеме развития одаренных личностей, практика часто опережает разработку методологических и психолого-педагогических основ развития одаренности. В то же время нередко практические разработки характеризуются узостью целей, бессистемностью и фрагментарностью, что ограничивает их эффективность при внедрении в образовательную и жизненную практику. Необходима научно-обоснованная разработка и внедрение системных моделей работы с одаренными детьми, имеющей страте-

http://sciforedu.ru

10Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.

11 Парфёнова Г. Л. Социальная компетентность как компонент психологической культуры одаренных старшеклассников: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 242 с.; Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. -Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 368 с.; Yule W. The Psychology of Gifted Children: Perspectives on Development and Education. Edited By Joan Freeman. Chichester: John Wiley. 1985. Pp. 414. // The British Journal of Psychiatry. - 1986. - Vol. 149, Issue 3. - P. 399. DOI: https://doi.org/10.1192/ S0007125000213962

12 Гладилина И. П. Педагогическая технология развития

творческой одаренности молодёжи в высшей школе:

автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2009. - 45 с.

13 Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Белгород, 2005. - 52 с.

14 Барахсанова Е. А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Якутск, 2004. - 44 с.

15 Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Психология развития: хрестоматия / Ред. А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. -М.: ЧеРо: Омега-Л, 2005. - С. 83-89.

16 Renzulli J. S. The three-ring conceptions of giftedness: A developmental model for creative productivity // Conceptions of Giftedness / Ed. by R. I. Sternberg, J. E. Davidson. - Cambridge, 1986. - P. 53-92. URL: https://gifted.uconn.edu/wp-content/uploads/sites/961/ 2015/01/The_Three-Ring_Conception_of_Giftedness.pdf

17 Powell Т., Siegle D. Teacher Bias in Identifying Gifted and Talented Students // National Research Center on Gifted and Talented. Newsletter. - 2000. - 5th Article. URL: https://nrcgt.uconn.edu/newsletters/spring005/

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

91

2019, том 9, № 6

гическое значение, как для отдельных субъектов - небольших муниципальных образований, так и для регионов и страны в целом.

Однако анализ диссертационных психолого-педагогических исследований (20002019 гг.) позволяет констатировать: теоретические разработки моделей системы управления работой с одаренными детьми и ее координации в регионе немногочисленны. Так, исследуются социальные аспекты управления процессом развития одаренных детей в современном российском обществе18; рассматривается управление общеобразовательной школой - как фактор развития детской одаренно-сти19; моделируются, с позиции гуманистического подхода, условия и структура инновационного развития региональной системы образования, включающей работу с одаренными детьми20. Разработана региональная модель системно-целевого управления работой с интеллектуально одаренными школьниками 21 ; исследованы аспекты системно-целевого управления развитием интеллектуально одаренных учащихся многопрофильной гимна-

ISSN 2658-6762

22

зии , системность в организации инновационной образовательной деятельности с одаренными детьми в условиях города23; тенденции и инновационный характер территориальной системы управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе - как условия развития одаренных детей и взрослых24. Выявлены проблемы и факторы эффективности педагогического сопровождения одаренных подростков при проектировании и реализации для них индивидуального образовательного маршрута 25; предложена теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков [7]. Ряд работ исследует научно-методическую составляющую деятельности регионального университетского комплекса как научно-образовательного центра по методическому обеспечению работы с одаренными детьми и повышению квалификации кадров для работы с ними в регионе26; анализируется специфика социализации одаренной молодежи и социализирующий потенциал образовательного пространства университета27; О. А. Боковой,

http://sciforedu.ru

18 Шаяхметова Р. Р. Социальные аспекты управления процессом развития одаренных детей в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Уфа, 2006. - 26 с.

19 Карпова С. И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2013. - 51 с.

20 Найденова З. Г. Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010. - 40 с.

21 Абатурова В. В. Модель системно-целевого управления развитием работы с интеллектуально одаренными школьниками в регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 24 с.

22 Макарова О. Г. Системно-целевое управление

развитием работы с интеллектуально одаренными

школьниками в многопрофильной гимназии:

автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 23 с.

23 Шпарева Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 1997. - 25 с.

24 Говорушина Т. К. Тенденции эволюции территориальной системы управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Великий Новгород, 2013. - 50 с.

25 Маркова С. В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2011. - 23 с.

26 Исаков В. И. Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2000. -156 с.

27 Фесенко М. В. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве университета:

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

92

2019, том 9, № 6

И. В. Григоричевой, И. С. Рыбиной, Е. В. Че-тошниковой, Ю. А. Мельниковой показана роль системообразующих факторов личности в развитии потенциала студентов, занимающихся добровольческой деятельностью [2].

Актуальность проблемы системного управления работой с одаренными детьми в регионах также обусловлена тем, что федеральная система поддержки и развития одаренных детей и молодежи только выстраивается, преодолевая разнохарактерные противоречия. В регионах страны имеются существенные различия в экономических, образовательных, социально-культурных ресурсах и деятельности муниципалитетов по развитию одаренных детей. Большинство регионов России [6], имея огромный потенциал детской одаренности, не способны уделить этой проблеме должное внимание, не имеют возможностей для выявления и развития одаренности в детстве, тем самым, упуская реализацию в будущем «одаренных взрослых». В таких регионах недостаточно ресурсов для разработки и осуществления программ образования, развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, построения индивидуальных образовательных маршрутов для них, которые могли бы обеспечить реализацию инновационной политики «социальных лифтов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание эффективных систем работы с одаренными детьми в регионах требует адекватных управленческих технологий (В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, Т. И. Пуденко, Т. И. Шамова)13. Публикации, посвященные данному вопросу, не многочисленны, а представленные подходы требуют конкретизации предлагаемых ресурсов управления для организации уникальных скоординированных структур, управляющих системной деятельностью по развитию

ISSN 2658-6762

одаренных детей в регионе и обеспечению их самореализации за его пределами.

Методология исследования

Методологической и теоретической основой разрабатываемой модели являются труды выдающихся зарубежных и отечественных исследователей феномена одаренности и условий его социальной реализации в современном обществе; инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию одаренности в детском возрасте; теории управления развитием образовательных систем и др. В данном исследовании под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренная личность понимается как личность, которая выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в одном или нескольких видах деятельности. Эмпирическая основа разрабатываемой модели - опубликованные другими авторами [3; 7; 8; 9; 12; 13; 16; 17; 19; 22 и др.] и собственные эмпирические данные, полученные сотрудниками, студентами, аспирантами кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета (2008-2019) [2; 14; 15 и др.].

Результаты исследования

Приведенные рассуждения подтверждают потребность в разработке и внедрении в социально-образовательную практику модели системы управления работой с одаренными

http://sciforedu.ru

автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. -22 с.

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

детьми в регионе. Осознавая современное разнообразие путей достижения этой цели, представим авторскую модель как вариант структурированного системного управления работой с одаренными детьми в регионе. Кратко охарактеризуем ее структурные компоненты, покажем круг внутренних и внешних связей задействованных учреждений и организаций.

Модель может включать в себя три уровня взаимодействия и реализации управленческих и координирующих функций (рис. 1). Эффективная реализация модели возможна при условии координированного управления на всех уровнях.

Рис. 1. Модель структурных компонентов системы управления работой с одаренными детьми в регионе Fig. 1. Model of structural components of the management system of work with gifted children in the region

Условные обозначения к рисунку 1: УСО - Управление по связям с общественностью и издательской деятельности; ИДО - Институт дополнительного (профессионально-педагогического) образования; ЦИ - Центр информатизации; НПБ - Научно-педагогическая библиотека.

Symbols to figure 1: УСО-Department ofpublic relations and publishing activity-news; ИДО-Institute of additional (professional and pedagogical) education; ЦИ Center of information; НПБ Scientific and pedagogical library

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Ядром системы управления по работе с одаренными детьми может стать Центр развития одаренности, созданный как особая структурная единица при педагогическом университете. Первый уровень управления представлен деятельностью структурных элементов Центра развития одаренности - его службами. Второй уровень управления отражает систему внутренних связей Центра. Он реализуется через целевое и функциональное взаимодействие внутренних структур Центра развития одаренности с другими подразделениями университета. Третий уровень управления - система внешних связей, которые реализуются через внут-рисетевые и внесетевые взаимодействия Центра развития одаренности и задействованных подструктур педагогического университета второго уровня, с внешними организациями и учреждениями региона (не только образовательными), обусловленные необходимостью и направленностью их деятельности по развитию детской одаренности.

Ключевой управляющий компонент Центра развития одаренности - это Координационный совет. Он планирует, направляет, координирует деятельность всех подструктур Центра, осуществляет научно-методическое руководство их деятельностью. В совете функционально находится руководитель центра и всех служб, отделов, клубов, лабораторий. Находясь в условиях образовательного пространства педагогического вуза, Центр развития одаренности способен эффективно управлять системой работы с одаренными детьми в регионе, имея ряд преимуществ. Он может играть уникальную роль в осуществлении теоретических и практических исследований современных проблем одаренности объединёнными и скоординированными силами ученых края. Результаты исследований могут мобильно и эффективно внедряться на всех уровнях системы образования региона, в том

числе, в массовую школу - важное звено выявления и развития детской одаренности. Создание диагностических схем, банка диагностических методик, разработка нового инструментария, позволит на базе центра обоснованно и квалифицированно выявлять одаренность, способности ребенка с последующим составлением рекомендаций по его сопровождению для родителей и педагогов, с разработкой индивидуального образовательного маршрута. На базе центра возможна широкая апробация интересных идей и программ поддержки и психологического сопровождения одаренных детей, сохранения их психического и психологического здоровья. Центр может стать базой педагогической и психологической практики для студентов - будущих педагогов, психологов, руководителей образования. Создание научной лаборатории в Центре развития одаренности обеспечит целенаправленный характер соответствующих исследований в регионе, в том числе, посредством курсовых, дипломных, магистерских работ студентов. Это обеспечит разработку и внедрение в регионе новых программ сопровождения одаренных детей разного возраста, сохранение и реализацию их высокого потенциала. Управление психопрофилактической и просветительской деятельностью по решению проблем одаренности может осуществляться через специализированные отделы и службы Центра. Так, отдел передового педагогического опыта может организовать конференции, семинары, тренинги для заинтересованных лиц (педагогов и психологов массовых или специализированных школ и классов «для одаренных»; студентов вузов и колледжей; педагогов и психологов; ученых, работающих по проблемам, связанным с обучением, развитием, воспитанием одаренного ребенка). Отдел может осуществлять тесное сотрудничество с учреждениями и движениями региона,

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

занимающимися проблемой развития детской одаренности. Например, в Алтайском крае это движения: «Озарение», «Одаренный учитель -одаренный ученик», «Будущее Алтая» и др. Этой же цели подчинена деятельность информационно-издательского отдела, организующего публикации об одаренных детях региона, их успехах, достижениях, особенностях личности, позволяющих им реализовать себя. Отдел способен управлять расширением учебно-методической базы исследования проблем одаренности в регионе через пополнение литературных источников; составление каталогов книг, статей по проблемам и видам одаренности; издание и популяризация авторских программ для работы с одаренными детьми, пополнение банка видео фрагментов об одаренных детях, видео интервью с их родителями и др.

Особое внимание в Центре развития одаренности должно уделяться работе с семьей, с родителями одаренных детей. Эта задача может быть решена посредством создания особой школы для родителей одаренных детей. Так, «Школа (клуб) позитивной педагогики» поможет взрослым овладеть методами и приемами воспитания, направленными на развитие позитивного мышления и формирование опыта позитивного отношения к себе и другим, позитивного взаимодействия с окружающими, как у родителей, так и у самих одаренных детей. Родители одаренного ребенка часто сталкиваются с нетипичным поведением или отношением своего ребенка к происходящему. Владение методами позитивной педагогики, развитое позитивное мышление позволит родителям положительно воспринимать особенности одаренного ребенка, адекватно реагировать на возможные затруднения во взаимодействии одаренного ребенка со

сверстниками и взрослыми, находить позитивный выход и продуктивные решения возникающих воспитательных ситуаций.

Учитывая особенности одаренных учащихся (вид одаренности, возраст, состояние здоровья, специфику группы (дети с СДВГ, дети-сироты)), отдел психологического сопровождения и культуры одаренной личности будет управлять процессом психологической поддержки детей в периоды их участия в конкурсах, концертах, соревнованиях. Внедрение в систему работы с одаренными детьми специальных обучающих, воспитывающих методов (тренинг, урок самопознания, консультация и др.) и форм работы (клуб, летняя психологическая школа, курсы, виртуальный лицей и др.) будет способствовать развитию «Я-кон-цепции» и самореализации одаренного ребенка, преодолению его внутриличностных противоречий, развитию мотивации достижения целей. Перечисленные направления реализуются службами и отделами Центра.

Второй уровень управления отражает связи и взаимодействия подструктур внутри педагогического вуза, в системе «Центр развития одаренности - подразделения университета». Уровень внутренних связей Центра включает институты, факультеты, кафедры, центры и лаборатории, в которых осуществляется разноплановая деятельность по выявлению, развитию одаренности и способностей студентов, молодых преподавателей. Прежде всего, это подразделения вуза, которые осуществляют лицензированную деятельность в сфере дополнительного образования детей, школьников, студентов. Это различные «клубы», «школы», «центры», привлекательные для населения и муниципальных образований региона широким спектром дополнительных образовательных услуг, способствующих выявлению одаренности, профильных

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

склонностей и способностей детей и молодежи, развитию потенциала в науках, искусстве, спорте, общественной жизни.

Уникальные возможности для работы с одаренными детьми представляются различными научными лабораториями университета. В числе своих функций (специфичных на факультетах), лаборатории могут выполнять исследования, связанные с выявлением одаренных детей, изучением специфики одаренности, определения соответствующего направления в развитии одаренности конкретного ребенка. Лаборатории вуза, преподаватели могут осуществлять руководство экспериментальными площадками по работе с одаренными детьми в регионе. На базе заинтересованных дошкольных, средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования могут создаваться экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми. Педагоги-практики нуждаются в грамотном научном сопровождении такой работы, которую способны обеспечить ученые вуза и сотрудники Центра развития одаренности. Управление экспериментальными площадками в регионе посредством научных лабораторий вуза - это проявление внешних связей Центра и университета с образовательными учреждениями региона.

Сложность и риски в управлении системой работы с одаренными детьми в регионе связаны, на наш взгляд, с тем, что траектории управления требуют четкой и обоснованной координации управленческих решений, принимаемых на уровне Центра, его внутренних и внешних связей. Важна координация административных управленческих решений в деятельности вуза в целом и его отдельных подструктур. Подчеркнем, что на уровне внутренних связей основой успеха управленческой деятельности в пространстве педагогического

университета является высокопрофессиональная личностная позиция исполнителей, реализующих работу с одаренными детьми с учетом их психических и психологических особенностей; создание скоординированной системы мер и действий подразделений вуза; открытость деятельности исполнительных структур; отсутствие дублирования функций и деятельности; применение и развитие традиционных форм работы университета по развитию одаренных детей; одновременное сочетание поиска и внедрения инновационных форм деятельности с выходом во внешнее социально-образовательное пространство региона, страны.

Третий уровень в системе управления работой с одаренными детьми в регионе (рис. 1, внешний круг) отражает внешние сетевые и внутрисетевые связи Центра развития одаренности и педагогического университета с различными учреждениями региона. Внешнее управление работой по развитию одаренности реализуется посредством взаимодействия структурных подразделений вуза с учреждениями, центрами и комитетами по образованию в регионе. Прежде всего, в круг внешних связей Центра по развитию одаренности детей необходимо включить образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, детские дома, образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей, посещающих образовательные учреждения различного уровня, часть детей обязательно будут иметь тот или иной вид (художественно-творческая, спортивная, академическая, актуальная, потенциальная, явная, скрытая и др.) и тип развития (гармоничный, дисгармоничный) одаренности.

В работе с одаренными детьми на уровне образовательных учреждений сегодня существует целый комплекс проблем. Зачастую,

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

одаренные дети становятся «неудобными» в массовой практике, педагоги не готовы к работе с такими детьми. Либо воспитание и обучение одаренных детей осуществляется педагогами интуитивно, ведется односторонне, бессистемно. Наиболее типичная ошибка педагогов-практиков в работе с одаренными детьми - усиленное развитие выявленных способностей при недостаточном внимании к воспитанию трудолюбия и ответственности, мотивации к работе над собой, к налаживанию межличностных отношений одаренного ребенка со сверстниками. Другая проблема - неоправданное дублирование видов и форм работы с одаренными детьми на различных ступенях системы образования. И в детских садах, и в школах, и в учреждениях дополнительного образования проводятся одни и те же конкурсы, тренинги, диагностические методики, порой, без учета возрастной специфики. Такое положение дел существенно затрудняет организацию системной работы с одаренными детьми, может искажать реальную картину выявления одаренных детей, снижать интерес и мотивацию ребенка к участию в проводимых мероприятиях, их эффективность.

В современной практике работа комитетов по образованию с одаренными детьми часто ограничивается их выявлением, составлением списков одаренных детей, в лучшем случае, включением учащихся в олимпиадное движение.

Системный характер развитие одаренности ребенка может приобрести при должном руководстве и научном сопровождении учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования. Такое руководство возможно в рамках экспериментальных площадок, создаваемых на базе указанных образовательных учреждений, либо посредством муниципальных центров по работе с одаренными

детьми, либо под патронатом районных и городских комитетов по образованию. При этом важно, чтобы муниципальные центры и комитеты по образованию плотно сотрудничали с региональным центром по развитию одаренности. В этом случае работа может быть построена в русле единой идеи, с четким определением этапов и последовательности действий в достижении ожидаемых результатов. Управление и координация усилий различных образовательных учреждений позволит обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми на различных ступенях образования.

Значительную роль в решении поставленной проблемы могут и должны играть муниципальные и региональные комитеты по образованию. Именно на уровне комитетов могут решаться вопросы финансовой поддержки и стимулирования заинтересованных педагогов, которые готовы взять на себя дополнительные обязанности по работе с одаренными детьми в своем учреждении. Определив круг специалистов, готовых работать с такими детьми, комитет по образованию может обеспечить связь воспитателей, учителей, педагогов с региональным центром развития одаренности: знакомить с единой концепцией развития одаренных детей в регионе, очертить круг задач, решаемых на уровне данного образовательного учреждения; показать перспективу и обеспечить преемственность в организации работы; информировать о проводимых в регионе мероприятиях, направлять педагогов на повышение квалификации, организовывать встречи, конференции, обмен опытом. Специалисты центра смогут помочь в разработке программы развития одаренности для конкретного ребенка или группы детей, имеющих сходные способности, с учетом условий и особенностей воспитания и обучения в данном образовательном учреждении.

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Важно, чтобы сопровождение одаренного ребенка было пролонгированным, от диагностики и выявления признаков одаренности - до профессионального становления молодого человека. На ступени профессионального образования к процессу развития одаренности должны подключиться колледжи и вузы. Сегодня, поступая в колледж или вуз, одаренные студенты вынуждены заново искать возможности для приложения своих способностей. Зачастую, время оказывается упущенным. Преподаватели профессиональных образовательных учреждений ориентированы на большую самостоятельность студентов, в то время как выпускники школ приходят с установкой на руководство и сопровождение со стороны взрослых. Поэтому лишь немногие одаренные студенты способны быстро перестроиться и понять, что дальнейшее их развитие теперь находится в их собственных руках, определяется их собственной активностью. Часть ребят постепенно становятся заурядными студентами, «теряются» на этапе профессионального обучения.

Конечно, в любом вузе или колледже есть научные лаборатории, факультативы, кружки, студенческие научные и творческие общества. Однако нет системы включения одаренных студентов в их работу с учетом специфики одаренности. Чаще всего в работу указанных структур вузов и колледжей включаются социально активные студенты, что далеко не всегда совпадает с наличием у студента соответствующих способностей. Если такое сопровождение одаренного молодого человека будет осуществлять единый центр, то другие вузы и колледжи могут быть изначально информированы о поступлении к ним одаренных выпускников, могут с первых дней учебы заботиться о дальнейшем развитии одаренности своего студента, его профессиональ-

ного продвижения. В идеале, средние профессиональные образовательные учреждения и высшие учебные заведения могут помогать одаренным студентам ориентироваться и презентовать себя на рынке труда. Успешное трудоустройство одаренных выпускников позволит сохранять таких людей для них самих, для страны, даст возможность им реализоваться в своем регионе, быть полезными для своего народа.

Немаловажным элементом модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе является сотрудничество Центра по развитию одаренности с учреждениями культуры, здравоохранения и спорта. Театры, музеи, библиотеки, спортивные сооружения выступают ресурсной базой для развития определенных видов одаренности - художественно-творческой, музыкальной, академической, исследовательской, спортивной и др. Кроме того, сотрудничество с учреждениями культуры и спорта необходимо для обеспечения гармоничного развития личности одаренного ребенка.

Решение этой задачи невозможно без участия медицинских работников; большинство современных детей и молодых людей имеют те или иные проблемы со здоровьем -ослабленное зрение, нарушение осанки, подверженность простудным заболеваниям, нарушения психологического здоровья и др. Укрепление здоровья одаренного ребенка - гарантия его успешного развития в образовательном процессе и сбережения человеческих ресурсов. Особую актуальность сотрудничество с медицинскими учреждениями приобретает в ситуации сопровождения одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проявление и развитие способностей для таких детей, порой, - единственная возможность успешной социализации и само-

2019, том 9, № 6

реализации в дальнейшем. Грамотное медицинское сопровождение одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает важным условием его развития.

Таким образом, система внешних связей регионального университетского Центра по развитию одаренности будет обеспечивать взаимодействие различных учреждений региона при решении проблемы выявления, развития, социализации, самореализации и высоких достижений одаренных детей.

Заключение

В статье исследована проблема структурных, функциональных, логистических, содержательных особенностей комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве региона. Обоснована актуальность разработки и внедрения в образовательное пространство модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе, ядром которой может стать Центр развития одаренности, созданный на базе педагогического университета. Определены основные особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования эффективной региональной модели управления: 1) реализация механизмов поддержки, развития, сопровождения одаренных личностей на всех возрастных этапах должна стать одним из показателей эффективности региональной системы социальной поддержки населения; 2) управление сопровождением должно носить перспективно-прогностический характер, с учетом специфики региона и

ISSN 2658-6762

особенностей психического, возрастного, индивидуального развития одаренных детей, трудностей их самореализации; 3) внедрение мирового научно-практического опыта в сфере государственного, социального, юридического сопровождения одаренной личности посредством организационно-координирую-щей деятельности ведущих региональных вузов; 4) характер сопровождения должен быть разноуровневый, преемственный, междисциплинарный, субъектно-ориентированный; 5) государственная поддержка педагогов и психологической службы образования - основной ресурс комплексного сопровождения одаренных детей в регионе. Подчеркнем, что в целом, модель должна быть направлена не только на развитие одаренности ребенка, но и на становление его личности, сохранение здоровья, повышение психологической культуры окружающих взрослых - родителей, других членов семьи, педагогов.

Перспективы дальнейшего исследования заявленной проблемы связаны с апробацией представленной модели управления работой с одаренными детьми в регионе, ее распространением и внедрением в практику; с определением механизмов интеграции инновационной деятельности университета по работе с одаренными детьми в международное и всероссийское научно-образовательное и социальное сообщество; с разработкой показателей результативности системы управления, поиском путей и средств повышения качества управления процессом развития детской одаренности. Использование эффективных управленческих технологий будет способствовать комплексному решению проблемы развития одаренности личности на общегосударственном уровне.

http://sciforedu.ru

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

100

2019, том 9, № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 359 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21172676

2. Бокова О. А., Григоричева И. В., Рыбина И. С., Четошникова Е. В., Мельникова Ю. А.

Системообразующие факторы личности студентов, занимающихся добровольческой деятельностью // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2018. - Т. 8, № 5. - С. 91-106. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.06 URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=36433780

3. Дудина Е. А. Реализация программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -

2018. - № 6. - С. 41-57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.03 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=36655291

4. Карпова С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 20-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16909553

5. Колесова С.В. Воспитание личности на основе развития позитивного мышления // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 55-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23568830

6. Марголис А. А., Рубцов В. В. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 5-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17729596

7. Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. -

2019. - Т. 9, № 4. - С. 36-55. DOI: https://doi.org/10.15293/26586762.1904.03 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=39256953

8. Семенова А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 138-144 https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722

9. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 4. - С. 23-38. URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=28868308

10. Ambrose D. (Editors:), Sternberg R. J., Sriraman B., Linke Sandra K., Subhi Taisir Yamin, Heinz N., Vidergor H. E. Confronting Dogmatism in Gifted Education // Gifted and Talented International. - 2012. - Vol. 27, Issue 1. - P. 157-159. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2012.11673623

11. Baudson T. G., Zeimes J. F. The Importance of being gifted: Stages of Gifted Identity Development, Their Correlates and Predictors // Gifted and Talented International. - 2016. - Vol. 31, Issue 1. - P. 19-32. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675

12. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2010. - Vol. 5. -Р. 1220-1225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.264

13. Jones T. W. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational and Child Psychology. - 2013. - Vol. 30, Issue 2. - Р. 44-66. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005

14. Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Gifted youth system of values // The Social Sciences (Pakistan). - 2015. - Т. 10, № 7. - Р. 1608-1613. DOI:

2019, том 9, № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

http://dx.doi.org/10.3923/sscience.2015.1608.1613 URL: https://eli-

brary.ru/item.asp?id=29473969

15. Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Peculiarities of Psychological Culture Development for Gifted Senior Pupils in Rural Settings // Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. - Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 907. - Cham: Springer, 2019. - P. 31-44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_4

16. Kroesbergen E. H., Hooijdonk M., Viersen S., Middel-Lalleman M. M. N., Reijnders J. J. W.

The Psychological Well-Being of Early Identified Gifted Children // Gifted Child Quarterly. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. - Vol. 60, Issue 1. - Р. 16-30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113

17. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Need. - 2011. - Vol. 11, Issue 2. - Р. 130-140. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x

18. Montgomery D. Double Exceptionality: Gifted Children with Special Educational Needs and What Ordinary Schools Can Do // Gifted and Talented International. - 2004. - Vol. 19, Issue 1. -P. 29-35. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15332276.2004.11673030

19. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children // Journal for the Education of the Gifted. - 2018. -Vol. 41, Issue 2. - Р. 193-210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968

20. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. -

2017. - Vol. 37, № 4. - Article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521

21. Stoeger H., Hopp M., Ziegler A. Online Mentoring as an Extracurricular Measure to Encourage Talented Girls in STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics): An Empirical Study of One-on-One Versus Group Mentoring // Gifted Child Quarterly. - 2017. - Vol. 61, Issue 3. - P. 239-249. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986217702215

22. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students // Gifted Child Quarterly. - 1996. - Vol. 40, Issue 1. - Р. 15-23. DOI: https://doi.org/ 10.1177%2F001698629604000103

23. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students' learning activity // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2018. - Vol. XLIII. - P. 147-155. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21

24. Vance E. A., Tanenbaum E., Kaur A., Otto M. C., Morris R. An Eight-Step Guide to Creating and Sustaining a Mentoring Program // The American Statistician. - 2017. - Vol. 71, Issue 1. -P. 23-29. DOI: https://doi.org/10.1080/00031305.2016.1251493

25. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel - Challenges and achievement // Gifted education international. - 2016. - Vol. 32, Issue 2. - P. 173-184. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429414560667

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1906.06

Galina Leonidovna Parfenova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. Corresponding author

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1149-3210 E-mail: gal.parfyonova@yandex.ru Olga Gennadievna Kholodkova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1494-112X E-mail: holodkova.fnk@mail.ru Julia Anatolievna Melnikova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7012-3618 E-mail: jamelnikova@list.ru

Complex psychological and educational support for gifted children in social and educational space: Description of the model

Introduction. The article investigates structural, functional, logistic, and content features of complex psychological and educational support for gifted children in the social and educational space of the Altai region. The purpose of the research is to identify the characteristic features of complex psychological and educational support for gifted children in the social and educational space in order to develop a regional management model.

Materials and Methods. The study was conducted relying on the system-based, cultural and humanistic approaches and employed the following research methods: theoretical (analysis, comparison, generalization, and prediction); structural-functional, and structural-descriptive ones.

Results. The authors identified the following key features of complex psychological and educational support for gifted children in social and educational space in order to develop an effective regional management model: 1) implementing the mechanisms of support, development, and guidance for gifted individuals should be one of the effectiveness criteria within a regional system of social support and welfare; 2) management of support and guidance should be prospective and prognostic, taking into account the specifics of the region and the peculiarities of mental, age, and individual development of gifted children and difficulties in their self-realization; 3) Implementation of international practices in the field of state, social, and legal support for gifted individuals through organizational and coordinating activities of leading regional higher educational institutions; 4) the nature of support should be multi-level, continuous, interdisciplinary, and subject-centered; 5) state support of teachers and psychological service of education are the main resources of complex support for gifted children in the region.

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

Abstract

2019, Vol. 9, No. 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Conclusions. The research results can be used in the fields of education, training, development, career-guidance of gifted children, and psychological and educational support for gifted children.

Keywords

Giftedness; Gifted personality; Management model; Management system; Development of giftedness in children; Region-centered activities of the University; Developing giftedness.

Acknowledgments

The study was financial support of the Russian Foundation for Basic Research and Ministry of Education and Science of the Altai Region (Research project No 19-413-220005 "Scientific and methodological substantiation and development of a model of management system of work with gifted children in the region ")

REFERENCES

1. Bordovskiy G. A., Nesterov A. A., Trapitsyn S. Y. Quality Management of the educational process. Monograph. St. Petersburg, RSPU. A. I. Herzen Publ., 2001, 359 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21172676

2. Bokova O. A., Grigorieva I. V., Rybin, I. S., Chetoshnikova E. V., Melnikova Yu. A. System-forming factors of the individual students engaged in volunteer activity. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 8, no. 5, pp. 91-106. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433780

3. Dudina E. A. Implementation of mentoring programs for gifted students in foreign countries. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 6, pp. 41-57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36655291

4. Karpova S. I. Model of educational institution for work with gifted children. Pedagogy, 2011, no. 7, pp. 20-27. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16909553

5. Kolesov S. V. The development of the individual through the development of positive thinking. Education of Pupils, 2015, no. 5, pp. 55-61. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23568830

6. Margolis A. A., Rubtsov V. V. State policy in the sphere of education of gifted students. Psychological Science and Education, 2011, no. 4, pp. 5-14. (In Russian) URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17729596

7. Miklyaeva A. V., Good V. V., Volkova E. N. Subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents: Theoretical model. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 4, pp. 36-55. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15293/26586762.1904.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256953

8. Semenova A. A. The specific nature of self-attitude of intellectually gifted pupils and its interconnection with the components of person's self-consciousness. Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 3, pp. 138-144. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722

9. Scheblanova E. I. Intellectual self-concept of gifted adolescents. Theoretical and Experimental Psychology, 2016, vol. 9, no. 4, pp. 23-38. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28868308

10. Ambrose D., Sternberg R. J., Sriraman B., Linke Sandra K., Subhi Taisir Yamin, Heinz N., Vidergor H. E. Confronting dogmatism in gifted education. Gifted and Talented International, 2012, vol. 27, issue 1, pp. 157-159. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2012.11673623

11. Baudson T. G., Zeimes J. F. The importance of being gifted: Stages of gifted identity development, their correlates and predictors. Gifted and Talented International, 2016, vol. 31, issue 1, pp. 19-32. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675

12. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

104

2019, Vol. 9, No. 6 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

and nongifted high schools. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2010, vol. 5, pp. 12201225. DOI: https://doi.org/10.10167j.sbspro.2010.07.264

13. Jones T. W. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being?. Educational and Child Psychology, 2013, vol. 30, issue 2, pp. 44-66. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005

14. Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Gifted youth system of values. Social Sciences (Pakistan), 2015, vol. 10, no. 7, pp. 1608-1613. DOI: http://dx.doi.org/10.3923/sscience.2015.1608.1613

15. Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Peculiarities of psychological culture development for gifted senior pupils in rural settings. In: Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 907, Cham, Springer Publ., 2019, pp. 31-44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_4

16. Kroesbergen E. H., Hooijdonk M., Viersen S., Middel-Lalleman M.M. N., Reijnders J. J. W. The psychological well-being of early identified gifted children. Gifted Child Quarterly, 2016, vol. 60, issue 1, pp. 16-30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113

17. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis. Journal of Research in Special Educational Need, 2011, vol. 11, issue 2, pp. 130-140. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x

18. Montgomery D. Double exceptionality: Gifted children with special educational needs and what ordinary schools can do. Gifted and Talented International, 2004, vol. 19, issue 1, pp. 29-35. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15332276.2004.11673030

19. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The relationship between psychological symptoms, creativity, and loneliness in gifted children. Journal for the Education of the Gifted, 2018, vol. 41, issue 2, pp. 193 -210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968

20. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented. South African Journal of Education, 2017, vol. 37, no. 4, article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521

21. Stoeger H., Hopp M., Ziegler A. Online mentoring as an extracurricular measure to encourage talented girls in STEM (science, technology, engineering, and mathematics): An empirical study of one-on-one versus group mentoring. Gifted Child Quarterly, 2017, vol. 61, issue 3, pp. 239-249. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986217702215

22. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students. Gifted Child Quarterly, 1996, vol. 40, issue 1, pp. 15-23. DOI: https://doi.org/ 10.1177%2F001698629604000103

23. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students' learning activity. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, vol. XLIII, pp. 147-155. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21

24. Vance E. A., Tanenbaum E., Kaur A., Otto M. C., Morris R. An eight-step guide to creating and sustaining a mentoring program. American Statistician, 2017, vol. 71, issue 1, pp. 23-29. DOI: https://doi.org/10.1080/00031305.2016.1251493

25. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel - Challenges and achievement. Gifted Education International, 2016, vol. 32, issue 2, pp. 173-184. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429414560667

Submitted: 15 October 2019 Accepted: 08 November 2019 Published: 31 December 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.