DOI: 10.12731/2218-7405-2018-8-123-151 УДК 37.015.3+371:351.851
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РЕГИОНЕ
Парфенова Г.Л., Колесова С.В.
Предмет работы: моделирование и управление пролонгированным сопровождением и развитием детской одаренности в образовательном процессе.
Цель работы: обоснование и создание модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе, которая позволит ее реальным и потенциальным участникам осуществлять продуктивное взаимодействие, комплексное психолого-педагогическое, научное сопровождение одаренных детей в образовательном пространстве, создавать условия для успешной самореализации одаренных личностей различного возраста.
Методологическая основа работы: системный, культурологический, субъектный и личностно-ориентированный подходы.
Метод работы: моделирование - построение структурно-функциональной и описательной моделей.
Результаты: обоснована актуальность разработки и внедрения в национальное образовательное пространство модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе; показана структура, направления и содержание деятельности университетского Центра развития одаренности, его взаимодействие с другими структурными подразделениями университета, координация работы Центра с образовательными, культурными, спортивными учреждениями и учреждениями дополнительного образования в регионе.
Область применения результатов: обучение, воспитание, развитие, профессиональная ориентация одаренных детей, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовании.
Выводы: представленная система управления работой с одаренными детьми направлена не только на развитие одаренности ребенка, но и на становление его личности, сохранение и укрепление его здоровья, а также повышение психологической и педагогической культуры окружающих взрослых. Модель может быть адаптирована к особенностям конкретного региона России.
Ключевые слова: одаренность; одаренная личность; модель; система управления; развитие одаренности у детей; деятельность университета по развитию одаренности личности.
REGIONAL MANAGEMENT SYSTEM MODEL IN EDUCATING GIFTED CHILDREN
Parfenova G.L., Kolesova S.V.
Subject: modeling and managing extended support and development of gifted children in their education.
Aim: the rationale and creation of a regional management system model of activities for educating gifted children, which will enable their real and potential participants to engage in resultative interaction, to implement complex psychological, pedagogical, and scholarly support of gifted children in educational domain, to create conditions for the successful self-fulfillment of gifted persons of different ages.
Methodological basis of the work: systemic, culturological, and personality-oriented approaches.
Method of study: modeling - constructing structural-functional and descriptive models.
Result: the article writers argue that it is currently essential to introduce in the region the model of the management system for education of gifted children; the article demonstrates the structure, directions and content ofactivites of the University Center for the Development of Gift-edness, its interaction with other schools and divisions of the University, harmonizing the Center's activity with educational, cultural, sports institutions and additional education institutions in the region.
Results application area: education, upbringing, development, vocational orientation of gifted children, psychological and pedagogical support of gifted children in education.
Conclusions: the suggested management system for education of gifted children is aimed not only at developing gifts in a child, but also at molding the child'spersonality, their health care, as well as at raising psychological and pedagogical culture ofsurrounding adults. The model can be adjusted to the specific features of a particular region in Russia.
Keywords: giftedness; gifted individual; model; management system; development of gifts and endowments in children; university's activity in developing individual giftedness.
Введение
Актуальность научной разработки и практической реализации в регионах и их муниципальных образованиях модели системы управления деятельностью по развитию и сопровождению одаренных детей и молодежи, обусловлена целым рядом обстоятельств.
XXI век, характеризующийся кардинальными экономическими, культурными, геополитическими, информационно-технологическими изменениями, включающими, и выдающиеся открытия, и глобальные катастрофы, требует выявления и развития одарённой, талантливой молодежи как ключевого человеческого ресурса, способного сохранить современный мир и обеспечить его социальную, культурную и духовно-нравственную эволюцию. Изменения во всех сферах жизни российского общества обострили потребность в социально и психологически зрелых одаренных личностях, способных принимать вызовы времени и становиться основным ресурсом государства и процветания народа. Выявление и сохранение детской одаренности, приумножение потенциала одаренных взрослых, формирование национальной профессиональной элиты ставит перед системой образования на всех уровнях проблему организации эффективной деятельности по развитию одаренности личности.
Сегодня на федеральном уровне большое внимание уделяется вопросам обеспечения организационно-методического и юридического
сопровождения общероссийской системы выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодежи (Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Одаренные дети» (2007-2010), Приоритетный национальный проект «Образование» (2006-2011), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009), новые Федеральные государственные стандарты для всех уровней образования (2010-2018) и др.
В то же время, анализ результатов современных психолого-педагогических исследований и практического опыта в образовании позволяет констатировать, что актуальной остается проблема реализации государственных инициатив, планов и установок в отношении эффективного выявления и развития одаренных личностей, перевода проектов с уровня государственных документовна уровень реально существующей социально-образовательной практики. Решение данной проблемы затруднено отсутствием необходимых механизмов для превращения поддержки, развития, сопровождения одаренных людей на всех возрастных этапах в государственную систему, гарантирующую их гармоничную самореализацию в профессии и жизни. Создание национальной системы работы с одаренными людьми - процесс сложный и многогранный. Его важной частью является системная деятельность по сопровождению одаренных личностей в отдельных регионах. Такая система требует-грамотного, научно обоснованного управления.
Предметом представляемого исследования выступает система управления работой с одаренными детьми в регионе. Координирующей структурой, которая имеет все объективные предпосылки для организации такой работы в регионе, считаем учреждение высшего профессионального педагогического образования - педагогический университет. Исследование носит фундаментально-прикладной характер и имеет целью обоснование и разработку университетской модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе. Такая система управления позволит реальным и потенциальным участникам образовательного процесса (одаренным детям, их педагогам и родителям, будущим педагогам и психологам; образо-
вательным организациям и др.) осуществлять комплексное взаимодействие, психолого-педагогическое и научное сопровождение одаренных детей и всех участников образовательного пространства, занятых в сфере развития и социальной реализации одаренных личностей различного возраста.
Новизна исследования состоит в разработке и последующем внедрении в образовательную практику регионов модели университетского координационного «Центра развития одаренности» как структуры, управляющей системой инновационной деятельности по выявлению и пролонгированному сопровождению одаренной личности в образовательном процессе.
Обзор литературы
Анализ многочисленных научных исследований и практических наработок показывает, что проблема одаренности имеет междисциплинарный характер. Современные психология и педагогика, история и культурология, социология и статистика, генетика и медицина, технические и информационные науки обращаются к феномену одаренности, рассматривая его как системное явление, которое реализуется в процессе становления субъектности самой одаренной личности.
В последние годы развеяны многие устойчиво существовавшие «мифы об одаренности» (Э. Виннер, А.В. Кулемзина, Э. Ландау, Н.С. Лейтес, А. Миллер и др.), что позволяет грамотно и обоснованно строить работу по её развитию у детей. Большое количество трудов посвящено исследованию различных видов одаренности и психологических особенностей одаренной личности (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Е.А. Крюкова, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова и др.); факторов ее психологического здоровья, культуры, духовности, воспитания (С.В. Колесова, Л.С. Колмогорова, И.Ю. Кулагина, Л.И. Ларионова, Г.Л. Парфенова, О.Г. Холодкова и др.); гендерных аспектов реализации одаренности (Э. Ландау, Л.В. Попова, Л. Термен, Л. Холлингуорт и др.), условий и барьеров самореализации одаренной личности в разные периоды
жизни (Е.С. Белова, М.Е. Богоявленская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, П. Торренс, В.С. Юркевич и др.). Программы эффективного выявления, обучения и развития одаренных детей разрабатываются для дошкольников, младших школьников, подростков и юношества (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Г.Л. Парфенова,Дж. Рензул-ли, А.И. Савенков, Н.Ю. Синягина, П. Торренс, Е.Е. Туник и др.).
В докторских диссертация хроссийских ученых исследуются условия совершенствования творческого компонента одаренности, как фактора социальной реализации и зрелости одаренной личности, интегрируются инновационные педагогические технологии развития творческой одаренности молодёжи в высшей школе (И.П. Гладилина, Москва, 2009) и методы профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе (И.А. Шаршов, Белгород, 2005); предлагаются методы творческого саморазвития студентов в вузах культуры и искусства (М.Н. Юрьева, Тамбов, 2010); внедряются условия информатизации образования для обогащения творческой индивидуальности школьников (Е.А. Барахсанова, Якутск, 2004) и др.
Продолжается разработка концепций и моделей детской одаренности в зарубежных исследованиях (J. Feldhusen, F. Williams, K. Heller, J. Renzulli, R. Sternberg, P. Torrance и др.) [22, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и др.] и отечественной науке (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Л.И. Ларионова, A.M. Матюшкин, В.И. Панов, В.Д. Шадрико-ви др.) [12, 15, 16, 17, 21 и др.].
Несмотря на широкий научный интерес к проблеме развития одаренных личностей, практика часто опережает разработку методологических и психолого-педагогических основ развития одаренности. Достаточно часто эти разработки характеризуются узостью целей, бессистемностью и фрагментарностью, что ограничивает их эффективность при внедрении в образовательную и жизненную практику.
А.А. Марголис и В.В. Рубцов (2011) подчеркивают необходимость внедрения «собственно российской модели работы с одаренными
детьми», имеющей стратегическое значение и удовлетворяющей образовательные потребности таких детей, развивающей интеллектуальный потенциал нации и обеспечивающей инновационный путь развития страны.
Авторы отмечают, что в России, «накоплен многообразный и эффективный опыт работы с учащимися в различных сферах проявления их одаренности». В то же время, формы работы с одаренными детьми и молодежью не приведены в целостную систему с эффективным управлением на федеральном и региональном уровнях [12, с. 12-13]. По этой причине, в группе риска оказываются потенциально одаренные дети (до 30% одаренных), чей потенциал еще не проявился [1]. По данным психологических исследований, выполненных в рамках Президентской программы «Дети России», из 20% школьников с признаками одаренности [20], реализуют свой потенциал 2-5% [13]. С этих позиций проблема организации системной деятельности в стране и регионах по поддержке и сопровождению одаренных детей - одна из важнейших задач модернизации образования. Однако, она остается практически нерешенной.
Анализ отечественных диссертационных психолого-педагогических исследований (2000-2018 гг.) позволяет констатировать, что теоретические разработки моделей системы управления работой с одаренными детьми и ее координации в регионе немногочисленны. Так, социальные аспекты управления процессом развития одаренных детей в современном российском обществе исследует Р.Р. Шаяхметова [19]. С.И. Карпова рассматривает управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности [7, 8]. З.Г. Найденова с позиции гуманистического подхода моделирует условия и структуру инновационного развития региональной системы образования, включающей работу с одаренными детьми [14]. Разработана региональная модель системно-целевого управления работой с интеллектуально одаренными школьниками
[I]; исследованы аспекты системно-целевого управления развитием интеллектуально одаренных учащихся многопрофильной гимназии
[II]. Системность в организации инновационной образовательной
деятельности с одаренными детьми в условиях города рассматривает Г.Т. Шпарева [21]. Т.К. Говорушина подчеркивает значимость тенденций и инновационный характер территориальной системы управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе как условия развития одаренных детей и взрослых [3]. Проблемы и факторы эффективности педагогического сопровождения одаренных подростков при проектировании и реализации для них индивидуального образовательного маршрута выявляет С.В. Маркова [13]. С.С. Занаев исследует педагогические условия формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона [5]. М.В. Фесенко анализирует специфику социализации одаренной молодежи и социализирующий потенциал образовательного пространства университета [18]. В.И. Исаков исследует научно-методическую составляющую деятельности регионального университетского комплекса как научно-образовательного центра по методическому обеспечению работы с одаренными детьми и повышению квалификации педагогических кадров для работы с ними в регионе [6].
Актуальность проблемы системного управления работой с одаренными детьми в регионах также обусловлена тем, что федеральная система поддержки и развития одаренных детей и молодежи только выстраивается, преодолевая многочисленные, разнохарактерные трудности и противоречия. В разных регионах страны имеются существенные различия в экономических, образовательных, социально-культурных ресурсах и деятельности муниципалитетов по развитию одаренных детей. Большинство регионов России [12], имея огромный потенциал детской одаренности, не способны уделить этой проблеме должное внимание, не имеют возможностей для выявления и развития одаренности в детстве, тем самым, упуская реализацию в будущем «одаренных взрослых». В таких регионах недостаточно ресурсов для разработки и осуществления программ образования, развитияи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, построения индивидуальных образовательных маршрутов для них, которые
могли бы обеспечить реализацию инновационной политики «социальных лифтов».
Создание эффективных систем работы с одаренными детьми в регионах требует адекватных управленческих технологий (B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, Т.И. Пуденко, Т.И. Шамова) [1]. Однако, публикации, посвященные данному вопросу, не многочисленны [2, 4]. Представленные подходы требуют конкретизации предлагаемых ресурсов управления для использования при организации уникальных скоординированных структур, управляющих системной деятельностью по развитию одаренных детей в регионе и обеспечению их самореализации за его пределами.
Анализ литературных источников, связанных с решением рассматриваемой проблемы, предмет и цель исследования, позволяют сформулировать основные задачи исследования: 1) Обоснование актуальности создания и внедрения в национальную образовательную практику модели управления системой работы с одаренными детьми в регионе, реализуемой на базе педагогического университета. 2) Определение траекторий координации и развития направлений и содержания деятельности структурных подразделений университета по работе с одаренными детьми в регионе. 3) Разработка структуры Центра развития одаренности, системы его внутренних связей с другими подразделениями педагогического университета и внешних связей с учреждениями и организациями региона. 4) Определение направлений и содержания деятельности Центра по взаимодействию со структурными подразделениями университета в работе с одаренными детьми. 5) Построение траекторий сетевого взаимодействия педагогического университета с образовательными, научными, социально-культурными, административно-хозяйственными организациями региона по работе с одаренными детьми. 6) Определение механизмов интеграции инновационной деятельности университета по работе с одаренными детьми в международное и всероссийское социально-образовательное и научное сообщество.
Методологической и теоретической основой разрабатываемой модели являются труды выдающихся зарубежных и отечественных
исследователей феномена одаренности и условий его социальной реализации в современном обществе; инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию одаренности в детском возрасте; теории управления развитием образовательных систем и др. В данном исследовании под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренная личность - это личность, которая выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в одном или нескольких видах деятельности. Эмпирическая основа разрабатываемой модели - многочисленные опубликованные и собственные эмпирические данные, полученные сотрудниками, студентами, магистрантами, аспирантами кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета в процессе исследований (2004-2018).
В частности, исследование социальной компетентности (20042008) студентов и взрослых (мужского и женского пола) с общей одаренностью, выявило проблемы, препятствующие самореализации одарённой личности: в волевой сфере - подверженность влиянию обстоятельств и желаний, неумение контролировать собственное поведение, пренебрежение чувством долга и социальными нормами, неорганизованность; в аффективной сфере - склонность к фрустрации, недовольству собой, неврастеническим состояниям; низкая толерантность к людям и событиям, раздражительность и обособленность. Исследование психологических качеств дошкольников и младших школьников с признаками одаренности (20102013) выявило у них трудности мотивационного, коммуникативного, рефлексивного характера. При этому родителей одаренных детей отмечалсянизкий уровень понимания своего ребенка, родители не замечали его высокого творческого потенциала. Исследование особенностей межличностных отношений у подростков с музыкальной одаренностью (2014-2015) выявило, что почти половина из них
имеют выраженный авторитарный тип межличностных отношений; большинство - неадекватно сверхответственны за других людей; стремятся «быть хорошим для всех», без учета ситуации; треть музыкально одаренных подростков - застенчивы, склонны подчиняться, без учета ситуации. Исследование развития ценностно-смыслового компонента (2017) старшеклассников с общей одаренностью показало, что у 25% респондентов готовность к саморазвитию на низком уровне. Они нуждаются в психологической помощи в сфере понимания себя, своего потенциала и внешних возможностей самореализации. У каждого шестого одаренного старшеклассника показатель «осмысленность жизни» сформирован на низком уровне. Им требуется помощь в осознании ценности саморазвития личности в контексте возрастных, индивидуальных жизненных и профессиональных планов, стремлений, сценариев и целей человека [15].Эти факты не единичны, аналогичные данные получены и в исследованиях других авторов [10, 16, 17, 20, 22, 23, 24, 28 и др.].
Приведенные рассуждения подтверждают потребность в разработке и внедрении в социально-образовательную практику модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе. Представим вариант такой модели, охарактеризуем ее структурные компоненты и покажем круг внутренних и внешних связей задействованных учреждений и организаций (рисунок 1).
Модель может включать в себя три уровня взаимодействия и реализации управленческих и координирующих функций. Ядром системы управления по работе с одаренными детьми может стать Центр развития одаренности, созданный как особая структурная единица при педагогическом университете. Первый уровень управления представлен деятельностью структурных элементов Центра развития одаренности - его службами. Второй уровень управления отражает систему внутренних связей Центра. Он реализуется через целевое и функциональное взаимодействие внутренних структур Центра развития одаренности сдругими подразделениями университета. Третий уровень управления - это система внешних связей, которые реализуются через внутрисетевые и внесетевые взаимодей-
ствия Центра развития одаренности и задействованных подструктур педагогического университета второго уровня, с внешними организациями и учреждениями региона (не только образовательными), обусловленные необходимостью и направленностью их деятельности по развитию детской одаренности.
Рис. 1. Модель структурных компонентов системы управления работой с одаренными детьми в регионе (на примере Алтайского государственного педагогического университета)
Условные обозначения к рисунку 1: УСО - Управление по связям с общественностью и издательской деятельности; ИДО - институт дополнительного (профессионально-педагогического) образования; ЦИ- Центр информатизации; НПБ - научно-педагогическая библиотека.
Эффективная реализация модели возможна лишь при условии координированного управления на всех ее уровнях.
Ключевой управляющий компонент Центра развития одаренности - это Координационный совет. Он планирует, направляет, координирует деятельность всех подструктур Центра, осуществляет научно-методическое руководство их деятельностью. В совете функционально находится руководитель центра и руководители всех служб, отделов, клубов, лабораторий. Находясь в условиях образовательного пространства педагогического высшего учебного заведения, Центр развития одаренности способен эффективно управлять системой работы с одаренными детьми в регионе, имея ряд преимуществ.
Он может играть уникальную роль в осуществлении теоретических и практических исследований современных проблем одаренности объединёнными и скоординированными силами ученых края. Результаты исследований могут мобильно и эффективно внедряться на всех уровнях системы образования региона, в том числе, в массовую школу - важное звено выявления и развития детской одаренности. Создание диагностических схем, банка диагностических методик, разработка нового инструментария, позволит на базе центра обоснованно и квалифицированно выявлять одаренность, способности ребенка с последующим составлением рекомендаций по его сопровождению для родителей и педагогов, с разработкой индивидуального образовательного маршрута. На базе центра возможна широкая апробация интересных идей и программ поддержки и психологического сопровождения одаренных детей, сохранения их психического и психологического здоровья. Центр может стать базой педагогической и психологической практики для студентов -будущих педагогов, психологов, руководителей образования. Создание научной лаборатории в Центре развития одаренности обеспечит целенаправленный характер соответствующих исследований в регионе, в том числе, посредством курсовых, дипломных, магистерских работ студентов. Это обеспечит разработку и внедрение в регионе новых программ сопровождения одаренных детей разного возрас-
та, сохранение и реализацию их высокого потенциала. Управление психопрофилактической и просветительской деятельностью по решению проблем одаренности может осуществляться через спе-циализированныеотделы и службы Центра. Так, отдел передового педагогического опыта может организовать конференции, семинары, тренинги для заинтересованных лиц (педагогов и психологов массовых или специализированных школ и классов «для одаренных»; студентов вузов и колледжей; педагогов и психологов; ученых, работающих по проблемам, связанным с обучением, развитием, воспитанием одаренного ребенка). Отдел может осуществлять тесное сотрудничество с учреждениями и движениями региона, занимающимися проблемой развития детской одаренности. Например, в Алтайском крае это движения: «Озарение», «Одаренный учитель -одаренный ученик», «Будущее Алтая» и др. Этой же цели подчинена деятельность информационно-издательского отдела, организующего публикации об одаренных детях региона, их успехах, достижениях, особенностях личности, позволяющих им реализовать себя. Отдел способен управлять расширением учебно-методической базы исследования проблем одаренности в регионе через пополнение литературных источников; составление каталогов книг, статей по проблемам и видам одаренности; издание и популяризация авторских программ для работы с одаренными детьми,пополнение банка видео фрагментов об одаренных детях, видео интервью с их родителями и др.
Особое внимание в Центре развития одаренности должно уделяться работе с семьей, с родителями одаренных детей. Эта задача может быть решена посредством создания особой школы для родителей одаренных детей. Например, «Школа (клуб) позитивной педагогики» для родителей одаренных детей поможет взрослым овладеть методами и приемами воспитания, направленными на развитие позитивного мышления и формирование опыта позитивного отношения к себе и другим, позитивного взаимодействия с окружающими, как у родителей, так и у самих одаренных детей в условиях семейного воспитания. Родители одаренного ребенка часто
сталкиваются с нетипичным поведением или отношением своего ребенка к происходящему. Они оказываются в ситуации неопределенности, испытывают растерянность, не знают, как действовать. Владение методами позитивной педагогики, развитое позитивное мышление позволит родителям положительно воспринимать особенности одаренного ребенка, адекватно реагировать на возможные затруднения во взаимодействии одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми, находить позитивный выход и продуктивные решения возникающих воспитательных ситуаций.
Сверхзадача позитивной педагогики - воспитание позитивной личности, обладающей развитым позитивным мышлением и отношением к себе и другим, опытом построения позитивного взаимоотношения с миром. В связи с объективной сложностью в социализации одаренной личности, поставленная задача приобретает особую актуальность. Родителям предлагается овладеть системой методов позитивного воспитания: повседневными, ситуативными и перспективными. Повседневные методы и приемы направлены на решение текущих, сиюминутных задач воспитания одаренного ребенка, ситуативные - помогут в разрешении особых воспитательных ситуаций в семье, вызванных конкретными условиями и обстоятельствами, перспективные - нацелены на достижение долгосрочных задач воспитания личности одаренного ребенка [9].
Учитывая особенности одаренных учащихся (вид одаренности, возраст, состояние здоровья, специфику группы (дети с СДВГ, дети-сироты)), отдел психологического сопровождения и культуры одаренной личности будет управлять процессом психологической поддержки детей в периоды их участия в конкурсах, концертах, соревнованиях. Внедрение в систему работы с одаренными детьми специальных обучающих, воспитывающих методов (тренинг, урок самопознания, консультация и др.) и форм работы (клуб, кружок, летняя психологическая школа, курсы, виртуальный лицей и др.) будет способствовать развитию «Я-концепции» и самореализации одаренного ребенка, преодолению его внутриличностных противоречий, развитию мотивации достижения.
Перечисленные направления деятельности реализуются службами и отделами Центра развития одаренности. Структура и взаимодействие координационного совета, служб и отделов Центра представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Модель структурных компонентов Центра развития одаренности в педагогическом университете
Второй уровень управления отражает связи и взаимодействия подструктур внутри педагогического вуза, в системе «Центр развития одаренности - подразделения университета». Уровень внутренних связей Центра включает институты, факультеты, кафедры, центры и лаборатории, в которых осуществляется разноплановая деятельность по выявлению, развитию одаренности и способностей студентов, молодых преподавателей. Прежде всего, это подразделения вуза, которые осуществляют лицензированную деятельность в сфере дополнительного образования детей, школьников, студентов.
Это различные «клубы», школы», «центры», привлекательные для населения Алтайского края и муниципальных образований региона широким спектром дополнительных образовательных услуг, способствующих не только выявлению одаренности, профильных склонностей и способностей детей и молодежи, но и развитию выявленного потенциала в науках, искусстве, спорте, общественной жизни.
Уникальные возможности для работы с одаренными детьми представляются различными научными лабораториями университета. В числе своих функций (специфичных на факультетах), лаборатории могут выполнять исследования, связанные с выявлением одаренных детей, изучением специфики одаренности, определения соответствующего направления в развитии одаренности конкретного ребенка. Лаборатории вуза, конкретные преподаватели могут осуществлять руководство экспериментальными площадками по работе с одаренными детьми в регионе. На базе заинтересованных дошкольных, средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования могут создаваться экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми. Педагоги-практики нуждаются в грамотном научном сопровождении такой работы, которое способны обеспечить ученые вуза и сотрудники Центра развития одаренности. Управление экспериментальными площадками в регионе посредством научных лабораторий вуза - это проявление внешних связей Центра и университета с образовательными учреждениями региона.
Сложность и риски вуправлении системой работы с одаренными детьми в регионе связаны, на наш взгляд, с тем, что траектории управления требуют четкой и обоснованной координации управленческих решений, принимаемых на уровне Центра, его внутренних и внешних связей. Важна координация административных управленческих решений в деятельности вуза в целом и его отдельных подструктур. Подчеркнем, что на уровне внутренних связей основой успеха управленческой деятельности в пространстве педагогического университета является высокопрофессиональная личностная по-
зиция исполнителей, реализующих работу с одаренными детьми с учетом их психических и психологических особенностей; создание скоординированной системы мер и действий подразделений вуза; открытость деятельности исполнительных структур; отсутствие дублирования функций и деятельности; применение и развитие традиционных форм работы университета по развитию одаренных детей; одновременное сочетание поиска и внедрения инновационных форм деятельности с выходом во внешнее социально-образовательное пространство региона, страны.
Третий уровень в системе управления работой с одаренными детьми в регионе (рисунок 1, внешний круг) отражает внешние сетевые и внутрисетевые связи Центра развития одаренности и педагогического университета с различными учреждениями региона. Внешнее управление работой по развитию одаренности реализуется посредством взаимодействия структурных подразделений вуза с учреждениями, центрами и комитетами по образованию в регионе. Прежде всего, в круг внешних связей Центра по развитию одаренности детей необходимо включить образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, детские дома, образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей, посещающих образовательные учреждения различного уровня, часть детей обязательно будут иметь тот или иной вид (художественно-творческая, спортивная, академическая, актуальная, потенциальная, явная, скрытая и др.) и тип развития (гармоничный, дисгармоничный) одаренности.
В работе с одаренными детьми на уровне образовательных учреждений сегодня существует целый комплекс проблем. Зачастую, одаренные дети становятся «неудобными» в массовой практике, педагоги не готовы к работе с такими детьми. Либо воспитание и обучение одаренных детей осуществляется педагогами интуитивно, ведется односторонне, бессистемно. Наиболее типичная ошибка педагогов-практиков в работе с одаренными детьми - усиленное развитие выявленных способностей при недостаточном внимании к воспитанию трудолюбия и ответственности, мотивации к работе
над собой, к налаживанию межличностных отношений одаренного ребенка со сверстниками. Другая проблема - неоправданное дублирование видов и форм работы с одаренными детьми на различных ступенях системы образования. И в детских садах, и в школах, и в учреждениях дополнительного образования проводятся одни и те же конкурсы, тренинги, диагностические методики, порой, без учета возрастной специфики. Такое положение дел существенно затрудняет организацию системной работы с одаренными детьми, может искажать реальную картину выявления одаренных детей, снижать интерес и мотивацию ребенка к участию в проводимых мероприятиях, их эффективность.
В современной практике работа комитетов по образованию с одаренными детьми часто ограничивается их выявлением, составлением списков одаренных детей, в лучшем случае, включением учащихся в олимпиадное движение.
Системный характер развитие одаренности ребенка может приобрести при должном руководстве и научном сопровождении учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования. Такое руководство возможно в рамках экспериментальных площадок, создаваемых на базе указанных образовательных учреждений, либо посредством муниципальных центров по работе с одаренными детьми, либо под патронатом районных и городских комитетов по образованию. При этом важно, чтобы муниципальные центры и комитеты по образованию плотно сотрудничали с региональным центром по развитию одаренности. В этом случае работа может быть построена в русле единой идеи, с четким определением этапов и последовательности действий в достижении ожидаемых результатов. Управление и координация усилий различных образовательных учреждений позволит обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми на различных ступенях образования.
Значительную роль в решении поставленной проблемы могут и должны играть муниципальные и региональные комитеты по образованию. Именно на уровне комитетов могут решаться вопросы финансовой поддержки и стимулирования заинтересованных педагогов,
которые готовы взять на себя дополнительные обязанности по работе с одаренными детьми в своем учреждении. Определив круг специалистов, готовых работать с такими детьми, комитет по образованию может обеспечить связь воспитателей, учителей, педагогов с региональным центром развития одаренности: знакомить с единой концепцией развития одаренных детей в регионе, очертить круг задач, решаемых на уровне данного образовательного учреждения; показать перспективу и обеспечить преемственность в организации работы; информировать о проводимых в регионе мероприятиях, направлять педагогов на повышение квалификации, организовывать встречи, конференции, обмен опытом. Специалисты центра смогут помочь в разработке программы развития одаренности для конкретного ребенка или группы детей, имеющих сходные способности, с учетом условий и особенностей воспитания и обучения в данном образовательном учреждении.
Важно, чтобы сопровождение одаренного ребенка было пролонгированным, от диагностики и выявления признаков одаренности -до профессионального становления молодого человека. На ступени профессионального образования к процессу развития одаренности должны подключиться колледжи и вузы. Сегодня, поступая в колледж или вуз, одаренные студенты вынуждены заново искать возможности для приложения своих способностей. Зачастую, время оказывается упущенным. Преподаватели профессиональных образовательных учреждений ориентированы на большую самостоятельность студентов, в то время как выпускники школ приходят с установкой на руководство и сопровождение со стороны взрослых. Поэтому лишь немногие одаренные студенты способны быстро перестроиться и понять, что дальнейшее их развитие теперь находится в их собственных руках, определяется их собственной активностью. Часть ребят постепенно становятся заурядными студентами, «теряются» на этапе профессионального обучения.
Конечно, в любом вузе или колледже есть научные лаборатории, факультативы, кружки, студенческие научные и творческие общества. Однако нет системы включения одаренных студентов в их работу с учетом специфики одаренности. Чаще всего в работу
указанных структур вузов и колледжей включаются социально активные студенты, что далеко не всегда совпадает с наличием у студента соответствующих способностей. Если такое сопровождение одаренного молодого человека будет осуществлять единый центр, то другие вузы и колледжи могут быть изначально информированы о поступлении к ним одаренных выпускников, могут с первых дней учебы заботиться о дальнейшем развитии одаренности своего студента, его профессионального продвижения. В идеале, средние профессиональные образовательные учреждения и высшие учебные заведения могут помогать одаренным студентам ориентироваться и презентовать себя на рынке труда. Успешное трудоустройство одаренных выпускников позволит сохранять таких людей для них самих, для страны, даст возможность им реализоваться в своем регионе, быть полезными для своего народа.
Немаловажным элементом модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе является сотрудничество Центра по развитию одаренности с учреждениями культуры, здравоохранения и спорта. Театры, музеи, библиотеки, спортивные сооружения выступают ресурсной базой для развития определенных видов одаренности - художественно-творческой, музыкальной, академической, исследовательской, спортивной и др. Кроме того, сотрудничество с учреждениями культуры и спорта необходимо для обеспечения гармоничного развития личности одаренного ребенка.
Решение этой задачи невозможно без участия медицинских работников; большинство современных детей и молодых людей имеют те или иные проблемы со здоровьем - ослабленное зрение, нарушение осанки, подверженность простудным заболеваниям, нарушения психологического здоровья и др. Укрепление здоровья одаренного ребенка - гарантия его успешного развития в образовательном процессе и сбережения человеческих ресурсов.Особую актуальность сотрудничество с медицинскими учреждениями приобретает в ситуации сопровождения одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проявление и развитие способностей для таких детей, порой, - единственной возможность успешной социализации
и самореализации в дальнейшем. Грамотное медицинское сопровождение одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает важным условием его развития.
Таким образом, система внешних связей регионального университетского Центра по развитию одаренности будет обеспечивать взаимодействие различных учреждений региона при решении проблемы выявления, развития, социализации, самореализации и высоких достижений одаренных детей.
Заключение
В процессе анализа научной литературы и социально-образовательной практики, удалось решить следующие задачи исследования: обосновать актуальность разработки и внедрения в национальное образовательное пространство модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе, ядром которой может стать Центр развития одаренности, созданный на базе педагогического университета; определить траектории координации, направления и содержание деятельности университетского Центра развития одаренности и других структурных подразделений университета по работе с одаренными детьми в регионе; показать перспективы и траектории сетевого взаимодействия Центра развития одаренности и педагогического университета с образовательными, научными, социально-культурными организациями региона в работе с одаренными детьми. При адаптации представленной модели в конкретном регионе, в ее структуре возможны изменения. Они будут определяться спецификой и миссией региона и педагогического университета, имеющимися традициями и вновь появляющимися возможностями исполнителей. Однако, в целом модель должна быть направлена не только на развитие одаренности ребенка, но и на становление его личности, сохранение здоровья, повышение психологической культуры окружающих взрослых - родителей, других членов семьи, педагогов.
Перспективы дальнейшего исследования заявленной проблемы связаны с апробацией представленной модели управления работой с одаренными детьми в регионе, ее распространением и внедрени-
ем в практику; с определением механизмов интеграции инновационной деятельности университета по работе с одаренными детьми в международное и всероссийское научно-образовательное и социальное сообщество; с разработкой показателей результативности системы управления, поиском путей и средств повышения качества управления процессом развития детской одаренности. Использование эффективных управленческих технологий будет способствовать системному решению проблемы развития одаренности личности на общегосударственном уровне.
Список литературы
1. Абатурова В.В. Модель системно-целевого управления развитием работы с интеллектуально одаренными школьниками в регионе: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: ИУО РАО, 2011. 24 с.
2. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.
3. Говорушина Т.К. Тенденции эволюции территориальной системы управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Великий Новгород, Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2013. 50 с.
4. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 176 с.
5. Занаев С.С. Педагогические условия формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 170 с.
6. Исаков В.И. Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса: дис. ... канд.пед. наук. Майкоп, 2000. 156 с.
7. Карпова С.И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми // Педагогика. 2011.№ 7. С. 20-27.
8. Карпова С.И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: автореф. дис. .докт. пед. наук. Москва, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2013. 51 с.
9. Колесова С.В. Воспитание личности на основе развития позитивного мышления // Воспитание школьников. 2015. №5. С. 55-61.
10. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психологического развития до одаренности. М.: ТЦ «Сфера», 1999.192 с.
11. Макарова О.Г. Системно-целевое управление развитием работы с интеллектуально одаренными школьниками в многопрофильной гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, ИУО РАО, 2007. 23 с.
12. Марголис А.А. Рубцов В.В. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. 2011.№4. С. 5-14.
13. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута: автореф. дис. ... канд.пед. наук. Киров, Вят. гос. гуманитар. ун-т, 2011. 23 с.
14. Найденова З.Г. Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход: автореф. дис. ...докт. пед. наук. Санкт-Петербург, Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина, 2010. 40 с.
15. Парфёнова Г. Л. Социальная компетентность как компонент психологической культуры одаренных старшеклассников: монография. Барнаул: АлтГПА, 2012. 242 с.
16. Рабочая концепция одаренности / Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.В. Калиш [и др.] / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, науч. ред. В.Д. Шадриков.М.: Изд-во «Магистр», 2003. 95 с.
17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. 480 с.
18. Фесенко М.В. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, Оренбургский гос. ун-т, 2005. 22 с.
19. Шаяхметова Р.Р. Социальные аспекты управления процессом развития одаренных детей в современном российском обществе: авто-реф. дис. . канд. социол. наук. Уфа, Башкирский гос. ун-т, 2006. 26 с.
20. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
21. Шпарева Г.Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 1997. 25 с.
22. Hochbegabung im kindes und jugendalter / Ed. by K.A. Heller. Gottingen: Hogrefe, (1992). 2 auflage. 2001. 509 p.
23. Kholodkova O.G., Parfenova G.L. Gifted youth system of values The Social Sciences (Pakistan). 2 015. Т. 10. № 7. С. 1608-1613.
24. Montgomery D. Gifted and talented children with special education needs/ Double exceptionality. London: David Fulton Publishers, 2003. 211 p.
25. Powell Т., Siegle D. Teacher Bias in Identifying Gifted and Talented Students // National Research Center on Gifted and Talented. Newsletter. 2000. 5th Article.
26. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Conceptions of Giftedness / Ed. by R.I. Sternberg, J.E. Davidson. Cambridge, 1986, рр. 53-92.
27. Sternberg R.J. WICS. // High ability studies. The journal of the European Council for High Ability. 2003. № 2, рр. 5-25.
28. Terrasier J.-Ch. Dysynchrony: uneven development // The psychology of gifted children / Ed. by J. Freeman. Chichester: John Wiley & Sons, 1985, рр. 265-274.
29. Van Tassel-Baska J. Excellence in educating the gifted. Denver: Love-publishingcompany, 1998.
References
1. Abaturova V.V. Model'sistemno-tselevogo upravleniya razvitiem raboty s intellektual'no odarennymi shkol'nikami v regione [Model of system-targeted development management of work with intellectually gifted schoolchildren in the region]. Moscow: IUO RAO, 2011. 24 p.
2. Bordovskiy G.A., Nesterov A.A., Trapitsyn S.Yu. Upravlenie kachestvom obrazovatel 'nogoprotsessa [Management of the quality of the educational process]. SPb.: RGPUim. A.I. Gertsena, 2001. 359 p.
3. Govorushina T.K. Tendentsii evolyutsii territorial 'noy sistemy upravleniya dopolnitel'nym obrazovaniem v sverkhkrupnom gorode [Trends in the evolution of the territorial system of management of additional education in a super-large city]. Velikiy Novgorod, Novgorod. gos. un-tim. Yaroslava Mudrogo, 2013. 50 p.
4. Zagvyazinskiy V.I., Strokova T.A. Pedagogicheskaya innovatika:problemy strategii i taktiki [Pedagogical innovation: problems of strategy and tactics]. Tyumen': TyumGU, 2011. 176 p.
5. Zanaev S.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsial'noy kompetentnosti odarennykh podrostkov v obrazovatel'nom prostranstve regiona [Pedagogical conditions of formation of social competence of gifted adolescents in the educational space of the region]. Makhachkala,
2010. 170 p.
6. Isakov V.I. Nauchno-metodicheskaya sostavlyayushchaya deyatel 'nosti regional'nogo universitetskogo kompleksa [Scientific and methodological component of the regional university complex]. Maykop, 2000. 156 p.
7. Karpova S.I. Pedagogika. 2011. № 7, pp. 20-27.
8. Karpova S.I. Upravlenie obshcheobrazovatel'noy shkoloy kak faktor razvitiya detskoy odarennosti [Management of secondary school as a factor in the development of children's giftedness]. Moscow, 2013. 51 p.
9. Kolesova S.V. Vospitanie shkol'nikov. 2015. №5, pp. 55-61.
10. Kulagina I.Yu. Lichnost' shkol'nika: ot zaderzhki psikhologicheskogo razvitiya do odarennosti [The personality of the student: from the delay of psychological development to giftedness]. M.: TTs «Sfera», 1999. 192 p.
11. Makarova O.G. Sistemno-tselevoe upravlenie razvitiem raboty s intellektual 'no odarennymi shkol'nikami v mnogoprofil 'noy gimnazii [System-target management of the development of work with intellectually gifted schoolchildren in a multi-disciplinary gymnasium]. Moscow, IUO RAO, 2007. 23 p.
12. Margolis A.A. Rubtsov V.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie.
2011. №4, pp. 5-14.
13. Markova S.V. Pedagogichesko esoprovozhdenie odarennogopodrostka pri proektirovanii i realizatsii individual 'nogo obrazovatel 'nogo marshruta
[Pedagogical support of a gifted teenager in the design and implementation of an individual educational route]. Kirov, Vyat. gos. gumanitar. un-t, 2011. 23 s.
14. Naydenova Z.G. Innovatsionnoe razvitie regional'noy sistemy obrazo-vaniya: gumanisticheskiy podkhod [Innovative development of the regional education system: a humanistic approach]. Sankt-Peterburg, Leningr. gos. obl. un-t im. A.S. Pushkina, 2010. 40 p.
15. Parfenova G.L. Sotsial'naya kompetentnost'kakkomponentpsikholog-icheskoy kul 'tury odarennykh starsheklassnikov [Social competence as a component of the psychological culture of gifted high school students]. Barnaul: AltGPA, 2012. 242 p.
16. Babaeva Yu.D., Brushlinskiy A.V., Druzhinin V.N., Kalish I.V. et al. Rabo-chayakontseptsiya odarennosti [Working concept of giftedness] / Ed. D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikov. M.: Izd-vo «Magistr», 2003. 95 p.
17. Savenkov A.I. Psikhologicheskie osnovy issledovatel'skogo podkhoda k obucheniyu [Psychological foundations of the research approach to learning]. M.: «Os'-89», 2006. 480p.
18. Fesenko M.V. Sotsializatsiya odarennykh uchashchikhsya v obrazova-tel'nomprostranstve universiteta [Socialization of gifted students in the educational space of the university]. Orenburg, Orenburgskiy gos. un-t, 2005.22 p.
19. Shayakhmetova R.R. Sotsial'nyeaspektyupravleniyaprotsessomrazvitiya-odarennykhdetey v sovremennomrossiyskomobshchestve[Social aspects of managing the development of gifted children in modern Russian society]. Ufa, Bashchkirskiy gos. un-t, 2006. 26p.
20. Shcheblanova E.I. Psikhologicheskaya diagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul 'taty issledovaniy i praktiki [Psychological diagnosis of gifted students: problems, methods, results of research and practice]. M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2004. 368 p.
21. Shpareva G.T. Novye podkhody k organizatsii raboty s odarennymi det'mi v usloviyakh goroda [New approaches to the organization of work with gifted children in the conditions of the city]. Maykop, 1997. 25 p.
22. Hochbegabung im kindes und jugendalter / Ed. by K.A. Heller. Gottingen: Hogrefe, (1992). 2 auflage. 2001. 509 p.
23. Kholodkova O.G., Parfenova G.L. Gifted youth system of values The Social Sciences (Pakistan). 2 015. T. 10. № 7, рр. 1608-1613.
24. Montgomery D. Gifted and talented children with special education needs / Double exceptionality. London: David Fulton Publishers, 2003. 211 p.
25. Powell T., Siegle D. Teacher Bias in Identifying Gifted and Talented Students. National Research Center on Gifted and Talented. Newsletter. 2000. 5th Article.
26. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. Conceptions of Giftedness / Ed. by R.I. Sternberg, J.E. Davidson. Cambridge, 1986, рр. 53-92.
27. Sternberg R.J. WICS. High ability studies. The journal of the European Council for High Ability. 2003. № 2, рр. 5-25.
28. Terrasier J.-Ch. Dysynchrony: uneven development. The psychology of gifted children / Ed. by J. Freeman. Chichester: John Wiley & Sons, 1985, рр. 265-274.
29. Van Tassel-Baska J. Excellence in educating the gifted. Denver: Love publishing company, 1998.
ДАННЫЕОБАВТОРАХ Парфенова Галина Леонидовна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент
Алтайский государственный педагогический университет ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656031, Российская Федерация [email protected]
Колесова Светлана Владиславовна, доцент кафедры теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент
Алтайский государственный педагогический университет ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656031, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUTH THE AUTHOR Parfenova, Galina Leonidovna, Associate Professor of the Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Docent
Altai State Pedagogical University
55, Molodezhnaya St., Barnaul, Altaikrai, 656031, Russian Federation
[email protected] SPIN-code: 5858 -0816 ORCID: 0000-0003-1149-3210
KolesovaSvetlana Vladislavovna, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent
Altai State Pedagogical University
55, Molodezhnaya St., Barnaul, Altai krai, 656031, Russian Federation
[email protected] SPIN-code: 6162-1272