Научная статья на тему 'Концепция практико-ориентированного обучения химии одаренных детей в системе непрерывного химического образования'

Концепция практико-ориентированного обучения химии одаренных детей в системе непрерывного химического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОДАРЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / GIFTEDNESS / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMME / GIFTED CHILDREN / INDIVIDUAL DEVELOPMENT PATHWAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикова Фидалия Дамировна

В последние годы в нашем обществе особенно остро oщущается потребность в одаренных людях; усиливается заинтересованность общества в реализации скрытого потенциала каждого одаренного человека. Это обстоятельство определяет в условиях быстрых и часто непредсказуемых природных и социальных изменений социальный заказ на развитие одаренных детей по разным направлениям. Сегодня в фундаментальной науке и практике образования получает все большее признание проблема выявления, развития и сопровождения одаренности детей. Для этих детей создаются учебные учреждения особого типа; внедряются в практику специальные развивающие, опережающие и обучающие программы, инновационные образовательные программы; публикуются пособия и книги для родителей и педагогов по правильному воспитанию одаренных детей и сопровождению их одаренности. Но, несмотря на это, остаются актуальными вопросы по созданию таких технологий, которые дали бы возможность своевременного выявления одаренных детей. Также необходимо вести серьезную работу по развитию у учителей педагогического мастерства и способности умения правильно работать с одаренными детьми. Важным моментом остается использование на уроках и во время дополнительных занятий разнообразных форм дифференциации и персонификации с учетом типа одаренности учащихся. Эта работа должна сложиться в концепцию (проект), в непрерывный педагогический процесс, чтобы были созданы все условия для реализации успешной индивидуальной инновационной практико-ориентированной траектории каждого одаренного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PRACTICE-ORIENTED CHEMISTRY TEACHING TO GIFTED CHILDREN IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS CHEMICAL EDUCATION

In recent years, our society has had a particularly urgent need for talented people. There is a growing interest in revealing the latent potential of every gifted person. This determines a social order for development of gifted children in different areas under the conditions of rapid and often unpredictable natural and social change. Nowadays the problem of identifying, developing and supporting the giftedness of children is increasingly observed in fundamental science as well as education practice. Special educational institutions are established for the needs of these children. They are introduced to exclusive and innovative educational programmes. There are manuals and books for parents and educators on proper education of gifted children and maintenance of their giftedness. Yet the question remains as to how to create the technologies that would enable timely identification of gifted children. It is also necessary to conduct a serious work regarding the development of teaching skills and the ability to work properly with gifted children. An important point is to use various forms of differentiation and personification in classes depending on a type of giftedness. This work is to be developed into a concept (a project) and a continuous pedagogical process which would allow creating the conditions for further implementation of successful individual practice-oriented pathways in teaching gifted child.

Текст научной работы на тему «Концепция практико-ориентированного обучения химии одаренных детей в системе непрерывного химического образования»

Методология педагогики

УДК 377:378

КОНЦЕПЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ф.Д. Халикова

Аннотация. В последние годы в нашем обществе особенно остро ощущается потребность в одаренных людях; усиливается заинтересованность общества в реализации скрытого потенциала каждого одаренного человека. Это обстоятельство определяет в условиях быстрых и часто непредсказуемых природных и социальных изменений социальный заказ на развитие одаренных детей по разным направлениям.

Сегодня в фундаментальной науке и практике образования получает все большее признание проблема выявления, развития и сопровождения одаренности детей. Для этих детей создаются учебные учреждения особого типа; внедряются в практику специальные развивающие, опережающие и обучающие программы, инновационные образовательные программы; публикуются пособия и книги для родителей и педагогов по правильному воспитанию одаренных детей и сопровождению их одаренности.

Но, несмотря на это, остаются актуальными вопросы по созданию таких технологий, которые дали бы возможность своевременного выявления одаренных детей. Также необходимо вести серьезную работу по развитию у учителей педагогического мастерства и способности умения правильно работать с одаренными детьми. Важным моментом остается использование на уроках и во время дополнительных занятий разнообразных форм дифференциации и персонификации с учетом типа одаренности учащихся.

Эта работа должна сложиться в концепцию (проект), в непрерывный педагогический процесс, чтобы были созданы все условия для реализации успешной индивидуальной инновационной практико -ориентированной траектории каждого одаренного ребенка.

Ключевые слова: практико-ориентированная образовательная среда, одаренность, инновационная образовательная программа, одаренные дети, индивидуальная траектория развития.

THE CONCEPT OF PRACTICE-ORIENTED CHEMISTRY TEACHING TO GIFTED CHILDREN IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS CHEMICAL EDUCATION

F. Halikova

Abstract. In recent years, our society has had a particularly urgent need for talented people. There is a growing interest in revealing the latent potential of every gifted person. This determines a social order for development of gifted children in different areas under the conditions of rapid and often unpredictable natural and social change.

Nowadays the problem of identifying, developing and supporting the giftedness of children is increasingly observed in fundamental science as well as education practice. Special educational institutions are established for the needs of these children. They are introduced to exclusive and innovative educational programmes. There are manuals and books for parents and educators on proper education of gifted children and maintenance of their giftedness. Yet the question remains as to how to create the technologies that would enable timely identification of gifted children. It is also necessary to conduct a serious work regarding the development of teaching skills and the ability to work properly with gifted children. An important point is to use various forms of differentiation and personification in classes depending on a type of giftedness.

This work is to be developed into a concept (a project) and a continuous pedagogical process which would allow creating the conditions for further implementation of successful individual practice-oriented pathways in teaching gifted child.

Keywords: Practice-oriented educational environment, giftedness, innovative educational programme, gifted children, individual development pathway.

Сегодня в педагогической науке и практике образования получает все большее признание проблема выявления, развития и сопровождения одаренности детей. Для этих детей создаются учебные учреждения особого типа, внедряются в практику специальные развивающие, опережающие и обучающие программы,

инновационные образовательные программы [1, 2, 5], публикуются пособия и книги для родителей и педагогов по правильному воспитанию одаренных детей и сопровождению их одаренности [3, 6].

Однако явно не достаточно публикаций по научному обобщению опыта практико-

ориентированного обучения естественнонаучным предметам одаренной молодежи. Работа с одаренной молодежью требует четкой научно-педагогической концепции, разработки педагогических условий эффективности индивидуальной практико-ориентированной образовательной траектории. Данную статью можно рассматривать как одну из попыток поиска путей решения обозначенной выше проблемы.

Методологической основой наших исследований служит компетентностно-деятельностный подход, предполагающий общекультурное и личностное развитие личности, построение индивидуального практико-

направленного образовательного процесса с учетом личностно-индивидуальных возрастных и психолого-физиологических особенностей

одаренной молодежи. Данный подход позволил разработать концепцию практико-направленного обучения одаренных подростков, в основе которой лежат тезисы: «опережение, углубление, олимпиадный компонент, профессиональный компонент». Концепция реализована в ГГ-лицее Казанского федерального университета при разработке индивидуальных учебных программ по обучению одаренной молодежи естественнонаучным предметам.

Общеобразовательная школа-интернат «ГГ-лицей КФУ» был открыт 1 сентября 2012 года, он является специальным учебным учреждением для одаренных детей для изучения информатики и предметов естественнонаучного цикла, в том числе химии. Дети поступают в наш лицей с 7-го класса, проходя серьезный отбор. К сожалению, при поступлении в лицей у учащихся не выявляется профиль-направление «химия», так как изучение химии начинается только с 8-го класса. Более того, учащиеся, поступая в наш лицей, их родители, отдавая своих детей в лицей, заранее планируют направить обучение по «ГГ-направлению».

Да, при таких обстоятельствах, действительно, задача выявления способностей, методов обучения, вопросов развития одаренных детей по предмету «химия» достаточно сложная. Для выявления и дальнейшего успешного обучения одаренной молодежи требуется комплексное изучение их особенностей и способностей. Это необходимо для разработки индивидуальных программ обучения как для одаренных подростков, так и для повышения квалификации педагогов, работающих с ними.

Суть концепции рассмотрим на примере учебной программы по химии.

Первая концепция - «Опережение», которая позволяет учитывать потребности и возможности лицеистов, отличающихся ускоренным,

опережающим темпом развития. Хотя изучение химии начинается с 8-го класса, мы в лицее практикуем учебный проект «Введение в химию» с 7-го класса, указывая важную роль и место данного предмета среди предметов естественнонаучного цикла. Для этого в лицее учителя, которые ведут и основные уроки, и дополнительные занятия после уроков «становятся» учителями-тренерами. Учитель-тренер сопровождает обучение ребенка с 7-го по 11-ый класс, помогает выделить его особенности и создать индивидуальную программу обучения, отслеживает результаты деятельности одаренного ребенка, создает банк данных. Участвует в создании инновационной образовательной программы для одаренных детей. Программа состоит из следующих компонентов: цели, тематическое планирование, содержательный (олимпиацный) компонент, использование инновационных педагогических технологий в процессе обучение. Планируется предметная (профильная) индивидуальная траектория развития одаренного ребенка, также методы диагностики и развития личности-индивидуальности одаренного ребенка [9].

Вторая концепция - «Углубление». При этом происходит более углубленное изучение тем или различных областей с учетом интересов (профиля) одаренного ребенка. Углубление материала одаренными учащимися по химии достигается за счет работы в малых гомогенных группах, где в основу работы положен полилог-диалог между участниками группы. Во время пололога-диалога учащиеся выявляют пробелы при изучении определенных тем и находят пути решения конкретных задач. Работа по данной концепции ведется по авторской программе «Углубленное изучение химии» Халиковой Ф.Д. [8]. Рекомендуется учебники следующих авторов: Ахметова Н.С, Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., Карцовой А.А., Соловьева С.Н., Маскаева Ф.Н. и др.

Третья концепция - использование на уроках «Олимпиадного компонента». Например, в 10 классе при изучении темы «Нуклеиновые кислоты» учащиеся решают достаточно сложную задачу по определению структурной формулы нуклеотида и составлению уравнений реакций. Задача имеет следующее содержание: «При обработке продуктов гидролиза 6,14 г некоторого нуклеотида, содержащего 13,68 % азота по массе, избытком раствора аммиака и соли магния выпал осадок фосфата магния-аммония, при прокаливании которого образовалось 2,22 г Mg2P2Ö7. Нами практикуется использование инновационных педагогических технологий; изучение многих тем происходит в интеграции

предмета химии с предметами

естественнонаучного цикла и другими предметами. Имеется опыт проведения интегрированного урока учителями химии и английского языка по органической химии на английском языке: «Введение в органическую химию на английском языке» [7].

Четвертая концепция - использование «Профессионального компонента». При этом важным становится развитие личности одаренного ребенка посредством поиска новых инновационных смыслов, разнообразных альтернативных интерпретаций, развития рефлексивного плана сознания при выборе будущей профессии. Лицеист должен знать проблему профессионального и социального самоопределения нашей молодежи в условиях преемственности начального, среднего и высшего профессионального химического образования. Он также должен быть информирован, что для реализации собственной индивидуальной образовательной траектории по химии есть (созданы) все условия.

Очень важно, что все перечисленные концепции реализовались в практико-ориентированной образовательной среде, так как данная среда, на наш взгляд, влияет на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование одаренных лицеистов.

Мы знаем, что знания по химии, которые приобретают наши лицеисты, все-таки характеризуются так называемой «ситуационной зависимостью» - их знание принадлежит не им самим, а той ситуации, в которой они обычно требуются. Чтобы знания стали собственными, необходим еще один важный этап («субъективация») - этап применения, причем в совершенно непохожих, нестандартных ситуациях. Отмечаем, что применение знаний предполагает обучение учащихся решению соответствующих задач как в известных, так и в новых, неизвестных ситуациях. Предполагаем, что такой подход формирует умение использовать новые знания по химии для решения задач различной трудности [10].

Практика показывает, что подобное обучение действительно формирует у лицеистов знания и умения их использовать для решения задач. Лицеисты приобретают умение решать задачи по химии только в рамках учебного плана, связанных с конкретной учебной программой. А вот если он окажется в реальной ситуации, где требуется использовать приобретенные химические знания для поиска выхода из нее, то в большинстве случаев ученик будет в растерянности.

Такая ситуация является следствием традиционной организации обучения, при которой практически остается нереализованным этап применения знаний в нестандартных, то есть жизненных ситуациях, в которых не выражены физические, химические и другие знания. На наш взгляд, предметное обучение (практико-ориентированное обучение) ведет к формированию предметных знаний и умений по химии, которые лицеист может воспроизвести или использовать в такой же предметной ситуации.

Важным моментом выделяется включение предметных знаний в систему ценностных знаний, свободно функционирующих в жизнедеятельности человека. Также учитываются принципы: связи между предметами, обучения с жизнью, прикладная направленность. Обязательными блоками на уроках выходят мотивационный, синектический и внедренческий. Только при таком подходе содержание помогает повышению личностного статуса ученика. Только в этих условиях обучение становится мотивированным, индивидуально

ориентированным, практико-направленным.

С 2015-2016 учебного года в ОШИ ГГ-лицее КФУ на уроках химии реализуется практико-ориентированное обучение. Рабочая программа составлена преподавателями кафедры химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ и учителем химии «ГГ-лицея». Учащиеся 10,11 -ых классов лицея (химико-биологический профиль) посещают один раз в месяц лаборатории кафедры химического образования Химического института для проведения практических занятий.

Учащиеся 10 классов занимаются анализом и синтезом органических соединений. Решают экспериментальные задачи по темам: «Углеводороды», «Спирты», «Альдегиды», «Кетоны», «Карбоновые кислоты», «Амины», «Аминокислоты», «Белки». Идентифицируют органические соединения. Лицеисты 11 классов получают газы и изучают их свойства. Знакомятся с методами очистки веществ. Решают экспериментальные задачи по теме «Гидролиз», «Электролиз», «Скорость химических реакций» и

др. [4].

Учащиеся, которые занимаются олимпиадной химией, проводят дополнительные

индивидуальные практические работы, например: «Составление гальванических элементов», «Адсорбционные и восстановительные свойства углерода», «Получение комплексных соединений меди с органическими и неорганическими лигандами и исследование их свойств» и т.д. Также занимаются синтезами органических и

неорганических соединений, в том числе «Четырехводный нитрат кальция»,

«Алюмокалиевые квасцы», «Аммиакат никеля», «Одноводный сульфат тетраамминмеди (II)» и т.д.

В 2016, 2017 годах состоялись выпуски в ГГ-лицее. Одаренные учащиеся, которые занимались олимпиадной химией серьезно с 8-го класса, успешно сдав единый государственный экзамен по химии, поступили в профильные вузы. Кожарин Алексей стал студентом факультета молекулярной и химической физики Московского физико-технического института. Халиков Адель - студент факультета нефти и нефтехимии Казанского научно-

исследовательского технологического

университета. Малинин Роман и Шамсутдинов Эмиль - студенты факультета химической технологии Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина.

Таким образом, практико-ориентированное обучение позволяет одаренным лицеистам приобрести необходимый минимум

профессиональных умений и навыков по химии. Они получают огромный опыт исследовательской работы, систему теоретических и практических знаний, мобильность и компетентность, что соответствует содержанию практико-

ориентированного обучения и делает наших лицеистов успешными и конкурентоспособными в будущей профессиональной деятельности по профилю «химия».

Литература:

1. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Профильное обучение одаренных учащихся естественнонаучным дисциплинам как стадия непрерывного образования / С.И. Гильманшина, Ф.Д. Халикова //Фундаментальные и прикладные аспекты современных психолого педагогических исследований: коллективная монография в 3-х томах.Том 2 / Под научной редакцией О.П.Чигишевой.- РИШОН ЛЕ-ЦИОН: Изд-во «MEDLAL», ИЗРАИЛЬ (Международный российско-израильский научно-издательский проект «ЗОЛОТАЯ МОНОГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ», 2016. - 237с. (с. 3057).

2. Гильманшина С.И. Методика решения заданий Единого государственного экзамена по общей и неорганической химии / С.И. Гильманшина, А.И. Курамшин, Ф.Д. Халикова. Казань: Изд-во Казан. унта, 2016. - 188 с. (Гриф УМО МОиН РФ)

3. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Система работы с одаренной молодежью: Малый химический институт и Фестиваль химии //Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие: материалы второй Республиканской научно-практической конференции. 2015. - С. 220 - 223.

4. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Формирование опыта учебного творчества в системе «лицей - университет» (на примере гендерно

ориентированного обучения химии) // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2 (часть 11). - С. 2455-2458.

5. Гильманшина С.И. Халикова Ф.Д. Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №4. Ч.2. - С. 294 -297.

6. Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное, переработанное. Москва, 2013.

7. Халикова Ф., Ахсанова Г., Массарова Е., Валиуллин Д. «Введение в органическую химию» - на английском языке. //Магариф - 2015. - №12. - С.43 -44.

8. Халикова Ф.Д. Успешные одаренные школьники. Инновации в преподавании: сборник научных и научно-методических трудов VI Международной науч.-практ. конф. в рамках Евразийского сотрудничества, г.Казань, 24-25 марта 2016 года /под ред. С.И.Гильманшиной. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С.- 87-89.

9. Халикова Ф.Д. Чтобы одаренность была успешной // Магариф. - 2016. - №2. - С.83-84.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Сведения об авторе:

Ф.Д. Халикова (г. Казань, Россия) кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: public.mail@kpfu.ru

Data about the author:

F. Halikova (Kazan, Russia) candidate of pedagogical sciences, Kazan Federal University, e-mail: public.mail@kpfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.