УДК 371.01:37И ББК 74.200.44:74.04(3/8)
Йунус Оз
система выявления и разработки
индивидуальных траекторий обучения одаренных детей в турции
В настоящей статье рассматриваются вопросы организации работы с одаренными детьми на современном этапе развития образования в Турции, описываются методы выявления одаренных детей и ныне существующие для них образовательные программы. В статье рассматриваются педагогические методы выявления одаренных детей, различные определительные модели, а также роль определения одаренности при помощи тестов на оценку уровня детей одного возраста, образовательные методы.
Ключевые слова: одаренные дети, критерии отбора, способности, образовательные центры, Турция.
Yunus Oz
the system of detection and development of the individual ways of education of gifted children in turkey
The present article deals with the organization of work with gifted children within the modern educational system in Turkey, describes the principles and strategies ofdetection and selection of gifted children and the existing gifted children educational programs. Education of gifted children models deals within the scope of educational models, peer assessment and test performed as multi identification methods were discused identificational, educational and social validity.
Key words: gifted children, selection criteria, abilities, educational centres, Turkey.
Выявление одаренных детей - сложный, комплексный процесс, связанный с анализом уровня развития ребенка. Эффективность процесса полностью зависит от корректной идентификации одаренности и выработки индивидуального маршрута или «дорожной карты» развития талантливых детей в процессе их обучения в школе или вне ее.
В Турции первые шаги в области выявления и дальнейшего обучения одаренных детей, а также раскрытия их академического, социального и эмоционального потенциала были предприняты в 1964 году, когда появились так называемые «естественнонаучные лицеи». Одним из подобных учебных заведений стал Анкарский естественнонаучный лицей, в котором обучаются дети, имеющие склонность к естественным наукам и математике. К 2000 г. в стране стала
ощущаться нехватка специалистов в области филологии и социальных наук, что повлекло за собой открытие в 2003 г. так называемых «гуманитарных лицеев». Отбор учащихся в данные учебные заведения проводится по результатам единого государственного экзамена, устраиваемого в конце восьмого класса [12, с. 27-43]. Наиболее успешные учащиеся получают право быть зачисленными в лицеи, после чего проходят специально разработанную для них интенсивную программу обучения. Около половины лицеев впоследствии были превращены в лицеи-интернаты, воплощающие программу непрерывного образования.
В 1995 г. под эгидой Министерства национального образования были открыты Центры науки и искусства BÍLSEM. Кандидаты на поступление в центры BÍLSEM определяются родителями и препода-
CL О
Ё ф
го ^
I-
.0 X .0
го >
X S
го
CPS to <U ГО I-
м
к «
.0
са
i i
&
О о
со
о
о
X
вателями дошкольных учебных заведений (для детей дошкольного возраста) и классными руководителями (для учащихся начальной и средней школы), после чего заполняется лист наблюдений, поступающий на рассмотрении комиссии. Отобранные комиссией кандидаты проходят групповое, а затем индивидуальное тестирование [4, с. 115-122].
Кандидаты, набравшие достаточное количество баллов по результатам индивидуального тестирования, принимаются на обучение в центры науки и искусства BiLSEM. В процессе отбора на них не заполняется портфолио, а также не принимаются во внимание такие качества, как креативность, умение критически мыслить, лидерство, мотивацияи т.д. В центре внимания комиссии находятся интеллектуальные показатели, выявляемые на основании групповых и индивидуальных тестов, проводимых при посредничестве Консультационных и исследовательских центров.
При проведении группового тестирования в центрах науки и искусства BÍLSEM использовался Тест на выявление общих способностей ТКТ 7-11 (Те-те1 КаЫНуеиег Testi), разработанный Луисом Тёрстоуном на основе теории факторного анализа и направленный на оценку вербальных, пространственных, когнитивных и вычислительных способностей индивида. Данный тест состоит из 181 вопроса, включающих 30 заданий на восприятие слов, 19 визуальных заданий, 24 задания на восприятие пространства, 22 задания на группировку слов и 23 задания на группировку предметов, 32 задания на выявление сходств и различий, а также 31 задание на вычисление. Задачей данного теста является определение уровня вербального восприятия, восприятия неподвижных геометрических форм и их соотношений, скорости и точности оперирования цифровым материалом, быстроты и точности охва-тывания визуальных подробностей. Таким образом, под общими способностями понимается комплекс способностей, выявленных с помощью теста ТКТ 7-11 (Тете1 КаЫИуеиег Testi) [10, с. 10-130]. Наряду с тем что тест ТКТ 7-11 (Тете1
Kabiliyetler Testi) может служить одним из инструментов отбора одаренных детей, в последнее время его применение крайне ограничилось в связи с участившимися случаями использования его не по назначению людьми, не имеющими на то соответствующей квалификации. Поэтому на данный момент в центрах BiLSEM отсутствует какое бы то ни было надежное средство группового тестирования. В качестве средства индивидуального тестирования в центрах BiLSEM используется разработанная в 1949 г. для измерения уровня интеллектуального развития детей в возрасте от 6 до 16 лет шкала Векслера, несколько модифицированная в 1974 г. и получившая название WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children - Шкала интеллекта для детей). Шкала состоит из 10 субтестов, пять из которых вербальные (Осведомленность, Словарный запас, Арифметика, Нахождение сходства, Понимание) и пять - невербальные (Дом животного, Завершение картинок, Лабиринты, Геометрические схемы, Конструирование блоков). Кроме того, в каждом блоке существует по одному дополнительному тесту. Самая последняя версия теста появилась в 2003 г. под названием WISC-IV, однако Министерство национального образования по-прежнему рекомендует пользоваться версией 1974 года. Применение одного и того же теста в течение долгих лет привело к тому, что доступ к нему стал открыт для широких масс и малоквалифицированных специалистов [11, с. 170]. Иными словами, прием в центры BiLSEM, открытых при Министер-ственационального образования, ведется на односторонней основе без учета мнения преподавателей, в результате чего уровень критериев отбора одаренных детей значительно снижается [8, с. 23-60].
Помимо центров BiLSEM, в Турции существуют специализированные школы и университетские подразделения, работающие с одаренными детьми и практикующие разные методы их отбора. В первую очередь следует отметить открытый при турецком образовательном фонде частный лицей им. Инанч Тюркеш (TEVITÖL) и образовательную программу
для одаренных, реализуемую в Анатолийском университете (ОУЕР) [3, с. 67-77].
В лицее им. Инанч Тюркеш могут поступать учащиеся, окончившие седьмой класс и получившие как минимум 80 баллов по турецкому языку, математике и естественным наукам в 6 и 7 классах. Отбор учащихся проводится в три этапа: экзамен, индивидуальное тестирование и летняя школа-лагерь. Экзамен проверяет не объем полученных в школе знаний, а потенциал учащегося. С помощью индивидуального тестирования измеряется уровень интеллекта, после чего детей отправляют в лагерь, где на протяжении пяти дней за ними ведется наблюдение. Происходит оценка способностей детей в области естественных наук, турецкого языка, математики, социальных наук, иностранных языков, живописи, музыки и физической культуры. Особое внимание обращается на мотивацию ребенка к получению знаний, креативность, коммуникабельность, готовность жить в интернате, умение работать в команде и претворять в жизнь полученные знания.
На первом этапе испытуемые проходят тест прогрессивных матриц Равена (RSPM), а на втором этапе - тест ШКС-К. На учебу в лицей принимаются учащиеся, показавшие наилучшие результаты во время нахождения в лагере. Тест прогрессивных матриц Равена измеряет общий уровень интеллекта, а именно: способность к мышлению, абстракции, математическому анализу, решению проблем, а также визуально-пространственное восприятие, гибкость ума, умение критически мыслить и выносить суждения. Методика отбора одаренных детей, применяемая в лицее им. Инанч Тюркеш, основывается на следующем: сведения, получаемые в ходе наблюдения за эмоциональным развитием детей и качествами, демонстрируемыми ими при выполнении различных заданий (лидерство, мотивация, креативность, умение работать в команде), дополняются результатами группового и индивидуального тестирования, в результате чего формируется общая картина, позволяющая судить о пригодности детей для обучения в данном учебном заведении.
Еще одной программой, направленной на выявление и развитие одаренных детей, является UYEP (№Шп YetenekШer Е^Шт Programl - Программа обучения одаренных детей) университета Анадолу, реализуемая в Анатолийском университете и представляющая собой создание мотивирующей образовательной и социальной среды, в которой учащиеся получают возможность саморазвития и раскрытия своих талантов в ходе обучения у преподавателей и научных сотрудников университета. Цель данной программы -предоставить возможность одаренным учащимся общеобразовательных учреждений получить дополнительное образование в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями. UYEP вступила в действие в 2007-2008 гг. Когда был произведен набор одаренных учащихся 6 и 7 классов по результатам Теста на способности 1 (70 %) и Теста на способности 2 (30 %), проводимых специалистами в области обучения одаренных детей Анатолийского университета [7, с. 214-217].
Программой предусматривается интенсификация знаний в сфере математики и естественных наук. Выявление одаренных учащихся происходит в четыре этапа:
• отбор на основании разработанных образцов выявления интеллектуальных способностей;
• адаптационный отбор на основе уровня сформированности предметных компетенций;
• определение области дальнейшего развития способностей ребенка;
• многоуровневый тест с целью определения исходного уровня одаренности.
В ходе первого этапа принимается во внимание тот факт, что интеллектуальное развитие индивида находится под влиянием окружающей его социальной среды.
На втором этапе учитывается инициатива самих детей, желающих развить свои способности в области математики и естественных наук, принять участие в данной программе. Адаптационный отбор подразумевает добровольное либо же принудительное выбывание из про-
о
Ё ф
го ^
н
-О X -О
го >
X ^
го
СО ф
ГО I-
аи
м
к «
.и ш
i i
р
о о
со
о
о
X
граммы учащихся, для которых она оказалась неподходящей.
Третий этап характеризуется определением и соотнесением существующих способностей учащегося предметной сфере и заключается в применении тестов, направленных на оценку способностей учащихся к точным наукам, которым отдается предпочтение в программе.
При многокритериальном подходе учитываются результаты тестов на математические способности и научную продуктивность, а также средний балл учащихся по математике и естественным наукам, составляющие 70, 25 и 5 процентов от общего балла соответственно [6, с. 50-51].
Программа иУЕР играет важную роль в процессе отбора и обучения одаренных детей. В частности, заслуживает внимания методика естественного отбора, учитывающая интересы и мотивацию учащихся. Вместе с тем стоит отметить, что программа ЦУЕР отдает предпочтение учащимся, имеющим склонность к точным наукам, упуская из виду одаренных детей в сфере социальных наук, искусства и спорта. Учащиеся, успешно окончившие программу ЦУЕР с легкостью сдают экзамены в ранее упомянутые естественнонаучные лицеи - государственные учреждения, позволяющие одаренным детям продолжить свое обучение [5, с. 35-56].
В 2016 г. группой ученых под руководством профессора доктора Угура Сака планируется проведение первого разработанного турецкими специалистами тестирования интеллектуальных способностей. Данный тест рассматривается как альтернатива существующим ныне тестам.
Общеизвестным является тот факт, что интеллектуальное развитие индивида находится под влиянием наследственных факторов и окружающей среды. Ускорить интеллектуальное развитие помогает правильный подбор формы обучения, а также использование различных раздражителей, начиная с ранних этапов жизни ребенка. Однако метод отбора на основании образца приводит к тому, что в программу ЦУЕР мо-
жет быть принято только ограниченное количество учащихся, а также к тому, что критерии отбора одаренных детей могут варьировать в зависимости от региона. Мы полагаем, что, принимая во внимание стоимость затрат на обучение одаренных детей, при их отборе более целесообразным будет использование одного общегосударственного критерия. Соотнесение существующих способностей необходимой сфере происходит при помощи тестов на креативность, определяющих способности кандидата к математике и естественным наукам. Одним из них является Тест на математические способности MYT - (Ма-tematiksel Yetenek Testi). Уровень теста, его содержание и теоретическая база, а также узкая специализация существенно отличают его от аналогов. При этом некоторые исследователи указывают и на ряд недостатков, а именно: многие вопросы теста представляют собой такого рода задания, с которыми учащиеся встречаются повсеместно; задания не в достаточной степени измеряют уровень аналитического мышления, делая упор на креативность; общий ход теста часто нарушается рядом вопросов на проверку знания, а не понимания; субтесты напрямую не соответствуют определенным разделам математики; общее содержание теста находится на среднем уровне [9, с. 6-62].
Тест на научную продуктивность БЦТ -(Bilimsel Ц^кепНк Testi) был разработан с целью определения степени научной креативности учащихся шестых классов. Тест БЦТ состоит из четырех вопросов открытого типа в области химии, физики, биологии, экологии и одного междисциплинарного задания. Тест проверяет умение учащихся составлять и проверять гипотезы и использовать доказательства. Тест БЦТ состоит из пяти субтестов, за каждый из которых начисляется по три балла за беглость, гибкость и креативность. В качестве коэффициента надежности теста были установлены следующие показатели: 91 балл за беглость, 89 баллов за гибкость и 91 балл за креативность. Хотя тесты МУТ и ВЦТ могут рассматриваться как важные инструмен-
ты отбора одаренных учащихся, они нуждаются в пересмотре с точки зрения их психометрических свойств [2, с. 60-71].
Еще одним средством отбора одаренных детей в Турции является Тест креативности Торренса, разработанный в 1966 г. и модифицированный в 1984 году. Тест состоит из 10 субтестов, сгруппированных в вербальную и образную батарею. Вербальная часть включает семь субтестов: Вопросы, Причины, Следствия, Улучшение предмета, Необычное использование, Необычные вопросы, Необычная ситуация. Образная батарея состоит из трёх субтетстов: Создание рисунка, Незаконченные фигуры, Повторяющиеся линии. Однако фактор креативности редко учитывается при отборе одаренных детей в Турции [1, с. 19-40].
Несмотря на то, что важность выявления одаренных детей на ранних стадиях развития является в Турции общепризнанной, трудность применения групповых тестов при работе с детьми раннего возраста приводит к использованию сводных тестов для определения высокоразвитых и одарённых дошкольников. Поскольку в дошкольном возрасте ребенок продолжает интеллектуально развиваться, проводить диагностику, как правило, отказываются.
Какими бы ни были проводимые исследования и применяемые технологии, они имеют общую цель: обеспечить детей должным уровнем образования и занятостью, а также создать новую философию в области образования одаренных детей.
Библиографический список
1. Asian E. Torrance Yaratici Dü§ünce Testi'nin Türkge Versiyonu. M.Ü. Atatürk Egitim Fakültesi Egitim Bilim-leri Dergisi, 2001. № 14. P. 19-40.
2. Ayas, B. Bilimsel üretkenlik testinin ilkögretim 6. sinif düzeyindepsikometriközelliklerinin incelenmesi. (Yük-sek lisans tezi), Anadolu Üniversitesi, Eski§ehir (2010). P. 76.
3. Birgiii, B., Qalik, B. Üstün Yeteneklilerin Egitimleri ve Türkiye'ye Baki§. Journal of Gifted Education Research, 2013. № 1 (2), P. 67-77.
4. Kaya N.G. Üstün Yetenekli Ögrencilerin Egitimi ve BiLSEM'ler. Erzincan Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi, 2013. № 15(1). P. 115-122.
5. Özmen F., Kömürlü F. Türkiye'de Üstün Zekäli Ve Yetenekli Ögrencilerinegitimine ili§kin Politika Ve Uygu-lamalar. inönü Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi, 2013. № 14(2). P. 35-56.
6. Sak U. Kitap incelemeleri. Turkish Journal of Giftedness and Education, 2013. № 3, P. 50-51.
7. Sak U. Üstün yetenekliler egitim programlan modeli (ÜYEP) ve sosyal gegerligi. Egitim ve Bilim, 2011. № 36(161). P. 214-217.
8. Sava§ir,I. ve §ahin, N. Wechsler gocuklar igin zeka ölgegi (WISC-R) el kitabi. Ankara: Türk Psikologlar Dernegi, 1995. P. 23-60.
9. §engil Akar §. ilkögretim 6. Ve 7. Sinif Ögrencilerine Yönelik Matematik Yetenek Testinin Kapsam Gegerligi. (Yüksek lisans tezi), Eski§ehir: Anadolu Üniversitesi Egitim Bilimleri Enstitüsü, 2009. P. 67.
10. §en H. Temel kabiliyetler testi 7-11 uyarlama gali§masi el kitabi. T.C. Milli Egitim Bakanligi Özel Egitim Rehberlik ve Dani§ma Hizmetleri Genel Müdürlügü. Ankara: Milli Egitim, 2001. P. 10-130
11. Tan S. Üstün zeka düzeyindeki bir grup ögrencinin WISC-R profillerinin incelenmesi. Yeni Tip Dergisi, 2012. № 29(3), P.170.
12. Tarhan S., Kilig §. Üstün Yetenekli Bireylerin Tanilanmasi ve Türkiye'deki Egitim Modelleri. Üstün Yetenekliler Egitimi ve Ara§tirmalari Dergisi (UYAD), 2014. № 2. P. 27-43.
Сведения об авторе: Оз йунус,
аспирант,
кафедра европейских языков и культур, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный универститет, г. Казань, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Yunus Öz,
Postgraduate student,
Department of Education,
Institute of Psychology
and Education,
Kazan Federal University,
Kazan, Russia.
E-mail: [email protected]