Научная статья на тему 'Критерии отбора преподавателей в центры науки и искусств (bi̇lsem)'

Критерии отбора преподавателей в центры науки и искусств (bi̇lsem) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ТУРЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оз Йунус

Настоящая статья посвящена рассмотрению критериев отбора преподавателей на разных этапах существования республиканской Турции. В частности в статье говорится о практике отбора преподавателей в центры науки и искусства BİLSEM, работающих с одаренными детьми. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей учебных заведений и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оз Йунус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the teachers Selection to the centers of science and arts (BİLSEM)

The article deals with the criteria for selecting the educators used in different periods of republican Turkey. In particular the article discusses the practice of selecting the educators into the centers of science and art BILSEM working with gifted children. The study might be of interest for the researchers and analytics working in the educational sphere as well as the heads of the various educational institutions and representatives of the executive bodies of the Russian Federation territories dealing with education.

Текст научной работы на тему «Критерии отбора преподавателей в центры науки и искусств (bi̇lsem)»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

УДК 378

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЦЕНТРЫ НАУКИ И ИСКУССТВ

(BiLSEM)

Йунус Оз, аспирант,

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение Высшая школа иностранных языков и перевода, Кафедра европейских языков и культур, Казанского Федерального Университета, Центр иностранных языков «Lingvis», г. Казань

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению критериев отбора преподавателей на разных этапах существования республиканской Турции. В частности в статье говорится о практике отбора преподавателей в центры науки и искусства BILSEM, работающих с одаренными детьми. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей учебных заведений и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Ключевые слова: критерии отбора преподавателей, одаренные дети, Турция, образовательная политика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p99-104

CRITERIA FOR THE TEACHERS SELECTION TO THE CENTERS OF SCIENCE

AND ARTS (BiLSEM) Yunus Oz, the post-graduate student, Institute of the international relations, history and oriental studies, office the Higher school of foreign languages and translation, Department of the European languages and cultures, Kazan Federal University, Center of foreign languages "Lingvis", Kazan

Annotation

The article deals with the criteria for selecting the educators used in different periods of republican Turkey. In particular the article discusses the practice of selecting the educators into the centers of science and art BILSEM working with gifted children. The study might be of interest for the researchers and analytics working in the educational sphere as well as the heads of the various educational institutions and representatives of the executive bodies of the Russian Federation territories dealing with education.

Keywords: criteria for selecting educators, gifted children, Turkey, educational policy.

За время развития Турецкой Республики в стране накоплен богатый опыт в области подготовки преподавателей. Первая школа по подготовке преподавателей «Da-rulmuallim»была открыта 16 марта 1848 г. [Unat, F. R. : Türk Egitim Sisteminin Gelismesine Tari-hi Bir Bakis Milli E§itim Basimevi, Ankara 1964. s.31]. С тех пор было апробировано большое количество практик и методов подготовки преподавателей [Ergin, O. : Türkiye Maarif Tarihi, C.1-2, Istanbul 1977, s. 572]. Выпускники подобных образовательных учреждений не имели проблем с трудоустройством, так как в стране всегда существовал определенный дефицит педагогических кадров. Так, преподаватели - выпускники сельских институтов, открытых для удовлетворения потребности в преподавателях в степных районах республики, заполнили большую часть пробела, существовавшего в вопросе обеспечения страны преподавателями. В соответствии с законом, преподаватели - выпускники сельских институтов, назначались работать в поселения - деревни [Uygun, S. :Türkiye'de ögretmen

adaylarinm sefimi ile ilgili bazi uygulamalarin tarihsel analizi. Gazi Egitim Fakültesi Dergisi 2010, C. 30, s.707-730.].

С другой стороны, вслед за изданием соответствующего письма в 1974 г., была введена практика подготовки преподавателей на 5-ти недельных летних курсах. В 19751980 гг. наряду с традиционной программой обучения в педагогических институтах проводились ускоренные курсы подготовки преподавателей. Кроме того, в 1996 г. Министерство народного образования рекомендовало выпускникам институтов и колледжей совмещать основную работу с деятельностью классных руководителей. Таким образом, тысячи людей, не получив педагогического образования и не сдавая профильных экзаменов, стали преподавателями [Aydin, A. : Kuram ve Uygulamada Egitim Yönetimi 2014, Cilt 20, Sayi 4, s. 397-420].

Временные меры, к которым прибегали власти в решении вопросов подготовки и трудоустройства преподавательских кадров, в большинстве случаев оказывались постоянными, и они оставляли глубокий след в истории турецкого образования. В турецкой системе образования можно проследить преподавателей таких категорий, как «преподаватель с временной лицензией», «преподаватель-ассистент», «офицер - преподаватель для солдат», «педагог», «квалифицированный инструктор», «исполняющий обязанности преподавателя», «преподаватель-контрактник» и т.д. К таким мерам прибегали периодически для удовлетворения потребности в преподавательских кадрах, при этом, не зачисляя их в штат государственных служащих, что негативно влияло на статус профессии преподавателя.

В соответствии с законом № 2547 «О высшем образовании» от 1981 г., колледжи, институты и академии, которые ранее относились к Министерству народного образования и занимались подготовкой преподавателей, 20 июля 1982 г. были объединены под крышей Совета Высшего образования (Y üksek Ögretim Kurulu - YÖK) в составе университетов. Министерство народного образования само определяло потребность в преподавательских кадрах и на основании своих критериев проводило подготовку преподавателей в рамках коротких программ с последующим трудоустройством. Однако позже четырехлетние школы высшего образования были преобразованы в педагогические факультеты, а двухлетние педагогические институты были преобразованы в педагогические колледжи. Колледжи иностранного языка и академии спорта были включены в состав педагогических факультетов как отдельные подразделения [Kavcar, C. : Cumhuriyet döneminde dal ögretmeni yeti^tirme. Üniversitesi Egitim Bilimleri Fakültesi Dergisi, Ankara 2002, S.35, s. 5].

Со временем, из-за увеличения количества университетов, открытия в каждом университете педагогических факультетов и увеличения количества выпускников, произошло увеличение количества преподавателей, что повлекло за собой серьезные проблемы в вопросе трудоустройства. С социологической точки зрения, принятие некоторых законов, социальный статус, гарантия трудоустройства и возведение профессии преподавателя в ряд весьма престижных профессий увеличило число желающих стать преподавателями по стране. Однако с другой стороны, в 2002 г. был введен Единый государственный экзамен для госслужащих, в котором должны были участвовать и кандидаты на должность преподавателя. Все кандидаты, желающие работать преподавателем в Турции, должны иметь степень бакалавра (4 года обучения) и сдать Единый государственный экзамен для госслужащих(KPDS), проводимый централизованно по всей стране. Экзамен предназначается для выпускников университетов, оцениваются знания педагогики, турецкого языка, математики, общая культура и общие способности. Предпочтение отдают тем, кто набрал наибольшее количество баллов, профессиональная компетентность не рассматривается как критерий отбора.

На пресс-конференции, проведенной Советом высшего образования 10 декабря 2012 г., говорилось о том, что начиная с 2013 г. вводится Тест профессиональной компетентности преподавателя (Ögretmenlik Alan Bilgisi Testi - ÖABT) по турецкому языку и

литературе, элементарной математике, естественным наукам/науке и технологиям, гуманитарным наукам, истории, географии, физике, химии, биологии, религии и этике, иностранному языку (немецкий, французский, английский).

Наряду с назначением на должность по рейтингу, Министерство народного образования назначает преподавателей в государственные школы исходя из потребностей района. Назначенные на должность преподаватели начинают учебный год и первые несколько лет работают в качестве кандидата в преподаватели или преподавателя - стажера. Согласно критериям, используемым Министерством народного образования при отборе и назначении преподавателей начального и среднего звена школы в обычные государственные школы, в первый год назначения преподавателя-стажера происходит анализ и оценка его работы.

Кандидаты в преподаватели проходят 3 этапа аттестации экспертной комиссией на основании критериев, указанных в приложении данного постановления: один раз на начальном этапе работы, два раза в последующий период. Экспертная комиссия состоит из: инспектора в сфере образования; директора образовательного учреждения, в котором работает преподаватель; преподавателя-консультанта, назначенного директором образовательного учреждения. Экспертная комиссия может оценивать работу нескольких кандидатов в преподаватели, однако представитель экспертной комиссии может оценивать кандидата только по одному критерию [www.meb.gov.tr / МНИ Б^Шш ВакапИ^г МИН е^Шт ЬакапИ§1 Те§к!Ы ve Gбrevleri Наккгш1а Капип НйктиМе Кагагпате, 2015, 8. 4].

Первая оценка проводится в индивидуальном формате директором образовательного учреждения, в котором работает кандидат в преподаватели, и преподавателем-консультантом. В это время, проводится вторая оценка в аналогичном формате в соответствии с умениями:

• планировать образовательный процесс;

• создавать образовательную атмосферу;

• эффективно использовать коммуникативные способности;

• мотивировать учеников к достижению целевых результатов;

• использовать окружающие возможности в содействии процессу обучения;

• управлять временем;

• эффективно использовать способы и техники обучения;

• анализировать образовательный процесс;

• соблюдать и вносить вклад в образовательную политику школы;

• демонстрировать модели поведения, присущие профессии преподавателя.

На основании этих критериев, директор образовательного учреждения и преподаватель-консультант составляют аттестационное дело преподавателя. Третья аттестация проводится инспектором в сфере образования, директором образовательного учреждения и преподавателем-консультантом в индивидуальной форме.

Таблица 1

Бланк оценки преподавателя-стажера_

№ документа, удостоверяющего личность гражданина Турции ФИО ДОКУМЕНТ/ СРОК о и о

Место рождения Специализация н к ч из

Дата рождения

Текущее место работы - название образовательного учреждения

^ Для каждого года учебы в бакалавриате 1

я я о Магистратура без написания дипломной работы 3

Магистратура с написанием дипломной работой 4

я а Аспирантура 9

0 В этом разделе учитывается последипломное образование с наивысшим баллом

Награды Диплом участника или Сертификат об успешном окончании курсов (не более одного) 1

Грамота или похвальная грамота (не более одной) 2

Месячные награды (не более одной) 3

Награды (не более одной) 3

Наказания За каждый выговор -1

За каждое наказание в виде удержания суммы с зарплаты -3

За каждую приостановку профессионального роста, наказания в виде снижение стажа и снижение квалификации -5

За каждый год преподавательского стажа

БАЛЛОВ ИТОГО

Кандидаты в преподаватели, не сумевшие пройти аттестацию по результатам работы, теряют статус кандидата в преподаватели. Кандидаты в преподаватели, успешно прошедшие аттестацию, сдают письменный экзамен, разработанный министерством [http://www.mevzuat.meb.gov.tr/html/ogratama_1/ogratama_1.html]. Другие операции, связанные с письменным экзаменом, проводятся Генеральным управлением услуг по мониторингу, оценке и аттестации. Вслед за письменным экзаменом, кандидаты в преподаватели могут пройти устный экзамен, проводимый министерством. Как правило, комиссия оценивает преподавателя по следующим критериям:

а) умение понять тему и аргументированно изложить содержание;

б) коммуникативные способности, уверенность в себе и умение убеждать;

в) восприимчивость к научным и технологическим новшествам;

г) способность выступать перед аудиторией и умение преподавать.

Каждый пункт оценивается комиссией по устному экзамену в 25 баллов.

Кроме того, помимо общеобразовательных школ, свои критерии отбора преподавателей выдвигают лицеи естественных наук, лицеи гуманитарных наук, принимающие учеников с высоким уровнем интеллекта и способностей на основании баллов, полученных по результатам вступительных экзаменов; центры науки и искусств (BiLSEM), предоставляющие специализированное образование для одаренных детей.

Для преподавателей Центров науки и искусств установлены некоторые критерии, и начисление баллов происходит в соответствии со способностями и умениями преподавателя. Преподаватели должны соответствовать следующим требованиям для того, чтобы подать заявку на отбор в Центр науки и искусств:

Таблица 2.

Критерии отбора преподавателей в Центры науки и искусств_

№ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БАЛЛЫ

1 Закончил программу аспирантуры по своей специальности или по направлению «Обучение одаренных детей». 20 баллов

2 Закончил программу магистратуры по своей специальности или по направлению «Обучение одаренных детей» 10 баллов

3 KPDS (Экзамен на знание иностранного языка для сотрудников государственных учреждений) 90-100 A 80-89 B 70-79 C 60-69 D 50-59 E А (10 баллов) В (8 баллов) С (6 баллов) Б (4 баллов) Е (2 баллов)

4 UDS (Экзамен по иностранному языку для студентов университетов) 70-80 A 60-69 B 50-59 C TOEFL 153 Балл A Оцениваться будет любой из языков, принятых в OSYM (Центр оценки, отбора и зачисления). При рассмотрении заявки будет учитываться самый высокий балл по экзаменам. В отношении преподавателей иностранного языка, оцениваться будет второй непрофильный иностранный язык А (10 баллов) В (8 баллов) С (6 баллов) А (10 балл)

5 Наличие опубликованной монографии по специальности. 10 баллов

№ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БАЛЛЫ

6 Участие в международном проекте 7 баллов

7 Участие в национальном проекте 4 балла

8 Средний балл диплома по программе магистратуры (по 100-балльной шкале). A. 90-100 B. 80-89 C. 70-79 Б. 60-69 А (8 баллов) В (6 баллов) С (4 балла) Б (2 балла)

9 Средний балл по завершении программы бакалавриата (по 4.00 балльной шкале). A. 4 B. 3,5 C. 3 Б. 2,5 А(8 баллов) В(6 баллов) С(4 баллов) Б(2 баллов)

10 Получение образования в сфере обучения одаренных детей при прохождении программы бакалавриата, магистратуры или аспирантуры 4 балла

11 Выступление с докладом на национальных конференциях 3 балла

12 Выступление с докладом на международных конференциях 6 баллов

13 Наличие звания «высококвалифицированный преподаватель» 3 балла

14 Наличие звания «старший преподаватель» 5 баллов

Кандидаты, которые получат самый высокий балл согласно ранжировки Министерства исходя из прописанных в таблице критериев, проходят двухнедельное обучение без отрыва от работы или в центре при Министерстве. Предлагаемые темы для изучения: «Особенности одаренных детей», «Обучение одаренных детей», «Обучение в процессе реализации проекта (теоретическая часть)», «Управление проектом», «Методика измерения и оценки одаренности», «Нормативно-правовые основы образования» и т.д. Слушателям предлагается выполнить проект, оценка которого осуществляется по следующим показателям - 60% содержание проекта и 40% процесс работы над проектом. Проект оценивается другими кандидатами и комиссией

[http://www.orgm.meb.gov.tr/bilimvesanatmerkezlerineogretmensecmeveatamakilavuzuyayimlandi/icerik /580].

По завершении курсов проводится тест, состоящий из 50 вопросов, стоимостью 100 баллов. Затем кандидаты проходят собеседование и оцениваются по 100-балльной шкале. Успешным считается кандидат, набравший 70 баллов - 35% баллов по тесту, 35% баллов за подготовку проекта и 30% баллов за собеседование.

В последние годы, в Турции усилилась работа с одаренными детьми:

- открытие детских университетов при Анкарском университете, Стамбульском университете, Университете Тракья и других университетах;

- составление Генеральным управлением специализированного обучения и консультирования при Министерстве народного образования проекта «Стратегия и план внедрения стратегии по развитию одаренных личностей на 2013-2017 годы»;

- начало работы по стандартизации - Woodcock-Johnson III Normative Update (Riverside Publishing);

- внедрение быстрого теста на интеллект Кауфмана и др.

В целом для Турции, одна из главных проблем, связанных с образованием одаренных людей, это трудности практической реализации предлагаемых проектов. Непростой кажется и необходимость проверки актуальности, надежности и практичности тестов и других методов выявления одаренных людей.

Каждая страна, исходя из особенностей своей системы образования, политических задач и человеческих ресурсов, применяет определенную модель выявления и обучения одаренных людей. Благодаря школе Эндерун, основанной в XIII веке, а затем Анатолийским лицеем естественных наук, Центрами науки и искусств и исследованиям, проводимыми сегодня университетами, Турция проводит серьезную работу в вопросах образования одаренных детей. Учитывая приведенные примеры, необходимо, чтобы работа, проводимая в данном направлении, должным образом анализировались теми, кто разрабаты-

вает политику и теми, кто ее внедряет, наделялась законным статусом, и имел место обмен накопленным опытом в рамках национальной стратегии. Главным принципом должен стать акцент на «наивысшую пользу для ребенка». Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

УДК 796.92

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОДНОВРЕМЕННОГО БЕСШАЖНОГО ХОДА В СПРИНТЕ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ ВЕДУЩИХ ЛЫЖНЫХ ДЕРЖАВ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),

Москва

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье представлены результаты многолетнего анализа кинематических и угловых параметров одновременного бесшажного хода элитных спортсменов ведущих лыжных держав при передвижении в спринте. Выявлено оптимальное соотношение силового и скоростного компонентов технического мастерства лыжников-гонщиков, позволяющее развивать наибольшую скорость. Определены основные методические направления совершенствования техники передвижения на лыжах в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации.

Ключевые слова: лыжные гонки, лыжный спринт, техника передвижения на лыжах, одновременный бесшажный ход, высококвалифицированные лыжники-гонщики.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p104-109

BIOMECHANICAL ANALYSIS OF DOUBLE POLING SPRINT PERFORMANCE AT

ELITE CROSS-COUNTRY SKIERS

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, research associate, Federal Scientific Center of Physical Education and Sport, Moscow

Annotation

This article presents the results of long-term biomechanical analysis of the kinematic and angular parameters of the double poling technique at elite cross-country sprinters. The optimal composition of the strength and speed components of performance allowing attaining the highest speed in sprint races is discovered. This study presents the main methodical directions for improving the skiing technique in the training process of highly qualified athletes.

Keywords: cross-country skiing, sprint, cross-country skiing technique, double poling, highly qualified skiers.

В последние годы значимость одновременного бесшажного хода существенно возросла, все чаще судьба призовых мест и медалей в соревнованиях на различных дистанциях, от спринта до марафона, решается на финишной прямой, с применением одновременного хода. Многочисленные наблюдения на соревнованиях международного уровня и анализ технического мастерства спортсменов высокой квалификации свидетельствуют о том, что в целом российские лыжники-гонщики уступают зарубежным спортсменам именно в одновременном ходе [2, 4].

Цель исследования: изучение особенностей одновременного бесшажного хода в спринте элитных спортсменов ведущих лыжных держав. Задачи исследования:

1. Изучить динамику кинематических и угловых параметров техники одновременного бесшажного хода спортсменов ведущих лыжных держав.

2. Установить соответствие исследуемых кинематических и угловых параметров модельному уровню спортсменов высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.