Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ВИДЫ И КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ (ЛИТЕРАТУРНОЙ) ОДАРЕННОСТИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Ширкова Наталия Николаевна, Марченко Алла Александровна

В представленной статье на основе научного осмысления литературы и собственных эмпирических исследований рассматривается сущность и специфика творческой одаренности младших школьников. Авторами настоящей статьи рассмотрены различные классификации данного феномена, характеристики детей с различным уровнем проявления творческой одаренности, а также представлена авторская программа поддержки и развития одаренности в учебной и внеучебной деятельности. Авторами выделено три компонента творческой одаренности школьников: вербальный, невербальный и мотивационный. Значимость разработанной программы связана с необходимостью и потребностью эффективно работать с творчески одаренными обучающимися и дефицитом методического инструментария в практике развития творческой одаренности младших школьников. Данное положение обосновало проблему настоящего теоретико-методологического исследования: поиск и реализация педагогических условий, способствующих развитию творческой одаренности младших школьников в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS’ CREATIVE ABILITIES

The article presents the essence and specificity of creative giftedness of children on the basis of scientific understanding of literature and their own empirical research. The authors of this article consider various classifications of this phenomenon, characteristics of children with different levels of creative giftedness, and also present the author’s program of support and development of giftedness in educational and extracurricular activities. The authors have identified three components of creative giftedness of children: verbal, nonverbal and motivational. The significance of the developed program is associated with the need and need to work effectively with creatively gifted pupils and the lack of methodological tools in the practice of developing creative giftedness of pupils. This provision justified the problem of this theoretical and methodological research: the search and implementation of pedagogical conditions that contribute to the development of creative giftedness of children.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Творческая одаренность младших школьников и особенности ее развития

Иванова Галина Павловна,

д.п.н., профессор кафедры начального образования, Московский государственный областной педагогический университет E-mail: ivgp@mail.ru

Ширкова Наталия Николаевна,

к.п.н., научный сотрудник, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» E-mail: nshirkova@hse.ru

Марченко Алла Александровна,

к.п.н., доцент, Московский государственный областной педагогический университет E-mail: geoalla@bk.ru

В представленной статье на основе научного осмысления литературы и собственных эмпирических исследований рассматривается сущность и специфика творческой одаренности младших школьников. Авторами настоящей статьи рассмотрены различные классификации данного феномена, характеристики детей с различным уровнем проявления творческой одаренности, а также представлена авторская программа поддержки и развития одаренности в учебной и внеучебной деятельности. Авторами выделено три компонента творческой одаренности школьников: вербальный, невербальный и мотивационный. Значимость разработанной программы связана с необходимостью и потребностью эффективно работать с творчески одаренными обучающимися и дефицитом методического инструментария в практике развития творческой одаренности младших школьников. Данное положение обосновало проблему настоящего теоретико-методологического исследования: поиск и реализация педагогических условий, способствующих развитию творческой одаренности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: развитие одаренности, виды и компоненты детской одаренности, педагогическое сопровождение, модель педагогической поддержки развития творческой (литературной) одаренности, программа развития одаренности, младшие школьники.

В последнее десятилетие в педагогике, психологии, антропологии, философии и ряде других наук возрос интерес к сущности понятия «творческая одарённость». Связано это с глобальными изменениями в культурной, социальной и других сферах жизни общества, требующих от граждан проявления активного поведения, креативного мышления, творческого стиля жизни. Современное общество нуждается в формировании новых идей, запуске новых технологий и производств, изменении структуры рабочих мест, и как следствие - в высокообразованных, одарённых, творческих людях, способных генерировать творческие идеи и внедрять их в практическую деятельность.

Зарубежные и российские исследователи, изучающие феномен формирования детской одаренности, трактуют её как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1; 2; 3; 4].

В научной литературе выделяются следующие виды одаренности [5]:

• в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

• познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, здравоохранении, предпринимательстве и др.);

• художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, изобразительная, литературно-поэтическая и музыкальная одаренность;

• коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность;

• духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

В. Панов, Л. Пасечник, А. Петренко предлагают следующие формы классификаций одарённости детей [6; 7; 8]:

• по видам одаренности: одарённость в спорте, в творчестве, в изобразительных искусствах и пр.;

• охвату видов деятельности: специальная - успех в определённом виде деятельности; общая - обеспечивает успех жизнедеятельности человека в нескольких видах деятельности;

• формам проявления: явная одарённость - обнаруживается в деятельности явно и отчётливо; скрытая одарённость - проявляется в замаскированной форме;

• уровню одарённости: исключительная; обычная;

• типу развития: гармоничная одарённость; дисгармоничная одарённость;

• особенностям возрастного развития: ранняя одарённость и поздняя одарённость.

Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков отмечают, что одарённый ребёнок отличается яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности [2; 9] Задача педагогов, психологов

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

см см

и родителей развивать интересы таких детей и постоянно расширять их кругозор в выбранной ими области жизнедеятельности. Однако при работе с одарёнными детьми встречаются некоторые трудности, обусловленные разнообразием психологических особенностей самих школьников и видами одарённости, поэтому учителям начальных классов необходимо знать современные подходы к классификации одарённости.

Современные исследователи выделяют следующие виды детской одарённости.

• Дети-интеллектуалы. Их одаренность выражается в академической успешности и характеризуется наличием высоких способностей к генерации и переработке новых идей, хорошей памятью, высокими когнитивными способностями.

• Творчески одарённые дети. Главный критерий этой группы детей - креативность, творчество.

• Социально одарённые дети. Данный вид одарённости подразумевает «активную гражданскую позицию, наличие собственной гуманистически ориентированной системы ценностей, ответственности за результаты своего труда, самостоятельности и нравственности. Главными качествами таких детей являются лидерство, гибкость мышления, высокий интеллект, способность работать в группе.

• Физическая, спортивная одарённость. Такие дети достигают больших результатов в спортивной деятельности [10; 11; 12; 13; 14].

Л.И. Ларионова представила четыре основных типа одаренных детей [13].

• «Фанатики» - это увлечённые своим делом дети, у которых существуют ярко выраженные склонности к определенному виду деятельности, и которые все свои усилия тратят непосредственно на их поддержание и развитие, зачастую в ущерб образовательной деятельности в школе.

• «Скромники» - это дети зачастую с заниженной самооценкой, они стесняются показать себя лучше других, всячески стараются не демонстрировать своих способностей.

• «Невротики» - эти дети, наоборот, не хотят быть такими, как все. Они самоуверенны, постоянно самоутверждаются, иногда - агрессивны.

• «Чудаки» - это дети интеллигентные, воспитанные. Главное качество таких детей - независимость и свобода мысли и действий. Данная группа школьников никогда не подстраиваются под других - ни в поведении, ни в общении.

Исходя из анализа теоретических подходов к выделению критериев и уровней творческой одаренности младших школьников, нами были выделены следующие компоненты творческой одаренности детей: вербальный, невербальный и мотивационный. Однако следует уточнить, что необязательно у одного ребёнка на высоком уровне будут развиты все три компонента творческой одарённости.

Показателями вербального компонента творческой одаренности являются высокий уровень словесного творчества, наличием позиции автора (ПА), которая у потенциально одаренных в литературном творчестве детей опережает развитие позиции читателя (ПЧ).

Показатели невербального компонента творческой одаренности характеризуются высоким уровнем творческого воображения и мышления, открытости новому опыту, гибкости, генерации идей.

Показатели мотивационного компонента творческой одаренности характеризуются развитой мотивацией к творческим занятиям и чтению (стремление к самовыражению посредством слова; мотивация к чтению).

На основе вышеизложенных положений и трактовок концепции одаренности младших школьников авторами данной статьи была предложена программа для развития творческой одаренности младших школьников. Педагогическую деятельность, направленную на развитие и стимулирование творческой одаренности, следует рассматривать как оперативную и превентивную деятельность профессиональных педагогов, обеспечивающую, с одной стороны, благоприятные условия для развития творческой одаренности обучающегося в образовательном процессе, максимальную реализацию возможностей обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, а с другой стороны - формирующей высокий уровень самостоятельности одаренного обучающегося в преодолении трудностей/проблем в процессе своей творческой самореализации.

Цель программы - развитие литературно-творческих способностей обучающихся как в классной, так и во внеурочной деятельности.

Реализация разработанной модели направлена, в первую очередь, на поэтапную и систематическую работу с детьми для развития трёх компонентов творческой (литературной) одаренности (вербального, невербального и мотивационного).

Охарактеризуем разработанную дополнительную образовательную программу «Ступеньки творчества», направленную на развитие всех компонентов творческой (литературной) одаренности.

Невербальный компонент. Основная цель данного этапа - развитие познавательных процессов детей: восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, а особенно - творческой. Развитие данного компонента творческой одаренности может происходить на уроках литературного чтения, арифметики, физкультуры.

Вербальный компонент. Данный раздел начинается с дискуссии на тему: «Литература - ремесло или искусство?», обсуждается путь создания произведения, мнение детей на вопрос: «Литератор - ремесленник или художник?» Дети пытаются выяснить, откуда у человека может возникнуть стремление создать своё собственное произведение, что важнее: содержание или форма. Происходит осмысление членами кружка особенностей различных литературных ролей, которые им придется исполнять (писатель - читатель - критик - литературовед). На данном этапе также происходит развитие и совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений, а обучающиеся выясняют, что такое этикет писателя, какая бывает критика в литературе, как правильно на неё реагировать. На занятиях дети познают культуру слова, определяют какую лексику лучше использовать, знакомятся с видами сочинений, изучают анатомию (устройство) стихотворения. Также данный этап связан непосредственно с совершенствованием навыков публичного выступления и выразительного сценического чтения художественного произведения. Школьники изучают механизмы и способы избавления от страха перед выступлением, получают практические советы начинающему оратору и основные требования к выступлению перед аудиторией. Дети знакомятся с исполнительными средствами выразительности (артикуляция, динамизм, пауза, интонирование, логические ударения). Помимо этого, проводится работа с эмоциональными проблемами детей, мешающими успешному раскрытию их творческой одаренности.

Мотивационный компонент. На данном этапе проводится работа с эмоциональными проблемами детей, мешающими успешному раскрытию их одаренности. С по-

мощью учителя литературы дети рассматривают примеры стихов и произведений культуры, которые были широко известными или же, напротив, носящими успех и известность только среди узкой публики.

В конце первого года обучения детьми совместно с учителями устраиваются творческие мастерские, в которых обучающиеся могут в полной мере проявить свои творческие способности и продемонстрировать полученные знания, навыки и умения.

Таким образом, разработанная программа педагогической поддержки включает в себя взаимодействие следующих системных элементов: диагностико-оценочный (уровень и особенности творческой одаренности), целевой (цели и задачи педагогической поддержки развития творческой одаренности), содержательный (развитие вербального, невербального и мотивационного компонентов творческой одаренности), технологический (содействие творческой самостоятельности, создание условий), этап рефлексии.

Анализ сформированности творческой одаренности у младших школьников проходило в рамках педагогического эксперимента, состоящего из нескольких этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Первый этап педагогического эксперимента - констатирующий - заключался в выявлении исходного уровня и особенностей творческой одаренности младших

школьников. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 183». Респондентами стали 40 обучающихся младшего школьного возраста (8-9 лет), обучающихся в школьном творческом объединении. В процессе формирующего эксперимента испытуемые были разделены на контрольную группу -20 человек (далее - КГ) и экспериментальную - 20 человек (далее - ЭГ).

Для констатирующего этапа эксперимента был отобран диагностический инструментарий для исследования состояния творческой одаренности у младших школьников, основанный на разработках Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, Э.П. Торренса, Т.Г. Галактионовой, актуализированный для нашего исследования. Также использовались такие методы исследования, как наблюдение, анкетирование, анализ продуктов литературной деятельности обучающихся, оценивание творческих работ экспериментальной и контрольной групп обучающихся.

Ниже представлены результаты повторной диагностики контрольной и экспериментальной групп после экспериментального воздействия на вторую.

Результаты оценки словесного творчества обучающихся КГ и ЭГ после проведения формирующего эксперимента представлены на рисунке 1.

70% 60% 50%% 40% 30%% 20%% 10%% 0%

65%

Высокий

I КГ ДО

ЭГ ДО

КГ После

ЭГ После

Средний

0% 0% 0% 0% Низкий

Рис. 1. Динамика уровня сформированности словесного творчества у младших школьников до и после формирующего эксперимента^ (методика Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «С точки зрения карандаша»

Как и на констатирующем этапе эксперимента, на контрольном этапе низкий уровень словесного творчества не продемонстрировал ни один обучающийся. Однако в ЭГ по сравнению с констатирующим этапом эксперимента на контрольном этапе 5 обучающихся (25%) улучшили свои показатели словесного творчества, а именно перешли со среднего уровня на высокий уровень. В КГ только один обучающийся (5%) показал выше результат по сравнению с первичной диагностикой. В целом, в ЭГ высокий уровень развития сочинительства и словесного творчества показали 60% обучающихся, или 12 человек, тогда как в КГ - 50%, или 10 человек. Обучающиеся с высоким уровнем словесного творчества использовали весь спектр литературных приемов, вели повествование только от лица карандаша, подчеркивали интонационно эмоциональные реплики, делали фантазийные отступления и давали личные комментарии. Стоит отметить выразительность повествования данных обучающихся, наличие пауз и интонаций.

Полученные результаты диагностики творческого воображения в контрольной и экспериментальной групп по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок» представлены на рисунке 2.

Данные показывают, что низкого уровня развития творческого воображения и мышления в исследуемых группах выявлено не было. Следует заключить, что в ЭГ на контрольном этапе эксперимента свои показатели по развитию творческого воображения и мышления улучшили 30% обучающихся (6 человек), то есть перешли со среднего уровня на высокий уровень развития. В КГ свои показатели улучшил только один обучающийся (5%). Формированию высокого уровня творческого воображения и мышления в ЭГ способствовали занятия по развитию критического мышления, креативности, творчества. При выполнении тестового задания дети ЭГ с высоким уровнем невербального компонента творческой (литературной) одаренности проявили оригинальность в творческом создании рисунков. Также на контрольном этапе эксперимента было отмечено незначительное улучшение показателей творческого воображения и мышления по критериям беглости (скорости выполнения) и гибкости (количество идей рисунков) в обеих группах. Высокий уровень по данным показателям был выявлен и на констатирующем этапе эксперимента. Однако в ЭГ после реализации модели значительно улучшились показатели по критерию оригинальности и разработанности, которые не только выше собственных по-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

55%

казателей констатирующего этапа, но и выше показателей в КГ. Обучающиеся ЭГ на контрольной диагностике показали большое количество оригинальных идей рисунков, использовали большое количество дополнительных неожиданных деталей, а также стремились каждый

80% 70%% 60% 50%% 40%% 30%% 20%% 10%% 0%

свой рисунок пояснить. Такому результату развития невербального компонента в ЭГ способствовали занятия на выработку дивергентного мышления, ассоциативного восприятия и памяти, творческого воображения, а также использование элементов ТРИЗ-технологий.

75%

I КГ ДО ЭГ ДО

КГ После

ЭГ После

0%

Высокий

Средний

0% 0% Низкий

0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Динамика уровня сформированности творческого воображения и мышления у младших школьников до и после формирующего эксперимента^ (Методика Э.П. Торренса «Закончи рисунок»)

<п

I_

и

см см

80%% 70%% 60%% 50% 40%% 30%% 20%% 10%% 0%

75%

I КГ ДО ЭГ ДО

КГ После ЭГ После

45%

Высокий

Средний

0% 0% 0% 0% Низкий

Рис. 3. Динамика уровня сформированности мотивации к чтению младших школьников до и после формирующего эксперимента^ (методика Т.Г. Галактионовой «Мотивация к чтению»)

Результаты проведенной методики Т.Г. Галактионовой изучение мотивации к чтению представлены ниже (рисунок 3).

Так, полученные результаты позволяют констатировать, что в обеих группах, как и на констатирующем этапе эксперимента, так и на контрольном этапе наблюдается достаточно высокий уровень мотивации к чтению. Тем не менее, в ЭГ свои показатели улучшили 15% обучающихся (3 человека) - перешли со среднего на высокий уровень развития мотивации к чтению. В КГ на контрольном этапе эксперимента показатель мотивации к чтению остался прежним.

Таким образом, анализ результатов диагностики состояния творческой (литературной) одаренности на контрольном этапе обучающего эксперимента, развития литературного творчества у обучающихся младшего школьного возраста в рамках художественного направления показал выше среднего уровень развития словесного творчества, творческого воображения и мышления, оригинальность идей и замотивированности к творческим занятиям и чтению в экспериментальной группе обучающихся. Разработанная модель педагогической поддержки развития творческой (литературной) одаренности младших школьников показала свою эффективность в развитии всех компонентов творческой (ли-

тературной) одаренности - вербального, невербального и мотивационного.

Литература

1. Агеева Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н.А. Шеляки-на, Е.А. Астафьева // Педагогика сегодня: проблемы и решения. - 2017. - № 4. - С. 79-82.

2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с.

3. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Академия, 2004. - 176 с.

4. Рензулли Дж. Модель обогащённого школьного обучения // Основные концепции одарённости и творчества. - М.: Академия, 1997. - 298 с.

5. Парфенова Г.Л. Проблемы обучения и воспитания одаренных детей в современном образовательном пространстве / Г.Л. Парфенова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3. - С. 49-56.

6. Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования // Психология сознания: современное состояние и проблемы: материалы I Все-

рос. конф. - Самара: Изд-во НТЦ, 2007. - С. 472484.

7. Пасечник Л. Одарённый ребёнок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 2. - С. 13-20.

8. Петренко А.А. Концепция развития одарённых детей в муниципальном образовательном учреждении инновационного типа// Инновации в образовании. -2007. - № 2. - С. 56-64.

9. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. -М.: Велес, 2015. - 411 с.

10. Алексеев Н.А. Психология и педагогика одаренного ребенка. - Тюмень, 2017. - 310 с.

11. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2007. - 211 с.

12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 534 с.

13. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одарённости. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 320 с.

14. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: «Академия», 2000. - 416 с.

THE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS' CREATIVE ABILITIES

Ivanova G.P., Shirkova N.N., Marchenko A.A.

Moscow State Regional Pedagogical University, Higher School of Economics

The article presents the essence and specificity of creative gifted-ness of children on the basis of scientific understanding of literature and their own empirical research. The authors of this article consider various classifications of this phenomenon, characteristics of children with different levels of creative giftedness, and also present the author's program of support and development of giftedness in educational and extracurricular activities. The authors have identified three components of creative giftedness of children: verbal, nonverbal and motivational. The significance of the developed program is associated with the need and need to work effectively with creatively gifted pupils and the lack of methodological tools in the practice of developing creative giftedness of pupils. This provision justified the problem of this theoretical and methodological research: the search

and implementation of pedagogical conditions that contribute to the development of creative giftedness of children.

Keywords: development of giftedness, types and components of children's giftedness, pedagogical support, model of pedagogical support for the development of creative giftedness, children.

References

1. Ageeva, L.V. Development of creative abilities of younger schoolchildren / L.V. Ageeva, N.A. Shelyakina, E.A. Astafye-va // Pedagogy today: problems and solutions. - 2017. - No. 4. -pp. 79-82.

2. Bogoyavlenskaya, D. B., Bogoyavlenskaya, M.E. Giftedness: nature and diagnostics. - M.: ANO "TSNPRO", 2013. - 208 p.

3. Loseva, A.A. Psychological diagnostics of giftedness. - M.: Academy, 2004. - 176 p.

4. Renzulli, J. The model of enriched schooling // The basic concepts of giftedness and creativity. - M.: Academy, 1997. - 298 p

5. Parfenova, G. L. Problems of teaching and educating gifted children in the modern educational space / G.L. Parfenova // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. - 2016. - No. 3. -pp. 49-56.

6. Panov V. I. Giftedness as a problem of modern education // Psychology of consciousness: current state and problems: materials of the I All-Russian Conference - Samara: Publishing House of STC, 2007. - pp. 472-484.

7. Beekeeper, L. A gifted child is a special value for society // Preschool education. - 2009. - No. 2. - pp. 13-20.

8. Petrenko, A.A. The concept of development of gifted children in a municipal educational institution of innovative type // Innovations in education. - 2007. - No. 2. - pp. 56-64.

9. Shadrikov, V.D., Mazilov, V.A. General psychology. - M.: Veles, 2015. - 411 p.

10. Alekseev, N.A. Psychology and pedagogy of a gifted child. -Tyumen, 2017. - 310 p.

11. Baranova, E.A. Diagnostics of cognitive interest in younger schoolchildren and preschoolers / E.A. Baranova. - St. Petersburg: Speech, 2007. - 211 p.

12. Guilford, J. Three sides of intelligence: Psychology of thinking. -M.: Progress, 1965. - 534 p.

13. Larionova, L.I. Cultural and psychological factors of intellectual giftedness development. - M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2011. - 320 p.

14. Leites, N.S. Psychology of giftedness of children and adolescents / Edited by N.S. Leites. - M.: "Academy", 2000. - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.