Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Олеся Александровна

В статье проведен анализ педагогических аспектов одаренности школьников. Раскрыты концептуальные основы одаренности и способностей школьников с позиции системно-деятельностного и генетического подходов. Показано, что успешность в различных видах деятельности школьника является общим основанием для выявления одаренности и способностей. Определены понятия общей и специальной одаренности. Описаны виды одаренности школьников. Раскрыты психологические особенности одаренных школьников. Описаны ряд личностных характеристик одаренных школьников, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию и самореализацию в школьном социуме. Показана необходимость разработки и внедрения педагогических условий, оказывающих влияние на развитие личности, творческих способностей и накопление субъективного творческого опыта у одаренных школьников. Заявлено, что в настоящее время в педагогическую практику внедрены многообразные модели психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников. Раскрыто понимание психолого-педагогического сопровождения как педагогической технологии в отношении одаренных детей. Раскрыт развивающий ресурс индивидуально-дифференцированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL ASPECT OF THE STUDENT’S GIFTEDNESS

The article analyzes the pedagogical aspects of the giftedness of schoolchildren. The conceptual foundations of the giftedness and abilities of schoolchildren from the standpoint of system-activity and genetic approaches are revealed. It is shown that success in various activities of a student is a common basis for identifying giftedness and abilities. The concepts of general and special giftedness are defined. The types of giftedness of schoolchildren are described. The psychological features of gifted schoolchildren are revealed. A number of personal characteristics of gifted schoolchildren are described, which complicate their socio-psychological adaptation and self-realization in school society. The necessity of developing and implementing pedagogical conditions that influence the development of personality, creative abilities and the accumulation of subjective creative experience in gifted schoolchildren is shown. It is stated that at present, various models of psychological and pedagogical support of gifted schoolchildren have been introduced into pedagogical practice. The understanding of psychological and pedagogical support as a pedagogical technology in relation to gifted children is revealed. The developing resource of an individually differentiated approach in the psychological and pedagogical support of gifted schoolchildren is revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Педагогический аспект одаренности школьника

Кудрявцева Олеся Александровна,

учитель, МАОУ СОШ г. Зеленоградска E-mail: olesya200606@mail.ru

В статье проведен анализ педагогических аспектов одаренности школьников. Раскрыты концептуальные основы одаренности и способностей школьников с позиции системно-деятельностного и генетического подходов. Показано, что успешность в различных видах деятельности школьника является общим основанием для выявления одаренности и способностей. Определены понятия общей и специальной одаренности. Описаны виды одаренности школьников. Раскрыты психологические особенности одаренных школьников. Описаны ряд личностных характеристик одаренных школьников, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию и самореализацию в школьном социуме. Показана необходимость разработки и внедрения педагогических условий, оказывающих влияние на развитие личности, творческих способностей и накопление субъективного творческого опыта у одаренных школьников. Заявлено, что в настоящее время в педагогическую практику внедрены многообразные модели психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников. Раскрыто понимание психолого-педагогического сопровождения как педагогической технологии в отношении одаренных детей. Раскрыт развивающий ресурс индивидуально-дифференцированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников.

Ключевые слова: одаренность, общая одаренность, способности, деятельностный подход, психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников.

В настоящее время проблемы организации образовательного процесса в школе в отношении одаренных школьников, обеспечивающего развитие их творческих способностей в процессе обучения, продолжают оставаться в центре внимания педагогического сообщества. Успешность и блестящие результаты в различных видах учебно-познавательной, практической и художественно-творческой деятельности характеризуют виды одаренности школьников. В связи с этим отмечается необходимость в изучении педагогических условий, оказывающих влияние на развитие творческих способностей одаренных школьников, способствующих освоению доступных видов интеллектуальной, практической и творческой деятельности, накоплению субъективного творческого опыта как основы, которая обеспечивает творческую самореализацию личности одаренного школьника на последующих этапах обучения в школе. При организации образовательного процесса в отношении одаренных детей и подростков важной и ответственной задачей становится своевременное выявление интеллектуальных и художественно-творческих способностей школьников в целях создания психолого-педагогических условий для их развития.

Педагогические аспекты одаренности школьников раскрываются в контексте понимания сущности и структуры одаренности, ее видов и лежащих в ее основе способностей. Одаренность как предмет психолого-педагогического исследования изучается на основе анализа различных концепций одаренности, способностей и творчества. С педагогической точки зрения интерес представляют системная, деятельностная и генетическая теории одаренности отечественных ученых, которые позволяют провести анализ одаренности как функциональной системы в контексте ее генеза, структуры, функций и развития в деятельности. Деятельностный подход к проблеме одаренности позволил определить понятия способности, одаренность, талант по единому основанию - успешности деятельности [6; 7]. Общая одаренность школьника, согласно концепции С.Л. Рубинштейна, соотносится с общими условиями ведущих форм деятельности и проявляется внутри специальных способностей. Определяя одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность осуществления деятельности, Б.М. Теплов считал, что «можно говорить об обшей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей» [7, с. 14-15]. В свою очередь, специальная одаренность понимается как качественно своеобразное сочетание способностей,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

создающее возможность успеха в деятельности

[7]. В Рабочей концепции одаренности с позиции системно-деятельностного и генетического подходов одаренность трактуется как «системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми» [1, с. 7].

Для понимания сущности и структуры одаренности необходимо рассмотреть понятие способности. Способности, по мнению С.Л. Рубинштейна, отражают результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, с помощью которых осуществляется регулирование действия и деятельности [6]. Способности, согласно Е.П. Ильину, определяются как индивидуально-психологические особенности школьника, способствующие успешности выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [2]. В.Д. Шадриков считает, что способности являются системным психологическим образованием такого уровня сложности, который соответствует уровню целостного функционирования личности

[8].

На основе данных определений одаренности и способностей школьников выделены виды одаренности. В практической деятельности можно выделить одаренность «в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности... В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность. в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям» [1, с. 19]. Многообразие видов одаренности школьников предполагает создание в образовательном процессе различных по содержанию видов творческой деятельности, которые обеспечивают развитие соответствующих способностей. В рамках достижения задач обучения в школе отдельно следует выделить интеллектуальную (академическую) одаренность школьников, связанную с развитием познавательных способностей и успешностью в поисково-исследовательской деятельности.

В настоящее время в педагогическую практику внедрены многообразные модели психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников. В их основе лежат теоретические представления о возрастно-психологических и ин-5 дивидуальных особенностях одаренных детей о и подростков. Например, Н.С. Лейтес, описывая й интеллектуально одаренных школьников, отме-° чает их высокую потребность в умственной дея-ав тельности, склонность к умственным нагрузкам,

постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональной захваченности процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретенных знаний, что отличает одаренного ребенка от других независимо от возраста [4]. В.С. Юркевич также утверждает, что стремление к познанию является самой яркой характеристикой любого одарённого ребёнка. При этом деятельность, которой занимается одаренный школьник должна быть связана с положительными эмоциями, приносить ему радость и удовольствие [9]. Авторы «Рабочей концепции одарённости» выделяют такие интеллектуальные характеристики личности интеллектуально одаренного школьника, как высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности, способность к быстрому усвоению, выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям [1].

В то же время одаренные школьники обладают рядом личностных характеристик, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию и самореализацию в школьном социуме. По мнению В.С. Юркевич, одаренные школьники испытывают личностные трудности, заключающиеся в проблемах общения со сверстниками, недостаточной сформированности навыков волевой саморегуляции, социальной рефлексии. Главную проблему одаренных школьников В.С. Юркевич видит в трудностях самореализации в учебной деятельности, отвечающей их способностям и уровню притязаний [9]. Поэтому в образовательный процесс для реализации творческого потенциала и успешного личностного развития одаренных детей и подростков, для их успешной личностной самореализации,нивелирования негативныхфак-торов личностного развития необходимо внедрять систему психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков, по мнению В.А. Лазарева, - это «процесс создания оптимальных условий развития и проявления имеющихся у школьника способностей и нейтрализация факторов, негативно влияющих на реализацию их способностей, процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребёнку в решении возникающих проблем различного характера» [3, с. 10]. Далее автор отмечает, что для сопровождения одаренных школьников необходим «индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий, с одной стороны, распознавание и развитие одаренности, а с другой -дифференцированное отношение к одаренным детям в зависимости от имеющегося у них потенциала» [3, с. 10]. Аналогичное мнение находим у С.В. Марковой, которая сопровождение одаренных школьников рассматривает как реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, предполагающего всесторонний учет внешних и внутренних факторов, определяющих развитие одаренности детей и дифференцированное от-

ношение к детям в зависимости от имеющегося у них потенциала. Согласно автору, такой подход предполагает субъектно-субъектное взаимодействие между педагогами и детьми, осуществление ориентировки учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности в зоне их ближайшего развития, создание ситуаций успеха в процессе учебной и вне-учебной деятельности [5].

Обобщая вышесказанное, отметим, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников - это комплексный метод, в основе которого лежит единство диагностики, консультации, первичной помощи на этапе реализации плана решения, коррекции. Сопровождение одаренных школьников ориентировано на их реальные личностные достижения, на создание психолого-педагогических условий для самостоятельного, творческого освоения системы отношений с собой и с миром. Процесс психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников предусматривает создание развивающей образовательной среды, субъект-субъектное взаимодействие при проектировании и реализации образовательного маршрута, а также коррекцию факторов, негативно влияющих на проявление индивидуальных способностей и самореализацию одаренных детей и подростков.

Итак, одаренность определяется как интегральное личностное образование, как системное качество психики школьника, развивающееся в течение жизни, определяющее наличие высокого уровня развития общих и специальных способностей. В основе педагогического понимания сущности одаренности школьников лежит представление о развитии различных видов способностей через включение в многообразные виды творческой деятельности. Это позволяет внедрять в педагогическую практику вариативные педагогические модели психолого-педагогического сопровождения развития одаренности школьников, которые включают диагностические методы выявления одаренности и мониторинга ее развития, педагогические технологии по развитию одаренности школьников в различных видах художественно-творческой, практической и интеллектуальной деятельности на основе реализации личностно-деятельностного и индивидуально-дифференцированного подхода.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Ма-тюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. // Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. -95 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

3. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Ярославль, 2005. - 33 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М; Воронеж, 2008. - 480 с.

5. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Киров, 2011. -215 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб: Питер, 2019. - 720 с.

7. Теплов Б.М. Способность и одарённость // Избранные труды; в 2-х т.; т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. - 318 с.

9. Юркевич В.С. Одарённость - дар или наказание? Или основные проблемы одарённых детей. - URL: http://www.mgppu.ru/ru/practice/de-partments/sectors/secodaren/statya .php

THE PEDAGOGICAL ASPECT OF THE STUDENT'S GIFTEDNESS

Kudryavtzeva O.A.

Secondary school of Zelenogradsk city

The article analyzes the pedagogical aspects of the giftedness of schoolchildren. The conceptual foundations of the giftedness and abilities of schoolchildren from the standpoint of system-activity and genetic approaches are revealed. It is shown that success in various activities of a student is a common basis for identifying giftedness and abilities. The concepts of general and special giftedness are defined. The types of giftedness of schoolchildren are described. The psychological features of gifted schoolchildren are revealed. A number of personal characteristics of gifted schoolchildren are described, which complicate their socio-psychological adaptation and self-realization in school society. The necessity of developing and implementing pedagogical conditions that influence the development of personality, creative abilities and the accumulation of subjective creative experience in gifted schoolchildren is shown. It is stated that at present, various models of psychological and pedagogical support of gifted schoolchildren have been introduced into pedagogical practice. The understanding of psychological and pedagogical support as a pedagogical technology in relation to gifted children is revealed. The developing resource of an individually differentiated approach in the psychological and pedagogical support of gifted schoolchildren is revealed.

Keywords: giftedness, general giftedness, abilities, activity approach, psychological and pedagogical support of gifted schoolchildren.

References

1. Bogoyavlenskaya D.B. (executive editor), Shadrikov V.D. (scientific editor), Babaeva Y.D., Brushlinsky A.V., Druzhinin V.N., Ilyasov I.I., Kalish I.V., Leites N.S., Matyushkin A.M., Melik-Pashaev A.A., Panov V.I., Ushakov V.D., Kholodnaya M.A., Shumakova N.B., Yurkevich V.S. // Working concept of giftedness. - 2nd ed., rasch. and pererab. - M., 2003. - 95 p.

2. Ilyin E.P. Psychology of creativity, creativity, giftedness. -St. Petersburg: Peter, 2009. - 448 p.

3. Lazarev V.A. Pedagogical support of gifted high school students: abstract dis. ... doctors of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Yaroslavl, 2005. - 33 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

4. Leites N.S. Age-related giftedness and individual differences: Selected works. - M; Voronezh, 2008. - 480 p.

5. Markova S.V. Pedagogical support of a gifted teenager in the design and implementation of an individual educational route: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Kirov, 2011. - 215 p.

6. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. - St. Petersburg: Peter, 2019. - 720 p.

7. Teplov B.M. Ability and giftedness // Selected works; in 2 volumes; vol.1. - M.: Pedagogika, 1985. - 360 p.

8. Shadrikov V. D. Psychology of human activity and abilities: Textbook for universities. - 2nd ed., reprint. and add. - M.: Publishing house of the corporation "Logos", 1996. - 318 p.

9. Yurkevich V.S. Giftedness - a gift or a punishment? Or the main problems of gifted children. - URL: http://www.mgppu.ru/ru/ practice/departments/sectors/secodaren/statya.php

o d

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.