Педагогические условия развития одаренности у детей в условиях дополнительного образования
Ширина Алёна Александровна,
магистрант, Иркутский государственный университет E-mail: yarlykova.alena@gmail.com
В данной статье раскрывается необходимость выявления и развития одаренности детей в условиях дополнительного образования, где дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Однако нельзя отрицать, что дополнительное образование играет важную роль в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. Система дополнительного образования помогает получить фундаментальные знания в том или ином направлении, включить их в творческую деятельность, повысить эрудицию. Основная задача педагогов по отношению к одаренным детям: как можно быстрее выявить способности школьников, дать им необходимую умственную нагрузку и определить виды занятий, которые будут соответствовать способностям ребенка и, самое главное, целенаправленно усваивать опыт интересующей их работы.
Ключевые слова: одарённость, дополнительное образование, обучающиеся, творческие способности, талант, категории одаренности детей, формы обучения одарённых детей, Национальная образовательная инициатива.
о с
CJ
«Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-21-335»
Сегодня проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна в современном российском обществе. Под одаренностью понимается целостный и хорошо структурированный образовательный процесс развития ребенка, а не счастливая генетическая случайность. Детская одаренность - это только потенциал к способностям ребенка, и он требует особого внимания и развития.
По словам В.А. Сухомлинского «Одарённый человек - это маленький росточек, который едва проклюнулся из земли, и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» [6].
Под феноменом «одаренный ребенок» понимается совокупность различных личностных качеств - способность, гениальность, талант, одаренность.
По определению Бондаревской Е.В. способности - это индивидуальные черты личности, позволяющие успешно заниматься любой деятельностью.
Согласно концепции Бондаревской Е.В., талант является синонимом исключительных навыков, высокой способности к любой деятельности. Чаще талант ребенка проявляется в определенной сфере развития [3].
По определению Бурменского Г.В. и Слуцкого В.М., «одарённость» означает высокий уровень развития навыков, значительно отличающийся от среднего. Для одаренных детей характерны высокие достижения в определенной сфере творчества и высокий уровень познавательной активности. Этих детей отличает упорство и трудолюбие, они могут часами заниматься любимым делом, не чувствуя усталости [4].
Талант - подразумевает выдающиеся способ-ностидетей, проявляющиеся в определенной сфере деятельности, позволяющие на основе неординарного принятия решений добиваться высоких результатов [3].
Гениальность - это высший уровень реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве и изобретениях. Это достижения, способные вывести любую из сфер человеческого проявления на новый уровень развития [4; 11].
Способности ребенка определяются несколькими критериями: исключительный интеллект, высокая способность к обучению (схватывает информацию на лету), творческое мышление, феноменальное мастерство в области искусства.
Уже в начальной школе необходимо начинать выявление одаренных детей, наблюдая за обуча-
ющимися, их психологическими особенностями речи, памяти и мышления.
Категории одаренных детей, которые выделила Бабаева Ю.Б.:
• Дети с высокими общими интеллектуальными качествами;
• Дети с особым интеллектом в определенной области науки;
• Дети с высокими творческими (художественными) способностями;
• Дети с высокими лидерскими качествами [2].
В настоящее время большое внимание уделяется развитию одаренности младших школьников в контексте дополнительного образования. Эта тема актуальна и постоянно обсуждается, следовательно является поводом для дискуссий среди многих ученых. Ведь далеко не каждое образовательное учреждение способно качественно создать условия для развития детской одаренности в условиях дополнительного образования.
Однако нельзя отрицать, что дополнительное образование играет важную роль в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. Система дополнительного образования помогает получить фундаментальные знания в том или ином направлении, включить их в творческую деятельность, повысить эрудицию. Основная задача педагогов по отношению к одаренным детям: как можно быстрее выявить способности школьников, дать им необходимую умственную нагрузку и определить виды занятий, которые будут соответствовать способностям ребенка и, самое главное, целенаправленно усваивать опыт интересующей их работы [8].
Согласно общепринятому определению, дополнительное образование детей - это единый, упорядоченный процесс, включающий воспитание, обучение и личностное развитие;
- процесс, дающий ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей;
- предоставляет детям свободный выбор конкретной области и специализации деятельности [3].
Поэтому одним из направлений реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание условий для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей даже в условиях дополнительного образования [5].
На протяжении сотен лет практикуется работа с детьми с высокими интеллектуальными способностями. В результате в большинстве случаев такие дети становились лидерами и занимали ключевые посты в различных сферах жизни общества. Неудивительно, что в настоящее время необходимость выявления и развития одаренности является приоритетной задачей в нашей стране и в мире в целом.
Возможности в выявлении и развитии одаренности детей - это именно то, что дает дополнительное образование, с помощью которого каждый ре-
бенок получает возможность свободно выбирать образовательную сферу, профиль программ, время для их освоения, заниматься различными видами деятельности с учетом его индивидуальных склонностей [10].
В настоящее время существует множество способов работы с детьми в контексте дополнительного образования. Ученые Яковлев Е.В. и Ушакова Д.В. [7;12] выделяют следующие формы обучения одарённых детей в системе дополнительного образования:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах для развития творческих способностей в определённой области знаний;
- работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества (как правило, наставником выступает учитель или педагог);
- очно-заочные занятия;
- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
- научно-практические конференции и семинары для детей [7;12].
Принимая во внимание особые потребности и способности одаренных детей, а также образовательные цели, необходимо определить требования к образовательным программам для таких учащихся. В результате выполнения этих требований предполагается, что программа будет включать:
- углубленное изучение тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую направленность и заинтересованность в будущем;
- вариант использования междисциплинарного подхода, основанного на интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний. Это усилит стремление одаренных детей расширять и углублять свои знания, а также разовьет их способности соотносить разнородные явления и искать решения на «стыке» разных видов знаний [9].
В настоящее время модель выявления и развития одаренности детей в контексте дополнительного образования только начинает формироваться. И еще многое предстоит сделать для того, чтобы у одаренных детей были все условия для обучения и развития [1].
Одаренные, талантливые дети представляют собой высокий потенциал любой страны, который позволяет ей эффективно и конструктивно развиваться для решения современных экономических и социальных проблем.
Литература
1. Азизова Л.Х. Педагогическая поддержка одаренных младших школьников в условиях до-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
полнительного образования: диссертация кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Азизо-ва Людмила Хамбертовна; [Место защиты: ФГ-БОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»], 2019. - 235 с.
2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 336с.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]: учебник для вузов / Е.В. Бондаревская. - Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. - 352 с.
4. Брюно Ж. [и др.] Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] / Брюно Ж. [и др.] // Психологический журнал. - 1995. - № 4. - 73 с. 4. Г. В. Бурмен-ский, В.М. Слуцкий Одаренные дети [Текст]/ Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий //М.: Прогресс, 1991. - 376 с
5. Основные положения инициативы «Наша новая школа» https://informatio.ru/news/educa-tion/middledu/osnovnye_polozheniyajnitsia-tivy_nasha_novaya_shkola/ (Дата обращения 26.06.2021 г.)
6. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми https://gigabaza.ru/doc/49449. html (Дата обращения 26.06.2021 г.)
7. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2000. 80 с.
8. Щебланова Е.И. Концепция А.М. Матюшки-на о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Изв. Са-рат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-a-m-matyushkina-o-tvorcheskoy-odarennosti-kak-predposylke-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 26.06.2021).
9. Уманова Н.В. Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними. - М.: Академия, 2004-103 с.
10. Фанзова Ф.Р. Выявление и развитие одарённости в условиях дополнительного образования [Текст]/ авт.-сост. Фанзова Ф.Р. - Омск.-56с
11. Хромова Т.В. Одаренные дети «Воспитание школьников». - М.: Просвещение, 2009-138 с.
12. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Одаренность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/odarennost-kak-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 26.06.2021).
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS IN CHILDREN IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Shirinа A.A.
Irkutsk State University
This article reveals the need to identify and develop the giftedness of children in conditions of additional education, where additional education provides each child with the opportunity to freely choose the educational field, the profile of programs, the time of their development, inclusion in a variety of activities, taking into account individual inclinations. However, it cannot be denied that additional education plays an important role in the development of creative and intellectual abilities of children. The system of additional education helps to obtain fundamental knowledge in one direction or another, to include them in creative activity, to increase erudition. The main task of teachers in relation to gifted children: as soon as possible to identify the abilities of schoolchildren, give them the necessary mental load and determine the types of activities that will correspond to the abilities of the child and, most importantly, purposefully assimilate the experience of the work they are interested in.
Keywords: giftedness, additional education, students, creative abilities, talent, categories of giftedness of children, forms of education of gifted children, National Educational Initiative.
References
1. Azizova L.H. Pedagogical support of gifted younger schoolchildren in conditions of additional education: dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Azizova Lyudmila Khambertovna; [Place of defense: Dagestan State Pedagogical University], 2019. - 235 p.
2. Babaeva Yu.D., Leites N.S. Psychology of giftedness of children and adolescents [Text]: textbook. manual for students. higher. and sred. ped. studies. institutions/ edited by N.S. Leites. - M.: Academy, 2000. - 336s.
3. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of personality-oriented education [Text]: textbook for universities / E.V. Bondarevskaya. - Rostov N./D.: Publishing house of RSPU, 2006. -352 p.
4. Bruno J. [et al.] Gifted children: psychological and pedagogical research and practice [Text] / Bruno J. [et al.] // Psychological Journal. - 1995. - № 4. - 73 p. 4. G.V. Burmensky, V.M. Slut-sky Gifted children [Text]/ G.V. Burmensky, V.M. Slutsky //M.: Progress, 1991. - 376 p.
5. The main provisions of the initiative "Our new school" https:// informatio.ru/news/education/middledu/osnovnye_polozheni-ya_initsiativy_nasha_novaya_shkola / (Accessed 26.06.2021)
6. Organization of work with intellectually gifted children https://gi-gabaza.ru/doc/49449.html (Accessed 26.06.2021)
7. Psychology of giftedness: from theory to practice / edited by D.V. Ushakov. M.: PER SE, 2000. 80 p.
8. Shcheblanova Elena Igorevna A.M. Matyushkin's concept of creative giftedness as a prerequisite for the development of a creative personality // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Acmeolo-gy of education. Psychology of development. 2018. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-a-m-matyushkina-o-tvorcheskoy-odarennosti-kak-predposylke-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti (date of address: 26.06.2021).
9. Umanova N.V. Gifted children: their features and organization of work with them. - M.: Academy, 2004-103 p.
10. Fanzova F.R. Identification and development of giftedness in conditions of additional education [Text]/ author-comp. Fanzo-va F.R. - Omsk.-56c
11. Khromova T.V. Gifted children "Education of schoolchildren". -M.: Enlightenment, 2009-138 p.
12. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Giftedness as a pedagogical phenomenon // Modern higher school: innovative aspect. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/odarennost-kak-pedagogicheskiy-fenomen (accessed: 06/26/2021).
о с
u
CM