Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ СТИГМАТИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ СТИГМАТИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СТИГМАТИЗАЦИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липай Т. П., Хиневич Е. С.

В статье рассматривается, как происходит психолого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Даются определения понятий «социальная стигматизация» и «положительная стигматизация». На конкретных примерах авторами показывается, как использование модели позволит перевести стигматизацию в положительную форму, которая важна для жизненной траектории ребенка. Описывается, как процесс стигматизации зависит от личности педагога и его профессиональной подготовки. Приводится модель психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Исследовательский туризм»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS ON POSITIVE STIGMATIZATION IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the psychological and pedagogical support of the development of children's giftedness in the framework of the implementation of additional General education programs. The definitions of "social stigma" and "positive stigma" are given. Using concrete examples, the authors show how the use of the model will translate stigma into a positive form, which is important for the life trajectory of the child. It describes how the process of stigmatization depends on the personality of the teacher and his professional training. A model of psychological and pedagogical support for the development of children's giftedness in the framework of the additional educational program "Research tourism" is presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ СТИГМАТИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МРНТИ 04.01.39, 14.27.09, 14.27.21

ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ СТИГМАТИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.П. Липай 1, Е.С. Хиневич 2

1 к.социол.н., профессор кафедры управления и экономики образования, доцент 2 к.социол.н., педагог дополнительного образования 1 ГУО «Минский городской институт развития образования», г.Минск, Беларусь, еmail:

[email protected]

2МБОУДО «ДДТ «Дриада», г. Снежногорск, Мурманская область, Россия

В статье рассматривается, как происходит психо лого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Даются определения понятий «социальная стигматизация» и «положительная стигматизация». На конкретных примерах авторами показывается, как использование модели позволит перевести стигматизацию в положительную форму, которая важна для жизненной траектории ребенка. Описывается, как процесс стигматизации зависит от личности педагога и его профессиональной подготовки. Приводится модель психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Исследовательский туризм».

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, стигматизация, положительная стигматизация, дополнительное образование

Уже не первый год одним из приоритетных направлений развития современного образования является создание условий для развития одаренных детей. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано». В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом - с педагогами, умеющими увидеть одаренность и работать с ней. Только при таких условиях появляется подлинная одаренность.

Выделяются следующие категории одаренных детей:

1. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

2. Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.

3. Дети с высокими лидерскими способностями.

4. Дети с высокими творческими способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада [1; 172].

Способные, талантливые люди всегда нужны государству: именно они, одаренные, разрабатывают новые технологии, создают шедевры. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития - поэтому не случайно внимание государства устремлено к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И важная, на наш взгляд, ступень этой системы - дополнительное

образование. Рассмотрим некоторые возможности современной системы дополнительного образования в вопросах выявления и психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости.

Главной задачей дополнительного образования на сегодняшний день является разработка программ, развивающих не столько одаренность, какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка -носителя этой одаренности. Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. Поэтому важно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, а это, в свою очередь, обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребности [2; 76].

Слово «стигматизация» для педагогов-практиков всё еще достаточно редкое, и, если употребляется, то, как правило, носит эмоциональный негативный оттенок. Стигматизация в широком смысле представляет собой процесс «наклеивания ярлыков» на индивидов, социальные группы и общество в целом [3; 59].

Но процесс стигматизации имеет не только отрицательную форму, не стоит забывать и о положительной форме данного процесса [4; 122].

Реальные проявления детской одаренности индивидуально своеобразны. Одаренные дети отличаются своеобразием мышления и тоже стигматизируются, и тут очень важна работа педагога по управлению стигматизацией в положительную форму.

Социальной стигматизаций можно управлять как в отрицательную, так и в положительную сторону [5; 459]. Многое здесь зависит от личности педагога и его профессиональной подготовки.

Социальная стигматизация - в значительной степени, стихийный процесс, но его развитие осуществляется в рамках определенных закономерностей социокультурного характера. Знание этих закономерностей позволяет прогнозировать возможные последствия этого процесса.

В данной статье мы рассмотрим, как происходит психолого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости в МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорск Мурманской области в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ «Умники и умницы», «Инноватика» и «Исследовательский туризм».

Это программы естественнонаучной направленности, нацеленные на обучение школьников 7-17 лет общей технологии исследовательской деятельности в различных областях знаний, на развитие творческого, самостоятельного, системного мышления воспитанников, формирование у них поисковой активности.

Принцип преемственности дополнительных общеобразовательных программ заключается в следующем:

• Первая ступень - реализация программы «Умники и умницы». Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на пропедевтику исследовательской деятельности, то есть развитие у детей творческого, самостоятельного, системного мышления, формирование поисковой активности, стремления к новизне, обучение приёмам совместной деятельности в ходе разработки творческих работ. Важной задачей программы «Умники и умницы» является - включение ребёнка в коммуникативную, поисковую деятельность, т.е. в процесс познания мира, своего «я» и себя в меняющемся мире. Основой включения в такую деятельность выступает развитие исследовательских умений учащихся. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления детей.

• Вторая ступень - реализация программы «Инноватика». Программа предназначена для учащихся средних и старших классов, в рамках которой используется технология исследовательского обучения на основе деятельностного подхода, способствующего продуктивному усвоению практико-ориентированного знания, формированию умения анализировать материал, что включено в состав умений,

обеспечивающих модернизацию образования. Исследовательская деятельность учащихся предполагает решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Решение задачи идет по основным этапам, характерным для проведения исследований в научной сфере и включающим: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

• Третья ступень - реализация программы «Исследовательский туризм».

Программа предусматривает индивидуальные исследовательские маршруты для учащихся.

В содержании программы интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, иностранных языков, информатики, литературы, математики, окружающего мира, истории различных стран. Особое внимание обращено на развитие логического мышления учащихся. Уникальность программы состоит также в том, что ее методическое обеспечение опирается на адаптированный с учетом возрастных и психологических особенностей материал, преподаваемый в высших учебных заведениях в рамках таких дисциплин, как «Социология», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социальная психология», «Межкультурная коммуникация», «Культура речи», «Особенности организации публичного выступления», «Конфликтология» и др.

В процессе написания исследовательских работ на основе изучения интересов и профессиональных склонностей учащиеся выбирают темы исследований в интересующих их областях: медицины, биологии, химии, техники и инженерного дела, информатики, психологии, социологии, прикладного искусства и т.д.

На рисунке 1 представлена модель психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Исследовательский туризм».

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Наблюдение

Беседа /Диагностика

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННОСТИ

Выявление личностных особенностей ребёнка

Выявление специальных интересов ребенка

и степень их выраженности

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Организация совместной творческой деятельности

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Работа по индивидуальным маршрутам с одарёнными детьми Организация самостоятельной работы обучающихся Привлечение узких специалистов предприятий, преподавателей высшей школы для индивидуальных консультаций Привлечение консультантов высшей школы для рецензирования детских исследовательских работ Проведение входного, промежуточного и итогового мониторинга

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ШИРОКОГО СПЕКТРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ

Участие детей в различных городских, региональных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах

Участие обучающихся в краткосрочных программах и специальных тематических сменах

Участие в научно-практических конференциях и фестивалях Посещение выставок и музеев Профориентация детей старшей группы через исследовательскую деятельность

Рис. 1 Модель психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Исследовательский туризм»

Цель работы с одаренными детьми в рамках данной программы: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в рамках исследовательской деятельности.

Реализация данной цели осуществляется через следующие основные направления работы с одаренными детьми в Доме детского творчества «Дриада»:

1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей, включающего в себя:

• организацию системы диагностики одаренности детей, организации консультаций для детей и родителей;

• разработку педагогом индивидуальных образовательных маршрутов;

• создание условий для выявления одаренных детей через непрерывную систему конференций, конкурсов, олимпиад, предполагающую создание ситуации успеха для детей разного возраста;

• мониторинг динамики достижений детей победителей олимпиад, конкурсов и конференций различного уровня.

К работе по выявлению одаренных детей привлекается специалисты различных категорий: учителя-предметники, психологи, классные руководители, эксперты в определенной предметной деятельности, родители.

2. Интеграция различных субъектов, которая осуществляется через:

• организацию взаимодействия со школами, ВУЗами, учреждениями дополнительного образования, различными предприятиями, учреждениями культуры и т.д.;

• участие в конференциях, семинарах по проблемам работы с одаренными детьми;

• разработку и активное использование Интернет технологий в организации работы с одаренными детьми;

• интеграцию со средствами массовой информации.

3. Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Исследовательский туризм»:

• обобщение существующего опыта и разработка новых педагогических приемов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

• разработка и апробация новой позиции педагога в работе с одаренными детьми позиции тьютора, модератора и др.;

4. Создание системы мотивационной поддержки одаренных детей и процесса их сопровождения, в том числе:

• разработка системы стимулирования развития одаренного ребенка на уровне учреждения дополнительного образования, в том числе через премии одаренным детям;

• проведение конференций и конкурсов по работе с одаренными детьми;

• обеспечение общественного признания одаренных детей (публикации в СМИ и

др.);

• организация содержательного досуга одаренных детей в каникулярный период времени и др.

В программу включены теоретические занятия, формирующие представления о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности; структуре, этапах, содержании исследовательской работы, её методах; практические занятия с каталогами и справочной литературой в библиотеках, с электронными ресурсами Интернет, практические работы по созданию электронных презентаций и буклетов, проведению исследований.

В рамках реализации программы организованы консультации с экспертами в определенной предметной деятельности. Большинство учащихся выбирают интересующие их темы из разных областей знаний, что благоприятно влияет на выбор будущей профессии. С 2012 года в учреждении ведётся статистика поступления выпускников программы «Исследовательский туризм» в средние и высшие профессиональные учреждения. По результатам статистики можно сделать вывод, что исследовательская деятельность не только благоприятно влияет на развитие детской одаренности, но и помогает получить желаемую профессию [5; 44-45].

В результате реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Исследовательский туризм» появятся новые возможности в работе с одаренными детьми, удастся создать инфраструктуру одаренности, объединяющую в рамках города учреждения и общественные организации, образовательные и социальные программы, направленные на поддержку одаренных детей. Модель работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования может быть использована как методическая основа при выявлении, психолого-педагогической поддержке и их сопровождении в любом учреждении дополнительного образования. Использование модели позволит достичь повышения качества дополнительного образования, «перевести» стигматизацию в положительную форму, которая важна для жизненной траектории ребенка.

Список литературы

1. Артамонова Е.Г. Одаренные дети в современном обществе: трудности становления личности / Е. Г. Артамонова // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 171-176.

2. Казарина В.В. К вопросу о педагогическом сопровождении одарённых детей / В.В. Казарина // Нач. шк. плюс До и После. - 2012. - № 5. - С. 75-78.

3. Липай Т.П. О стигматизационных процессах в системе образования / Т.П. Липай // Весшк адукацьп. - 2010. - №3. - С. 59 - 62.

4. Липай Т.П. Проблемы и перспективы профилактики стигматизации в образовательном процессе / Т.П. Липай // Личность в едином образовательном пространстве: сборник научных статей I Международного образовательного форума / под. науч. ред. профессора К.Л. Крутий. - Ч. 1 «Философия образования личности» - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2010. - С. 120 - 123.

5. Липай Т.П. Процесс стигматизации в условиях ситуации социальной нестабильности / Т.П. Липай // Российское общество и социальная сфера. Коллективная монография / под. общ. редакцией Е.Г. Пономаревой. - М.: Изд-во «Этносоциум», 2010. - 525 с.

6. Липай Т.П., Хиневич Е.С. Роль дополнительного образования в организации социального пространства и креативной среды социализации подростков и молодежи/ Т.П. Липай, Е.С. Хиневич // Сборник статей по итогам Международной научной конференции «Инновационные подходы к работе с подростками и молодежью: от организации социального пространства - к устойчивому развитию общества» - Минск, 2018. - С.44-45

7. Агалакова М.Ю. Особенности детской одаренности [Электронный ресурс] / М.Ю. Агалакова, А.О. Лучинина // Вестник Вятского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 75-80. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32764922 (дата обращения: 19.11.2019)

ЦОСЫМША Б1Л1М БЕРУ ЖАГДАЙЫНДА БАЛАЛАРДЬЩ ДАРЫНДЫЛЫГЫН ДАМЫТУДЫ ПСИХОЛОГИЯЛЬЩ-ПЕДАГОГИКАЛЬЩ ЦОЛДАУ МОДЕЛ1НЩ ОЦ СТИГМАТИЗАЦИЯГА

ЭСЕР1

Т.П. Липай 1, Е.С. Хиневич 2

1 социол. т.к., бшм берудi баскару жэне экономика кафедрасыныц профессоры, доцент

2 социол. т.к., косымша бшм беру педагогы

1 Минск калалык бшм берудi дамыту институты, Минск к., Беларусь, етаЛ: [email protected]

2 Балалар шыгармашылык Yйi "Дриада", Снежногорск к., Мурманск облысы, Ресей

Макалада косымша жалпы бшм беру багдарламаларын юке асыру аясында балалар дарындылыгын дамытуды психологиялык-педагогикалык колдау калай жYргiзiледi. "Элеуметпк стигматизация" жэне "оц стигматизация'^гымдарыныц аныктамасы бершедг Накты мысалдарда авторлар модельдi пайдалану

стигматизацияны баланьщ eмiрлiк траекториясы Yшiн манызды он нысанга ауыстыруга мумшндш беретiндiгiн керсетедг Стигматизация процесi педагогтын жеке т^лгасына жэне онын кэсiби дайындыгына байланысты сипатталады. "Зерттеу туризмГ' косымша жалпы бiлiм беру багдарламасын icKe асыру шенберiнде балалар дарындылыгын дамытуды психологиялыщ-педагогикалык; CYЙемелдеу моделi келтiрiледi.

Tyüíh свздер: дарындылыц, дарынды балалар, стигматизация, положительная стигматизация, цосымша бШм беру

INFLUENCE OF MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS ON POSITIVE STIGMATIZATION IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

T.P. Lipai 1, E.S. Khinevich 2

1 Cand. Sci. (Sociology), Professor, Department of management and economics of education, associate Professor

2 Cand. Sci. (Sociology), teacher of additional education 1 "Minsk city Institute of education development", Minsk, Belarus, email: [email protected] 2 House of Children's Creativity "Dryada", Snezhnogorsk, Murmansk region, Russia

The article deals with the psychological and pedagogical support of the development of children's giftedness in the framework of the implementation of additional General education programs. The definitions of "social stigma" and "positive stigma" are given. Using concrete examples, the authors show how the use of the model will translate stigma into a positive form, which is important for the life trajectory of the child. It describes how the process of stigmatization depends on the personality of the teacher and his professional training. A model of psychological and pedagogical support for the development of children's giftedness in the framework of the additional educational program "Research tourism" is presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: giftedness, gifted children, stigmatization, positive stigmatization, additional education.

Поступила в редакцию 10.12.1019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.