Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ / ТЕОРИИ ОДАРЁННОСТИ / ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / GIFTEDNESS DEVELOPMENT / THE THEORIES OF GIFTEDNESS / IDENTIFYING GIFTEDNESS / SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмакина Надежда Леонидовна, Терпугова Софья Сергеевна

Потребность общества и государства в одарённых и талантливых людях порождает необходимость организации работы по выявлению детей с признаками одарённости с раннего возраста и развитию их способностей. На данный момент существует множество теорий одарённости, но ни одна из них не является общепринятой. Авторы рассматривают одарённость с разных сторон и отражают отличающиеся друг от друга движущие силы её развития, социальные и культурно-исторические условия проявления, а также само определение понятия «одарённость». Отсюда следует, что данное понятие не имеет однозначного определения ни в философской, ни в психолого-педагогической, ни в социологической литературе. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия одарённости, развитие детей с признаками одарённости в условиях дополнительного образования. Актуальность исследования непосредственно связана с существующими психолого-педагогическими сложностями, которые возникают при определении проявлений одарённости, большого количества разнообразных теоретических подходов и методов к исследованию природы одарённости и её дальнейшему развитию и реализацией в деятельности. Авторами представлены методики, позволяющие выявить детей с признаками одарённости. Приведены и проанализированы результаты, полученные в ходе проведенного исследования по выявлению детей с признаками одарённости среди обучающихся четвёртых классов. Результаты позволили определить, что 11 % четвероклассников продемонстрировали высокие творческие способности, высокий уровень интеллекта и мотивации, а также высокий уровень специальных способностей. Полученные результаты позволяют определить направления в работе с четвероклассниками в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTEDNESS STUDYING OF FOURTH-GRADERS IN SUPPLEMENTARY EDUCATION

Social and government needs in gifted and talented people require organizing work to identify gifted children from a young age and develop their abilities. There are many theories of giftedness at the moment, but none of them is common. The authors have been looking at giftedness from different perspectives and reflecting distinct from each other drivers of development, social and historical-cultural backgrounds and also the concept of giftedness. It followed that this concept has no certain definitions in philosophical, psychological, pedagogical and sociological literature. The paper considers different approaches to the concept of giftedness, development of gifted children in supplementary education. The research relevance is connected with psychological and pedagogical difficulties, which are occurring during identifying giftedness, a great number of theoretical approaches and methods to study the nature of giftedness, its further development and realization. There are different methods, helping the authors identify gifted children. The paper shows the results, obtained from the research of finding out gifted children among fourth-graders. The results demonstrated that 11 % of fourth-graders have creative abilities, a high level of intellect and motivation and a high level of special abilities. It defines the approaches to work with fourth-graders in supplementary education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 117PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Жмакина Н.Л., Терпугова С. С. Исследование одарённости обучающихся четвёртого класса в условиях дополнительного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/117PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zhmakina N.L., Terpugova S.S. (2020). Giftedness studying of fourth-graders in supplementary education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/117PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 376 ГРНТИ 14.07.03

Жмакина Надежда Леонидовна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: zm-nadya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4588-8069 РИНЦ: https://www.elibrary. ru/author_profile. asp?id=322187

Терпугова Софья Сергеевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Студент магистратуры E-mail: soffi9797@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8939-9166

Исследование одарённости обучающихся четвёртого класса в условиях дополнительного образования

Аннотация. Потребность общества и государства в одарённых и талантливых людях порождает необходимость организации работы по выявлению детей с признаками одарённости с раннего возраста и развитию их способностей. На данный момент существует множество теорий одарённости, но ни одна из них не является общепринятой. Авторы рассматривают одарённость с разных сторон и отражают отличающиеся друг от друга движущие силы её развития, социальные и культурно-исторические условия проявления, а также само определение понятия «одарённость». Отсюда следует, что данное понятие не имеет однозначного определения ни в философской, ни в психолого-педагогической, ни в социологической литературе.

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия одарённости, развитие детей с признаками одарённости в условиях дополнительного образования. Актуальность исследования непосредственно связана с существующими психолого-педагогическими сложностями, которые возникают при определении проявлений одарённости, большого количества разнообразных теоретических подходов и методов к исследованию природы одарённости и её дальнейшему развитию и реализацией в деятельности.

https:// mir-nauki. com

Авторами представлены методики, позволяющие выявить детей с признаками одарённости. Приведены и проанализированы результаты, полученные в ходе проведенного исследования по выявлению детей с признаками одарённости среди обучающихся четвёртых классов. Результаты позволили определить, что 11 % четвероклассников продемонстрировали высокие творческие способности, высокий уровень интеллекта и мотивации, а также высокий уровень специальных способностей.

Полученные результаты позволяют определить направления в работе с четвероклассниками в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: одарённость; одарённые дети; развитие одарённости; теории одарённости; выявление одарённости; дополнительное образование детей

Политические и социально-экономические процессы, протекающие в современном обществе, требуют качественно новых нравственных и духовных ориентиров, которые соответствуют потребностям обучающихся, а также актуализируют важность осознания роли одарённости учеников. Особенно выявление сущности таких педагогических феноменов, как «одарённость детей», «самореализация одарённых детей» в контексте историко-социальной и психолого-педагогической парадигм.

На данный момент существует множество теорий одарённости, но ни одна из них не является общепринятой. Авторы рассматривают одарённость с разных сторон, поэтому в своих теориях они отражают отличающиеся друг от друга движущие силы её развития, социальные и культурно-исторические условия проявления, а также само определение понятия «одарённость». Следовательно, данное понятие не имеет однозначного определения ни в философской, ни в психолого-педагогической, ни в социологической литературе [1].

В философских исследованиях категорию «одарённость» рассматривают как сложное личностное качество, свойственное каждому человеку, который по своей природе самобытен, талантлив, креативен, обладает самоценностью в процессе разностороннего формирования самости (Ю.И. Турчанинов, Э.Н. Гусинский и др.) [2].

Отечественные учёные рассматривают одарённость как особо важную и сложную категорию в личностном развитии детей. Зарубежные учёные определяют одарённость как «особые способности к обучению, к изобразительным, исполнительским видам искусства» (Marland, Великобритания); «отличные качества, способности и высокие порывы» (lui, Китай)

По мнению российского педагога и психолога А.И. Савенкова, одарённый ребенок - это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности [4].

Реализация новой образовательной парадигмы в настоящее время характеризуется возрождением усиленного внимания к одарённым детям, в связи с чем их интеллектуальные и творческие возможности рассматриваются как главный капитал страны.

Дополнительное образование детей получило активное развитие в нашей стране как вариативная часть общего среднего образования. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребёнка специфической средой, которая важна для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта и самоопределения

Введение

[3].

[5].

Дополнительное образование детей рассматривается как открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс обучения и воспитания, процесс гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых, процесс свободно избранного ребёнком освоения новых знаний и способов деятельности [6].

Вместе с тем, отдельные вопросы, которые связаны с детальным развитием одарённых детей, становлением их как личности в условиях дополнительного образования на сегодняшний день остаются ещё мало изученными. Недостаточно эффективно реализуется потенциал средств исследовательской, художественной, спортивной и других видов деятельности детей, объединяющих в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Таким образом, актуальность исследования связана с периодически возникающими психолого-педагогические сложностями определения различных проявлений одарённости, большого количества разнообразных теоретических подходов и методов к исследованию природы одарённости и её дальнейшему развитию и реализацией в деятельности, вариативностью отечественного образования.

Методы исследования

В эксперименте приняли участие обучающиеся четвёртых классов в количестве 100 человек (4А класс - 26 человек, 4Б класс - 25 человека, 4В класс - 23 человека, 4Г класс -26 человек), их родители (100 человек), классные руководители. Опытно-экспериментальная работа проводилась с октября 2020 года по ноябрь 2020 года на базе МБОУ «СШ №40» г. Нижневартовска.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить обучающихся четвёртого класса с признаками одарённости.

При проведении исследования опирались на основные позиции организации работы по выявлению одаренных младших школьников, описанные Н.Л. Жмакиной [7].

При определении критериев и показателей одарённости была применена концепция одарённости трёхкольцевая модель Джозефа Рензулли, в которой в качестве основных выделяются такие три группы человеческих качеств как интеллект, мотивация и творчество [8].

Показатели критерия «интеллект» определены в соответствии с методикой Э.Ф. Замбацявичене «Исследование уровня интеллектуального развития» [9]:

• умение выделять быстро и легко в предметах и явлениях различные свойства и признаки (способность к анализу);

• умение мысленно объединять предметы и явления в группы по общим и существенным признакам, присущим данным предметам и явлениям (способность к обобщению);

• умение анализировать предложенную ситуацию, выделять в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза (способность к классификации);

• умение оперировать абстрактными понятиями, строгое следование законам неумолимой логики, безукоризненное построение причинно-следственных связей (логическое мышление).

Показатели критерия «мотивация» определены в соответствии характеристикой уровней, определенных Н.Г. Лускановой [10]:

[11]:

• отношение к посещению школы, уроков и их отмене, домашнему заданию;

• отношение к учителю и одноклассникам;

• наличие познавательной мотивации;

• стремление к успешности выполнения предъявляемых школой требований. Показатели критерия «творчество» определены в соответствии с методикой П. Торренса

• способность к порождению идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания (беглость);

• способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разные стратегии решения проблемы (гибкость);

• выдвижение идей, отличающихся от очевидных или твёрдо установленных (оригинальность);

• детализация идей (разработанность); выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения (абстрактность названия).

Для выявления детей с признаками одарённости использованы следующие методики:

1. Методика А.И. Савенкова «Оценка склонностей ребёнка» [4], предназначенная для родителей и классных руководителей обучающихся. Данная методика направлена на выявление склонностей ребёнка к определённым занятиям, на определение направленности его интересов. Автор указывает, что склонности часто являются наиболее ранними проявлениями имеющихся у ребёнка способностей и одарённости. Цель опросника - выявить наклонности обучающихся четвёртого класса по мнению классных руководителей и родителей.

2. Анкета для определения школьной мотивации обучающихся Н.Г. Лускановой [10]. Н.Г. Лусканова отмечает, что наличие у ребёнка мотива качественно выполнять все представленные школой требования и показать себя с наилучшей стороны, стимулирует его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой в учебной деятельности информации, в поиске нового и неизученного.

В рамках проведенного исследования интерес вызывала только характеристика высокого уровня развития мотивации. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности характеризуется, когда ребёнок отличается наличием высоких познавательных мотивов, тягой к наиболее успешному выполнению всех предъявляемых учителем требований; ученик крайне чётко следует абсолютно всем указаниям, исполнительный, ответственный и серьёзный, испытывает переживания, когда получает неудовлетворительные оценки или замечания от учителя.

3. Тест творческого мышления «Фигурная форма» П. Торренса [11]. Тест используется для определения творческого компонента одаренности детей в возрасте от 5-6 до 17-18 лет.

4. «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, предназначенные для определения уровня развития интеллекта [12]. Использование теста наиболее оправдано в условиях группового обследования. Полученные таким образом результаты дают возможность оценить динамические характеристики мыслительной деятельности отдельного испытуемого в сравнении с релевантной группой.

Для детей с признаками одаренности характерно наличие высокого уровня развития интеллекта, который характеризуется умением ребенка тщательного анализировать структуры основного предмета и обнаруживать эти же особенности в одном из нескольких фрагментов, который служит дополнением основного предмета; может найти принцип, соответственно которому построен предмет и, исходя из этого, может подобрать недостающий фрагмент; может разложить предмет на элементы с помощью анализа и синтеза. Ребенок демонстрирует высокий уровень внимательности, статистического представления, воображения и визуального различия; проявляет способность находить аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы; проявляет способность к быстрой наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений.

5. Методики, позволяющие определить наличие у детей уровня развития специальных способностей, например:

• Методика «5 рисунков» (автор Н.А. Лепская) предполагает определение уровня художественных способностей детей, что позволяет определить наличие у обучающихся художественной одарённости как вида специальной одаренности [13]. Высокий уровень развития художественных способностей предполагает изображение детьми фантазийных, сказочных и бытовых сюжетов, мотивы художественных и музыкальных произведений; устойчивость придерживаться изначального замысла работы; умение успешно смешивать краски и изображать предметы сходные с реальными; правильно передавать форму и пропорции, а так же окраску предметов; с легкостью копировать объекты и сюжеты, увиденные вокруг себя, выделять различные виды плана; отражать связи между изображенными объектами.

• Методика изучения социализированности личности, разработанная М.И. Рожковым [14] и направленная на выявление признаков социальной одарённости у обучающихся. Высокий уровень предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и учебной деятельности. Дети ориентированы на получение образования, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих детей относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а выбор конкретен. Кроме того, для данной группы обучающихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Склонны принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные их возрасту, с легкостью находят общий язык, как со сверстниками, так и со старшими, принимают лидирующие роли в играх и занятиях.

Результаты обработки анкет родителей и классных руководителей показали у четвероклассников, имеющих высокий уровень развития интеллекта, мотивации и творчества наличие склонностей в следующих сферах: интеллектуальная, художественная, общение и лидерство. Это послужило основанием для представления в статье методик для определения художественных способностей и социализированности личности. При наличии других результатов (наличие других склонностей) возможно использование других методик, позволяющих определить уровень развития специальных способностей.

Результаты исследования

На основе полученных данных был проведён качественный и количественный анализ результатов. Обобщив данные, полученные в ходе проведения всех диагностик, было определено, что 11 % обучающихся показали высокие результаты по всем проведённым

методикам, это: София В., Даниил С., Кирилл Б., Матвей Д., Виктория П., Елизавета С., Арина С., Давуд К., Эвелина Ж., Абдулло М., Святослав М.

Обсуждение результатов

По результатам, полученным в ходе обработки методик, можно сделать вывод, что Матвей Д., Даниил С., София В. проявляют признаки интеллектуальной одарённости. Родители обучающихся поясняют, что дети проявляют интерес к учебе не только в пределах школы, но и при выполнении домашнего задания, изучая дополнительную литературу, очень любознательны и активны в познавательной деятельности. Классными руководителями обучающихся отмечается, что ребята хорошо и быстро запоминают учебный материал, без проблем воспринимают и анализируют новую информацию, на основе которой формулируют собственные выводы, находят новые идеи. Ученики отличаются высоким уровнем развития воображения, творческого и логического мышления, без помощи учителя справляются с трудными заданиями, обладают богатым словарным запасом. Матвей Д. демонстрирует умение устанавливать взаимосвязи в структуре матриц и находить аналогии между парами фигур, о чём свидетельствует успешное выполнение первой и второй серии матриц; имеет способности к логическому анализу, обладает целостным восприятием образа и пространственным воображением. София В. демонстрирует высокие познавательные мотивы, с успехом справившись с трудными заданиями, выделяет существенные признаки предметов, их различия и сходства, легко сопоставляет и сравнивает предметы, используя операции анализа и синтеза. Даниил С. без труда выделяет существенные и несущественные признаки предметов, устанавливает логические взаимосвязи и отношения между понятиями, демонстрирует умение обобщать. Ребята отнеслись к выполнению заданий с ответственностью, внимательно читали каждое условие, думали над ответами и проверяли себя.

Признаки художественной одарённости демонстрируют Арина С., Абдулло М., Виктория П., Елизавета С., Эвелина Ж. В ходе беседы с классными руководителями выяснилось, что ребята усердно выполняют каждый свой рисунок, подходят к нему творчески, креативно, однако работу на уроке не всегда успевают выполнить, поэтому чаще всего забирают домой дорисовывать. Родители обучающихся отмечают, что дети с раннего возраста проявляет повышенный интерес к живописи, посещают художественную школу, помимо этого дополнительно посещают школьный кружок «Академия рисунка». В рисунках детей отсутствует однообразия, они вдумчивы, когда видят какую-либо картину, составляют оригинальные композиции, часто выражают свои эмоции и своё настроение через рисунки. Ученики отличаются гибкостью, беглостью, разработанностью, оригинальностью, абстрактностью выполнения заданий. Арина С. подошла к выполнению рисунков творчески, в первом задании она нарисовала необыкновенный портрет мальчика и назвала его «Алмаз, яркий свет», и данное абстрактное название изображения обозначает способность выделять главное, синтезировать и обобщать. Виктория П. в первом задании так же отличилась оригинальностью своего рисунка, изобразив спящую девочку «Спящая Мария», а в задании на завершение фигур изобразила рассекающий волны катер, портрет девушки, танцующую пару, посуду, вечерний парк, человека на скамье. Все изображённые ею фигуры замыкаются с помощью сложной конфигурации, что свидетельствует о способности длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей.

Признаки социальной одарённости отмечаются у Давуда К., Святослава М., Кирилла Б. Во время беседы с классными руководителями, было определено, что ребята без затруднений устанавливают межличностные отношения, часто занимают лидирующие позиции в общих играх, привлекают основную часть класса. Родители обучающихся отмечают проявление активности детей в организации мероприятий, относятся к сверстникам и к старшим как к

https:// mir-nauki. com

равным. Кирилл Б. принимает решения самостоятельно, обладают устойчивым интересом к своей деятельности, без труда находят общий язык с окружающими. Давуд К. часто выступает лидером в играх, может организовать деятельность одноклассников. Святослав М. склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные его возрасту, без проблем находит друзей в незнакомой обстановке, умеет решать конфликтные ситуации в положительную сторону.

Таким образом, можно отметить, что данные ученики продемонстрировала высокие результаты, справились с разноуровневыми заданиями, следовательно, это позволяет отнести их к детям с признаками одарённости.

Для дальнейшего развития ребёнка необходимо разработать педагогическую модель сопровождения четвероклассников, проявляющих признаки одарённости в условиях дополнительного образования. Дополнительное образование позволит педагогам проводить работу в различных направлениях с одаренными обучающимися, не ограничиваясь жесткими временными рамками, необходимостью работать в усредненном темпе с большим количеством обучающихся. Дополнительное образование дает больше возможностей для индивидуализации работы с одаренными обучающимися учителя, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, социального педагога.

В настоящее время работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений на уровне мирового сообщества. В последние годы ведётся активная и продуктивная работа по определению теоретических концепций работы с детьми с признаками одарённости, создание базы одарённых обучающихся, вовлечение одарённых и талантливых детей в научно-исследовательскую деятельность, подготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными школьниками.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Куршина Л.Ю. Одарённость: современные тенденции определения понятия // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 57-61.

2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

3. Матюшкин А.М. Творческий потенциал одарённости: структура и развитие. - М.: Молодая гвардия, 1996. - 215 с.

4. Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2010. -208 с.

5. Угольникова Е.Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой учёный. - 2015. - № 22.3. - С. 22-24.

6. Щорс В.В. Педагогические условия организации работы с одарёнными детьми. -2015. - № 4. - 75 с.

7. Жмакина Н.Л. К вопросу организации исследований студентов по выявлению одарённых детей младшего школьного возраста // Современные исследования приоритетных направлений национального проекта «Образование»: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 29 марта 2019 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. - С. 17-20.

8. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R.I. Sternberg, J.E. Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 53-92.

9. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей / Э.Ф. Замбацявичене // Дефектология. - 1984. - № 1. - С. 28-34.

10. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. - 2001. - № 9. Март. - С. 8-9.

11. Torrance E.P. The Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual. Princeton, NJ: Personnel Press, 1974. 95 p.

12. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, Заблуждения, Перспективы. -Москва: Когито-Центр, 1999. - 141 с.

13. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». - М.: Инженер: Фирма «Ин-кварто», 1995. - 54 с.

14. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 156 с.

https:// mir-nauki. com

Zhmakina Nadezhda Leonidovna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: zm-nadya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4588-8069 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=322187

Terpugova Sophia Sergeevna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: soffi9797@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8939-9166

Giftedness studying of fourth-graders in supplementary education

Abstract. Social and government needs in gifted and talented people require organizing work to identify gifted children from a young age and develop their abilities. There are many theories of giftedness at the moment, but none of them is common. The authors have been looking at giftedness from different perspectives and reflecting distinct from each other drivers of development, social and historical-cultural backgrounds and also the concept of giftedness. It followed that this concept has no certain definitions in philosophical, psychological, pedagogical and sociological literature.

The paper considers different approaches to the concept of giftedness, development of gifted children in supplementary education. The research relevance is connected with psychological and pedagogical difficulties, which are occurring during identifying giftedness, a great number of theoretical approaches and methods to study the nature of giftedness, its further development and realization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

There are different methods, helping the authors identify gifted children. The paper shows the results, obtained from the research of finding out gifted children among fourth-graders. The results demonstrated that 11 % of fourth-graders have creative abilities, a high level of intellect and motivation and a high level of special abilities. It defines the approaches to work with fourth-graders in supplementary education.

Keywords: giftedness; gifted children; giftedness development; the theories of giftedness; identifying giftedness; supplementary education for children

117PDMN620

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.