Библиографический список
1. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. Москва, 1972.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. Москва, 1993.
3. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Санкт-Петербург: Златоуст, 1999.
4. Фомина Н.С. Коммуникативно значимые и незначимые ошибки в письменной речи тестируемых по русскому языку как иностранному. Available at: http://e-kon-cept. ru/2015/15434.htm
5. Бархударова Е.Л. Лингвистические основы создания национально ориентированных курсов русской фонетики. Москва: МГУ 2007.
6. Булгакова Т.В. Грамматическая интерференция и иные факторы, влияющие на русскую речь узбеков. Ташкент: Фан, 1977.
7. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного. Москва: Изд-во РУДН, 2007.
References
1. Homskij N. Aspekty teorii sintaksisa. Moskva, 1972.
2. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. Moskva, 1993.
3. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Slovar'metodicheskih terminov (teoriya iprakiika prepodavaniya yazykov). Sankt-Peterburg: Zlatoust, 1999.
4. Fomina N.S. Kommunikativno znachimye i neznachimye oshibki v pis'mennoj rechi testiruemyh po russkomu yazyku kak inostrannomu. Available at: http://e-kon-cept. ru/2015/15434.htm
5. Barhudarova E.L. Lingvisticheskie osnovy sozdaniya nacional'no orientirovannyh kursovrusskoj fonetiki. Moskva: MGU, 2007.
6. Bulgakova T.V. Grammaticheskaya interferenciya i inye faktory, vliyayuschie na russkuyu rech' uzbekov. Tashkent: Fan, 1977.
7. Balyhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo. Moskva: Izd-vo RUDN, 2007.
Статья поступила в редакцию 23.04.19
УДК 371
Ferzalieva A.T., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
OPPORTUNITIES OF FURTHER EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN. The article is dedicated to a problem of development of musical talent of preschool children in terms of additional education. The relevance of the topic is due to the social order of society for the timely identification and development of children with signs of giftedness. Musical talent is one of the types of talent for art, the manifestations of which are observed in children of preschool age. The author considers a possibility of creating conditions for the development of musical talent of children in preschool educational organization by creating a club that implements an additional general development program. The following methods are used: theoretical analysis, method of generalization of pedagogical experience. The article presents features of organization of the club, discusses various forms of organization of activities with children in the framework of its functioning. The article may be of interest to practitioners of preschool educational organizations: teachers of additional education and music leaders.
Key words: giftedness, musical giftedness, preschool children, additional education, additional general educational programs, children's club.
А.Т. Ферзалиева, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена проблеме развития музыкальной одарённости детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на своевременное выявление и развитие детей с признаками одарённости. Музыкальная одарённость является одним из видов одарённости к искусству, проявление которой наблюдаются у детей дошкольного возраста. В данной статье автор рассматривает возможность создания условий для развития музыкальной одарённости детей в дошкольной образовательной организации путём создания клуба, реализующего дополнительную общеразвивающую программу. В статье представлены особенности организации работы клуба, рассматриваются различные формы организации деятельности с детьми в рамках его функционирования. Статья может представлять интерес для практических работников дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: одарённость, музыкальная одарённость, дети дошкольного возраста, дополнительное образование, дополнительные обще-развивающие образовательные программы, детско-взрослый клуб.
На современном этапе всё больше внимание уделяется проблеме раннего выявления и развития детской одарённости, что находит отражение в нормативных документах, регламентирующих сферу современного российского образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № ПР-271 и др.). Согласно представленным документам, необходимость своевременного диагностирования и развития детской одарённости связана с потребностью современного общества в людях с нестандартным, креативным мышлением, обладающих большим творческим потенциалом, способных развивать различные сферы человеческой деятельности, что в будущем приведёт к развитию общества в целом.
В связи с социальным заказом наблюдается рост научных исследований по данной проблеме, предлагающих различные концепции, стратегии и модели развития одарённости детей. Одарённый человек - это, прежде всего, одарённая личность и для успешного развития его природных задатков необходима соответствующая среда. Отличительной особенностью современных исследований является рассмотрение одарённости с точки зрения возможности ее развития при создании определенных условий (Н.А. Вершинина, Н.И. Гердт, И.Е. Емельянова, Ю.А. Моксаева, Э.А. Сухачева, Л.В. Трубайчук и др.). Исследователи утверждают, что развитие одарённости детей дошкольного возраста возможно при организации образовательной деятельности, направленной на раскрытие его потенциальных возможностей, склонностей. Способности, являющиеся одним из основных компонентов одарённости, развиваются у ребёнка при погружении его в соответствующий вид деятельности, при этом психологические и индивидуальные особенности детей определяют особенности организации процесса обучения [1 - 10].
Анализ возможностей дополнительного образования позволил нам рассматривать данную систему с точки зрения развития детской одарённости. Так, в качестве основной задачи дополнительного образования выступает создание условий для саморазвития и самореализации детей в едином образовательном пространстве. Этот ориентир определяют действующие нормативно-правовые документы. В «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 г» миссия дополнительного образования в России определяется как открытое образование, обеспечивающее право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение [4].
Статья 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что на выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, направлено дополнительное образование, в рамках которого осуществляется деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, разработанных с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей [10]. Действующие нормативные документы определяют основную цель реализации программ дополнительного образования - индивидуализация образования с целью повышения качества образовательного процесса, удовлетворения познавательных и творческих интересов и склонностей детей.
Далее представим мнение некоторых современных исследований на проблему соотношения и значения основного и дополнительного образования. Члены авторского коллектива, разработавшего методическое пособие «Художественная одарённость и её развитие в школьные годы» (А.А. Адаскина, А.А. Ме-лик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук), высказывают предложение о переименовании «основного» и «дополнительного» образования в «обязательное» и «свободное». По мнению исследователей, укоренившееся в
нормативных документах название «дополнительное образование» не позволяет в полной мере оценить и принять всю важность данного вида образовательной деятельности, несмотря на то, что профессиональное становление многих людей происходит в процессе творческого саморазвития именно в рамках дополнительного образования [11].
Оценивая целевые ориентиры реализации основного и дополнительного образования, исследователи приходят к выводу о значимости организации, как основного, так и дополнительного образования детей, при этом выделяя в качестве отличительной особенности дополнительного образования ориентацию на развитие личности и формирование «картины мира» человека. Так, А.П. Панфилова, анализируя целевые ориентиры двух видов образования, приходит к выводу об их различии. Если в основном образовании образовательная деятельность проектируется, исходя из уровня развития обучающихся, то в дополнительном образовании проектируется поливозрастное образование, ориентированное на развитие личности. Различие автор видит также в инвариативности и стандартизации общего образования и относительной свободе вариативных образовательных маршрутов и индивидуальных траекторий развития в дополнительном [2].
А.И. Савенков для развития детской одарённости считает принципиально важным перераспределение нагрузки между основным и дополнительным образованием. Автор, анализируя современное состояние системы образования, приходит к выводу, что основное образование является необходимым, но не гарантирует, что полученный уровень образования будет достаточен для дальнейшей успешной творческой реализации личности в различных сферах деятельности. Понимание этой проблемы приводит к осознанию необходимости реализации программ дополнительного образования и определяет значимость использования всего арсенала дополнительного образования [7, с. 338].
Одарённые дети отличаются индивидуальным темпом развития, что затрудняет процесс их обучения по основным образовательным программам, не предусматривающих выход за рамки программы. Тогда как, анализируя принципы разработки учебных программ для одарённых детей, выделенных зарубежными исследователями (М. Карне, Дж. Рензулли, М.У ильямс, А. Шведел), мы видим, что организовывая образовательную деятельность с детьми с признаками одарённости, необходим учёт специфики их интересов, соответствие их стилю усвоения, а также поддержка и отсутствие ограничений для детей в более глубоком изучении интересующей их темы [7, с. 348].
Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости расширения образовательного пространства, реализации идеи свободного образования. Данные проблемы решаемы в условиях дополнительного образования и дают возможность выбора индивидуальной траектории развития детской одарённости, не ограничиваются нацеленностью на конкретный результат.
Обучение детей по дополнительным программам может осуществляться как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных организациях, но, учитывая специфику работы с детьми дошкольного возраста и продолжительность пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации, мы считаем целесообразным организовать обучение по дополнительным программам в условиях ДОО. Основные четыре модели организации дополнительного образования в общеобразовательных организациях выделены в «Методических рекомендациях по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях» (Приложение к письму Минобразования РФ от l1.06.2002 № 30-51-433/16). Первая модель отличается наличием различных кружков и студий, не связанных между собой. Их появление определяется возможностями образовательной организации, на базе которой реализуются дополнительные программы. Вторая модель характеризуется наличием творческих лабораторий, хобби-центров, экспедиций, то есть присутствуют оригинальные формы работы, которые не функционируют как единая система дополнительного образования. Третья модель - организация дополнительного образования на основе единой образовательной программы, реализуемой совместно с социальными партнерами (учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и т. д). Четвёртая модель - это интеграция основного и дополнительного образования с учётом основных концептуальных идей, способствующая развитию организации в целом [5].
Основной формой организации дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях на сегодняшний день является первая модель, так как реализуемые дополнительные программы, в основном, определяются наличием определенных условий и специалистов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность в данном направлении. Как правило, имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы дошкольных образовательных организаций позволяют организовать дополнительное образование в разных направлениях (художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, техническое и т. д.).
Такая форма организации дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях имеет свои преимущества и недостатки. Наличие большого количества кружков, студий и секций различной направленности позволяет выбрать направление развития в соответствии с имеющимися у ребёнка потребностями и интересами, но есть и очевидный недостаток: современные родители готовы развивать ребёнка во всех направлениях, при этом не всегда учитывают желание ребёнка, его физическую и психологическую готовность. Так, ребёнок с признаками художественной одарённости может по инициативе роди-
телей заниматься в спортивной секции, а ребёнок с предпосылками хореографической одарённости - в кружке технической направленности. Исходя из этого, большая ответственность ложится на педагогов в осуществлении своевременного информирования и просвещения родителей в вопросах проявления и развития определённых способностей, склонностей и интересов их детей.
В рамках данной статьи мы рассматриваем возможность развития музыкальной одарённости детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Музыкальная одарённость является одним из видов одарённости к искусству, которая проявляется у детей именно в дошкольном возрасте. Определяя сущность музыкальной одарённости, мы опираемся на определение, данное Б.М. Тепловым - «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность занятий музыкальной деятельностью» [9, с. 78]. В качестве признаков музыкальной одарённости мы выделяем устойчивый интерес к музыкальной деятельности, музыкальные способности, превышающие возрастную норму музыкального развития детей дошкольного возраста, а также творческие проявления детей в музыкальной деятельности.
Дополнительное образование по музыкальному воспитанию в ДОО может быть реализовано в различных формах. В Приказе Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» предлагаются следующие формы организации дополнительного образования детей: объединения по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие) [6]. Отметим особенности организации некоторых форм.
Кружок представляет собой объединение детей в группу по интересам для углубленного изучения какого-либо предмета или вида деятельности, в данном случае, группу детей, объединенных интересом к музыкальной деятельности.
Студия, по определению Н.А. Соколовой [8], это творческий коллектив детей и педагогов, объединённый общей целью, задачами, ценностями совместной творческой художественной деятельности. Содержание деятельности студии выстраивается вокруг одного доминирующего предмета. Например, в ДОО может быть организована студия по обучению игре на музыкальных инструментах К. Орфа.
Ансамбль представляет собой детское объединение, творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. В дошкольной образовательной организации могут быть представлены такие ансамбли, как ансамбль ложкарей, народной песни и т. д.
Для развития музыкальной одарённости детей мы предлагаем такую форму организации дополнительного образования как клуб, под которым мы понимаем постоянно обновляющееся детско-взрослое объединение, осуществляющее свою деятельность на базе ДОО. Отличительной особенностью клуба является объединение его участников по интересам. В рамках организованного нами клуба, объединение детей происходит по принципу проявления интереса к музыкальной деятельности, а взрослых по принципу заинтересованности в музыкальном развитии детей. Участниками клуба являются дети, педагоги и родители. Деятельность клуба в рамках нашего исследования осуществлялась в трех направлениях: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с социальными партнерами. Рассмотрим подробнее содержание деятельности каждого направления.
Взаимодействие с детьми предполагало реализацию дополнительной общеразвивающей программы, направленной на развитие компонентов музыкальной одарённости (музыкальные способности, интерес и инициативность, творческие проявления в музыкальной деятельности). Для музыкально одарённого ребёнка музыка является предметом интереса, который побуждает его к музыкальной деятельности, проявлению и развитию творческих способностей. Особенно важна эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, способствующая творческому подходу в решении образовательных задач. Поэтому одним из условий организации занятий с музыкально одарёнными детьми является поддержание и развитие интереса к музыкальной деятельности через различные формы.
В качестве основных форм организации деятельности для развития музыкальной одарённости у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительной программы мы выделили совместную деятельность ребёнка со взрослыми и с другими детьми и самостоятельную деятельность [1, с. 184]. Совместная деятельность ребёнка со взрослым предполагает партнерскую форму организации деятельности и включает в себя индивидуальные, подгруп-повые, групповые и коллективные формы организации деятельности. В групповых формах мы проводили типовые, тематические, доминантные, комплексные музыкальные занятия, музыкальные гостиные, вечера досуга, посещение концертов в рамках взаимодействия с социальными партнерами.
Коллективные (подгрупповые) формы предполагали объединение в группы детей с целью совместной подготовки к выступлениям, работы над коллективными проектами и т. д. Индивидуальные формы позволяли индивидуализировать обучение. Преимуществом данной формы является возможность выбора методов, средств, приемов и содержания обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребёнка. Основой для индивидуальной формы организации обучения может быть индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с признаками музыкальной одарённости, который может быть