Научная статья на тему 'Развитие одарённости детей дошкольного возраста в условиях творческой образовательной среды ДОО'

Развитие одарённости детей дошкольного возраста в условиях творческой образовательной среды ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЁННОСТЬ / АРТИСТИЧЕСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / TALENT / MUSICAL TALENT / LITERARY TALENT / ARTISTIC TALENT / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Л.М.

Статья посвящена проблеме развития одарённости детей в условиях дошкольной образовательной организации. Целью нашей работы являлось выявление оптимальных условий, оказывающих влияние на развитие одарённости детей дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать современные концепции одарённости и состояние проблемы развития одарённости в практике работы ДОО. Гипотеза: творческая образовательная среда ДОО способствует развитию одарённости детей. Основным методом является теоретико-методологический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, обобщение опыта работы педагогов ДОО. Результатом работы является теоретическое обоснование проблемы, выделение творческой образовательной среды в качестве фактора, влияющего на развитие одарённости детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF CREATIVE PRESCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The paper raises a problem of development of giftedness of children in conditions of preschool educational organization. The aim of the work is to identify the optimal conditions that influence the development of giftedness of children of preschool age. To achieve the objective, the following tasks were set to analyze the modern concepts of giftedness and the state of the problem of the development of giftedness in the practice of the work of preschools. The hypothesis: the creative educational environment of preschools promotes the development of children’s talents. The main method is a theoretical and methodological analysis of scientific, psychological, pedagogical and methodical literature, observation, generalization of the work experience of teachers of preschools. The result of the work is the theoretical substantiation of the problem, the allocation of a creative educational environment as a factor influencing the development of talent of preschool children.

Текст научной работы на тему «Развитие одарённости детей дошкольного возраста в условиях творческой образовательной среды ДОО»

УДК 37

Zakharova L.M., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanova (Ulyanovsk, Russia),

E-mail: ulseagull@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF CREATIVE PRESCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The

paper raises a problem of development of giftedness of children in conditions of preschool educational organization. The aim of the work is to identify the optimal conditions that influence the development of giftedness of children of preschool age. To achieve the objective, the following tasks were set to analyze the modern concepts of giftedness and the state of the problem of the development of giftedness in the practice of the work of preschools. The hypothesis: the creative educational environment of preschools promotes the development of children's talents. The main method is a theoretical and methodological analysis of scientific, psychological, pedagogical and methodical literature, observation, generalization of the work experience of teachers of preschools. The result of the work is the theoretical substantiation of the problem, the allocation of a creative educational environment as a factor influencing the development of talent of preschool children.

Key words: talent, musical talent, literary talent, artistic talent, creative activity, creativity, educational environment.

Л.М. Захарова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,

E-mail: ulseagull@mail.ru

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО

Статья посвящена проблеме развития одарённости детей в условиях дошкольной образовательной организации. Целью нашей работы являлось выявление оптимальных условий, оказывающих влияние на развитие одарённости детей дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать современные концепции одарённости и состояние проблемы развития одарённости в практике работы ДОО. Гипотеза: творческая образовательная среда ДОО способствует развитию одарённости детей. Основным методом является теоретико-методологический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, обобщение опыта работы педагогов ДОО. Результатом работы является теоретическое обоснование проблемы, выделение творческой образовательной среды в качестве фактора, влияющего на развитие одарённости детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: одарённость, музыкальная одарённость, литературная одарённость, художественная одарённость, артистическая одарённость, творческая деятельность, творчество, образовательная среда.

Проблема детской одарённости на сегодняшний день является одной из проблем, имеющей первостепенное значение в сфере государственной образовательной политики России. В нормативно-правовых документах («Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» от 03.04.2012 № Пр-827, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф3, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.l3 № 1155) отражаются основные направления, требующие изменений, связанные с необходимостью своевременного выявления одарённых детей и созданием условий для их развития. Осознание необходимости развития детской одарённости, прослеживающейся в представленных документах, связано с необходимостью обеспечения будущего страны потенциальными интеллектуальными и творческими ресурсами. Несмотря на то, что в России накоплен немалый опыт работы с одарёнными детьми, на сегодняшний день данная проблема остается актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что работа с данной категорией детей проводится лишь в специализированных учебных заведениях, центрах, школах, а практикой выявления одарённых детей являются предметные олимпиады. Таким образом, одарённость детей может быть признана на этапе обучения ребёнка в школе, несмотря на то что, первые признаки одарённости проявляются у ребёнка в дошкольном возрасте [1 - 8].

Решение задачи по развитию детской одарённости требует глубокого понимания самого понятия «одарённость», вызывающее множество научных дискуссий и вопросов на протяжении нескольких столетий. Большинство вопросов связано именно с детской одарённостью, так как вызывает сомнение сам факт признания ребёнка одарённым. Эволюция взглядов исследователей на проблему проходит долгий путь: от признания одарённости божественным даром до понимания ее как приобретаемого и развивающегося в течение жизни свойства личности. Рассмотрим некоторые современные концепции одарённости.

Раскрывая современный взгляд на проблему, обратимся не только к теориям последних лет, но и к теориям, не утратившим актуальности в настоящее время и служащим основой современных представлений об одарённости. Так, в качестве фундаментального исследования мы рассмотрим концепцию Б.М. Те-плова, который считал, что характеризуя одарённость «наиболее удобно исходить из понятия «способность» [5, с. 13]. Способности, по утверждению исследователя, являются индивидуальными особенностями, позволяющими «легко и быстро» усваивать необходимые знания, что в последующем приводит к успешному выполнению какого-либо вида деятельности. Таким образом, проявляющиеся у ребёнка способности в определенной сфере позволяют ему быстрее и успешнее овладевать деятельностью, связанной именно с этой сферой. Б.М. Те-плов характеризует способности как динамическое понятие, а их развитие рассматривает только в деятельности. Таким образом, принимая позицию ученого, мы приходим к выводу, что в случае погружения ребёнка в теоретическую или практическую деятельность, в которой у него проявляются способности, мы можем воздействовать на развитие имеющихся способностей, что в последующем, возможно, приведет к проявлению признаков одарённости [5, с. 20].

О влиянии внешних факторов на развитие одарённости писал немецкий психолог К. Хеллер, разработчик «мюнхенской модели одарённости». По мне-

нию исследователя, одарённость есть не что иное, как совокупность внутренних задатков с внешними факторами социализации. Таким образом, К. Хеллер подчёркивает влияние социокультурных условий на развитие детской одарённости [7, с. 243].

Одной из характерных особенностей современных концепций одарённости является изучение одарённости с точки зрения постоянно развивающегося потенциала личности. Л.С. Выготским было введено название данной теории как динамической концепции одарённости [1, с. 159]. Отличительной особенностью новой концепции является отказ от диагностики отбора одарённых детей и переход к диагностике развития детской одарённости, анализу возможностей раскрытия человеческого потенциала. В данном аспекте констатация одарённости не представляется возможной, так как необходимо проследить динамику её развития.

Теории динамической концепции одарённости придерживается в своих исследованиях и Д.Б. Богоявленская. Раскрывая сущностное значение одарённости, автор характеризует его как развивающееся в течение жизни качество психики, таким образом, подчеркивая динамичность и изменчивость данного свойства под влиянием внешних факторов [5, с. 7].

Но, можем ли мы констатировать наличие одарённости у ребёнка, если ей свойственно постоянное развитие? В этом аспекте представляет интерес теория Н.С. Лейтеса, именуемая как «возрастная одарённость». Автор подчёркивает особую возрастную чувствительность каждого этапа в развитии ребёнка, который открывает возможность приобретения одних свойств, позволяющих ребёнку осваивать новое и потерю других [5, с. 14]. Таким образом, согласно данной теории, каждый возрастной этап уникален и наделен определенными умственными чертами, которые не прослеживались в предыдущем и не проявятся в будущем.

Одарённость, по мнению Л.В. Трубайчук, характеризуется как целенаправленный процесс развития определённых задатков, способностей, качеств личности, которые у отдельных детей носят скрытый характер, а создание благоприятной среды включения ребёнка в деятельность, способствует их раскрытию [6, с. 16]. О влиянии среды писал и А. Мелик-Пашаев. Рассматривая одарённость как норму развития человека, а не исключение, автор мотивировал педагогов к созданию максимально благоприятных условий для раскрытия одарённости каждого ребёнка [2].

Таким образом, представленный краткий анализ современных концепций позволил сформулировать задачу, стоящую перед современным дошкольным образованием - создание образовательной среды, способной оказать влияние на развитие детской одарённости.

Особая роль в развитии детской одарённости принадлежит искусству. Именно оно позволяет развивать задатки детей, творческие способности. Все виды одарённости к искусству проявляются у детей значительно раньше других видов одарённости. Мы предполагаем, что это связано с восприятием искусства посредством интуитивного мышления, его осмысления на основе собственного восприятия, не зависящее от имеющегося опыта и знаний.

Анализ современной образовательной практики в дошкольных образовательных организациях показал необходимость совершенствования процесса

развития одарённости у детей. Данные выводы были сделаны на основе следующих наблюдений:

- в дошкольных образовательных организациях недостаточно внимания уделяется детям с признаками одарённости к отдельным видам искусства;

- наблюдается традиционный подход к организации непрерывной образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития;

- образовательное пространство не в полной мере обеспечивает возможность творческого самовыражения, самостоятельность выбора деятельности.

Анализ зарубежных исследований (Дж. Гилфорд, Ф. Монкс, Дж. Рензулли, Р Стернберг, Э.П. Торренс, Д. Фельдхусен), посвящённых выявлению структуры одарённости, позволил выделить наличие одного обязательного структурного компонента любого вида одарённости, такого как творчество или креативность. При схожести некоторых трактовок данных понятий, исследователи отмечают их разное содержательное наполнение. Креативность связывают со свойством индивида, его способностью к продуцированию принципиально нового, а творчество - это процесс и результат, ориентированный на создание нового (Л.И. Шишкина). В креативности основной акцент смещается на восприятие проблемы как компонента творческого акта, в творчестве - на поиске решений (Л.Ю. Сироткин).

Творческая деятельность - это необходимое условие общего развития ребёнка, отвечающее его возрастным потребностям и возможностям. Именно в процессе художественно-творческой деятельности у ребёнка развивается самостоятельное творчество (музыкальное, изобразительное, литературное, театральное). Творческая деятельность для ребёнка - это возможность его самоактуализации [8].

Проявление одарённости в области изобразительного искусства у детей дошкольного возраста наблюдается в стремлении ребёнка рисовать «всегда и везде», при этом он, чаще всего, отказывается от помощи взрослых, проявляя исключительную самостоятельность в создании художественных образов. Юный художник в своих работах отражает действительность, порой понятную только ему, что связано с индивидуальным видением и пониманием действительности, особым восприятием цвета, построенного на работе воображения одарённого ребёнка. Анализируя проявление признаков музыкальной одарённости, прослеживается аналогичная картина: ребёнок проявляет повышенный интерес к занятиям музыкальной деятельностью, восприимчив к звучащей музыке, проявляет интерес к творческой музыкальной деятельности, способен к сочинительству. Признаки музыкальной одарённости, наблюдаемые в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут проявиться как композиторская или исполнительская одарённость.

Следующий вид одарённости - это литературная одарённость. Безусловно, о подлинной литературной одарённости можно говорить, начиная с подросткового возраста, но первые попытки поэтической импровизации, способность к сочинительству проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Детям характерно придумывание сказок, различных историй, они способны ярко и эмоционально описать взволновавшее их событие. А.И. Савенков, применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендует применять понятие литературно-художественная деятельность, в которой происходит процесс зарождение задатков литературной одарённости ребёнка [3].

Библиографический список

Говоря об одарённости к видам искусства у детей дошкольного возраста нельзя не затронуть особенности ее проявления в театрализованной деятельности. Наблюдая за ребёнком с самого раннего детства, мы замечаем, как он силой воображения способен создавать вокруг себя особый мир - реальный или мистический, тот, в котором он может перевоплощаться, играть различные роли, передавать эмоции и чувства. Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, различные виды театрализованной деятельности позволяют развивать в ребёнке предпосылки артистической одарённости.

Таким образом, в проявлении признаков одарённости в сфере искусств у детей дошкольного возраста можно выделить некоторые общие черты, такие как:

- эвристический характер творческой деятельности;

- высокая мотивация в интересующей сфере, проявляющаяся как устойчивый интерес к определенным видам деятельности;

- стремление к новизне, незаурядности, самостоятельности в создании продуктов творческой деятельности (способность к сочинительству в музыке, в литературе, изобразительной деятельности, неповторимость образов в театрализованной деятельности и т. д.).

Из вышеизложенного следует, что для развития одарённости детей к видам искусства необходимо отходить от предъявления стандартных требований к освоению программы в ДОО. Познание, понимание и создание произведений искусства требует развитого творческого мышления, воображения, полета фантазии, свободы самовыражения детей, именно это направление должно стать вектором развития современной системы дошкольного образования.

Каждый ребёнок от природы наделён огромным творческим потенциалом, способностью эстетического восприятия мира. Современный ребёнок активен в познавательной и творческой деятельности, любознателен, стремится быть самостоятельным и инициативным в разных видах деятельности. Важнейшим условием развития детской одарённости является творческая образовательная среда [10, с. 106]. Проектирование творческой образовательной среды с целью самоактуализации потенциальных возможностей ребёнка должно являться ключевой идеей в организации жизнедеятельности ребёнка в детском саду, так как предоставляемая ребёнку свобода творческой деятельности, право на ошибку, условия и возможности для реализации собственных потребностей и интересов способствуют активизации скрытых способностей и проявлению признаков одарённости у детей дошкольного возраста.

Важным фактором развития детской одарённости в условиях дошкольной образовательной организации является и личность педагога, его компетентность в вопросе развития одарённости у детей, общекультурный уровень развития, наличие творческого подхода к профессиональной деятельности. В.А. Сухомлин-ский писал: «Если Вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребёнка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится». В.А. Сухомлинский [4, с. 157].

Таким образом, в дошкольной образовательной организации необходимо создавать комплекс условий, обеспечивающий развитие у ребёнка одарённости к видам искусства: использование разных видов творческой деятельности, создание творческо-развивающей среды, креативность педагога.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. Под ред. Т.А. Власовой. Москва: Педагогика.

2. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству Вопросы психологии. 1998; 1: 76 - 82.

3. Савенков А.И. Психология детской одарённости: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2016.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Киев: Рад. шк., 1985.

5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961: 9 - 20.

6. Трубайчук Л.В. Педагогическая технология развития одарённости детей дошкольного возраста: монография. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.

7. Хеллер К. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Современные концепции одарённости и творчества. Под редакцией Д.Б. Богоявленской. Москва, 1997: 234 - 264.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. References

1. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii. Pod red. T.A. Vlasovoj. Moskva: Pedagogika.

2. Melik-Pashaev A.A. Ob istochnike sposobnosti cheloveka k hudozhestvennomu tvorchestvu. Voprosy psihologii. 1998; 1: 76 - 82.

3. Savenkov A.I. Psihologiya detskojodarennosti: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.

4. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Rozhdenie grazhdanina. Pis'ma ksynu. Kiev: Rad. shk., 1985.

5. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva, 1961: 9 - 20.

6. Trubajchuk L.V. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta: monografiya. Chelyabinsk: IIUMC «Obrazovanie», 2009.

7. Heller K. Diagnostika i razvitie odarennyh detej i podrostkov. Sovremennye koncepcii odarennosti i tvorchestva. Pod redakciej D.B. Bogoyavlenskoj. Moskva, 1997: 234 - 264.

8. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

Статья поступила в редакцию 27.05.19

УДК 373.31

Kanevskaya Zh.O, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: renzisa@mail.ru

Selyukova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ekaterinaselyukova@yandex.ru

Zima V.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: zimavika@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.