УДК 376.5. 008.2 Б01 10.17238/188п1998-5320.2019.38.82
О. С. Парц,
Омский государственный педагогический университет
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема развития потенциала одарённых детей в условиях цифровизации общества, создания цифровой экономики и развития искусственного интеллекта.
Методология. Необходимо проанализировать сущность и возможные последствия цифровизации в контексте влияния на развитие потенциала одарённых детей для поиска путей профилактики. Результаты. Цифровизация общества влечёт за собой серьёзные риски для сложившейся системы обучения и воспитания одарённых детей и развития одарённости подрастающего поколения. Развитие цифровой экономики объективно оказывается в фокусе исследований педагогики детской одарённости, что обнажает реальные проблемы новой социальной ситуации. Вывод. Цифровизация нужна для прогресса общества, условия технологического прорыва создаются человеком. Поэтому цифровая экономика должна быть ориентирована на человека и развитие одарённости как творческого потенциала подрастающего поколения.
Ключевые слова: одарённость, одаренные дети, развитие потенциала, искусственный интеллект, цифровизация.
Проблема и цель. Цифровизация общества, разворачивающаяся в рамках Четвёртой промышленной революции, трансформирует все стороны жизнедеятельности человека, включая его взаимоотношения и характер социального взаимодействия. Дискуссии по данному вопросу затрагивают грядущие изменения в вопросах качества социальной жизни людей. Поэтому актуальным представляется рассмотрение вопроса сохранения потенциала одарённых детей в условиях новой социальной ситуации.
Методология. Процесс внедрения любой инновации должен сопровождаться анализом негативных последствий и поиском путей профилактики. Поэтому в рамках изучения интересующего нас вопроса обратимся к рассмотрению сущности новых понятий и обусловленных ими рисков.
Результаты. Одарённость - психологический феномен, обусловленный, с одной стороны, наследственными факторами, так как заложен в ребёнке до его рождения, а с другой - социально-культурными, поскольку особенности проявления и развития одарённости, как творческого потенциала личности, зависят от среды, в которой происходит развитие самого ребенка в период взросления и становления в обществе [1]. Одарённые дети мыслят по-своему, продуцируют идеи, способные обновить окружающий мир, тем самым составляя потенциал для социально-экономического прогресса человеческого общества.
Цифровизация в настоящее время входит в жизнь человеческой цивилизации и образовательного сообщества, как его составляющая и как ресурс развития представляет огромный интерес, открывая перспективы инновационного развития как общества в целом, так и системы образования подрастающего поколения. Результатами цифровизации выступают создание цифровой экономики и искусственного интеллекта, что, в целом, значимо для конкурентоспособности государства в глобальном мире. Но именно эти уже совсем далёкие от фантастики ожидания результатов научно-технического прогресса и являются основным предметом беспокойства за судьбу начинающей набирать обороты работы с одарёнными детьми в нашей стране по сохранению их талантов и гармоничной социализации.
Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведёт к снижению издержек, появлению новых возможностей и т. д. В широком смысле цифровизация означает большое число конкретных преобразований информации в цифровую форму, что приводит, как ожидается, к существенным положительным последствиям и изменениям общественного развития, повышению эффективности экономики и качества жизни человека [2, с. 46-63.].
Цифровизация общества - реальность нашего времени. Поэтому возможные преимущества, а также вызовы и риски находятся в центре внимания исследователей. Особенностям влияния цифровизации на экономику и общество посвящены работы С. В. Бондаренко, А. Н. Козырева, Р. М. Нуреева, В. Г. Халина, Г. В. Черновой и др. Проблеме благополучного развития и возможных рисков для социализации детей в условиях изменяющегося мира, активного распространения интернета, цифровизации общества посвящены работы А. А. Бочавер, Е. Ю. Зотовой, Т. А. Нестик, М. А. Новиковой, Е. И. Рассказовой, И. Б. Смирнова, Г. У. Солдатовой и др. В работах В. М. Аллахвердовой, Е. А. Валуевой, А. Л. Журавлевой, Д. В. Уша-
кова, М. А. Холодной и других ученых представлены результаты современных исследований интеллекта и творчества. В тоже время слабо отражена психолого-педагогическая составляющая возможных рисков личностного развития и социализации одаренных детей в цифровую эпоху. Вопросы развития одаренных детей общества будущего находятся в сфере пристального внимания государства и отражаются в значимых документах, проектах. Поэтому наряду с реализацией данных проектов и программ важно запускать узкоспециализированные и междисциплинарные исследования, которые позволят сохранить баланс между прагматичным интересом к феномену одаренности (высокая мотивация достижений, получение неординарных результатов и пр.) и личности человека, обладающей данным феноменом.
Природа феномена одарённости такова, что она является для человека своеобразным двигателем активности, выделяя среди окружающих. Поэтому вполне объяснимы и понятны трудности социальной адаптации, которые одарённый человек испытывает в существующем обществе. При этом отличие одарённого ребёнка от одарённого взрослого заключается в том, что первый не понимает причин регулярно возникающих трудностей в силу отсутствия знаний и необходимого социального опыта и нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке учителя [3, с. 635-644]. Но в человеческом обществе находятся точки соприкосновения, решаются вопросы соблюдения прав и свобод, реализации образовательных потребностей одаренных людей, поскольку на них делается, если так можно выразиться, ставка в совершении очередного технологического прорыва современной цивилизации: их интеллектуальными усилиями разрабатывается искусственный интеллект.
Каждый человек от природы одарён, разница состоит в том, что проявляется феномен одаренности у каждого человека на протяжении всей жизни по-разному и в разное время, характер и динамика развития носят индивидуальный характер. Именно поэтому работа по проявлению и развитию одарённости у детей требует особого внимания. Несколько десятилетий потребовалось нашему государству, чтобы сделать её более значимой и понятной на уровне как рядовых граждан, так и профессионального сообщества. Сегодня является нормой, что учитель, наряду с освоением информационно-коммуникационных технологий, регулярно повышает свою квалификацию в области работы с одаренными детьми, развития их творческих способностей, психолого-педагогического сопровождения и поддержки развития. Не удивительно, что современная российская школа в лице юных россиян демонстрирует достаточно высокие показатели результатов физико-математического, естественнонаучного образования, а также в области моделирования и программирования на международных олимпиадах.
Риск первый. Под влияние цифровой экономики, генеральной целью которой является получение прибыли на создание новых производств, бизнес-моделей, моделей управления, новых рынков и новых потребителей, попадают сфера общественной жизни, производство, бизнес, наука, образование, а также жизнедеятельность отдельных людей. На этапе разработки и цифровизации экономики именно человек выступает её ресурсом, и поэтому представляет интерес для вложения инвестиций.
В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на пер. до 2030 г. приводится следующее определение искусственного интеллекта: это «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека» [4]. Буквальная трактовка данного определения высвечивает противостояние человека и искусственного интеллекта, что опасно и недопустимо.
Одарённый человек, понимая проблему, ищет оригинальные способы её решения и может предложить «веер» решений, каждое из которых может быть использовано или отклонено в силу объективных обстоятельств. Искусственный интеллект предполагает не множество решений, а лишь одно, просчитанное и единственно верное, полученное оптимальным путем без особых эмоциональных и психофизических затрат. Вероятно, данный способ более экономичен, но трудно сказать, насколько эффективен с точки зрения человека.
В этом контексте возникает вопрос, насколько востребован одарённый человек и его креативность в эпоху цифровизации. И если сегодня компьютер и цифровые технологии служат ресурсами для развития экономики и повышения благосостояния общества, то в век искусственного интеллекта человек может рассматриваться как ресурс для уничтожения искусственного интеллекта. Т. е. на определённом этапе человек может выступить конкурентом машины, а одарённый ребенок, соответственно, угрозой для существования и развития искусственного интеллекта, поскольку их логики и потребности могут не совпадать.
В результате изменятся подходы к обеспечению качества образования человеческих индивидов и таких её параметров, как стратегия, финансовое обеспечение, содержание образования, подготовка педагогических кадров и др.
Риск второй. В п. 22 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта отмечается, что «использование технологий искусственного интеллекта в социальной сфере направлено на создание условий для улучшения уровня жизни населения, в том числе повышение качества услуг в сфере образования (включая адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации и раннего выявления детей с выдающимися способностями)» [4].
Действительно, на данный момент активно реализуется огромное число олимпиадных и иных конкурсных мероприятий разных уровней (от муниципального до федерального) на базе учреждений дополнительного образования, центров развития творчества детей и молодёжи. Деятельность данных организаций направлена на выявление одарённых детей, содействие им в осознании возможностей реализации своего потенциала в реальной жизни и привлечение бизнеса к продвижению и закреплению талантов в определенной сфере производства, актуальной для развития государства. То есть поколению молодых начала XXI в. предложен богатый спектр образовательных возможностей для проявления и реализации своих дарований в разных предметных сферах, в том числе с проекцией на профессиональную деятельность.
Тем не менее очевидно, что в эпоху цифровизации будут усиливаться интерес к точным наукам и уточняться приоритеты в области работы с одарёнными детьми, т. к. в центре внимания находится воспроизводство необходимого интеллектуального ресурса для создания платформы цифровой экономики. В центре внимания останется выявление одарённых детей в области математики, информатики и технологии [5]. Другие сферы могут отойти на второй план, что тоже вызывает серьёзную озабоченность: продолжительное подавление интеллектуальных потребностей одарённого ребёнка может привести к эмоциональным сложностям, нарушениям нервно-психической сферы, а в масштабах государства к социальным катаклизмам.
История показывает, что однонаправленное, рационально выстроенное образование искажает развитие личности, эмоциональную сферу и общую картину мира ребёнка: по сути, отходят на второй план существенные характеристики человека как живого существа, способного к самопроизводству, саморазвитию и самореализации в социуме. Важно помнить, что естественнонаучное и гуманитарное образование необходимо не только для консультаций при создании программ искусственного интеллекта, но и является основой воспитания и развития человека.
Риск третий. Ещё одним риском может стать оптимизация педагогического состава учителей и замена их роботами, ввиду явного кадрового голода и навязанной экономической целесообразности.
Профилактика рисков. Итак, какой станет школа по достижении экономически целесообразного цифрового продукта в форме искусственного интеллекта во многом зависит и от гражданской позиции, и от «человеческого лица» бизнеса: роль экономики в прогрессе общества объективна.
Выводы. В ходе технического прогресса необходимо смотреть вперёд не только на ближайшие 20-30 лет, но и на более отдалённый период, прогнозируя перспективы развития человеческой цивилизации на нашей планете в ходе информационных прорывов и технологических революций. Что будет главным, «оцифрованная» погоня за прибылью и конкуренция с человеком или продуманная экономика, ориентированная на взаимодействие человека и цифрового разума в живом мире, покажет уже ближайшее время.
В цифровом обществе должна оставаться востребованной и оценённой по достоинству работа учителя с детьми, по развитию одарённости у детей и система гармоничного и всестороннего образования подрастающего поколения. Это возможно в условиях очень качественного, технически оснащённого, раскрывающего ребёнку целостную картину миру образования, в котором наставниками выступают грамотные специалисты, представители человеческой расы, компетентные в области цифровых технологий и робототехники.
Таким образом, преодоление выше обозначенной проблемы видится в пристальном внимании в период цифровизации, становления цифровой экономики и развития искусственного интеллекта к ЧЕЛОВЕКУ, к его удивительной способности творить и созидать. Важно помнить, что технический прогресс, в том числе и этап цифровизации, воплощают в жизнь одарённые люди - сегодня дети, а завтра взрослые. Именно они вдыхают жизнь в красивые формулы и строгие теории, позволяя рукотворным созданиям разных форматов существовать и развиваться рядом с человеком в одном мире.
Библиографический список
1. Холодная, М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития. / Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 69-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16777861.
2. Халин, В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущест-ва,вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36399688.
3. Литвак Р.А. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях/ Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Современные исследования социальных проблем.2012. №1 (09). С. 635-644. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17831046.
4. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 10.10.2019 N 490). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/
5. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
O. S. Parts,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3131-7759 e-mail: [email protected]
ACTUAL ISSUES OF DEVELOPING THE POTENTIAL OF GIFTED CHILDREN IN DIGITALIZATION
Introduction. The article considers the urgent problem of developing the potential of gifted children in the context of digitalization of society, the creation of digital economy and the development of artificial intelligence.
Materials and Methods. It is necessary to analyse the nature and possible implications of digitalization to find ways for preventative care, in the context of the impact on developing the potential of gifted children.
Results. The digitalization of society entails serious risks for the existing system of education and upbringing of gifted children and the development of talents of the younger generation. The development of the digital economy is objectively in the focus of the pedagogy of infant giftedness. It reveals the real problems of the new social situation.
Conclusions. Digitalization is necessary for the progress of society. The conditions of technological breakthrough are created by man. Therefore, the digital economy should be focused on people and on the development of giftedness, as the creative potential of the younger generation.
Keywords: giftedness, gifted children, developing of the potential, artificial intelligence, digitalization.
References
1. Kholodnaya M.A. Evolution of Intellectual Giftedness from Childhood to Adulthood: Effect of Inversion in Development. Psychological Journal. 2011, t. 32. No. 5. Pp. 69-78. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 16777861
2. Halin V.G., Chernova G.V. Digitalization and Its Impact on the Russian Economy and Society: Advantages, Challenges, Threats and Risks. Administrative Consulting. 2018 № 10 (118), pp. 46-63. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=36399688
3. Litvak R. A., Bondarchuk T. V. Appropriateness of gifted children's socialization in contemporary sociocultural conditions. Modern Studies of Social Issues. 2012, no. 1 (09), pp. 635-644. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=17831046
4. National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the Period until 2030 (approved by Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019, no. 490). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3 35184/
5. Passport of the national program «National program "Digital economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the President's Council of the Russian Federation for strategic development and national projects (the protocol of December 25, 2018 No. 1). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 328854/
Поступила в редакцию 27.11.2019 © О. С. Парц, 2019
Автор статьи: Ольга Степановна Парц, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, е-mail: [email protected]
Рецензенты:
Е. Н. Котенко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет.
М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет.