УДК 37.01 Б01 10.17238^^998-5320.2018.34.110
О. С. Парц,
Омский государственный педагогический университет
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ А. С. МАКАРЕНКО В ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Проблема. Одарённых детей традиционно относят к категории «трудных» детей. В ходе анализа теоретического и практического материала автор обращает внимание, что трудности взросления одарённой личности и её социализации в обществе обусловлены самой природой одарённости, поэтому необходимо уделять серьёзное внимание воспитанию одарённых детей. Цель - акцентировать внимание современного педагога, работающего с одарёнными детьми, на педагогическом опыте А. С. Макаренко в области воспитания «трудных» детей. Вывод. Для гармоничного развития личности одаренного ребёнка в современной школе необходимо использовать бесценный педагогический опыт А. С. Макаренко в области воспитания «трудных» детей. Важно своевременно помочь одарённому ребёнку понять и освоить позитивный опыт общения и взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми. Ключевые слова: одарённый ребёнок, воспитание, воспитательные технологии, социализация, культура взаимодействия.
Введение. Воспитание личности человека - проблема, сохраняющая свою актуальность независимо от того, в какую эпоху мы живём. В век искусственного интеллекта, испытывающего колоссальную потребность в активизации творческих возможностей человека, вопросы воспитания подрастающего поколения только обострились: всё отчётливее мы понимаем, что от качества воспитания зависит будущее человеческой цивилизации.
Вопрос поиска и развития одарённых людей находится в центре внимания государства. Для этого обновляется система образования, начиная с первых ступеней, создаются инновационные образовательные комплексы. Тем не менее, проблема работы с одарёнными детьми остаётся открытой в силу специфики самого феномена одарённости и условной готовности сложившейся общественной системы к восприятию более свободно мыслящих, пренебрегающих стереотипами, отличающихся образом мыслей людей.
В центре внимания исследований детской одарённости традиционно находится развитие творческих способностей ребёнка: речь идёт прежде всего о достижениях выдающихся результатов в предметной деятельности, иных образовательных успехах. Предметом исследования в данном контексте становятся стратегии, формы, методы, технологии обучения, предметный дидактический инструментарий, аспекты управления, способствующие развитию познавательной активности одарённого ученика в различных видах деятельности в условиях образования. Считаем, что для гармоничного развития одарённого ребёнка необходимо уделять серьёзное внимание вопросам его воспитания и социализации в контексте современного общества.
Цель данной статьи видится в переосмыслении педагогического наследия А. С. Макаренко в контексте работы с одарёнными детьми и помощи им в процессе социального взросления в обществе.
На основе методов теоретического анализа психолого-педагогической литературы и публикаций проблемного анализа обосновывается современность опыта воспитательной деятельности А. С. Макаренко, которая мало изучена в современной педагогической науке. На наш взгляд, активная интерпретация его идей может помочь разным трудным детям стать деятельными, крепкими духом и нравственно устойчивыми взрослыми.
Для этого рассмотрим понятие «одарённые дети», попробуем найти ключи к решению вопросов их позитивной социализации в педагогической кладовой великого педагога.
Практический базис исследования. А. С. Макаренко много сил отдал именно воспитанию «трудных» детей, оказавшихся по причине исторических обстоятельств вне общества. При этом свои практические выводы он относил не только к беспризорным трудным детям, но и к каждому детскому коллективу и работнику сферы образования и воспитания детей.
В педагогической литературе к категории «трудных» относят и одарённых детей. В мирное время они зачастую оказываются вне общества. Поэтому важно искать ресурсы для сохранения их одарённости и успешной социализации, в том числе и в уникальном педагогическом опыте А. С. Макаренко.
Ребёнок, проявляющий свой дар, - это особый мир, готовая к самоорганизации система со своими свойствами, взаимосвязями и механизмами развития. Это взрослеющая личность с постепенно созревающей психикой, опыт поражений которой желательно минимизировать для сохранности психики ребёнка и накопления им позитивного опыта. Если ставить вопрос воспитания подрастающего поколения, частью которого являются одарённые дети, то необходимо искать такие ресурсы воспитания, которые позволили бы разным детям, живущим в одном обществе, научиться понимать друг друга, взаимодействовать и при этом развиваться как личность. Поэтому всё более насущной становится проблема научить педагога использовать осознанно стиль деятельности, разрабатывать и гибко применять воспитательные технологии для развития личности ребёнка, в том числе одарённого, оставаясь на гуманистических позициях науки о человеке [3, с. 300].
В таком современном ключе, словно заглядывая в XXI век, ставил вопрос воспитания А. С. Макаренко, считавший целью воспитания «программу человеческой личности, программу человеческого характера», в понятие характера вкладывавший «всё содержание личности» [4].
Одарённые дети являются частью социума, очень сложной нестабильной самоорганизующейся системы. Как феномен социально-педагогической действительности одарённые дети обладают значимым для прогресса общества творческим потенциалом, хотя имеют низкий уровень социальной компетентности, что обусловлено врождённой дисхронией развития. Именно поэтому они нуждаются в соответствующей направленной поддержке развития, создании прогнозируемых условий гармоничного развития в целях позитивной социализации в интересах общества [5, с. 6].
Как писал К. Г. Юнг, «проблема одарённого ребёнка отнюдь не проста, потому что мало распознать в нём хорошего ученика. В известных случаях мы имеем как раз обратное. Он может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный...» [6, с. 156].
Педагогу необходимо понимать, что сложность его взросления так же естественна, как сложность самого феномена одарённости, проявляющегося в деятельной природе ребёнка. Это своего рода вечный двигатель, топливом для которого служат положительные эмоции, осознание значимости для окружающих, стремление к реальным преобразованиям и совершенствованию окружающего мира. Трудно смириться с такой активностью, поэтому и называют одарённых детей «трудными». На самом деле трудно нам, окружающим, а для ребёнка - это норма жизни. Именно для сохранения баланса, коммуникативного равновесия приходится искать приёмы обучения одарённого ребёнка способам принятия социальных правил и стереотипов, навыков общения с воспринимающими по-иному мир взрослыми и детьми. Для достижения желаемого результата нужно делать всё последовательно и продуманно, можно сказать, технологично.
Значимость технологичности педагогической деятельности подчёркивал А. С. Макаренко, подразумевая соблюдение здоровой логики в деятельности педагога в процессе организации взаимодействия с детьми, продуманную повторяемость событий в жизни детского коллектива, определяемую поставленной образовательной целью и наполненной жизненным смыслом.
Важнейшей чертой его воспитательной технологичной работы с детьми можно назвать системность: по его словам, «в ней всё имело смысл, выполнялось от души и на совесть, служило для людей в целом и в частности». Согласитесь, что такая система деятельности является естественной основой для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, что очень важно, если учитывать, что все дети от природы одарены.
В вопросах воспитания выделяются определённые трудности в поведении одарённых детей при взаимодействии с окружающими.
Так, мы ждём стабильности в достижениях ребёнка и положительной динамики роста. А он может устать, потерять интерес, что-то ещё изменится в его жизни, и мир предстанет перед ним в иных красках и цветах. Также у одарённых детей зачастую возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, проблемы в общении со сверстниками. Чтобы не остаться одному, ребёнок старается подстроиться под других, казаться таким, как все, отказываясь от своей индивидуальности, избегая провокаций в коммуникации со стороны сверстников и окружающих взрослых, не понимающих и не принимающих исключительности самого ребёнка. Как снежный ком, накапливаются проблемы в эмоциональном развитии. В сложных ситуациях они проявляют инфантильную реакцию: критические замечания могут вызвать немедленные слёзы, а любой неуспех приводит к отчаянию, так как они не научены преодолевать неудачи [1, с. 172].
Возникают естественные противоречия между ожиданиями окружающих и возможностями ребёнка в данный момент его жизни, преодолевать которые просто обязан научить ребёнка взрослый наставник.
Одной из педагогических находок А. С. Макаренко явилась идея воспитания через коллектив и в коллективе: воспитание честности и ответственности перед товарищами, готовности созидать, тщательно продумывая все детали реализуемого проекта, и многое другое. Данные положения не теряют своей актуальности, реализуя главное правило: в период взросления нужно дать возможность расти и познавать. И всегда иметь в виду как первоочередную задачу воспитание у одарённой личности культуры общения и деятельности начиная с детского коллектива, в котором есть место и конкуренции взрослеющих личностей, и простой человеческой дружбе.
Если учитывать индивидуальный темп развития личности, который есть у каждого человека, для успешности воспитания на современном этапе учителю нужно находить и предлагать детям новые темы диалогического общения, обсуждения в коллективе, социально-полезные и интересные направления совместной деятельности.
В этом случае одним из мощных ресурсов является, как и прежде, трудовое воспитание. Сегодня этот термин устарел, но по сути не потерял своей актуальности. Переосмысление его возможностей с точки зрения современной школы позволяет рассмотреть в его рамках, например, активное использование проектной технологии. Здесь и социальный проект, в идею которого органично вписываются волонтёрские акции, благотворительная деятельность, субботники; и творческий проект, позволяющий показать результаты разных видов творческой (музыкальной, художественной, театральной и др.) деятельности; и исследовательский проект, позволяющий освоить основы и культуру научного труда.
Важно, чтобы «труд как воспитательное средство был частью общей системы» взаимодействия с детьми, помогал преодолевать хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, дисциплину, в том числе и в команде; формировать спокойное отношение к удачам и неудачам [4].
По словам А. С. Макаренко, без идущего рядом образования труд не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать нравственно, если он не будет участвовать в общественной жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [4].
Природа одарённости акцентирует наше внимание на «синергетичности», сложности самого процесса развития одарённости и личности одарённого ребёнка: взрослея, он всё более представляет собой особую самоорганизующуюся систему, часто не совсем понятную именно потому, что «упорядочение элементов обусловлено больше внутренними причинами» [2, с. 1145]. И если мы ставим целью проблему сохранения и развития одарённости ребёнка во взрослой его жизни, необходимо реализовывать комплекс условий, в которых протекает взросление и становление непрерывно развивающейся по своей индивидуальной логике личности одарённого ребёнка, одним из которых и является воспитание в активной деятельности.
Проявление индивидуальности и воспитание личности ребёнка активно происходит в игровой деятельности, независимо от его возраста. Игра, по словам А. С. Макаренко, имеет для ребёнка то же значение, какое у взрослого имеет профессиональная деятельность, работа, служба. Все дети любят играть.
Необходимо отметить, что и в век информационных технологий разные игры значимы для взросления и социализации ребёнка, так как в них он осваивает новые для него социальные роли, проигрывает жизненные сценарии, модели принятия решений и поступков. В целом, игра является для ребёнка пространством фантазирования в деятельности, виртуальной реальностью, позволяющей достигать поставленные им самим идеальные цели, - фактически это простор для проявления и развития одарённости, творческого потенциала ребёнка, освоения способов самовыражения и взаимодействия в коллективе сверстников и окружающих взрослых.
Вопрос сегодня заключается в том, достаточно ли у современных детей времени, чтобы проявить себя в игре в полной мере. И не только в деловой игре в процессе учебной деятельности, но и в других играх, включая традиционные ролевые и/или подвижные игры.
Практика показывает, что перегруженность детей в школе лишает их времени на игру. Детям становится некогда спонтанно фантазировать в игровой деятельности. Так, в самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом и др. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. Постепенно эти рабочие функции усложняются, ребёнок выполняет более сложные задания, которые имеют значение для окружающих. Игра
долгое время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. От одиночной игры он переходит к групповой игре, а потом и к коллективной.
По словам А. С. Макаренко, «школа приносит широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов» [4]. Подчёркивается, что воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу». Можно сказать, что каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Информационные технологии подарили нашим детям виртуальную игровую деятельность и уникального партнёра в виде идеального прообраза одарённого человека - искусственного интеллекта, который предлагает разные игровые логики, всегда готов предложить свои услуги и быть рядом, но в то же время, достаточно жёсткого и бескомпромиссного, при этом его невозможно отвергнуть, обидеть, не принять в игру, отчислить из команды и пр. В компьютерных играх руководит ребенком запрограммированный искусственный интеллект, предлагая осваивать определённые стратегии и логики, социальные ценности силового виртуального мира, что вызывает много вопросов, поскольку речь идёт о воспитании человека.
Недооценка роли игры для воспитания детей в современном обществе приносит свои негативные плоды. Например, парадоксом XXI века являются изобретённые «разрушительным гением» человека игрушки, подвигающие детей к суициду, и пр. А. С. Макаренко отмечал значимость игрушки как главного атрибута игры, подчёркивая, что главное в детской игре - добиться, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал; не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца; в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг [4]. По опыту А. С. Макаренко, нужно внимательно следить, чтобы увлечение, например, спортом не принимало характер всепоглощающей страсти, не ограничивало духовную жизнь ребёнка, т. к. в жизни значимы и другие стороны деятельности. Поэтому при реализации игры всегда необходимо руководство/внимание со стороны взрослого: герои игры, их поступки и цели деятельности и т. д. Важно это для детей любого возраста.
Вывод. В завершении необходимо отметить, что рамки данной статьи позволяют сделать акцент на значимости педагогического наследия А. С. Макаренко и возвращении его идей в реальную практику учителя. Воспитание человека начинается в детстве. Это относится в полной мере к каждому ребёнку, в том числе и одарённому. Помогая одарённым детям освоить необходимый социальный опыт индивидуального личностного взросления, мы приближаемся к решению задачи сохранения и развития одарённости как потенциала их успешности в социально-полезной деятельности и самореализации в будущей жизни в контексте современного общества.
Библиографический список
1. Артамонова Е. Г. Одарённые дети в современном обществе: трудности становления личности // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 171-176. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23695380
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.
1536 с.
3. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синерге-тическая парадигма: Многообразие поисков и подходов : сб. ст., отв. ред. В. И. Аршинов [и др.]. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 300 с.
4. Макаренко А. С. Общение с трудными детьми [Электронный ресурс]. М.: АСТ, 2015. 320 с. URL: https://libking.ru/books/pedagogy-book/524236-anton-makarenko-obshchenie-s-trudnymi-detmi.html
5. Парц О. С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 22 с.
6. Юнг К. Г. Феномен одарённости : доклад ; пер. с нем. // Конфликты детской души. М., 1994.
O. S. Parts,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of pedagogy
Department of the Institute of innovative and inclusive education
Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3131-7759
EDUCATIONAL IDEAS BY A. S. MAKARENKO IN PEDAGOGY OF GIFTED CHILDREN
Introduction. Traditionally, gifted children are considered as 'difficult' children. While analyzing theoretical and practical materials, the author pays attention on the fact that the challenges of gifted person's growth and socialization in this world are conditioned by the nature of the giftedness itself. Thus, it is necessary to take into consideration the process of gifted children upbringing.
The purpose of the paper is to attract the attention of teachers working with gifted children to pedagogical experience of A. S. Makarenko who was an expert in the field of 'difficult' children upbringing.
Conclusion. To achieve the results of gifted child harmonious development in today's school it is necessary to use a valuable pedagogical experience of A. S. Makarenko in the field of 'difficult' children upbringing. It is important to help gifted children timely; understand and master their positive experience of communication and interaction with other children and adults.
Keywords: gifted child, upbringing, upbringing technologies, socialization, culture of interaction.
References
1. Artamonova E. G. Gifted children in modern society: difficulties of personality formation. World of psychology. 2015. no. 1 (81). pp. 171-176.
2. Large explanatory dictionary of the Russian language, comp. and chief editor S. A. Kuznetsov. Saint-Petersburg: Norint, 1998. 1536 p.
3. Budanov V. G Transdisciplinary education, technology and the principles of synergetics. Synergetic paradigm: the Variety of searches and approaches : collection of articles, ed. ed. V. I. Arshinov [et al.]. Moscow: Progress-Tradition, 2000. 300 р.
4. Makarenko A. S. Dealing with difficult children. Moscow: AST, 2015. 320 p. URL: https://libking.ru/books/pedagogy-book/524236-anton-makarenko-obshchenie-s-trudnymi-detmi.html
5. Partz O. S. Pedagogical conditions of self-realization of gifted children (by the material of additional education): author. dis. ... cand. ped. sciences. Omsk, 2007. 22 P.
6. Jung C. G. The Phenomenon of giftedness : report ; Conflicts of the child's soul. Moscow, 1994.
Поступила в редакцию 23.11.2018 © О. С. Парц, 2018
Автор статьи: Ольга Степановна Парц, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики института инновационного и инклюзивного образования, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14.
Рецензенты:
М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет.
Н. Н. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский
государственный автомобильно-дорожный университет, Омск.