Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВООБРАЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВООБРАЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / СТУДЕНТ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭМПАТИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IMAGINATION / STUDENT / REFLECTION / EMPATHY / LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конубрикова Л.И.

Представлены результаты эмпирического исследования уровней сформированности у студентов профессионально важных качеств психолога и развития воображения. А также описаны представления обучающихся о роли воображения в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВООБРАЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.9.07

Конубрикова Л.И. студент магистратуры 1 курса факультет психолого-педагогического и социального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВООБРАЖЕНИЯ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-

ПСИХОЛОГОВ

Представлены результаты эмпирического исследования уровней сформированности у студентов профессионально важных качеств психолога и развития воображения. А также описаны представления обучающихся о роли воображения в различных видах деятельности.

Ключевые слова: воображение, студент, рефлексия, эмпатия, учебная деятельность.

Konubrikova L. I. graduate student

1 course, Faculty of Psychological, Pedagogical and Social Education

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd

The results of an empirical study of the levels of formation in students of professionally important qualities of a psychologist and the development of imagination are presented. And also describes the views of students about the role of imagination in various activities.

Keywords: imagination, student, reflection, empathy, learning activities.

В настоящее время в системе высшего профессионального образования происходят различные преобразования. На начальных этапах обучения уделяется внимание формирования у студентов профессиональных компетенций. Вопрос о роли воображения как средства развития профессионально важных качеств практически не рассматривается.

В современном высшем образовании решается проблема поиска эффективных способов подготовки успешных и конкурентоспособных специалистов. В исследовательских работах в основном рассматривается влияние мотивации, эмоций, воли на успешность обучения. Вопрос о воображении как факторе успешности в учебной деятельности недостаточно освещен.

Воображение может стать значимым ресурсом обучения. Воображение состоит в умственном отходе за рамки непосредственно чувствуемого, позволяет антиципировать результат, способствует построению планов. О данных особенностях познавательного процесса говорится во многих психологических исследованиях.

Так, В.Т. Кудрявцев выделяет в своих работах существенные характеристики воображения: реализм, надситуативность, умение видеть целое раньше частей, мысленно-практическое экспериментирование [Кудрявцев, 2001].

Мы согласны с позицией Э.В. Ильенкова, который утверждает, что процесс воображения важен не только в учебной деятельности, но и в других областях. Рассматривая развитие воображения в истории общества, он представляет воображение как универсальную способность, позволяющую человеку видеть правильно окружающую действительность во всем многообразии предметов и их качеств. Без воображения были бы невозможны не только наука и искусство, но и обычная жизнь [Ильенков, 1964].

В психологии воображение рассматривается с разных точек зрения. Одни авторы изучают воображение в совокупности с другими познавательными процессами, они не признают воображение как особую форму отражения. Основанием их позиций служит то, что воображение не может возникнуть из ничего. Другие рассматривают воображение как самостоятельный процесс. Эти исследователи акцентируют внимание на том, что воображение - это всегда создание нового, ранее не существовавшего.

Мы считаем, что существующие точки зрения дополняют друг друга и согласны с позицией И.Ю. Левченко, который не считает эти позиции противоположным, а наоборот, способствуют более полному пониманию это познавательного процесса [Левченко, 2007].

В исследованиях С.Л. Рубинштейна и П.П. Блонского, главным образом, прослеживается тема о связи воображения с памятью. С.Л. Рубинштейн полагал, что процесс воспроизведения образов - это основа памяти, а воображение осуществляет преобразование этих образов. Оно тесно связано с умением создавать новое, представляя преобразование существующего, воспроизводимого в образной форме [Дьяченко, 2005].

По мнению Е.И. Игнатьева, существует неразрывная связь между воображением и мышлением. Мышление способно продуцировать новые комбинации на основе существующей системы понятий, а воображение дает возможность выбора образа. Но, поскольку системы понятий и образов тесно связаны между собой, то подобная работа по предвидению результатов деятельности ведется параллельно в двух измерениях - понятий и образов. Механизм воображения начинает действовать тогда, когда проблемная ситуация является неопределенной, исходные данные с трудом можно точно анализировать [Игнатьев, 2004].

В одной из своих работ Э.В. Ильенков пишет о генетической связи воображения с особым восприятием человеком предметов. «Уметь видеть предмет по-человечески - значит уметь видеть его "глазами другого человека", глазами всех других людей, значит в самом акте непосредственного созерцания выступать в качестве полномочного

представителя "человеческого рода"... Это своеобразное умение как раз и вызывает к жизни ту самую способность, которая называется "воображением", "фантазией", - ту самую способность, которая позднее в искусстве достигает профессиональных высот своего развития, своей культуры» [Ильенков, 1964].

Современная информационная среда влияет на развитие воображения человека. Воображение может создавать образы на основе уже имеющихся у человека знаний. Информационная среда является источником получения знаний и впечатлений. Продуцирование образов происходит с помощью специальных приемов воображения. Мы считаем, что наиболее содержательной является классификация С.Л. Рубинштейна.

В качестве средств воображения автор описывает комбинирование., сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных, комбинациях. Это прием воображения, основанный на способе соединения и подборах конкретных черт явлений или предметов, базой для комбинирования может быть тип личности, ее жизненный опыт.

Следующим приемом является агглютинация, она является отдельным случаем преобразования с помощью комбинирования или создания новых соединений данных в опыте элементов. Третьим приемом воображения выделяется акцентуирование отдельных сторон отображаемого явления, которое изменяет его общий вид. Акцентирование - это подчеркивание, преуменьшение или преувеличение определенных черт, свойств, признаков.

Последний прием, выделенный С.Л. Рубинштейном, это метод преобразование деятельности в процессе творческого воображения идёт по линии типизации, т. е. специфического обобщения. Типизация - это специфическое обобщение состоит в построении сложного, целостного образа [Рубинштейн, 2005].

Для того чтобы обозначить роль воображения в учебной деятельности студентов-психологов, можно говорить о связи воображения и познания.

М.А. Пилюгина утверждает, что «акте познания оно выступает своеобразным посредником между чувственным познанием, эмпирическим опытом и абстрактным теоретическим мышлением» [Пилюгина, 2013].

Воображение является обязательным элементом познавательной деятельности, так как характеризуется некоторыми особенностями. Первая, в воображении продуцируются образы, помогающие получить целостную картину рассматриваемого предмета, позволяют изучать его одновременно со всех сторон. С помощью воображения человек может быстро познать сущность проблемы или предмета раньше, чем в сознании появиться четкое представление о них.

Вторая особенность состоит в том, что из-за сложной природы процесса воображения в создаваемых образах сочетаются интеллектуальный, эмоциональный, чувственный и компоненты сознания.

Воображение является соединительным звеном, обеспечивающим взаимодействие между уровнями научного познания, между разными

познавательными способностями [Изотов, 2017].

А.В. Брушлинский утверждает, что некоторые понимают воображение, как один из вариантов чувственного познания. Чувственное познание содержит преставление, восприятие, ощущение и воображение. Воображение способствует созданию новых чувственных образов, а не новых понятий, идей, мыслей. Но также существует и другая точка зрения, в которой воображение помогает формировать новые мысли, а не только чувственные образы [Брушлинский, 1996].

М.О. Изотов считает, что в процессе научного познания воображение выполняет несколько функций. Одной из таких функций является конструирующая. «Эта функция заключается в участии воображения в процессе формирования абстракций и идеальных объектов, служащих для описания предметной области науки» [Изотов, 2017].

Еще одной функцией является генерализирующая. Ее сущность состоит в том, что умение воображать помогает формулировать и выдвигать мысли и предположения, которые затем являются основой для создания гипотез и открытий.

Следующую функцию М.О. Изотов называет эвристической. Она заключается в том, что воображение позволяет человеку решать научные задачи и проблемы, подвергать сомнению выдвинутые гипотезы.

Последней функцией является компенсаторная. Воображая, ученый может компенсировать отсутствующий материал об исследуемом объекте, нужный для исследования. «В процессе восприятия из поступающих ощущений и впечатлений формируется целостный образ предмета, который не только сочетает и синтезирует эти отдельные данные, но и содержит приданный ему смысл, не всегда находящийся в однозначном соответствии с исходной сенсорной информацией» [Изотов, 2017].

Исследования специфики воображения в онтогенезе представлены в работах отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Э.В. Ильенкова, Ф. Кейра, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева, А.В. Петровского, Т. Рибо и др. Несмотря на целый ряд исследований по данной теме вопрос об особенностях воображения в юношеском возрасте недостаточно изучен. Целью нашего исследования является изучение воображения как средства развития профессионально важных качеств психолога.

В исследовании решались следующие задачи: теоретически обосновать, разработать и провести программу эмпирического исследования специфики воображения как средства развития профессионально важных качеств психолога. В эмпирическом исследовании проверялась гипотеза о том, что воображение является средством развития таких профессионально важных качеств, как рефлексия и эмпатия. Выборку исследования составили 4 студента факультета психолого-педагогического и социального образования.

Для изучения профессионально важных качеств использовались опросник рефлексивности А.В. Карпова. По опроснику формируется одно значение, характеризующее общую степень развития рефлексивности

личности. А также методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Опросник позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого.

Далее проводилась диагностика уровня развития воображения испытуемых. Были использованы методики, описанные А.В. Анищенковой, «Со -ответствие» и «Странная картинка». На бланке первой из них изображено 15 картинок, задачей испытуемого является составление 5 ситуаций с использо -ванием для каждой 3 картинок. Основанием для анализа результатов явля -лась оценка способности выходить за рамки обыденных связей при поиске реалистичного решения. В методике «Странная картинка» испытуемому предлагается оценить правильность изображения, которое состоит из не -скольких противоречащих друг другу частей, предложить возможные изме -нения и объяснить ошибки исходного варианта. Полученные результаты оценивались по пятиуровневой шкале, в которой учитываются реализм воображения и умение видеть целое раньше частей.

Диагностика происходила в индивидуальной форме. После проведения диагностики проводилась беседа с участниками исследования. Входе встреч обсуждались результаты исследования и роль воображения в их учебной и профессиональной деятельностях.

Согласно результатам диагностики, у всех испытуемых был выявлен высокий уровень эмпатии и средний уровень развития рефлексии. Показа -тели по методике А.В. Анищенковой «Соответствие» говорят, что двое из опрошенных студентов способны выдвигать возможные варианты соедине -ния картинок в законченный сюжет, но в большинстве случаев исходят из шаблонного и стереотипного видения ситуации. Оставшиеся студенты спо -собны разнообразить свой ответ и включить в него дополнительные компоненты. Испытуемые выходят за рамки обыденных связей, гибко переходят от одного варианта к другому.

Результаты методики «Странная картинка» говорят о том, что у двое испытуемых почти не способны к модификации нереального в реальное в условиях заданной ситуации с помощью преобразования несоответствия. Это также показывает недостаточную сформированность реализма воображения и умения видеть целое раньше частей. Результаты остальных студентов наоборот, показывают, что они способны содержательно устранять несоответствия. Их ответы можно назвать сложными, связанными с изменением эле -ментов изображения.

В ходе беседы было выяснено, что в обычной жизни у большинства опрошенных воображение задействовано в творческой деятельности, реже говорилось о том, что воображение необходимо для понимания искусства или планирования своей деятельности. В учебной деятельности для многих студентов воображение представляется только как творчество или решение сложных задач нестандартным способом. Также воображение необходимо

при восприятии учебного материала, позволяет представить информацию и уловить ее основную идею. Рассказывая о роли воображения в процессе различных профессиональных проб. Некоторые считают, что в процессе консультирования именно воображение помогает психологу нестандартно посмотреть на проблему. В одном из ответов говорилось о том, что во время обучения строится образ профессионала. Приходя на практику, это образ сталкивается с реальностью и благодаря воображению изменяется.

Использованные источники:

1. Анищенкова А.В. Социальная природа воображения в рамках межличностного общения // Вестник РГГУ. 2010. № 17. С. 51-64.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. М., 2005.

4. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 2004.

5. Изотов М.О. Воображение и его роль в научном познании. // Вопросы теории и практики. 2017. № 6. С. 66-70.

6. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. 1964. № 6. С. 25-42.

7. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. 1964. № 6. С. 25-42.

8. Кудрявцев В.Т Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 57-68.

9. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2007.

10.Пилюгина М. А. Воображение как способ познавательной деятельности. М., 2013.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.