Научная статья на тему 'Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности'

Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4508
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / РЕАЛИЗМ ВООБРАЖЕНИЯ / НАДСИТУАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ / SOCIAL NATURE OF IMAGINATION / СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ / SOCIALLY-COMMUNICATIVE FUNCTION OF IMAGINATION / REALITY OF IMAGINATION / PRE-CIRCUMSTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анищенкова А. В.

В статье затрагиваются вопросы, связанные с феноменом воображения. Воображение рассматривается как базовый компонент творческой деятельности человека. Приводится анализ феномена воображения в работах отечественных психологов. Выделяются всеобщие, исторически развитые формы творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частиц, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (надситуативность), мысленно-практическое экспериментирование. Уделяется внимание раскрытию социальной природы и социально-коммуникативной функции воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of imagination as the most important component of creative activity

In this article the questions connected with phenomenon of imagination are touched upon. Imagination is looked upon as a basic component of human creative activity. The analysis of this phenomenon in the works of Russian psychologists is given. Some general, historically developed forms of creative abilities: realism of imagination, ability to see the whole prior to seeing the parts. Pre-circumstantially-changing character of creative decisions (pre-circumstance), imaginative-practical experiments. The attention is given to disclosing social nature of and socially-communicative function of imagination.

Текст научной работы на тему «Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности»

Новые исследования молодых ученых Анищенкова А.В.

Феномен воображения как важнейший компонент творческой

деятельности

Внутреннюю связь творчества с воображением особо выделяют и подчеркивают многие ведущие специалисты-психологи. Так, Выготский Л.С. писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [2]. И далее: «.В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового. Обязано своим происхождением творческому процессу человека» [2].

Воображение как базовый компонент творческой деятельности человека широко анализируется в работах отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С. Л.). При этом ими подчеркивается, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни.

Если обращаться к классическому наследию, то в разработке понятия «творчество» принимали участие многие выдающиеся мыслители прошлого. В истории философии существует ряд концепций, определяющих различные подходы к процессу творчества. Так, немецкий философ И. Кант в XVIII веке, анализируя природу и специфику творческой деятельности, указал на то, что сущность творчества - в продуктивном воображении, которое выполняет функцию источника и средства получения нового знания. Он пришел к выводу, что творческая деятельность представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Позже, уже в ХХ веке, роль бессознательного в творчестве исследовал в своих работах Зигмунд Фрейд.

В психологической науке общепризнанным является следующее определение творчества: это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Легко заметить, что речь идет о продуктивном характере деятельности, и отмечается критерий новизны результатов. Выделенные положения имеют отношение как к творчеству, так и творческому воображению, что свидетельствует о несомненном их единстве. Более того, невозможно представить себе одно из них без другого.

Любое творчество невозможно без участия воображения (Петровский А.В.), создающего психическую модель продуктов деятельности, тем самым регулирующего и направляющего процессы их предметного воплощения.

Творческие возможности человека могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, а также в способности

порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [12].

В психологической литературе творчество рассматривается чаще всего как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет личностный и процессуальный психологический аспект. В частности, оно предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В психологической литературе встречаются и иные трактовки творчества. Выготский Л.С. рассматривал творчество как создание нового, Рубинштейн С. Л. определял творчество как деятельность, создающую нечто новое и оригинальное, что потом входит в историю не только самого творчества, но и науки, искусства и т.д. Матюшкин А.М. выделял два вида активности - адаптивный и творческий. При этом задачей творческой активности является изменение существенного порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В. и Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов [12].

Согласно утверждениям Выготского Л.С., Рубинштейна С. Л., Петровского А.В. и других, суть воображения содержится в своеобразном перекомбинировании образов, отклоняющихся от реальности. Дьяченко О. М. считает, что для воображения характерной является трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте выявляются существенные характеристики другого. Воображение обладает культурно-исторической природой и является высшей психической функцией, развитие его происходит по общему, сформулированному Выготским Л.С., закону развития высших психических функций и должно реализовываться путем включения в себя особых форм опосредования и управления.

Различные исследователи обращались к описанию фундаментальных функций воображения. Выготский Л.С., Рубинштейн С. Л., Розет И.М. выделяли гностически-эвристическую функцию, содействующую решению проблемы преобразованием ее наглядного содержания. Петровский А.В., Неверович ЯЗ., Запорожец А. В. и другие отмечали прогностическую функцию. По мнению Натадзе Р.Г., воображение обуславливает деятельность человека при помощи установки. Мухина В.С., Сакулина Н.П., Левин В.А. и другие подчеркивали коммуникативную функцию воображения.

Особый интерес с точки зрения изучения взаимосвязи творчества и воображения представляют работы Кудрявцева В.Т. [7, 8].

Согласно его экспериментальным исследованиям, выделяются всеобщие, исторически развитые формы творческих способностей: реализм воображения,

умение видеть целое раньше частиц, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (надситуативность), мысленно-практическое экспериментирование. Эти способности целостно представлены в любом творческом процессе, однако каждая из них выполняет в нем свою особую функцию. Так,реализм воображения обеспечивает воссоздание в образной форме универсальных принципов строения и развития вещей. Умение видеть целое раньше частей реализуется через осмысленный синтез разнородных компонентов предметного материала воедино и «по существу», который предваряет его детализированный анализ. Надситуативность проявляется в инициативном преобразовании альтернативных способов решения проблемы, когда сама необходимость такого преобразования внешними условиями не диктуется. Мысленно-практическое экспериментирование составляет механизм включения предмета в новые ситуационные контексты - так, чтобы могли раскрыться его «целостнообразующие» атрибуты. В этом ряду именно понятие надситуативности наиболее рельефно отражает интимно-психологические моменты творчества [7].

Со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т.е. с особой универсально-творческой активностью человека [8]. Аналогичные взгляды с различной степенью отчетливости просматриваются в трудах Стагирита, Августина Блаженного, Декарта, Спинозы, Канта. Однако со временем это понимание было предано забвению и уступило место репродуктивистской трактовке психики, что привело к окончательному исчезновению творческого начала сознания. Отметим, что ряд ученых (Ухтомский А. А., Берштейн Н. А., Лурия А. Р.) порождение физиологических новообразований внутри живого тела связывали со способами действий этого тела относительно других тел, со способами решения им некоторых «двигательных задач», по своей форме близких к творческим. Тем не менее, такое понимание не было достаточно изучено.

Изучение в науке психического развития человека, возникновения его основных психических новообразований почти не соприкасается с проблематикой творчества. Но ведь «новое» в общественном человеке может быть только результатом его собственной продуктивной деятельности, когда он сам выходит за рамки сложившихся у него систем знаний, умений и навыков, а также за пределы требований исходной проблемной задачи, ставит новые цели и проблемы. В абстракции от «фактора» творчества природу психического развития понять нельзя. Этот «фактор» составляет всеобщий механизм, движущую силу психического развития. «Психика в целом обеспечивает ориентировку в ситуации и содержит в себе определенные возможности не только ситуативного, но и надситуативного, поленезависимого поведения... То есть психика - это инструмент не только адаптации к ситуации, но и выхода за ее пределы» [1].

Универсальность человеческой деятельности, аккумулированная предметными фрагментами культуры человечества, придает этим фрагментам

крайнюю неопределенность, а тем самым проблемность для овладевающего культурой индивида. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что генезис не только мышления, но и ряда других психических функций и свойств индивида, которые формируются в процессе овладевания им миром общественных предметов, внутренне сопряжен с решением индивидом специфических проблемных, творческих задач.

Первоначальной формой становления любой психической функции человека является продуктивный, творческий процесс, что обеспечивает построение у индивида динамического образа мира культуры в его всеобщности и универсальности, а также формирование способа существования индивида в этом мире как многослойном проблемном поле исторически развивающейся предметности.

Собственная содержательно-предметная «стихия» человеческой души, психики и есть сфера возможностей, т.е. сфера идеального, воплощенного в исторически вызревших формах культуры человечества. Обозначенная предметная обращенность человеческой психики предполагает наличие у ее носителя продуктивного воображения, нацеленного на полноценное воспроизведение их всегда проблематизированной общественной сущности, а в конечном счете на идеализацию жизнедеятельности индивидуального субъекта. Силой воображения производится выделение тех потенциальных свойств, которые специфичны для данного объекта культуры и адекватны его общей, целостной природе. Уже воображение маленького ребенка, схватывающее те или иные свойства социальных предметов, не имеет ничего общего с произволом и глубоко реалистично по своему характеру.

Ильенков Э.В. [4] вслед за И. Кантом [6] считал воображение универсальной способностью человека. Нам представляется вполне обоснованным взгляд на воображение как на всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека.

Обращаясь к проблеме генезиса воображения, логично предположить, что в его основе лежит ориентировка в плане образов, которая способствует правильному решению человеком неопределенных, уникальных и неповторимых задач (по Гальперину П.Я.). Анализируя особенности ориентировки в плане образов, Гальперин П.Я. выделяет важный момент: «Ориентировка в плане образов позволяет... использовать общие схемы поведения, каждый раз приспосабливая их к индивидуальным вариантам ситуации» [3]. Акт воображения разворачивается на фоне особого психического состояния - проблемной ситуации, выражающей субъективную неопределенность средств, целей и условий деятельности.

Неопределенность задач, встающих перед человеком и требующих от него ориентировки в плане образов, обладает культурно-исторической природой,

отражая ту объективную универсальность человеческой деятельности, которая опредмечена в продуктах культуры.

Социальная природа воображения

Основная сила воображения таится в его социальной функции, обеспечивающей общественно-человеческую жизнедеятельность. «Функция эта заключается в том, что она обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях, знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны» [5]. В трудах Ильенкова Э.В., посвященных теме воображения и творческой фантазии, прослеживается определенная тенденция к двоякому рассмотрению способности воображения: 1) как творческой способности субъекта; 2) как социально значимой силы, обеспечивающей коммуникативную взаимосообщаемость культурных форм в обществе [13]. Воображение социально по своей природе. «Индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире» [10]. Воображение в социальном плане выражается в способности человека смотреть на себя глазами другого человека и даже шире - всего человечества в целом. Именно в этом и кроется социально-коммуникативная функция воображения, которая представляет собой универсальную способность человека к построению новых целостных образов действительности в коммуникативных ситуациях.

СКФ воображения (социально-коммуникативная функция) понимается как сложный комплекс явлений и процессов, обеспечивающий ориентацию индивида во внешней социальной среде, приводящий его в состояние готовности к действию. Такую ориентацию во внешней социальной среде, которая создает способность целостно воспринимать ситуацию, способность к восприятию человеком других людей, групп, социальных отношений и многих социокультурных явлений. Стремление увидеть анализируемую ситуацию глазами ее участников, узнать движущие ими «резоны» и таким образом к точке зрения наблюдателя (ученого) добавить взгляд «игрока» - вот что скрыто в вопросах о природе социального восприятия и организующих его категорий.

Воображение социально, как и выполняемые им функции соответственно, поэтому никакая деятельность (особая активность, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире [11]) человека не может обойтись без фантазии. К одной из сфер человеческой деятельности относится деятельность общения - «воспроизводство общности с другими людьми». Необходимо различать собственно общение и коммуникацию (последняя может иметь чисто служебный характер). Общение же - это производство индивидами их общего, что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, имеющей чисто инструментальный характер).

Воображение - универсальная характеристика «человеческой природы», сущностно социальная; одновременно и фундаментальная познавательная способность человека, лежащая в основе всех прочих [9]. Воображение возможно рассматривать как основной фактор межличностной коммуникации: «отношение между нами состоит в моем восприятии того, как мне представляется, каким я выгляжу в ваших глазах». Таким образом, отношения между людьми состоят во взаимоотношениях между личностными «Я», где человек дан человеку не как физическое тело, а как совокупность характеристик (поведенческих, речевых, выразительных), выступающих в качестве символов, подлежащих личностной интерпретации посредством воображения. Представление о том, как воображают тебя другие, заключает основные факты социального познания. Понимание же процесса и цели социального познания можно кратко выразить словами: «Вообразить воображаемое».

Литература

1. Велихов, Е.П., Зинченко, В.П., Лекторский, В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода [ Текст]// Е.П. Велихов, Вопросы философии. 1988. №11. -С.3-31.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк [Текст]/Л.С. выготский, 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. - С.96.

3. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]/П.Я. Гальперин.-М.: Наука, 1976. -С.374.

4. Ильенков, Э.В. Искусство и коммунистический идеал [Текст]/Э.В. Ильенков.-М., 1984. -С.348.

5. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии [Текст]// Э.В. Ильенков, Вопросы эстетики. - М.: Мысль, 1964. - 347 с.

6. Кант, И. Критика чистого разума [ Текст] // И. Кант, Соч. -М.: Мысль, 1964. Т. 3. -С.799.

7. Кудрявцев, В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико -психологического анализа проблемы [ Текст]//В.Т. Кудрявцев, Психол. журн. Т. 18. 1997. № 1. -С.16-29.

8. Кудрявцев, В. Т. Творческая природа психики человека [ Текст]//В.Т. Кудрявцев, Вопр. психологии. 1990. № 3.-С. 113-120.

9. Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок [ Текст]/Ч. Кули.- М.: Идея-Пресс, 2001. -С.328.

10. Миллс, Ч. Социологическое воображение [Текст]// Ч. Миллс, пер. с англ. О. А. Оберемко. Под общ. ред. и с предисл. Г.С.Батыгина.-М.: Изд. Дом "Стратегия", 1998. - 264 с.

11. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст]/ В. А. Петровский.-Ростов-на-Дону, 1996. -С.512.

12. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст]/ Е. С. Рапацевич. - Минск: Издательство: Современное слово, 2001. - 928 с.

13. Себар, Т.В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах [Текст]/Т.В. Себар.- Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 2002. -С.140.

Мостовой Е. Л.

Стратегия рыночных инноваций при констатации степени проникновения в маркетинговую среду (комплаентности программ по оказанию юридических услуг различным слоям населения)

В настоящий период обсуждаются вопросы интенсивности и качества юридических услуг для имущей и малоимущей страты населения, где существенную роль играет Методология санационной коррекции системной маркетинговой деятельности субъектов территориальных рыночных отношений в сфере производства и реализации услуг юридических услуг. В этой связи особую значимость приобретает маркетинговая стратегия инноваций в распределении сбытовых потоков изучаемого юридического продукта, т.е. создание новых каналов рыночного продвижения услуг адвокатуры.

Целью настоящего исследования было проведение маркетингового анализа по расширению доли рынка в сфере производства юридических услуг. Инструментарием служило: заключение партнерских соглашений с крупными консалтинговыми фирмами, ведущими лицензированную маркетинговую деятельность на рынке правовых услуг. Это легализовалось составлением легальных программ специалистами управлений по связям с общественностью из территориальных правоохранительных и силовых структур (МВД, прокуратуры, ФСБ и т.д.). Основным предназначением маркетингового регулирования внешних и внутренних экономических условий рыночной реализации юридических услуг было моделирование и реализация кратко- и среднесрочных рекламных программ профессионально-этичного маркетинга. Целью этого моделирования была санация маркетинговой среды от недобросовестных рекламных приемов ведения юридической практики, (в т.ч. нарушающих положения Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» №63-ФЗ от 31.05.2002 и Кодекса профессиональной этики российских адвокатов). В этой связи использовался следующей инструментарий: а) выделение еженедельной статьи расходов по графе «Маркетинговый бюджет»; б) интенсификация рекламы юридических услуг путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.