Научная статья на тему 'Воображение и его роль в подготовке будущего специалиста'

Воображение и его роль в подготовке будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3062
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / IMAGINATION / CREATIVE ACTIVITY / SPECIALIST TRAINING / PROFESSIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшук Алексей Викторович, Бондарев Максим Германович

Рассматривается проблема воображения в контексте подготовки будущего специалиста. Авторами делается обзор подходов к пониманию воображения и вводится собственное определение данного понятия применительно к проблематике работы. Рассматриваются функции воображения в жизни человека, доказывается необходимость развития данного психического процесса у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGINATION AND ITS FUNCTION IN SPECIALIST TRAINING

The problem of imagination in the scope of specialist training is considered in the article. The authors review different interpretations of the term and suggest their own concept definition concerning the subject matter. The functions of imagination are examined, the need of students' imagination development is reasoned.

Текст научной работы на тему «Воображение и его роль в подготовке будущего специалиста»

Луцан Максим Васильевич

E-mail: [email protected].

Кафедра систем автоматизированного проектирования; аспирант.

Markov Vladimir Vasilyevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371651.

The Department of Computer Aided Design; Associate Professor.

Lutsan Maxim Vasilyevich

E-mail: [email protected].

The Department of Computer Aided Design; Postgraduate Student.

УДК 159.954:37.036.5

А.В. Ляшук, М.Г. Бондарев

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Рассматривается проблема воображения в контексте подготовки будущего специалиста. Авторами делается обзор подходов к пониманию воображения и вводится собственное определение данного понятия применительно к проблематике работы. Рассматриваются функции воображения в жизни человека, доказывается необходимость развития данного психического процесса у студентов вузов.

Воображение; творческая деятельность; подготовка специалиста; профессиональный опыт.

A.V. Lyashuk, M.G. Bondarev IMAGINATION AND ITS FUNCTION IN SPECIALIST TRAINING

The problem of imagination in the scope of specialist training is considered in the article. The authors review different interpretations of the term and suggest their own concept definition concerning the subject matter. The functions of imagination are examined, the need of students’ imagination development is reasoned.

Imagination; creative activity; specialist training; professional experience.

В эпоху стремительного развития информационных технологий и научного прогресса, находящих свое отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, резко возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать возникающие проблемы. Как следствие, появляется необходимость в подготовке людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества и творческой деятельности, изучении их природы и форм проявления, источников, стимулов и условий.

Творческой деятельностью называется деятельность человека по созданию некого нового объекта, относящегося как к «миру вещей», так и к «миру идей». Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую

деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, в психологии чаще всего называют воображением. По мнению Л.С. Выготского решительно все, что окружает нас и сделано рукой человека, т.е. весь мир культуры, в отличие от мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении [1]. Таким образом, проблема воображения находится в центре внимания психологических исследований.

Следует отметить, что проблема воображения стала активно рассматриваться с 1922 года, после появления работы И.И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии». В дальнейшем тема эта затрагивалась в исключительных случаях: либо в рамках детской психологии [1], либо в контексте анализа идей И. Канта [2]. В конечном счете, такое своеобразное «дискриминационное» отношение к этой форме психической деятельности привело к ее полной теоретической «аннигиляции» - к заключению А.В. Брушлинского, что воображение есть всего лишь особая форма мышления [3].

В настоящее время, напротив, подчеркивается важность понимания психического как творческого процесса. Предпосылки для этого были созданы в концепциях происхождения чувствительности (А.Н. Леонтьев), III типа ориентировочной деятельности (П.Я. Гальперин), «живого движения» (Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко) и др. Все более осознается то обстоятельство, «что психика в целом обеспечивает ориентировку в ситуации и содержит в себе определенные возможности не только ситуативного, но и надситуативного, поленезависимого поведения... То есть психика - это инструмент не только адаптации к ситуации, но и выхода за ее пределы» [4].

В данном контексте особую важность приобретает предложенный С.Л. Рубинштейном принцип творческой самодеятельности [5], указывающий на необходимость творческого подхода к психологической интерпретации категории деятельности. Тем самым автор, по сути, отводит воображению роль основного методологического конституента. По нашему мнению, указанный принцип приобретает особое значение в рамках рассмотрения вопроса обучения и профессиональной подготовки будущего специалиста.

Для понимания роли воображения в процессе обучения необходимо определить данное понятие и уточнить его функции.

Так, К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию имеющихся впечатлений и опыта человека, считая его продуктом воздействия информации из внешнего мира на мозг человека [6].

Л.С. Выготский предложил разделение деятельности человека на воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую) [1]. Воспроизводящая деятельность - это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Результатом же комбинирующего поведения является создание новых образов или действий. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Как отмечал А.В. Петровский, воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Автор указывал на тесную связь воображения и мышления. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких

представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир [7].

К. Коллингвуд определял воображение как вид мышления. Для него воображение - это не иноприродный посредник, а деятельность, затрагивающая одновременно рациональную и эмоциональную сферы. Поэтому именно оно играет роль исторического сознания в целом [8].

Л.М. Веккер выделял несколько разновидностей воображения. Так, сенсорноперцептивная экстраполяция по своему психологическому существу есть не что иное, как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь мы имеем дело с воспроизводящим воображением в собственном смысле этого понятия. В отличие от воображения творческого эта форма воображения не создает образа нового объекта, а включается вместе с памятью в качестве необходимого компонента сенсорноперцептивного отображения реального движения, независимого от психической активности субъекта и лишь инвариантно воспроизводимого средствами сенсорноперцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение является необходимым компонентом формирования первичного образа реального движения [9]. В целом, Л.М. Веккер рассматривал воображение как сквозной психический процесс (участвует в протекании всех психических процессов), симметричный памяти, но противоположно направленный, обеспечивающий продвижение по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно.

Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды И. Канта, считал воображение универсальной способностью человека, рассматривая его как всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека [10].

Отметим, что в русле ассоциативной психологии (В. Вундт, Т. Рибо и др.) утверждалось, что хотя воображение и способно создавать новые многочисленные комбинации из прежних элементов, оно не может создать ни одного нового элемента. Точно так же считалось, что и фантазия человека принципиально ограничена количеством образов, полученных ассоциативным путем, и что никакие новые, непережитые связи между элементами не могут быть добавлены в процессе деятельности воображения [11]. Таким образом, вывод ассоциативной психологии состоял в том, что творческое начало воображению не присуще, воображение имеет ограниченный круг комбинаций, внутри которых оно и разыгрывается. На наш взгляд, один из ключевых моментов психологии воображения состоит в том, что деятельность воображения, даже тогда, когда она оперирует прежними образами, является творческой. Разумеется, новые комбинации образов создаются из тех элементов, которые в действительности новыми не являются. Однако воображение не просто повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них новые ряды.

В современной когнитивной психологии роль воображения часто сводится к обеспечению творческого мышления. Показательным в этом направлении является тот факт, что в книге «Введение в психологию», написанной коллективом авторов под руководством Р. Аткинсон [12] рассмотрены все когнитивные процессы, за исключением воображения, понятие которого отсутствует вообще. А данная работа на протяжении последних 50 лет признается одним из лучших в мире учебных пособий по психологии.

Таким образом, отчетливо выделяются две линии рассмотрения воображения: как самостоятельного познавательного процесса и как процесса, «обслужи-

вающего» мышление. На основе проведенного анализа нам представляется целесообразным в рамках данной статьи определить воображение как сквозной психический процесс, создающий новые образы на основе имеющегося опыта, направленный от настоящего (заданной точки отсчета) к будущему и обратно по оси психического времени и возникающий в ситуации неопределенности.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

♦ эвристическая - представление действительности в образах и возможность их использования при решении задач (эта функция связана с мышлением и органически в него включена);

♦ регулятивная - регулирование эмоционально-волевых и когнитивных процессов;

♦ проектировочная - формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности.

Воображение, таким образом, является неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, обеспечивающим построение образа продуктов деятельности, а также создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, что приобретает особое значение в контексте профессиональной деятельности специалиста. Как следствие, в настоящее время развитие воображения является необходимой составляющей подготовки профессионала, от которого требуется умение находить решение неструктурированных проблемных ситуаций, искать нестандартные подходы и создавать новое в самых разнообразных сферах деятельности - от искусства до техники.

В контексте данного подхода к воображению и его роли в обучении стоит упомянуть о стратегиях современного образования, предоставляющих возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественного образования. На первый план выдвигаются задачи помощи и содействия в развитии личности учащегося, рассмотрение предметных знаний и умений как средства для их достижения, а также развития креативности, воображения учащихся, индивидуализации их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

В педагогической и возрастной психологии часто отмечается, что воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого человека, поскольку оно способствует его общему развитию, становлению личности, формированию жизненного опыта. Действительно, одновременно с развитием представлений у ребенка происходит и развитие воображения, т.е. уже с двух лет ребенок способен создавать новые образы. Однако, чаще всего, представления воображения в этот период формируются у ребенка непроизвольно, спонтанно ситуации, в которой он находится. Лишь к шести годам воображение приобретает активную форму, при которой сам непосредственный процесс воображения становится произвольным [13]. Не вызывает сомнения тот факт, что воображение ребенка необходимо развивать с детства, и особенно интенсивно в «сензитивный» период его развития - дошкольный возраст.

В то же время, в высшей школе не менее остро стоит вопрос о деятельности человека по созданию новых образов: профессиональная подготовка будущего специалиста вследствие постоянного увеличения информационных потоков, которые необходимо не только анализировать, но и комбинировать, требует более глубокого осмысления информации и эффективного планирования деятельности. На наш взгляд, современная педагогическая психология не уделяет достаточного внимания вопросу развития воображения и творческих способностей студентов высших учебных заведений.

В связи с этим возникает проблема организации активной познавательной и творчески ориентированной деятельности студентов, способствующей накоплению опыта, как основы, без которой процесс развития воображения окажется малоэффективным. Подтверждением данного положения является сформулированный Л.С. Выготским закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, поскольку этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии [1]. Следовательно, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство [1].

Решая задачу развития воображения у студентов, важно, на наш взгляд, повсеместно включать в процесс обучения не только репродуктивную деятельность, но и деятельность по созданию новых идей. С первого курса студента необходимо ставить перед необходимостью решения нестандартных задач, основная направленность которых - задействовать процесс воображения и актуализировать творческий подход. При этом важна гибкость в оценивании того, что было получено: результат работы воображения, равно как продукт творческой деятельности студента является самоценным вне зависимости от установок и ожиданий других субъектов процесса обучения. Решение каждой проблемной задачи способствует тренировке воображения и накоплению опыта творческой деятельности.

Единственным конечным результатом творческой деятельности является получение новых и полезных идей, но в какой форме они будут представлены, не имеет никакого значения. Результат может выходить за рамки того, что было запланировано с самого начала. В этом и есть проявление творческого подхода. Как отмечает Э. де Боно, другого способа продвижения вперед не существует [14].

В этом смысле воображение становится средством расширения опыта будущего специалиста, поскольку он может вообразить то, чего не видел, может представить себе по рассказу или описанию то, чего не было в его непосредственном опыте, он может выходить далеко за пределы собственных знаний, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт, в том числе и профессиональный. В этом смысле воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. Получается взаимозависимость опыта и воображения; с одной стороны воображение опирается на опыт, с другой - сам опыт опирается на воображение.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости расширения опыта студента с целью развития его воображения и создания условий для творческой деятельности. Чем больше студент видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Именно это и будет являться устойчивой основой для подготовки будущего специалиста, способного активно использовать свое воображение в процессе решения профессиональных задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: (К критике кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю.М. Бородай. - М.: Высшая школа, 1966.

- 150 с.

3. Шулика М. Анализ теоретических положений о творческом воображении [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/06/07-71.

4. Велихов Е.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / Е.П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1988. - № 11. - С. 3-30.

5. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы философии. - 1989. - № 4. - С. 88-95.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - В 6 т. Т. 5 / Сост.

С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

7. Петровский А. В. Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зин-

ченко. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

8. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства (Теория воображения) / Р.Д. Коллингвуд. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 325 с.

9. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

10. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр. статьи по философии и эстетике / Э.В. Ильенков. - М.: Искусство, 1984. - 349 с.

11. Фарман И.П. Воображение в структуре познания / И.П. Фарман. - М.: ИФ РАН, 1994.

- 215 с.

12. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон,

Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. - пер. с англ. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.

- 672 с.

13. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.

14. Боно де Э. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления / Эдвард де Боно.

- М.: Попурри, 2005. - 416 с.

Ляшук Алексей Викторович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент.

Бондарев Максим Г ерманович

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Кафедра иностранных языков; доцент.

Lyashuk Alexey Viktorovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

Е-mail: [email protected].

2, Chehova Street, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Safety of Existance; Associate Professor.

Bondarev Maxim Germanovich E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

The Foreign Languages Department; Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.