КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376
А. Э. Симановский, Н. Г. Ершова
Развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена концепция развития творческого воображения у дошкольников. Согласно данной концепции развитие творческого воображения проходит четыре этапа. На первом этапе воображение возникает из процесса восприятия как механизм восполнения недостающей сенсорной информации и стабилизации перцептивного образа. На втором этапе процесс воображения также существует в структуре процесса восприятия как механизм формирования смыслового контекста воспринимаемой ситуации. Третий этап развития воображения возникает как необходимость приспосабливать предметы и действия, используемые в одних ситуациях, для использования в других ситуациях. При этом творчество проявляется в виде модификации и трансформации образов-представлений. На четвертом этапе воображение начинает выполнять функцию предвосхищения и антиципации возможного будущего. Воображение проявляется в виде трансформации образов-представлений на основе прогнозирования и планирования своей деятельности. При этом образы возможного будущего постепенно становятся все более управляемыми и контролируемыми. Концепция развития творческого воображения дополнена типичными упражнениями и заданиями, характерными для каждого этапа. Эти упражнения собраны в программе «Юные волшебники», составленной для дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье описаны особенности формирования воображения у данной категории детей.
В статье представлены результаты экспериментальной апробации программы «Юные волшебники». Статистический и качественный анализ показал, что дети, обучающиеся по экспериментальной программе, стали рисовать детализированные и проработанные рисунки, им проще изменять и модифицировать предложенные объекты, чем детям контрольной группы. У них значительно повысились показатели оригинальности их творческих продуктов (рисунков).
Ключевые слова: творческое воображение, концепция развития воображения, программа развития воображения, дошкольники с общим недоразвитием речи, результаты апробации программы.
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
A. E. Simanovsky, N. G. Ershova
Development of Creative Imagination in Preschoolchildren with General Underdevelopment of Speech
The concept of development of creative imagination in preschoolchildren is presented in the article. According to this concept, development of creative imagination has four stages. At the first stage the imagination arises from the process of perception as the mechanism of completion of missing sensory information and stabilization of the perceptional image. At the second stage - the process of imagination also exists in the structure of the process of perception, as the mechanism of formation of the semantic context of the perceived situation. The third stage of development of imagination arises on need to adapt the subjects and actions used in some situations in order to be used in other situations. Thus creativity is shown in the form of modification and transformation of image-representations. At the fourth stage the imagination starts to carry out the function of prescience and anticipation of the possible future. The imagination is shown in the form of transformation of image-representations on the basis of forecasting and planning of the activity. Thus, images of the possible future gradually become more and more operated and controlled. The concept of development of creative imagination is enhanced with typical exercises and tasks, which are typical for each stage. These exercises are collected in the programme «Young Wizards» made for preschoolchildren with the general underdevelopment of speech. Also in the article features of imagination formation of this category of children are described.
Results of experimental approbation of the programme «Young Wizards» are presented in the article. The statistical and qualitative analysis presented that children, who are being trained according to the experimental programme, began to draw the detailed and worked pictures, it is easier to them to change and modify the offered objects, than to children of the control group. Also they have considerably increased indicators of originality of their creative products (drawings).
Keywords: creative imagination, the concept of development of imagination, the programme of development of imagination, preschoolchildren with the general underdevelopment of speech, approbation results of the programme.
© Симановский А. Э., Ершова Н. Г., 2015
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических механизмов и закономерностей развития творческого воображения. Тем не менее анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что сегодня нет единого понимания теоретических механизмов развития творческого воображения. Один из важных пунктов рассогласования - отношения творческого воображения с другими психическими процессами. Можно выделить три основные точки зрения на данную проблему.
Согласно первой точке зрения развитие творческого воображения рассматривается как самостоятельная задача, относительно независимая от развития других психических процессов: восприятия, мышления, памяти, волевой регуляции [4, 9]. В этом случае авторы концентрируют внимание на способах создания творческого, оригинального продукта, предлагают разные варианты создания, обогащения, трансформации простых и сложных образов-представлений в зрительной, речевой и реже тактильной и слуховой форме [7, 8]. Представители этого подхода нередко предлагают сочетать развитие творческого воображения с развитие других психических процессов, например, с процессом развития образного мышления, подчеркивая при этом особенности и специфику обоих процессов [5].
Другая точка зрения рассматривает творческое воображение как антагониста мышления, когда способность воображения создавать оригинальные образы может тормозить развитие мышления. Такая идея встречается уже у Д. Дьюи [6, с. 155], а также поддерживается современными исследователями творческих процессов [1, с. 18]. Противопоставление творческого воображения и мышления обычно производят по нескольким основаниям. Во-первых, эти процессы базируются на разном материале для создания психических образов: воображение основано на перцептивных образах-представлениях, тогда как мышление - на словесно-речевом образе действительности. Во-вторых, образы воображения могут быть далеки от реальности, имеют фантастический характер и могут уводить от решения реальных проблем, тогда как образы мышления более реалистичны и прагматичны и, как правило, направлены на решение проблемных ситуаций в жизни человека, то есть способствуют его лучшей адаптации.
Третья точка зрения объединяет развитие творческого воображения с другими психическими процессами. Так, Л. М. Веккер рассматривает творческое воображение как сквозной психический процесс, позволяющий интегрировать все психические процессы (когнитивные, эмоциональные и регуляторно-волевые) в целостную психическую систему, позволяющую эффективно осуществлять процесс деятельности. Воображение, по мнению Л. М. Веккера, позволяет объединить симультанные образы, возникающие в процессе восприятия во временную последовательность, что позволяет сделать вероятностный прогноз ситуации, необходимый для эффективной регуляции деятельности, осуществления процессов выбора [2]. Эта точка зрения позволяет предположить, что воображение и другие познавательные процессы не являются автономными и независимыми, а генетически возникают внутри друг друга и при своем функционировании используют одни психологические механизмы. Л. М. Веккер пишет: «...интегративная функция сенсорно-перцептивного воображения, как и исходных форм памяти, проявляется уже внутри структуры сенсорно-перцептивных образов, а не где-то после них или над ними» [2]. По мнению Л. М. Веккера, воображение способствует тому, что у человека формируются инвариантные представления о психическом пространстве и времени. Сходную точку зрения на функции и механизмы развития творческого воображения высказывал и Ж. Пиаже [10].
Таким образом, третья точка зрения позволяет рассматривать генезис творческого воображения в рамках развития других психических процессов: восприятия, мышления, памяти, эмоциональной и волевой регуляции - и связать его не только с созданием оригинальных творческих образов, но и с процессом вероятностного прогнозирования, необходимого для осуществления любой сложной деятельности. Это означает, что развитие творческого воображения следует начинать с развития восприятия, обогащения образов-представлений, понимания логики развития ситуаций и лишь в заключительной точке развития подводить ребенка к созданию чего-то нового и оригинального.
Наша позиция согласуется с третьей точкой зрения, поэтому мы рассматриваем развитие творческого воображения в рамках развития восприятия - как механизм стабилизации пространственно-временной структуры образа мира, что необходимо для осознания актуальной ситуации
и прогнозирования будущего. Дальнейшее развитие воображения начинает включать мыслительные механизмы прогнозирования и планирования. При этом мы выделяем несколько этапов его развития в дошкольном возрасте. Эти этапы могут быть положены в основу методики по формированию творческого воображения у дошкольника. На каждом этапе представлены базовые, опорные задания для развития необходимых качеств творческого воображения. При этом для облегчения изложения задания представлены в зрительной модальности, хотя подобные задания могут быть сконструированы и в слуховой и тактильных модальностях.
1 этап: восполнение недостающей информации и стабилизация перцептивного образа. Данный этап развития воображения связан с необходимостью связать симультанные образы восприятия в целостное представление. Очевидно, что в каждый конкретный момент времени человек способен воспринимать только часть поступающей к его органам чувств информации. При этом человек осуществляет активный отбор необходимой информации, отделяя фигуру от фона. С возрастом доля информации, отбираемой сознательно, на основе процессов вероятностного прогнозирования, растет, а доля непосредственно воспринимаемого (вследствие новизны и яркости сенсорных признаков) падает. Таким образом, в онтогенезе формируются процессы произвольного перцептивного поиска, основой которого является творческое воображение. Этот поиск актуализируется в «зашумленных» условиях, когда необходимо на фоне сенсорно богатой информации воспринять слабо выделенный объект. При этом обычно происходит развертывание процесса выдвижения и проверки перцептивных гипотез, вызванных необходимостью опознания и осмысления воспринимаемого объекта.
Отметим, что на данном этапе развития творческого воображения созданный им образ необходим для опознания и осмысления объектов окружающего мира. Это делает образ-представление достаточно инертным, плохо поддающимся коррекции и модификациям. Поэтому с нашей точки зрения требование оригинальности, которое педагоги иногда предъявляют к продуктам раннего творчества, преждевременно и неадекватно функциям воображения.
Данный этап развития творческого воображения может быть реализован в следующих заданиях:
- Восстановление объекта на основе фрагментарного изображения. При этом степень фрагментарности можно варьировать, начиная с изображений, в которых не хватает только нескольких деталей, кончая изображениями, которые представлены только отдельными деталями объекта.
- Выделение объекта на фоне в «зашумлен-ном» зрительном образе. В «зашумленных» (перцептивно насыщенных) изображениях также существует перцептивная неопределенность, связанная с невозможностью воспринимать всю картинку сразу и необходимостью выделения отдельных предметов, которые гораздо легче осмыслить. Задание «увидеть» какие-то осмысленные предметы на такой картинке включают процессы перцептивного прогнозирования и таким образом стимулируют развитие творческого воображения.
- Выделение отдельных признаков при сопоставлении сходных объектов и выборе эталонного объекта. При дифференциации сходных объектов также создается ситуация перцептивной неопределенности, которую можно разрешить, только сравнивая сходные объекты и сопоставляя их с эталоном. При этом для человека, выполняющего это задание, важно осознавать существенно важные признаки объекта поиска, чтобы несущественно упростить процесс опознания и не ошибиться при выборе. Воображение в процессе дифференциации служит для выделения признаков модели эталонного объекта. Отсутствие такой модели делает процесс выбора между сходными объектами невозможным.
- Выбор объекта по заданным перцептивным признакам. В некоторых случаях признаки искомого объекта известны заранее и выражены в вербальной форме, но для его перцептивного поиска они должны быть переведены в форму образа-представления, чтобы служить основой для сопоставления воспринимаемых объектов и выбора искомого. Воображение в этом случае конструирует желаемый образ-представление, который может возникать либо в реалистично-образной, либо в схематично-модельной форме.
2 этап: формирование смыслового контекста воспринимаемой ситуации. Уже к трехлетнему возрасту ребенок обычно начинает осознавать знаково-символический характер окружающего мира. Этот знаково-символический характер проявляется в том, что многие предметы воспринимаются в определенном смысловом контексте, являясь знаками и символами объек-
тов и действий, не входящих в актуальное воспринимаемое пространство. На этот аспект развития восприятия обращал внимание Ж. Пиаже, когда связывал воображение с развитием репрезентации. Репрезентативные образы реальности позволяют ребенку лучше осознать окружающий мир, восполняя недостающую информацию в реальных образах, которые часто слабы, недостаточны и фрагментарны [11, 12]. Подобную идею высказывал и Л. С. Выготский, который считал, что знаково-символический этап развития творческого воображения также возникает вследствие желания ребенка действовать в соответствии с нормами и правилами взрослого мира [3]. При этом для ребенка становится доступной игровая форма реализации потребностей, в которой возможно замещение одного предмета другим, близким по функциональным особенностям. Л. С. Выготский пишет: «Как известно, в игре для ребенка одни предметы очень легко означают другие, заменяют их, становятся их знаками. Известно также, что при этом не важно сходство, существующее между игрушкой и предметом, который она обозначает, а наиболее важным является ее функциональное употребление, возможность выполнить с нею изображающий жест» [3, с. 77-78].
Данный этап развития воображения можно реализовать в следующих заданиях:
— Символические действия с многофункциональными предметами. Ребенок может представить и изобразить, как он будет использовать такой предмет, как палка, круглый диск или цилиндр. Каждый раз изображая новый способ использования предмета, ребенок должен представлять новую ситуацию, со всеми деталями и особенностями.
— Представление картинки по нескольким представленным объектам. В данном случае ребенок должен на основе трех-четырех объектов воссоздать смысловой контекст общей ситуации и дать ее описание.
— Сочинение и отгадывание загадок. Подобные задания позволяют осознать основные признаки объектов и выразить их в знаково-символической форме.
3 этап: модификация и трансформация образов-представлений как реакция на изменение ситуации. Данный этап развития воображения возникает в связи с необходимостью приспосабливать предметы и действия, используемые в одних ситуациях, для использования в других ситуациях. На третьем этапе образы воображе-
ния постепенно теряют свою инертность, становятся более гибкими. Необходимость приспособиться к новым жизненным ситуациям требует от человека умения использовать привычные предметы и действия в новой для них роли.
Для данного этапа наиболее эффективны следующие задания:
— Превращение изображенного на картинке предмета путем добавления к нему некоторых деталей.
— Определение количества способов выполнения действия. Например, сколькими способами можно добраться из одного населенного пункта в другой?
— Выполнение действия при условии, что под рукой нет нужного инструмента. Например, как отмерить необходимое количество продуктов, нужных для приготовления кекса?
— Называние большого количества предметов, которые могут выполнять заданную функцию, например, летать.
4 этап: трансформация образов-представлений на основе прогнозирования и планирования своей деятельности. На данном этапе воображение начинает выполнять функцию предвосхищения будущего. Ребенок с 4-5 лет начинает учиться стоить активную деятельност-ную стратегию, может представить варианты развития актуальной ситуации. Постепенно процесс трансформации становится все более контролируемым и управляемым, а сюжет воображаемого будущего - более длинным и детализированным. Это способствует формированию мышления.
Задания четвертого этапа:
— Объяснение по картинке: что произошло до изображенной ситуации, что произойдет позже.
— Сочинение рассказа по картинкам.
— Завершение начатого рассказа или сказки.
— Соединение двух событий в связный текст.
— Поиск причинных связей между двумя событиями.
Представленная концепция развития творческого воображения была реализована нами совместно с Н. Г. Ершовой в программе «Юные волшебники». Программа была ориентирована на дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Апробация программы проходила с марта по июнь 2015 г. в городе Ярославле на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 218». В исследовании участвовало 14 дошкольников в возрасте 6-7 лет с диагнозом ОНР П-Ш уровня. Экспериментальная группа до-
школьников 6-7 лет - 7 человек. Контрольная группа дошкольников 6-7 лет - 7 человек.
Тематический план занятий был разделен на четыре блока в соответствии с четырьмя этапами развития творческого воображения. Согласно научным данным развитие творческого воображения у этой категории детей сильно отстает от нормы [8].
Предварительное обследование участвующих в апробации программы детей позволило выявить у них следующие особенности творческого воображения:
- в рисунках отмечается схематичность, малая детализованность;
- быстрая истощаемость воображения;
- бедность содержания, малая проработанность образов рисунка;
- сложность при выполнении рисунков по замыслу;
- большое количество времени для придумывания сюжета рисунка;
- низкий уровень оригинальности;
- затруднения при модификации, изменении готового объекта (рисунка или поделки);
- частое копирование образцов и предметов ближайшего окружения, собственных рисунков или поделок, отклонения от требований инструкции.
В целом, по сравнению с их нормальными сверстниками, испытуемые показали низкий уровень развития творческого воображения, который, согласно нашей концепции, соответствует первому этапу развития творческого воображения. Это обстоятельство побудило нас принять решение об обязательном прохождении ими всех блоков программы.
Учебный план программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Тематический учебный план программы «Юные волшебники»
Номер блока Название Кол-во занятий Цель Объем занятий
1 «Приглашение в мир волшебства» 4 Восприятие сложных, «зашумленных» и незаконченных изображений 4 занятия (120 мин.)
2 «Волшебник III степени» 3 Выявление смыслового контекста ситуации, использование многофункциональных предметов, По окончании занятий выдается значок «Волшебник III степени» 3 занятия (90 мин.)
3 «Волшебник II степени» 5 Развитие воображения с помощью заданий на достраивание схематичных изображений, трансформирование схематичных изображений в новый образ с применением нетрадиционных техник рисования. По окончании занятий выдается значок «Волшебник II степени» 5 занятий (150 мин.)
4 «Волшебник I степени» 4 Развитие творческого воображения с помощью рисования по замыслу. Сочинение истории по рисункам. По окончании занятий выдается значок «Волшебник I степени» 4 занятия (120 мин.)
Для выявления эффективности программы применялись следующие диагностические методики:
Методика 1. «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко). Цель: определение уровня развития воображения.
Методика 2. «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов). Цель: выявление уровня развития творческого воображения по следующим критериям:
- скорость процессов воображения,
- необычность, оригинальность образов,
- богатство фантазии,
- глубина (проработанность образов),
- впечатлительность (эмоциональность) образов (рассказа).
Сравнение экспериментальной и контрольных групп показало следующие результаты (см. диаграмму 1):
8
7 6 5 4 3 2 1
6,7
5,2
□
4,8
4 ^
□ "Дорисовывание фигур"
□ "Нарисуй что-нибудь"
экспериментальная группа
контрольная группа
Диаграмма 1. Среднегрупповые значения уровня развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах после проведения развивающей программы
Согласно полученным данным у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, уровень развития творческого воображения по обеим методикам повысился.
Сравнение суммарных показателей экспериментальной и контрольной групп по обеим методикам с помощью статистического ^критерия Манна-Уитни показало значимые развития (Вэмп = 9.5, икр 0,05 = 11). Этот результат также подтверждается сравнением начального и конеч-
ного вариантов обследования в экспериментальной группе по критерию Вилкоксона (Тэмп = 1, Ткр 0,05 = 3).
Были выявлены критерии, по которым произошли наибольшие сдвиги (критерии методики «Нарисуй что-нибудь», Р. С. Немов), по которым произошли наибольшие сдвиги:
— необычность (оригинальность) образов (диаграмма 2):
Диаграмма 2. Сравнение рисунков по показателю «оригинальность» в экспериментальной и контрольной группах
по методике «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов)
Сравнение по показателю оригинальности рию Вилкоксона показало значимые различия
между начальным и конечным вариантом обсле- (Тэмп = 1, Ткр 0,05 = 3):
дования в экспериментальной группе по методи- — глубина (проработанность) образов (диа-
ке «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов) по крите- грамма 3).
о
1,5
0,5
1,4
0,6
1,1
0,8
Экспериментальная группа
Контрольная группа
2
1
0
□ До программы
□ После программы
Диаграмма 3. Сравнение рисунков по показателю «глубина (проработанность) образов» в экспериментальной и контрольной группах по методике «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов)
Сравнение по показателю «глубина (проработанность) образов» между начальным и конечным вариантами обследования в экспериментальной группе по методике «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов) по критерию Вилкоксона также показало значимые различия (Тэмп = 1, Ткр 0,05 = 3).
Качественный анализ процесса творческого рисования и самих рисунков во время заключительного обследования показал, что после завершения работы по программе у детей экспериментальной группы образы в рисунках стали более детализированными и проработанными, дети легче стали изменять и модифицировать предложенные объекты, представляя их в разных смысловых контекстах, повысились показатели оригинальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что достаточно кратковременная работа по предложенной программе позволила значительно повысить уровень творческого воображения детей экспериментальной группы. Этот результат с нашей точки зрения способствует развитию процессов восприятия, внимания, памяти и мышления.
Библиографический список
1. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: теория и практика [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Педагогические системы. «Одаренные дети» (из опыта работы образовательных учреждений г. Москвы), ГОМЦ «Школьная книга». - М., 2000. -С. 18.
2. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. - М. : Смысл, 1998. - 685 с.
3. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] : сборник статей. - М.-Л. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - С. 136.
4. Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] / И. Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 31-34.
5. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569.
6. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи ; пер. с англ. Н. М. Никольской. -М. : Совершенство, 1997. - 208 с.
7. Клементьева, Е. Е. Перспективы развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Е. Клементьева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь : Меркурий, 2015. - С. 92-94.
8. Родионова, Г. С. Развитие воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказкой [Текст] : автореф. дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Родионова Галина Сергеевна ; [Место защиты: Нижегородский государственный педагогический университет]. -Нижний Новгород, 2012. - 25 с.
9. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
10. Флейвелл, Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже [Текст] / пер. с англ. ; с предисл. Жана Пиаже. - М. : Просвещение, 1967. - 622 с.
11. Piaget, J. The Principles of Genetic Epistemolo-gy [Tekst] / (New York: Basic Books, 1972) [L'épisté-mologie génétique (1950)]
12. Piaget, J. To understand is to invent: The future of education [Tekst] / (New York: Grossman Publishers, 1973) [tr. of Ou va l'education (1971) and Le droit a l'education dans le monde actuel (1948)].
Bibliograficheskij spisok
1. Bogojavlenskaja, D. B. Odarennost': teorija i praktika [Tekst] / D. B. Bogojavlenskaja, M. E. Bogojavlen-skaja // Pedagogicheskie sistemy. «Odarennye deti» (iz opyta raboty obrazovatel'nyh uchrezhdenij g. Moskvy), GOMC «Shkol'naja kniga». - M., 2000. - S. 18.
2. Vekker, L. M. Psihika i real'nost': edinaja teorija psihicheskih processov [Tekst] / L. M. Vekker. - M. : Smysl, 1998. - 685 s.
3. Vygotskij, L. S. Umstvennoe razvitie detej v processe obuchenija [Tekst] : sbornik statej. - M.-L. : Gosu-darstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo, 1935. - S. 136.
4. Glebova, I. Ju. Metody i priemy razvitija tvorcheskogo voobrazhenija doshkol'nikov v processe lepki [Tekst] / I. Ju. Glebova // Aktual'nye zadachi peda-gogiki : materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, oktjabr' 2013 g.). - Chita: Molodoj uchenyj, 2013. -S. 31-34.
5. Grigor'eva, O. A. Osobennosti razvitija tvorcheskogo voobrazhenija starshih doshkol'nikov
[Tekst] / O. A. Grigor'eva // Molodoj uchenyj. - 2014. -№ 20. - S. 568-569.
6. D'jui, D. Psihologija i pedagogika myshlenija [Tekst] / D. D'jui ; per. s angl. N. M. Nikol'skoj. - M. : Sovershenstvo, 1997. - 208 s.
7. Klement'eva, E. E. Perspektivy razvitija tvorcheskogo voobrazhenija u starshih doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi [Tekst] / E. E. Klement'eva // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija : materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.). - Perm' : Merkurij, 2015. -S. 92-94.
8. Rodionova, G. S. Razvitie voobrazhenija u starshih doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi v processe raboty so skazkoj [Tekst] : avtoref. dis. ... kandidata psi-hologicheskih nauk: 19.00.10 / Rodionova Galina Ser-geevna ; [Mesto zashhity: Nizhegorodskom gosudar-stvennom pedagogicheskom universitete]. - Nizhnij Novgorod, 2012. - 25 s.
9. Subbotina, L. Ju. Razvitie voobrazhenija detej: Populjarnoe posobie dlja roditelej i pedagogov [Tekst] / L. Ju. Subbotina. - Jaroslavl' : Akademija razvitija, 1997. - 240 s.
10. Flejvell, D. H. Geneticheskaja psihologija Zhana Piazhe [Tekst] / per. s angl. ; s predisl. Zhana Piazhe. -M. : Prosveshhenie, 1967. - 622 s.
11. Piaget, J. The Principles of Genetic Epistemology [Tekst] / (New York: Basic Books, 1972) [L'épistémologie génétique (1950)]
12. Piaget, J. To understand is to invent: The future of education [Tekst] / (New York: Grossman Publishers, 1973) [tr. of Ou va l'education (1971) and Le droit a l'education dans le monde actuel (1948)].