Научная статья на тему 'Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности'

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6506
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ / ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IMAGINATION / TYPES OF IMAGINATION / RECREATING IMAGINATION / CREATIVE IMAGINATION / GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Сивкова Мария Алексеевна

В статье обсуждаются вопросы развития воображения у детей дошкольного возраста: диагностика с описанием методик исследования, специфика воображения мальчиков и девочек, особенности основных видов воображения (воссоздающего, творческого, образного, вербального). Приведен также анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста. В частности, результаты изучения воображения детей 5-6 лет говорят о некоторых тенденциях в развитии воображения у современных детей, несколько отличающихся от данных, ранее представленных в психологической литературе. Раскрывается роль игры в развитии детского воображения. Предлагаются варианты известных детям сюжетно-ролевых игр и различные варианты заданий, связанных с проигрыванием этих игр детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Сивкова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior Preschool Age Children’s Imagination Development in Game Activity

In the article questions of preschool age children’s imagination development are discussed: diagnostics with the description of research techniques, specificity of imagination of boys and girls, features of main types of the imagination (recreating, creative, figurative, verbal). Also the analysis of the data obtained as a result of the empirical research of senior preschool age children’s imagination features is provided. In particular, results of studying of 5-6 year children’s imagination tell about some tendencies in imagination development of modern children, which are a little bit different from the data which were presented in psychological literature before that. The game role in development of children's imagination is revealed. Options of subject role-playing games known to children and various variants of tasks connected with playing of these games by children are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

УДК 373

В. Н. Белкина, М. А. Сивкова

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье обсуждаются вопросы развития воображения у детей дошкольного возраста: диагностика с описанием методик исследования, специфика воображения мальчиков и девочек, особенности основных видов воображения (воссоздающего, творческого, образного, вербального). Приведен также анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования особенностей воображения у детей старшего дошкольного возраста. В частности, результаты изучения воображения детей 5-6 лет говорят о некоторых тенденциях в развитии воображения у современных детей, несколько отличающихся от данных, ранее представленных в психологической литературе. Раскрывается роль игры в развитии детского воображения. Предлагаются варианты известных детям сюжетно-ролевых игр и различные варианты заданий, связанных с проигрыванием этих игр детьми.

Ключевые слова: воображение, виды воображения, воссоздающее воображение, творческое воображение, игровая деятельность.

V. N. Belkina, M. A. Sivkov

Senior Preschool Age Children's Imagination Development in Game Activity

In the article questions of preschool age children's imagination development are discussed: diagnostics with the description of research techniques, specificity of imagination of boys and girls, features of main types of the imagination (recreating, creative, figurative, verbal). Also the analysis of the data obtained as a result of the empirical research of senior preschool age children's imagination features is provided. In particular, results of studying of 5-6 year children's imagination tell about some tendencies in imagination development of modern children, which are a little bit different from the data which were presented in psychological literature before that. The game role in development of children's imagination is revealed. Options of subject role-playing games known to children and various variants of tasks connected with playing of these games by children are offered.

Keywords: imagination, types of imagination, recreating imagination, creative imagination, game activity.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею благодаря воображению. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения, по мнению ученых, обусловлены внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта в целом или развитие личности ребенка).

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие

© Белкина В. Н., Сивкова М. А., 2017

воображения накоплением индивидуального опыта, точнее, трансформацией данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является одной из наименее разработанных в детской психологии. По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, В. В. Давыдова), развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой, игровой, рисования. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки общественной, ориентировочной деятельности, идет овладение общественно выработанными чувственными мерками (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова). Дети в условиях деятельности осваивают жизненное значение, целесообразность различных форм, окраску, величины предметов. Также в развитии воображения значительную роль играют музыкальная, изобразительная деятельность и словесное творчество. Особенно важна роль игровой деятельности.

Положение о связи игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте с развитием вооб-

ражения, высказанное в свое время Л. С. Выготским, является неоспоримым и принято подавляющим большинством исследователей.

Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления - комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, кон-кретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Игра является средством развития воображения дошкольника, прежде всего, потому, что в процессе игры он действует в воображаемой ситуации, оперирует предметами-заместителями, принимает на себя роли взрослых, действует во внутреннем плане, фантазируя и опираясь на накопленные представления об окружающей жизни [2].

Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

Эмпирическое исследование было нами проведено на базе дошкольного образовательного учреждения № 192 «Солнечный зайчик» города Ярославля. В группу испытуемых вошли 30 детей (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 5-6 лет.

Мы ставили перед собой несколько задач. Прежде всего - изучить некоторые особенности развития у детей основных видов воображения: воссоздающего и творческого, образного и вербального. Кроме того, выяснить, какие различия можно фиксировать в становлении и развитии воображения как психического процесса у девочек и мальчиков. Наконец, ставилась задача выяснить, как влияет на развитие воображения, прежде всего, его видов, игровая деятельность.

Обратим внимание на тот факт, что выборка в проведенном исследовании была незначительная. Поэтому результаты, полученные нами, можно рассматривать как тенденции в развитии воображения дошкольников.

Таким образом, исследование было представлено тремя классическими этапами: констатирующим, формирующим и контрольным.

В качестве диагностических было использовано несколько методик:

— методика «Нарисуй что-нибудь» Т. Д. Марцинковской (с целью диагностики образного воображения [7]);

— две методики Л. Ю. Субботиной: «Три слова», позволяющие изучить особенности вербального воображения, и методика «Составление изображений объектов» для исследования воссоздающего воображения [8];

— методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, с помощью которой мы провели диагностику уровня развития творческого воображения [5].

Рассмотрим более подробно результаты, полученные в условиях констатирующего этапа исследования.

По результатам использования методики «Дорисовывание фигур» у 20 % детей фиксировался низкий уровень развития творческого воображения, 60 % (в основном девочки) обладают средним уровнем, 20 % - высоким. При этом заметим, что дети, как правило, рисуют по шаблону. У мальчиков наблюдается большее разнообразие в изображениях: кто-то повторяет свои рисунки в различных сюжетах, не дополняя рисунок деталями, но при этом описывает словесно свой замысел, а кто-то, напротив, каждый раз придумывает новый образ и тщательно с ним работает.

Методика «Составление изображения объектов» выявила, что у 100 % детей уровень воссоздающего воображения низкий. Но стоит заметить, что в целом этот уровень стремится к средним значениям. Изображения становятся более реалистичными и оригинальными. Особенно это наблюдается в рисунках девочек.

Обратимся к результатам диагностики образного и вербального воображения.

По результатам использования методики «Нарисуй что-нибудь» мы выявили, что у 80 % детей уровень образного воображения низкий и только у 20 % - средний. Все рисунки довольно схематичны, в них мало деталей, они не всегда закрашены. Дети рисуют что-то очень простое, фантазия просматривается мало. Возможные причины лежат в слабом развитии графических навыков у детей, что сегодня фиксируется как типичное явление.

С помощью методики «Три слова» было выявлено, что у 60 % детей уровень вербального воображения средний, у 20 % - высокий, 20 % детей не справились с заданием. Стоит заметить, что у девочек показатели стремятся к высоким отметкам. Их рассказы логически выстроены, оригинальны и в них используются все предложенные слова. У мальчиков фразы довольно сухие, в них встречается только одно слово из заданных в перечне. Им требуется гораздо больше времени, чтобы справиться с заданием. В некоторых случа-

ях именно они отказываются от применения методики.

Содержанием формирующего этапа исследования послужил комплекс сюжетно-ролевых и дидактических игр. Игры были специально подобраны по каждому виду воображения, включенному в процесс изучения. Из серии сюжетно-ролевых игр были выбраны сказки, хорошо знакомые детям: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Маша и медведи», «Колобок».

В зависимости от вида воображения, детям предлагались следующие задания: проигрывание народной сказки близко к сюжету (воссоздающее воображение); проигрывание народной сказки с импровизацией (творческое воображение); проигрывание народной сказки с максимально точной и эмоциональной передачей образа (образное воображение); проигрывание народной сказки близко к тексту (вербальное воображение).

Использовались усложненные варианты, где выполнялось сразу несколько задач. Одну и ту же сказку проигрывали в разных вариантах, с разными детьми. Использовались также костюмы, игрушки, перчаточные куклы.

Обратим внимание на тот факт, что формирующий этап был осуществлен в течение достаточно короткого промежутка времени (май-сентябрь 2016 г.), поэтому изменения в показателях видов воображения, на наш взгляд, в значительной степени связаны с включением в жизнь детей специально подобранного комплекса игр.

На контрольном этапе исследования был использован тот же набор диагностических методик, что и на этапе диагностики.

Рассмотрим результаты этого этапа.

Вначале отметим изменения в показателях воссоздающего и творческого воображения.

Методика О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» позволила нам выявить, что уровень творческого воображения у 70 % детей вырос до среднего, а у 30 % имеет показатели высокого. Отметим, что коэффициент оригинальности, по сравнению с исходной диагностикой, повысился. Это говорит о росте общего уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет. У девочек коэффициент выше, чем у мальчиков. Рисунки почти не повторяются внутри группы. Ответы детей оригинальны и неповторимы. Но наблюдается нежелание дорисовывать изображение: дети больше словесно описывают, нежели рисуют.

Результаты диагностики по методике Л. Ю. Субботиной «Составление изображений» на выявление уровня воссоздающего воображения: у 100 % уровень повысился до среднего. В рисунках используются почти все заданные фигуры, появ-

ляются детали, изображения усложняются. Из всех предложенных фигур трапеция используется реже всего.

Итак, можно сделать вывод, что у детей 5-6 лет творческое воображение преобладает над воссоздающим. Наблюдается рост общего уровня данных видов воображения, по сравнению с констатирующим этапом, но дети все же предпочитают использовать речь, нежели детально прорисовывать сюжет.

Изменения произошли и в показателях образного и вербального воображения у детей.

По результатам методики Т. Д. Марцинковской «Нарисуй что-нибудь» на выявление образного воображения мы выяснили, что у 40 % детей уровень средний, у 60 % - низкий. Дети рисуют довольно простые рисунки, но наделяют их деталями, используют много цветов. Есть рисунки необычные, хорошо прорисованные. Идеи их связаны с образовательной деятельностью в детском саду.

Методика Л. Ю. Субботиной «Три слова» выявила, что у 80 % детей уровень вербального воображения высокий, а у 20 % - средний. Приведем примеры детских рассказов. Предлагались слова, объединенные в диады: бабушка и самолет, клоун и цирк.

Марк З. «Люди ходили в цирк. Там было представление. Выступали клоуны и Баба-яга. Они всех смешили. Кошка выступала и прыгала через круг. Потом не захотела прыгать и разбила голову. Захотела в больницу».

Полина В. «Кошечка ходила домой, а навстречу ей мышь. Она хотела ее поймать. А у мышки была большая семья. Мышка перевернулась, как в цирке».

Млада Р. «У самолета есть мотор и двигатель. Есть крылья. А у бабушки есть руки, ноги и голова. Чтобы печь пироги».

Егор Щ. «Жили-были бабушка и дедушка. Дед хотел обозвать себя самолетом. А бабушка и говорит: «Принеси, пожалуйста, орехи».

А дед говорит: «Яне дед, я - самолет».

Бабушка: «Странный ты такой. Ты не принесешь?»

Дед: «Нет. Ведь я самолет».

Бабушка: «Тогда будем жарить пироги». Дед очень обрадовался. Дед пошел в лес ломать дерево, чтобы бабка испекла пироги. Встретил зайца. Заяц попросил дать ему пироги. А дед говорит: «Пошли со мной дерево ломать». Дед с зайцем

нашли дерево. Заломали его. Отнесли к бабке, и она испекла пироги. И жили они долго и счастливо».

Настя Х. «Жила-была очень старая бабушка. Денег было мало. Решила сделать себе радость. Наскребла где-то денег и купила себе самолет, и решила полетать».

В возрасте 5-6 лет дети свободно оперируют словом, поэтому результаты вполне закономерны. Рассказы детей необычны, оригинальны, объем высказываний растет. Как видим из примеров, некоторые дети сочинили не пару предложений, а целую сказку. Предложения правильно выстроены, логичны, обладают смыслом и юмором.

Исходя из этих результатов, можно утверждать, что вербальное воображение развито сильнее, чем образное. В силу возрастных особенностей ребенку проще рассказать о задуманном, чем изобразить.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей активно развивается творческое и вербальное воображение. Их способности усложняются, фантазии становятся все оригинальнее и сложнее. Особенно это проявляется в рассказывании, в описании тех изображений, которые ребенок нарисовал или представил. Словесно ребенку легче выразить свою задумку. Иногда детям просто не хватает навыков рисования.

Из результатов диагностики видно, что воссоздающее и образное воображение также развиваются. Рисунки усложняются, появляются детали, заметно старание ребенка. Но сначала детям тяжело что-то изобразить в силу способностей пользоваться карандашом, поэтому не все рисунки детализированы, в них мало красок. Все, что ребенок не нарисовал, он описывает словесно.

Полученные нами результаты несколько отличаются от тех, что описаны в классических исследованиях по данному вопросу. В частности, вывод, который мы предварительно сделали, о том, что вербальное воображение опережает образное. Также можно говорить, что присутствуют гендер-ные особенности развития воображения. На протяжении всего исследования результаты девочек по уровневым характеристикам были выше, чем у мальчиков. Наконец, в исследовании был подтвержден тот достаточно известный факт, что специально сконструированный комплекс игр позитивно влияет на развитие воображения детей.

Библиографический список

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М., 1991.

2. Бондаренко, А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М., 1983.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1991.

4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 66-68.

5. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М., 2008.

6. Дьяченко, О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.

7. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие для практического психолога [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.

8. Субботина, Л. Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей [Текст] / Л. Ю. Субботина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 189 с.

9. Игра дошкольника [Текст] / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. -286 с.: ил.

Bibliograficheskij spisok

1. Bondarenko, A. K. Didakticheskie igry v detskom sadu [Tekst] / A. K. Bondarenko. - M., 1991.

2. Bondarenko, A. K., Matusik A. I. Vospitanie detej v igre [Tekst] / A. K. Bondarenko, A. I. Matusik. - M., 1983.

3. Vygotskij, L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psihologicheskij ocherk [Tekst] / L. S. Vygotskij. - M., 1991.

4. Vygotskij, L. S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka [Tekst] / L. S Vygotskij // Voprosy psi-hologii. - 1966. - № 6. - S. 66-68.

5. D'jachenko, O. M. Voobrazhenie doshkol'nika [Tekst] / O. M. D'jachenko. - M., 2008.

6. D'jachenko, O. M., Kirillova A. I. O nekotoryh osobennostjah razvitija voobrazhenij a u detej dosh-kol'nogo vozrasta [Tekst] / O. M. D'jachenko // Voprosy psihologii. - 1980. - № 2. - S. 107-114.

7. Marcinkovskaja, T. D. Diagnostika psihicheskogo razvitija detej. Posobie dlja prakticheskogo psihologa [Tekst] / T. D. Marcinkovskaja. - M. : LINKA-PRESS, 1997. - 176 s.

8. Subbotina, L. Ju. Detskie fantazii. Razvitie voobra-zhenija detej [Tekst] / L. Ju. Subbotina. - Ekaterinburg : U-Faktorija, 2006. - 189 s.

9. Igra doshkol'nika [Tekst] / pod red. S. L. Novoselovoj. - M. : Prosveshhenie, 1989. - 286 s.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.