Научная статья на тему 'Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации'

Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2444
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ФАНТАЗИЯ / ПРОГРАММА / ЭТАП / ЗАНЯТИЕ / УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна

В статье проведено обсуждение программы и результатов формирования воображения у дошкольников старшей группы (5-6 лет). Названы методики, этапы, занятия, упражнения, проведен анализ. Для проверки эффективности программы проведена диагностика по трем методикам: "Коробка форм" (автор Н.А. Баландина); "Дорисовывание фигур" (автор В.Г. Гаврилова); "Разрезные картинки" (автор И.А. Горбачева).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the imagination among the preschoolers: program, results, AND RECOMMENDATIONS

The the article presents the discussion of the program and the results of the formation of the imagination among the preschoolers of older group (5-6 years). The author named the methods, stages, lessons, exercises, analysis. To check the effectiveness of the program the author carried out the diagnostics by three methods "Box of forms" (author N.A. Balandin); "Drowing the figures" (author V.G. Gavrilova)," The split picture" (author I.A. Gorbachev).

Текст научной работы на тему «Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации»

Медицина, 1989. - 496 с.

9. Литвиненко, О.А. Психология личности в аспекте социокультурной динамики [Электронный ресурс] / О.А. Литвиненко // Концепт. - 2014. - № 2. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2014/55094.htm. - Дата обращения : 12.11.2014.

10. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - Л. : Academia, 1928. - 152 с. -(Вопросы поэтики; вып. XII).

11. Рождественский, В.И. Функции персонажей в содержании бреда при параноидной шизофрении у мужчин в разные исторические периоды / В.И. Рождественский // Европейский журнал социальных наук. - 2014. - № 6 (45). - Т. 3. - С. 363-368.

REFERENCES

1. Alekhin, A.N. & Litvinenko, O.A. (2014), "The social convention of the norms of mental health", Pedagogy. Society. Law, No. 2 (10), pp. 64-69.

2. Alekhin, A.N. & Litvinenko, O.A. (2014), "The sociocultural matrixes of delusion", Medical psychology in Russia, No. 4 (27), available at: http://mprj.ru.

3. Alekhin, A.N. & Ostasheva, E.I (2013), "The features of personality formation in adolescence as the indicators of education environment", Psychological science and education, Vol. 6, pp. 13-19.

4. Alekhin, A.N. & Litvinenko, O.A. (2013), "The psychological aspects of the clinical pathomorphism of psychotic experiences", Vestnik psikhoterapii, No. 47 (52), pp. 57-68.

5. Alekhin, A.N., Koroleva, N.N. & Litvinenko, O.A. (2013), "The value and meaning orientations of teenagers in different periods of contemporary history", Vestnik psikhoterapii, No. 47 (52), pp. 98-113.

6. Boyko, A.A. (2010), "The iconographical typology of author's politic placard in the perestroika period", Society. Environment. Progress, No. 2 (15), pp. 173-178.

7. Gorkovaia, I.A. & Rozhdestvenskiy, V.I. (2014), "The delusion experiences in women with paranoid schizophrenia in different historical periods", European Social Science Journal, Vol. 7, pp. 378387.

8. Zharikov, N.M., Ursova, L.G. & Khritinin, D.F (1989), Psychiatry, publishing house "Medicine", Moscow.

9. Litvinenko, O.A. (2014), "Psychology of personality in the aspect of sociocultural dynamics", Concept, available at: http://e-koncept.ru/2014/55094.htm.

10. Propp, V.Y. (1928), The morphology of a fairy tale, publishing house "Academia", Leningrad.

11. Rozhdestvenskiy, V.I. (2014), "The characters' functions in the content of delusion in paranoid schizophrenia in men in different historical periods", European Social Science Journal, pp. 363368.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.11.2014.

УДК 159.922.7

ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОГРАММА, РЕЗУЛЬТАТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье проведено обсуждение программы и результатов формирования воображения у дошкольников старшей группы (5-6 лет). Названы методики, этапы, занятия, упражнения, проведен анализ. Для проверки эффективности программы проведена диагностика по трем методикам: "Коробка форм" (автор Н.А. Баландина); "Дорисовывание фигур" (автор В.Г. Гаврилова); "Разрезные картинки" (автор И. А. Горбачева).

Ключевые слова: воображение, фантазия, программа, этап, занятие, упражнение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p191-196

FORMATION OF THE IMAGINATION AMONG THE PRESCHOOLERS: PROGRAM, RESULTS, AND RECOMMENDATIONS

Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The article presents the discussion of the program and the results of the formation of the imagination among the preschoolers of older group (5-6 years). The author named the methods, stages, lessons, exercises, analysis. To check the effectiveness of the program the author carried out the diagnostics by three methods "Box of forms" (author N.A. Balandin); "Drowing the figures" (author V.G. Gavrilova)," The split picture" (author I.A. Gorbachev).

Keywords: imagination, fantasy, program, stage, occupation, exercise.

Одной из актуальных проблем образования является формирование и развитие воображения дошкольников, так как именно воображение оказывает положительное влияние на результаты любой деятельности ребенка [2, 3]. Процесс воображения многогранен. Он включает в себя такие составные части как навык сопоставления, выявление наиболее важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами и т.д. [4, 5]. Эти методологические позиции положены нами в основу построения «Программы развития воображения дошкольников». Программа составлена в соответствии с Федеральной программой развития и воспитания РФ и планом воспитательной работы дошкольного отделения МДОУ №2 4 г. Челябинска и с требованиями психологически безопасной образовательной среды [1].

В основу программы положены разработки Ульяновского педагогического колледжа под руководством Е.В. Андреевой, С.В. Ленюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлевой [7], а также дополнены игровыми упражнениями Н.Е. Петляковой и С.Н. Подгорной [6].

Цель программы: формирование воображения дошкольников путем развития творческого подхода к их деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для проявления способностей к творчеству и фантазированию.

2. Способствовать развитию умений решать творческие ситуации.

3. Создать условия для самостоятельного фантазирования и воображения при решении задач.

Программа включает в себя 10 занятий и реализуется на трех этапах - ориентировочном, формирующем, закрепляющем.

Предлагаемая программа формирования воображения дошкольников представляет собой психолого-педагогическую систему развивающих игр, творческих методов рисования и работы со сказками, музыкальных занятий и занятий изобразительной и театрально-игровой деятельности, конструирования, работу с родителями воспитанников, помощь им в реализации рекомендаций по формированию детского воображения.

Ориентировочный этап включает 2 занятия ("Что мы едим?", "Волшебные сказки") и проводится в одну неделю, целью которого является подготовка воображения дошкольника к активной работе. Наиболее адекватным решением будет планирование первого ориентировочного занятия на вторник, т.к. большинство детей после выходных дней, как правило, приходят в ДОУ с дезорганизованным режимом дня, что создаст помехи для полноценного участия и усвоения материала формирующего занятия. Все это затрудняет достижения поставленных целей. Второе ориентировочное занятие стоит запланировать в четверг либо в пятницу, т.к. занятия в дошкольном возрасте с узкой направленностью, могут перегрузить детскую психику.

Занятие 1. "Что мы едим?" (создание условий для формирования воображения через умение объединения знакомых объектов в единое целое с помощью упражнений "Что приготовить на обед?", "Что приготовить на ужин?", "Торт").

Занятие 2. "Волшебные сказки" (создание условий для формирования воображения в процессе обучения детей отходить от привычной реальности с помощью упражнений "Волшебные фрукты", "Волшебные предметы и их хозяева", "Поможем герою сказки").

Формирующий этап состоит из 6 занятий ("Животные", "Осень", "Зима", "Весна", "Лето", "Несуществующие слова") и проводится раз в неделю по одному занятию в каждой и в различное время. Занятия "Животные" и "Несуществующие слова" лучше проводить во второй половине дня, потому что они несут небольшую смысловую нагрузку и включают в себя несложные приемы фантазирования. Занятия по временам года лучше провести в первой половине дня, что позволит связать их с прогулкой, поговорить с детьми о том, как все может меняться на улице в зависимости от времени года.

Занятие 3. "Животные" (создать условия для формирования воображения в процессе изобразительной деятельности ребенка с помощью упражнений "Кошка с мышкой танцевали", "Путаница", "Рисунок домашнего животного").

Занятие 4. "Осень" (создать условия для формирования воображения в процессе фантазирования с помощью упражнений "Листочки", "Что стало с большим: что стало с маленьким", "Осенний человек").

Занятие 5. "Зима" (создать условия для формирования воображения при помощи активации приемов "достраивания" и приема "объект наоборот" с помощью упражнений "Рисунок снеговика", "Волшебник наоборот", "Снежинка").

Занятие 6. "Весна" (создать условия для формирования воображения с помощью приемов объединения и перемещения во времени с помощью упражений "Весенний рисунок", "Рисунок кораблика", "Кораблик времени").

Занятие 7. "Лето" (создать условия для формирования воображения приемами создания объектов на заданную тему с помощью упражнений "Цветы для мамы», "Цветы", "Фантастический рассказ").

Занятие 8. "Несуществующие слова" (создать условия для формирования воображения с помощью приемов отрыва от реальности и приема "Оживления - Окаменения" с помощью упражнений "Бригант" и "Тюф", "Как нас зовут? ", "Волшебник Оживления -Окаменения").

Закрепляющий этап, как и ориентировочны этап состоит из двух занятий ("Волшебники", "Волшебные игрушки"). Цель закрепляющего этапа: закрепление приемов воображения, повышение уровня воображения. Занятия закрепляющего блока стоит проводить во второй половине дня для того, чтобы дошкольник "унес" эмоции с занятия домой. По окончанию проведения программы формирования воображения стоит провести родительское собрание, где провести работу с родителями.

Занятие 9. "Волшебники" (создать условия для формирования воображения и закрепления приемов фантазирования с помощью упражнений "Какого волшебника ты должен пригласить", "Помечтаем").

Занятие 10. "Волшебная игрушка" (создать условия для формирования воображения в процессе закрепления приемов фантазирования с помощью упражнений "Мастерская поделок", "Завод игрушек", "Волшебник Оживления").

Для проверки эффективности проведенной программы по формированию воображению у дошкольников была проведена диагностика по трем методикам: "Коробка форм" (автор Н.А. Баландина); "Дорисовывание фигур" (автор В.Г. Гаврилова); "Разрезные картинки" (автор И.А. Горбачева). Таких детей, которые бы делали много ошибочных подборов, проявляли низкий коэффициент оригинальности, либо вообще не справились с заданием, не было. Дети с уровнем воображения ниже среднего (12,5%) часто допускали много ошибок при выполнении одних заданий, но другие задания выполняли без

лишних подборов. Дошкольники со средним уровнем воображения (тоже 12,5%) делали примерно по 5-6 ошибок, но в тоже время их коэффициент оригинальности варьировался от 5-6. Дети с уровнем воображения выше среднего (62,5%) допускали небольшое количество ошибок (4-3 подбора) при выполнении методик, коэффициент оригинальности в рисунках примерно равнялся 6. Высокий уровень воображения проявили (12,5%) дети, которые справились с заданием всех методик и выполнили все задания безошибочно, показав коэффициент оригинальности от 8 и выше.

Проведенное исследование привело нас к следующим выводам.

Формирование и развитие воображения у дошкольников происходит в процессе игровых ситуаций, поэтому необходимо наблюдать за игровой деятельностью ребенка и не перегружать его. Для того чтобы дети овладели приемами и средствами воображения, которым их обучали на занятиях, воспитателям необходимо предоставить родителям игры и игровые пособия, использованные на занятиях. Это позволит обучить детей пользовать игровыми пособиями как стимулами фантазии.

С формированием более высокого уровня воображения предшествующие этапы бесследно не исчезают, поэтому следует под особым контролем держать системность занятий и их последовательность при переходе от простых приемов воображения к более сложным. Один из способов стимулирования воображения дошкольника - создание мнимых ситуаций. Взрослые могут создавать такие ситуации по средствам сказок, потешек, колыбельных и т.д. Поначалу такие ситуации необходимо создавать при помощи реальных действий (бегает, прыгает, ходит), и предметов. Детскую игру не всегда следует контролировать и ограничивать. Часто в самостоятельной игре дети проявляют бурную фантазию, осваивают реальность.

В настоящее время растет проявление гиперактивности среди детей. Для таких детей необходимы другие способы формирования воображения. Гиперактивные дети нуждаются в меньшем количестве стимулов воображения, но все же воспитатели не должны от них отказываться полностью. Важно проследить, чтобы такие дети осваивали как можно больше новых приемов и средств воображения. Гиперактивных детей иногда следует ограничивать в их двигательной активности и помогать сосредоточиться на познавательной деятельности.

Следует учитывать также разницу в способностях детей. Если ребенок находится на низком уровне сформированности воображения то, ему необходимо больше стимулов со стороны взрослого, больше предметов для опоры фантазии. Детей, находящихся на более высоком уровне сформированности воображения, необходимо лишь изредка привлекать к процессу воображения при помощи различных импульсов.

Невозможно переоценить вклад в формирование воображения занятий творческого типа - это и рисование, и лепка, и конструирование, и занятие с природным материалом. Важно, чтобы эти занятия не переходили в механическое создание поделок на заданную тему. Безусловно, вообще процесс создания поделки - это воображение, но не в полной мере. Полноценному формированию воображения дошкольников способствует обсуждение своего творения с кем-либо, будь то воспитатель, родители, другие дети. При этом вопросы взрослого в процессе детской игры - это не только средство развития речи, но и важный источник информации. Из речи ребенка взрослый может узнать общий уровень развития ребенка и уровень сформированности воображения в частности.

Обогащение и усложнение процесса воображения дошкольников - сложный и трудоемкий процесс. Для этого нужно побуждать детей к самостоятельному обращению к своему жизненному опыту, обогащению его через фантазии. Упражнения и задания должны служить пусковым механизмом, чтобы фантазия ребенка проснулась, и начала продуктивно работать сама. Особое внимание воспитатели должны уделять способам и приемам, которыми пользуется ребенок при фантазировании. Воспитатель в процессе руководства воображением детей дошкольников должен предлагать различные приемы и

варианты воображаемых ситуаций и по возможности стремиться отделить воображаемые образы от реальных предметов-стимулов, делая воображение самостоятельным когнитивным процессом.

Обобщим сказанное в более лаконичной форме (таблица 1).

Таблица 1

Особенности воображения Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Непроизвольное воображение Для детей значимо, чтобы предмет-заместитель всегда был похож на тот предмет, который он замещает Для детей возможно, чтобы предмет-заместитель был не всегда похож на тот предмет, который он замещает Воображение детей может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые

Произвольное воображение Дети не планируют свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов Дети иногда планируют свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов Дети могут планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов

Образное воображение Дети сначала лепят, рисуют, а потом создают образ Дети сначала лепят, рисуют, сочиняют сказки и стишки, а потом создают образ Дети сначала создают образ, а потом лепят, рисуют, сочиняют сказки и стишки

Воссоздающее воображение Воссоздающие образы стихийные и быстро покидают воображение ребенка Воссоздающие образы стихийно-эмпирические и развивают опыт воображения ребенка Воссоздающие образы эмпирические и составляют индивидуальный опыт воображения ребенка

Творческое воображение Детские сочинения целиком строятся на памяти Ребенок вводит новые образы, их необычные сочетания Воссоздающие образы творческие и обновляют индивидуальный опыт воображения ребенка

Коммуникативное воображение Дети любят конкретные игрушки и дружат с ними Дети придумывают себе друзей, играют с ними и развивают социальные навыки В ходе взаимодействия с воображаемым другом дети проигрывают и проговаривают события дня, свои переживания, морально-нравственные коллизии

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / И.А. Баева // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - C. 11-17.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк : кн. для учителя / Л.С. Выготский. - 3е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.

3. Клименко, В.С. Психологические тесты таланта / В.С. Клименко. - СПб. : Кристалл, 1996. - 415 с.

4. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - СПб. : Речь, 2006.

- 220 с.

5. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Г. Речицкая, Е. А. Сошина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

6. Петлякова, Э.Н. Развиваем память и внимание / Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная. - М. : Феникс, 2012. - 224 с.

7. Творческие задания "Золотого ключика" / авторы и составители Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева ; Центр развития образования. - Самара : [б.и.], 2001. -44 с.

REFERENCES

1. Bayeva, I.A. (2012), "Psychological safety of the educational environment as resource of mental health of subjects of education", Psychological science and education, No. 4, pp. 11-17.

2. Vygotsky, L.S. (1991), Imagination and creativity at children's age, Education, Moscow.

3. Klimenko, V.S. (1996), Psychological tests of talent, Crystal, St. Petersburg.

4. Nikolaev, E.I. (2006), Psychology of children's creativity, Speech, St. Petersburg.

5. Rechitskaya, E.G. and Soshina, E.A. (2002), Development of creative imagination of younger school students in the conditions of the normal and broken hearing, VLADOS, Moscow.

6. Petlyakova, E.N. and Podgornaya S.N. (2012), Develop memory and attention, Phoenix, Moscow.

7. Andreyeva, E.V., Lelyukh, S. V., Sidorchuk, T.A. and Yakovleva, N.A. (2001), Creative tasks "Gold key", publishing house Center of a development of education, Samara.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.11.2014.

УДК 796:159.9

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Николай Васильевич Журин, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Николаевна Журина, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Сергей Анатольевич Елисеев, доктор психологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)

Аннотация

Статья содержит анализ и обобщение собственных материалов, а также данные других авторов о продуктивности применения методологического принципа системного подхода для изучения спортивного травматизма. Показана сущность системного подхода в теоретическом и практическом отношении с позиции взаимодействия успешности безопасности. В рамках системного подхода рассмотрены вопросы структурного соотношения некоторых факторов, определяющих поведение спортсмена. Психологические проблемы спортивного травматизма изложены с позиции спортивных аксидентальных способностей и их структурных составляющих - чувства опасности и безопасной психомоторики.

Ключевые слова: система, подсистема, элементы, структура, системный подход, методология, корреляция, личность, спортивные аксидентальные способности, чувство опасности, безопасная психомоторика, успешность и безопасность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p196-200

SYSTEM APPROACH TO THE PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SPORTS

INJURIES

Nikolay Vasilyevich Zhurin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Zhurina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Sergey Anatolyevich Eliseev, the doctor of psychological sciences, professor, Bryansk State University named after I. G. Petrovskiy

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article contains the analysis and synthesis of the own findings, as well as the data from other authors on the productivity of the application of the methodological principle of the system approach to the study of the sports injuries. It shows the essence of the system approach in theoretical and practical relations from the position of cooperation of security and success. As part of the system approach the issues of the structural relations of some factors that define the behavior of the athlete are studied. Psychological problems of the sports injuries are presented from the perspective of sports accidental abilities and their structural components - sense of danger and safe psychomotor.

Keywords: system, subsystem, components, structure, system approach, methodology, correla-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.