Научная статья на тему 'Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2589
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL CHILD / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / CREATIVE IMAGINATION / INFORMATIVE SPHERE / GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудрина Юлия Сергеевна

В статье рассмотрены особенности и трудности, которые возникают в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи. Обосновано, что имеющиеся проблемы связаны с недостаточным уровнем развития речевых навыков и спецификой эмоционально-познавательной сферы данной категории детей. Проанализирована специфика развития творческого воображения дошкольников с недоразвитием речи, которая связана с бедным запасом общих сведений об окружающем мире, сниженными познавательными интересами. сложностями в создании воображаемой ситуации, непрочностью связей между зрительной и вербальной сферами личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудрина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

In article the author considered features and difficulties which arise in development of creative imagination of children with the general speech underdevelopment, proved that the available problems connect with the insufficient level of development of speech skills and specifics of the emotional and informative sphere of this category of children, analyzed the specifics of development of creative imagination of preschool children with a speech underdevelopment connected with a poor stock of general information about the world around, reduced cognitive interests, difficulties in creation of the imagined situation, fragility of relations between visual and verbal spheres of the personality.

Текст научной работы на тему «Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 376.37

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-95-97

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кудрина Юлия Сергеевна

Центр социального развития и обучения «Мир ощущений», Россия, г. Москва e-mail: kudrinayulya@mail.ru

В статье рассмотрены особенности и трудности, которые возникают в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи. Обосновано, что имеющиеся проблемы связаны с недостаточным уровнем развития речевых навыков и спецификой эмоционально-познавательной сферы данной категории детей. Проанализирована специфика развития творческого воображения дошкольников с недоразвитием речи, которая связана с бедным запасом общих сведений об окружающем мире, сниженными познавательными интересами. сложностями в создании воображаемой ситуации, непрочностью связей между зрительной и вербальной сферами личности.

Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, творческое воображение, познавательная сфера, игровая деятельность

Развитое воображение является одним из показателей готовности ребенка к школе, но задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии его мышления и воображения. Именно речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. А. Р. Лурия говорил, что это приводит к созданию как бы второй действительности.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции [1]. Психологический статус ребенка с ОНР характеризуется недостаточной устойчивостью внимания и степенью его распределения и переключаемости. У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т. е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мыш-

ления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей с нарушениями речи несколько иначе развивается воображение (психологическая основа творчества). В. П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками [2]. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор и испытывают трудности в составлении творческих рассказов. Дети с ОНР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания.

Воображение детей с ОНР отличается стереотипностью, для них свойственно: использование штампов, однообразность, инертность, им требуется значительно больше времени для включения в работу. Это проявляется в однообразных рисунках, медленном темпе создания объектов, недостаточной детализации воссоздаваемых образов, инертности. У детей с ОНР отмечаются стереотипные решения проблемных ситуаций, что говорит о недостаточно развитой оригинальности воображения.

В. И. Селиверстов считает, что для детей с ОНР характерны недостаточная подвижность,

быстрая истощаемость процессов воображения. У них отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, представления детей о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Они затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку [3].

С. П. Кондрашов и С. В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период дошкольного возраста, наряду с существенным снижением всех видов чувствительности, наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка. В процессе экспериментов было установлено, что у детей с ОНР наблюдаются следующие специфические особенности воображения [4]:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов - представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Результаты проведенных исследований сводятся к следующему: своеобразие в развитии воображения у детей с ОНР выражается в пролонгированности его репродуктивного характера; интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности; образное видение воображаемой ситуации сформировано у дошкольников недостаточно; наблюдается низкий уровень комбинаторных способностей; деятельность воображения сочетается с подражательностью; дошкольники испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и при создании собственных замыслов.

Важно отметить, что наглядная и словесная опора не являются для детей с ОНР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества. У дошкольников с ОНР редко проявляются фантазия, выдумка в разных видах деятельности. Это сказывается на особенностях их нервной деятельности: наблюдаются инерт-

ность, медлительность, плохая переключае-мость с одного на другое. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Вместе с этим наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, неадекватная самооценка, неравномерность в формировании мотива-ционной стороны деятельности [5].

Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОНР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать: нарушения проявляются уже на этапе ориентировки в задании. Отсутствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям. По ходу выполнения работы дети часто обращаются с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.

Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности у дошкольников с ОНР: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера. У детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придает смысл действиям в игре, переводит действия с предметно-манипу-лятивного на уровень игровой деятельности, делает игру мотивированной. В основе этих трудностей, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре эти дети отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения дошколь-

РБУСНОЬООЮДЬРЕОДОООЮДЬ иоиК1ЧДЬ ОДийЕДМиБ, Vol. 17, № 38, 2018

ников между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Дети с ОНР также испытывают трудности в использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственного замысла. Некоторые только с помощью взрослого, после вербального описания характерных особенностей персонажей, способны к поиску средств выразительности образов в ролевых играх. При этом дети недостаточно владеют техникой целостно - пластического воплощения образов воображения во внешнюю форму. Следовательно, особенностью воображения детей с общим недоразвитием речи является несформированность предпосылок творческого воображения.

Таким образом, общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей и отклонений в познавательной сфере, что существенно сказывается на уровне развития творческого воображения данной категории дошкольников.

Литература

1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2000.

2. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / под ред. Л. И. Беляковой. М., 1985.

3. Селиверстов В. И. История логопедии. Медико-педагогические основы. М., 2003.

4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логоп-сихология. М., 2006.

5. Рыжова Н. В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. М., 2009.

References

1. Filicheva T. B., Tumanova T. V. Deti s obshchim nedorazvitiyem rechi. Vospitaniye i obucheniye [Children with the general underdevelopment of the speech. Education and training]. M., 2000.

2. Glukhov V. P. Osobennosti tvorcheskogo voobrazheniya u detej doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi [Features of creative imagination of preschool age children with the general underdevelopment of the speech] // Nedorazvitiye i utrata rechi. Voprosy teorii i praktiki / pod red. L. I. Belyakovoj. M., 1985.

3. Seliverstov V. I. Istoriya logopedii. Mediko-pedagogicheskiye osnovy [Logopedics history. Medic-pedagogical bases]. M., 2003.

4. Kalyagin V. А., Ovchinnikova T. S. Logopsikhologiya [Logopsychology]. M., 2006.

5. Ryzhova N. V. Razvitiye tvorchestva detej 5-6 let s ONR [Development of creativity of 5-6 years old children with GSU]. M., 2009.

* * *

FEATURES OF CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Kudrina Yulia Sergeevna

Center of Social Development and Training «World of Feelings», Russia, Moscow e-mail: kudrinayulya@mail.ru

In article the author considered features and difficulties which arise in development of creative imagination of children with the general speech underdevelopment, proved that the available problems connect with the insufficient level of development of speech skills and specifics of the emotional and informative sphere of this category of children, analyzed the specifics of development of creative imagination of preschool children with a speech underdevelopment connected with a poor stock of general information about the world around, reduced cognitive interests, difficulties in creation of the imagined situation, fragility of relations between visual and verbal spheres of the personality.

Key words: preschool child, general speech underdevelopment, creative imagination, informative sphere, game activity

Об авторе:

Кудрина Юлия Сергеевна, логопед Центра социального развития и обучения «Мир ощущений», г. Москва About the author:

Kudrina Yuliya Sergeevna, Logopedist of the Center of Social Development and Training «World of Feelings»,

Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.